Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть первая
Это моя первая попытка писать на морскую тематику, поэтому прошу меня простить, если я не всегда использовал морскую терминологию.
Эскадренные миноносцы типа “Мэрэшть” (Distrugători clasa Mărăşti — рум.) известны ещё и как эскадренные миноносцы типа “Вивор” (Distrugători clasa “Vifor”) и “tip M” (рум.); “Mărăști-class destroyers” (англ.); крейсер-скауты класса “Аквила“ (L'esploratore classe “Aquila” — итал.); эскадренные миноносцы типа “Сеута” — “destructores Clase Ceuta” (испан.) и эскадренные миноносцы типа “Лёгкий” (СССР).
Они относятся к подклассу “лидеры эсминцев”, и их прямыми преемниками стали суда типа “Regele Ferdinand“ / tip “R” (рум.).
Всего было построено и спущено на воду 4 миноносца типа “Мэрэшть”. Эти суда приняли участие в обеих мировых войнах, и поскольку им привелось плавать под флагами разных государств, они по нескольку раз меняли не только свои названия, но и вооружение и, согласно правилам классификации страны-эксплуатанта, даже класс. В общем, они провели довольно долгую и неспокойную жизнь.
История этих кораблей началась в 1913-м году, когда Королевство Румыния разместило на итальянской верфи Патиссон, что в Неаполе (Cantieri C. & T. T. Pattison di Napoli), заказ на постройку 4-х военных судов типа “Distrugător” (по-англ. Destroyer, по-русски эскадренный миноносец, сокр. эсминец). Согласно спецификации, скорость эсминцев должна была составлять не менее 34 узлов при стандартном водоизмещении 1700 тонн. Так как судам предстояло действовать в акватории Чёрного моря, обозначили запас топлива на 10 часов для плавания на полном ходу. Вооружение должно было состоять из семи орудий (3x 120-мм/45, 4x 75-мм/50) и пяти 450-мм торпедных аппаратов. К тому же эсминцы должны были принимать запас до 50 мин и небольшое количество глубинных бомб.
Проектированием этих судов занимался инженер Луиджи Скалья (Luigi Scaglia). К слову сказать, он только что завершил строительство серии из 6-и эсминцев типа “Indomito” (Индомито) для Королевского ВМФ Италии. Изначально на верфи кораблям “румынского заказа” были присвоены литерно-цифровые наименования: E1, E2, E3, E4, но вскоре заказчик присвоил им следующие румынские названия: Vifor, Vijelia, Vârtej и Viscol. С тех пор эти суда стали известны как эсминцы класса “Вифор” (Distrugători clasa “Vifor” рум.).
СПРАВКА. Distrugători (мужской род, множественное число) читается с румынского Дис-тру-гэ-ТОРЬ. Ударение на 4-й слог. Переводится “Разрушители” или “ Эсминцы”. Distrugător (муж. род, ед. число) читается с румынского Дис-тру-гэ-ТОР. Ударение на 4-й слог. Переводится “Разрушитель” или “Эсминец”.
Vifor (муж. род, ед. число) читается с румынского ВИ-фор. Ударение на 1-й слог. Перевод: “Буря”.
Vijelia (жен. род, ед. число) читается с румынского Ви-же-ли-Я. Ударение на 4-й слог. Перевод: “Буря / Шторм / Ураган”.
Vârtej (муж. род, ед. число) читается с румынского Выр-ТЕЖ. Ударение на 2-й слог. Перевод: (Вихрь / Водоворот).
Viscol (муж. род, ед. число) читается с румынского ВИС-кол. Ударение на 1-й слог. Перевод: (Вьюга / Снежная буря / Метель / Пурга / Буран).
Шёл 1915 год, и Первая мировая война уже началась, но Италия пока ещё сохраняла нейтралитет. Однако Великобритания принуждала Италию объявить войну Австро-Венгрии, а также выступить против всех врагов Антанты. В качестве “платы за кровь” Италии был обещан ряд территорий.
Более того, Англия предоставила Италии заём в размере 50 млн. фунтов стерлингов.
Так как Италия уже готовилась к войне, то итальянцы решили не передавать заказанные эсминцы Королевскому ВМФ Румынии, и 05 июня 1915 реквизировали корабли "румынского заказа" для нужд Королевских военно-морских сил Италии. К тому времени суда “румынского заказа” находились в стадии постройки в разной степени готовности: Vifor — 60%, Vijelia — 50%, Vârtej — 20%, а Viscol даже не был заложен.
