Из рук в руки. Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть вторая

11
Уважаемые читатели! Это вторая часть статьи, посвящённой судьбе румынских эсминцев класса “Mărăşti”. Первая часть статьи находится ТУТ.

И если в первой части я постарался описать пошагово и максимально подробно всё, что связано с техническими аспектами, то во второй части я выкладываю всё, что мне удалось найти в румынских, итальянских, испанских и английских источниках про боевой путь каждого корабля и некоторые забытые, но интересные и даже забавные события, которые произошли с ними на протяжении первой половины прошлого века.

Из рук в руки. Судьба румынских эсминцев типа «Мэрэшть». Часть вторая


Aquila .
Название. Аквила (лат. aquila — “орёл”) крупная птица семейства ястребиных. Другое значение: знак легиона в древнеримской армии в виде орла, сделанный из серебра или золота и размещённый на шесте. Аквила, символ орла, была окружена религиозным благоговением, ибо орёл считался символом Юпитера. Потеря аквилы на поле боя считалась ужасным бесчестьем (легион, утративший аквилу, подлежал расформированию), поэтому римские солдаты были готовы умереть за то, чтобы вернуть символ.


Торжественный спуск на воду Крейсер-скаута “Аквила” 26.07.1916


Аквила — первый из 4-х построенных кораблей этой серии. Он сошёл со стапелей в июле 1916-го и сдан в эксплуатацию в феврале 1917 года. Во время Великой войны был направлен в Нижнюю Адриатику (Бриндизи). Входил в состав 3-й разведывательной группы и при активном участии торпедных катеров типа MAS совершал набеговые операции в районе австрийского (ныне хорватского) побережья Адриатического моря. MAS (аббревиатура от итал. Mezzi d'Assalto) — штурмовые средства или “Motoscafo Armato Silurante” — вооружённые торпедные катера.


Aquila до сдачи в эксплуатацию. 1916-й год



Aquila до сдачи в эксплуатацию. 1916-й год



Первая мировая война. Аквила выходит в море из Бриндизи для выполнения боевого задания


Для обеспечения их действий гидросамолеты осуществляли воздушную разведку, выискивая подходящие цели. К базе противника торпедные катера обычно доставляли миноносцы на буксире. По данным разведки гидросамолетов, катера MAS выходили из Бриндизи на буксирах минононосцев для атаки обнаруженных на рейде судов противника. На подходах к рейду катера отдавали буксиры и малым ходом следовали внутрь рейда, где после недолгих поисков обнаруживали корабли противника. Торпедные катера выпускали торпеды, а затем они быстро находили миноносцы и на буксире у них возвращались на базу.

28 ноября 1917 года скауты Aquila и Sparviero, взаимодействуя с 9-ю эсминцами (Animoso, Ardente, Ardito, Abba, Audace, Orsini, Acerbi, Sirtori и Stocco) и с несколькими разведывательными гидросамолетами, атаковали и преследовали австрийский отряд, состоящий из 3-х эсминцев (Dikla, Streiter и Huszar) и 4-х торпедных катеров, которые обстреливали железную дорогу недалеко от устья реки Метауро. Итальянским кораблям пришлось прервать погоню, так как они вышли к району мыса Capo Promontore, недалеко от вражеской морской базы Пула (Pola — с 1991 город в современной Хорватии, на западном побережье полуострова Истрия в Адриатическом море).

10 мая 1918 года Aquila вместе с 5-ю эсминцами (Acerbi, Sirtori, Stocco, Ardente и Ardito) был отправлен в Porto Levante (Ве́нето, Италия), чтобы оказать поддержку торпедным катерам типа MAS из 1-й эскадрильи в совершении набега, который позже стал известен как "beffa di Buccari" — “издевательство или розыгрыш при Буккари”.

Во время Первой мировой Aquila совершил в общей сложности 42 боевых выхода (433 часов).


Подъем из воды крейсера Aquila на плавучий док, видимо, для проведения корпусных работ. Бриндизи, лето 1918


Я позволю немного отвлечься и опишу более подробно одну спасательную операцию, во время которой отличился крейсер Aquila. Это случилось в межвоенный период. Утром 6 июня 1928 недалеко от морской базы Пула разведчик “Аквила”, легкий крейсер “Бриндизи” (Brindisi) и несколько других кораблей проводили учения по противодействию подводным лодкам (в роли условного противника выступали субмарины F-14 и F-15). В 08-40 подводная лодка F-14, совершавшая маневр всплытия, столкнулась с эсминцем “Джузеппе Миссори” (Giuseppe Missori): она оказалась под его под форштевнем. Это произошло в 7-и милях к западу от San Giovanni in Pelago (остров Бриони, у морской базы Пула).

