Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде

0


Эта статья заканчивает собой цикл из четырех статей, посвященных противокорабельным крылатым ракетам. В ней мы расскажем о противокорабельных ракетах и комплексах, которые стояли и в настоящее время стоят на вооружении российского надводного военного флота.

Стрела

Постановлением от 30 декабря 1954 года было задано создание первой корабельной системы управляемого оружия «Колчан», использующей самолеты-снаряды «Стрела» (КСС) с дальностью 40 км. При этом предполагалось в наибольшей степени использовать элементы уже запущенной в серийное производство авиационной «Кометы».



Боекомплект, который предполагалось разместить на крейсерах типа «Свердлов» пр. 68бис-ЗИФ, составлял от 24 до 28 КСС, рассчитываясь исходя из цели потопления двух крейсеров или семи эсминцев противника. В дальнейшем крейсер-ракетоносец сохранил обозначение пр. 67, вариант первого этапа испытаний получил название пр. 67ЭП, а вариант второго этапа – пр. 67СИ.

Среди прочего была предусмотрена модификация КСС с активной радиолокационной головкой самонаведения, которая обеспечивала загоризонтное применение.



Аппаратура системы «Колчан» обеспечивала обнаружение и сопровождение целей, выдавала команды пусковой установке и самолету-снаряду, управляла его стартом и полетом. Наведение на цель осуществлялось по равносигнальной зоне луча корабельной РЛС, на последнем участке срабатывала полуактивная ГСН, которая принимала излучение РЛС, отраженное от цели.

Первый старт произошел в январе 1956 года. В апреле был завершен первый этап испытаний. Из десяти пусков, проведенных на максимальную дальность 43 км, 7 были успешными. Стрельбы на минимальную дистанцию 15 км были менее успешными. Два из трех КСС прошли на значительном расстоянии от цели.

Комиссия рекомендовала не дожидаться второго этапа испытаний, а сразу начать достройку пяти крейсеров по пр. 67, чтобы сдать оснащенные корабли флоту в 1959 году.

Противокорабельные ракетные комплексы. Часть четвертая. На воде


Тем не менее испытания продолжились. Были выявлены и некоторые недостатки. Предстартовая подготовка занимала слишком много времени, недостаточной была и максимальная дальность пусков. Поэтому массовой достройки и перевооружения крейсеров типа «Свердлов» не произошло.

Корабельные КСЩ

В одной из предыдущих статей рассказывалось о разработке КСЩ авиационного базирования. Сейчас рассмотрим корабельную модификацию.



Постановление от 30 декабря 1954 года задавало разработку самолета-снаряда КСЩ в качестве основы боевой мощи последних эсминцев пр. 56., планировалось устанавливать на них 10-14 ракет и две пусковые установки. Ракету оснастили активной радиолокационной ГСН и отделяемой боевой частью, взятой у авиационного варианта. Крылья ракеты стали складными.

Испытания начались в 1956 году, а в 1958-м ракету приняли на вооружение.

С течением времени появлялись новые противокорабельные ракеты, кораблей, оснащенных КСЩ, строилось все меньше. Однако ракета КСЩ стала первым образцом управляемого оружия, являющегося основным вооружением корабля, и первой советской ракетой такого типа, поставленной на вооружение.

П-35

В начале 1959 года определился технический облик ракетного комплекса П-35. Многое было заимствовано от предшественницы – ракеты П-5. Были и отличия. К примеру, термоядерную боевую часть заменили на фугасную проникающую. С 1960 года для П-35 стало возможным применять специальную боевую часть.



Благодаря бортовой радиотехнической аппаратуре обеспечивался прием и исполнение команд радиоуправления с корабля, а также обзор морской поверхности в секторе ±40°, трансляция полученного изображения на корабль, захват назначенной цели, ее сопровождение и выдача сигналов на канал автоответчика. К тому же бортовая аппаратура «Блок» была оснащена автопилотом и радиовысотометром.

Наведение ракеты на цель осуществлялось в двух вариантах. Могли указываться точные координаты цели. Также наведение могло осуществляться по относительным координатам при условии использования радиолокационного визира. После захвата цели на автосопровождение ракета самонаводилась только в горизонтальной плоскости. Наведение по обеим плоскостям было возможно только на конечном участке.

