Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья

10
Уважаемые читатели! Это третья часть статьи, посвящённой судьбе румынских эсминцев класса “Mărăşti”. Первая часть статьи находится ТУТ. Вторая часть статьи находится ТУТ. В этой статье вы узнаете о судьбе последних двух кораблей этой серии: крейсерах Ниббио и Фалько.

Из рук в руки, или Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть третья


Nibbio
Название Ниббио (лат. Milvus milvus — Красный коршун): хищная птица средних размеров из семейства ястребиных. В. И. Даль описывает её так: "Заморская хищная птица Circaёtus (змееяд), близкая к орланам, питается гадами". Коршун — наиболее демоническая из всех хищных птиц. В славянской символике коршун несёт бесславную смерть: "как цыплятам".
Также ему сопутствуют образы "стремительной смерти с неба" и "падальщика".

Боевой путь этого корабля в составе ВМС Италии был недолгим.
Nibbio был введён в эксплуатацию 15 мая 1918 и во время Великой войны входил в состав 3-й разведывательной группы, дислоцировавшейся в Бриндизи. С 20 июня 1918 до заключения Компьенского перемирия (11 ноября 1918) вместе с Aquila и Sparviero принимал участие в морских сражениях в проливе Отранто (Canale d'Otranto), что находится на внешней стороне “каблука” Италии.

СПРАВКА. Пролив Отранто находится между побережьями Италии и Албании, соединяет Адриатическое и Ионическое моря и во время Первой мировой войны он имел стратегическое значение. Военно-морские силы союзников (Италии, Франции и Великобритании) заблокировали пролив, предотвратив выход австро-венгерского флота в Средиземное море. В связи с этим в проливе произошел ряд боев между австро-венгерским Императорским и Королевским флотом и объединенными морскими силами союзников.


Nibbio выходит в Тарентский залив из порта города Таранто
(внутренняя сторона “каблука” Италии), где находится база ВМС Италии. 1919-й год



Итальянский крейсер-скаут Nibbio, 1919-й год



Итальянский крейсер-скаут Nibbio, 1919-й год


После войны Nibbio вместе со своим братом-близнецом Sparviero отплыл в Константинополь, где они около года курсировали вдоль Восточного побережья Средиземного моря, а также плавали в водах Черного моря. В результате успешных переговоров между Италией и Румынией Италия передала Sparviero и Nibbio ВМС Румынии.

18 июня 1920 он был переведен в Констанцу, Румыния, где с 1 июля
на крейсере Nibbio был поднят румынский флаг и он был переименован в “Мэрэшешть” (Mărăşeşti). Согласно румынской классификации Мэрэшешть стали снова считать эсминцем. Помимо нового названия, эсминец Mărăşeşti получил и отличительный бортовой рисунок (эмблему): туз треф.


Эсминец Mărăşeşti — “Трефовый туз” румынского королевского флота
(asul de treflă al Marinei Regale Române).
Фото 40-х годов


Кстати, в колоде румынского королевского флота имелся полный комплект тузов: её дополняли 2 эсминца, заказанные на той же итальянской верфи CTT & Pattison в 1927-м году. Румыния получила корабли в 1930 году и эсминец “Реджина Мария” (NMS Regina Maria) назвали “Пиковым тузом” (Asul de pică al Marinei Regale Române), а эсминец “Реджеле Фердинанд” (NMS Regele Ferdinand) соответственно “Червовым тузом” (Asul de cupă al Marinei Regale Române).

Во время Второй мировой войны использовался в основном в качестве эскортного эсминца, для сопровождения конвоев. Некоторое время он вместе с другим румынским эсминцем (Regina Maria) обеспечивал сопровождение немецко-румынского военно-морского конвоя “Patria”.