Aquila был в числе первых бросившихся к тому месту, где подлодка села на грунт, и принимал участие в спасении оставшихся в живых 23 из 27 членов экипажа, которые находились в кормовом отсеке. Во время спасательных работ Aquila своей якорной цепью зацепил затонувшую субмарину, её начало сносить в сторону и она получила крен примерно в 70 градусов. Только благодаря вышедшему на подмогу с базы Пула 30-тонному понтону GA-145 — лодка F-14 была освобождена: с понтона спустили трос и с его помощью якорную цепь отцепили от субмарины. Водолазы подняли лодку с глубины 37 метров через 34 часа после происшествия, однако подводников спасти не удалось: весь экипаж погиб от отравления парами хлора, выделившегося из затопленной аккумуляторной батареи, уже во время подъема лодки.

11 октября 1937 Aquila был тайно продан Испанским националистам (Marina nazionalista spagnola), у которых к тому времени имелся лишь один эсминец: Velasco (V). Важно: эсминец “Веласко” был четырёхтрубным кораблём.
Испанцы переименовали Aquila в Melilla (Мелилья) — в честь испанского города и порта на средиземноморском побережье Африки, и его снова стали считать эсминцем.

По политическим причинам итальянцы не спешили исключать крейсер Aquila из состава ВМС Италии (Regia Marina), и поэтому ещё некоторое время после его продажи испанцам им удавалось поддерживать видимость того, что Aquila всё ещё служит под итальянским флагом. Для того, чтобы увеличить путаницу, испанцы на первых порах оснастили трёхтрубный Melilla (бывш. Aquila) ещё одной (фальшивой) трубой, изготовленной из дерева и он стал отдалённо напоминать франкистский эсминец “Веласко”.
А для того, чтобы скрыть факт продажи военных кораблей испанским мятежникам, Melilla (бывш. Aquila) частенько фигурировал под названием Velasco-Melilla.


Melilla (бывш. Aquila) во время Гражданской войны в Испании


Во время Гражданской войны франкисты, как и англичане, стали окрашивать свои боевые корабли в светло-серый цвет, а на верхнюю часть труб наносили натрубные марки: полосы черного цвета. Таким же образом покрасили и Melilla (бывш. Aquila). К тому времени Melilla (бывш. Aquila) считался устаревшим и его стали использовать в качестве эскортного эсминца для решения вспомогательных задач: в частности, он нес дозорную и конвойную службу. Так было до августа 1938 года, пока судьба не свела его с республиканским эсминцем “Хосе Луис Диас” (Jose Luiz Diez / JD).

20 августа, после окончания ремонтных работ в Гавре, что на севере Франции, эсминец “Хосе Луис Диас” попытался прорваться в испанский порт Карфаген, что в Средиземном море, и по пути потопил 2 траулера франкистов. Ему навстречу для прикрытия вышел в море лёгкий крейсер “Мендес Нуньес” (Mendes Nunes) с дивизионом эсминцев.

Стоить отметить, что “Диас” относился к эсминцам типа “Чуррука” (Churruca-class destroyer), которые были построены с оглядкой на английские эскадренные миноносцы типа “G”.

Прежний капитан “Диаса” был смещён за несоответствие, и после ремонта на его должность был назначен Хуан Антонио Кастро (Juan Antonio Castro). Так как путь был дальний, а времена неспокойные, принявший командование “команданте Кастро” решил применить военную хитрость: используя внешнюю схожесть своего корабля с английскими эсминцами выдать республиканский “Диас” за британского лидера эскадренных миноносцев “HMS Grenville” (корабль Его Величества “Гренвилл”). Выбор на “Гренвилл” пал не случайно: в то время он возглавлял 20-ю флотилию эсминцев Средиземноморского флота.

Капитан “Диаса” подошёл к маскараду серьёзно. Для этого на эсминец нанесли номер вымпела (буквенно-цифровое обозначение) D19 и натрубные марки, соответствующие флагману дивизиона Средиземноморского флота: 2 черные полосы на передней трубе. На корабле подняли флаг Королевского ВМФ Великобритании, и даже из единственного 76,2-мм орудия попытались создать бутафорское 120-мм орудие типа Mark IX.


