Легендарный Валерий Чкалов

19
Легендарный Валерий Чкалов


Валерий Чкалов родился на берегу Волги в селе Василеве, в семидесяти пяти километрах от Нижнего Новгорода. Вся жизнь односельчан и его семьи была связана с великой русской рекой. Его прадед и дед были бурлаками и таскали бечевой баржи, отец был сормовским рабочим, а затем котельщиком Василевского затона.



В 1918 году сильный молодой парень Валерий Чкалов пошел работать кочегаром на волжские суда. Но мечтал он тогда о бескрайних просторах неба. В 1919 году Валерий добровольно вступил в ряды Красной Армии. Сначала работал на сборке и ремонте самолетов, а через два года в награду за хорошую работу был направлен в авиационную школу.

Летом 1924 года молодой летчик-истребитель прибыл в 1-ю Краснознаменную истребительную эскадрилью. Она была преобразована из отряда, которым ранее командовал П.Н. Нестеров. Валерий Чкалов летал с душой, отважно, смело, и вскоре стал метким стрелком, выдающимся мастером высшего пилотажа и воздушного боя. Он был человеком творческим, дерзким новатором в летном деле. И не случайно по частям Военно-воздушных сил полетела молва о Чкалове как о чудо-летчике.

Однако его смелые полеты, основанные на точном расчете и безукоризненной технике пилотирования, рассматривались некоторыми командирами только как нарушение укоренившихся норм и правил. Однажды в полете у Чкалова случился просчет, произошла авария, и его, в назидание другим, в 1929 году демобилизовали из армии.

Но Чкалов не ушел из авиации. Он работает в Ленинградском Осоавиахиме, катает на тихоходном «Юнкерсе» Ю-13 желающих полетать. Охотно поднимает в первый полет хрупкие планеры, построенные энтузиастами конструкторами Ленинградского аэроклуба.

В 1930 году по решению Я.И. Алксниса В.П. Чкалов был возвращен в военную авиацию и назначен летчиком-испытателем в НИИ ВВС. В это время здесь работали испытатели М.М. Громов, А.Б. Юмашев, И.Ф. Петров, А.Ф. Анисимов, И.Ф. Козлов и другие первоклассные военные летчики. Выдающиеся мастера высшего пилотажа, Валерий Павлович Чкалов и Александр Фролович Анисимов вскоре стали верными и неразлучными друзьями. Служба в НИИ свела с В.П. Чкаловым молодого летчика Георгия Байдукова. Вскоре между ними установилась крепкая дружба, которая прошла строгую проверку в испытательных полетах и во всемирно известных дальних перелетах.

В НИИ Чкалову поручаются наиболее трудные и ответственные задания. Он испытывал самолет И-5, в воздушных «боях» с А.Ф. Анисимовым проверял возможности новых советских истребителей, терпеливо выявлял причины летных происшествий при посадке разведчика Р-1, испытывал на ТБ-1 новые авиационные бомбы.

Зимой 1931 года в НИИ ВВС начинаются летные испытания комплекса «Звено», разработанного инженером В.С. Вахмистровым. В состав «Звена» входили самолет-носитель ТБ-1 и два истребителя И-4, установленных на плоскостях бомбардировщика.



Первый полет «этажерки» (так назвали летчики детище Вахмистрова) состоялся 3 декабря 1931 года. Самолет ТБ-1 пилотировали А.И. Залевский и И.Ф. Козлов. Истребителем, установленным на левом крыле, управлял В.П. Чкалов, истребителем на правом крыле — А.Ф. Анисимов. Взлет «этажерки» был выполнен со всеми четырьмя работающими моторами. На высоте 1000 метров истребители отцепились от носителя и пристроились к нему. Так строем, крыло к крылу все самолеты и приземлились.

Испытывая истребители, В.П. Чкалов усовершенствовал и видоизменял многие фигуры высшего пилотажа. Некоторые фигуры он отрабатывал и выполнял впервые. С полным правом он считается автором замедленной управляемой бочки и восходящего штопора. Он довел до совершенства перевернутую петлю Нестерова, выход из перевернутого штопора и другие сложные маневры. В 1933 году В.П. Чкалов становится летчиком-испытателем авиационного завода имени В.Р. Менжинского и до конца своей жизни работает с талантливым авиаконструктором Николаем Николаевичем Поликарповым. В эти годы в конструкторском бюро Н.Н. Поликарпова были созданы истребители ЦКБ-3 (И-15), ЦКБ-12 (И-16) и другие самолеты. Летчик-испытатель Чкалов становится непосредственным участником конструирования и постройки новых самолетов.