Эсминец Mărăşeşti принимал участие в операции "60.000" по эвакуации румынских войск из Крыма, которая была выполнена в два этапа: первый с 12 апреля по 05 мая и второй с 06 по 13 мая 1944 года. Операция была так названа румынским командованием, потому что на Крымском полуострове находилось 62-65 тысячи румынских солдат и офицеров.

Несмотря на то, что второй конвой был разгромлен, и западные источники считают это крупнейшей потерей во время эвакуации румынских, немецких и словацких войск из Севастополя — гросс-адмирал Карл Денниц (главнокомандующий ВМФ нацистской Германии) и вице-адмирал Гельмут Бринкман (командующий ВМС Германии на Черном море) поблагодарили командование румынского королевского флота за чёткие и слаженные действия экипажей румынских эсминцев во время эвакуации.

29 августа 1944 года эсминец Mărăşeşti вместе с другими румынскими кораблями был захвачен в Констанце советскими войсками, 5 сентября 1944 на нём был поднят военно-морской флаг СССР, 14 сентября 1944 был введен в состав Черноморского флота, а 14 сентября 1944 эсминцу присвоили название “Лёгкий” и отнесли к подклассу эскадренных миноносцев.

Так как эсминец Mărăşeşti также не прошел ни текущего, ни тем более капитального ремонта, его вместе со своим братом-близнецом исключили из боевого состава и перевели в 78-ю бригаду учебных кораблей и с 20 октября 1944 “Лёгкий” стал фигурировать как "Борт № 23".

06 ноября 1945 года “Борт № 23 / Лёгкий” был исключен из состава ВМФ СССР, 12 октября 1945 возвращен вновь созданной Социалистической Республике Румыния, где вначале был введен как эсминец “Mărăşeşti”, затем последовала целая вереница переименований: "D1" с 1948, "D11" с 1951, "D3" с 1956 и снова "D11" с 1959-го года.


Эсминец "D11" (с 1951), бывш. "Mărăşeşti", в Констанце, август 1954 года.
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”:
особо секретный, скрывать даже от союзников



Эсминцы "D11" ("Mărăşti"), "D12" ("Mărăşeşti") и
"D21" (“Regele Ferdinand”) в Констанце. 1955-й год



Октябрь 1954 года. Эсминец "D11" (с 1951) бывш. "Mărăşeşti" в Констанце на фоне склада
(бывш. немецкого бункера времён Второй мировой).
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”



Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"). Констанца, май 1955-го года



Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"), вид из иллюминатора. Констанца, июнь 1955-го года



Эсминец "D11" ("Mărăşeşti"), вид из иллюминатора. Констанца, июнь 1955-го года



Эсминцы "D11" ("Mărăşeşti") и "D21" (“Regele Ferdinand”). Констанца, июль 1955-го года



Эсминец "D3" (бывш. " Mărăşeşti" с 1956) у бывш. павильона
королевы Елизаветы, нынче там музей порта Констанца. Август 1958-го года



Эсминец "D3" (бывш. " Mărăşeşti" с 1956). Констанца, август 1958-го года


В 1963 году эсминец “Mărăşeşti” был исключен из ВМС Румынии и разоружён, а через год сдан на слом.

Falco
Название. Со́колы (лат. Falco) — род хищных птиц семейства соколиных. Научное название Falco является производным от латинского слова «falx» (“серп”) и подчёркивает серпообразную форму крыльев в полёте. Взрослые птицы отличаются узкими клиновидными крыльями, благодаря которым они способны ловко маневрировать и развивать необычайно большую скорость в пикирующем полёте.

Последний из 4-х построенных кораблей этой серии, крейсер Фалько, был введён в эксплуатацию 20 января 1920 года, то есть более чем через год после окончания Первой мировой войны.


Крейсер-скаут Falco. 1920-й год



Крейсер-скаут Falco. 1920-й год.