Так как эти суда значительно превосходили любой другой итальянский эскадренный миноносец тех лет в плане водоизмещения, вооружения и скорости передвижения, их переклассифицировали в крейсера-скауты (Scout cruisers), а по итальянской классификации Esploratori. Им было суждено выполнять роль лидеров эсминцев и разведчиков при эскадрах.
Приказом от 27 июля 1916 суда вошли в состав ВМС Италии, но не стали оставлять за ними прежние названия, поэтому им присвоили уже итальянские имена: Vifor переименовали в Aquila (Орёл), Vijelie — Sparviero (Ястреб-перепелятник), Vârtej — Nibbio (Коршун) и Viscol — Falco (Ястреб).
С тех пор эти суда стали известны как скауты типа “Аквила“ (L'esploratore classe “Aquila” — итал.).
Их строительство продолжалось, но, по разным причинам, зависящим от положения на театре военных действий, велось со значительными задержками.
Кроме “ребрендинга” кораблей, был пересмотрен вопрос о их вооружении. Было решено оснастить суда следующими типами вооружений: 7х 102-мм орудий с длиной ствола 35 калибров (4”/35) системы французского инженера Густава Канэ (Gustave Canet), производства английской фирмы Армстронга (Armstrong Whitworth), а также двумя спаренными 450-мм торпедными аппаратами (2x2 17,7”).
Но дошедший слух о том, что один из их будущих противников, ВМС Австро-Венгрии, планирует перевооружать свой крейсер “Адмирал Шпаун” (Admiral Spaun) путём замены 100-мм орудий на 150-мм, склонил итальянцев вооружить три своих уже достроенных судна другими типами артиллерийских систем, но тоже Канэ-Армстронга: 3х 152-мм орудий с длиной ствола 40 калибров (6”/40), 4х 76-мм орудий с длиной ствола 40 калибров (3”/40) и 2х спаренными 450-мм торпедными аппаратами (2x2 17,7”).
Пока суда достраивались, обсуждались не только возможные типы артиллерийского вооружения, но и его расположение. Ниже привожу схемы расположения вооружения на эсминцах.
Вооружение на “Aquila” и “Sparviero”, 1916-й год.
Вооружение на “Aquila” и “Nibbio”, 1918-й год.
Вооружение на “Sparviero”, 1918-й год.
В 1916 году, пока четвёртое судно ещё достраивалось, на лидере эскадренных миноносцев “Карло Мирабелло” (Mirabello-class destroyers) решили усилить вооружение путём замены носовых орудий 102-мм/35 на 152-мм/40 (102/35 Mod. 1914 на QF 6 in/40 пр-ва Armstrong-Whitworth). Однако эти орудия оказалось слишком тяжёлыми для данного типа кораблей, и попытку перевооружения признали неудачной.
Поэтому было принято решение вооружить достраивающийся, четвёртый и последний из этой серии крейсер под названием “Falco” следующим образом: 5х 4,7-дюймовых (120 мм) орудий с длиной ствола 45 калибров (4,7”/45) и 2х 3-дюймовых (76 мм) орудий с длиной ствола 40 калибров (3”/40). 2х спаренными 450-мм торпедными аппаратами (2x2 17,7”), а также 2х 6,5-мм станковыми пулеметами Fiat-Revelli образца 1914 г. Запас мин по неизвестным мне причинам отличался.
Ниже приведена таблица артиллерийского, минно-торпедного и противолодочного вооружения. Так как я переводил с нескольких иностранных языков, я не уверен насчет назначения мин: речь идёт о минах заграждения или противолодочных глубинных бомбах. Англичане пишут просто “Mines”, а итальянцы пишут “mine & bombe di profondità” — мины и глубинные бомбы. Вероятно, они могли принимать как и мины, так и некоторое количество глубинных бомб.
Aquila и Sparviero были введены в эксплуатацию в 1917-м году и успели повоевать, Nibbio повоевал всего несколько месяцев, и Первая мировая закончилась, а вот Falco был сдан в эксплуатацию в послевоенный период.
В 1920-м году Италия передала Румынии 2 из четырёх реквизированных кораблей: Sparviero и Nibbio. Они вошли в состав Румынского Королевского ВМФ, но румыны не стали оставлять за ними прежние названия, поэтому им присвоили уже другие румынские имена: Sparviero переименовали в Mărăşti, а Nibbio переименовали в Mărăşeşti и стали классифицировать как эсминцы. С тех пор эти боевые корабли стали известны как эсминцы типа Мэрэшть (Distrugători clasa Mărăşti — рум.).