Опытный образец истребителя И-15 был готов в октябре 1933 года. Совершив несколько пробежек по аэродрому, Чкалов поднимает И-15 в воздух. После первого полета начинается обширная программа летных испытаний, доводка и усовершенствование конструкции. В.П. Чкалов испытывает И-15 строго и требовательно, выискивает скрытые возможности самолета, «учит» новый истребитель летать.



Испытания продолжаются зимой и колеса самолета заменяются лыжами. Но в одном из зимних полетов оборвался узел переднего амортизатора левой лыжи, и она повисла носом вниз. Теперь при посадке самолет наверняка зацепит лыжей за землю и перевернется на спину через нос. Испытатель мог покинуть самолет и спастись на парашюте, но Чкалов решил посадить аварийный самолет. На минимальной скорости он подвел самолет к земле и спарашютировал на снег. Самолет почти без повреждений лег на спину. После небольшого ремонта испытания были успешно закончены, и И-15 начал выпускаться серийно.

В 1936 году Н.Н. Поликарпов создал новый вариант истребителя И-15-бис. Этот самолет также был испытан В.П. Чкаловым и получил путевку в серийное производство. Еще не были закончены испытания И-15, а из ворот опытного цеха на аэродром был выведен истребитель-моноплан И-16. В последний день декабря 1933 года В.П. Чкалов поднял красный И-16 в первый полет. В одном из полетов на И-16 левая нога шасси не встала на свое место. Летчик-испытатель решил выпустить аварийную ногу под действием перегрузок. Для этого он выполнил с максимальными перегрузками целый каскад фигур высшего пилотажа. Только после резкого вывода самолета из крутого пикирования левая нога вышла и встала на свое место. Усталый, но довольный Валерий Павлович мягко посадил самолет на Центральный аэродром. По рекомендации В.П. Чкалова, поддержанной Серго Орджоникидзе, Н.Н. Поликарпов полностью переделал систему выпуска и уборки шасси.

Испытания самолета близились к завершению, когда некоторые специалисты стали утверждать, что И-16 не сможет выйти из штопора. В.П. Чкалов был уверен в высоких летных качествах истребителя и настоял на проведении дополнительных испытаний на штопор. После красивого взлета Чкалов набрал над аэродромом высоту 2000 метров, выполнил несколько витков левого штопора, прекратил вращение самолета, а затем выполнил несколько витков правого штопора. То же самое он повторил с высоты 1000 м. После выхода из штопора летчик показал на малой высоте целый каскад фигур высшего пилотажа. Последняя фигура завершилась безукоризненной посадкой.

Этим блестящим полетом Валерий Павлович дал путевку в небо отличному самолету. Уже в феврале 1934 года был выпущен первый серийный И-16, который также был испытан В.П. Чкаловым. По своим летно-тактическим данным И-16 в 1934-1936 годах стал лучшим истребителем в мире. 2 мая 1935 года Чкалов был среди участников авиационного парада на Центральном аэродроме. В заключение парада Валерий Чкалов с особым блеском продемонстрировал высший пилотаж на новом истребителе.



По инициативе К.Е. Ворошилова бригада конструкторов П.О. Сухого под руководством Туполева разработала рекордный дальний самолет РД (АНТ-25). Зимой 1935 года Г.Ф. Байдуков уговорил В.П. Чкалова полетать на АНТ-25. Валерий Павлович опробовал самолет в воздухе, убедился в его высоких летных качествах и загорелся идеей перелета через Северный полюс в Америку. Вскоре В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков разработали маршрут перелета через полюс и обратились в ЦК партии с просьбой разрешить такой перелет. Планы экипажа горячо поддержал Серго Орджоникидзе. В начале июня 1936 года во время одного из совещаний в ЦК партии по вопросам авиации Орджоникидзе доложил о подготовке перелета И.В. Сталину. После некоторого раздумья Сталин предложил для перелета маршрут Москва — Ледовитый океан — Петропавловск-на-Камчатке. Этот маршрут и был утвержден.

