Англо-американская стратегия бомбардировок Германии

83


В период Второй мировой войны Великобритания и США придавали огромное значение стратегическим бомбардировкам Германии. Серьезным вопросом при этом стало планирование боевых действий стратегических ВВС. Прежде всего требовалось собрать обширную информацию о военной экономике противника, выявить объекты бомбардировок и из большого их числа определить наиболее «ключевые». Предстояло проанализировать полученные данные и решить, какие объекты и в какой последовательности подвергать бомбардировкам.

Цели стратегических бомбардировок намечались на основе разведывательной информации. В решении этой задачи важную роль играло Министерство экономической войны, представлявшее необходимые сведения и свои соображения по ним. По материалам министерства в сочетании с данными разведывательных отделов военных штабов в управлении бомбардировочной авиации составлялся список целей по степени их важности. Этот документ за подписью авиационного министра являлся основой планирования боевых действий бомбардировочного командования штабом ВВС, который составлял перечень объектов, определял их очередность.

Надо отметить, что бомбардировки военно-промышленных объектов не принесли ожидаемых результатов. В связи с этим английское командование основные усилия авиации сосредоточило на бомбардировке жилых кварталов германских городов с целью подавить моральный дух гражданского населения. К 22 сентября 1941 года штаб английских ВВС разработал план разрушения 43 немецких городов по итогам налетов немецкой авиации на Англию, в частности на Ковентри 14 ноября 1940 года. По подсчетам экспертов тонна бомб оказала воздействие на 800 человек, уровень активности населения утром следующего дня снизился на 33%, его восстановление потребовало 35 дней. Англичане предполагали, что после четырех или пяти успешных атак на Ковентри индекс активности населения сократится до нуля, а шестая атака не оставит надежды на его восстановление. В результате был сделан вывод, что на город необходимо произвести шесть налетов через равные интервалы в течение шести месяцев и сбросить в каждом из них по 1 т бомб на 800 человек жителей.

Англо-американская стратегия бомбардировок Германии


Директива штаба ВВС требовала сосредоточиться «на подавлении морального духа гражданского населения противника, и особенно промышленных рабочих». Но в тот период удары по городам преследовали и другую цель — уверить Советский Союз в том, что «бомбардировочное наступление» является достойной заменой открытия второго фронта и, оправдывает долгие отсрочки вторжения союзников во Францию. «Налеты нашей бомбардировочной авиации, — писал маршал авиации Харрис, — приобретали большое политическое значение как способ уверить русских в том, что мы делаем все возможное, чтобы прийти к ним на помощь».

Как видим, в основе расчетов лежали общая площадь населенного пункта и численность его населения. Исполнителем стратегических бомбардировок английских ВВС являлось бомбардировочное командование. Получив директиву и перечень объектов, подлежащих бомбардировке в порядке, установленном степенью их важности, штаб начинал детальное планирование налета.

Бомбардировочная авиация США боевую работу в Западной Европе начала с августа 1942 года. Ответственным за выбор объектов являлся командующий 8-й воздушной армией. С января 1944 года эту задачу решал штаб стратегических ВВС армии США в Европе. Первое время американское командование в организации бомбардировок пользовалось опытом англичан.



Американское и британское командования по-разному подходили к выбору целей стратегических бомбардировок. Американцы в отличие от англичан уделяли больше внимания разрушению промышленных объектов и транспорта. Так, с лета 1943 года и до конца войны 8-я воздушная армия США на промышленные объекты и транспортные коммуникации израсходовала 384073 т бомб (56,5%), 15-я воздушная армия — 231 306 т бомб (75,2%), в то время как англичане — 251 172 т бомб (29,8%).

Американцам в большей мере были присущи поиск «ключевых» объектов и стремление разработать перспективный план стратегических бомбардировок. Еще 11 сентября 1941 года штаб авиационного корпуса армии США по заданию президента Рузвельта представил перспективный план развития американских ВВС в ходе войны, известный как план АВПД-1. Наряду с данными об увеличении численности авиации, в нем выражалась идея о необходимости развернуть стратегические бомбардировки Германии. При этом указывалась последовательность вывода из строя следующих объектов: электростанций, транспорта, предприятии жидкого топлива, а также важность подавления морального духа германского населения. Уточненный план АВПД-2, представленный штабом ВВС армии США в сентябре 1942 года, подвергся серьезной критике со стороны американского объединенного разведывательного комитета, особенно рекомендации авторов по объектам стратегических бомбардировок Германии.

9 декабря 1942 года по указанию командующего ВВС армии США был организован комитет экспертов по анализу воздушных бомбардировок (в него вошли офицеры отдела планирования штаба ВВС и гражданские советники). Он получил задачу подготовить доклад об ущербе, который могут причинить Германии воздушные бомбардировки, и времени, необходимом, чтобы ослабить Германию стратегическими бомбардировками и создать наиболее благоприятные условия для начала вторжения в Западную Европу союзнических войск. Указанный орган в декабре 1942 года выработал основы анализа целей и их отбора.

Принципы анализа целей сводились к следующему. Во-первых, надо было рассмотреть экономику Германии с точки зрения стратегических бомбардировок, расчленить ее, определить взаимозависимость отраслей. Во-вторых, требовалось уменьшить, насколько возможно, количество предприятий в перечне объектов, подлежащих бомбардировке, найдя необходимое основание для исключения одного объекта и включения другого. В-третьих, каждая отрасль промышленности должна быть детально рассмотрена с точки зрения возможности разрушения ее в любом масштабе. В-четвертых, каждая отрасль промышленности, как и ее объект, могла быть внесена в перечень очередности бомбардировок.



Выбор объектов определялся такими принципами: наиболее уязвимые места экономики противника; соотношение между возможностями и минимальными потребностями; расположение заводов и процент вырабатываемой продукции; физические характеристики сооружений; потребность фугасных и зажигательных бомб для их разрушения; влияние каждого завода на боеспособность войск; потребность сил и средств для достижения необходимых результатов.

Доклад специалистов по анализу воздушных бомбардировок был завершен весной 1943 года, утвержден советническим комитетом Арнольда и направлен в Великобританию для согласования с английскими экспертами и командованием 8-й воздушной армии. В нем рассмотрено около 500 объектов, разделенных на 19 групп.

На основании доклада и поступивших при его обсуждении предложений был окончательно составлен список 76 объектов, разделенных на 6 групп: верфи и базы субмарин, авиапромышленность, шарикоподшипниковые заводы, объекты жидкого топлива, объекты по производству синтетической резины и автошин, объекты военного транспорта. После определения принципиальной системы объектов началась разработка операционного плана реализации стратегических бомбардировок. Этим занималась комиссия, назначенная командующим 8-й воздушной армией генералом Икером. В ее состав вошли генералы и офицеры штаба этой армии и начальник управления бомбардировочной авиации английских ВВС Сидней Бафтон.

План начинался с изложения цели бомбардировок Германии — создать наиболее благоприятные условия для начала вторжения союзнических войск в Европу. Для этого предусматривался вывод 6 типов объектов, обеспечивающий снижение производства подводных лодок на 89%, самолетов-истребителей — на 43%, бомбардировщиков — на 65%, шарикоподшипников — на 76%, жидкого топлива — на 48%, синтетического каучука — на 50%, автопокрышек — почти на 100% и уничтожение семи автомобильных заводов. В плане на опыте боевых действий 8-й воздушной армии приводились расчетные данные для выделения необходимых сил бомбардировщиков на объект. Для разрушения цели, расположенной в круге радиусом порядка 300 м, предусматривалось выделить 100 тяжелых бомбардировщиков. Считалось, что 300 бомбардировщиков составят минимум сил, необходимых для преодоления противодействия истребительной авиации противника.



В зависимости от задач, глубины проникновения на территорию противника, характеристики объектов и возможностей бомбардировочной авиации операционный план делился на четыре фазы. В первой (апрель — июнь 1943 г.), главная задача заключалась в уничтожении верфей и баз германских подводных лодок при малом проникновении бомбардировщиков на территорию противника. Во второй (с июля по сентябрь 1943-го), планировалось ослабить германскую истребительную авиацию на Западе. Для этих целей выделялось около 75% бомбардировщиков и лишь 25% — для ударов по верфям и базам подводных лодок. Удаление объектов от английских баз достигало 640 км. В течение третьей (с октября по декабрь 1943 года) предусматривалось окончательное истощение сил немецкой авиации на Западе и подрыв ключевых промышленных отраслей Германии. В четвертой, заключительной фазе (январь-март 1944 г.) бомбардировочная авиация должна была проложить путь вторжения войск на континент".

Как видно из документа, первоочередными объектами ударов авиации намечались предприятия судостроительной и авиационной промышленности. Танковые же заводы почти не подвергались ее воздействию, хотя с весны 1943 года немцы основное внимание уделяли строительству танков, а производство кораблей сворачивали. Не случайно выпуск танков в Германии в 1944 году возрос в 4,4 раза по сравнению с 1942 годом. Не сказались существенно удары союзной авиации и на работе авиазаводов Германии. Производство авиационных машин в 1944 году увеличилось почти в 3 раза в сравнении с 1942 годом. В этот же период в Германии продолжало увеличиваться производство орудий и боеприпасов. Таким образом, стратегические бомбардировки не помешали сухопутным и воздушным силам вермахта, основная масса которых действовала на восточном фронте, наращивать мощь.

Операционный план совместно со списком объектов известен как план объединенного бомбардировочного наступления с Британских островов (ОБН) «Пойнтблэнк». 18 мая 1943 года он был одобрен и стал исходным документом для определения направлений действий стратегической авиации США и Англии.