Республиканский эсминец “Хосе Луис Диас”,
замаскированный под корабль Его Величества “Гренвилл”


СПРАВКА. Номер вымпела D19 был присвоен другому британскому эсминцу: “HMS Malcolm” (корабль Его Величества “Малькольм”), который в начале 1920-х входил в состав 5-й флотилии эсминцев (натрубная марка — одна белая полоса), а затем до сентября 1939 года находился в резерве в качестве лидера флотилии резервного флота. Лидеру “Гренвилл” (тип “H”) соответствовал другой префикс и другой номер, а именно H03.

К сожалению, хитрость “команданте Кастро” не удалась: "тайна с переодеванием" была раскрыта разведкой Франко (espionaje nacional), и в ночь с 26 на 27 августа 1938 года, на подходе к Гибралтару “Хосе Луис Диас” ждал флагманский корабль франкистского флота: тяжёлый крейсер “Канариас” (Canarias). Согласно испанским источникам, “Канариас” сопровождали лёгкие крейсера “Наварра” (Navarra) и “Альмиранте Сервера” (Almirante Cervera), эсминец “Уэска” (Huesca), канонерская лодка “Юпитер” (Júpiter) и 2 эсминца “румынского заказа”: Melilla (бывш. Aquila) и Falco. В результате стычки “Диас” получил попадание 203-мм снаряда, вызвавшее обширные повреждения во внутренних помещениях, и на рассвете 27 августа эсминец был вынужден укрыться в Гибралтарском порту, принадлежащему английской короне.


Нашёл эти 2 фото, но без пояснительных надписей.
Похоже, что “наши клиенты”




После окончания войны Melilla (бывш. Aquila) использовался в учебных целях, а в 1950-м году был выведен из боевого состава флота, разоружен и сдан на слом. В истории ВМС Испании корабль Melilla (бывш. Aquila) фигурирует как эсминец типа “Ceuta”.

Sparviero. Капитан Врунгель любил говаривать: “Как вы яхту назовете, так она и поплывет”. А нередко наравне с названиями корабли получали и девизы.

Название. Sparviero: Ястреб-перепелятник, или малый ястреб — вид хищных птиц из семейства ястребиных. Это маленькая хищная птица с короткими и широкими крыльями, а также с длинным хвостом, что помогает ему маневрировать среди деревьев.

Девиз. Так случилось, что во время Первой мировой войны крейсер Sparviero входил в состав 2-й разведывательной группы и командовал им Фердинанд Савойский (1884-1963) в звании capitano di vascello (капитан 1-го ранга).


Командир крейсера Sparviero капитан 1-го ранга
Фердинанд Савойский, 3-й герцог Генуэзский


Благородный князь Удине, будущий герцог Генуэзский, и прочая, и прочая, был человеком образованным (военно-морская академия), опытным воином (участник Итало-турецкой войны 1912 года) и бывалым моряком (совершил на бронепалубном крейсере Calabria кругосветное путешествие).

И так случилось, что Габриэле Д'Аннунцио (итальянский писатель, поэт, драматург и политический деятель) во время полёта на самолёте над крейсером Sparviero в знак особого расположения к его командиру придумал для корабля девиз на латыни: “Cursu praedam inausum audet”. Я не силён в латыни и перевёл так: “След добычи всегда найдёт”. Вскоре и остальные корабли проекта получили свои девизы: “Aquila” получил девиз “Alarum verbera nosce” (Услышь хлопот крыльев); “Falco” — “Piombo sulla preda” (Первым устремится на добычу); “Nibbio” — “Milvus praedam rapiet” (Коршун схватит добычу).

29 сентября 1917 года Sparviero с группой эсминцев Abba, Acerbi, Orsini, Stocco, Ardente, Ardito и Audace вышел в море для оказания огневой поддержки и прикрытия эскадрильи самолетов, вылетевшей для бомбардировки австро-венгерской морской базы, расположенной в городе Пула (Pola).

После катастрофы при Капоретто (октябрь 1917) итальянские войска были вынуждены отступить, а Sparviero и Aquila были перебазированы в Венецию, и там они оставались до 15 марта 1918 года.

