Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

69
Истребитель шестого поколения против ПАК ФА

Смелая гипотеза или попытка заглянуть в будущее?

Когда единственным боеготовым истребителем пятого поколения остается “Рэптор”, а большинство задач в современных войнах успешно решаются авиатехникой поколения 4, насколько своевременны мечты о поколении 6? У нас нет ни четких представлений об облике “самолета будущего”, ни ясной концепции его применения.

“Желтые” СМИ периодически пугают боевой фантастикой, приводя обрывки фраз высокопоставленных лиц МО России и Пентагона о начале работ по созданию истребителя будущего. Гиперзвук, беспилотники и лучевое оружие. Несмотря на сплошную футуристику и кажущуюся неуместность таких проектов, уже сейчас можно сделать определенные выводы о вероятном облике истребителя шестого поколения.

Пилотируемый или беспилотный — вопрос не главный. Главные изменения ожидаются в компоновочной схеме летательного аппарата (ЛА).

Назревает отказ от вертикального оперения. С точки зрения ЭПР, вертикальный стабилизатор — не подарок. Гораздо серьезнее другой момент: при маневрировании на больших углах атаки, эффективность классического вертикального оперения снижается до нуля. Вертикальные стабилизаторы — анахронизм, плохо сочетающийся со сверхманевренностью и малозаметностью, главными трендами современной авиации.

В общем случае, киль необходим ЛА для курсовой стабилизации в полете. В то время, как основным режимом для сверхманевренных истребителей все больше становятся критические и закритические углы атаки (статическая неустойчивость, запредельная тяга двигателей с УВТ). Вертикальное оперение всякий раз оказывается в аэродинамической тени. А если так — зачем оно вообще нужно?

Существует немало реальных примеров ЛА, построенных по схеме “летающее крыло”. Самый знаменитый — стелс-бомбовоз B-2 “Спирит”. Вопреки слухам о плохой управляемости, “летающие крылья” не уступают классическим ЛА, построенным по нормальной аэродинамической схеме. Доказательством служат экспериментальные американские истребители и бомбардировщики эпохи ВМВ, летавшие без помощи пресловутой электроники.


Реактивный стратегический бомбардировщик “Нортроп” YB-49 (1947 год).
Экипаж 7 чел. Макс. взлетная масса 87 т


Летающее крыло — прошлый век. В наши дни специалисты-аэродинамики готовы предложить сразу несколько “ненормальных” компоновочных схем, сочетающих в себе элементы различных типов ЛА. Главное, что объединяет всех — отсутствие классического оперения.

В 1996 году на обложках авиационных журналов мелькнула “Хищная Птица”. Прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика, построенного по схеме “утка”, однако, без использования ПГО, роль которого выполняет несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей. Одновременно с этим “Bird of Prey” является волнолетом, опирающимся в сверхзвуковом полете непосредственно на скачок уплотнения с помощью своего V-образного крыла (типа “чайка”).



Обладая главным преимуществом аэродинамической схемы “утка” (отсутствие потерь на балансировку, т.к. направление подъемной силы ПГО совпадает по направлению с подъемной силой крыла), “Хищная птица” лишена всех её недостатков (ограничение обзора из кабины и склонность к самоубийственному “клевку”). Строго говоря, в компоновочной схеме “Птицы” вообще нельзя усмотреть недостатки. Одни преимущества. Новая эпоха в авиации.

Неизвестно, чем вдохновлялись конструкторы “Боинга” во время работы над проектом, но стоит отдать им должное за новаторство.

Впрочем, решайте сами.



Совсем не игрушечный макет.

“Хищная птица” совершила 38 испытательных полетов. По словам испытателей, она, будучи статически устойчивой по всем трем осям, управлялась вручную без помощи ЭСДУ. А в её конструкции были использованы узлы обычных серийных самолетов. К примеру, в качестве силовой установки использовался турбореактивный двигатель “Пратт&Уитни JT15D”, устанавливаемый на УТС и бизнес-джетах.

Работы по “Птице” не прошли даром. Черты “Bird of Prey” теперь можно видеть в разведывательно-ударном беспилотнике X-47B.



Разумеется, то был лишь наглый взгляд в будущее, доказавший, что настолько экзотический ЛА способен уверенно держатся в воздухе. Реальный истребитель-бомбардировщик, имеющий схожую аэродинамическую схему, мог бы быть выполнен статически неустойчивым в нескольких каналах. С учетом абсолютной интегральной компоновкой “Хищной птицы”, её хищного, обтекаемого силуэта без вертикальных килей, двигателя с УВТ и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей, формируемых носовой частью ЛА — такой истребитель задал бы жару в ближнем бою.

Так же, как в своё время задавал жару HiMAT. “Шестикрылый восьмихвост”, в чьей конструкции применялось аэроупругое крыло, способное прогибаться под действием перегрузок на 5,5°. Дифференцированный прогиб дополнялся нестандартной компоновкой с размещением двигателя в районе ЦТ, статической неустойчивостью ЛА, а также максимальной механизацией крыла и ПГО. В результате концепт HiMAT на околозвуковых скоростях мог выполнять разворот с перегрузкой 8g (у обычных истребителей четвертого поколения этот показатель не превышал 4g).



Радиус виража HiMAT в сравнении с F-16 и "Фантомом"

Похожие работы велись в Советском Союзе. Еще в 1963 году учеными ЦАГИ было предложено использовать для управления по крену дифференцированно отклоняемые аэроэластичные носки крыла, названные ими “предэлероны”.

Смелые идеи надолго опередили свое время. Проекты по созданию экстремально маневренного ЛА подтвердили гипотезу о том, что “классическая” истребительная компоновка (высокоплан с крылом среднего удлинения, двукилевым оперением и ковшеобразными боковыми воздухозаборниками) не является единственно верным решением. Истребители четвертого и пятого поколения могут быстро утратить превосходство в воздухе, при появлении ЛА нетрадиционной схемы.