На рассвете 20 июля 1936 года полностью заправленный и загруженный краснокрылый АНТ-25 замер на горке в начале взлетной полосы подмосковного аэродрома. Опробован мощный мотор, убраны колодки, и В.П. Чкалов начинает трудный взлет. Первые 12 часов тяжело нагруженный самолет пилотирует командир. Десять часов двигатель работал на максимальных оборотах. Только над Кольским полуостровом Валерий Павлович сбавил обороты двигателя.

В районе острова Виктория самолет развернулся на восток, прошел над архипелагом Земли Франца-Иосифа и взял курс на Северную Землю. Над Петропавловском-на-Камчатке самолет сделал круг и развернулся в направлении устья Амура. Над Охотским морем погода ухудшилась, началось обледенение самолета. Экипаж получил радиограмму Серго Орджоникидзе с приказом прекратить полет и сесть при первой возможности. В это время самолет шел на высоте пятнадцати метров над бушующим Охотским морем. Надвигалась ночная темнота, когда впереди показался маленький остров Удд, изрезанный оврагами и покрытый многочисленными озерами.

На этот мало приспособленный для посадки клочок суши Чкалов и решает посадить АНТ-25. Валерий Павлович осторожно подводит самолет к земле, перетягивает овраг и на три точки сажает огромный самолет на крупную гальку. После 56 часов непрерывной работы умолкает мотор. Чкалов, Байдуков, Беляков спускаются на землю. Глядя на целый и невредимый самолет, остановившийся между крупных валунов, неподалеку от заполненных водой оврагов, Г.Ф. Байдуков точно оценил трудную посадку: «Такое мог сделать только Чкалов».



На следующий день на остров была доставлена телеграмма, в которой правительство горячо поздравило экипаж с завершением полета. А 24 июня пришло сообщение о том, что В.П. Чкалову, Г.Ф. Байдукову и А. В. Белякову присвоено звание Героя Советского Союза.

Вскоре на острове Удд, переименованном в остров Чкалов, была построена деревянная взлетная полоса длиной 500 метров. С этой полосы 2 августа 1936 года В.П. Чкалов совершил взлет и повел АНТ-25 на Москву. 10 августа на подмосковном аэродроме летчиков встречали руководители правительства.

21 мая 1937 года экспедиция О.Ю. Шмидта достигла Северного полюса, и М.В. Водопьянов посадил флагманский корабль на лед. А через четыре дня правительство разрешило экипажу В. П. Чкалова перелет через Северный полюс в США.

Старт был назначен на 18 июня. Как и в прошлом году перегруженный самолет начинал разбег с горки. В 1 час 04 минуты по Гринвичу Чкалов совершает безукоризненный взлет. В 4 часа 15 минут 19 нюня на высоте 4150 метров АНТ-25 проходит над Северным полюсом. Самолет пилотирует Г.Ф. Байдуков. Уставший после первых часов полета В.П. Чкалов уснул. Штурман А.В. Беляков с особой точностью измеряет высоту солнца и определяет координаты самолета. После очередных измерений он сообщает Байдукову, что самолет летит над Северным полюсом. Через несколько минут Байдуков будит Чкалова и вполне серьезно докладывает: «Прошли вершину мира. На полюсе торчит здоровый кусок оси твоего любимого «Шарика». Заметили, что ось сильно поржавела».

За полюсом относительной недоступности самолет забирается на высоту 5700 метров. «Бреем по верхушкам облаков», — пишет Беляков в бортжурнале. Впереди по курсу высота облаков достигает 6500 метров. Самолет входит в облака и начинает покрываться льдом. Чкалов и Байдуков решают снижаться. Самолет был уже под облаками, когда произошел выброс из расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Штырек водомера — «чертик» скрылся, возникла угроза перегрева и заклинения двигателя. Чкалов и Беляков сливают в бачок всю питьевую воду и вообще всю жидкость, имеющуюся в кабине. Вскоре «чертик» появляется под стеклянным колпаком. Мотор спасен, Байдуков постепенно увеличивает обороты двигателя и устанавливает самолет в режиме горизонтального полета.

Над Канадой самолет встречается с циклонами и антициклонами. Высота верхней кромки облаков достигает 5-7 километров. Чкалов решает пересечь Скалистые горы и выйти к Тихому океану. Самолет пилотирует Г.Ф. Байдуков. На борту кончается кислород. Чкалов и Беляков отдают остатки кислорода Байдукову. На высоте 6000 метров кислород заканчивается, и Георгий Филиппович переводит самолет в снижение. На высоте 3500 м над Тихим океаном самолет выходит из облаков.

