112 лет назад на воду спущен крейсер «Варяг»

50
Крейсер «Варяг» – легенда русского флота. Он был построен в Филадельфии (США). Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.

«КОГДА ЗАБРЕЗЖИЛ РАССВЕТ, глазам артурцев предстала тяжелая картина: два наших лучших броненосца и бронированный крейсер «Паллада», подорванные японскими минами, беспомощно стояли близ Тигровки... Увы, только теперь исчезли сомнения в неизбежности войны», - так описано начало русско-японской войны в ночь с 26 на 27 января 1904 года в сборнике исторических исследований «Оборона Порт-Артура» (Санкт-Петербург, 1910 год). Вероломное нападение японцев на корабли противника (не ведавшего еще, что он - противник, ибо война объявлена не была) - таков почерк зачинщика, стремившегося одним ударом обеспечить господство на будущем театре военных действий. Выведение из строя двух из семи эскадренных броненосцев и одного из четырех крейсеров 1-го ранга Тихоокеанской эскадры повлекло всю драматичную для России цепь событий: полный захват инициативы японским флотом, высадка японской пехоты на материке, 11-месячная героическая оборона и падение Порт-Артура. Но самые трагические моменты русско-японской войны написаны на свинцовых страницах тихоокеанских волн: гибель миноносца «Стерегущий», поражение русской эскадры при Цусиме, легендарное героическое сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо.

Войну с Японией Россия прозевала и проиграла. Чудовищные расстояния между тылом и фронтом - восемь тысяч верст по единственной и еще недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали, да еще фантастический интендантский грабеж. Чего стоят одни лишь поставки в армию сапог с картонными подметками! Не было закончено перевооружение. Впрочем, ни к одной войне Россия не была готова никогда. Ее военная машина, при неизменной недооценке противника, как всегда в нашей истории, сколачивалась на ходу. Японцы восемь лет готовили свой флот к боевым действиям, не жалея на это денег, а наши моряки учений и стрельб практически не проводили.

Вот как описывал ситуацию на Тихоокеанском флоте в своей книге «Порт-Артур - дневник очевидца» капитан 2 ранга Владимир Семенов: «Вследствие... сокращения кредитов...корабли плавали не больше 20 дней в году, а остальное время изображали... плавучие казармы. Прибытие популярного адмирала (Степана Макарова. - В.А.)... могло способствовать обучению команды в кратчайший срок тому, чему ее недоучили в мирное время. Но ничто, никакие усилия не могли наверстать безвозвратно упущенной практики плавания... Мужиков, одетых в матросские рубахи... возможно было превратить в героев, но сделать их опытными моряками, а сборище плавучих казарм превратить в боевую эскадру, - для этого требовались долгие годы... Адмирал, принявший командование флотом для того, чтобы вести его в бой, оказался вынужденным обучать его выполнению простейших маневров...»

Кинжал в спину победы

Восславленные во многих песнях подвиги защитников Порт-Артура и экипажа крейсера «Варяг» были совершены не на русской земле и не в русских водах: Порт-Артур и Дальний располагались на Квантунском полуострове, арендованном Россией у Китая на 25-летний срок. Русско-японская война, которая велась не на русской и не на японской, а на китайской территории при безучастности ее подлинного хозяина - Китайской императорской династии Цин, отмечена в истории России посредственным командованием и самоотверженным героизмом солдат и матросов. Но главное (и ситуация эта повторилась в 1917 году на фронтах Первой мировой) - армия получила, как выражались правомонархические газеты, «кинжал в спину победы» от либеральной интеллигенции. Именно ее усилия, объединенные с усилиями японцев, и «старания» воров-интендантов привели к поражению России.

«Сокрушаясь и болея душой о наших неудачах и тяжелых поте-рях, не будем смущаться. В них русская мощь обновляется, в них русская сила крепнет, растет. Со всей Россией верю, что настанет час нашей победы, и что Господь Бог благословит дорогие мне войска и флот дружным натиском сломить врага и поддержать честь и славу нашей Родины». Когда Николай II подписывал этот приказ армии и флоту, обнародованный 1 января 1905 года, он еще не ведал, какие новые потери ждали Россию. Впереди была Цусима. Если Порт-Артур, при обороне которого было убито и ранено около 27 тысяч русских, обошелся японцам потерями в 110 тысяч человек, то эскадра вице-адмирала Зиновия Рожественского, прибывшая на Тихий океан лишь полгода спустя после сдачи крепости, была расстреляна японцами спокойно и методично, почти без потерь для противника.

Завершающим горьким аккордом войны прозвучал Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура и Дальнего с прилегающими территориями и южную часть Сахалина.

Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг всегда предполагает свободный выбор между жизнью и смертью. Между позором и честью. Советский классик внушал нам, что «самое дорогое у человека - это жизнь». Но русская военная традиция говорит о другом: самое дорогое у человека - это честь. Геройская гибель «Варяга» тому подтверждение.