Одновременно с “Хищной Птицей” в 1997 году совершил первый полет X-36 (“Макдоннел-Даглас”/НАСА). Модель перспективного стелс-истребителя, выполненная в масштабе 1:4, также эксплуатирующая тему отказа от вертикального оперения и использования нетрадиционных аэродинамических схем.



Настоящий реквизит для голливудского боевика, в чьем облике можно разглядеть “утку” (балансировочная схема с ПГО), двигатели с управляемым вектором тяги, черты поздней технологии “стелс” (ориентация всех граней и кромок исключительно в двух направлениях), а также расщепляющиеся элероны для управления по углу крена и углу рыскания. По словам разработчиков, реальный X-36 был бы статически неустойчив в продольном и путевом каналах, что, при наличии УВТ, сделало бы такой самолет предельно опасным противником в ближнем воздушном бою. В то время, как беспрецедентные меры по снижению заметности, сделали бы такой истребитель малоуязвимым на больших дистанциях.

Малозаметность — главный критерий выживаемости над полем боя. С появлением зенитных ракет авиация была вынуждена уйти на предельно малые высоты. Где стала великолепной мишенью для ствольной зенитной артиллерии. Вопреки распространенным спорам “МиГ против Фантома”, причиной 3/4 всех потерь ВВС США во Вьетнаме были ДШК и малокалиберные зенитки партизан. Жаркое небо Афганистана лишь подтвердило печальную статистику: пулеметный огонь с земли опаснее любого “Стингера”.



Единственное спасение — бегство на средние и большие высоты. Именно потому становятся так важны экстремальные меры по снижению заметности, реализованные в конструкции X-36 и “Bird of Prey”.

Упоминание про ЗРК и огонь с земли неслучайно. Всякий истребитель — высокоманевренный ударный самолет. “Фантомы” с напалмом. Сушки и МиГи над афганскими горами. Высотный трехмаховый МиГ-25 с гроздьями бомб...

Реактивная тяга обеспечивала им боевую нагрузку на уровне “Летающих крепостей” времен ВМВ. При несопоставимых возможностях прицельно-навигационного оборудования.

Впрочем, у всех “классических” истребителей-бомбардировщиков есть одна малозаметная особенность, доставляющая хлопот пилотам и техническому составу. Изначально создававшиеся как маневренные истребители, все эти “Страйк Иглы” с крылом среднего удлинения спроектированы так, чтобы иметь низкую нагрузку на крыло. В то время как для бомбардировщика в идеальном случае это значение должно быть максимально большим. Для обеспечения жесткости крыла и снижения лобового сопротивления при совершении сверхзвуковых бросков, успешного выхода из атаки и отрыва от преследования. В общем случае, низкое значение удельной нагрузки — не самое большое, но неприятное врожденное заболевание всех многоцелевых истребителей.

Истребители пятого поколения — новый класс боевой техники. Они ИДЕАЛЬНЫЕ перехватчики и тактические ударные самолеты. Короткое трапециевидное крыло с большой стреловидностью передней кромки обладает достаточной жесткостью и позволяет бороться с турбулентностью при полетах на малых высотах. При этом, лишившись бомбовой нагрузки, они способны выполнять эффективные противоракетные маневры. В то время, как сумасшедшая тяговооруженность, вкупе с высокой степенью интеграции крыла и фюзеляжа делает их непревзойденными воздушными бойцами.

Именно по этой причине F-35 так уверенно теснит все другие типы авиатехники: истребители, штурмовики, ударные машины.

Ситуацию дополняет совершенный прицельный комплекс, на основе радара с активной ФАР. Одинаково эффективный для сопровождения как воздушных, так и наземных целей.

Многофункциональность — третий тренд современной авиации. Нет никаких сомнений в том, что разработчики истребителя шестого поколения будут придерживаться той же линии. Облик и характеристики всех описанных в начале статьи концептов целиком подтверждают данный тезис.

Парой абзацев выше мы коснулись темы БРЭО. Какие изменения произойдут в авионике “истребителей будущего”? Раньше пилот видел лишь точечную отметку на радаре. Современные высокочувствительные РЛС с АФАР с соответствующим ПО позволяют реконструировать внешний вид цели с разрешением менее одного метра.


Радарные аэрофотоснимки, выполненные РЛС истребителя F-35

Следующий этап — создание математического аппарата для трехмерной модели радиолокации.

При взгляде из стратосферы отличить военный джип от обычной автомашины… Вооруженного человека от невооруженного… Боевая фантастика? Едва ли.

Вооружение “истребителя будущего”: 100% переход на управляемые боеприпасы. Ракеты класса “воздух — воздух” с кинетической боевой частью (меньшие габариты — больший боекомплект), что особенно важно в условиях ограниченных объемов внутренних отсеков вооружений.

Интересный вопрос: понадобится ли живой пилот?

Человек слишком хрупок и ненадежен. Целая кабина с кислородной системой, приборной доской и катапультным креслом. В то время, когда компьютеры способны производить триллионы операций в секунду, превзойдя по уровню комплексной обработки информации человеческий мозг.

Сбой в электронике — вероятность такого события меньше, чем если за штурвалом, волею случая, окажется невыспавшийся, уставший или плохо подготовленный пилот. Который, ко всему, склонен испытывать страх. Да, и вообще, по выносливости никуда не годится.

В целом вопрос требует более тщательного рассмотрения.

Но кое-что сделано уже сегодня. Например, британский ударный БПЛА “Таранис”. В отличие от других беспилотников, являющихся большими радиоуправляемыми игрушками, этот демон способен сам выбирать цель и открывать огонь БЕЗ подтверждения оператора.


Бритиш Аэроспейс Таранис

Все это лишь эскизы истребителя будущего. Насколько будут оправданы ожидания? И, вообще, как скоро появится необходимость в таких машинах?

Что ж, при наличии соответствующих условий (новая “холодная война” или противостояние США и Китая), приказ о начале создания истребителя шестого поколения может быть отдан уже в начале следующего десятилетия.

