Вспомогательные суда проекта 20180 пополняют ВМФ России

25
Контракт на постройку очередного судна по общему проекту 20180 был заключен в 2014 году. Сообщается, что закладка четвертого судна в серии, предназначенного для ВМФ России, состоится на предприятии «Звездочка» в 2015 году. В настоящее время ведется подготовка технической документации и утверждение проекта. В СМИ появилась информация о работе над перепроектированием корабля с целью замены импортного оборудования и генераторов. Планируется, что до 2024 года российский флот должен получить 5 новых кораблей, созданных на базе проекта 20180, различного назначения от транспорта вооружений, до научно-исследовательского судна для работы в арктической зоне.

В настоящее время флоту уже передано спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180), а второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев», проходит комплекс швартовых испытаний и будет включен в состав флота уже в 2015 году. Первый корабль, построенный по проекту 20180, был передан флоту в 2010 году. В настоящее время спасательное буксирное судно несут службу в составе Беломорской военно-морской базы в составе Северного флота России. Второй корабль, морской транспорт вооружений «Академик Ковалев» (проект 20180ТВ), будет нести службу на Тихоокеанском флоте.

Вспомогательные суда проекта 20180 пополняют ВМФ России
Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Проект спасательного буксирного суда проекта 20180 был разработан центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» из города Санкт-Петербурга. На основе данного проекта были созданы также морской транспорт вооружений, получивший обозначение проект 20180ТВ (20181), и поисково-спасательное морское судно обеспечения — проект 20183. Главным конструкторам всех трех данных проектов является А. А. Форст. Главные задачи подобных кораблей — это поисково-спасательные работы, подъем крупногабаритных объектов, обследование и подъем затонувшей морской техники, морская транспортировка, перегрузка, обеспечение испытаний различной морской техники, оружия и вооружений, обеспечение процесса боевой подготовки сил флота.

В субботу, 26 июля 2014 года, Центр судоремонта «Звездочка» (Архангельская область, город Северодвинск) впервые вывел из эллинга морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалев», для того чтобы спустить корабль на воду, об этом сообщал официальный сайт предприятия. Государственный контракт на строительство и поставку для нужд Минобороны России новейшего морского транспорта вооружения был заключен в сентябре 2011 года. Разработчиком проекта данного корабля выступило ОАО «ЦМКБ «Алмаз». Корабль усиленного ледового класса предназначен для транспортировки морем, погрузки и выгрузки различных образцов вооружений. Закладка корабля состоялось в декабре 2011 года, в настоящее время корабль близок к подписанию приемного акта флотом.

Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Ровно через год 20 декабря 2012 года в главном стапельном цехе Центра судоремонта «Звездочка» состоялась торжественная церемония закладки еще одного судна в рамках данного проекта — спасательного буксирного судна (СБС) проекта 20183, который также был разработан специалистами ОАО «ЦМКБ «Алмаз» из Санкт-Петербурга. Госконтракт на производство и поставку для нужд Минобороны России новейшего спасательного судна был подписан 1 августа 2012 года. Многоцелевой корабль усиленного ледового класса предназначен для осуществления поисково-спасательных работ, транспортировки морем крупногабаритных и большегрузных контейнеров и образцов морской техники, испытательного и научно-исследовательского оборудования, специальной и военной техники. Существует возможность использования данного корабля в интересах исследования российского шельфа, а также перевозки участков трубопроводов. В состав российского флота корабль должен войти в конце 2016 года, спуск корабля на воду состоится в 2015 году.

Оба корабля — суда проекта 20180ТВ и 20183 — стали именными. Первый из них получил названием «Академик Ковалёв». Так была увековечена память выдающегося отечественного конструктора атомных стратегических подводных лодок С. Н. Ковалёва. Второй был назван «Академик Александров». Так была увековечена память одного из отцов-основателей современного российского атомного подводного флота — А. П. Александрова. Инициатива о присвоении данных имен кораблям принадлежала трудовым коллективам ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ МТ «Рубин» и Центра судоремонта «Звездочка».

Морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалёв»


Корабли проектов 20180, 20180ТВ и 20183 обладают специальными обводами корпуса и усиленной конструкцией с ледовой защитой, что позволяет им работать в северных морях. Благодаря этим своим особенностям корабли данного проекта менее требовательны к условиям работы по сравнению с кораблями, относящимися к предыдущим проектам. По сравнению с аналогами предыдущих поколений, новые суда обладают повышенными мореходными качествами, увеличенной грузоподъемностью и мореходностью, большим объемом внутренних помещений. Также они в состоянии обеспечить безопасную транспортировку специальных видов морских вооружений в условиях максимальной безопасности для людей и окружающей среды.