Самолет идет курсом на Сан-Франциско. Но погода впереди ухудшается, и экипаж решает вернуться в Портленд. В районе Портленда туман, идет дождь. На самолете опять плохо с водой в системе охлаждения; кончается бензин.

На высоте ниже 100 метров АНТ-25 делает круг над аэродромом Портленда. Но Чкалов решает садиться на военном аэродроме в Ванкувере на другом берегу реки Колумбии. Байдуков заходит на посадку, Чкалов ему помогает. Облегченный самолет долго несется над землей, и наконец его колеса мягко касаются американской земли. Перелет закончен. За 63 часа 16 минут АНТ-25 прошел по маршруту 9130 км. Расстояние от Москвы до Ванкувера по дуге большого круга 8582 километра.

Экипаж В.П. Чкалова, первым проложил кратчайший воздушный путь из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки.

Летчики не отдохнули еще и трех часов после трех суток полета, а в Ванкувер устремился поток телеграмм. Нарушил американские традиции и прислал в воскресный день приветственную телеграмму советским летчикам и президент США Ф.Д. Рузвельт.



В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков стали в США самыми популярными людьми. В каждом городе, куда они приезжали, их встречали тысячные толпы простых американцев.

Дни пребывания В.П. Чкалова и его друзей в Америке были заполнены еще и большой напряженной работой. В июле через полюс в США должен был вылететь на другом самолете АНТ-25 экипаж М.М. Громова. Поэтому экипаж В.П. Чкалова составил подробный отчет о своем полете и сообщил в Москву рекомендации и предложения о графике и маршруте перелета.

А в конце июля 1937 года Москва торжественно встретила В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова. После митинга на площади у Белорусского вокзала открытые автомобили, увитые гирляндами цветов, с летчиками направились в Кремль.

В 1937-1938 годах фашистская Германия усиливает подготовку к войне и начинает вооружать свои «Люфтваффе» новыми типами самолетов. Эти новинки проходят испытания в Испании. В конце1937 года в небе Испании появились фашистские истребители Ме-109Е, максимальная скорость которых значительно превосходит таковую у И-16.

В ответ на это, коллектив конструкторов под руководством Н.Н. Поликарпов разрабатывает новый истребитель И-180, который имеет лучшие данные, чем Ме-109Е. В создании И-180 принимает участие и летчик-испытатель В.П. Чкалов.

Морозным декабрьским днем 1938 года В.П. Чкалов поднимает И-180 в воздух. Перед завершением полета двигатель начинает давать перебои, а затем останавливается.

Нос самолета направлен на скопление деревянных домов и бараков, недалеко от границы аэродрома. Чкалов решает отвернуть от построек, чтобы спасти людей на земле. Краснокрылый истребитель с остановившимся трехлопастным винтом стремительно снижается в направлении пустыря. Перед самой землей летчик отворачивает самолет от длинного барака. При этом самолет задевает крылом столб и врезается в груду досок. От сильного удара летчика вместе с сиденьем выбрасывает из самолета.

Так погиб на своем посту Валерий Павлович Чкалов, до конца выполнив свой долг летчика-испытателя. Рожденный летать, он управлял самолетом до последнего мгновенья своей жизни, пока глаза видели родную землю, а руки держали штурвал.



