Первый боевой робот

5


Как известно, человеческий разум устроен так, что едва ли не любую техническую новинку он сразу же стремится приспособить для войны и уничтожения себе подобных. Не стала исключением и радиосвязь - ее появление закономерно подтолкнуло изобретателей к разработке дистанционно-управляемых боевых машин. Первопроходцем в этом деле стал французские инженер Гюстав Габе, который спроектировал, построил и относительно успешно испытал первую в мире радиоуправляемую торпеду.

Испытания состоялись в в Шалон сюр Соне в феврале 1909 года в присутствии генерала де ла Рока, давшего высокую оценку увиденному. Согласно его отчету, торпеда четко повиновалась радиокомандам, передаваемым с береговой станции наведения, совершала повороты в обе стороны и могла двигаться по спирали. Правда, заявленной изобретателем скорости в 30 узлов она не достигла.

Несмотря на благоприятный отзыв, французских военных изобретение не заинтересовало, финансовой поддержки Габе не получил, а его аппарат так и остался в единственном экземпляре, не сохранившемся до наших времен.





Торпеда Габе представляла собой железное полупогруженное двухкорпусное судно, приводимое в движение восьмицилиндровым бензиновым двигателем с водяным охлаждением. Нижний корпус с двигателем, радиоаппаратурой, аккумуляторами и 90-килограммовым боезарядом целиком находился под водой на глубине примерно двух метров. Верхний корпус-поплавок располагался на поверхности и служил для установки антенных мачт и воздухозаборника двигателя. К мачтам крепились флажки, с помощью которых радионаводчик отслеживал движение торпеды.
Вверху - французская почтовая открытка и фотоснимок, на которых изображен спуск на воду радиоторпеды рельсовым паровым краном.



Поплавок был весьма уязвим от ружейно-пулеметного огня, а развевающиеся на мачтах флажки служили отличным ориентиром не только для наводчика, но и для вражеских корабельных стрелков. Это стало одной из главных причин отказа французского ВМФ, да и всех остальных флотов от явно опередившего свое время изобретения Габе. Второй причиной была ненадежность и малый радиус действия радиоаппаратуры, третьей - относительно низкая мореходность машины, ну а четвертой - высокая цена изделия.







Радиоторпеда на плаву. Хорошо виден раструб воздухозаборника на передней мачте и загнутая вниз выхлопная труба перед задней. Назначение газового баллона, прикрепленного к передней мачте, мне не совсем понятно, тем более что он заметен только на некоторых снимках.





Первый боевой робот


Гюстав Габе возле своего изобретения.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 сентября 2014 10:03
    Весьма не дурно для 1909 года!
  2. 0
    17 сентября 2014 10:53
    Видимо дороговизна и несовершенство технологий не позволили развивать мысль дальше. Только век двадцать первый опять активно возвращает к идее беспилотных аппаратов (есть мнение, что аппараты подводные, пока, больше подходят для распила ден. средств, чем для чего-либо другого).
    1. +1
      17 сентября 2014 14:07
      Цитата: 505506
      есть мнение, что аппараты подводные, пока, больше подходят для распила ден. средств, чем для чего-либо другого).

      Только потому, что они под водой и их не видно?
      1. 0
        18 сентября 2014 04:08
        Нет, потому что их прикладное применение, по сравнению с наземными и воздушными, пока напоминают шаги младенца. При том, что обещаний и описаний радужных перспектив более чем. И под это бла-бла выделяют деньги. Пока это больше похоже на ситуацию с царь-танком.
  3. 0
    17 сентября 2014 11:30
    Мне больше понравились, катера управляемые с провода, и заминированые. Использовались в 1 мв, довольно удачно, для разрушения молов.