Тайны подводной войны. Часть первая

26


В январе 1943 года командующий фашистским подводным флотом контр-адмирал К.Дениц пребывал в отличном настроении. У его начальника, главнокомандующего флотом гросс-адмирала Редера, были большие неприятности по службе. На совещании 30 декабря Гитлер назвал выпестованные гросс-адмиралом линкоры и крейсера никуда не годными посудинами, потребовал снять с них артиллерию главного калибра и передать ее береговой обороне.

Замещавший тогда Редера вице-адмирал Кранке поспешил заверить фюрера, что крупные надводные корабли не отстаиваются в защищенных базах, а ведут активную борьбу на коммуникациях. Вот как раз сейчас линкор «Лютцов» , тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и шесть эсминцев готовятся нанести удар по конвою, идущему в СССР. Услышав это, Гитлер смягчился, но ненадолго. Уже на следующий день английское радио информировало мир, что конвой благополучно пришел в Мурманск, а немецким кораблям пришлось туго. Тяжелый крейсер поврежден, а один эсминец потоплен.

Гитлер, и без того взвинченный положением армии Паулюса в Сталинграде, приказал вывести из состава флота все крупные корабли и вызвал к себе Редера. 6 января Редер, выслушав рассуждения фюрера о том, как надо воевать на море, вручил Гитлеру прошение об отставке. Теперь были все основания ожидать, что пост главнокомандующего будет предложен Денницу, у которого дела шли отлично.

Ожидания не обманули Денница: 30 января 1943 года он получил чин гросс-адмирала и пост главнокомандующего флотом. А уже 11 апреля на совещании у Гитлера он, указывая на угрожающий рост потерь подводных лодок, потребовал резкого увеличения их выпуска. А по прошествии еще двух недель после совещания разразились события, положившие конец так называемой третьей фазе подводной войны в Атлантике.

Тайны подводной войны. Часть первая
Гросс-адмирал Карл Дениц

Третьей фазой западные историки называют период с весны 1942 по март 1943 года — период рекордных успехов фашистских подводников. За 13 месяцев они потопили 1221 транспорт суммарным водоизмещением 6,65 миллиона тонн — по полмиллиона тонн в месяц! Это более чем вдвое превышает соответствующую цифру второго периода (июнь 1940 — февраль 1942) и более чем вдесятеро первого (сентябрь 1939 — май 1940). Интенсивно строились и новые лодки — в среднем по 20 единиц в месяц. Во второй и первой фазах: 13,8 и 1,8 соответственно. Но Денница при всех этих успехах беспокоил рост потерь. Если в первых двух фазах его подводники теряли ежемесячно 2,5 и 2,3 лодки, то в третьей — 9,2.

Еще в предвоенные годы моряки узнали про новый английский гидролокатор «асдик», способный обнаруживать лодки. Английская печать утверждала, что этот прибор полностью лишает подводный корабль его главного средства защиты (скрытности) и делает подводную войну бесперспективной.

Денниц тогда только посмеивался: опыты, проведенные немцами с аналогичным прибором — прибором «S», как его называли, — говорили, что точность «асдика» резко падала, когда лодка уходила на большую глубину, а кроме того, прибор не обнаруживал всплывшую лодку. Это привело Денница к мысли о ночных атаках из надводного положения. А спустя несколько лет условия, сложившиеся во второй фазе подводной войны в Атлантике, облегчили практическое осуществление печально знаменитых «волчьих стай».



Поясняю. Надводные скорости тогдашних дизель-электрических лодок достаточно высокими: 16-18 узлов, — подводные же вдвое меньше 7-9 узлов. Идя под водой, лодка не могла догнать даже самый тихоходный транспорт и это было положено союзниками в основу организации конвоев. Группе транспортников, шедших быстрее, чем подлодки под водой, атаки с кормовых углов не угрожали. Атаковать их враг мог только спереди, а именно здесь и концентрировался эскорт с глубинными бомбами, шумопеленгаторами и «асдиками».

И тогда фашистские подводники перешли к тактике «волчьей стаи». Вытянувшись вдоль предполагаемой линии конвоя с интервалами 25-30 миль, десять-пятнадцать субмарин ждали появления цели. Лодка, первой обнаружившая конвой, оповестив о его появлении командование и соседние лодки, продолжала вместе с ними наблюдать за целью, — дожидаясь темноты, с наступлением которой все субмарины всплывали и сразу делаясь невидимыми для «асдиков», и с большой скоростью устремлялись на добычу. Атакуя со всех направлений, координируя свои действия с помощью радио, «волки» заставляли силы эскорта распыляться и безнаказанно расстреливали транспорты торпедами и артиллерией.