Создание общего перспективного плана стратегических бомбардировок способствовало налаживанию взаимодействия авиации двух государств, облегчало планирование воздушных операций. Однако план ОБН имел серьезные недостатки. Основной из них заключался в нереальности цели, поставленной перед стратегической авиации, — подорвать способность фашистской Германии к сопротивлению. Стратегические ВВС не обладали такой разрушительной силой.

Из-за недооценки способности противника устранять повреждения, вызванные бомбардировками, разработчики плана в 1943 году не сознавали необходимости проводить через несколько недель на большинство объектов повторные налеты. В декабре 1943 года американо-английское командование признало целесообразным сократить количество объектов, чтобы повысить эффективность ударов. Тем не менее ни одной из шести систем объектов, намеченных к разрушению за 12 месяцев (с апреля 1943 года по март 1944-го), стратегическая авиация не причинила ущерба в предусмотренных масштабах. По всем важнейшим показателям германская промышленность наращивала производство.

Неудачен и выбор шести систем объектов. Как отмечается в американской литературе, они не были самым уязвимым местом немецкой военной экономики. Им противопоставлен отбор объектов в плане АВПД-1 (электростанции, транспорт, нефть, моральный дух германского населения). И в самом деле, как показал опыт стратегических бомбардировок Германии, наиболее результативными оказались действия по объектам железнодорожного транспорта и предприятиям жидкого топлива. Но в плане ОБН транспортная система даже не включалась в шесть систем объектов, избранных для стратегических бомбардировок, а объекты жидкого топлива значились на четвертом месте. Некоторые объекты стратегической важности ВВС союзников не подвергали ударам вообще, стремясь сохранить их для использования после войны.



Таким образом, в период войны США и Англия накопили значительный опыт планирования боевых действий стратегической авиации, выбора ключевых объектов военной экономики противника, определения очередности их бомбардировок, разработки общего плана стратегических бомбардировок и планов текущих воздушных операций.

Однако практика показала, что не все проблемы, связанные с планированием боевой работы стратегических ВВС, решались в годы второй мировой войны. Наиболее сложным оказался выбор ключевых объектов в экономике противника. В этом американо-английское командование так и не добилось успеха, чему в значительной мере мешало желание руководства США и Англии ослабить в ходе войны СССР. Из поля зрения планирующих органов всегда выпадали ключевые объекты, связанные с боеспособностью германских войск на советском фронте. Это вело к тому, что действия стратегических ВВС союзников расходились с усилиями нашей страны в борьбе с Германией.



Если руководство Советского Союза принимало все меры по усилению борьбы с основной ударной силой врага — бронетанковыми войсками. Для этого бойцы и командиры проходили специальную подготовку, совершенствовалось применение артиллерии, танков и авиации, разрабатывались новые образцы противотанковых пушек, танков, САУ и боеприпасов к ним, противотанковых средств авиации. Развивалась система противотанковой обороны. Самолеты-штурмовики оснащались противотанковыми бомбами, создавались специальные самолеты-истребители для борьбы с бронетехникой (ЯК-9т). В это же время американо-английское командование даже не рассматривало танковую промышленность Германии как возможную систему объектов ударов ВВС.

При составлении планов стратегических бомбардировок допускались серьезные ошибки в расчетах потребных сил и средств, которые в подавляющем большинстве производились на основе завышенных возможностей бомбардировочной авиации. Просчеты и ошибки в плане ОБН указывают на то, что перспективное планирование стратегических бомбардировок не было полностью освоено соответствующими органами. Не получила успешного развития проблема планирования совместных действий ВВС двух государств.

Ранее на Западе, а последнее время и в нашей стране, существует тенденция различным образом преувеличивать значимость массированных бомбардировок территории Германии стратегическими бомбардировщиками США и Великобритании. Однако эти массированные бомбовые удары, которые сыграли определенную роль в нарушении работы тыла и транспорта Германии, в разрушении немецких городов и уничтожение их мирного населения, не стали решающим фактором поражения третьего рейха. Немецкий историк генерал К. Типпельскирх указывает, что «устрашающие налеты авиации против мирного населения и с целью уничтожения германских городов не содействовали ни достижению, ни ускорению победы западных держав. Военного значения, даже в самом широком смысле слова, эти налеты не имели». Факт остается фактом. В течение долгих трех лет наша страна вела тяжелое единоборство с гигантской военной машиной фашистского блока на всем протяжении огромного советско-германском фронта. Именно Советская Армия разгромила главные силы фашистских войск и дошла до Берлина, поставив точку в существовании фашистской империи.



Источники:
Ричардс Д, Сондерс Х. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне 1939—1945 гг. М.: Воениздат, 1963. С. 15, 505-512.
Орлов А. За кулисами второго фронта. М.: Вече, 2001. С. 163-177.
Веракса Е. Воздушные операции стратегической авиации США и Англии в Западной Европе в 1943-1945 гг. // Военно-исторический журнал. 1976. №8. С. 73-78.
Веракса Е. Планирование боевых действий стратегических ВВС США и Англией в годы второй мировой войны // Военно-исторический журнал. 1979. №8. С. 87-92.
Б. Лиддел Гарт. Вторая мировая война. Перевод с английского. М.: Воениздат, 1976. С. 573—577.
83 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    9 сентября 2015 07:01
    Действительно, пик германской промышленности пришелся на 1944 год.
    1. 0
      9 сентября 2015 08:08
      Цитата: bunta
      Действительно, пик германской промышленности пришелся на 1944 год.

      Потому что к 1944г. Гитлер наконец то перевел промышленность на военные рельсы. Но было уже поздно. Может для вас это открытие, но и в 1941 и 1942г. Гитлер и не помышлял о мобилизации экономики. Его наивность/глупость/недалекость не знала пределов, кажется он сделал все чтобы проиграть...
    2. +8
      9 сентября 2015 08:50
      За германской промышленностью стоял гений Альберта Шпеера. Историки до сих пор не сошлись во мнении кто был эффективнее как менеджер - Шпеер или Берия. Просто сравнить сложно: Берия получил руины в управление в начале войны и довел эффективность военной экономики до максимума,а Шпеер получил уже довольно эффективную экономику, перестроил ее и наращивал темп несмотря на ухудшающееся положение из-за бомбежек и дефицита.
      1. -2
        9 сентября 2015 10:53
        Лаврентий Палыч был все-же погонялой и надсмотрщиком. Его должность члена ГКО предусматривала обязанности по контролю за выполнением решений ГКО по производству военной техники. Должность наркома вооружений, то есть всю организаторскую работу проводил ставленник Берии(?) Д.Ф.Устинов. Но я бы все равно не стал сравнивать Шпеера и Устинова на предмет "гениальности".
      2. +3
        9 сентября 2015 13:20
        Цитата: Инжeнeр
        Историки до сих пор не сошлись во мнении кто был эффективнее как менеджер - Шпеер или Берия

        Правильный ответ - эффективнее был доктор Тодт. Успехи "эпохи Шпеера" опирались в значительной части на то, что было сделано им.
        Сейчас многие историки пишут про Шпеера, как спеца по пиару.
      3. 0
        9 сентября 2015 13:20
        Цитата: Инжeнeр
        Историки до сих пор не сошлись во мнении кто был эффективнее как менеджер - Шпеер или Берия

        Правильный ответ - эффективнее был доктор Тодт. Успехи "эпохи Шпеера" опирались в значительной части на то, что было сделано им.
        Сейчас многие историки пишут про Шпеера, как спеца по пиару.
  2. +2
    9 сентября 2015 07:36
    Американцы потом сами поражались, насколько малое именно военное значение имели эти бомбардировки.
    1. +2
      9 сентября 2015 08:11
      Цитата: Кибальчиш
      Американцы потом сами поражались, насколько малое именно военное значение имели эти бомбардировки.

      В каком это месте они это писали? То что у них вызвало удивление как это немцы распределили производство по множеству заводов загнав некоторые под землю, это да, было. Но опять же на эти действия немцев вынудили регулярные авианалеты союзной авиации.
    2. +4
      9 сентября 2015 11:29
      Цитата: Кибальчиш
      Американцы потом сами поражались, насколько малое именно военное значение имели эти бомбардировки.

      Не совсем так. В отчётах United States Strategic Bombing Survey говорится не о малом военном значении, а о необходимости привлечения больших сил для того, чтобы налёт имел значение. А также, что нельзя считать цель выведенной из строя после одного налёта.
      Причина одна - невысокая точность. Да, отдельные уникумы могли с высоты класть бомбы в цели, размером с теннисный корт. Но подавляющее большинство экипажей, несмотря на все "нордены", бомбили так, что в пределах заводской ограды тех же НПЗ оказывалось 2-5% сброшенных бомб.

      ЕМНИП, когда начали тренировать экипажи "атомбомберов", то выяснилось, что если следовать стандартной процедуре прицеливания и сброса бомб, то точка прицеливания сбивается.
      1. 0
        10 сентября 2015 13:52
        Про уникумов - подробнее.Со статистикой, пажалста.Чтоб отличить чудо от закономерности.Или слабо???Жду.
        1. 0
          11 сентября 2015 11:29
          Цитата: виктоор
          Про уникумов - подробнее.Со статистикой, пажалста.Чтоб отличить чудо от закономерности.Или слабо???Жду.

