Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева

13
Необычные танки Росcии и СССР. Танк Менделеева


В этой статье мы поговорим о первом проекте супертяжелого танка, вошедшего в историю как «танк Менделеева». Василий Дмитриевич Менделеев (1886 – 1922) разработал проект своего сверхтяжелого танка в 1911 году. Работая в 1908 – 1916 годах конструктором на судостроительном заводе, он в свободное время размышлял о том, как создать такую машину, которая была бы хорошо бронированной и неуязвимой для ружейного и артиллерийского огня, обладала сокрушительной огневой мощью и могла бы выполнить любую поставленную ей боевую задачу. Как мы знаем, он был морским инженером, и в его творении прослеживаются основные концепции постройки кораблей того времени, в частности броненосцев.

24 августа 1916 года В. Д. Менделеев представил проект на рассмотрение. Следует отметить, что проект был разработан очень тщательно, до мельчайших деталей. Машина по замыслу конструктора напоминала скорее сухопутный броненосец, чем привычный для нашего понимания танк. Впрочем, в то время, по аналогии с морским, танки назывались сухопутным флотом. Конструкция танка, хотя ему более подходит название САУ, представляла собой коробчатый корпус длиной 10 м (длина с пушкой – 13 м), высотой 2.8 м. Бронирование: лоб - 150 мм (цельнолитая плита), борт, корма – 100 мм (цельнолитые плиты), крыша – 76 мм (собрана из пяти литых плит), что было очень высоким показателем на то время. Такая броня выдерживала попадание 152 мм. Машина была практически неуязвима для любого оружия того времени, для её уничтожения потребовалось бы прямое попадание как минимум 305-мм снаряда морского орудия, здесь В. Д. Менделеев был первым инженером, применившим противоснарядное бронирование. Ходовая часть машины была на основе пневматической подвески опорных катков (на борт по 6 опорных катков малого диаметра, 5 поддерживающих и 4 направляющих, ведущими были верхние задние колёса), что позволяло машине изменять клиренс или даже опускаться на грунт при сильном обстреле во избежание повреждений ходовой части. Также предполагалось опускать корпус на грунт для повышения точности стрельбы. В. Д. Менделеев, учитывая внушительный вес машины, предусмотрел в конструкции ходовой части возможность перемещения по железной дороге, посредством установки на специальные тележки на колёсах, которые могли приводиться в движение двигателем машины, позволяя ей передвигаться по железной дороге самостоятельно. Посадка экипажа из восьми человек (командира, механика, рулевого, наводчика, пулеметчика, трёх канониров) и загрузка боекомплекта осуществлялась через дверь, расположенную в кормовой бронеплите.



В машине также предусматривалось внутреннее освещение от бортовой электросети. Расчетная масса машины - 172 тонны, при удельном давлении на грунт не более 2,7 кг/см2. Расчетная скорость – 24 км в час, при мощности карбюраторного двигателя с водяным охлаждением в 250 лошадиных сил. Двигатель был расположен в задней части корпуса с небольшим смещением на левый борт, за топливными баками, находившимися в центре бронекорпуса, емкости которых хватало машине пройти 50 км без дополнительной заправки. Танк имел механическую трансмиссию с четырёхскоростной коробкой передач, 4 – вперёд, 1 – назад. На крыше корпуса располагалась вращающаяся выдвижная пулемётная (один 7,62-мм пулемёт «Максим») цилиндрическая башенка с круговым сектором обстрела, которая в походном положении опускалась внутрь корпуса. Бронирование башенки составляло 8 мм. Недостатком такого размещения было наличие мёртвых зон, но проектом предусматривались бойницы в бортах машины для стрельбы членами экипажа из личного оружия. Основное вооружение - 120-мм морское орудие Конэ - располагалось в передней бронеплите, с поворотной бронированной маской пушки, что было одной из главных особенностей конструкции, угол горизонтальной наводки составлял 16°. Снаряды подавались по подвесному монорельсу с пневмоприводом, тем самым существенно увеличивая скорострельность орудия. Пушка Конэ на тот момент почти не имела неразрушаемых целей. По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но на этом история этого проекта была закончена. Позже, осенью 1916 года В. Д. Менделеев снова пытался представить уже модернизированный с учетом боевого применения английских танков проект своей машины, но он не был рассмотрен. Об этом его проекте данных почти нет.



Хотя данный проект так и остался невоплощенным в реальность, он был важным этапом в истории развития танкостроения. Ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство, он не был принят к рассмотрению и был отложен в долгий ящик, как и множество других похожих проектов.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. makarov
    +1
    23 ноября 2013 08:19
    В последствии, аналоги проекта были внедрены в виде т.н. "Сухопутных крейсеров" с кучей башен и башенок утыканных орудиями и пулеметами. Потрачено кучу денег и массу времени на проекты гигантомании.
  2. +1
    23 ноября 2013 08:54
    Расчетная масса машины - 172 тонны
    Уже то убило бы проект,мосты бы не выдерживали
    Да и двигателей способных передвинуть такое тогда ещё не было
    1. +1
      23 ноября 2013 13:25
      Цитата: Денис
      ...Да и двигателей способных передвинуть такое тогда ещё не было