Крейсер-скаут Falco. 1920-й год


01 марта 1921 года умер свергнутый и находящийся в изгнании король Черногории Никола I Петрович. Это произошло во Франции, в городе Антибе, что на Лазурном Берегу (юго-восточное Средиземноморское побережье Франции). 04 марта 1921 года крейсер Falco доставил короля Италии, Виктора Эммануила III из порта Чивитавеккья (Civitavecchia) в Сан-Ремо на похороны короля Черногории. Крейсер Falco проплыл из центральной Италии (Тирренское море) до побережья Лигурийского моря, что граничит с запада с Францией. Писалось, что король Черногории вначале был похоронен в Италии, в Русской православной церкви. Я думаю, что его похоронили в Сан-Ремо, так как там в 1913 году для русских была освящена православная церковь: храм Христа-спасителя. На следующий день, 05 марта 1921 года, Фалько совершил обратный путь и доставил итальянского монарха обратно в Чивитавеккью.

В 1937 году на Falco демонтировали одно из пяти орудий 120/45 и после артиллерийское вооружение состояло из: 4 орудий главного калибра 120мм/45 и 2-х зенитных орудий 76мм/40. В некоторых источниках пишут что на Фалько демонтировали все 5 орудий 120/45 и взамен установили 4 других орудия 120/45. 11 октября 1937 итальянские Falco и Aquila были тайно проданы Испанским националистам. Испанцы переименовали Falco переименовали в Ceuta (русск. Сеута) — территория Испании на северном побережье Марокко, напротив английского Гибралтара. Ceuta и Melilla снова стали считать эсминцами.

Как и в истории с Aquila, итальянцы не сразу исключили крейсер Falco из состава ВМС Италии. И как в истории с Aquila, испанцы на первых порах оснастили трёхтрубный Ceuta (бывш. Falco) ещё одной (фальшивой) трубой. Эсминец Ceuta частенько фигурировал под названием Velasco-Ceuta.


Falco/Ceuta во время Гражданской войны в Испании.
Обратите внимание на количество труб: одна труба фальшивая


К тому времени Ceuta-Falco, как и Melilla-Aquila считался устаревшим, и его использовали в качестве эскортного эсминца для несения дозорной и конвойной службы.
А в августе 1938 года на подходе к Гибралтару Ceuta принимал участие в нападении на республиканский эсминец “Хосе Луис Диас”. Как я уже писал выше, травлю вёл флагман франкистского флота “Канариас” в сопровождении Melilla-Aquila и других эсминцев, а также лёгких крейсеров и канонерки.

Кое-где упоминается, что помимо попадания снаряда главного калибра крейсера “Канариас”, “Диас” получил несколько попаданий от снарядов, выпущенных эсминцем Ceuta (бывш. Falco). Именно огню его артиллерии приписывают внешние повреждения эсминцу республиканцев и потери среди личного состава. В таком случае произошёл презабавный казус: переименованный и с фальшивой бородой трубой не то итальянский крейсер Falco, не то испанский эсминец Ceuta вёл стрельбу по переименованному, с фальшивыми опознавательными знаками не то испанскому Jose Diez, не то британскому эсминцу Grenville.

Затем снова пошла рутина и потянулись унылые военные будни. Скрасить их удалось лишь раз: эсминец Сеута захватил французское грузовое судно “Прадо”, которое доставляло республиканцам грузы.

После окончания войны Ceuta использовался в учебных целях, а в 1948-м году корабль был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан на слом. В истории ВМС Испании корабль Сеута фигурирует как эсминец типа “Ceuta”.