В течение этого периода Sparviero активно участвовал в обороне Венецианской лагуны и в операциях по поддержке торпедных катеров типа MAS во время операций у вражеского побережья. В мае 1918 Sparviero был перебазирован в Бриндизи (Brindisi) и до конца Первой мировой участвовал в активных боевых действиях в Нижней Адриатике.


Sparviero в порту города Таранто (Тарентский залив) 1918-й год



Sparviero в Венеции. Весна 1918-го года



Sparviero в Венеции. Весна 1918-го года



Sparviero покидает Венецию. 02.05.1918


После войны Sparviero прибыл в Неаполь для срочных ремонтных работ, а в октябре 1919-го (под началом другого командира) вместе со своим братом-близнецом Nibbio отплыл в Константинополь (название Стамбула с 1453 до 1930), где они около года курсировали вдоль Восточного (Левантийского) побережья Средиземного моря, а также плавали в водах Черного моря, в непосредственной близости от российских и румынских портов.

Именно в этот период начались переговоры между Италией и Румыней, предметом которых стала передача Италией Sparviero и Nibbio Румынскому Королевскому флоту. Как я уже писал ранее, в некоторых румынских источниках употребляется термин “перепродажа”. 1 июня 1920 на крейсере Sparviero был поднят румынский флаг (вымпел) и он был переименован в “Мэрэшть” (Mărăști). Согласно румынской классификации, Mărăști стали снова считать эсминцем. Помимо нового названия, эсминец Mărăşti получил и отличительный бортовой рисунок (эмблему): Туз бубен.


Эсминец Mărăști (бывш. крейсер Sparviero) в Неаполе. 1926-й год


Во время Второй мировой войны использовался в основном в качестве эскортного эсминца, для сопровождения конвоев, следующих из Босфора в Крым.

26 июня 1941 года вместе с “Реджина Мария” участвовал в отражении атаки корабельной ударной группы из 4-х кораблей Черноморского флота на Констанцу, в ходе которой погиб лидер эсминцев “Москва”.

Некоторые источники утверждают, что время одного из своих миссий (июль 1943 года) эсминец Mărăști повредил (потопил) советскую подводную лодку Медуза М-31 типа “Малютка”. Я нашёл следующие данные об атаках на подлодку М-31:
— 04.10.1941, на внешнем рейде Констанцы: подорвалась на одном из минных защитников румынского минного заграждения;
— 16.08.1942, на подходах к Одессе: во время контратаки сторожевой корабль сбросил в предполагаемом месте нахождения субмарины 8 глубинных бомб;
— 17.12.1942, в бухте Жебрияны (Одесская область, Килийский район): корабли из состава эскорта конвоя сбросили более 40 глубинных бомб, после чего противник наблюдал признаки гибели субмарины.

29 августа 1944 года эсминец Mărăști вместе с другими румынскими кораблями был захвачен в Констанце советскими войсками, 5 сентября 1944 на нём был поднят военно-морской флаг СССР, 14 сентября 1944 был введен в состав Черноморского флота, а 14 сентября 1944 эсминцу присвоили название “Ловкий” и отнесли к подклассу эскадренных миноносцев.

Так как эсминец Mărăști не прошел не то что капитального, но и текущего ремонта (последний документированный ремонт был произведён в Неаполе, в 1919-м) и не был полностью укомплектован запасными частями, инструментами и приборами (ЗИП), то боеспособность принятых румынских кораблей вызывала у руководства советского Военно-морского флота обоснованные сомнения. Поэтому румынские эсминцы исключили из боевого состава и перевели в состав отряда, вскоре переименованного в 78-ю бригаду учебных кораблей, и с 20 октября 1944 “Ловкий” стал фигурировать как "Борт № 22".

06 ноября 1945 года “Борт № 22 / Лёгкий” был исключен из состава ВМФ СССР, 12 октября 1945 возвращен Румынии (ставшей социалистической республикой), где вначале был введен как эсминец “Mărăşti”, затем последовала целая вереница переименований: "D2" с 1948, "D12" с 1951, "D4" с 1956 и снова "D12" с 1959-го года. В 1963 году исключен из ВМС Румынии и разоружён, а через год сдан на слом.




Это всё, что осталось от крейсера Sparviero.