Точный облик “техники будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти ЛА будут революционным прорывом в будущее. Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.

Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсным УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.

И тогда начнется самое интересное…



По материалам сайта paralay.com («Стелс-машины») и статей Павла Булата.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +24
    22 июня 2015 06:30
    ...Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе». ..
    Н. А. Некрасов
    1. +26
      22 июня 2015 07:02
      1. +6
        22 июня 2015 07:19
        Удивительных - не удивительных, но почитать тем не менее интересно.
      2. +15
        22 июня 2015 08:10
        Спасибо за статью, Олег. А картинка-то с отредактированной подписью laughing .Видать, модеры злобствуют.
        1. +3
          22 июня 2015 08:26
          Цитата: inkass_98
          А картинка-то с отредактированной подписью

          С одной стороны - интернет зона свободы.

          С др. - табуированная лексика (мат) специально создана для самых особых случаев. Употреблять её без необходимости, значить нивелировать, уменьшить, обесценить её энергетику. Вот как-то так.

          А теперь - самолеты!
          1. +5
            23 июня 2015 11:42
            Цитата: SWEET_SIXTEEN
            А теперь - самолеты!

            Ни элеронов ни вертикального, оперения, ни пилота.
            АФАР в мусор, оптические процессоры и фотоника. Метаморфоз Ф-35
      3. +13
        22 июня 2015 13:29
        .....Начал читать - и понял ,что Олега опять понесло!!!!....Ему б на РЕН-ТВ в компанию к Игорю Прокопенко!!!! .....Какой талант пропадает!!!!... wink ....А если серьезно, то ему бы следовало подучить азы аэродинамики ( дозвуковой) , может быть и сверхзвуковой.....Тогда бы стал писать более компетентно....А не собирать всякий флуд на просторах интернета.... hi
        1. +2
          23 июня 2015 11:53
          Цитата: aleks 62
          .....Начал читать - и понял ,что Олега опять понесло!!!!....Ему б на РЕН-ТВ в компанию к Игорю Прокопенко!!!! .....Какой талант пропадает!!!!... ....А если серьезно, то ему бы следовало подучить азы аэродинамики ( дозвуковой) , может быть и сверхзвуковой.....Тогда бы стал писать более компетентно....А не собирать всякий флуд на просторах интернета....

          Ну, так - выдайте на-гора. Я очень хочу просветиться по текущим трендам и концепциям военного авиастроения.

          Критика - вещь хорошая, но только аргументированная.
          А крикнуть из ветвей - жираф ду...плохой! - всяк может.
    2. +3
      22 июня 2015 09:02
      Вангую-сейчас тут будет нехилый срач и пара сотен комментов.
      1. +1
        22 июня 2015 09:13
        Цитата: Антон Гаврилов
        Вангую-сейчас тут будет нехилый срач и пара сотен комментов.

        Приветствую, уважаемый hi
      2. +3
        23 июня 2015 11:45
        Цитата: Антон Гаврилов
        Вангую-сейчас тут будет нехилый срач и пара сотен комментов.

        Когда выходит Ваш роман о подводных лодках?
    3. +13
      22 июня 2015 15:11
      Однозначно на истребителе 6-го поколения должен быть установлен фазатронный анигилятор и ассинхронный модулирующий ионный излучатель с гравитационно-колапсиррующим двигателем. Тут , я думаю, двух мнений быть не может
      1. +3
        22 июня 2015 17:50
        Авиация как и системы ПВО очень технологичны и взаимосвязаны в развитии. Возникновение радиолокации предопределило развитие воздушных средств РЭБ на ударных группах прорыва систем ПВО. Когда этого стало не достаточно возникла технология Стелс. В России дополнительно к малой заметности добавили сверхманевренность и высокий потенциал БРЭО.
        Сейчас можно говорить сказать однозначно, что следующее поколение ударной авиации будет ответом на перспективные разработки гиперзвуковых ЛА, системы управления БПЛА и перспективные разработки в создании скрытого радиолокационного поля в системах разведки и наведения ПВО.
      2. 0
        22 июня 2015 20:38
        Что вы все заводитесь? Прогресс не остановить... разве, что надобность в самолетах отпадет, появится надобность в лошадях... в постапокалиптическом мире!
    4. 0
      22 июня 2015 20:34
      Цитата: ВостСиб
      ..Жаль только — жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе». ..
      Н. А. Некрасов

      Почему же так пессимистично? Если не произойдет никакой глобальной катастрофы, то лет через 20, самое позднее, появятся и самолеты, хотя это слово, я думаю, к ним уже не будет применимо, самолеты 6 поколения.
  2. +8
    22 июня 2015 07:14
    Господи...уже шестое...)))) еще пятое то толком не летает..!!!
  3. +4
    22 июня 2015 07:16
    Ну-ну. Поживём - увидим. У америкосов, если 1% всех их анонсированных "прорывов" реализуется - это хорошо. Главная же цель этих анонсов, сбить конкурента (или противника) с толку, дезориентировать и направить по ложному пути. Типа, как звёздные войны Рейгана.
    1. +6
      22 июня 2015 16:54
      f-22 летает, а если бы было надо полетел бы и f-23. Есть ещё f-35. Не надо недооценивать противника. Тем более что т-50 фактически не готов.
      1. -2
        22 июня 2015 20:45
        Все амеровские самолеты классные штучки!.. Вот только тот же Ф-35 стоит столько же, сколько золото его веса и даже дороже. У него нет будущего - шедевр американского маразма! Одни понты. Ну, не хватило мозгов сделать его на порядок подешевле, тогда нам было бы очень тяжело создать нечто подобное.
        1. +3
          24 июня 2015 13:27
          Может следовало бы изучить вопрос, прежде чем нести такую ахинею? Уже сейчас стоимость Ф-35 сравнима со стоимостью истребителей 4++ поколения США и Европы, и она будет только падать с увеличением серии.
          1. +1
            25 июня 2015 06:07
            Цитата: пацантрэ
            Может следовало бы изучить вопрос, прежде чем нести такую ахинею? Уже сейчас стоимость Ф-35 сравнима со стоимостью истребителей 4++ поколения США и Европы, и она будет только падать с увеличением серии.