Всякие переговоры излишни...

В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра адмирала Того внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, утром другая эскадра, контр-адмирала Уриу, у корейского порта Чемульпо атаковала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

«Варяг» появился в корейском порту как стационер Российского государства, обеспечивая нормальную работу его посольства в соседней стране. Корабль новой (американской) постройки 1901 года имел водоизмещение 6500 т, хорошую скорость хода - 24 узла (44 км/ч). Экипаж - 570 человек. Вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм, восемь 47-мм, два 37-мм орудия и 6 торпедных аппаратов.

Командовал крейсером капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, офицер, воспитанный в лучших традициях отечественного флота, Морской устав которого уже три столетия требовал всячески крепить «честь русского имени и достоинство русского флага». Вечером 23 января командиры иностранных судов, находившихся в Чемульпо, сообщили Рудневу о разрыве Японией отношений с Россией. Неизбежность нападения подтвердил и ночной уход с якорной стоянки японского стационера - крейсера «Чиода».

26 января российский посланник в Сеуле разрешил Рудневу отправить с тревожной депешей в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец». Перед входом на нейтральный чемульпинский рейд японцы атаковали русскую канонерку. Однако три выпущенные торпеды не попали в цель. Четвертую торпедную атаку командир «Корейца» капитан 2 ранга Григорий Беляев сорвал, поведя свой маленький корабль на таран японского миноносца. Тот отвернул, не выпустив торпеды. Командир «Корейца» доставил в порт малоутешительное сообщение: неприятель имел более десятка вымпелов.

В тот же день японская эскадра вошла на рейд Чемульпо. На «Варяге» и «Корейце» приготовились к бою: задраили люки, подали из погребов снаряды и патроны, проверили пожарные шланги. Японские эсминцы с расстояния в два кабельтовых (около 360 м) направили свои торпедные аппараты на русские корабли, где комендоры всю ночь дежурили у орудий, готовые немедленно открыть огонь прямой наводкой. Командующий неприятельской эскадрой контр-адмирал Уриу не решился атаковать русских на рейде, но половину стоявшей перед ним задачи выполнил. С японских транспортов на корейский берег был высажен десант. Поскольку объявления войны не имелось, русские этому не препятствовали.

Утром 27 января (9 февраля) 1904 года японский адмирал обратился к русским с угрозой атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут его до полудня. В порту стояли крейсера-стационеры Британии, Франции, Италии и США. Руднев решил предпринять попытку с боем прорваться в Порт-Артур и не сражаться на рейде, чтобы не пострадали иностранные корабли нейтральных держав, о чем он предупредил их капитанов. Историческая объективность требует отметить: командиры военных судов Англии, Франции и Италии направили японскому адмиралу протест (командир американского авизо «Виксбург» отказался его подписать) с требованием мирных переговоров. Уриу протест получил, но ответить на него счел возможным лишь после боя: «Ввиду решения, принятого храбрым русским командиром, всякие переговоры излишни». Вероятно, таковы были особенности японской военной дипломатии - сначала напасть, потом вести преговоры.



Хроника боя:
«Наверх, вы, товарищи...»


27 января в 9.30 на крейсере стали разводить пары. Командир «Варяга» объявил офицерам о начале боевых действий. Принимается единодушное решение - идти на прорыв, а в случае неудачи - взорвать корабль, но не отдавать его врагу.

В 10.45 к выстроенной на палубе команде обратился командир крейсера. Он сообщил о полученном японском ультиматуме и сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть - мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По традиции все матросы были переодеты в чистые рубахи, трезвы и готовы к смерти. Считалось, что перед боем, как перед причастием, грех пить водку.
В 11.10 прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут «Варяг» снялся с якоря. «Кореец» следовал в кильватере. Команды иностран-ных кораблей, построенные во фронт на палубах, отдавали дань мужеству моряков России, шедших в безнадежный бой. Духовые оркестры зарубежных флотов исполняли гимн России. Впоследствии иностранцы говорили о величии этой минуты. Признавали, что они пережили трудный момент, провожая людей, идущих на верную гибель. По мнению иностранцев, принять вызов на бой с эскадрой во много раз сильнейшей - это подвиг, на который мало кто решится. «Варяг» был обречен еще и потому, что малый ход «Корейца» связывал скорость его маневров, а пушки старой системы не достигали цели и оказались практически бесполезными.

Два корабля под андреевским флагом следовали по узкому фарватеру, изобилующему камнями и отмелями. О маневрировании в предстоящем бою не могло быть и речи. Японская эскадра поджидала русских у выхода в открытое море: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси», «Чиода», восемь миноносцев и вооруженное посыльное судно.