В августе 1962 года ракетный комплекс был принят на вооружение. Диапазон дальностей составлял 25-250 км, скорость полета – 1400 км/ч на завершающей стадии, а дальности обнаружения цели с помощью радиолокационного визира составляла 80-120 км. Автосопровождение было возможно на расстоянии 35-40 км от цели. В дальнейшем боевые качества комплекса были улучшены. Новая максимальная дальность составила 250-300 км.
Строительство кораблей, оснащенных ракетами П-35, было остановлено в 1969 году.

Прогресс

В дальнейшем корабли-ракетоносцы прошли модернизацию для установки ракет «Прогресс» ЗМ44, принятых на вооружение в 1982 году. Для этого типа ракет характерна лучшая помехоустойчивость, больший участок сближения с целью. На меньшей высоте.

Так как ракета «Прогресс», после того как получала цель от оператора с корабля, прекращала излучение и снижалась, ее теряли средства наблюдения ПВО противника. ГСН включалась при подходе к цели, осуществляла ее поиск и захват. Увеличения дальности и роста скорости не было, не были затронуты корабельная аппаратура и наземные средства, зато были сэкономлены значительные средства на разработку. Ракеты «Прогресс» и П-35 были взаимозаменяемыми.

Корабли, которые стали вооружать ракетами «Прогресс», стали оснащаться приемной аппаратурой авиационной системы целеуказания «Успех».

П-15(4К40)

Ракета П-15 разрабатывалась в 1955-60 годах. Носителем ракет изначально должны были стать торпедные катера пр. 183. Первый пуск произошел именно с такого катера в 1957 году, а три года спустя ракетный комплекс был принят на вооружение. На момент окончания 1965 года таких катеров насчитывалось 112. Часть из них были переданы другим государством, Китай даже строил их по лицензии.



Помимо катеров пр. 183Р «Комар» ракетами П15 вооружались катера пр. 205М «Оса» и 1241.1, шесть противолодочных кораблей пр. 61М, пять пр. 61-МЭ, которые были построены для Индии, а также три эсминца пр. 56-У.

Ракетный комплекс П-15 неоднократно модернизировали. В 1972 году был принят на вооружение ракетный комплекс «Термит», основой которого стала ракета П-15М.

Ракеты, принадлежащие к семейству П-15, производства СССР и Китая применялись в боевых условиях в 1971 году во время арабо-израильской войны, в индо-пакистанском конфликте того же года, а также в ирано-арабской войне 1980-88 годов.



Также ракеты типа П-15 были использованы против американского линкора, обстреливающего побережье Ирака во время проведения операции «Буря в пустыне». Одна из двух ракет ушла в сторону из-за радиэлектронного противодействия со стороны противника, вторая была сбита. Впервые противокорабельная ракета была сбита в боевой обстановке.

С 1996 года производство того же типа ракет начал Иран.

П-500 Базальт (4К80)

С 1963 года велась разработка ракеты П-500 «Базальт», предназначенной для применения против мощных корабельных группировок противника. Размещение предполагалось как на надводных кораблях, так и на подводных лодках. П-500 была призвана заменить собой ракеты П-6, имея приблизительно те же вес и габариты. В 1977 году ракеты «Базальт» устанавливают на авианесущие крейсеры пр. 1143 по восемь ракет в пусковых установках и столько же запасных. В 1982 году в строй входят крейсеры пр. 1164, вооруженные шестнадцатью ракетами.



Боевая часть могла использоваться как фугасно-кумулятивная, так и ядерная. Скорость полета доходила до 2М. «Базальт» - первая крылатая ракета морского базирования, развивавшая сверхзвуковую скорость.

Для П-500 была создана новая система управления «Аргон», включающая в себя бортовую цифровую вычислительную машину. СУ «Аргон», обладающая повышенной помехозащищенностью, позволяла осуществлять целераспределение ракет в залпе, а также избирательное поражение главных целей соединения кораблей. Впервые была использована бортовая станция активных помех, которая позволяла ракете быть неуязвимой для ПВО противника.



