Израильский АФАР дебютировал на международном рынке вооружений

22
Израильский АФАР дебютировал на международном рынке вооружений


По сообщениям авиационного обозрения Flight International, израильская компания Elta Systems заключила контракт с неназванным заказчиком на поставку радаров с активной фазированной решеткой EL/M-2052. Сумма контракта оценивается в 95 миллионов долларов.

По мнению аналитиков, самым вероятным кандидатом на роль заказчика является Сингапур. Этот контракт с высокой долей вероятности связан с заключенным ранее контрактом на приобретение шестнадцати истребителей F-15SG у американской компании McDonnell Douglas.

Стоит также напомнить, что Сингапур не впервые покупает оружие в Израиле. Буквально несколькими месяцами ранее был заключен контракт на поставку 50-ти танков Merkava Mk 4, оборудованных комплексом активной защиты.

Авиационный АФАР EL/M-2052 был впервые представлен публике в 2005-ом году и прошел испытания в израильских ВВС. Спустя 3 года эта новинка была предложена иностранным покупателям на международной выставке вооружений в Индии — Defexpo 2008.

В 2010 Индия предложила заключить контракт на поставку израильских АФАР для проекта легкого многоцелевого истребителя HAL Tejas, но контракт был сорван усилиями США под предлогом "нераспространения чувствительных технологий". В итоге HAL Tejas получил менее технологичную вариацию ПФАР EL/M-2032. Тем самым данный контракт — дебютная поставка EL/M-2052 зарубежному пользователю.

Главное преимущество АФАР EL/M-2052 перед зарубежными аналогами — его мультиплатформенность. Радар был изначально разработан как универсальный модуль, совместимый практически со всеми истребителями 4-го поколения и выше, с минимальными доработками по совместимости. Он может устанавливаться на F-15, F-16, МиГ-29/35, Су-27/33/35, J-11, J-15, Mirage 2000 и уже упомянутый HAL Tejas.



Основные возможности EL/M-2052 заключаются в параллельной работе по воздушным и наземным/морским целям, картографировании по технологии SAR, программном опознании и запоминании целей по радиосигнатуре, адаптации к РЭБ воздействию в реальном времени и определенных РЭБ возможностях.

Краткое описание технических характеристик EL/M-2052 AESA FCR в экспортном варианте:
Размер антенны: изменяется в соответствии с габаритами самолета носителя.
Вес установки: 130-180 кг (в зависимости от размера антенны).
Мощность излучения: 4-10 кВт (в зависимости от размера антенны).
Число приёмно-передающих модулей: до 1500 (в зависимости от размера антенны).
Кол-во одновременно сопровождаемых целей: до 64.
Зона обзора по азимуту: до 200°.
Дальность обнаружения цели с ЭПР=1m2: около 120 морских миль.
Инструментальная дальность: около 280 морских миль.



Для справки:
Активная фазированная антенная решётка (АФАР) — разновидность фазированой антенной решётки (ФАР).
В активной фазированной антенной решётке каждый элемент или группа элементов имеют свой собственный миниатюрный микроволновый передатчик, что позволяет обойтись без одной большой трубки передатчика, применяемой в радарах с пассивной ФАР. В активной фазированной решётке каждый элемент состоит из модуля, который содержит щель антенны, фазовращатель, передатчик и часто также приёмник. Особенность, которая может использоваться только в активных решётках, — способность управлять усилением индивидуальных приёмно-передающих модулей. Если это может быть сделано, диапазон углов, через которые луч может быть отклонен, существенно увеличивается, и таким образом многие из ограничений геометрии решёток, которые имеют обычные фазированные решётки, могут быть обойдены.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 августа 2014 07:56
    Плохо, как бы нам не от стать в производстве АФАР.
  2. +4
    29 августа 2014 07:59
    Там столько наших бывших ... в том числе из многих профильных КБ по данной теме ... я удивляюсь ... что так долго тянули с разработками)))
  3. 0
    29 августа 2014 08:02
    А по этому прибору передать привет Сашку Билому можно?
    1. +8
      29 августа 2014 08:10
      Можно.
      Только лично. Но требуются некоторые изменения в конструкции.