            110 миллионов в среднем для друзей в первой партии а потом для себя по 80 миллионов. что соизмеримо истребителям 4 го покаления.
  4. Akmobr
    +5
    22 июня 2015 07:53
    Фото радарных снимков F-35 показывали и ранее. А разве радар видит тень от деревьев? И солнечные блики...
    1. +3
      22 июня 2015 08:06
      Цитата: Akmobr
      А разве радар видит тень от деревьев?

      Это не тени. Это места многократного отражения и поглощенныя сигнала
      к солнцу и освещенности отношения не имеет

      Такое часто появляется на радарных снимках, притом возникает не только ЗА, но и ПЕРЕД объектом (т.е. между объектом и РЛС)
      1. Akmobr
        +2
        22 июня 2015 11:27
        Соглашусь, если затенение по ходу лучей. Но на том снимке тени, как от постороннего источника.
      2. +3
        25 июня 2015 02:42
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Такое часто появляется на радарных снимках, притом возникает

        Это не скриншот картинки экрана РЛС Ф-35
        Это скрин экрана ОЭС
  5. -3
    22 июня 2015 08:03
    Пусть матрасники исчо и гравицапу зашпандорят...им сие, типа раз плюнуть, лет так через много.
  6. +1
    22 июня 2015 08:32
    Скорее всего самолёты 6-го поколения уже будут носить модульный характер,где в зависимости от задачи будет применён соответствующий модуль,к примеру,либо беспилотный модуль,либо капсула жизнеобеспечения с пилотом.Также скорее всего к тому моменту появится и кажущееся сейчас фантастикой силовое поле,на вроде контролируемой плазмы полностью или частично охватывающей всю поверхность самолёта.Так же это коснётся и оружия,будут частично или полностью использоваться оружие носящий высокоэнергетический характер.Полностью от пилотов я думаю не откажутся,так как пилот имеет ту же самую интуицию,которой на вряд ли будет обладать искусственный интеллект.Да и найдутся к тому времени механизмы подстегивающие мыслительные процессы пилота,делающие из пилота более высокоэффективную единицу на поле боя,или вовсе они будут интегрированы в общее ментальное и цифровое поле,обеспечиваю синергию обоих.
    1. 0
      22 июня 2015 17:26
      Ага, как кто то сказал не помню кто: "новое - хорошо забытое старое":

      https://www.google.ru/search?q=battlestar+galactica+cylon+raider+video&newwindow
      =1&biw=1280&bih=911&espv=2&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=FxaIVeqJEKLQygOjr6
      _4Dg&ved=0CDEQsAQ#imgrc=NvJC1qWUy5cbJM%253A%3BEdpkoxXDLYZMPM%3Bhttp%253A%252F%25
      2Fimages2.fanpop.com%252Fimages%252Fphotos%252F3900000%252FCylon-Raider-battlest
      ar-galactica-3999170-1200-900.jpg%3Bhttp%253A%252F%252Fwww.fanpop.com%252Fclubs%
      252Fbattlestar-galactica%252Fimages%252F3999170%252Ftitle%252Fcylon-raider-wallp
      aper%3B1200%3B900
  7. +2
    22 июня 2015 08:40
    6 поколение - это такая далекая перспектива, особенно если судить по опыту F-35 у амеров, то доживу ли вообще, вот в чем вопрос laughing
  8. +5
    22 июня 2015 09:06
    Прогнозировали, прогнозировали да не выпрогнозировали.
  9. +1
    22 июня 2015 09:20
    Сбой в электронике — вероятность такого события меньше, чем если за штурвалом, волею случая, окажется невыспавшийся, уставший или плохо подготовленный пилот.

    Не знаю, как у "них", а у нас ВЛК никто не отменял!
    ПыСы: ЭМ-оружие - реальность laughing
  10. +6
    22 июня 2015 09:21
    Статья как всегда противоречивая.Всё таки требования к самолёту 6 поколения пока не выработаны.Как то читал статью американского авиа эксперта.Он предположил что скорее всего это будет гипер звуковой беспилотник,с возможностью выхода на околоземную орбиту.Короче военный шаттл.Но эти размышления пока все на уровне одна бабка сказала wink
  11. germka
    +3
    22 июня 2015 09:24
    Я так понял, автор считает себя умней нескольких поколений инженеров, разрабатывающих планеры.
    А это вообще удивительно и сказочно:

    и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей
    1. +1
      22 июня 2015 13:32
      ....А это вообще удивительно и сказочно:

      и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей...

      ...... wassat !!!!!!!.... Слов нет!!!!
    2. 0
      23 июня 2015 10:53
      Цитата: germka
      А это вообще удивительно и сказочно:

      и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей

      Цитата: aleks 62
      ....А это вообще удивительно и сказочно:

      и высокой эффективности элеронов, находящихся в зоне действия вихрей...

      ...... wassat !!!!!!!.... Слов нет!!!!

      В чем прикол - просветите.
  12. +2
    22 июня 2015 09:34
    Статья понравилась, но 6-е поколение появится лет через 20 наверно, пока 5-е то есть только у США, а остальные страны только оснащают или планируют оснащать (привет индийским Рафалям) свои ВВС поколением 4+ или 4++. Шестое поколение будет по прежнему пилотируемым, как бы не развивалась техника, но пока не сделают искусственный интеллект, то любая электроника будет выводиться из строя другой электроникой и всегда будет нужен человек, для решения постоянно возникающих нестандартных ситуаций.
  13. +5
    22 июня 2015 10:04
    Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.