Эсминец "D12" (с 1951) бывш. "Mărăşti" в Констанце, ноябрь 1951 года. Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/U.S. OFFICIALS ONLY”:
особо секретный, только для служебного пользования,
не для иностранных граждан



Эсминец "D12" (с 1951) бывш. "Mărăşti" в Констанце, 1953-й год.
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/U.S. OFFICIALS ONLY”



Эсминец "D12" (с 1951) бывш. "Mărăşti" в Констанце, март 1953 года. Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/U.S. OFFICIALS ONLY”



Эсминец "D12" (с 1951) бывш. "Mărăşti" в Констанце, 1955-й год.
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”: особо секретный, скрывать даже от союзников



"D4" (с 1956) бывш. "Mărăşti" в Констанце, 1956-й год.
Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”



"D3" и "D4" (с 1956) бывш. Mărăşeşti и "Mărăşti" в Констанце, 1956-й год. Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”



"D4" (справа) бывш. "Mărăşti" в Констанце, 1956-й год. Фото из архива ЦРУ с грифом “SECRET/NOFORN”




В следующей статье я расскажу о последних двух построенных кораблях этой серии: крейсерах Ниббио и Фалько.

Источники информации:
Franco Bargoni “Esploratori Fregate Corvette ed Avvisi Italiani, 1861-1968”; Edizioni Chillemi “Regia marina italiana, 1860 - 1946”; “Almanacco Storico delle Navi Militari Italiane, 1861-1995”; F. Favre “La Marina nella Grande Guerra. Le operazioni navali, aeree, subacquee e terrestri in Adriatico”; P. P. Ramoino “Gli esploratori italiani 1919-1938”; R. B. La Racine “In Adriatico dopo la vittoria“ Conway Maritime Press “All the World's Fighting Ships” 1906-1921; Cmdr. Neculai Padurariu "Nave romanesti sub pavilion sovietic" Nicolae Koslinski, Raymond Stanescu “Marina Romana in Al Doilea Razboi Mondial: 1939-1945” С. С. Бережной “Корабли и суда ВМФ СССР” http://ro.wikipedia.org http://it.wikipedia.org http://es.wikipedia.org http://en.wikipedia.org http://win.storiain.net http://flot.com http://tsushima.su http://www.worldwar2.ro http://www.naviecapitani.it http://forum.worldofwarships.eu http://forum.worldofwarships.eu http://www.armada.mde.es http://www.kbismarck.com http://www.marina.difesa.it http://www.regiamarinaitaliana.it http://www.marinarii.ro


Продолжение следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    17 марта 2015 09:36
    А не встречал ли уважаемый автор каких либо сведений о применении шестидюймовых орудий, установленных на первых трех кораблях серии? Хотя бы учебные стрельбы осуществлялись?
    1. +2
      17 марта 2015 12:50
      Цитата: MooH
      не встречал ли уважаемый автор каких либо сведений о применении шестидюймовых орудий, установленных на первых трех кораблях серии?

      Здравствуйте!
      К сожалению, что касается каких-либо сведений о применении шестидюймовых орудий, установленных на первых трёх кораблях серии - я нашёл всего лишь упоминание вскользь.
      Никакой конкретики и нет документированного подтверждения.
      Читайте об это в третьей части, про эсминец франкистов Ceuta (бывш. Falco).

      В то время пушки системы Канэ состояли на вооружении многих стран: России, Японии, Финляндии, Аргентины.
      Россия, например, купила лицензию и производила их на Пермском и Обуховском заводах.
      В 1895 году на вооружение береговых крепостей приняли 6"/45 пушку Канэ (например, форт “Красная Горка” Кронштадтской позиции Морской крепости Петра Великого).
      К 25 ноября 1916 года на Балтийском флоте имелось 170 152-мм пушек.
      К 1 апреля 1917 года на Черноморском флоте насчитывалось 132 152-мм пушки, из них на судах 110, в действующей армии 14 и на складах 8.
      Также ими вооружались некоторые бронепалубные крейсера типа “Мацусима”.
      Попробуйте почитать ТУТ http://urla.ru/10000Jqn
      и ТУТ http://urla.ru/10000Jqo.
      Цитата: MooH
      Хотя бы учебные стрельбы осуществлялись?

      Думаю что да, и неоднократно.
      И раз они участвовали в Первой мировой - то не только учебные.
  2. +1
    17 марта 2015 13:48
    Спасибо большое за развернутый ответ. Что такое шестидюймовка Канэ я в общих чертах представляю. Смущает факт их применения на кораблях с очень маленьким водоизмещением и отказ от их установки на последнем корабле серии. Предполагаю, что стрельба из настолько мощных орудий на таких небольших кораблях могла привести к существенным разрушениям на корабле и была крайне неточной из-за влияния отдачи на корпус. Соответственно, полагаю, что в исторических документах подобный эпик фэйл должен был каким либо образом отразиться.