          У лайми наиболее известна 617 эскадрилья.
          Первые результаты были всего лишь неплохими. Среднее круговое отклонение составило 180 ярдов, однако очень скоро экипажи решили, что это много. «Говорящая бомба» летал с ними, это был единственный способ проверить действия экипажей. Хороший бомбардир мог иметь плохие результаты из-за неаккуратности пилота, поэтому «Говорящая бомба» поправлял и тех, и других, подтягивал самых слабых. Для ошибок возможностей было более чем достаточно. На высоте 20000 футов бомба покидает самолет за 2 мили до цели и летит 45 секунд, прежде чем упасть. Только маленькое облачко пыли отмечало место падения болванки на песчаном полигоне. Результаты передавались по телефону в Конингсби, и экипажи узнавали их, как только совершали посадку, поэтому они сразу могли определить, что сделано неправильно.

          Сам «Говорящая бомба» работал с SABS отлично, лишь спустя много времени пара экипажей сумела добиться такого же результата. Первым был Мартин. Через 3 недели Хэй добился средней ошибки 64 ярда.

          При работе по реальным целям эскадрилья добивалась попаданий в ж/д виадуки, тоннели и дамбы ограждений каналов, выводя их из строя за 1 вылет. Ну и "Тирпица" тоже можно вспомить...
  3. +5
    9 сентября 2015 08:07
    Англо-американская стратегия бомбардировок Германии...Запугать мирных граждан..военные объекты не бомбили,еще и потому если учесть..что большинство акций немецких концернов принадлежали американцам..которые они весело скупили в 1929 году...Кто ж свое бомбить будет..
    1. +3
      9 сентября 2015 10:52
      Цитата: parusnik
      Запугать мирных граждан

      Т.е. вы не понимаете, что немобилизованный мужчина г.Дрезден (на пример) это потенциальный боец очередь которого ещё не подошла, но скоро он возьмет в руки винтовку, пройдет ускоренные курсы и будет стрелять в бойцов КА? Даже если ему призыв не грозит, то он работает на военном заводе выпуская продукцию призванную убить кого то из наших бойцов.
      Либо вам неясен термин ТОТАЛЬНАЯ ВОЙНА?
      1. 0
        9 сентября 2015 11:53
        Это лежало в основе концепции бомбардировок британцев. У американцев - по другому,несколько.
      2. +2
        9 сентября 2015 13:25
        Есть немецкая статистика по количеству погибших.
        Из примерно 600 тысяч немцев - 20% дети, 23% старики. Женщин трудоспособного возраста примерно в три раза больше, чем мужчин.

        Еще надо учитывать, что под бомбами англо-американцев погибло еще около 100 тысяч французов, итальянцев, голландцев и прочих.

        При том что в Англии погибло от бомбардировок - примерно 60 тысяч.
      3. 0
        10 сентября 2015 09:57
        Когда он возмёт винтовку ещё не факт что он будет стрелять в кого-то с большой охотой. А если у него семъя под развалинами дома осталась ему терять нечего. Этот рабочий не стрелять будет он голыми руками и зубами рвать будет.
        1. 0
          10 сентября 2015 10:40
          Цитата: dokusib
          Когда он возмёт винтовку ещё не факт что он будет стрелять в кого-то с большой охотой.

          ещё как будет, идеологическая машина у них работала будь здоров.
      4. 0
        10 сентября 2015 14:01
        А то, что там не было крупных производств, то, что на крупных производствах трудились итальянцы и прочие союзники(про вывезенных молчу)...Так кого запугивали?Кстати, хренцузы , бельгийцы, чехи и прочая мра... пардон, элита эуропейского сопротивления до <<ослобождения>> выдавали по 100% нормы производства танков, боеприпасов, комплектующих и т.д. - в курсе?Какие города в этих странах снесли???Примеры, историк тотальных войн.
    2. 0
      9 сентября 2015 11:52
      Была специализация(разные концепции) у американцев и британцев. Первые "работали" по промышленным объектам,вторые стирали в пыль города.Хотя,иногда как бы менялись ролями.
      Например,бомбёжка британцами плотин.Тут под раздачу попали и военные объекты и гражданские. Ну,и американцы отметились по городам.
      Цель,конечно,была "выбомбить Германию из войны",но понимание,как это сделать было у союзников различным.
    3. 0
      10 сентября 2015 10:39
      Цитата: parusnik
      военные объекты не бомбили,еще и потому если учесть..что большинство акций немецких концернов принадлежали американцам..

      Они принадлежали частному американскому капиталу, а бомбило государство, так что не совсем правильный вывод, к тому же военное производство имело гораздо более сильное ПВО, чем мирный город, в тоже время в городе жили рабочие с этого предприятия, так что оправдан такой подход
  4. +3
    9 сентября 2015 08:17
    Вот уж глупости инженер-технарь написал. Если бы союзники хотели бы ослабить СССР, то могли просто перестать производить эти налеты прикрывшись гуманными соображениями. Более того могли прекратить поставки по ленд-лизу техники, аллюминия, никеля, меди, пороха и нефтепродукты. Что им помешало бы? Да ничего...
    1. +1
      9 сентября 2015 11:57
      Они ослабляли "послевоенный" СССР во время войны,уничтожая промышленные объекты на территории,которая после войны должна была отойти СССР.
      1. +1
        9 сентября 2015 15:37
        Цитата: Mera Joota
        Вот уж глупости инженер-технарь написал. Если бы союзники хотели бы ослабить СССР, то могли просто перестать производить эти налеты прикрывшись гуманными соображениями.

        Цитата: kot stepan
        Они ослабляли "послевоенный" СССР во время войны,уничтожая промышленные объекты на территории,которая после войны должна была отойти СССР.

        kot stepan, опередил. Добавлю только, а насчет могли не бомбить, так ведь написано, что они еще пытались это преподнести как альтернативу Второго фронта. Бомбить им было с политической точки зрения выгодно и нужно.
        1. 0
          9 сентября 2015 21:30
          Могли и в поле бомбы сбрасывать, мол есть нечего будет дойче солдатену и он воевать не будет, а что, хороша отговорочка.
  5. +2
    9 сентября 2015 08:57
    Не оправдывая англичан ниразу, все же скажу, чтоб бомбежки городов английских начали первыми немцы, потому они пользовались возможностью реванша. Хотя масштабы и цинизм не соизмеримы, конечно же. А про американцев тоже много чего умалчивают: в феврале 45г по ошибке разбомбили Прагу! Думали Дрезден!!!
    1. +2
      9 сентября 2015 09:18
      Все с точностью до наоборот. Гитлер вначале стремился как то ограничить военные действия против Великобритании и при возможности заключить с ней мир. Для чего туда и был послан Гесс.
      Англичане же не стали заморачиваться "пустяками" и в ответ на бомбардировки Германии промышленных и военных объектов начали широкомасштабные бомбардировки городов Германии. После этого Гитлер уже и не помышлял о мире и отдал приказ Геринг делать тоже самое с английскими городами. А промышленные объекты в Германии американцами и англичанами бомбили весьма выборочно. Те предприятия, в которые были вложены английские и американские денежки старались по возможности не трогать а если и приходилось трогать по каким то соображениям, то трогали очень осторожно. Такой же подход был задействован американцами и в Японии и за чего количество японцев погибших от массированных бомбардировок японских городов обычными бомбами многократно превышало количество жертв понесенных японцами в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки
      1. 0
        9 сентября 2015 11:32
        Цитата: gregor6549
        Англичане же не стали заморачиваться "пустяками" и в ответ на бомбардировки Германии промышленных и военных объектов начали широкомасштабные бомбардировки городов Германии.

        Вообще-то, решение о выборе в качестве цели RAF немецкого города было принято после того, как ребята толстого Германа в ходе Unternehmen Adlerangriff лихо уложили свой груз на жилые кварталы Лондона.
        1. +1
          9 сентября 2015 13:02
          Я вообще то ничего не придумываю и ничего не передергиваю. Читайте сами http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/406/
          Кроме того не так давно по SBS показали об этом док фильм из которого явно следует что тотальные бомбардировки Германии начались раньше чем тотальные бомбардировки Англии.
          Т.е. за что купил за то и продал. Сам я к счастью очевидцем бомбежек не был
      2. +1
        9 сентября 2015 12:06
        Не передергивайте gregor6549...
        14 мая 1940 года Люфтваффе разбомбила жилой центр Роттердама
        24 августа 1940 года Люфтваффе нанесла первый бомбовый удар по Лондону.

        Первыми, кто нанес удары по жилым центрам городов, были немцы.
        И поплатились за это в десятикратном размере.
        1. 0
          9 сентября 2015 13:58
          Еще уместно вспомнить знаменитые прыгающие бомбы "dam busters"которыми англичане разрушали плотины устраивая наводнения под которыми гибли тысячи мирных жителей Германии.
          Точно также можно вспомнить обстрелы ракетами ФАУ1 и ФАУ2 городов Великобритании
          Т.е. "гуманизьма" хватало с обеих сторон и каждая сторона старалась оправдывать свои действия действиями другой стороны
        2. 0
          10 сентября 2015 00:49
          Центр Роттердама,возможно,действительно ошибка. Вместо Ю-87 - Не-111 в режиме радиомолчания,немцы всячески пытались передать своим самолётам информацию о перемирии и пр. Но,как бы там ни было,англичане сделали после этого заявление,основной смысл которого - немцы вне закона.
          Что касается собственно Британии,то тут детонатор скорее не Лондон,а Ковентри.Первый налёт был в ноябре 41-го.
          Однако,британские бомбардировки Германии по масштабу,изощрённости намного превосходят немецкие.Добавлю к этому,что Германия не имела четырёхмоторных бомбардировщиков,типа В-24,"Ланкастер"или В-29(как и СССР.Меньше сотни Пе-8).
          Т.е.У немцев не было изначально доктрины "стирания городов",в отличии от англичан. Те ещё в 20-ые разработали таковую.И развивали свою бомбардировачную авиацию в соответствии с оной.Вспомните"наш ответ Чемберлену".Как раз ответ на эту доктрину.
          Больше Германии пострадала от бомбардировок,наверное,только Япония.За один налёт на Токио - 80тыс. погибших!Тут, хоть как не поверни,но Япония не бомбила американские города и не вынашивала таких идей перед войной.
          Вобщем,если бы победили страны Оси(не дай Бог,конечно же)им было бы что предъявить союзникам по многим статьям.
      3. 0
        10 сентября 2015 10:47
        небольшая поправочка, немцы действительно старались не бомбить мирные города, выполняя условия конвенций, но однажды случайно вместо какого то завода бомбили английский город, чем не преминули воспользоваться англичане, потом последовал налёт возмездия на Ковентри и понеслось....
    2. 0
      9 сентября 2015 21:32
      А еще Швейцарию, тоже по ошибке.
  6. +6
    9 сентября 2015 09:06
    жаль.
    к сожалению наши так не могли.

