Многоцелевой вертолёт Ка-18

11
Ка-18 (по натовской кодификации Hog, «боров») — многоцелевой советский вертолет, созданный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова. Непосредственной компоновкой вертолета занимался М. Б. Малиновский. Вертолет представлял собой дальнейшую модификацию вертолета Ка-15, которая отличалась наличием расширенного и удлиненного фюзеляжа. Вместимость вертолета составляла: один летчик и 2-3 пассажира. Машина активно эксплуатировалась Аэрофлотом с 1959 по 1974 год в качестве почтово-пассажирского, сельскохозяйственного, санитарного. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году данный вертолет был удостоен золотой медали. В прессе вертолет Ка-18 называли не иначе, как «летающий автомобиль».

Вертолет Ка-18 был предназначен для гражданских эксплуатантов. Перечень выполняемых данным вертолетом работ включал перевозку почтовых отправлений и грузов, пассажиров и больных. Вместе с вертолетом Ка-15 он использовался и для проведения авиационно-химических работ. Опытный экземпляр вертолета Ка-18 был построен в 1956 году. В 1957 году машина успешно выдержала государственные испытания. Вертолет Ка-18 выпускался серийно и находился в эксплуатации более 15 лет. Всего на вертолетном заводе в Улан-Удэ было собрано 111 вертолетов Ка-18, а общее число произведенных вертолетов всех модификаций составляло примерно 120 единиц.

Впервые многоцелевой вертолет Ка-18, являющийся, по сути, четырехместной версией вертолета Ка-15, поднялся в небо 13 октября 1956 года. По сравнению с базовой моделью в новой винтокрылой машине была удлинена хвостовая балка и фюзеляж, а также увеличено количество хвостовых шайб и расширена кабина. Помимо пилота, в кабине вертолета Ка-18 были оборудованы места для 3-х пассажиров. Также имелась возможность перевозить одного больного или раненого человека на носилках с сопровождающим медицинским персоналом.



Применение вертолета Ка-18 предусматривалось в следующих основных вариантах:
— пассажирско-грузовой вариант вертолета (предназначен для перевозки людей и грузов, а также почты и багажа внутри фюзеляжа. Данная версия оснащалась отопительной системой);
— патрульный вариант вертолета (предназначен для патрулирования территорий органами сил правопорядка);
— санитарный вариант вертолета (предназначен для транспортировки больных и пострадавших людей. В состав конструкции такого вертолета включали кислородную установку и отопительную систему).

В санитарном варианте вертолета Ка-18 набор специального (съемного) оборудования включал в себя: кислородную установку, носилки, поильник, термос и стяжные ремни. К несъемному санитарному оборудованию можно было отнести стол медицинского работника и вертолетную аптечку. При этом пассажирский вариант вертолета можно было с легкостью переоборудовать в санитарный вариант путем демонтажа переднего пассажирского кресла и установки вместо него съемного санитарного оборудования.

В 1958-1963 годах в СССР для вертолетов Ка-18 и Ка-15 изготавливались специальные стеклопластиковые винтовые лопасти Б-7 (изначально на первых моделях Ка-18 использовались лопасти, изготовленные из древесины). По словам разработчиков, для их производства пришлось использовать новую на тот момент времени систему выпекания в автоклавах под действием пресса. Данный тип производства позволял получить совершенно идентичные по размерам и весу детали, что стало значительным шагом вперед в отечественном вертолетостроении. Новые стеклопластиковые лопасти были прочными, устойчивыми к колебаниям погоды, а также отличались быстротой производства. Использование стеклопластиковых лопастей увеличивало их ресурс и обеспечивало вертолету повышение аэродинамических качеств несущих винтов.



Для выполнения полетов в холодную погоду, особенно зимой, на вертолете Ка-18 было предусмотрено наличие специальной отопительной системы, главными элементами которой были электрообогреватель, а также трубопроводы подачи прогретого воздуха к нижней части кресел пассажиров и пилота вертолета. Также советским конструкторам удалось значительно расширить географию эксплуатации машины за счет внедрения в конструкцию вертолета противообледенительной спиртовой системы. Назначением противообледенительной системы было обеспечение полета во время обледенения некоторых элементов конструкции. Суть работы этой системы заключалась в реализации принципа омывания стекла кабины пилота, винтовых лопастей специальной противообледенительной жидкостью, которая разрушала лед и мешала его дальнейшему образованию.

С точки зрения конструкции вертолеты Ка-15 и Ка-18 были изготовлены по двухвинтовой соосной схеме с одним поршневым двигателем и четырехопорным шасси. Фюзеляж ферменной конструкции имел обшивку из сплава алюминия. В фюзеляже вертолета располагалась двухместная кабина экипажа с расположенными рядом креслами пилота (с левой стороны) и оператора (с правой стороны), кабина отличалась наличием двух сдвижных дверей и большой площадью остекления. При этом размеры кабины были увеличены, что позволило разместить еще два кресла, предназначенных для пассажиров или больного на носилках. В передней части кабины имелся обтекатель для размещения необходимого оборудования.