Источники:
Кириленко Ю. Летать рожденный / Кириленко Ю., Рыбалко В.В. // Крылья Родины: сб. статей. — М.: ДОСААФ СССР, 1983. — С.72-77.
Беляков А. Валерий Чкалов. — М.: ДОСААФ СССР, 1987. — С.4-20, 43-76, 111-168.
Якубович Н.В. Чкалов. Взлет и падение великого пилота. — М.: Эксмо, 2012. — С. 63-98, 240-251.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    4 февраля 2015 07:53
    Были же люди!
    Огромный + автору за то что не стал вспоминать тупые байки про его подстроенную гибель
    1. +5
      4 февраля 2015 15:46
      Уважаемый коллега Денис, я с Вами согласен, Чкалов Валерий Павлович был выдающийся пилот и неординарная личность. Ещё в школьные годы он стал для меня идеалом. С годами интерес к этой легендарной личности не пропал. Стал интересоваться, а что же он представлял как человет (увы, все люди многогранны, а уж неординарные личности тем более). И вот здесь открылось много интересного, что даёт понять поведение Чкалова В.П., его резкие повороты на жизненом пути (в том числе и причину, по которой он оказался в тюрьме), причину взлёта на вершину славы, и... причину гибели.
      Увы, автор данной статьи написал лакированных портрет Чкалова В.П., словно сейчас не XXI век, а 50-70 годы прошлого века. Да, и в те времена о некоторых грехах Валерия Павловича писали иногда.
      Если бы автор написал статью действительно соответствующую биографии великого лётчика, коим был Валерий Павлович, то статья только бы выиграла от этого. Люди бы могли увидеть не золочённую статую, а живого человека, стремящегося в небо, ошибавшегося, но подымавшегося и вновь устремлявшегося ввысь.
      О причинах гибели. Если коротко, то причина гибели Чкалова В.П. - недисциплинированности пилота, нарушевшего полётное задание, а так же в желании руководства завода и некоторых чиновников авиапрома направить Сталину победный рапорт о новом самолёте к дню рождения вождя. Это было установлено уже тогда. Материалы комиссии по расследования катастрофы есть давно в обороте, их можно легко найти в инете.
      1. +2
        4 февраля 2015 16:39
        Для тех, кто ставит минус, советую почитать книгу: Якубович Н.В.- Чкалов. Взлет и падение великого пилота
        Это наверное наиболее информационное произведение о жизненом пути Валерия Павловича Чкалова.
        Сразу предупреждаю, это произведение написано не для либерастов.
      2. +1
        4 февраля 2015 17:00
        Цитата: Гамдлислям
        недисциплинированности пилота, нарушевшего полётное задание, а так же в желании руководства завода и некоторых чиновников авиапрома направить Сталину победный рапорт о новом самолёте

        Еще можно добавить что испытывать машины на окруженном постройками аэродроме мягко говоря опасно
        Цитата: Гамдлислям
        А вот причина, почему этот самолёт не был запущен в серию- это тайна за семью печатями

        На самом деле причина видимо в конкуренции разных КБ,имевших высоких покровителей.Например под Артема Микояна специально было создано КБ из сотрудников.....ранее работавших у Поликарпова и передан задел по истребителю и-200 (Миг-1)
        1. +1
          4 февраля 2015 18:13
          Цитата: Pilat2009
          На самом деле причина видимо в конкуренции разных КБ,имевших высоких покровителей.Например под Артема Микояна специально было создано КБ из сотрудников.....ранее работавших у Поликарпова и передан задел по истребителю и-200 (Миг-1)

          Уважаемый коллега Михаил, я с Вами согласен, что между разными КБ была конкуренция, особенно острая между их руководителями. Но в 1938 году (до гибели Чкалова В.П.) вопрос об создании новых КБ не стоял. Было только принято решение о реорганизации Наркомата обороны (наркомат авиапромышленности был образован 11.01.39 г., а затем уже и началась организация новых КБ). А вот возня чиновников в этой связи, за места под солнцем (то бышь за кресла), вполне могла оказать влияние на руководство завода с вылетом самолёта.
          1. 0
            4 февраля 2015 19:01
            А вот История с запуском И-180 в серию действительно тёмная. Если сначала директор завода делал ставку на истребитель Пашинина (главный конструктор заводского КБ), то почему он саботировал запуск в дальнейшем, когда стало ясно, что пашининский истребитель неудачный, непонятно. И самое интересное то, что за это директор не лишился даже начальствующего кресла.
            Директор завода исполнил приказ о прекращении выпуска И-16 только после того, как прибывший на завод зам. наркома схватил пожарный топор и стал рубить почти готовые самолёты в сборочном цехе.
            Тяжело шёл на этом заводе и запуск в серию истребителей ЛаГГ.
    2. sdg32dg
      0
      5 февраля 2015 07:08
      Хочу дать один совет! Бросал курить раз 100 наверное без толку, пока не прочитал про этот метод, через неделю уже забыл что такое сигарета, здесь всё грамотно расписано http://dimasmok.blogspot.com
  2. +4
    4 февраля 2015 08:09
    Чкалов - человечище! Побольше бы таких энтузиастов в наше время, которые готовы трудиться за Родину, а не за преславутые бумажки.
    1. 0
      10 февраля 2015 08:58
      Вот это сомнительно. Откуда сейчас возьмутся такие люди. Система ценностей изменилась. Новые поколения стремятся только к одному понты и деньги. И государство поддерживает эти стремления.
  3. +5
    4 февраля 2015 08:42
    Гибель Чкалова поставила крест на перспективном самолете И-180, а заодно и на творческой карьере Поликарпова. Вот так их судьбы оказались связаны.
    1. +1
      4 февраля 2015 16:05
      Цитата: inkass_98
      Гибель Чкалова поставила крест на перспективном самолете И-180, а заодно и на творческой карьере Поликарпова.