Источники информации:
Franco Bargoni “Esploratori Fregate Corvette ed Avvisi Italiani, 1861-1968”; Edizioni Chillemi “Regia marina italiana, 1860 - 1946”; “Almanacco Storico delle Navi Militari Italiane, 1861-1995”; F. Favre “La Marina nella Grande Guerra. Le operazioni navali, aeree, subacquee e terrestri in Adriatico”; P. P. Ramoino “Gli esploratori italiani 1919-1938”; R. B. La Racine “In Adriatico dopo la vittoria“ Conway Maritime Press “All the World's Fighting Ships” 1906-1921; Cmdr. Neculai Padurariu "Nave romanesti sub pavilion sovietic" Nicolae Koslinski, Raymond Stanescu “Marina Romana in Al Doilea Razboi Mondial: 1939-1945” С. С. Бережной “Корабли и суда ВМФ СССР” http://ro.wikipedia.org http://it.wikipedia.org http://es.wikipedia.org http://en.wikipedia.org http://win.storiain.net http://flot.com http://tsushima.su http://www.worldwar2.ro http://www.naviecapitani.it http://forum.worldofwarships.eu http://forum.worldofwarships.eu http://www.armada.mde.es http://www.kbismarck.com http://www.marina.difesa.it http://www.regiamarinaitaliana.it http://www.marinarii.ro
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    18 марта 2015 11:42
    Спасибо Михаил "+" good Достаточно интересная судьба у этих кораблей, несмотря на то, что к началу Второй Мировой они явно устарели - это не помешало активно их использовать. Некоторые дожили на начала 60-х, наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.
    1. +3
      18 марта 2015 12:29
      hi
      Благодарю!
      Цитата: Bongo
      они явно устарели - это не помешало активно их использовать. Некоторые дожили на начала 60-х, наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.

      Возможно дело не в техническом совершенстве итальянских кораблей, а в экономическом положении страны-эксплуатанта.
      Думаю что СССР мог себе позволить списать устаревшие Новики, а испанцы и румыны - нет.

      Концовка вышла немного скомканной - не поместилась вся информация.
      Поэтому будет небольшое продолжение 3-й части.
    2. +2
      18 марта 2015 12:31
      Цитата: Bongo
      наши "Новики" были списаны на 10 лет раньше.

      Больше удивляет как на них механизмы поддерживали в рабочем состоянии.
      1. +1
        18 марта 2015 13:25
        Цитата: Nayhas
        Больше удивляет как на них механизмы поддерживали в рабочем состоянии.

        Как я писал в статье - захваченные в Констанце эсминцы Mărăști и Mărășești не прошли не то что капитального, но и текущего ремонта, не были полностью укомплектованы запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП)и боеспособность принятых румынских кораблей вызывала у руководства советского Военно-Морского Флота обоснованные сомнения.
        Возможно поэтому с ними не стали возиться и вернули их прежним владельцам и новым союзничкам - пусть сами тратятся на ремонт.
  2. 0
    18 марта 2015 23:25
    Статье большой жирный минус. Вот за что: в статье полностью не раскрыта боевая деятельность кораблей во время Великой Отечественной войны, когда они воевали против СССР. Я понимаю, что статья писалась по западным источникам. И понимаю то, что румынам, и западу в целом, нечем гордиться по боевой деятельности кораблей данного типа, но тем не менее можно было бы использовать и отечественные источники в которых фигурируют данные корабли.
    Вот это: "Во время Второй мировой войны использовался в основном в качестве эскортного эсминца, для сопровождения конвоев. Некоторое время он вместе с другим румынским эсминцем (Regina Maria) обеспечивал сопровождение немецко-румынского военно-морского конвоя “Patria”.

    Эсминец Mărăşeşti принимал участие в операции "60.000" по эвакуации румынских войск из Крыма, которая была выполнена в два этапа: первый с 12 апреля по 05 мая и второй с 06 по 13 мая 1944 года. Операция была так названа румынским командованием, потому что на Крымском полуострове находилось 62-65 тысячи румынских солдат и офицеров." - это на кол с минусом описание. Просто автор взял и выкинул всю войну с 1941 по май 1944 года. Ограничился тремя строчками в описании 4 лет войны (1941, 1942, 1943 и 1944).
    1. +1
      19 марта 2015 12:03
      Цитата: Denis_469
      в статье полностью не раскрыта боевая деятельность кораблей во время Великой Отечественной войны, когда они воевали против СССР.