    а вообще мне странен этот антиамериканизм, доходящий до осуждения бомбардировок германии, ах, ох бедных немчиков бомбили...
    скажу прямо- и х*** с ними, мало бомбили
    1. +3
      9 сентября 2015 10:54
      Да бомбили бы и бомбили. Там такая война была. Но зачем поле этого рассказывать какой кровавый был СССР, как русские жестоко обращались с немцами, как негодяй Маринеску потопил "Вильгельм Густлофф" с несчастными беженцами на борту (попадались и такие заходы). Утомляет, что страны у которых, образно выражаясь, руки по локоть в крови, учат нас быть белыми и пушистыми и пытаются привить комплекс вины до кучи. И эти же страны нам постоянно приводят в пример. Отсюда и антиамериканизм в вопросе бомбардировок Германии.
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        9 сентября 2015 12:45
        Цитата: dumkopff такая война была. Но зачем поле этого рассказывать какой кровавый был СССР, как негодяй Маринеску потопил "Вильгельм Густлофф" с несчастными беженцами на борту (попадались и такие заходы). [/quote

        Вероятно, потому что мы мало рассказываем о том, как немцы,например в ноябре 1941 г. потопили на Черном море госпитальное судно "Армения" c ранеными и беженцами из Севастополя,по официальным данным погибло свыше 5 тыс. чел.
  7. +1
    9 сентября 2015 09:42
    Ну, вообще-то надо помнить известную фразу Черчилля:"Выбомбить Германию из войны". Принижать значение массовых бомбардировок Германии не стоит, именно они разрушили не только города, но и многие промышленные объекты, заставив перенести их под землю, что потребовало колоссальных усилий Германии, не позволив нарастить свое промышленное производство до требуемых войной значений. Кроме того, как пишет, тот же Шпее, бомбардировки сделали практически непроходимыми многие магистрали и дороги, что привело к колапсу всей промышленности так, как к примеру, комплектующие произведенные на одном подземном предприятии невозможно стало доставлять на другое такое же предприятие для конечной сборки и пр.
    1. 0
      10 сентября 2015 13:55
      А Хиросиму и Нагасаки отбомбили атомом тоже потому, что это были крупные промышленные центры?Или для непроходимости дорог?
  8. 0
    9 сентября 2015 09:58
    После бомбардировки Дрездена союзной авиацией 13—15 февраля 1945 года.
    1. 0
      9 сентября 2015 10:00
      милая сердцу картина
      1. +1
        9 сентября 2015 13:29
        Возможно Вам понравится:
        Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году.( 14 фото ) 18+
        http://oper-1974.livejournal.com/460666.html

        Понимаете, в бомбардировке Дрездена самая главная мотивация отображена в боевом приказе:
        "Показать русским, что мы можем"
        1. +2
          9 сентября 2015 14:11
          озможно Вам понравится:
          Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году.( 14 фото ) 18+
          http://oper-1974.livejournal.com/460666.html

          Понимаете, в бомбардировке Дрездена самая главная мотивация отображена в боевом приказе:
          "Показать русским, что мы можем"

          очень нравится.
          мне их не жаль и не мы начали ту войну,
          зато если кто захочет еще начать, должен точно и четко представлять, что и его фрау и его киндер могут стать пеплом и 100 раз подумать, стоит ли пересекать границу россии кроме как по туристической или бизнес визе
      2. -1
        9 сентября 2015 13:29
        Возможно Вам понравится:
        Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году.( 14 фото ) 18+
        http://oper-1974.livejournal.com/460666.html

        Понимаете, в бомбардировке Дрездена самая главная мотивация отображена в боевом приказе:
        "Показать русским, что мы можем"
        1. +5
          9 сентября 2015 14:17
          Цитата: npzh
          Возможно Вам понравится:
          Бомбоубежище Дрездена откопанное в 1946 году.( 14 фото ) 18+
          http://oper-1974.livejournal.com/460666.html

          Понимаете, в бомбардировке Дрездена самая главная мотивация отображена в боевом приказе:
          "Показать русским, что мы можем"

          мать моей тещи в 13 лет пытался изнасиловать какой то немец, 2 брата моей бабушки умерли в оккупацию, один от голода(умирая на руках 15летней девочки, опухший от голода), другого пристрелил немец,наверно просто развлекаясь.
          Почему мне должно быть жальче каких то 2 млн изнасилованных немок, потопленные немецкие транспорты беженцев из Кенига, или сгоревших дрезденцев?

          Мне совершенно стропроцентно плевать-они сгорели потому как союзники нам что то показали, или потому что там завод был или потому что все они лично виноваты/не виноваты...

          пусть каждая собака знает- его дом сгорит первее его самого, чтоб он сидел и знал-там у тебя нет никого, а тут над тобой будет березовый крест.
      3. 0
        9 сентября 2015 21:39
        А присоединяюсь, молодцы союзники, нагнули дойчей. Нефиг с Россией воевать, целее будешь.
    2. 0
      9 сентября 2015 10:06
      Серия бомбардировок немецкого города Дрезден, осуществлённых Королевскими военно-воздушными силами Великобритании и Военно-воздушными силами США 13—15 февраля 1945 года во время Второй мировой войны.Согласно отчёту немецких историков в результате бомбардировки Дрездена авиацией союзников в феврале 1945 года погибли до 25 тысяч человек.
      1. 0
        9 сентября 2015 10:11
        Советский солдат наблюдает за работой уличного художника в разрушенном Дрездене. Художник пишет руину Фрауэнкирхе, правда, она выглядит маленькой из-за перспективы. Слева на фотографии виден купол с ангелом — главное здание Дрезденской академии изобразительных искусств, которое не было полностью разрушено бомбардировками союзников.
        1. 0
          9 сентября 2015 10:14
          Вид с городской ратуши Дрездена на руины города после англо-американских бомбардировок в феврале 1945 года.
          Справа, скульптура Августа Шрайтмюллера (August Schreitmueller) — «Добро».
  9. 0
    9 сентября 2015 10:31
    Таким образом, в период войны США и Англия накопили значительный опыт планирования боевых действий стратегической авиации, выбора ключевых объектов военной экономики противника, определения очередности их бомбардировок, разработки общего плана стратегических бомбардировок и планов текущих воздушных операций.


    Елки-палки - как будь-то про Ирак и Ливию написано!!! Более полувека по одному сценарию...тока теперь абсолютно безнаказанно: бомбят тех у кого "ЛюфтВафли" нет - так же проще...
  10. -1
    9 сентября 2015 11:19
    Проще всего бить привязанную собаку,люфтввафе связанное на востоке не могли оказывать серьёзное противодействие.Меня всегда удивляло выбор объектов атаки то дамба имеющие отдаленное промышленное и военное значение ,то шарикоподшипниковый завод чтобы потом продавать подшипники немцам через шведов, то боза лодок кригсмарине конкретно защищенная цель а чаще всего жилые кварталы которые никаким ПВО не прикроешь,а металлургические заводы рура особо не пострадали,при массовом бомбоударе можно было поставить Германию на колени в течении года,металлургический комбинат под землю не спрячешь и ПВО особо не прикроешь.Складывается впечатление что американцы вместе с наглами устраивали воздушный террор против немецких обывателей.
    1. +1
      9 сентября 2015 11:55
      Цитата: апро
      Проще всего бить привязанную собаку,люфтввафе связанное на востоке не могли оказывать серьёзное противодействие

      На 31 мая 1944 года в люфтваффе боеготовы были:
      - 1051 одномоторных истребителей. Из них 444 были в ПВО рейха, а ещё 115 - во Франции.
      - 140 двухмоторных истребителей. 71 и 37 соответственно.
      - 539 ночных истребителей. 421 и 56 соответственно.
      Это что - несерьёзное противодействие?
      Цитата: апро
      Меня всегда удивляло выбор объектов атаки то дамба имеющие отдаленное промышленное и военное значение

      Кхм...
      В Германии стояли 3 дамбы — Мён, Эдер и Зорпе. Все в Руре, они практически полностью обеспечивали водой этот чудовищный арсенал. Уоллис знал, что германской промышленности требуется 8 т воды для производства 1 т стали. Возможности были многообещающими. Дамба Мён запирала озеро Мён там, где река Хеве впадает в реку Рур, поддерживая уровень воды таким, что баржи с углем, сталью и танками могут свободно проходить к заводам. Озеро Мён содержит 134 млн т воды. Дамба Эдер перегораживает одноименную реку, образуя озеро Эдер с 212 млн т воды. Прорыв дамбы посылал вниз по долинам огромные массы воды, которые сметут шоссе, мосты, железные дороги, разрушат заводы и дома. Поэтому некоторые из заводов не только лишатся воды, с ними случится еще кое-что похуже.