    P.S. В первой части указано, что устанавливалась Канэ 6"/40, что маловероятно, на начало первой мировой такое орудие уже сильно устарело.
    P.P.S. Подумалось, может это вообще опечатка в источнике и стояли там совсем другие артсистемы, например четырех дюймовки в шестьдесят калибров? Что правда тоже как-то сомнительно.
    1. +1
      17 марта 2015 17:08
      Цитата: MooH
      P.S. В первой части указано, что устанавливалась Канэ 6"/40, что маловероятно, на начало первой мировой такое орудие уже сильно устарело.

      Один из источников - “All the World's Fighting Ships” 1906-1921, издано Conway Maritime Press (сейчас Conway Publishing).
      Второй источник: Franco Bargoni “Esploratori Fregate Corvette ed Avvisi Italiani, 1861-1968”;

      В Википедии писано по-разному:
      В румынской версии статьи пишут так:
      3 tunuri de 152 mm Armstrong (înlocuite în 1926 cu tunuri de 120mm)
      В итальянской: 3 cannoni da 152/40 mm
      В английской: 5×120 mm guns (2x2, 1x1)
      В испанской: 4 cañones de 120 mm/45
    2. +1
      20 марта 2015 11:50
      Цитата: MooH
      P.P.S. Подумалось, может это вообще опечатка в источнике и стояли там совсем другие артсистемы, например четырех дюймовки в шестьдесят калибров? Что правда тоже как-то сомнительно.

      Эти дни был несколько занят, поэтому выкладываю сегодня таблицу со списком морских орудий, которые устанавливались на итальянские корабли с 1906-1921 из “All the World's Fighting Ships” 1906-1921, издано Conway Maritime Press.

      1. 0
        20 марта 2015 12:40
        Спасибо, очень интересно. Обратили внимание, что 152/40 в табличке отсутствует?
        1. +1
          20 марта 2015 14:59
          Цитата: MooH
          Обратили внимание, что 152/40 в табличке отсутствует?

          Обратил...
          Но несколькими страницами далее указано что присутствовали.
          Подчёркнуто красным.
          Обратите внимание на опечатку: даты спуска на воду и ввода в эксплуатацию крейсера Аквила.
          Так как остальные источники утверждают что 152/40 были установлены - я принял решение согласиться с большинством.

          1. 0
            20 марта 2015 17:35
            В общем мутная история полная нестыковок и опечаток. То ли крейсера, то ли эсминцы, достроенные раньше чем спущены на воду и вооруженные чем бог послал. Классика итальянского судостроения. smile
  3. +3
    17 марта 2015 16:50
    Спасибо автору стать за интересный обзор.Статье и автору по + hi
  4. 0
    17 марта 2015 17:53
    На скаутах "Aquila", "Nibbio" и "Sparviero" изначально в ходе постройки устанавливалось по три 152/40-мм орудия Армстронг образца 1899 года (1 двухорудийная и 1 одноорудийная установки) - изрядно устаревшие, имеется информация о том, что данные орудия были установлены вынуждено из-за отсутствия предусмотренных проектом двухорудийных 120-мм современных артустановок, а также для того чтобы хоть как-то компенсировать усилением артиллерии нехватку настоящих легких крейсеров в итальянском флоте. Последний в серии скаут "Falco" изначально был вооружен современными двухорудийными установками 120/45-мм орудий Шнейдер-Канэ-Армстронг - двумя двухорудийными образца 1918/1919 года и одной одноорудийной образца 1918 года . Боевой опыт Первой мировой войны показал, что 152-мм установки являлись неудачными из-за чрезмерной для легкого корабля массы и низкого темпа стрельбы. Поэтому по окончании войны в 1919 году первые три корабля сери "Aquila", "Nibbio" и "Sparviero" также были перевооружены на 120-мм артиллерию по типу "Falco". В ходе модернизации в 1939 году одноорудийная 120-мм установка была снята.
    Честь имею.
    1. 0
      17 марта 2015 19:05
      Немного вас поправлю: шестидюймовки, если это были они, устанавливались не в двухорудийной установке, а каждая отдельно. Передние стояли на полубаке по бортам. Хорошо видны на пятом фото к этой статье.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»