    Вот нравится мне такой оптимизм.... а еще, вот это "5+". Давайте сначала сий девайс в войсках хотя бы в виде опытной пртии появится - а потом уж будем ванговать и сравнивать... кто что и как . кому 5+ кому 5-...
    1. 0
      23 июня 2015 10:59
      Цитата: tchoni
      Вот нравится мне такой оптимизм.... а еще, вот это "5+".

      Мне тоже показалось, что автор не знал как закончить на мажорной нотке.
      Всю статью прочел с интересом (давно не читал так легко поданный материал - автору большой респект!), этот вывод, ИМХО, был сделан, чтобы подменить совсем иной расклад.
  14. +2
    22 июня 2015 10:21
    По мне, так все эти аэродинамические схемы - вчерашний день. Истребитель будущего должен быть шарообразный, беспилотным, и летающим на совершенно других принципах, но никак не с реактивным двигателем...
    Надо искать новое в физике, вернее, открывать новое. Казалось бы, сотовый телефон в 80-х - это чудо какое-то. А сейчас...
    1. 0
      22 июня 2015 23:32
      Сотовый телефон 80-х отстой,просто потому что ещё в 56-ом году в СССР был создан телефон гораздо легче и покрывал гораздо большую площадь чем танский,вес 560 г.,радиус действия 2 км.,не помню фамилию изобретателя,но по крайней мере в интернете можно найти фотографии где данный телефон был в руках у Никиты Хрущёва.
      Так что действительно,не стоит сравнивать то что есть,с тем что может быть(а может и не быть).
  15. +3
    22 июня 2015 10:46
    Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА

    Можно уже термин вводить "Гадание по ПАК-ФА". Согласен с "tchoni" насчет постоянного сравнения не поставленного в войска истребителя, с неизвестными характеристиками, с не доработанными схемами работы, без двигателя (который пока что только говорят что поставят) и т.п. вещами. Может к тому времени будет десяток ПАК-ФА, может нет, может новое что нибудь придумаем, но сравнивать две фантазии не профессионально, это к автору.
  16. +5
    22 июня 2015 10:59
    Интересно.

    Но вот вопрос, а рыцарские доспехи до какого поколения дошли? Почему достигнув совершенства исчезли как класс, и возродились в виде бронежилетов?

    Я это к тому, а будет ли 6-е поколение, или 7-е? Что определяет будущее вооружения? Мотор с аэродинамической схемой, или возможность выполнения функции возложенной на это вооружение?

    Аэродинамические схемы почти все уже рассмотрены, даже в форме топора и утюга, самые эффективные выбраны, не даром самолеты каждого класса так похожи друг на друга. И экзотические для не специалиста схемы тоже изучены. Дальнейший прогресс в их аэродинамике возможен лишь постепенный и в процентах. Ведь Кукурузник до сих пор летает, потому что эффективен более полувека в своем классе. Лично я прорыв в аэродинамической схеме могу предположить только у устройств за 3 МАХа, но там похоже экономика процесса не дает развернуться.

    Двигатели? Физико-химические возможности двигателя внутреннего сгорания обеспечили конец эволюции поршневых самолетов к концу 2-й мировой, достигли вершины - самолеты одного класса стали похожи друг на друга по ТТХ и даже внешне. Ныне турбореактивные движки, вернее двухконтурные - ТРДД, на вершине, сама физика не дает возможности их революционного улучшения и повышения их возможностей, лишь небольшие, эволюционные - проценты, и снова достигнута схожесть самолетов в каждом классе. Есть ли возможность появление революционного движка на других принципах? Не вижу возможности, так как другие ВРД обладают, по физико-химическим возможностям, значительно меньшим удельным импульсом. Кстати, узнал только что, что газотурбинный двигатель, предтеча турбореактивного, был изобретен и запатентован аж в 1791 году, ещё и самолетов не было! Единственно, что может разорвать шаблон - электродвигатель, если найдутся возможности беспроводной подпитки, ну, такой переделанный электромагнитный всёсбиватель во всёподпитыватель.

    Стелсы, радиоэлектроника и вооружение - это конечно важная часть, но это не самолеты, эволюция идет там своим путем. Причем в стелс не верю абсолютно - просто приборы по обнаружению ещё не совершенны.

    И значит, по моему мнению, нету заделов для самолетов 6-го поколения. Да и 5-е высосано из пальца, из-за маркетинга и улучшений в смежных с самолетостроением областях, ни чего там революционного не наблюдается. Уверен, что даже МиГ-25, самолет 3-го поколения, может эффективно перехватывать F-22.

    А вот вопрос по функциям возложенным на самолеты в вооруженных силах и возможностях их эффективных решений на новых технологических принципах и устройствах было бы интересно рассмотреть. Как затравка к полемике - известно множество случаев, когда защита неба с помощью истребителей была менее эффективной, чем с помощью других средств, например, сбитие Паурса. Так какие задачи самолеты решают лучше артиллерии, ракет, вертолетов, спутников? Как эти задачи меняются и куда, вслед за ними - за задачами, должны меняться ВВС?
    1. -1
      22 июня 2015 11:14
      Так и я об этом же.
      Нужны ли истребители, как таковые, в войнах будущего?
      Шар, обладающий скоростью ИСЗ, пусть даже размером с кирпич - это страшная штука.
      Просто мы привыкли мыслить категориями того, что уже было.
      Тот же пресловутый рельсотрон - найдут способ запасать энергию - и всё, в воздухе будет нечего делать. Тем более, если на каждой БМП будет такая штука.
      Истребитель, как средство прикрытия бомберов или защиты от них - это уже вчера...
      А насчёт физики - есть же всяческие НИИ, Бауманка, в конце концов - дать им денег, и придумают всё, что нужно...
    2. +2
      22 июня 2015 13:49
      "Уверен, что даже МиГ-25, самолет 3-го поколения, может эффективно
      перехватывать F-22"///

      Даже МиГ-21 может сбить F-22. Если летчик МиГа увидит его глазами вблизи от себя.
  17. +11
    22 июня 2015 11:04
    Опять товарищ Олег Капцов пишет то одно, то другое request
    Цитата: статья
    Точный облик “техники будущего” остается загадкой. Но уже известно одно — эти ЛА будут революционным прорывом в будущее. Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.