Но ранней весной 1942 года от командиров подводных лодок, действовавших в Бийскайском заливе, стали поступать донесения (и все чаще) о странных событиях. Там ночами, когда лодки, всплывшие на поверхность для зарядки аккумуляторных батарей, были, казалось бы, в полной безопасности, на них внезапно обрушивались бомбовые и артиллерийские удары. По свидетельствам немногих уцелевших, впечатление было такое, что с самолетов лодки видны в ночной темноте, как днем.



Было ясно, что союзники применили радиолокацию. Но как англичане ухитрились втиснуть громоздкую станцию в самолет?

Вскоре в обломках сбитого английского самолета была найдена радиолокационная станция ASV — коротковолновая, а потому и компактная. Германия отказавшаяся от коротких волн в радиолокации еще в довоенные годы, извлекла на свет старые разработки, после чего удивляться пришлось союзникам: количество радиолокационных засечек подводных лодок резко сократилось. Радары союзников практически ослепли — пока не обнаружилось явление, позволившее найти разгадку. А именно: летчики, вовремя заметившие субмарину и вышедшие на нее в атаку, обратили внимание на то, что с приближением самолета к лодке эхосигнал исчезал с экрана радара. Следовательно, командир лодки тоже как-то видел самолет и успевал принять свои меры. Чем видел? Не иначе как прибором, способным обнаруживать радиоизлучение с длиной волны 1,2 м, на которой работали английские радары.

Так оно и было. Но в мае 1943 года немецкие поисковые приемники «Fu-MG» перестали засекать работу английских радаров. В этом месяце число потопленных субмарин достигло небывалой ранее цифры — 41, а к концу года потери составили 237 лодок — почти в три раза больше, чем в 1942 году.

Немецкие специалисты изнемогли, разгадывая новый секрет английской противолодочной обороны. Вначале было решено, что англичане применили аппаратуру инфракрасного обнаружения. Затем немцы сочли, что союзники создали прибор, обнаруживающий слабое излучение самого приемника «Fu-MG», выводящий на него, как на маяк, противолодочный самолет. И эксперименты как будто это подтвердили. Развернулась лихорадочные поиски такого приемника, который обнаруживал бы приближающиеся самолеты, не выдавая при этом себя. Как вдруг немцам удалось сбить над Роттердамом английский самолет, радиолокатор которого работал на волне всего лишь 9 сантиметров.

Это произвело в Германии ошеломляющие впечатление: оказалось, немецкие физики, провозгласившие технически непригодным диапазон волн, меньших 20см, допустили крупнейший просчет.

Десять лет спустя и американские специалисты, анализируя операции подводных сил в Атлантике, безоговорочно приписали радарам решающую роль в уничтожении фашистского подводного флота. Как это ни парадоксально, мысль о техническом превосходстве союзников оказалось на руку и бывшим фашистским подводникам, которые получили возможность списать собственные просчеты на близорукость промышленных руководителей и бездарность ученых и инженеров рейха. «Техническое превосходство союзников как в увеличении выпуска самолетов, так и в оснащении их радиолокационными приборами, — писал после войны немецкий контр-адмирал Э. Годт, — решило исход борьбы». Ему вторил адмирал флота В. Маршалл: «Самолеты и радиолокаторы противника свели на нет успехи германского подводного флота». Еще категоричнее в пользу решающей роли радара в подводной борьбе и оправдывая свое бессилие, высказался сам Денниц: «С помощью радиолокации враг лишил подводные лодки их основного качества — неожиданности. Этими методами угроза подлодок была ликвидирована. Успех в подводной войне союзники завоевали не превосходящей стратегией или тактикой, но превосходящей техникой».

Не отрицая большой роли радиолокационной технике в поиске и уничтожении подводных лодок, находящихся на поверхности, задумаемся, можно ли одним только превосходством в радиолокации объяснить успехи союзников в противолодочной борьбе?