В 11.45, после того как на японский сигнал о сдаче «Варяг» ответил гордым молчанием, загремели первые выстрелы с «Асамы». С «Варяга» ударили орудия правого борта. «Кореец» пока молчал. Крупнокалиберные, устаревшие пушки канонерской лод-ки были недальнобойными, и половину боя им пришлось бездействовать. Шквал артиллерийского огня обрушился на «Варяга». Тот повел огонь бронебойными снарядами против своего главного противника - «Асамы» - и весьма удачно. Русские комендоры вели стрельбу из пушек верхней палубы, не имевших броневой защиты. Именно здесь у нас было больше всего потерь.
В 12.05 командир крейсера
отдал приказ повернуть вправо, что-бы ввести в дело орудия левого борта. И в это время два крупно-калиберных снаряда попали в корабль. «Варяг» лишился управле-ния рулем. Ранен Руднев. Японцы усиливают обстрел. «Варяг» получил подводную пробоину, через которую вода хлынула в угольные ямы котлов. То там, то здесь на крейсере вспыхивали очаги пожара... Матросы выбивались из сил, ведя борьбу с огнем.

Всю свою ярость экипаж «Варяга» вкладывал в залпы из орудий левого борта. «Асама» получил несколько прямых попаданий. На флагмане адмирала Уриу была выведена из строя кормовая артиллерийская башня. «Кореец», изменив курс, прикрывал огнем отход израненного крейсера. В 12.45, с подходом русских кораблей к рейду Чемульпо, бой прекратился.

Возвращение героев - поражение, воспетое в песнях

Прибывший на «Варяг» командир французского крейсера Виктор Сэноса запишет в своем дневнике: «Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краски обуглились, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме и крен на левый борт все увеличивался». В неравном морском бою крейсер потерял боеспособность. Почти половина артиллеристов верхней палубы погибла. Несколько подводных пробоин лишали «Варяг» привычного хода.

Судьба «Варяга» и «Корейца» была решена. Командиры кораблей приняли решение не сдавать корабли врагу. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана экипажем, в 15.30 на «Варяге» команда открыла кингстоны. В 18.10 «Варяг» лег на борт и через мгновение скрылся под водой. Французский крейсер «Паскаль», английский крейсер «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба» подняли на свои палубы уцелевшие остатки команд русских кораблей. Командир американского судна отказался принять участие в спасательных действиях.

Японцы понесли не меньшие потери. «Варяг» нанес сильные повреждения 2 крейсерам - особенно досталось флагману «Асама», потопил 1 миноносец. Всеволод Руднев доносил царскому наместнику на Дальнем Востоке адмиралу Евгению Алексееву: «Корабли отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду». Команда «Варяга» потеряла 122 человека убитыми и ранеными. Оставшиеся в живых моряки «Варяга» и «Корейца» через нейтральные порты вернулись в Россию и были удостоены Георгиевских крестов.

Первая торжественная встреча героев состоялась в Одессе. Оттуда на всем пути до Санкт-Петербурга моряков тепло встречал простой люд. А 16 апреля матросы «Варяга» и «Корейца» под музыку гвардейских оркестров торжественным маршем прошли по Невскому проспекту. В Зимнем дворце после молебна император Николай II дал обед в честь героев Чемульпо. Всеволода Руднева назначили командиром строившегося броненосца «Андрей Первозванный» - самого мощного на тот период корабля русского флота.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и зачислен во флот под названием «Сойя», но в апреле 1916-го Россия выкупила его у Японии, и уже в ноябре под прежним названием он пришёл в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года корабль ушёл на ремонт в Англию, но до конца Первой мировой войны так и не был отремонтирован и затем был продан на слом.

112 лет назад  на воду спущен крейсер «Варяг»


Свершившееся пророчество

Да, Россия в 1905 году проиграла, но по справедливому замечанию крупного российского философа Ивана Солоневича: «Русские иногда проигрывали первые сражения, но пока что не проиграли ни одного последнего». Многие обвиняют во всех наших бедах царское самодержавие, но вот что писал об этом уже после Первой мировой войны Уинстон Черчилль: «Представление о царском режиме как об узкосердечном и гнилом отвечает поверхностным утверждениям наших дней. По тем ударам, которые Российская империя пережила, по катастрофам, которые на нее свалились, мы можем судить о ее силе... Николай II не был ни великим вождем, ни великим царем. Он был только искренним, простым человеком со средними способностями... Справедливость требует признания всего, чего он достиг. Пусть чернят его действия и оскорбляют его память - но пусть скажут: кто же другой оказался более пригодным? В талантливых и храбрых людях нехватки не было. Но на пороге победы Россия рухнула на землю, заживо пожираемая червями». К сожалению, «черви» эти пожирали империю уже перед началом русско-японской войны.