Корабли данного проекта оснащаются двумя дизель-электрическими силовыми установками «Шорх» KL6538В-AS06 по 3625 л.с. каждая, а также четырьмя дизель-генераторами по 1680 кВт и двумя генераторами по 1080 кВт. Движителями судна являются два винта фиксированного шага на ВРК и два носовых подруливающих устройства. Максимальная скорость хода равняется 14 узлам, экономический режим хода — 9 узлов. Все корабли оборудованы площадкой, с которой может взлететь и сесть вертолет Ка-27.

Морской транспорт вооружений 20180ТВ «Академик Ковалёв»


Спасательное буксирное судно проекта 20180

Представляет собой базовый проект, предназначенный для проведения поисково-спасательных работ. Обладает водоизмещением 5500 тонн и классической компоновкой корпуса. Общая длина корабля 96 метров, максимальная ширина — 17,9 метра. Корпус судна обладает выраженным баком и поднимающейся над ним надстройкой, на которой располагается вертолетная площадка. Наибольшая осадка корабля равняется 9,3 метра. Экипаж включает в себя до 70 человек. Судно оснащено оборудованием, предназначенным для буксировки других кораблей, а также тремя грузовыми кранами, два из которых расположен на корме судна и имеют грузоподъемность по 80 тонн каждый, высота подъема их стрел составляет от 4,5 до 19 метров. С их помощью можно проводить погрузочно-разгрузочные работы или осуществлять спуск и подъем на воду спасательных аппаратов. На судне размещаются глубоководные аппараты АС-39 «Консул» или спасательный глубоководный аппарат (СГА) «Бестер» проекта 18271. Для осуществления наблюдения за подводными объектами на борту корабля имеются необитаемые подводные аппараты «Куантум» и «Тайгер».

Морской транспорт вооружений проекта 20180ТВ (20181)

На основе базового корабля проекта 20180 был создан морской транспорт вооружений, получивший шифр 20180ТВ (20181). Корабли данного типа также обладают классической компоновкой. Длина корабля при этом была увеличена до 107,6 метра при сохранении той же максимальной ширины судна — 17,9 метра. Водоизмещение корабля за счет удлинения корпуса выросло до 6300 тонн. На корабле установлен один кран, обладающий грузоподъемностью в 120 тонн, буксировочное оборудование на корабле отсутствует. Перед надстройкой находится бак небольшого размера, экипаж — 60 человек. По некоторым данным, корабль может быть использован для обеспечения новейших российских стратегических атомных подводных крейсеров проекта «Борей» межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава».

Спасательный буксир проекта 20183 «Академик Александров»


Спасательный буксир проекта 20183

Данный корабль своими размерами повторяет головное судно проекта 20180. Главным визуальным отличием данного проекта является бак, который выполнен в закрытом виде без наличия отдельной палубы, где обшивка бака доходит до самой надстройки корабля и соединяется с ее нижней стенкой. Водоизмещение судна составляет 5400 тонн, на борту находится два крана разной грузоподъемности. Экипаж корабля состоит примерно из 65 человек. Благодаря использованию универсального набора оборудования суда имеют очень широкие возможности по решению разнообразных задач вспомогательного толка и могут как перевозить различные грузы во внутренних объемах своего корпуса, так и осуществлять погрузочно-разгрузочные работы своими силами.

Спасательное буксирное судно «Звездочка» (проект 20180)


Источники информации:
http://bastion-karpenko.narod.ru/20180TV.html
http://www.arms-expo.ru/news/armed_forces/noveyshee_morskoe_transportnoe_sudno_dlya_vmf_rossii_spushcheno_na_vodu_v_severodvinske/?sphrase_id=3070162
http://militaryrussia.ru/blog/topic-542.html
http://www.star.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    12 марта 2015 06:05
    Интересное расположение площадки для вертолета.Мне непонятна целесообразность наличия двух,пусть даже разной грузоподъемности кранов...Навряд-ли они когда-нибудь одновременно работать будут,а себестоимость судна увеличивается не на один десяток миллионов!
    1. -3
      12 марта 2015 07:23
      Цитата: RUSЛАН
      Интересное расположение площадки для вертолета.