Сомнение в том, что главную роль в противолодочной войне сыграли радары, одним из первых высказал в книге «Подводный флот Третьего рейха. Немецкие подлодки в войне, которая была почти выиграна. 1939-1945 гг.» бывший фашистский подводник Х. Буш. Он указал на огромную важность работы радиопеленгаторных станций, простирающихся от Азорских островов до Гренландии и от восточного побережья США до Англии. С помощью этих станций союзники могли не только перехватывать практически все переговоры подводных лодок между собой и с береговым командованием, но и определять местоположение каждой лодки в океане.

Однако во время войны фашистское командование было за эту сторону дела спокойно: немецкие морские коды считались неразгаданными. И для такой убежденности были весьма веские основания. Но об этом — в следующей части.

Продолжение следует…

Использованная литература:
Буш Х. Подводный флот Третьего рейха. Немецкие подлодки в войне, которая была почти выиграна. 1939-1945 гг.
Денниц К. Десять лет и двадцать дней.
Иванов С. U-boot. Война под водой // Война на море. №7.
Смирнов Г. История техники // Изобретатель-рационализатор. 1990. №3.
Блэйр К. Подводная война Гитлера (1939-1942). «Охотники».
Роувер Ю. Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    23 декабря 2014 07:55
    Спасибо, ждём продолжения...
  2. Крэнг
    -5
    23 декабря 2014 08:55
    Вообще то наши разгадали код "Энигма" в 41-м, тогда как американцы мучились с ним до 44-го года. Они японский код JN-25 разгадали тока в 43-м.
    1. +7
      23 декабря 2014 11:51
      Ссылочку на источник информации о наших успехах в разгадке кода "Энигма" привести не затруднит?
    2. +2
      24 декабря 2014 08:29
      Нет, в 1940 англичане захватили "Энигму" на U-110, а в 1942, модернизированную "Энигму" вместе с шифровальными блокнотами захватили на U-559.

      Наши не разгадывали "Энигму", но и союзники не сообщали, что бы не рассекретить свой успех.

      Американские дешифровальщики из HYPO, раскрыли JN-25 в мае 1942 года, что во многом решило исход битвы за Мидуэй, а битва за Мидуэй, произошла в июне 1942 года.

      Для справки тов. Крэнг wink
      1. Крэнг
        0
        24 декабря 2014 15:05
        Цитата: Pazifist87
        Наши не разгадывали "Энигму",

        Разгадывали. Это сами же НАТОвцы говорят. В 41-м наши разгадали.
    3. +2
      24 декабря 2014 18:02
      Американцы знали японский дипломатический код ещё в 41-м и прекрасно были осведомлены о намерениях самураев нападать ан Пёрл-Харбор.
  3. +6
    23 декабря 2014 09:10
    Рекомендую книгу бывшего командира подводной лодки Кригсмарине Герберта А. Вернера "Стальные гробы". Без приукрас и все подробно!
    1. +1
      24 декабря 2014 08:25
      Начал читать. Интересно. Удивила осадка двухмачтовой яхты в 60 футов (18.6 м типа авианосец?) и автономность дизелюхи в 7 месяцев.
      1. 0
        24 декабря 2014 09:03
        Для общего обзора рекомендую книгу "Стальные гробы рейха", Курушина Михаила.

        Что ценно там есть список с краткой информацией по всем у-ботам, год закладки\спуска\ввода в строй, командиры, походы, причины гибели, и т.д.
  4. +4
    23 декабря 2014 09:12
    Цитата: Крэнг
    Вообще то наши разгадали код "Энигма" в 41-м, тогда как американцы мучились с ним до 44-го года. Они японский код JN-25 разгадали тока в 43-м.


    Вообще-то японские коды читали с самого начала! И были в курсе подготовки и нападения на Перл-Харбор!И даже получили текст меморандума Японцев даже раньше вручения послом! Продолжение все знаем! И....учите историю!
    1. +5
      23 декабря 2014 11:25
      Про то, что американцы знали о предполагаемой атаке на Перл-Харбор, не существует ни одного достоверного подтверждения. Японские коды американцы действительно читали. Дипломатические. А вот военно-морские коды японцев удалось расколоть уже только во время войны. Из депеш, отправляемых японцами по дипломатическим каналам, можно было понять, что самураи собираются воевать. Но вот об атаке на Перл-Харбор в этих сообщениях, по понятным причинам, не было ни слова. Поэтому получив сведения о начале войны, американское руководство разослало ВСЕМ своим силам на Тихом океане предупреждение. Мол нужно ожидать враждебных действий японцев. Без конкретики. При этом наиболее опасным считалось направление Филлипины - Малайя. Действия против Перл-Харбора считались наименее вероятными по причине его удаленности от основного предполагаемого ТВД. Хотя и адмиралу Киммелу общее предупреждение тоже было направлено. Про возможную атаку базы крупными силами авианосной авиации американское командование не знало. Да и то куцее предупреждение по некоторым техническим причинам пришло Киммелу уже после японской атаки.
      1. 0
        24 декабря 2014 09:07
        JN-25 разгадали в группе дешифровки Тихоокеанского флота (HYPO) в мае 1942 года, и полностью знали о предстоящей операции императорского флота по захвату Мидуэя.

