Инженеры настоящего и "Инженеры будущего". Есть проблемы
Это один из плодов реформы российской образовательной системы, работавшей и, к сожалению, продолжающей работать под лозунгом: лучше 10 «дефективных» менеджеров и «правозащитников», нежели один толковый инженер. Вузы поистине переполнены гуманитариями (а часто и псевдогуманитариями). - Мол, а к чему вообще эта затратная подготовка технарей, если всё можно купить у китайцев, малайцев и вьетнамцев по договорной цене?..
Приводит это к тому, кто крупные промышленные центры всеми силами стараются удержать «ветеранов», лишь бы производство не встало полностью. За постсоветский период, так уж получилось, вместе с системой массовой подготовки квалифицированных инженерных кадров растворилась и система преемственности поколений в инженерной среде. 30-40-летние профессиональные инженеры – это, скорее, исключение из правил, что ещё те же 30-40 лет назад могло бы показаться нонсенсом.
В этой связи обращает на себя внимания программа Международного молодёжного промышленного форума и особенно так её часть, которую организаторы назвали «Инженеры будущего 2015».
Ну, если с инженерами настоящего у нас явные проблемы, то пусть с «инженерами будущего» всё будет в порядке, хотя без настоящего в инженерной (да и в любой другой) отрасли с будущим проблемы могут возникнуть по определению...
Итак, в России стартовала работа деловой площадки «Инженеры будущего 2015». Сразу же стоит обратить внимание на высказывание по поводу возникших отраслевых проблем, сделанное зампредседателя коллегии ВПК Российской Федерации Олега Бочкарёва, являющегося ещё и вице-президентом Лиги содействия оборонным предприятиям:
Оставим «оговорку» Бочкарёва о том, что «молодые специалисты должны» на совести самого зампреда коллегии ВПК… По нашей новой системе, слепленной по образу и подобию системы Болонской, специалистов наши вузы уже не готовят. Причём начали «не готовить» не вчера… Есть у нас теперь либо бакалавры, либо, прости господи, магистры, а специалистов – нет… Но это частности.
Если так можно выразиться, наезд на руководителей предприятий той же оборонно-промышленной сферы выглядит, мягко говоря, странно. Почему? Да потому что, как уже было сказано, эти самые руководители уже ведут самую настоящую охоту на молодых квалифицированных кадров инженерного направления, ибо не так просто стало найти молодого выпускника, который отвечал бы хотя базовым требованиям, предъявляемым отраслью, и которому не приходилось бы заново пытаться объяснить, чем вязкость отличается от плотности. Основная проблема, по заявлениям самих работодателей, - низкий уровень компетентности – следствие низкого уровня образовательной подготовки. Виноват ли в это сам среднестатистический выпускник среднестатистического технического вуза, или это издержки образовательных реформ? – вопрос отдельный…
На деле – вакансий уйма, причём зачастую, казалось бы, с весьма привлекательными для молодых инженерных кадров условиями, но эти вакансии остаются без отклика длительное время, а порой «закрываются» старой гвардией. Для примера можно привести спектр вакансий для инженерных кадров от таких компаний как «УралВагонЗавод» и «Сухой» (обе компании входят в отечественную военно-промышленную сферы).
«Сухой» предлагает инженерные вакансии по следующим направлениям:
Радиоэлектронное оборудование, оптико-электронные и прицельно-навигационные системы, разработка агрегатов и систем шасси, теплогидравлические, прочностные расчёты, комплексирование бортового оборудования системы вооружений, электрооборудование летательных аппаратов (электрические системы).