      Сами планируете отправиться или гонца подготовили...
  4. Dart_Veyder
    +4
    29 августа 2014 08:06
    Стоит также напомнить, что Сингапур не впервые покупает оружие в Израиле. Буквально несколькими месяцами ранее был заключен контракт на поставку 50-ти танков Merkava Mk 4, оборудованных комплексом активной защиты.

    А заключил ли, насколько мне известно никаких подтверждений нету, только слухи.
    1. +3
      29 августа 2014 09:22
      Цитата: Dart_Veyder
      А заключил ли, насколько мне известно никаких подтверждений нету, только слухи.

      Вы абсолютно правы.
      1. +1
        29 августа 2014 09:29
        Цитата: профессор
        Цитата: Dart_Veyder
        А заключил ли, насколько мне известно никаких подтверждений нету, только слухи.

        Вы абсолютно правы.


        Слухи-то идут тоже не на ровном месте! Интересно, а зачем и против КОГО вооружаться Сингапуру? Это же большой город на небольшом острове в окружении Индонезии и Малайзии - в общем-то, дружественных государств. Или это рука Китая, желающего получить для изучения образцы передовой техники? Учитывая национальный состав Сингапура, возможно, этот вариант и не такой уж абсурдный.
        1. +2
          29 августа 2014 09:33
          Цитата: andj61
          Интересно, а зачем и против КОГО вооружаться Сингапуру? Это же большой город на небольшом острове в окружении Индонезии и Малайзии - в общем-то, дружественных государств.

          Вы это о чем? Оба этих государства спят и видят жемчужину в своих владениях, особенно Малайзия.
          1. 0
            29 августа 2014 10:52
            спят и видят жемчужину в своих владениях
            "Милофон" что ли есть? laughing
            1. +2
              29 августа 2014 11:06
              Милофон??? Али "миелофон"???
            2. +4
              29 августа 2014 11:15
              Цитата: STALGRAD76
              "Милофон" что ли есть?

              Типа того. wink Историю Сингапура знаю хорошо, бывал там неоднократно. Знаю что светский Сингапур окружен странами с исламскими режимами. Более того, Израиль создал армию Сингапура "по образу и подобию своему" и мой бывший коллега принимал в этом участие.
  5. +3
    29 августа 2014 08:07
    Молодцы, что сказать. И рынок активно продолжают завоевывать, пока некоторые сопли жуют.
    Вот единственный у меня вопрос по поводу поставок "Колесницы" Сингапуру - танк тяжелый, порядка 60 т., разработан специально для пустынной местности с каменистым грунтом. Как такая весчь будет себя вести в джунглях и болотах Сингапура? или он приобретался исключительно для городских условий? Ведь никто больше "Меркаву" не покупает, слишком специфическая машина, для вполне определенного ТВД. Сингапурские военные не просто так ведь его купили, значит он был как-то адаптирован для условий Индокитая?
    1. +3
      29 августа 2014 08:16
      В первую очередь, он был "адаптирован" под условия ОБСЛУЖИВАНИЯ в Индокитае, когда даже любой, самый блестящий гвоздь ржавеет за полдня...
      Тогда танк можно "обслуживать" с небольшим перерывом на обед.
    2. 0
      29 августа 2014 08:35
      а как можно его адаптировать то? гусеницы более широкие поставить? вес то никуда не денется.
    3. +1
      29 августа 2014 09:09
      Цитата: inkass_98
      Вот единственный у меня вопрос по поводу поставок "Колесницы" Сингапуру - танк тяжелый, порядка 60 т., разработан специально для пустынной местности с каменистым грунтом...