Ракеты П-500 предназначались для борьбы с крупными группировками кораблей и были эффективны только в залпе.

Дальнейшая модификация – ракета 4К80, оснащалась мощным стартовым агрегатом, поэтому имела большую дальность полета.

Яхонт (Оникс)

Работы по созданию противокорабельной ракеты «Яхонт» начались в конце 1970-х годов. Новая ракета была рассчитана для борьбы с группировками надводных кораблей и отдельными кораблями в условиях активного противодействия, как огневого, так и радиоэлектронного.



Основное отличие от остальных ракет – универсальность комплекса, который может размещаться на подводных лодках, надводных кораблях, на самолетах и береговых пусковых установках.



Ранее мы уже рассматривали ракету «Яхонт» в составе ПКРК «Бастион». Для ракет «Яхонт» подходят пусковые установки самой разной конструкции, таким образом, круг возможных носителей очень велик. Могут использоваться пусковые установки стеллажного типа, благодаря которым ракетами этого типа могут оснащаться малотоннажные корабли класса «ракетный катер – корвет».



Модульные установки позволяют вооружать ракетами «Яхонт» фрегаты, крейсеры и эсминцы. Количество ракет, которые можно установить на модернизированный корабль, втрое превышает количество старых крылатых ракет, таких как П-15.

Х-35 и корабельный ракетный комплекс Уран-Э

В 1984 году было принято решение о разработке корабельного комплекса «Уран» на основе крылатой ракеты Х-35, предназначенного для оснащения малых катеров и кораблей среднего водоизмещения.



Ракета Х-35 (3М24) предназначается для поражения десантных кораблей, транспортных судов конвоя или одиночных кораблей. Применение ракеты возможно в любое время суток при любой погоде, даже интенсивные помехи и огневое противодействие со стороны противника не являются препятствием для запуска ракет.

Достоинством ракеты является ее возможность низкого подлета к цели, благодаря чему средствам ПВО противника трудно обнаружить и уничтожить ракету. ЭПР ракеты снижается за счет малых габаритов. Носители, как правило, вооружены 8-16 ракетами, благодаря чему для выполнения боевой задачи не требуется большого количества кораблей. Стрельба залпом с интервалом старта ракет в 3 секунды позволяет повысить вероятность поражения цели. К тому же ракета имеет массу возможностей для модернизации, к примеру, использование энергоемкого топлива может сильно увеличить дальность полета ракеты.

Среди недостатков ракеты можно назвать недостаточную дальность полета, из-за которой велика вероятность вхождения носителя в зону ПВО противника, а относительно низкая скорость ракеты может стать причиной ее поражения средствами ПВО. К тому же система управления ракеты не рассчитана на поражение береговых и наземных целей.



Комплекс «Уран-Э» размещается на новых фрегатах, ракетных катерах, корветах, на других кораблях при их модернизации. К примеру, мощь нового ракетного катера «Катран», оснащенного КРК «Уран-Э» (8 ракет в двух пусковых установках), возрастает более чем в три раза, по сравнению с пр. 205ЭР. На катере пр. 1241.8 устанавливается 16 ракет. Целеуказание осуществляется посредством морского радиоэлектронного комплекса «Гарпун-Бал». Также «Уран-Э» устанавливают на корабли пр. 11541 «Корсар» и российские корветы А-1700, идущие на экспорт.



«Уран-Э» вполне соответствует мировым стандартам, а соотношение стоимости и эффективности делает комплекс оптимальным выбором при выполнении боевой задачи на море с помощью ракет тактического класса.

Если сравнивать с зарубежными аналогами, стоимость ракет Х-35 достаточно невысокая, а эффективность на хорошем уровне. И все же конкуренция с американской ПКР "Harpoon" и французской ПКР "Exocet", уже успевших себя зарекомендовать, будет жесткой.

Подводя итоги, надо заметить, что именно противокорабельное ракетное оружие впервые в новейшей истории позволило отечественному флоту, находящемуся вдали от родных берегов, реально противостоять самым сильным в мире флотам и реализовывать то, что называется «защитой интересов государства».