    Единственный, кто имеет шанс остаться в небе, — российский ПАК ФА. Очевидно, что он появится слишком поздно и, возможно, именно ему предстоит конкурировать с шестым поколением. Поздно — не всегда плохо. Заявленные характеристики российского истребителя (не имеющий аналогов в мировой практике БРЛК с пятью антеннами или двигатели “второго этапа” со всеракурсный УВТ и тягой по 18 тонн) позволят причислить ПАК ФА к поколению 5+.

    А раньше в комментах писал что ПАК ФА - это "очередной блеф российского ВПК", что Т-50 провальный проект, что двигатель Т-50 год назад загорелся и поэтому Т-50 ни на что не годится, что Ф-35 круче. А теперь Т-50 у Олега стал хорошим laughing У Олега раздвоение личности? Или ему отказали в Грин Карте, и теперь российская техника стала лучшей?
    Коммент Олега Капцова к статье про Т-50
    1. +1
      22 июня 2015 11:23
      Интересное замечания. Про ПАК-ФА он наверное запостил чтобы не минусовали статью, а по факту не верит он в него....
  18. +2
    22 июня 2015 11:33
    А По-2 и Ме-109 каких поколений? И почему немцев награждали за сбитый По-2?
    Дело не столько в поколениях, сколько в грамотном применении.
    К тому жу я не вижу особой разницы между Су-35 и Ф-22
  19. -1
    22 июня 2015 11:36
    Бредовая статья
    1. +3
      22 июня 2015 13:34
      ....Бредовая статья...

      .....Но красивая!!!!....какие картинки!!!!.....Какой слог!!!!!.... laughing
  20. +1
    22 июня 2015 12:13
    На мой взгляд, еще не настало время для прорыва в авиации.
    Если сейчас собрать все "соки" в области высочайших технологий и скажем все это объединить в одном ЛА, то стоимость "раптора" покажется сдачей с утреннего латте!
    Я лично вижу проыв в авиации в том случае, если :
    1)буде создан двигатель на новых принципах! т.е. не увеличение тяги и всеракурсный ОВТ(что по сути будет upgrade современных двухконтурных реактивных движков),а именно закладка нового принципа на основе приклоадной физики. Правда только это уже дает толчок и к освоению космоса , и огромному скачку в авиастроении и т.п.
    2) Новоое вооружение. Ибо стрелять ракетами, которые чаще всего дороже цели - анахронизм. Нужно доводить уже технологии до того, чтобы появилась возможно формировать пучок энергии(плазмы...да чего угодно) и уметь его направит четко в цель. Но тут станет еще более сложный вопрос: как быть с большими расстояниями!? пучок(лазер) не запрограммируешь, ГСН ему не прилепишь. Все сводится к войнушке как в звездных войнах: истребители мочат друг друга в открытом космосе из лазерных пушек чуть ли не в упор wassat.
    3)все же следует избавляться от человека в ЛА. А для этого нужно ооочень круто прыгнуть в развитии связи, новейших передатчиках и приемниках, т.е. опять же прыгнуть в технологиях.
    Короче мое чисто субъективное мнение: летать нам еще ооочень долго на ЛА поколения 4+++++++++++++++, т.к. пресловутое 5 поколение не сильно то и отличается от тех же су-35с. Я полагаю, что между прототипом т-10 и су-35с разницы больше чем между су-35с и Т-50!!!
  21. 0
    22 июня 2015 12:46
    Мне одному бросилось в глаза, что британский Таранис один в один "Скат" от МиГ.
  22. +4
    22 июня 2015 13:23
    Как-то так, перспективный истребитель будущего пора уже воплотить в металле)))))
    1. 0
      22 июня 2015 18:20
      Вас щас заплюют: ЭПР большой, вооружения не видно, пилот неудобно сидит..
      :)
      1. 0
        22 июня 2015 21:35
        Да не! "Тайский" истребитель один из наиболее грамотных в кинофантастике, в отличии от большинства самолётоподобных моделей. Пилот правда в нём не неудобно, а просто неправильно расположен. Посмотрите на положение кресла космонавтов в капсулах космических кораблей, относительно направления полёта. При расположении кресла по самолётному или выражаясь более обще как в любом транспортном средстве работающем в зоне "гравитационного колодца", в т.ч. в условиях Земли, пилот КК будет ощущать себя сидящим на стуле опрокинутом спинкой на пол!
        А вообще концепция "звёздных войн" в изображении автора одноимённой франшизы совершенно безграмотная. Лучше бы он вдохновлялся описаниями своего предшественника писателя-фантаста Э.Гамильтона - отца "космической оперы". Единственно правильно летающим космическим крафтом из прадставленных в ЗВ является корабль Боба Фетта. Остальное помесь ракеты и подводной лодки или самолётики. Не тот дизайн что может быть применён к активно летающиму и маневрирующему космическиму транспорту с постоянно работающими двигателями. О запасах топлива я вообще молчу...
        С "лёгкой руки" Лукаса его последователи продолжают нас кормить столь же "качественной жвачкой"!
        ИМХО в реальных космических битвах, буде таковые когда-либо случатся, мы вернёмся в эпоху броненосцев, а не в мир авиации WW I/II. Победит тот кто имеет наиболее мощные системы обнаружения и поражения, способен дольше противника продержаться под обстрелом. Лёгким тонкостенным "самолётикам" с минимальным запасом топлива здесь делать нечего. Они будут сожжены боевыми лазерами за тысячи если не миллионы км. от противника. В космосе прятаться некуда!
  23. +3
    22 июня 2015 13:37
    Именно по этой причине F-35 так уверенно теснит все другие типы авиатехники: истребители, штурмовики, ударные машины.
    Более всего меня интересует как это чудо техники потеснит оргштатное расписание и курс боевой подготовки летчика. Когда выяснится что летчик не может быть одновременно хорошо натренерован на перехват, удары по наземным целям и т.д.
    Высотный трехмаховый МиГ-25 с гроздьями бомб...
    Гроздья бомб на МиГ-25? Это гроздья из 4-х или 6-и ФАБ-500М-62 чтоли?
    1. +5
      22 июня 2015 13:56
      "потеснит оргштатное расписание и курс боевой подготовки летчика"///

      Очень потеснит и совершено изменит курс боевой подготовки.