      Ну да...хуже не придумаешь...
    2. malikszh
      +7
      12 марта 2015 07:43
      Не умничай, люди работали и думали не как ты сидишь перед компьтером и пишешь всякую ерунду. При спасательных оперциях или доставке вооружения боевым лодка требуется несколько кранов чтобы быстро разгрузится.
      1. +2
        12 марта 2015 12:37
        Зачем сразу хамить?Да и водку я с вами не пил чтобы на ТЫ переходить...Касаемо-же разгрузки,то судно всегда швартуется бортом,так-что второй кран хоть как будет бездействовать!И спешить в таких делах никто не будет,так-что"быстро разгрузиться"не стоит пытаться особенно при"доставке вооружения боевым лодкам"!Это не 2 поддона кирпича с долгуши снять.Так-что умничаете вы,кстати тоже сидя перед компьютером,а я лишь высказал свое мнение о целесообразности двух кранов на корме! hi
        1. +4
          12 марта 2015 19:41
          Цитата: RUSЛАН
          судно всегда швартуется бортом,так-что второй кран хоть как будет бездействовать!И спешить в таких делах никто не будет

          Руслан, вы кто по образованию? То, что вы пишете - полная ересь! Вы хоть раз в море что-либо разгружали или швартовались на волне к другому кораблю? И двух кранов бывает мало. И работают они совместно если груз очень тяжелый или негабаритный. А загрузка подлодки - отдельная тема. Там время выполнения операции строго регламентировано. И два поддона кирпича, что, видимо, вам ближе, снимают гораздо медленнее, чем работают класные специалисты на флоте. Особенно крутые мужики в сдаточных командах. Так что комментируйте то, в чем вы разбираетесь. А если есть сомнения, то, пожалуйста, высказывайте их в корректной форме.
          Кстати, я был лично знаком с Сергеем Никитовичем Ковалевым, акедемиком, дважды Героем Социалистического труда. Отличный был мужик! Светлая голова. В свободное время он писал картины. В основном пейзажи. Недаром говорят, что талантливый человет талантлив во всем. Он всегда оставался молодым и почти в 90 лет сам лазал у себя на даче на крышу устанавливать телеантенну. И очень приятно осознавать, что память о нем сохранена таким образом - не всякому человеку выпадет такая честь. Аж слеза наворачивается. И вспоминается Маяковский: "Товарищу Нетте - пароходу и человеку..."
        2. 0
          13 марта 2015 06:46
          Возможно один из них тяжеловес для спасательных операций, а второй универсальный несколько меньше грузоподъемности, но с большим вылетом стрелы для погрузки вооружений. И потом при подъеме объекта из-под воды они вполне могут работать одновременно.
        3. 0
          13 марта 2015 06:46
          Возможно один из них тяжеловес для спасательных операций, а второй универсальный несколько меньше грузоподъемности, но с большим вылетом стрелы для погрузки вооружений. И потом при подъеме объекта из-под воды они вполне могут работать одновременно.
    3. +6
      12 марта 2015 09:39
      Цитата: RUSЛАН
      Мне непонятна целесообразность наличия двух,пусть даже разной грузоподъемности кранов...Навряд-ли они когда-нибудь одновременно работать будут,а себестоимость судна увеличивается не на один десяток миллионов!

      За дешевизной, как правило, себе дороже гоняться. Кстати, кранов на судне не два, а три, и это не для накрутки цены, и, уж тем более, не от глупости. Ознакомьтесь с назначением судна, тогда сделаете более точные выводы. "Корабль оснащен оборудованием для буксировки других кораблей и тремя грузовыми кранами, два из которых на корме грузоподъемностью по 80 тонн и высотой подъема стрел от 4,5 до 19 метров, осуществляющие спуск и подъем спасательных аппаратов или погрузочно-разгрузочные работы. На корабле размещается глубоководный аппарат АС-39 «Консул» или СГА «Бестер» проекта 18271, для наблюдения за подводными объектами корабль оснащен дистанционно управляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Тайгер» и «Куантум»".
    4. 0
      14 марта 2015 12:30
      движки импортные, а так ничего... выглядят мощно,
    5. 0
      31 марта 2015 18:15
      Руслан, предположительно два кормовых крана по 80 т, нужны для работы с изделиями, как на пл пр. 20120 Б-90 "Саров". Т.е. объекты цилиндрической формы (как ракета или большая торпеда). Из собственного опыта могу сказать, что при погрузки МБР на пл не специализированным краном, осуществляется совместно со вторым, чтобы обеспечить равномерное распределение веса изделия и безопасно погрузить его в шахту. Транспорт "Звёздочка" много времени провёл по отработке задач с Б-90. Вот фото макета изделия и его транспортировщика в корме "Звёздочки"
    6. 0
      31 марта 2015 18:16
      Устройство транспортировки изделия Б-90
    7. 0
      31 марта 2015 18:18
      Устройство транспортировки изделия Б-90
  2. +6
    12 марта 2015 07:55
    второй кран используется как противовес, чтоб судно не перевернулось при подъеме тяжелых грузов ( в море опоры не поставишь) и оба крана одновременно не работают так как управляются с одного пульта.
    1. АцКиПаПа,
      +1
      12 марта 2015 21:10
      оба крана одновременно не работают так как управляются с одного пульта.