Хвостовая балка вертолета полумонококовой конструкции была выполнена из алюминиевого сплава. Сверху к балке крепится стабилизатор прямоугольной формы с килевыми шайбами трапециевидной формы и с рулями направления. Шасси Ка-18 было четырехопорным, неубирающимся. При этом передние опоры были оснащены самоориентирующимися колесами, а на хвостовой балке имелась предохранительная опора. На корабельных вариантах Ка-18 предусматривалась возможность использования шасси поплавкового типа.



Силовая установка вертолета состояла из двигателя АИ-14В, сверху которого был расположен понижающий редуктор и распределительный редуктор с колонкой привода соосных несущих винтов, а снизу находилось 2 бака с топливом. В конце 1960 года многоцелевые вертолеты Ка-18 начали оснащать форсированными двигателями, получившими индекс АИ-14ВФ, и развивавшими мощность 200 кВт. Система управления вертолетом была обычной с тросовой проводкой, путевое управление обеспечивается отклонением рулей направления и дифференциальным изменением шага несущих винтов.

В начале 1970-х годов вертолеты Ка-18 начали активно заменяться на более совершенную модель Ка-26, несмотря на это многие машины оставались в эксплуатации еще до середины 1970-х годов, а некоторые и дольше. До наших дней сохранились как минимум два экземпляра данного вертолета. Один из вертолетов Ка-18 с бортовым номером СССР-68627 находится в экспозиции авиационного музея в Монино. Второй вертолет с бортовым номером СССР-64659 является учебным пособием в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ).

Летно-технические характеристики Ка-18:
Габаритные размеры: длина — 10 м, высота — 3,4 м, диаметр несущего винта — 10 м.
Максимальная взлетная масса вертолета — 1502 кг.
Силовая установка — 1 ПД АИ-14ВФ, мощностью 200 кВт.
Максимальная скорость полета — 160 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 130 км/ч.
Практическая дальность полета — 450 км.
Практический потолок — 3500 м.
Экипаж — 1 человек.
Полезная нагрузка — 2-3 пассажира.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/uh/ka18.html
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/ka-18-r.html
http://www.uhlib.ru/transport_i_aviacija/krylja_sverhderzhavy/p182.php
http://avia.pro/blog/vertolet-ka-18
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    19 августа 2015 06:01
    Вот так вот "камовцы" шли к КА-29, Ка-50 и Ка-52
  2. +1
    19 августа 2015 07:07
    В прошлый раз Ка-15 и Ка-18 раскритиковали так...., что аж за Камова обидно стало.
    1. +4
      19 августа 2015 07:54
      О создании и развитии вертолета Ка-15, который изначально разрабатывался как противолодочный, очень хорошо и интересно написал Николай Якубович в своей книге "Военные вертолеты СССР и России". М. "Яуза", "ЭКСМО". 2013. Там же расписаны причины и довольно частых аварийных ситуаций и катастроф, происходивших с вертолетами Ка-15 и соответственно с его дальнейшим развитием - чисто гражданской версией Ка-18, который неплохо зарекомендовал себя в Гражданском Воздушном Флоте, не смотря на ряд трагических случаев с этим вертолетом. Без этих вертолетов, как к ним не относись, не было бы Ка-27/32, Ка-50/52.
      Честь имею.
      1. gjv
        +2
        19 августа 2015 11:20
        Цитата: Александр72
        Ка-18, который неплохо зарекомендовал себя в Гражданском Воздушном Флоте

        1809-16 СССР-64659 Ка-18 Эксплуатантом являлось Украинское территориальное управление ГВФ (с 15 сентября 1964 года Украинское УГА). Поступил 15 августа 1961 года. Зарегистрирован, как СССР-64659. 22 марта 1965 года передан в Иркутский политехнический институт (ныне ИГТУ), как учебное пособие, где и находится в настоящее время.
        1. -1
          19 августа 2015 17:16
          Цитата: gjv
          передан в Иркутский политехнический институт (ныне ИГТУ), как учебное пособие,

          Вид у этого "учебного пособия", прямо скажем удручающий crying
          1. 0
            19 августа 2015 17:56
            Дык учебное пособие. Препод ломает, курсанты делают! Вспомни танки и БТР-ы в учебке!(упала скупая слеза) crying
            1. 0
              20 августа 2015 06:20
              Цитата: 52гим
              Вспомни танки и БТР-ы в учебке!

              Это же не учебка, а высшее учебное заведение!К тому же один из двух оставшихся технических раритетов ! «Имея – не ценим, а потерявши – плачем»
      2. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +2
      19 августа 2015 11:28
      Цитата: qwert
      Ка-18 раскритиковали так...., что аж за Камова обидно стало

      Ка-18 СССР-06137 принадлежащий ОКБ Камова (ОКБ-4) во время демонстрационных рекламных полетов на Шаболовке.
  3. +1
    19 августа 2015 09:58
    Отличная книга о выдающемся авиаконструкторе, Герое Социалистического Труда, лауреате Государственной премии Николае Ильиче Камове. Советую прочитать!
  4. 0
    19 августа 2015 17:52
    В-целом, не самая плохая машина. Создавали из того, что было, чего уж там. Хороший шаг на пути к отличным вертолётам.
  5. +1
    19 августа 2015 22:15
    Это наша история и её нужно знать!!!