      Израильские летчики уже почувствовали это на себе - переучиваются на
      тренажерах. Летчик 4++ не может управлять Ф-35 без специального курса - на
      специальном тренажере и в воздухе. Ф-35 - мир виртуальной реальности,
      летчик превращается в персонажа коллективной комп. игры. Он видит мир анимации, только скорость и оружие настоящие.
      1. +1
        25 июня 2015 02:47
        Цитата: voyaka uh
        Летчик 4++ не может управлять Ф-35 без специального курса - на

        Алексей-МОЖЕТ (управлять),легко ,причем
        летчик 4+ 9если он не дремуч), пройдя курс легко порвет блогера уровня 5 ( с нуля), особенно в боевой обстановке.
        блоген 5, просто обкакается, те
        Цитата: voyaka uh
        персонажа коллективной комп. игры
        будет стирать трусишьки, вкусив 8-12g
  24. +2
    22 июня 2015 13:42
    Прорыв действительно назревает. И предпосылки для него две:
    1. Техническое зрение как основной способ восприятия окружающей обстановки.
    2. Композитные материалы и аддитивная технология производства.

    А вот насчет высоты полета и малозаметности, это сомнительно. Скорее современны вычислительные системы и техническое зрение уведут самолеты на сверхмалые высоты и высокие скорости. Что приведет к невозможности прямого управления самолетом пилотом на запредельных для человека скоростях и малых высотах. А вот с созданием БПЛА явно будут проблемы. Несмотря на все преимущества беспилотной машины, она изначально обладает врожденным фундаментальным недостатком. Сочетание технического зрения и современных компьютеров создает проблему адекватности восприятием БПЛА реальности боя. Говоря другими словами, обмануть такой БПЛА проще чем вести с ним бой, машины сомневаться не умеют. А кроме того, это оружие способной стать опасным для самого оператора. :)

    А что касается композитных материалов и аддитивных технологий, то тут действительно возможна революция. Использование новых технологий позволяет создавать конструкции ЛА и копировать ЛА в количестве ограниченном только имеющимися ресурсами. Ну а новые материалы позволяют реализовать немыслимые ранее характеристики. При новом производственном подходе проще вооружить ЛА скорострельными и точными орудиями управляемыми компьютером, чем вооружать дорогими умными ракетами. Лучше очень умная и точная система наведения, контролируемая человеком, на ЛА чем на каждой "умной" ракете.

    Так что новое революционное поколение может оказаться хорошо нам знакомыми сверхлегкими ЛА со старыми добрыми пушками, стать новой "кавалерией". Только воздушной и фантастически быстрой и точной. В любом случае, бой выходит на скорости недоступные для человеческого восприятия. Но это не уменьшает значение пилота, а только повышает к нему требования по формированию стратегии боя.
    1. 0
      22 июня 2015 14:45
      Использование новых технологий позволяет создавать конструкции ЛА и копировать ЛА в количестве ограниченном только имеющимися ресурсами.
      А со старыми технологиями было не так? Все то же самое. Такое утверждение применимо к любой эпохе, начиная с каменного века. А потому слодни утверждению что волга впадает в Каспийское море.
      1. 0
        22 июня 2015 15:20
        Вопрос в способе копирования. Например цельное изготовления методом литографии или плетения конструкций, ну или 3д-принтер. Понятна разница?
    2. 0
      22 июня 2015 20:41
      Я думаю его можно будет сделать на базе сверхзвуковой крылатой ракеты, в многоразовом исполнении. Конечно которая побольше и подальнобойнее, типа "Гранита", ещё лучше "Метеорита". Только вместо пушки я бы предпочёл блок НУРС / кассетную БЧ с самоприцеливающимися элементами.
  25. +1
    22 июня 2015 14:16
    Цитата: voyaka uh

    Очень потеснит и совершено изменит курс боевой подготовки.
    А я думаю что не очень изменит. Летчик-перехватчик, это одно. Летчик-бомбардировщик, это совсем другое. Совместить эти две должности одному человеку почти невозможно.

    Летчика-истребителя тоже готовят для нанесения ударов по земле, но если вы хотите чтобы это был хороший перехватчик, то по земле он будет уметь работать посредственно. И наоборот, если пилот натаскивается на работу по наземным целям, как летчик-истребитель он врядли будет хорошо подготовлен. Тут слишком разная специфика, разные основы пилотирования, разные боевые приемы, построения, тактика, высоты и скорости, разное вооружение. Не думаю чтобы F-35 стал в этом плане чем-то новым - в нем сидят те же люди с теми же мозгами. И беспилотники тоже не избавятся от специализации - оператор управления тоже должен быть натаскан на решение конкретных задач.
    1. +5
      22 июня 2015 16:30
      "Летчик-перехватчик, это одно. Летчик-бомбардировщик, это совсем другое. "///