      1. +1
        29 августа 2014 13:11
        Цитата: А Нас Рать
        А Нас Рать

        В жизни всё встречается! И хорошее и плохое. Не стоит об этом забывать!
    4. +4
      29 августа 2014 09:27
      Цитата: inkass_98
      танк тяжелый, порядка 60 т., разработан специально для пустынной местности с каменистым грунтом.

      Нет. Подножье Голанских высот - болота и сами высоти зимой полны грязюки.

      Цитата: inkass_98
      Как такая весчь будет себя вести в джунглях и болотах Сингапура?

      В самом Сингапуре кроме острова Синтоза джунглей и болот практически не осталось. Болота есть и в Израиле.

      Цитата: inkass_98
      Ведь никто больше "Меркаву" не покупает, слишком специфическая машина, для вполне определенного ТВД.

      До 2010-го года Меркава не то что не предлагалась на экспорт, но даже на выставках не участвовала.

      Цитата: inkass_98
      Сингапурские военные не просто так ведь его купили, значит он был как-то адаптирован для условий Индокитая?

      Да не купили они ничего- "ведут переговоры" и то не понятно кто именно.
  6. ВИКТОР-61
    +1
    29 августа 2014 08:08
    да вооружение модернизируется с каждым годом наука так и летит вперед я уверен что наши в этом неотстанут многое зделанно конструкторами за последнее время
  7. +3
    29 августа 2014 08:11
    Российская корпорация Фазатрон-НИИР ведет разработку 3D радара для беспилотника Альтаир программа называется Альтиус и прошла стадию НИР и переходит к этапу опытно- конструкторских работ
    1. +1
      29 августа 2014 10:23
      Цитата: bionik
      Российская корпорация Фазатрон-НИИР ведет разработку 3D радара для беспилотника Альтаир программа называется Альтиус и прошла стадию НИР и переходит к этапу опытно- конструкторских работ.

      3D радары - это многодиапазонные АФАРы позволяющие получить трехмерное отображение контроллируемого пространства. Они даже погоду показывают.
      Кстати радар "железного купола" сделан по этому принципу, это и позволяет быстро просчитывать место падения приближающихся ракет.
      Обсуждаемый в статье радар тоже, так как в заявленных возможностях - отслеживание меторологической обстановки по курсу.

      1. +3
        29 августа 2014 11:09
        Про "Железный купол", как то видел любительское видео работы по целям, впечатление невероятное, пуск 8-10шт. ЗУР за 3-5сек. и перехват каждая свою цель, зрелище потрясающее...
        1. +3
          29 августа 2014 16:56
          Цитата: STALGRAD76
          Про "Железный купол", как то видел любительское видео работы по целям, впечатление невероятное, пуск 8-10шт. ЗУР за 3-5сек. и перехват каждая свою цель, зрелище потрясающее...

          Вот перехват 15-ти в одном залпе.


          А вот самый зрелищный из ночных перехватов.
  8. +5
    29 августа 2014 08:39
    ну нас этим не удивить
  9. 0
    29 августа 2014 08:50
    "Инструментальная дальность: около 280 морских миль."

    Вот такая малипуська?
    1. +2
      29 августа 2014 09:02
      Цитата: saag
      Вот такая малипуська?

      Данные скорее всего при максимальном количестве ППМ, т.е. 1500 шт.
    2. +1
      29 августа 2014 10:29
      Цитата: saag
      "Инструментальная дальность: около 280 морских миль."

      Вот такая малипуська?

      По современному определению, международная морская миля равна 1852 метрам.
      То есть где то 520 км... мало? request
      1. +1
        29 августа 2014 12:03
        Цитата: А Нас Рать
        То есть где то 520 км... мало?

        Товарища изумили размерения АФАР, а не характеристики.
    3. +3
      29 августа 2014 20:32
      Вот такая малипуська?