        Что, вообщем то и решило исход битвы... Хотя непосредственно в битве все решил случай, и самоотверженность американских палубных пилотов.
        1. Kassandra
          0
          26 декабря 2014 04:54
          просто на ключах свой кадр сидел, котоырй потом слинял вместе с алгоритмом-с.
    2. Комментарий был удален.
  5. +5
    23 декабря 2014 12:17
    Снова тиражируется миф о нелюбви Деница к надводным кораблям. Да, он был конкурентом Редера, ему был ближе подводный флот, но именно он спас надводные корабли от разделки на металл, после того, как стал главкомом. Цену надводному обеспечению и прикрытию подлодок он знал.
    1. +2
      23 декабря 2014 16:36
      Цитата: Delta
      Цену надводному обеспечению и прикрытию подлодок он знал.

      Не сомневаюсь в грамотности Дёница, но по ходу войны, у немецких подводников так и не появилось надежного прикрытия с моря и воздуха.
  6. +3
    23 декабря 2014 13:09
    А почему Дёниц с двумя "н" ("Денниц") в статье пишется-то?
    Карл Дёниц - Karl Dönitz
  7. +4
    23 декабря 2014 13:16
    Англичане сначала сделали радарное ПВО по всему побережью
    и получили раннее предупреждение о воздушных атаках,
    потом начали ставить радары на каждый бомбардировщик и
    получили возможность уверенно бомбить Германию по ночам,
    когда перехватчики были слепыми.
    И на военные корабли, и самолеты разведчики, конечно.

    Интересная подробность: чтобы как-можно дольше скрыть от
    немцев появление радаров, англичане специально делали
    время от времени бомбовые промахи, утюжили пустые участки
    моря. И немцы довольно долго думали, что точечные уничтожения подводных
    лодок - досадные случайности.
    1. +2
      23 декабря 2014 15:37
      Слышал байку, что британских летчиков усиленно кормили морковью. Якобы для лучшего зрения в темное время суток (своеобразная "деза" для прикрытия наличия радаров на самолетах). Ну а потом связка морковь-зрение получила широкое распространение. Интересно, это на самом деле байка или имело место в реальности?
      1. +1
        23 декабря 2014 17:40
        Обычно усиленно кормят морковью тех укого руки или ноги коротковаты.
      2. +5
        23 декабря 2014 19:39
        Вообще-то у британских военных моряков издавна кличка
        "леммиз" ( лимоноеды).
        Их боцманы принудительно, в строю, заставляли жрать отвратительно-кислые
        лимоны, чтоб цинги не было...
        Про морковку не слышал, но не удивлюсь, что это правда. Британцы - странные
        ребята, мазохисты с прикидами. smile
        1. 0
          24 декабря 2014 09:14
          Еще грог они придумали от цинги, простуды и усталости...


          Вот грог - вещь) За то королевским морячкам спасибо smile
      3. +2
        23 декабря 2014 20:12
        Цитата: Nester
        Интересно, это на самом деле байка или имело место в реальности?