      Цитата: апро
      то шарикоподшипниковый завод чтобы потом продавать подшипники немцам через шведов

      Ничего удивительного. Налёт на Швайнфурт был в период поиска критических точек ВПК рейха. Искали их опытным путём. В результате, выбрали их лишь в 1944 - НПЗ.
      Цитата: апро
      при массовом бомбоударе можно было поставить Германию на колени в течении года,металлургический комбинат под землю не спрячешь и ПВО особо не прикроешь

      Вы это летавшим на Швайнфурт расскажите.
      И не забывайте про точность: 2-5% бомб в границах ограды завода.
      1. +1
        9 сентября 2015 13:06
        День добрый Алексей!приятно поспорить с заинтересованным и подготовленным человеком.
        На 31 мая 1944 года в люфтваффе боеготовы были:
        - 1051 одномоторных истребителей. Из них 444 были в ПВО рейха, а ещё 115 - во Франции.
        - 140 двухмоторных истребителей. 71 и 37 соответственно.
        - 539 ночных истребителей. 421 и 56 соответственно.
        Это что - несерьёзное противодействие?
        А Вы учитываете численность ВВС наглов и силы 8 ва амеров?Если они в одном б/в использовали от одной тысячи боевых самолётов по разным маршрутам и немцы навсегда могли сконцентрировать наличные силы на отражение налета почитывая книгу Зефирова о немецких ночниках они могли использовать 20-30 самолётов против тысячи и не факт что в ночном небе они встретятся реально в бой вступало не более десятка.В дневных вылетах ситуация получше но все равно количественное преимущество на стороне нападавших и среднее значение 3% процента потерь за войну говорит о том что немцы не смогли создать эффективную ПВО.
        Вы это летавшим на Швайнфурт расскажите.
        И не забывайте про точность: 2-5% бомб в границах ограды завода.
        Но почему-то союзникам удавалось встряхнуть среднего размера город с фундаментов а с металлургическим комбинатом с его домнами и кокосовыми батареями составляет большую проблему?
        1. +1
          9 сентября 2015 17:29
          Цитата: апро
          А Вы учитываете численность ВВС наглов и силы 8 ва амеров?Если они в одном б/в использовали от одной тысячи боевых самолётов по разным маршрутам и немцы навсегда могли сконцентрировать наличные силы на отражение налета

          Камрад, понимаете в чём дело. Можно хоть 100 раз учесть количество самолётов Союзников. Проблема в том, что количество истребителей люфтваффе от этого учитывания не изменится.
          Фактически мы имеем что на 31.05.1944 53% одномоторных, 77% двухмоторных и 88% ночных истребителей работали в интересах ПВО Германии.
          И это при том, что у немцев были ещё Восточный фронт и Италия. Кстати, на всём Восточном фронте, от Петсамо до Констанцы (1, 4, 5 и 6 флоты), на ту же дату было 357 боеготовых одномоторных истребителей (34%).
          Цитата: апро
          Но почему-то союзникам удавалось встряхнуть среднего размера город с фундаментов а с металлургическим комбинатом с его домнами и кокосовыми батареями составляет большую проблему?

          А Вы United States Strategic Bombing Survey помните? Как оказалось, даже НПЗ, считавшийся лёгкой целью, по факту оказался крайне живучим объектом. Для вывода его из строя нужно было бомбить не колонны, а точечно выбивать электрику, охлаждение и насосы.
          R тому же, Рур и Эссен бомбили начиная с марта 1942. Группами по 200-400-700 машин. Результат - индейская национальная народная изба.
          После провала первой волны бомбёжек RAF начали искать альтернативные пути, и было решено дать зелёный свет разработке Барнса Уоллеса.
          1. 0
            9 сентября 2015 23:09
            Какие провалы? О чём вы говорите?
            Англо-саксы высадились в Нормандии исключительно после того, когда почувствовали, что русские захватят всю Европу нафиг, не останавливаясь на Германии.
            До этого они не играли в судьбе окончания второй мировой войны ровным счетом ничего, а тупо преследовали те цели, которые они заложили в основание этой войны.
            И не стройте из себя "просвещенных гуманистов", англичане с американцами - военные преступники на основании бомбардировок Кёльна, Дрездена, Хиросимы и Нагасаки, как и немцы с японцами - см. Нюрнбергский процесс.
            Чистые руки только у одной страны - СССР, и России, как его преемницы.
            ТЧК!
            :):) Это план действий для нормального Мосфильма! :):)

            Спецэффекты - дело техники!

            Никиту Михалкова с Бондарчуком-младшим - в утиль!

            Даешь ширину души Бондарчука-старшего!
            Ату приспособленцев при всех режимах - МихалкОвых-холопов! Гнать поганой метлой!!!
            1. 0
              11 сентября 2015 09:31
              Цитата: Wasiliy1985
              До этого они не играли в судьбе окончания второй мировой войны ровным счетом ничего, а тупо преследовали те цели, которые они заложили в основание этой войны.

              ну да, какие дела, всего то 4,5 года воевали в одиночку с япами, Китаю оружием помогали и СССР немного. Средиземноморский театр удержали, Германию с союзниками бомбили... пустяки
            2. -1
              11 сентября 2015 11:31
              Цитата: Wasiliy1985
              Чистые руки только у одной страны - СССР, и России, как его преемницы.

              Таллин и Хельсинки?
              Кстати, раз Вы заговорили про базу флота и центр судостроения Нагасаки - может мы и Кёнигсберг вспомним?
      2. 0
        9 сентября 2015 21:42
        1051 истребитель не серьезное противодействие? Да ибо площадь по которой они были размазаны очень значительна.
    2. +3
      9 сентября 2015 12:34
      У Гитлера была возможность противодействовать бомбардировочной авиации союзников. Этой возможностью были зенитные ракеты, такие как "Вассерфаль", "Рейнтохтер" и "Шметтерлинг" которые могли доставать до бомбардировщиков, недосягаемых для зенитной артиллерии. Ракеты были дешевы в производстве а немецкая промышленность несмотря на бомбежки и проблемы могла пачками их производить. Сделай Гитлер так и он бы смог разбить бомбардировочную авиацию в пух и прах, выбросить союзные армии в океан. Но его неверие в ракеты сделало возможным безнаказанные налеты на Германию. Один британский генерал так обозначил цель бомбардировок Германии: "Воспоминания о бомбардировках будут передаваться от отца к сыну, от сына к внуку и это будет гарантией что Германия больше не будет развязывать новых войн". После войны американцы приняли на вооружение стратегию "Глобальная аэрократия", установление мирового господства с помощью ВВС. Главным препятствием для такой стратегии была и является наша страна. Сталин не повторил ошибку Гитлера, вовремя приказал заняться разработкой и производством зенитных ракет. Благодаря нашим ПВО и авиации мы сумели избежать судьбы Дрездена и Токио, которую нам готовили американцы.
      1. 0
        9 сентября 2015 14:03
        "Этой возможностью были зенитные ракеты, такие как "Вассерфаль",
        "Рейнтохтер" и "Шметтерлинг" которые могли доставать до бомбардировщиков,"////

        Доставать-то они доставали, но средств наводки их на цели еще не было.
        Только через 20 лет во Вьетнаме ЗУРы (как С-75) начали быть эффективными.
        1. 0
          9 сентября 2015 14:28
          Средства наводки были, к примеру "Вассерфаль" обладала головкой самонаведения, с современной точки зрения несовершенной но вполне способной вывести ракету на цель.
          1. 0
            9 сентября 2015 15:45
            ""Вассерфаль" обладала головкой самонаведения"///

            Даже самые современные ЗУР типа С-300
            наводятся на цель радаром. У С-300 нет
            головки самонаведения. Не потому, что ее
            не могут установить, а потому что она не эффективна
            в данном применении.
            Что ж Вы хотите от 40-х годов?
            Немцы сделали первые
            прототипы ЗУР, которые потом развили в СССР и США,
            но боеспособность ЗУР получили только через 20 лет.
    3. +1
      9 сентября 2015 14:55
      Цитата: апро
      металлургические заводы рура особо не пострадали,при массовом бомбоударе можно было поставить Германию на колени в течении года,металлургический комбинат под землю не спрячешь и ПВО особо не прикроешь.Складывается впечатление что американцы вместе с наглами устраивали воздушный террор против немецких обывателей.

      сратег.....

      вспоминает А. Шпеер

      17 мая 1943 года всего 19 британских бомбардировщиков попытались разрушить гидроэлектростанции в Руре и тем самым парализовать всю нашу военную промышленность.
      Среди ночи я получил очень тревожное сообщение: разрушена самая большая плотина — плотина на реке Мене, и водохранилище опустело. О трех остальных плотинах никаких сведений не было. На рассвете при подлете к городу Верль мы увидели жуткую картину разрушений. Электростанцию у подножия разбомбленной плотины словно стерло с лица земли вместе с ее огромными турбинами.
      Вода, хлынувшая из водохранилища, затопила долину Рура. Электрооборудование насосных станций оказалось под слоем воды и ила; промышленные предприятия остановились, водоснабжение населения оказалось под угрозой. Мой отчет, вскоре представленный в Ставку, произвел «сильное впечатление на фюрера. Он оставил документы у себя». Если бы британцам удалось уничтожить три других водохранилища, долина Рура оказалась бы полностью лишенной воды на все летние месяцы. Одна бомба все же попала в центр плотины самого большого водохранилища в долине реки Зорпе. Я обследовал ее в тот же день. К счастью, пробоина оказалась чуть выше уровня воды. Попади бомба сантиметров на десять ниже, и маленький ручеек, превратившись в бурный поток, размыл бы плотину из камней и земли.