      Чем выше диапазон рабочих частот, тем меньше физические размеры.
  10. +1
    29 августа 2014 09:52
    Российская АФАР 2006года РЛС «Жук-АЭ» (FGA-29) с диаметром антенны 575 мм и сниженным до 680 количеством ППМ (170 счетверенных модулей), работающей в Х-диапазоне длин волн, был изготовлен в 2006 г., прошел цикл испытаний на стенде корпорации «Фазотрон-НИИР» и в конце года был установлен на демонстрационный образец истребителя МиГ-35. В марте этого года планируется начать его летные испытания на борту самолета. Ожидается, что дальность обнаружения воздушных целей составит 130 км, при этом сохраняются все остальные характеристики исходного проекта РЛС с АФАР: возможность сопровождения и ракетного обстрела большого количества целей, совмещение режимов работы, высокоточные режимы картографирования (с разрешением до 1х1 м) и т.п. Углы отклонения луча по азимуту и углу места составляют ±60° (зоны обзора ±10, ±30, ±60°), импульсная мощность – не менее 3,4 кВт. Масса РЛС снижена до 220 кг. В дальнейшем планируется(напоминаю, статья 2006года) вернуться к большему диаметру АФАР (688 мм), количество ППМ при этом достигнет 1064, а дальность обнаружения воздушных целей увеличится до 200 км.
  11. +1
    29 августа 2014 10:05
    РЛС с АФАР Ш-121 (модернизированная НО-11М «Барс») разработки НИИ Приборостроения им.В.В.Тихомирова.Разработка РЛС начата в 2004 г., стендовые испытания начаты в ноябре 2008 г. Впервые РЛС продемонстрирована на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Выпуск второго экземпляра планируется к лету 2010 г. Испытания РЛС Ш121 должны начаться в 2010 г. на летающей лаборатории Су-30МК2 (борт №503). Прототип РЛС установлен на Т-50-3 (борт №053). Летные испытания РЛС на Т-50-3 начаты 8 августа 2012 г. 14.09.2012 г. в СМИ появилась информация о том, что НИИП им.Тихомирова изготовлены уже 4 образца РЛС. "На сегодняшний день уже изготовлено четыре полномасштабных образца АФАР.В составе антенной решетки около 1500 (1526 шт по некоторым данным) приемо-передающих модулей Х-диапазона (монолитные интегральные схемы СВЧ-диапазона - МИС СВЧ) производства АО «Исток» (г.Фрязино) суммарной мощностью от 12 до 20 кВт по разным данным. Системы РЛС выполнены на отечественной элементной базе "на основе наногетероструктур GaAs" (арсенид галлия). После принятия на вооружение серийное производство РЛС планируется развернуть на Рязанском приборном заводе (производственные возможности на 2009 г. до 50 РЛС с АФАР в год).
    Дальность обнаружения - более 400 км (крупные радиоконтрастные цели)
    Одновременно сопровождается до 60 целей
    Одновременно обстреливается до 16 целей
  12. +1
    29 августа 2014 12:08
    Вес установки: 130-180 кг

    Вот это да... Помню в истории создания Су-27 писали, что самолёт потерял продольную неустойчивость по причине превышения массы БРЛС на 700 кг. от расчётной... А тут 180 кг.
  13. +2
    31 августа 2014 15:57
    Подробности о радаре http://www.iai.co.il/sip_storage/FILES/4/36834.pdf. Правда на англ языке, но кто не ленивый, переведет. И оценивать и сравнивать сей механизьм с "аналогами" нужно не по внешнему виду, а по его ТТХ. А они весьма впечатлающие, А если учесть что израильская фирма ЕЛТА создала целую линейку подобных радаров в том числе очень компактных, то образцы продукции фирмы ELTA неплохо бы приобрести не только Сингапуру но и России. Кстати, наличие бывших сов спецов в израильской оборонке и оборонке прочих западных стран несколько преувеличено. Не сильно там доверяют бывшим сов спецам. Отдельные личности, конечно, как то прорываются, но массовым это явление не стало