Пророчество Николая II - «настанет час нашей победы» - осуществилось... через сорок лет. 22 и 23 августа 1945 года советские десантники освободили от японских захватчиков Дальний и Порт-Артур, которые впоследствии с полным на то основанием перешли под китайский суверенитет под их историческими названиями Далянь и Люйшунь. В ходе боев с 18 августа по 1 сентября, после полного разгрома и капитуляции Квантунской армии были освобождены и возвращены в состав России Южный Сахалин и Курильские острова.

В 1996 году на Тихом океане появился новый корабль - гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в 1983 году на Николаевском судостроительном заводе и включен в состав Черноморского флота под именем «Червона Украина». В 1996 году переведен на Тихий океан, где в память легендарного крейсера был переименован в «Варяг» и удостоен гвардейского знамени. В дни празднования 300-летия русского флота, в начале февраля 1996 года, ракетный крейсер «Варяг» прибыл в корейский порт Чемульпо, на место гибели своего предка, для отдания памятных почестей погибшим героям-морякам. Приказом главнокомандующего ВМФ России место гибели «Варяга» и «Корейца» объявлено координатами боевой славы, и все военные корабли России приспускают здесь флаги. За успехи в боевой подготовке приказом командующего Тихоокеанским флотом в 1998 году ракетный крейсер «Варяг» стал флагманским кораблем ТОФ. А в декабре 2003 года малому противолодочному кораблю (МПК-222) Тихоокеанского флота было присвоено имя «Кореец».
50 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. ироня
    +4
    1 ноября 2011 10:13
    Вечная Слава Героям!
  2. +5
    1 ноября 2011 10:45
    У РОССИИ НЕТ ДРУЗЕЙ, КРОМЕ АРМИИ И ФЛОТА!!!!
    Гордость и честь нашего флота!
    Вечная память героям!
  3. -2
    1 ноября 2011 11:59
    Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли

    только полный балбес может такое сказать..русские моряки-герои НЕ проиграли это бой, а покрыли себя вечной славой...автора наказать...

    Французский крейсер «Паскаль», английский крейсер «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба» подняли на свои палубы уцелевшие остатки команд русских кораблей. Командир американского судна отказался принять участие в спасательных действиях.