Пресс-служба предприятия заявляет, что заработная плата начисляется с учётом "индивидуальных особенностей" сотрудника. Стартовая планка для «зелёных» (начинающих) инженеров – 50 тысяч рублей (режим работы 5+2) и полный социальный пакет. Однако эти условия многих «зелёных» инженеров отпугивают. Основные причины: для москвичей 50 тысяч когда-то успели перестать считаться достойной заработной платой, а если толковый инженер приезжает в Москву из региона, то из 50 тысяч рублей львиная доля будет уходить на аренду жилья. Однако в компании подчёркивают, что это лишь стартовые условия, и если человек действительно своим талантом и трудом заявит о себе, то и заработная плата в компании существенно вырастает. Только далеко не все представители современной молодёжи, имеющие даже дипломы инженеров в багаже, готовы ждать, когда их оценят… Предел мечтаний – офис с евроремонтом, компьютер, тысяч 100-120 рублей в месяц, и поставленная на поток система «ничегонеделанья», описываемая термином «труд офисного планктона в столице». Не получается с офисом – есть другие сферы… Мол, зачем напрягаться в научной лаборатории или в цеху, если 50 тысяч легко можно «намывать» на автомойке или «накручивать» в частной автомастерской. Причём так считают и те лица, которые имеют в кармане диплом инженера, но не имеют знаний, диплом этот подкрепляющих.
Вакансии УВЗ в Нижнем Тагиле:
инженер-электроник инженер-гидравлик, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер по метрологии.
Ну тут и вовсе «оклад от 20 тысяч рублей»… Мол, да за такие деньги сами "инженерьте"...
В этой связи вопрос: а что должны сделать работодатели, чтобы на предприятие пошли квалифицированные инженерные кадры? В разделе «Вакансии» написать: требуются лица с дипломами по инженерным специальностям (отсутствие опыта работы и профильных знаний приветствуется) с окладом в полмиллиона рублей (для начала)?
В данном случае какая система должна всё-таки работать: оплата по труду или труд по оплате? Работает ли понимание инженерного старта, роста по карьерной лестнице на основании багажа знаний, наработанных навыков?
Безусловно, с работодателей ответственность снимать тоже никто не собирается - часто "жмутся". Но опять-таки, если верить заявлениям пресс-служб крупных компаний сферы ОПК: «рады бы и платить достойно, но только подходящие для работы кадры, причём молодые, уже стали редкостью».
А что же, кстати, предложили чиновники в ходе работы дискуссионной площадки ««Инженеры будущего 2015», чтобы молодёжь в промышленную отрасль пошла? К великому сожалению, дальше лозунгов дело пока не сдвинулось, ибо в очередной раз было заявлено о необходимость повышать уровень подготовки инженерных кадров, после чего «закреплять» таковых на производстве. Как закреплять? Ответ чиновников: материальными ресурсами и обеспечением жильём.
Это всё замечательно, но что же в таком случае все эти годы мешало воплощать в жизнь все эти лозунги. Где «качественная подготовка», где «закрепление за предприятиями» и где, в конце концов, «обеспеченность жильём»? От лозунгов и обещаний уже, честное слово, воротит. А ведь, как говорится, пора бы и ближе к делу…
Кстати, рассказ о заявлениях и напутствиях в рамках дискуссионной площадки «Инженеры будущего 2015» был бы неполным, если бы отказаться от рассмотрения мероприятий, освещаемых в официальном микроблоге Твиттера и на страничке ВКонтакте. Итак, вот несколько записей из микроблога и со страниц «Инженеров будущего 2015» (ещё раз – это официальные информационные площадки форума) (орфография и пунктуация сохранены):
Антон Кутуков вчера самый первый назвал количество донорской крови, которую удалось собрать в рамках акции. 84 литра.
Понятно, что это больше досуг, а досуг - это здорово. Полезный досуг - ещё "здоровее": и сбор донорской крови, и танцы, и общение посредством смартфонов. Но причём тут инженерная деятельность, и какая связь между инженерами и Николаем Валуевым? Хочется надеяться, что отчёты о проведении слёта «Инженеры будущего 2015» будут касаться не столько того, как возникли технические проблемы с экраном, зарядки айфонов от розетки на сосне и прилёта боксёра и депутата, но и действительно инженерных новшеств, разработанных творческой молодёжью…
Информация