        Ученые до сих пор спорят, полезна ли морковь для улучшения зрения или нет. До консенсуса пока очень далеко. Но факт остается фактом - в моркови содержится большое количество бета каротина, который препятствует развитию катаракты, дегенерации желтого глазного пятна, и даже слепоты. В тоже время нет никакой прямой зависимости между остротой зрения и количеством съеденной моркови.
        1. +2
          23 декабря 2014 22:42
          Вы совершенно правы насчет свойств моркови, но дело в том,что бета-каротин очень плохо усваивается организмом.Иное дело -ягода черника.Содержащиеся в ней питательные вещества и комплекс витаминов благотворно влияют на зрение,улучшают его остроту. особенно в темноте.Немцы в войну включали экстракт черники в обязательное меню ночных летчиков-истребителей и пилотов Ме-163. У английских боцманов могли быть свои причуды, но есть лимоны рекомендуют не только от цинги,но и от пародонтита, т.е воспаления десен.
      4. +4
        23 декабря 2014 20:46
        Цитата: Nester
        Ну а потом связка морковь-зрение получила широкое распространение. Интересно, это на самом деле байка или имело место в реальности?

        - Доктор, это правда, что морковка полезна для зрения?
        - Безусловно! Вы когда-нибудь видели зайца в очках?
    2. Kassandra
      0
      26 декабря 2014 04:49
      ну на ночных истребителях LW тоже были радары, причем получше... так что морковкой вас кормят wassat
  8. -1
    23 декабря 2014 14:50
    "линкор «Лютцов»" ???
    Это Линкор? Это очень далеко от этого класса судна, на которое автор статьи это классифицируется.
    1. +3
      23 декабря 2014 20:50
      Цитата: stoqn477
      Это Линкор? Это очень далеко от этого класса судна, на которое автор статьи это классифицируется.

      Во-первых, более грамотно выражайте свои мысли. Во-вторых, "Лютцов" классифицируется как тяжелый крейсер, что находится от линкора на "один шаг в сторону". Тяжелые крейсера типа "Дойчланд" в обиходе даже называли "карманными линкорами", что не совсем четко с научной точки зрения, но вполне адекватно с оглядкой на его характеристики.
  9. +1
    23 декабря 2014 16:33
    Как раз данное противостояние и показало, что нет универсальной "вундервафли", способной решить исход войны. Каждое оружие служит для определенной цели и эффективно при взаимодействии с другими системами. Без поддержки надводного флота и авиации, подводный флот Германии был обречен.
    1. Комментарий был удален.
  10. Николав
    +1
    23 декабря 2014 17:06
    Факторов много. Радары,рассекреченные коды. Ещё один фактор - появление значительного количества экскортных авианосцев, что значительно расширило возможности авиации по борьбе с подводными лодками.
  11. +3
    23 декабря 2014 23:25
    Флот,самостоятельно, войн не выигрывает.Он оказывает поддержку с моря сухопутных сил. При этом подводные силы решают ряд специализированных задач,способных повлиять на ход и исход военных действий на суше. До высадки союзников в Нормандии германский подводный флот ценой огромных потерь сдерживал их стремление перевести открытие " второго фронта" в активную фазу. Повинуясь закону физики действие одной стороны вызывало противодействие другой. Раскрытие шифров и кодов приводило к появлению более сложных их комбинаций,гидролокаторы надводных кораблей заставили лодки погружаться глубже,использование авиации привело сначала к появлению шноркеля.Лодки стали дольше находиться в подводном положении без всплытия на поверхность. а торпеды стали акустическими и не оставляли на поверхности характерный след. Внедрение в авиации поисковых радиолокаторов вынудили усилить зенитную артиллерию на лодках,а позднее оснастить их РЛС и системами постановки помех. В конце войны новые двигатели позволили создать в Германии лодки со скоростью подводного хода,превышающей возможности эскортных кораблей,высокоэффективные торпеды с большой скоростью хода и дальностью стрельбы. Война вступала в новую, еще более жестокую фазу,но было уже поздно.С востока все яснее слышался рев двигателей и лязг гусениц русских танков...
    Что касается обеспечения выхода лодки в море надводными кораблями и авиацией,то оно осуществлялось воюющими сторонами практически одинаково, т.е. его либо вообще не было,либо оно было минимальным.
  12. 0
    24 декабря 2014 09:28
    в марте 1945 года потери союзников на море резко подскочили ,немцы научились обманывать и сонары и радары,при том что у них на подходе были очень совершенные лодки XXI и XXIIIсерий,еще на Ялтинской конференции Прездент США Ф.Рузвельт просил Сталина ускорить захват Готенсхафенна(Гдыни),где эти лодки строили
    1. Kassandra
      0
      26 декабря 2014 04:51
      их построили под 200шт (XXI и XXIII серии) но они почти все простояли без дела потому что все обученные экипажи к ним в конце янв.1945г утопил Маринескою

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»