    американцы всегда были, есть и будут подонками..исходя из этого и следует строить отношения с ними...
    1. -1
      3 ноября 2011 21:23
      а такое: "Русские комендоры вели стрельбу из пушек верхней палубы, не имевших броневой защиты. Именно здесь у нас было больше всего потерь."
      пиндосы и тут подгадили-бронещиты у орудий при постройке "забыли" установить
      1. +1
        4 марта 2012 22:26
        Это не амеры постарались. Изначально по проекту у Варяга орудия были прикрыты щитами и вместо баковых и ютовых шестидюймовок стояли 8-дм. В данном случае "постаралась" заказывающая сторона, упрощая и удешевляя проект.
  4. Mesniy
    -9
    1 ноября 2011 13:10
    Вместо того,что бы пойти на прорыв и сохранить ценную боевую единицу,бой,сильных повреждений варяг крейсерам японцев не нанес,тот же асама после активно принимал участие в последующих действиях.А уничтоженный миноносец - номерной,крохотное устаревшее суденышко.
    Если бы не неудачная война,в которой россии гордиться нечем было,небыло бы и никакого восхваления роли варяга в этом бою,но когда все плохо - герои нужны впервую очередь...
    Если непредвзято глянуть на произошедшее - выглядит крайне глупо цепляться за старый бесполезный кореец,нужно было снимать с него команду и уходить,варяг - новейший и быстроходный легко ушел бы.
    А так - минимальный ущерб японцам и две еденицы на дне.
    1. +2
      1 ноября 2011 20:57
      Mesniy
      ну а тебе-то зачем сюда своим рылом-то лезть, здесь идет разговор о русской святыне, о настоящих русских людях, подчеркиваю о настоящих. На этом сайте масса мест где ты вполне свободно можешь выплеснуть свои мысли и блеснуть своими военными познаниями, но здесь не надо, давай иди с Богом.
      1. Mesniy
        -3
        2 ноября 2011 10:27
        уж без твоих соплей разберусь куда лезть а куда нет
        1. +1
          2 ноября 2011 17:22
          В анальное отверстие языком не пробовал?
        2. ballian
          +1
          2 ноября 2011 20:23
          Будет правильнее сказать что "Варяг" ВООБЩЕ никаких серьезных повреждений японским кораблям не нанес и якобы потопленный миноносец - тоже туфта . По японским данным НИКАКИХ повреждений и потерь они в бою не имели.
          1. ЭСКАНДЕР
            0
            2 ноября 2011 20:30
            ballian
            Данные в студию!
            1. ballian
              -1
              2 ноября 2011 21:43
              Как раз таки данные в студию должны давать распространяющие рассказы о повреждениях и потоплениях японцев. , сами японцы утверждают что , в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. В официальном издании японского Морского генерального штаба "Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (в 1904-1905 гг.)" (т. I, 1909 г.) читаем: "В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь".
              1. +1
                4 марта 2012 22:21
                Насчет потерь японцев. В германских ВВС и панцерваффе танки и самолеты тоже выходили из строя исключительно из-за технических потерь, но почему-то оставались на полях с дырами в бортах и сорванными башнями. В данном случае япы слишком заинтересованная сторона, чтобы принимать их слова на веру..
          2. mitrich
            +2
            2 ноября 2011 20:31
            Как же так можно, Баллиан, выйти одному с десятком биться? Ведь наваляют, а то и убьют ненароком. Надо было лапы кверху задрать, верно, "сибиряк"?
            Экипажи иностранных военных судов были построены на корме, провожая "Варяг" и "Корейца" из бухты, а наш доморощенный умник спустя 100 лет весь в сомнениях относительно подвига русских моряков.
            Самсонов, напиши статью о том бое, информация наверняка есть в И-нете.
          3. +2
            2 ноября 2011 21:42
            Твоих кумиров Степана Бандера и Романа Шухевича лишили звания "Героя Украины" вот ты и злобствуешь, а крейсер "Варяг" и его экипаж никто и никогда не лишит звания "Героев" потому что они завоевали это звание в бою с превосходящим во всех отношениях противником и память о них будет жить вечно в сердцах русских людей, а твои псевдогерои заслужили звание палачей в боях с безоружными людьми и партизанами. Кстати экипаж крейсера был как сейчас говорят интернациональным, украинцы там тоже были.
            1. ballian
              -2
              3 ноября 2011 20:26
              Я конечно в курсе что косящие тут под патриотов паталогические клеветники, приписывающие мне свои комплексы, мне как-то в Сибири до данных товарищей дела нет.
              Ну уж если на то пошло - просвещу - сами напросились - Шухевич тоже погиб в бою с превосходящими советскими силами , только в отличии от "Варяга" он успел в бою отправить на тот свет одного из советских .
              1. +1
                6 ноября 2011 19:05
                Смешной ты ballian, два таких примера положил на "весы сравнения" и чтож ты мил человек написал: "он успел в бою отправить на тот свет одного из советских" чтож ты сотрудника управления 2-Н МГБ УССР майора Ревенко так стыдливо назвал "советским". назвал бы уже сразу предатель Украины, москальский прихвостень, можно наверное было только вот в те времена таких "предателей" было миллионы в отличии от твоих кумиров шастающих по лесам
            2. mart3365
              0
              11 марта 2012 02:55
              A oni na samom dele GEROI...Vse geroi-kto borolsja v LJUBOM ka4estve s sovetskoj vlastju...Pos4itaj-ih u vas mnogo dolzno byti-bolee 50 mln...-Pamjatnok im postavte !..A to vse slavite sovdepovskuju istoriju !))))
              1. Eugene
                0
                11 марта 2012 03:05
                не забудь про своих друзей, у которых фашисты памятники из центра города с могилами переносят и под свастикой маршируют. Расскажи о доблести ваших "защитников родины" узникам Саласпилса, Асвенцима. Расскажи это родственникам тех, кого сожгли в печах, отравили газом, а кости отправили на удобрения.
                Дальше верь в своих эстонских героев под печатью свастики.
    2. ЭСКАНДЕР
      +4
      1 ноября 2011 21:25
      Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
    3. zczczc
      +4
      2 ноября 2011 01:21
      Mesniy, ты хоть в чём-нибудь хорошее видишь?

      "Мальчик подарил девочке цветочек" - ты б и тут, наверное, увидел подвох :)))
      1. ЭСКАНДЕР
        +4
        2 ноября 2011 07:57
        Конечно бы увидел:
        Поматросить хочет и бросить, и вообще не мальчик это, а педофил из Государственной Думы…
    4. +3
      2 ноября 2011 17:20
      "Если бы не неудачная война,в которой россии гордиться нечем........................"

      РОССИИ незачем гордиться тобой "mesniy"!