СПРАВКА. Полное название кораблей: NMS “Mărăşti” и NMS “Mărăşeşti”. NMS = Nava Majestatii Sale = Корабль Его Величества.
Mărăşti читается с румынского Мэ-РЭШТЬ. Ударение на 2-й слог. Позволительно произносить на русский манер “Мэ-РЭШ-ты”. Ударение на 2-й слог.
Mărăşeşti читается с румынского Мэ-рэ-ШЕШТЬ. Ударение на 3-й слог. Позволительно произносить на русский манер “Мэ-рэ-ШЕШ-ты”. Ударение на 3-й слог.
Это населённые пункты в уезде Вранча, Румыния. Во время Первой мировой войны — зона боевых действий, где летом 1917 года румынские войска, воевавшие на стороне Антанты, одержали одну из немногих крупных побед: остановили наступление германских и австро-венгерских войск при Мэрэшешть, Мэрэшть и Ойтузе.
После передачи Sparviero и Nibbio румынскому королевскому флоту (в некоторых источниках “перепродажи”) итальянцы решили перевооружить оставленные себе суда: Aquila и Falco.
В 1937-м году на Aquila демонтировали все 3 орудия 152мм/40 и 2 из четырёх 76мм/40 орудий, а на Falco демонтировали одно из пяти орудий 120/45. В результате рокировок, два оставшихся служить под флагом итальянских ВМС судна получили одинаковое артиллерийское вооружение: по 4 орудия главного калибра 120мм/45 и по 2 зенитных орудия 76мм/40.
Королевские ВМС Румынии после получения эсминцев Sparviero и Nibbio тоже решили перевооружить их, и в 1926-м году заменили 3 орудия 152мм/40 на три 120-мм орудия.
А в 1944 году было произведено очередное перевооружение: на эсминцах Mărăşti (ex-Sparviero) и Mărăşeşti (ex-Nibbio) демонтировали по 2 из 4-х 37-мм орудий и вместо них установили по две 20-мм автоматические пушки.
Помимо этого 6,5-мм пулеметы заменили на крупнокалиберные 13,2-мм.
Я полагаю, что речь идёт о зенитной модификации 20-мм автоматических пушек “Oerlikon” серии FFS и морских палубных одиночных зенитных установках с 13.2-мм пулеметами системы Hotchkiss.
В окончательном варианте вооружение эсминцев к концу Второй мировой войны выглядело так:
11 октября 1937 итальянские Aquila и Falco были тайно проданы испанским националистам. Испанцы переименовали Aquila в Melilla (русск. Мелилья), а Falco в Ceuta (русск. Сеута). Melilla и Ceuta снова стали считать эсминцами.
История с названиями испанских эсминцев заслуживает особого упоминания, и я решил рассказать об этом более развёрнуто в следующих частях этой статьи.
Источники информации:
Franco Bargoni “Esploratori Fregate Corvette ed Avvisi Italiani, 1861-1968”; Edizioni Chillemi “Regia marina italiana, 1860 - 1946”; “Almanacco Storico delle Navi Militari Italiane, 1861-1995”; F. Favre “La Marina nella Grande Guerra. Le operazioni navali, aeree, subacquee e terrestri in Adriatico”; P. P. Ramoino “Gli esploratori italiani 1919-1938”; R. B. La Racine “In Adriatico dopo la vittoria“ Conway Maritime Press “All the World's Fighting Ships” 1906-1921; Cmdr. Neculai Padurariu "Nave romanesti sub pavilion sovietic" Nicolae Koslinski, Raymond Stanescu “Marina Romana in Al Doilea Razboi Mondial: 1939-1945” С. С. Бережной “Корабли и суда ВМФ СССР” http://ro.wikipedia.org http://it.wikipedia.org http://es.wikipedia.org http://en.wikipedia.org http://win.storiain.net http://flot.com http://tsushima.su http://www.worldwar2.ro http://www.naviecapitani.it http://forum.worldofwarships.eu http://forum.worldofwarships.eu http://www.armada.mde.es http://www.kbismarck.com http://www.marina.difesa.it http://www.regiamarinaitaliana.it http://www.marinarii.ro
Продолжение следует…
Информация