      Уважаемый коллега Юрий, Вы не совсем правы, гибель Чкалова В.П. скорее всего затормозила доводку и испытание И-180. А вот причина, почему этот самолёт не был запущен в серию (работы по запуску в серию велись на авиазаводе в Горьком), хотя решение о запуске было принято на Политбюро - это тайна за семью печатями. Мало того, директор завода даже не пострадал за это. Лишь в 1940 году появился приказ наркома о прекращении работ по И-180 и переходе на выпуск ЛаГГ-3.
      А в судьбе Поликарпова Николая Николаевича эта карастрофа сыграла негативную роль.
  4. +4
    4 февраля 2015 08:46
    Гибель Чкалова окутана мраком, вывод комиссии плохо прогретый двигатель. Однако Чкалов летчик с опытом полетов в Арктике не мог полететь на непрогретом двигателе. Есть версия, что это были интриги против Поликарпова, был нанесен удар по его самолету. История темная.
    1. +1
      4 февраля 2015 16:16
      Цитата: Барбоскин
      Гибель Чкалова окутана мраком, вывод комиссии плохо прогретый двигатель.

      Уважаемый коллега Максим, нет в выводах комиссии ничего про яковы "плохо прогретый двигатель".

      Цитата: Барбоскин
      История темная.

      Всё выяснилось уже в те времена. Был Приказ по ВВС, где эти выводы (касающиеся недисциплинованности пилота) обобщались с другими (повлекшими катастрофы и аварии), доводились до личного состава. Другое дело, что материалы комиссии и Приказ были закрытыми документами (с гриформ "Секретно" или для "Служебного пользования", а потому в советское время закрыты для широкого пользования.
    2. +2
      4 февраля 2015 17:03
      Цитата: Барбоскин
      не мог полететь на непрогретом двигателе

      Там была неудачная конструкция жалюзи.Есть свидетельство что жалюзи просто срезали.Грубо говоря в полете двигатель переохладился
      1. 0
        4 февраля 2015 18:51
        Уважаемый коллега Михаил, чтобы не гадать на кофейной гуще, предлогаю Вам обратиться к книге Якубовича Н.В. - "Чкалов. Взлет и падение великого пилота". Там хорошо разобраны причины катастрофы со ссылкой на материалы следственной комиссии.
  5. +2
    4 февраля 2015 10:12
    Этому выдающемуся лётчику-испытателю стоит памятник в подмосковном городе Химки.Я нивкоем случае не против этого, просто, как ни старался, не могу проследить связь Чкалов-Химки.
  6. 0
    4 февраля 2015 10:35
    Ответ на свой вопрос нашёл на данном ресурсе:foretime.ru/chkalov-himki/
  7. +6
    4 февраля 2015 10:55
    Памятник Валерию Павловичу в Нижнем Новгороде.
  8. +1
    4 февраля 2015 14:28
    Цитата: Барбоскин
    Гибель Чкалова окутана мраком, вывод комиссии плохо прогретый двигатель. Однако Чкалов летчик с опытом полетов в Арктике не мог полететь на непрогретом двигателе. Есть версия, что это были интриги против Поликарпова, был нанесен удар по его самолету. История темная.