      РОССИЯ всегда будет гордиться своими героями!
    5. ballian
      0
      2 ноября 2011 20:12
      Будет правильнее сказать что "Варяг" ВООБЩЕ никаких серьезных повреждений японским кораблям не нанес и якобы потопленный миноносец - тоже туфта . По японским данным НИКАКИХ потерь они в бою не имели.
    6. ироня
      0
      4 ноября 2011 22:08
      Притчу про орла и ворона знаете, неуважаемый? Продуманный, как среднестатистический европеец. С таким подходом они и проепали всю европу в 1939-1940. Продуманно сдались. Вороны, а не вОроны... Пблевать от вас тянет.
    7. mart3365
      0
      11 марта 2012 02:51
      , да еще фантастический интендантский грабеж. Чего стоят одни лишь поставки в армию сапог с картонными подметками! Не было закончено перевооружение.-
      -Vedj bolee100 let proslo !..-A voz i nyne tam ze !..4to za strana takaja ?)))))
  5. +2
    1 ноября 2011 16:37
    Вообще то тем, кто приобрел данный крейсер надо было комендорами поработать на нем памятный бой. У Руднева было два варианта развития событий:
    1) Подорвать корейца и не принимая бой и дуть в порт-артур на всех парах (там еще не знали об объявлении войны) и при цусиме он мог бы сыграть свою роль.
    2) Принять бой и попытаться вырваться (заранее проигрышный - из за низкой скорости корейца)...
    Ну и третий вариант описан в "возвращении Варяга" - это конечно фантастика, но бой варяга рассмотрен со всех сторон.
  6. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  7. +3
    1 ноября 2011 20:39
    Варягу-УРА,,,УРА,,,УРРРААА. По истории. Давно уже не переиздавалась. Есть оченнь хорошая книга(ну конечно больше художественная) Порт-Артур А.Степанова. Перечитывал несколько раз. Рекомендую всем.
    1. Mesniy
      -2
      2 ноября 2011 10:39
      а еще "цусима"-новиков-прибой автор,с комунячьим душком конечно но все равно стоит прочесть
      1. 0
        2 ноября 2011 23:58
        А что ты хочешь нам сказать этим комментом, какую мысль донести, не засаду ли ты оставил? Книга мне понравилась два раза читал в 1994 и 2002, повествует о трагической странице в истории русского флота, история России состоит не только из побед но и из поражений, русский народ умеет проигрывать поэтому и эта книга является одним из лучших советских исторических романов читаемым и по сию пору. Что касается коммунистического душка так мое, лично мое и ничьего другого мнение, так это кто бы ему Новикову-Прибою в СССР в 1932 году дал бы издать исторический роман о царском флоте без такового налета.
  8. ztk1
    +3
    2 ноября 2011 01:06
    «Побеждает тот, кто хорошо дерется, не обращая внимания на свои потери и памятуя, что у неприятеля этих потерь еще больше» ( С. О. Макаров, Рассуждения по вопросам морской тактики).
  9. +2
    2 ноября 2011 01:48
    В статье классно сказано про "нож в спину победе" в лице вшивых интеллигентов и воров-интендантов. Это наша вечная беда. С одной стороны " умники-сванидзе-познеры", проплаченные западом, другие "умники", с больным мозгом, рождающим больные, ни на чем не основанные теории (демократии, гуманизма и т.д.) , ну и с другой стороны - "воры-интенданты". Мне русско-японская в этом плане Первую Чеченскую напоминает с иудушкой-Ковалевым, "интеллигентишкой" и нашим, магаданским,кстати, воришкой (я даже его фамилию забыл), который Грозный тогда "восстанавливал" (платил чеченам, чтобы те дом взорвали, дабы он мог деньги списать)
    1. Mesniy
      -1
      2 ноября 2011 10:34
      Да нет,"нож в спину победе"воткнули всякие большевики и прочяя нечисть,которая организовала революцию 1905 года.Вот это враги россии на все времена,сейчас они едрососами называются.
  10. dred
    -1
    2 ноября 2011 18:09
    Наш флот самый лутший в мире.
    1. ballian
      -2
      2 ноября 2011 20:15
      ",,,,Если Порт-Артур,..... обошелся японцам потерями в 110 тысяч человек"
      _______________
      Ну сколько можно повторять эту туфтовую цифру ? Есть точные японские данные - 60 тысяч убитыми и раненными.
      1. ballian
        -1
        2 ноября 2011 20:28
        Вот здесь прекрасный разбор ошибок русских и что там реально происходило в бою ,а не в фантазиях невеж, и о том как и почему этот пиар с "Варягом" был организован царским начальством.


        http://azamat.gorod.tomsk.ru/index-1230362089.php
        1. ЭСКАНДЕР
          +2
          2 ноября 2011 21:07
          ballian
          Ну и чо ты хотел этой ссылкой сказать?
          Что твой Томский кореш Азамат (русский, конечно…), преподаватель ВУЗа (который пишет ещё и о «Долине Пенсов»), перепечатал «великий труд» В.Д.Доценко – и это теперь притча во езыцах чо ли?
          Флуд Доценко широко известен и другим своим маразмом (как и Азамат, наверно).
          Я в Томске 5 лет прожил и подобных Азаматов насмотрелся.
          К стати, профессор Альперович жив ещё?
        2. 0
          2 ноября 2011 22:03
          Все это бла-бла-бла наших современников. Песня "Варяг" была написана практически сразу после произошедших событий, была написана австрийцем а опубликована в немецкой газете, вот тебе отношение к тем событиям современников подвига экипажа бронепалубного крейсера 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России "Варяг". И заметь современников европейского разлива.
  11. ballian
    -2
    2 ноября 2011 21:32
    Причем тут Azamat ?? Взял известную мне ссылку где история с "Варягом" описана отдельно (у Доценко это одна из глав книги) . Называть Доценко "маразматиком" - это сильно.
    1. ЭСКАНДЕР
      +1
      2 ноября 2011 22:09
      Так это не я называю, это другие историки.
    2. +1
      2 ноября 2011 22:32
      Теперь понятно что у тебя с головой, какие истории ты читаешь, ну тогда тебе скидка 50%
  12. +1
    2 ноября 2011 22:27
    Набрал ту в поисковике: Доценко - во че выдал