      Водохранилище в долине Мёне имело объем 132 500 000 кубометров, водохранилище в долине Зорпе — 70 200 000 кубометров. Когда опустело водохранилище в долине Зорпе, в двух оставшихся водохранилищах Рура осталось всего лишь 33 000 000 кубометров воды, или 16 процентов от необходимого количества. Согласно заявлению, сделанному 27 февраля 1969 г. доктором Вальтером Роландом (инженером, руководившим в последние годы войны водоснабжением Рура), если бы все водохранилища Рура были уничтожены, из-за нехватки воды для охлаждения коксовых печей и домен заводы Рурского региона сократили бы производство на 65 процентов. И действительно, даже временный выход из строя насосных станций привел к заметному падению производства. Главные потребители удовлетворяли свои нужды лишь на 50–60 процентов. Общее падение производства в Рурском промышленном районе было оценено немцами на 75% в течение двух месяцев.
    4. 0
      11 сентября 2015 09:23
      Цитата: апро
      люфтввафе связанное на востоке не могли оказывать серьёзное противодействие

      на западе были сосредоточены основные силы люфтваффе, по моему около 2/3 от всех сил
  11. 0
    9 сентября 2015 11:57
    "Как видно из документа, первоочередными объектами ударов авиации
    намечались предприятия судостроительной и авиационной промышленности."///

    У них была своя логика. Американцы правильно рассчитали, что немецкая авиация и флот
    могут сорвать им масштабную высадку сухопутных войск во Францию.
    И к моменту высадки в 1944 у них было абсолютное господство в воздухе, и
    немецкий флот им не мешал. А с танками они с трудом, но разобрались, правда
    тоже со значительным участием своей авиации.
  12. +1
    9 сентября 2015 12:25
    Как ни крути а КПД этих массированнных (сопоставимых по эквиваленту с ядерными) бомбардировок был ничтожным. Я так подозреваю что если бы ресурсы затраченные на производство этих десятков тысяч тяжёлых бомберов - а так же на всю сопутствующую инфраструктуру были брошены на другие военные цели то высадка в Нормандии могла бы состояться минимум на год раньше... А как известно лучшее средство ПВО это наши танки на их аэродромах...
    Кстати все самые громкие победы тяжёлых бомберов осуществлялись не во время массированных налётов а небольшими группами хорошо подготовленных экипажей... Это и "дамбмастеры" и разрушение укрытий немецких п/л и налёты на Бисмарк... А массированные налёты конечно давили на психику но военный КПД их ничтожен.
    1. +1
      9 сентября 2015 13:30
      Цитата: Даос
      Я так подозреваю что если бы ресурсы затраченные на производство этих десятков тысяч тяжёлых бомберов - а так же на всю сопутствующую инфраструктуру были брошены на другие военные цели то высадка в Нормандии могла бы состояться минимум на год раньше...

      9 женщин не смогут родить ребёнка за месяц.
      Для успешной высадки во Франции (стратегическая ДЕСО фронтового масштаба) Союзникам нужно было сначала получить опыт десантных операций хотя бы армейского масштаба. Потому как сейвов тут нет, и попытка будет только одна.
      Поэтому пришлось идти методом последовательного приближения. Сначала - Торч, в котором отработали переброску сил, высадку на условно-нейтральную территорию и выгрузку основных сил в захваченных портах.
      Затем - Сицилия и Италия, где отрабатывали взаимодействие морского и воздушного десанта и армейскую ДЕСО.
      Плюс анализировались десантные операции на ТО.
      И лишь после этого, накопив опыт, Союзники смогли провести фронтовую ДЕСО.

      В Италии, например, выяснилось, что координировать ВДВ и ВМС нужно более чётко - иначе флот устроит десантуре friedly fire. А это значит, что идущие к береговым частям резервы останавливать будет некому... и мясорубка Омахи будет ещё круче.

      Даже опыт организации высадки и последующего проталкивания грузов через зону "море-пляж" (в масштабах дивизии) янки получили только во второй половине 1942. На Гуадалканале, например, оказалось, что предвоенные расчёты и учения морпехов не давали реальной картины. В реальной высадке ещё до конца высадки первого эшелона "пляж закончился" - его забили грузами и техникой так, что катерам стало некуда выгружаться. Плюс часть гусеничных амфибий пришлось использовать для растаскивания высадившейся артиллерии - и они своими гусеницами помножили на ноль всю проводную связь у пляжа (на учениях у артиллерии были колёсные тягачи, а их в реале не смогли выгрузить).
      Цитата: Даос
      А массированные налёты конечно давили на психику но военный КПД их ничтожен.

      1943 год. Завод Alkett. Минус почти все шасси для "штугов" на полгода.
      Плюс НПЗ в 1944 выносили именно массированными налётами - большим коробкам проще было прорваться к цели и уложить в неё требуемое количества бомб.
      1. 0
        9 сентября 2015 14:20
        Ну я не сказал что результата не было... но по сравнению с задействованным нарядом сил он ничтожен. Опять же, оценивая как могла развиваться ситуация мы вступаем на скользкий путь "еслибыдакабизма". Просто ресурсы на эти налёты действительно шли нереально огромные... Уж я то не по наслышке знаю чего стоит обеспечить полёты даже полка... я уж молчу сколько времени надо дабы подготовить соответствующий штат специалистов. Не уверен что расшивка всех логистических затыков "крупных десантных операций" потребовала аналогичных затрат. Впрочем ИМХО как всегда.
        1. 0
          9 сентября 2015 17:57
          Цитата: Даос
          Ну я не сказал что результата не было... но по сравнению с задействованным нарядом сил он ничтожен.

          Дык... неуправляемые бомбы по неуверенно опознанной и нечётко видимой цели. Немудрено, что результат - 2-5% в границах забора. smile
          Цитата: Даос
          Просто ресурсы на эти налёты действительно шли нереально огромные... Уж я то не по наслышке знаю чего стоит обеспечить полёты даже полка... я уж молчу сколько времени надо дабы подготовить соответствующий штат специалистов. Не уверен что расшивка всех логистических затыков "крупных десантных операций" потребовала аналогичных затрат.

          Судостроение банально дольше раскачивается, а корабли - дольше строятся. И это я ещё не говорю про всякие уникальные вещи, требующиеся для ДЕСО таких масштабов на необорудованный берег - типа плавучих гаваней "Малбери".
          Тем более, что для проведения Оверлорда нужно было для начала выиграть "Битву за Атлантику" - чтобы снизить до приемлемых величин потери людей, техники и грузов при накоплении перед операцией. А это одно выводит нас на середину 1943.
          1. 0
            9 сентября 2015 20:30
            Кстати насчёт "битвы за Атлантику" - вам не кажется что если бы хотя бы 10% этих бомберов работало в интересах ПЛО то "мальчики деница имели бы "бледный вид" куда раньше? перекрыли бы барражами выходы в Атлантику с двух сторон и усё...
  13. +2
    9 сентября 2015 13:36
    Много пишут про Дрезден, и мало кто помнит про Гамбург.
    А ведь до 10 марта 1945 операция "Гоморра" была рекордсменом по количеству убитых.
    Только Токио и Хиросима перекрыли 40000 убитых за один день.
    И все для чего - была потеряна продукция Гамбурга максимум за 2 месяца.
    Одним из главных объектов налета были верфи, на которых строились подводные лодки. Гамбург произвел процентов 40 всех лодок.
    И что - за август и сентябрь кригсмарин недополучил 7 (семь) лодок. А октябре было сдано столько же, сколько в июне.
    1. 0
      9 сентября 2015 14:57
      Цитата: npzh
      И все для чего - была потеряна продукция Гамбурга максимум за 2 месяца.
      Одним из главных объектов налета были верфи, на которых строились подводные лодки. Гамбург произвел процентов 40 всех лодок.
      И что - за август и сентябрь кригсмарин недополучил 7 (семь) лодок. А октябре было сдано столько же, сколько в июне.

      До этих налетов гамбургские предприятия ежемесячно выпускали восемь- девять подводных лодок. После налетов производство подводных лодок сократилось до двух-трех в месяц. За два последующих месяца выпуск тяжелого машинного оборудования, такого, как краны, экскаваторы и тяжелого вооружения уменьшился почти на 20 процентов. За один месяц производство жидкого топлива сократилось на 40 процентов. Был выеден из строя Гамбургский порт.
      1. 0
        9 сентября 2015 21:44
        Не плохо так проутюжили, совсем не плохо!
  14. +2
    9 сентября 2015 13:51
    Нельзя сказать что варварские бомбардировки мирного населения Германии не имели военного значения. Они его имели в части гиганских ресурсов, затраченных на абсолютно бесполезные в военном плане армады бомбардировщиков, выжигающих жилые кварталы и убивающие женщин, стариков и детей. Если бы англосаксы не тратились на свои воздушные армии, то война закончилась бы на пару лет раньше. Но это не входило в их планы.
    Также стоит отметить, что с выбором объектов бомбардлировок было не совсем так как написал автор. Все эти 6 категорий предприятий ничего не значат - все сколько нибудь значимые заводы ВООБЩЕ не бомбились. Более того, население укрывалось на заводах. А единственной целью, как писал Артур Харрис, в Германии, а потом и в Японии, а дальше в Корее и во Вьетнаме и теперь и на Донбассе - был и будет "мирняк". Убийство мирняка - это рабочая стратегия ведения войны англосаксами, теперь перенятая бандеровцами.
    1. +1
      9 сентября 2015 14:48
      да вы прям как общечеловек говорите, немчеков стало жалко?
      Цитата: alovrov
      Все эти 6 категорий предприятий ничего не значат - все сколько нибудь значимые заводы ВООБЩЕ не бомбились.