      Двигатель планировался автором с подводной лодки.
      Ну и сам танчик стоил как одна ПЛ.
  3. джедай
    -2
    23 ноября 2013 10:54
    "проект был разработан тщательно до малейших деталей". замечательный танк!!! "тигр" - унылое говно по сравнению с этим супер-танком! а английские "маленькие вилли" вообще нервно курят в стороне реки соммы... в одном ошибся чудотворец менделеев - надо было (в добавок к массе в 172 тонны и броне 150-100мм) заявить скорость движения по пересечённой местности в 70 км в час. тогда бы может приёмная комиссия не послала его на три весёлых буквы с пожеланиями похмелиться и проспаться...
    1. +3
      23 ноября 2013 12:38
      Цитата: джедай
      "проект был разработан тщательно до малейших деталей". замечательный танк!!! "тигр" - унылое говно по сравнению с этим супер-танком!

      lol Мдя. Рабочая машина, со схожим бронированием и пушкой равноценного калибра (только калибра, баллистику не трогаем wink ) появилась, когда танки и самоходки, гоняли по глобусу, уже тридцать лет примерно. Правда, была она противотанковой, весила всего 75,2т, была "сырой"(довести, всё же не успели) и называлась "Ягдтигр"
  4. +3
    23 ноября 2013 13:30
    Интересное время было для творчества smile
    Автор проекта не только размышлял об этом танчике в свободное время (как сказано в статье). Менделеев его реализовал полностью в свободное от основной работы время, за четыре года. В инициативном порядке.
  5. +5
    23 ноября 2013 13:47
    во у человека голова работала снимаю шляпу перед его творчеством hi
  6. +2
    23 ноября 2013 14:40
    каких только проектов танков не придумали в то время! good
  7. 0
    23 ноября 2013 22:10
    Цитата: starhina01
    во у человека голова работала снимаю шляпу перед его творчеством hi

    мыслитель с разносторонними интересами - от химии до танкостроения!В наше время такое невозможно
  8. бэвэтэк
    -5
    24 ноября 2013 06:52
    Зря папа при сыне химические опыты проводил-видно с детства тот нанюхался всякой дряни.Сдвинуть с места да еще и разогнать до 24 км/ч 172 тонны мотором 250 л/с-хреноватый из него инженер.Да и зачем в то время возить на себе 86 тонн брони?Что-то очень страшное ему привидилось после папиных реактивов.
    1. 0
      24 ноября 2013 12:28
      Цитата: бэвэтэк
      Зря папа при сыне химические опыты проводил-видно с детства тот нанюхался всякой дряни.Сдвинуть с места да еще и разогнать до 24 км/ч 172 тонны мотором 250 л/с-хреноватый из него инженер.Да и зачем в то время возить на себе 86 тонн брони?Что-то очень страшное ему привидилось после папиных реактивов.

      извиняйте, танкостроение и двигателестроение в то время только зарождались, исследовались разные концепции. Английские "танки-ромбы", как и все танки того времени, тоже были далеки от идеала, застревали даже в колючей проволоке. Единственное их достоинство в то время - что против них практически не было контроружия, кроме артиллерии и самих танков.
      1. 0
        24 ноября 2013 20:11
        с винтовок и пулемётов пробивались.
        Наш Генштаб даже выпускал наставление по борьбе с "тэнками", где подробно описывались способы их уничтожения: от сконцентрированного винтовочно-пулемётного огня до гранат, фугасов и артиллерии
  9. джедай
    +1
    24 ноября 2013 08:56
    Цитата: BigRiver
    Автор проекта не только размышлял об этом танчике в свободное время (как сказано в статье). Менделеев его реализовал полностью в свободное от основной работы время, за четыре года. В инициативном порядке.

    простите, что значит "реализовал полностью" ??? он СДЕЛАЛ у себя в сарайке реальный рабочий образец и ездил на нём по деревне со скоростью 25 км в час? и периодически постреливал из пушки калибром в 150мм по недовольным и сомневающимся в его гениальности крестьянам?
    1. 0
      24 ноября 2013 13:45
      Цитата: джедай
      ...что значит "реализовал полностью" ??? он СДЕЛАЛ у себя в сарайке реальный рабочий образец и ездил на нём по деревне со скоростью 25 км в час? и периодически постреливал из пушки калибром в 150мм...

      Согласен. Лучше формулировать точнее. Извините уж, если по моей вине Вы запутались laughing
      Даю в такой редакции: "разработал проект".
      Орудие, кстати 120 мм.
      И принято писать "Кане", а не 'Коне". Ну, это к автору статьи.
  10. +1
    24 ноября 2013 11:28
    На самом деле проект очень интересный. Просто как обычно тугоумие енералов не дало ему развиться и получить в войска свои собственные танки (которые бы звались бронеходами, а не танками, к слову=)).
    При доводке до ума можно было снизить массу, мож додумались бы наклонную броню сделать и т.д.
    Ну а так, на самом деле в проекте много чего интересного заложено было, что потом так или иначе было реализовано. Та же пневмоподвеска.
    1. +3
      24 ноября 2013 11:54
      Цитата: Хорт
      Просто как обычно тугоумие енералов не дало ему развиться и получить в войска свои собственные танки

      Не только у нас.
      Первый проект вездеходной бронированной боевой машины был разработан капитаном французской армии Левассером в 1903 году, но осуществлен не был. Проект колесно-гусеничного танка был представлен в 1913 году австрийскому военному министерству поручиком Г. Бурштыном. На проекте была наложена резолюция "человек сошел с ума"
  11. 0
    24 ноября 2013 20:38
    Василий Дмитриевич был морским конструктором.
    Учился в Кронштадтском морском инженерном уч-ще (отделение кораблестроения).
    Проектировал подводные лодки и минные заградители.

    Талант его не раскрыт. Умер от тифа...