    Дык? в 80-е и 90-е годы было всем известно, что замахнув с утречка, по своему обыкновению, стакан человеческой крови Сталин позвонил Лаврентию Берии с просьбой испортить систему управления жалюзями на самолете Чкалова. Берия незаметно прошел на аэродром и открутил на И-180 несколько болтов и перепилил все тяги управления. После чего пришел к Сталину, и они, пообедав, привычно отправились раскулачивать кулаков, и раскорячивать коряков. Это всем известные факты.
  9. +2
    4 февраля 2015 15:25
    Легендарный...одним словом все сказано про этого человека!!!!
  10. 0
    4 февраля 2015 19:17
    Легендарный человек! а поселение где рожден был - звалось Василева Слобода - ныне Чкаловск Нижегородской области . музей чкалова в нем супер - ант - 25 в полный рост!
  11. с1н7т
    +2
    4 февраля 2015 20:29
    Давно читал Голубева "Лечу за мечтой", кажется. Так мне в 70-е даже было удивительно - только Гражданская закончилась, вроде, всё в руинах, жрать нечего, а уже начали самолёты по-тихоньку строить, испытывать. Появились на ровном месте конструкторские школы. Народ в небо из деревни пошёл - тот же Чкалов, например. Из тёмной деревни - в испытатели новейших истребителей! А мы 25 лет на всём готовом, что осталось от Союза - всё ниже и дальше от Чкаловых, Поликарповых. Оксюморон какой-то. Высшую школу делают недоступной, в среднюю - ОАО РПЦ рвётся. Грустно всё как-то.
    Откуда Чкалов появился? Из мечты - "мы наш, мы новый мир построим!". А какая мечта у народа теперь? Это как "красную машину" с НХЛ на Кубке вызова сравнивать, наверное, когда 6:1. Вот и мы теперь как те НХЛ-овцы - за деньги в лицо Харламову - легко! И всё равно проиграли.
    Отвлёкся, простите.
    Чкалов - яркий пример человека с Мечтой. Сколько их было тогда? Ответ в книге Стефановского "Сто неизвестных". И - ни слова о деньгах, как о мериле ценностей. Вот были люди!
  12. +3
    5 февраля 2015 04:13
    О Чкалове написано много. Это был выдающийся летчик и неординарная личность, сочетавшая в себе лучшие качества русского характера. Ему было трудно удержаться в жестких рамках наставлений и инструкций. Всенародному любимцу, Герою Советского Союза, комбригу, депутату Верховного Совета мало кто осмеливался перечить. Это и привело к печальным последствиям. В последнем полете при испытании И-180 он нарушил полетное задание, конечно же из лучших побуждений, но недоведенный, еще «сырой» мотор отказал. Жаль, что так случилось, но в авиации мелочей нет.
    Все конечно знают, что Н.Н.Поликарпова в стране считали «королем истребителей». Один только И-16 с 1932 по 1940 год претерпел 29 модификаций и, все же, несмотря на множество усовершенствований, морально устарел. В 1937 году в Москву доставили Ме-109Б, сбитый в Испании и незначительно поврежденный. Этот самолет знаменовал новый этап в авиастроении, передовой, конструктивный подход к концепции истребителя и тактике ведения воздушного боя.
    Трудно сказать, почему Поликарпов не увидел этой новизны. Созданный им И-17, облетанный Чкаловым, был позднее показан на авиационной выставке в Париже. При осмотре машины Главком ВВС Франции, откровенно смеялся над его конструкцией. Машина, как говорится, «не пошла», а время шло и тень приближающейся войны становилась все яснее…
    Мало кто знает, что И-180,создававшийся как замена И-16, унаследовал многие его черты: статическая неустойчивость, плохой обзор на взлете и посадке, тесная кабина, в которую трудно было влезть, особенно в зимнее время, неудачное расположение рулевых тяг, отсутствие жаропрочной перегородки, сложность доступа к магазинам пушек, плохая радиосвязь и многое другое, однако летчики, освоившие И-16,переходили на новый самолет без особенных затруднений. Нравилась хорошая скорость, мощное вооружение. Возможно, что машину могли принять на вооружение, если бы не капризный мотор М-71, который так и не удалось довести до ума. В конце концов конструктор остановил свой выбор на моторе АШ-82, но теперь уже не было свободных мощностей для производства. Лавочкину удалось вписать без особого труда новый мотор в ЛаГГ-3 и создать Ла-5. Для этого не нужно было, как в случае с И-180, менять технологическую оснастку. Это и решило дело. Первые Ла-5, несколько уступали И-180 в скороподъемности и вооружении, но Ла-5ФН уже существенно превосходил его, не говоря уж о Ла-7.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»