      я вам расскажу оду интересную историю, с 44 года немцы стали массово переводить свой грузовой автопарк на дизеля и знаете почему- потому что не хватало бензинчику, а почему его нехватало? наверно потому как украли? русские взяли силезию? нет?
      Может катастрофу с синтетикой достигли бомбежками Лейна?ну уж про налет на месторождения в Плоешти надеюсь вы просто не знали.
      а завод "Опель" в Бранденбурге, в августе 1944 года, сам стал, рабочие забастовали?
      как например словил плюшек "Даймлер-Бенц"?
      Форд завелся только в мае 1945 года.
      А как выпуск подводных лодок?

      ну и как вишенка на торт- пво рейха могло быть на востоке, а было над берлином, за одно это спасибо.

      пс. хотя мне кажется , что вы думаете, что амеробриты безнаказано?

      4 января 1944 Авиация союзников. 645 B-17 и B-24 из 8-й воздушной армии взяли курс на Киль и Мюнстер.

      Непосредственное сопровождение бомбардировщиков осуществляли 112 P-38 и P-51 из 20, 55 и 354 FG, кроме того, еще 430 P-47 патрулировали по всему маршруту полета. Намеченных целей достигли 536 бомбардировщиков: 468 B-17 и B-24 сбросили на порт Киля 1069 тонн бомб, а 68 B-17 из 3-й бомбардировочной авиадивизии подвергли бомбежке Мюнстер, сбросив 192 тонны бомб.
      Командование 1-го истребительного авиакорпуса Люфтваффе смогло противопоставить им около 150 истребителей, которые совершили в общей сложности 315 боевых вылетов.
      Всего в тот день американцы потеряли 19 B-17 и B-24, еще 159 бомбардировщиков получили повреждения и 6 из них были затем списаны. Обратно также не вернулись один P-38 и один P-51.
      Люфтваффе же потеряли 12 истребителей и еще 10 получили повреждения.

      +++
      10 февраля 1944 Налёт союзной авиации на на Брауншвайг.
      169 B-17 из 3-й бомбардировочной авиадивизии под прикрытием 466 P-38, P-47 и P-51 взяли курс на Брауншвайг. Цели достигли 143 бомбардировщика, которые в течение восьми минут (с 11.52 по 12.00) сбросили на промышленные объекты, расположенные вокруг Брауншвайга, 355 тонн бомб.
      Американцы потеряли 29 B-17, 5 P-38 и 4 P-47, повреждения получили 53 бомбардировщика (один затем был списан) и 8 истребителей (два списаны). В том числе пилотам II./JG11 под командованием обер-лейтенанта Хайнца Кноке (Heinz Knoke) (командир группы майор Гюнтер Шпехт (Günther Specht) в тот день был болен) удалось сбить восемь B-17, два P-47 и один P-38.
      Потери Люфтваффе составили 42 самолета, погибли 30 пилотов и еще 19 были ранены.
      ++
      13 февраля 1945 Германия. Началась серия разрушительных бомбардировок Дрездена
      Согласно отчёту дрезденской полиции, составленному вскоре после налётов, в городе сгорело 12 тысяч зданий. В отчёте сообщалось, что было разрушено «24 банка, 26 зданий страховых компаний, 31 торговая лавка, 6470 магазинов, 640 складов, 256 торговых залов, 31 гостиница, 26 публичных домов, 63 административных здания, 3 театра, 18 кинотеатров, 11 церквей, 60 часовен, 50 культурно-исторических зданий, 19 госпиталей (включая вспомогательные и частные клиники), 39 школ, 5 консульств, 1 зоологический сад, 1 водопроводная станция, 1 железнодорожное депо, 19 почтамтов, 4 трамвайных депо, 19 судов и барж». Кроме того, сообщалось об уничтожении военных целей: командный пункт во дворце Taschenberg, 19 военных госпиталей и множество менее значительных зданий военных служб. Получили ущерб почти 200 заводов, из них 136 понесли серьёзный ущерб (включая несколько предприятий Zeiss по производству оптики), 28 — средний ущерб и 35 — небольшой.
      1. 0
        9 сентября 2015 15:27
        Давайте вы не будете выдумывать и рассказывать дурацкие истории про дизеля. Изначально моторы в вермахте были бензиновыми потому, что солярка шла в кригсмарине, а ресурсы Германии были СОВСЕМ не беспредельными уже к началу войны. Скажите в 44 году какова была активность (и важность операций!) кригсмарине, по сравнению с блокадой Великобритании?
        К концу 44 года немецкая военная промышленность была на пике возможностей, невзирая на все эти бессмысленные бомбардировки.

        Ну и как вишенка на торте. Поинтересуйтесь СКОЛЬКО и КАКИХ заводов было вывезено из Германии англосаксами. Хотя бы просто по Берлину. Полагаю удивитесь.

        Что касается бомб - то статистика по сброшенным правдивая. А вот про результаты - читайте в отчетах королевских ВВС. Полагаю тоже удивитесь бессмысленности и беспощадности этих военных преступлений.
        1. +1
          9 сентября 2015 17:10
          Хм, а умные люди считают иначе
          Особенно про пик возможностей.


          When the amount of gasoline and oil was cut down by the bombing offensive against the oil industry, economies were instituted to save as much fuel as possible. Some was saved by the use of trailers. When a shortage of trailers appeared, trucks were joined together as tractors and trucks. By economies such as this, savings of fuel up to 50 percent were effected.

          b. Up to mid-1944, only 3,000 to 4,000 vehicles were converted monthly to substitute fuels. The increasing bombing of synthetic oil plants caused the rate of conversion to be stepped up, but the effectiveness of such a conversion program was hindered by scarcity of conversion units and, to a large extent, by the amount of work entailed in installation. The minimum time needed to install a truck generator was 300 hours.

          c. Finally, it was decided to use as much diesel fule as possible since it was easier to produce than gasoline. As early as 1 July 1944, Klockern-Humboldt-Deutz, Ulm, received orders from the Main Committee to increase its production facilities for diesel motors to the point where it could produce diesel motors for all RSOs, in addition to 2,000 to 3,000 per month to replace gasoline motors in other types of trucks. In late 1944, German technical experts were developing diesel motors that could be used in all trucks and half-tracks.

          Да какая там вишенка, все вывезли, или вы и не в курсе этого? Ок гугл, опель после войны

          Пс. Я не считаю преступлением уничтожение немцев во ВМВ после всех их деяний.
          Одна нация,один рейх,один фюрер и одна ответственность, но вам, общечеловеку это не понять.
          1. 0
            9 сентября 2015 18:32
            Во-первых я не общечеловек. Во-вторых, в отличие от вас, прекрасно понимаю что жертвами ВМВ были русский и немецкий народы, а бенефициарами - англосаксы. И когда вам не жалко немцев, вы показываете не только непонимание способов, методов и законов ведения войны, но и тотальное непонимание того, кто является реальным врагом России. И вот из-за таких как вы, России от века в век воюет не с теми, с кем следовало бы.
            1. 0
              9 сентября 2015 20:36
              Цитата: alovrov
              Во-первых я не общечеловек. Во-вторых, в отличие от вас, прекрасно понимаю что жертвами ВМВ были русский и немецкий народы, а бенефициарами - англосаксы. И когда вам не жалко немцев, вы показываете не только непонимание способов, методов и законов ведения войны, но и тотальное непонимание того, кто является реальным врагом России. И вот из-за таких как вы, России от века в век воюет не с теми, с кем следовало бы.

              Общечеловечный немцефильсвующий англофоб.
              Ну хоть не русофоб и то гут))
              Экая смесь, а по фактам я так понял возразить нечем?
              1. 0
                9 сентября 2015 21:51
                А зачем ему приводить факты? Америка сейчас враг, стало быть и бомбили они не правильно и ваще они бяки.
              2. 0
                10 сентября 2015 15:59
                Вы главное в фобах и филах не запутайтесь :)

                Что касается фактов, то я их привел в большом количестве. Если хочется самому проверить - читайте "Описание боевых действий Королевских ВВС в период второй мировой войны." Англичанам поверите? Там всё написано про эффективность воздушного терроризма. Есть и масса других источников, поскольку я писал про директиву Касабланки - http://vz.ru/club/2015/8/6/759706.html - то знаю.
              3. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
  15. 0
    9 сентября 2015 15:11
    Цитата: Даос
    А массированные налёты конечно давили на психику но военный КПД их ничтожен.
    Только с каким изуверством и с тщательными расчетами с привлечением математиков при использовании аппарата математической статистики штабистами ВВС США были спланированы налёты на города Германии. Именно на города, а не на конкретные военные объекты. Дрезден, Гамбург, Кёльн и ряд более мелких городов. Расчёты показали, что приемлемого тотального разрушения, давящего на психику, можно добиться только массовой одновременной бомбардировкой эшелонированных по высоте групп бомбардировщиков. Нужна была плотность.При этом часть бомбёров должна по расчетам попасть под бомбы верхних эшелонов. Тем не менее это было принято к исполнению. Особенно при бомбардировке городов зажигалками. И вот почему-чердачные перекрытия германских домов были деревянными и при высокой плотности застройки и густом падении зажигалок город вспыхивал как единый большой пионерский костёр. При этом возникала настолько большая тяга выгораемого воздуха от периферии города к центру и вверх, что, по описанию некоторых авторов, оставшиеся в живых в подвалах просто погибали от удушья.
    Всё это было просчитано штабистами и математиками за океаном. Скурпулёзно и точно. Предтеча атомной бомбардировки Японии. Они уже тогда пугали немцев и готовились напугать весь мир.
    1. +1
      9 сентября 2015 18:13
      Цитата: Port
      Только с каким изуверством и с тщательными расчетами с привлечением математиков при использовании аппарата математической статистики штабистами ВВС США были спланированы налёты на города Германии. Именно на города, а не на конкретные военные объекты. Дрезден, Гамбург, Кёльн и ряд более мелких городов.