      Вы не правы внимательнее ознакомтесь с фото.
    2. 0
      31 марта 2015 18:19
      Оба используются
  3. TIT
    0
    12 марта 2015 08:02
    Цитата: RUSЛАН
    Интересное расположение площадки для вертолета


    Цитата: malikszh
    люди работали и думали не как ты сидишь перед

    Цитата: Nayhas
    Ну да...хуже не придумаешь...


    да просто вариантов больше не оставалось
  4. 0
    12 марта 2015 08:34
    Цитата: RUSЛАН
    Интересное расположение площадки для вертолета.

    При движении надстройки не создают завихреней и прочих возмущений воздушного потока, что упрощает посадку.
    1. 0
      12 марта 2015 23:52
      Цитата: qwert
      При движении надстройки не создают завихреней и прочих возмущений воздушного потока, что упрощает посадку.

      Да и места сколько высвободили!
  5. avt
    +1
    12 марта 2015 09:40
    good А еще в Германии парочку вспомогачей - арктических снабженцев сделали для гражданских ! Оочень нужные и ко времени суда для работы там где протяженная береговая линия и не оборудована,да и в открытом море не лишние . Хорошо что в темпе с новыми лодками новых спасателей универсалов делают .
  6. +6
    12 марта 2015 09:46
    Нормальное судно.Краны работают независимо,использование крана в качестве противовеса«...проектировщики умрут от смеха...».Видимо работу на оба борта Вы себе представить не можете,как и систему компенсации крена.Разная грузоподъёмность кранов,для более гибкого использования генераторов и возможности одновременного выполнения разных задач. Вертолётная площадка _стандартное решение для судов обеспечения при ограниченной площади палубы,тем более,что базирование лет.аппарата не предусмотрено.А вообще рад,за вспомогательный флот, пора пополнятся новыми пароходами на замену ветеранам.
  7. +2
    12 марта 2015 09:56
    флот всегда начинается с обеспечения! можно построить сколь угодно много крейсеров ,авианосцев и других больших ударных кораблей,но если не будет их нормального обеспечения,то они останутся "дорогим железом"!!! Так что возрождение нашего флота как раз и начинается с малых кораблей обеспечения и поддержки!!!
  8. -3
    12 марта 2015 11:52
    Морской транспорт вооружений по идее должен иметь бронированный корпус или отсеки для перевозки оружия, в противном случае корабль остается легко уязвимым для атак диверсантов со стрелковым вооружением
    1. +1
      12 марта 2015 13:32
      Архетектура кораблей данного проэкта не самая удачная для транспортных судов вообще,это классический"водолаз"и если на его базе строится транспорт вооружений то наверняка речь идет не о снарядах и патронах.Имеются в виду специальные вооружения,количество-дальность перевозки,имеют второстепенное значение перед условиями,на потдержание которых в заданных параметрах и расходуется значительный энергетический потенциал судна(ядерные БЧ надо постоянно охлаждать и следить еще за кучей параметров).Такие суда,как правило,далеко не ходят и всегда имеют хорошую охрану.
  9. 0
    12 марта 2015 14:40
    Проект 20183, зачем интересно они такой бак сделали, а если в шторм судно носом в волну зароется, волна прям в рулевую рубку как по направляющим пойдет
    1. АцКиПаПа,
      +1
      12 марта 2015 21:26
      Ну, Норвегии и фины уже давно так строят и ничего. Скорее наоборот вода скатывается, с бака не образуя наледи, т.к ей негде скапливаться, защищено оборудование (те-же якорные лебедки) от образования наледи из-за водной взвеси при рассекании волн. Да и пректировщики, думаю учли подобное, вероятно обводы корпуса должны этому препятствовать.
  10. +1
    12 марта 2015 16:33
    Вот они оба - Звездочка и Коваль

    И на ТВ будет лишь один основной кран - с большей грузоподьемностью
  11. +1
    14 марта 2015 15:39
    7 футов, под килем...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»