      Может, в ВВС России это и так. А у нас на вооружение всего два вида самолетов:
      Ф-16 и Ф-15. Оба - истребители-бомбардировщики. Израильские пилоты должны:
      1) знать одинаково оба вида самолетов 2) одинаково хорошо уметь вести воздушный
      бой и бомбить наземные цели.
  26. +2
    22 июня 2015 15:09
    " Истребитель шестого поколения против ПАК ФА " belay
    Можно еще поговорить о преимуществах наших антигравитационных боевых дронов, перед NATOвскими !
  27. +1
    22 июня 2015 15:14
    [quote=автор]Пресловутое “пятое поколение”, невзирая на все достоинства, страдает от архаичной компоновки. При появлении шестого поколения вся эта техника будет вынужденно отправлена в отставку.[quote=Alex_59]
    [quote]
    1. Ну не архаичную, а вероятно классическую?
    2. Поколение 5 и даже 4 и3 вряд ли исчезнет.
    Сколько штук можно настругать ла по 500-700 млн $?
    А обслуживать их?
    5 и 6 действенны для точечных операций. Для большой драки( на износ) спасут 4е.
    Впрочем как и ракетки по миллиону $ и выше.
    Таже ботва
  28. 0
    22 июня 2015 17:10
    Статья - "патриотический вазелин". Наш самолёт появится не скоро, но ввиду этого будет способен конкурировать с самолётами 6го поколения. Как говорил доктор из фильма "Айболит 66" "это даже хорошо, что пока нам плохо".
    На деле же мы отстаём на поколение чем это нам обернётся неизвестно.
  29. 0
    22 июня 2015 17:15
    это всё замечательно, как ни крути. но вот вопрос на засыпку, гипотетический.
    представим хотя бы ограниченное внеземное вторжение. И что будет со всеми этими почти железками??? (особенно в отсутствии ВВП)
    у нас то самая продвинутая в нашем мире ПВО и ВКО.
    ИМХО. думаю будущее за СВВП, говорить что "это" 6-е поколение немного не правильно. т.к. Ф-22 (средне-тяжелый истребитель) - это 5-е поколение, Т-50 (тяжелый истребитель) уже 5+, серийный Т-50 (тяжелый истребитель) будет 5++, Ф-35 (средний истребитель) 5+, Ф-35В (средний истребитель) 5++.
    ну и весовые категории у них разные, всё очень примерно, и очень всё сложно.
    еще Миг подгоняет 5-е поколение среднего истребителя
  30. +1
    22 июня 2015 17:48
    То что убирается вертикальное оперение - абсолютно правильный и логичный эволюционный шаг.
    Те функции которые обеспечивало вертикальное оперение должно взять на себя ОВТ. Именно ОВТ как на МИГ-29 ставили , а не то что сейчас на F-22 ,которое только в одной плоскости отклоняется.
    Иначе маневренность будет фиговая.
  31. 0
    22 июня 2015 21:37
    Не знаю, не знаю. Ведь собираются же дальше модернизировать МиГ-31.
  32. 0
    23 июня 2015 05:28
    Спасибо,интересная статья))
  33. +1
    23 июня 2015 07:11
    Цитата: voyaka uh

    Может, в ВВС России это и так. А у нас на вооружение всего два вида самолетов:
    Ф-16 и Ф-15. Оба - истребители-бомбардировщики. Израильские пилоты должны:
    1) знать одинаково оба вида самолетов 2) одинаково хорошо уметь вести воздушный
    бой и бомбить наземные цели.
    Ну во-первых ВВС АОИ врядли стоит ожидать массовой атаки крылатых ракет. Во-вторых ВВС АОИ охраняют территорию государства Израиль, которое по площади меньще отдельно взятой Московской области. Это априори выводит задачу ПВО для ВВС России в отдельную самостоятельную категорию, требующую узкоспециализированной подготовки.
    Далее. Если я правильно понимаю пилоты ВВС Израиля 50% налета отдают воздушному бою, а 50% - ударным задачам. Средний налет ВВС Израиля 200 часов. Значит 100 часов - ВВ, 100 часов - ударные. Я не ставлю под сомнение профессионализм израильских летчиков, ибо глубоко уважаю изральтян за их умение навалять арабам будучи в меньшинстве. Но мне кажется, что 100 часов в год для отработки применения всей номенклатуры ударного вооружения F-16C это как-то маловато. Этот состав широк: AGM-65, 88, 84, 154, 158, JDAM. И ведь это не просто надо за 100 часов научится в совершенстве применять каждое "изделие", надо еще учиться летать с огибанием рельефа (кстати F-16C это умеет?) самостоятельно отыскивать цели на поле боя, уклоняться от зенитных атак и т.д. Весьма напряженная подготовочка получается, если еще и добавить воздушный бой. Предполагаю, что программа подготовки по наземным целям у пилотов F-16C значительно проще чем у летчиков ВВС России на Су-34 и Су-24. Тут вопрос не в том, кто круче, а в том, какой уровень подготовки в ВВС Изариля и ВВС РФ считают для себя приемлемым для каждого класса летчиков.
  34. 0
    23 июня 2015 14:34
    Ещё к пятому нормально не перешли, а уже на 6-е замахнулись
  35. Шур
    0
    23 июня 2015 21:50
    Да в разработке более удобной и эффективной техники для убийства люди преуспеют.
    Я думаю , что к шестому поколению отнесут аэрокосмические системы. Это назревает. Думается и человека будут туда сажать и без него действовать. Но, то , что это перспективно нет сомнений. Воздушно-космические самолеты появятся еще при нашей жизни.
    1. 0
      25 июня 2015 02:52
      Цитата: Шур
      Я думаю , что к шестому поколению отнесут аэрокосмические системы

      АЭКС требует РН типа "протон",что накладно.
      Забудьте об АЭКС в условия гравитации и атмосферы Земли,при существующих ДУ.
      Цитата: Шур
      Воздушно-космические самолеты появятся еще при нашей жизни.

      Зачем?
      как с "воздушно космической системы",скоростью эдак 7-10м,осуществить пуск УР,да хоть бомбометание...Не задумывались?
      1. внешней подвески нет
      2. открытие створок ОВВ на скоростях выше 2М -НЕ РЕАЛЬНО( а пуск тем паче)
      3.лазерного,анигиляционного оружия нэма пока
  36. 0
    24 июня 2015 17:29
    Мечтать никогда не поздно. Помечтаем

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»