      Не понравилась статья - напишите краше и более развёрнуто.

      Цитата: Denis_469
      это на кол с минусом описание.

      Бросьте свои учительские замашки и попробуйте уважать чужой труд.

      Цитата: Denis_469
      можно было бы использовать и отечественные источники в которых фигурируют данные корабли.

      Цитата: Denis_469
      Ограничился тремя строчками в описании 4 лет войны (1941, 1942, 1943 и 1944).

      Эту возможность я решил предоставить Вам, милейший.
      Судя по Вашим комментариям к другой статье - Вы занимаетесь кое-какими исследованиями.
      Напишите хоть целую книгу.
      Желаю всяческих успехов!
  3. 0
    19 марта 2015 13:24
    Цитата: Mister X
    Не понравилась статья - напишите краше и более развёрнуто.


    Я занимаюсь историей подводных лодок, а не эсминцев. Тут с лодками проблем выше крыши, так что не до эсминцев.

    Цитата: Mister X
    Бросьте свои учительские замашки и попробуйте уважать чужой труд.

    Описать 4 года войны в 3 строчки это есть труд?

    Цитата: Mister X
    Эту возможность я решил предоставить Вам, милейший.
    Судя по Вашим комментариям к другой статье - Вы занимаетесь кое-какими исследованиями.
    Напишите хоть целую книгу.
    Желаю всяческих успехов!

    Спасибо за пожелания, но я занимаюсь подводными лодками и их боевым применением. И до эсминцев у меня руки вряд ли дойдут в ближайшие годы.
    1. +1
      19 марта 2015 13:56
      Цитата: Denis_469
      Я занимаюсь историей подводных лодок, а не эсминцев.

      В таком случае что скажете про описанную мною историю про советскую подводную лодку Медуза М-31 типа “Малютка”?
      1. 0
        19 марта 2015 14:09
        Цитата: Mister X
        В таком случае что скажете про описанную мною историю про советскую подводную лодку Медуза М-31 типа “Малютка”?

        Про "М-31" описано на моём сайте тут: http://sovpl.forum24.ru/?1-11-0-00000095-000-0-0
        Она была потоплена 17 декабря 1942 года.

        Румынский эскадренный миноносец "Марашти" к её гибели отношения не имеет.

        Не стоит на веру воспринимать никакие западные источники. По боевым действиям советского флота нужно пользоваться нашими источниками. Так и тут на западе просто приписали эсминцу победу. Это обычная практика на западе по фальсификации истории. Всё-равно там никто не проверит. А если кто-то и рискнёт проверить, то увидит, что у него шаблон порвётся, т.к. на западе все пишут одно, а русские пишут другое.
        1. 0
          19 марта 2015 14:45
          Цитата: Denis_469
          Румынский эскадренный миноносец "Марашти" к её гибели отношения не имеет.

          Я и не утверждал что имеет. Только сослался на мнение некоторых западных источников.

          Цитата: Denis_469
          Не стоит на веру воспринимать никакие западные источники. По боевым действиям советского флота нужно пользоваться нашими источниками.

          В соей статье я привёл найденные в российских источниках данные об атаках на подлодку М-31, которые не стыкуются с мнением западных источников.
          Как её могли потопить в июле 1943 года, если она погибла 17 декабря 1942 года?
          А выводы пусть каждый делает сам.
          1. 0
            19 марта 2015 14:49
            Цитата: Mister X
            В соей статье я привёл найденные в российских источниках данные об атаках на подлодку М-31, которые не стыкуются с мнением западных источников.
            Как её могли потопить в июле 1943 года, если она погибла 17 декабря 1942 года?

            Наши современные источники также разные есть. Чаще всего все переписывают друг у друга, и практически никто не занимается исследованиями вообще.
            1. 0
              19 марта 2015 15:06
              Цитата: Denis_469
              Наши современные источники также разные есть. Чаще всего все переписывают друг у друга, и практически никто не занимается исследованиями вообще.