    Подвиг "Варяга" по версии В.Д. Доценко
    Сайт может угрожать безопасности вашего компьютера
    В.Д. Доценко «Мифы и легенды русской морской истории»

    Да уж пожалуй лучше и не придумаешь
    1. ballian
      -2
      3 ноября 2011 20:20
      Ну вообще можно было догадаться и Википедию об авторе почитать -
      http://ru.wikipedia.org/wiki/Доценко,_Виталий_Дмитриевич
      Автор в морском деле и истории смыслит в отличии от вас воинствующих невеж.
      1. ЭСКАНДЕР
        0
        3 ноября 2011 20:43
        ballian
        Круто по Вике проехал.
        А ты думаешь, мы тут лаптем щи хлебаем?
        Ты не по Вике помотай, тогда мож дойдёт.
        Заслуг ни кто не умоляет, но Его труды не только за «Варяг» критикуют.
        1. ballian
          -1
          3 ноября 2011 23:42
          Полно невеж которые что-то в интернете что-то несут и критикуют, прочитав пару книжек и вообразив себя знатоком - и чо.,у нас свобода слова, каждый может нести хоть полную чушь.
          1. bydlo
            -3
            3 ноября 2011 23:54
            С тобой говно хорошо хлебать....все съешь,ничего не оставишь!!!!!
          2. ЭСКАНДЕР
            0
            4 ноября 2011 06:37
            Я не про невеж инетных, а про его коллег- военных историков.
      2. flugarka226
        0
        25 октября 2012 05:49
        Цитата: ballian
        Автор в морском деле и истории


        Тем опаснее его писанина.Поверьте,в морском деле тоже немного разбираюсь.Во время оно командовал рейдовым тральщиком.
  13. zavesa01
    +1
    3 ноября 2011 20:56
    Балиан и Местный вы представляете морской артиллерийский бой? Тем более на рейде когда орудия бьют прямой наводкой и спрятатся тебе некуда, когда твой корпус как мишень когда головной выдает данные на стрельбу эскадре и потом следует залп и все в тебя и главный колибр них.... не 80 мм. Вы представляете взрыв 250 мм снаряда начиненного шимозой? Примерно это можно сравнить с расстрелом у стены из современных 30 мм автоматов. Шансов практически никаких. Вам говорят не про тактику и стратегию, а про мужество простого народа. Представить себя там можете? Только пройдя через подобное можно с таким цинизмом относится к этому несомненному ПОДВИГУ простых моряков.
  14. ballian
    -3
    3 ноября 2011 21:48
    Я собственно с этим и не спорил здесь, но меня поражают люди которые не хотят узнать подробности что там было., и любую попытку разобраться в подробностях события трактуют как очернение.
  15. novik
    -1
    28 ноября 2011 20:27
    Ух ты добрались уже и до Варяга.Идолопоклонничество,миф, глупость командира.Да господа историю вы знаете откровенно хреново,хотя если верить японским источникам(победившая сторона)то ,пожалуй,вы правы.Вот только о флагманском крейсере "Нанива",японского адмирала Уриу песен увы не сложено,ну может разве что соотечественниками.А теперь попытаемся определить само понятие слова подвиг,что это?Думаю согласятся со мной многие ,что подвиг,-это самопожертвование во имя цели.Думаю обывателю это понять трудно,а кое кому вообще не дано,обыватель он на то и обыватель что может в любой момент от этой самой цели отказаться,особенно если это угрожает его жизни.Иное дело человек давший клятву на верность,вот ему нельзя смалодушничать иначе он,-предатель:перед Родиной,собой,богом.Так что не надо блеять о том,что этот эпизод далекой войны вымысел и пропаганда царизма.Бой имел место быть(это подтверждают все кто был в то время в Чемульпо,а не только русские или японцы),значит имел место быть и подвиг экипажей "Варяга"и "Корейца".И все примите это как ФАКТ,как неоспоримую истину ибо другой трактовки событий БЫТЬ ПРОСТО НЕ МОЖЕТ.И не надо здесь ставить пунктики 1,2,3...Что называется вы не управляете процессом ,потому что вас там не было,потому что был только ОДИН, только ОДИН другой вариант развития событий.Вот он:корабли передать японцам, а экипажам сдаться в плен.Рационально?Пожалуй да,только можно ли этим гордиться?Тем более что именно на такой исход и рассчитывали японцы(японский адмирал надеялся преподнести "Варяга"в качестве подарка императору,они даже на якорях стояли думая что русские идут сдаваться.Это подтверждается и самими японцами их первый сигнал был сигналом к сдаче .Правда пришлось якорные цепи срочно расклепывать-не на тех нарвались,они до этого только с китайцами воевали и там все было значительно проще и понятнее)Так что в заключении хотел бы отметить что ПОДВИГ "Варяга"и"Корейца"навсегда останется символом воинской доблести,храбрости и героизма наших моряков,кто бы чего бы там ни писал.Как там в песне:НИ СКАЖУТ НИ КАМЕНЬ,НИ КРЕСТ ГДЕ ЛЕГЛИ,ВО СЛАВУ МЫ РУССКОГО ФЛАГА, ЛИШЬ ВОЛНЫ МОРСКИЕ ПРОСЛАВЯТ В ВЕКАХ,ГЕРОЙСКУЮ ГИБЕЛЬ "ВАРЯГА"
    1. +1
      28 ноября 2011 22:09
      Цитата: novik
      Вот только о флагманском крейсере "Нанива",японского адмирала Уриу песен увы не сложено,ну может разве что соотечественниками.