      Сколь много пафоса... вот только и в Гамбурге, и в Дрездене американцы работали днём и по целям. "Огненный шторм" - это RAF и Харрис.
      Цитата: Port
      Всё это было просчитано штабистами и математиками за океаном. Скурпулёзно и точно. Предтеча атомной бомбардировки Японии. Они уже тогда пугали немцев и готовились напугать весь мир.
      Бедные, бедные немцы. Они же ведь никогда таким не зани... кто сказал Сталинград?
      Между прочим, моему городу тоже была уготована такая же участь.
      На каждую сброшенную фугасную бомбу приходилось более тридцати «зажигалок».

      8 сентября на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Они вызвали 178 пожаров. Густой дым заволок целые кварталы. Горели дома, деревянные мосты, горели знаменитые Бадаевские склады... Тушить склады было исключительно трудно: застройка тесная, расстояния между зданиями — всего около 10 м. Там действительно возник огненный смерч, бушевавший более пяти часов. С ним не могли справиться пожарные команды и рабочие, самоотверженно старавшиеся спасти продовольствие...

      В ночь на 11 сентября две тысячи «зажигалок» обрушились на торговый порт. Вспыхнули его старые деревянные строения, запылала нефтебаза, загорелась даже поверхность Финского залива — туда стекала нефть...

      Не окажись на складах Ленинграда почти 40 000 тонн суперфосфата, а в самом городе - ГИПХа с его спецами - был бы Великий Ленинградский Пожар почище Гамбургского. Тем более, что перекрытия в старом фонде до капремонтов тоже были деревянными.
      1. -1
        9 сентября 2015 18:27
        Ничего не было бы. Англосаксы применяли специальный метод - фугасные "блокбастеры" + зажигалки в тщательно просчитанной очередности и дозах. Ничего подобного немцы не делали. Курите матчасть тщательнее.
        1. +1
          9 сентября 2015 19:51
          Цитата: alovrov
          Ничего не было бы. Англосаксы применяли специальный метод - фугасные "блокбастеры" + зажигалки в тщательно просчитанной очередности и дозах. Ничего подобного немцы не делали.

          Ну да, ну да. И Сталинград после 23 августа стоял целым и невредимым.

          Первый огненный смерч в Ленинграде был 8 сентября 1941. И немцы сделали всё возможное, чтобы его повторить.
          С 8 сентября до 15 декабря воздушная тревога в Ленинграде объявлялась 264 раза. За это время было 97 бомбежек. Гитлеровское командование обрушило на город более 3000 фугасных и около 100 000 зажигательных бомб. Артиллерия за эти месяцы выпустила по городу свыше 30 000 снарядов.

          Спасли Ленинград от судьбы Сталинграда и Гамбурга его жители, специалисты ГИПХ и предусмотрительность Ленсовета.
          В тот же день, 29 июля, Ленсовет принял решение об огнезащите города . Несколько дней спустя началась мобилизация барж для вывоза суперфосфата водой со складов комбината. В газетах, учитывая условия военного времени, об «обмазке» не писали, но плакаты и листовки, обращенные к ленинградцам, были отпечатаны немедленно. В августе в парке имени Челюскина пожарные уже показывали жителям города опыты с суперфосфатом. Был снят и учебный фильм. Ролик запечатлел момент, когда обмазывали чердачные перекрытия ГИПХа. Его демонстрировали во всех городских кинотеатрах.
          «Обмазка» была густой, тяжелой. Пытались сделать какие-нибудь механические приспособления, машины, чтобы ее наносить, но успеха не добились. Главным орудием огнезащиты города стала обыкновенная маховая кисть.
          Суперфосфат с барж перегружали на грузовые трамваи и машины, потом на тележки, носилки, в ведра... Кистями вооружились рабочие и академики, школьники и пенсионеры, бойцы МПВО и домохозяйки, врачи, искусствоведы, библиотекари... Кажется, нет особого героизма в том, чтобы наносить пасту на дерево чердаков, которые к тому времени уже были освобождены от всевозможного хлама и мусора. Но если оценить масштаб того, что происходило на городских чердаках, нельзя не подивиться высочайшей организованности и самоотверженности ленинградцев. За месяц огнезащитным составом было покрыто 90% чердачных перекрытий и деревянных строений, 19 млн м2! На каждого жителя огромного города, включая глубоких стариков и грудных младенцев, почти по десятку квадратных метров дерева, защищенного от огня.
          Хочу подчеркнуть: все это было сделано еще до того, как упала первая вражеская бомба. Бадаевские склады и портовые сооружения, к несчастью, обработать не успели.

          Да, кстати, практика повторных налётов и обстрелов с целью выбивания прибывших к местам загорания и разрушения пожарных расчётов, спасательных и медицинских бригад тоже была применена немцами в Ленинграде.
          1. 0
            10 сентября 2015 16:03
            Не передергивайте, это неприлично. Сравнивать надо подобное с подобным. Сравните разрушения в Гамбурге или Дрездене с разрушениями в Питере. Просто по фото. Разница запредельная. Тоже касается Сталинграда.

            Ну и вообще - какой-то кретинизм сравнивать 1000 B-24 с эскадрами штук.
          2. Комментарий был удален.
        2. 0
          9 сентября 2015 20:34
          Ну я вас умоляю... я кстати живу в Сталинграде и у нас 23 августа каждый год вспоминают... и то как горела даже вода в Волге. Немцы такое делали (и мы кстати тоже) у них только возможности были пожиже чем у союзничков... Всё таки 111й с "жужей" это далеко не Ланкастер с "крепостью"...
        3. 0
          10 сентября 2015 16:11
          Вы зря так категоричны насчет немцев.
          В дневнике Рихтгофена есть расчеты для налетов на Москву, с пропорциями фугасок и зажигательных бомб. Для первого налета соотношение 60% и 40%, для последующих 40% и 60%.
        4. 0
          10 сентября 2015 16:11
          Вы зря так категоричны насчет немцев.
          В дневнике Рихтгофена есть расчеты для налетов на Москву, с пропорциями фугасок и зажигательных бомб. Для первого налета соотношение 60% и 40%, для последующих 40% и 60%.
      2. 0
        10 сентября 2015 14:28
        Вопрос в том, что убирали конкурентов(чисто бизнес - ничего личного).И человек пишет, что военная составляющая не играла главной роли.Чистая экономика и политика.Он ведь фашистов не оправдывает.Но если бы реально сосредоточились на промышленности - может война на год, пол-года, 3 месяца, но раньше бы закончилась?
  16. +1
    9 сентября 2015 16:28
    "Всё это было просчитано штабистами и математиками за океаном"

    Большая часть расчетов оказалась ошибочной. Бомбер Харрис, например, считал, что сможет заставить Германию сдаться к апрелю 1944 и устроил свою "Битву за Берлин".
    "Нам это будет стоить 400-500 бомбардировщиков. Германии это будет стоить поражения в войне". Почти не ошибся - не вернулось 497 и разбилось в Англии еще 72 самолета.
    Немцы почему-то не сдались.
    А все для того чтобы избежать потерь в стиле Первой мировой.
    Обломался. Общие потери, конечно, меньше. Но офицеров и сержантов RAF потеряли столько же, сколько Великобритания в Первой мировой.
  17. +2
    9 сентября 2015 18:33
    Цитата: gregor6549
    Еще уместно вспомнить знаменитые прыгающие бомбы "dam busters"которыми англичане разрушали плотины устраивая наводнения под которыми гибли тысячи мирных жителей Германии.

    Ах как жалко!А то,что наводнение вывело из строя десятки предприятий,а многие оставили без воды.А то,что молодой человек погибший в 41-42 мог в 43-44г. может призван в вермахт и убивать,и немки-они заменили мужей за станками и ДЕЛАЮТ ОРУЖИЕ.ПОСЕЯЛИ ВЕТЕР-ПОЛУЧИЛИ БУРЮ!!!
    А насчет неэффективности бомбардировок.Берут довоенные цифры производства,потом военные- а там рост в несколько раз.Значит бомбили зря!Нужно подумать НА СКОЛЬКО БЫ ВЫРОСЛО ПРОИЗВОДСТВО В ГЕРМАНИИ БЕЗ БОМБАРДИРОВОК!Ради примера- в мирном СССР включая УССР и БССР цифры одни,а в воюющем,с эвакуацией,с потерей территории-НЕКОТОРЫЕ ОБРАЗЦЫ ВООРУЖЕНИЙ производились в 10-15 раз больше. yes hi
  18. 0
    10 сентября 2015 14:18
    Я понимаю, что даже подростки или старики убитые возле зениток - это тоже вклад в победу.Общую.Как и фабрики консервов, пошива одежды...Но как то смутные сомнения все равно мучают...А где реальные солдаты, техника, заводы производящие танки, арту, самолеты(во хранции, чехии, австрии???)Кто их сносил???Кстати, восточная Германия менее (причем гораздо) индустриальная, чем западная...А если посмотреть хронологию и интенсивность бомбардировок по годам - кажется что наоборот.
  19. 0
    11 сентября 2015 14:37
    Для баланса советую сочинить статью о стратегии Люфтваффе в отношении стратегии англо-саксов. Исходный материал есть в нескольких альманахах Flieger-Jahrbuch (1978-1985). Это очень интересно.