              Бывает по-всякому.
              В рунете я нашёл такую информацию со ссылкой на журнал "Морской Сборник", №9-2000 г. и статью "Приёмка Советским Союзом кораблей итальянского флота" Капитана 2 ранга запаса С. Бережного:
              в марте 1953г. перевели исключенные из боевого состава эсминцы «Легкий» и «Ловкий». 30 декабря 1954г. все пять бывших итальянских эсминцев и миноносцев разору­жили, перевели в категорию судов обеспе­чения боевой подготовки и переформирова­ли в корабли-цели. Эсминец «Легкий» по­лучил литерно-цифровое наименование «ЦЛ-57», «Ловкий» - «ЦЛ-58», «Летный» - «ЦЛ-59», «Лютый» - «ЦЛ-60», а «Ладный» - «ЦЛ-61». В октябре 1955г. бывший «Ловкий» переоборудовали в базовый корабль воз­душного наблюдения, оповещения и связи и присвоили литерно-цифровое наименова­ние «КВН-11», а бывший «Лютый» в конце апреля 1958г. превратили в плавучую казар­му «ПКЗ-150».

              Однако и в новом качестве жизнь этих ко­раблей продолжалась недолго. Уже 31 янва­ря 1958г. первым исключили из списков су­дов флота и сдали на слом «ЦЛ-61», 31 октяб­ря 1959г. под резак автогена отправилась «ПКЗ-150», 21 января 1960г. – «ЦЛ-57», а че­рез два месяца – «ЦЛ-58». Что же касается «ЦЛ-59», то в октябре 1958г. его превратили в судно-мишень, а 29 декабря 1959г. при обеспечении выполнения практических ра­кетных стрельб его потопили на мелком мес­те у крымского побережья в районе м. Лукулл.


              А в книге "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945" того же С. Бережного вот что сказано:
              1. 0
                19 марта 2015 15:17
                Бережному можно верить. Он хорошо копал историю кораблей, но меньше внимания уделял их ТТХ.

                Виноват - вопрос не понял. Эсминцев под названиями "Лёгкий" и "Ловкий" было 2. Первые румынские, а вторые итальянские. "Ловким" был вот этот:бывший итальянский эсминец Artigliere.

                В справочнике Бережного по 1945 год информация по бывшим румынским кораблям, а в фрагменте по бывшим итальянским кораблям.
                1. 0
                  19 марта 2015 15:24
                  Цитата: Denis_469
                  В справочнике Бережного по 1945 год информация по бывшим румынским кораблям, а в фрагменте по бывшим итальянским кораблям.

                  Это одни и те же корабли: я писал об этом в этой статье.
                  Да и товарищ Бережной писал в своё время то же самое.
                  Вот картинка получше.
                  1. 0
                    19 марта 2015 15:30
                    Сильно сомневаюсь, что одни и те-же. Т.к. румынам их вернули в 1945 году, а в 1953 году списывали итальянцев.
                    1. 0
                      19 марта 2015 15:33
                      Цитата: Denis_469
                      Сильно сомневаюсь

                      Цитата: Denis_469
                      Бережному можно верить. Он хорошо копал историю кораблей
                      1. 0
                        19 марта 2015 15:57
                        У Бережного в справочнике написано, что румынам корабли вернули в 1945 году. Следовательно в 1953 году списывали итальянцев.
                      2. 0
                        19 марта 2015 16:11
                        Цитата: Denis_469
                        У Бережного в справочнике написано, что румынам корабли вернули в 1945 году. Следовательно в 1953 году списывали итальянцев.

                        У Бережного в справочнике написано:
                        Лёгкий (до 20,10,1944 - Марарешти, до 1925 - Спарвиеро)

                        Стало быть речь идёт об одном и том же корабле.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»