      это не сколько не принижает подвига,но стихи про "Варяг" кажется были написаны австрийцем
  16. novik
    -1
    29 ноября 2011 20:26
    Да ,стихи были написаны немцем или австрийцем.На сайте Sov Musik.ru (находится в Яндексе в разделе музыка)выложена даже оригинальная версия на немецком языке.Потом их перевели наши соотечественники и переложили на нашу музыку,так появилась песня.Я это к тому писал ,что уже в то время многим было понятно что экипажи совершили подвиг,раз граждане других стран писали об этом стихи.А сейчас почему то доморощенные историки пытаются убедить меня что это пропаганда.И уж совсем мне не нравится когда своими дурацкими фантазиями пытаются переписать историю.Надо было,надо было....надо сначала по сайтам,поисковикам полазить,а еще лучше книги разных авторов почитать.А то начинается:"Кореец"взорвать и на полных парах деру.Отряд всегда лучше чем одиночка,да и какая скорость в извилистом фарватере, если там даже в мирное время французы умудрились посадить на мель свой крейсер.Да и какая скорость, если по прибытии на Дальний Восток "Варяг" большую часть времени находился в вооруженном резерве, ремонтируя свои машины и крайне ненадежные котлы Никлосса.Так что на момент боя скорость корабля не превышала 20уз, примерно столько же могли дать и японцы.И почему то всегда считается что "Варяг" чуть ли не лучший крейсер мира должен был выйти разгромить эскадру противника и прорваться в Порт- Артур,ну как все просто.А "Варяг" не был лучшим(впоследствии от кораблей этого типа 6000-тонных бронепалубных крейсеров-разведчиков отказались все державы),это был первый,в каком то роде экспериментальный ,корабль новой серии русских крейсеров.
    1. +2
      4 марта 2012 22:16
      Насчет 20 узлов. Японцы Варяга подняли и после ремонта, НЕ МЕНЯЯ КОТЛОВ, ВЫВЕЛИ ЕГО НА МЕРНУЮ МИЛЮ- результат-22 УЗЛА !
      1. +1
        5 марта 2012 22:33
        Варяг был изначально поставлен в тактически проигрышную ситуацию, имея узкий фарватер и нагрузку в виде тихоходного Корейца. Варяг на момент спуска на воду действительно являлся одним из лучших БРОНЕПАЛУБНИКОВ в мире. В открытом море Варяг также гарантированно уничтожал любого из японских бронепалубников, имея превосходство в артиллерии ( 12 шестидюймовок и 12 трехдюймовок) и обладая превосходством в скорости ( 23 узла). Также Варяг мог выдержать кратковременнй огневой контакт с броненосным крейсером, но ,опять же, в открытом море. Что касается русской концепции крейсера-шеститысячника, то достаточно посмотреть на успешные действия Аскольда, однокласника Варяга. А по поводу "отказались все державы", то британцы тоже строили подобные крейсера (тип Пауэрфулл) . Когда в Англии спустили на воду Дредноут,остальные страны тоже перестали строить классические броненосцы и такая же история произошла с классом миноносцев после введения в строй в 1913 году русского Новика.
  17. mvkot120669
    +1
    11 января 2012 02:55
    Интересно что Главного Героя Данного события Руднева Офицерское собрание Флота Российского просто игнорировало (за умело проведенный бой) и загнобило Руднева до того, что тот в отставку ушел..
  18. flugarka226
    0
    25 октября 2012 05:37
    Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
    Автор ошибается.Надводному кораблю победа засчитывается,только если корабль противника потоплен в бою,или захвачен как приз.Японцам не удалось ни то,ни другое.Варяг погиб,но небыл побежден.Это называется - затоплен экипажем после боя ввиду тяжелых повреждений.