Флот России получает корабль-спасатель для оказания помощи под водой на больших глубинах

26
Этой осенью в Балтийском море сдает "выпускные экзамены" давно ожидаемое на флоте судно-спасатель "Игорь Белоусов". Сейчас настал самый ответственный момент испытаний - не просто отдельно взятого надводного корабля, а всего установленного на нем оборудования и специальных технических средств оказания помощи под водой на больших глубинах.

За созданием этого уникального комплекса и той общественной дискуссией, которая сопровождала некоторые повороты в его судьбе, "Российская газета" пристально следила и время от времени давала высказаться специалистам. Суть, хотя бы коротко, уместно напомнить.




Решение построить многофункциональный корабль-спасатель (а затем и группу ему подобных) было принято после катастрофы подводной лодки "Курск", хотя потребность в них была и раньше, еще в конце 80-х - начале 90-х, когда при столь же драматичных обстоятельствах затонула в Норвежском море единственная в своем роде глубоководная АПЛ "Комсомолец", унеся с собой жизни 42 подводников.

Разговоров и обещаний за прошедшие четверть века было много, но практических сдвигов в переоснащении аварийно-спасательных служб не наблюдалось. Даже при том что в апреле 2001-го, через семь месяцев после трагедии "Курска", вышло постановление правительства России о выделении нашему ВМФ 900 миллионов рублей (30 миллионов долларов по тогдашнему курсу) на закупку импортного оборудования и снаряжения, чтобы подтянуть, насколько было возможно, силы поисково-спасательного обеспечения на действующих флотах.

Снаряжение, главным образом импортное, было закуплено. А вот создание нового судна для тех же целей неоправданно затягивалось. И только в прошлом, 2014 году, на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге была завершена постройка головного корабля, а в 2015-м начались его испытания. Спроектированное в питерском КБ "Алмаз" судно получилось по-настоящему многофункциональным. Оно, можно сказать, собрано "вокруг" глубоководного водолазного комплекса, рассчитанного на проведение аварийно-спасательных и прочих подводных работ на глубинах до 450 метров.

С глубины 100 метров водолазам и подводникам надо "выходить" около четырех суток, с 400 метров - декомпрессия больше двух недель

На трех палубах размещены объединенные в систему пять барокамер, водолазный колокол со своим спуско-подъемным устройством, компрессоры высокого давления, баллоны-хранилища с дыхательными смесями, система жизнеобеспечения и посты управления этим многосложным хозяйством. Такого у российского ВМФ еще не было. Схожее по задачам спасательное судно "Алагез" советской постройки пока что несет службу в составе Тихоокеанского флота, но водолазный комплекс, установленный на нем в 1989 году, спроектирован в далекие 70-е и рассчитан на меньшие глубины.

В Геленджике, в Южном филиале Института океанологии РАН, где удалось недавно побывать, еще можно увидеть остатки некогда созданного здесь гипербарического комплекса на те же, что и сейчас, 450 метров. Правда, сооружен он был на берегу, и в тех же стационарных условиях проводились его испытания. Живы еще и сами испытатели, которых встречали по завершении эксперимента как первых космонавтов - с охапками живых цветов и горячими объятиями...

Однако порадовать новыми разработками некогда известный академический центр сегодня уже не в силах. Прежнее оборудование и ранее созданные аппараты тут еще сохраняют, есть одна действующая барокамера, но многократно урезанный бюджет и сокращение числа научных сотрудников лишили эти работы в Геленджике зримой перспективы.

Зато рядом, на той же акватории Голубой бухты, возникла и автономно развивается тренировочная база подводного спецназа. На флагштоке с утра до вечера открыто трепещется вымпел группы "Альфа", и тут же, почти у кромки прибоя, поставлены в ряд модульные, на автомобильных платформах, современные барокомплексы. Но и они - только для глубин в несколько десятков метров, на которых могут действовать боевые пловцы.

Словом, куда ни кинь, ГВК-450 на "Игоре Белоусове" - визитная карточка и главное достоинство нового российского судна-спасателя. Но именно с ним и возникло больше всего проблем.

Первоначально контракт на его проектирование и поставку был заключен с известным конструкторским бюро "Лазурит" (Нижний Новгород). Но к назначенному сроку обязательства исполнены не были, и с согласия Минобороны России было принято альтернативное предложение: о поставке требуемого ГВК на основе серийного оборудования известной шотландской фирмы.


Подряд на комплектацию, закупку, доставку в Петербург и последующий шеф-монтаж на самом корабле получила российская компания"Тетис Про".

- Контракт был подписан 29 мая 2012 года, а пригласили нас в проект в октябре 2011-го, - восстанавливает хронику событий Александр Делянов, куратор проекта со стороны "Тетис Про". - Полгода, предконтрактный период, мы не в запятых копались, а решали принципиальные вопросы - что нужно, что можем и как соединить одно с другим.

По словам Делянова, в недавнем прошлом - флотского офицера, его компания, взявшись за эту работу, осознанно поставила себя в жесткие рамки: с одной стороны, сроки, с другой - бюджет.

- Та сумма, на которую мы согласились, а до того убедили согласиться наших партнеров в Шотландии, была в два раза меньше, чем запросил в обновленной заявке "Лазурит", - Александр Делянов мгновение поколебался - называть, не называть - и назвал-таки цифры. - "Лазурит" подходил в совокупности почти к 3 миллиардам рублей, а мы брались поставить весь комплекс за миллиард 150 миллионов. Причем предложили комплекс под ключ, начиная от компрессора, который закачивает газовую смесь в баллон, интеллектуальных систем управления всем ГВК до ввода в эксплуатацию и проведения испытаний. А срок его сдачи заказчику, в отличие от "Лазурита", отодвигать не стали...

В состав этого комплекса, рассчитанного на посменную работу 12 профессиональных водолазов и (в случае необходимости) способного разместить до 60 спасенных подводников (для декомпрессии и реабилитации), входит еще и современные погружаемые агрегаты - для поиска, допоиска и визуального обследования подводных объектов. В первой половине сентября, о чем сообщала "Российская газета", водолазный колокол из состава ГВК-450 и телеуправляемый подводный аппарат "Пантера Плюс", входящий в поисковый комплекс, проходили испытания практическими спусками в глубоководных районах Центральной Атлантики. Сначала было произведено пробное погружение водолазного колокола на рабочую глубину 450 метров. Затем, строго по программе, отправили на километровую глубину необитаемый аппарат "Пантера Плюс".



Такие и аналогичные устройства (например, телеуправляемый аппарат "Тайгер"), поставленные компанией "Тетис Про", уже есть на вооружении поисковых и аварийно-спасательных служб ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 метров. Подводя итоги промежуточных тестов, представители ВМФ поделились с "РГ" информацией, что на конец сентября и октябрь придется основной этап испытаний ГВК-450 - уже с участием водолазов.

Вскоре эти сведения подтвердились. В назначенный срок, сообщил начальник отдела информационного обеспечения Балтийского флота капитан 2 ранга Владимир Матвеев, спасательное судно "Игорь Белоусов" вышло из военной гавани Балтийска для проведения заводских ходовых испытаний судна в морских полигонах Балтийского флота. Одновременно, в рамках общей программы, на этом же этапе проходят межведомственные испытания ГВК-450 уже с участием водолазов.

Кроме того, предусматривалось испытать спасательный глубоководный аппарат "Бестер-1", который поначалу тестировали отдельно от корабля-носителя, а во время стоянки "Игоря Белоусова" в Балтийске установили на штатную позицию и отправили для комплексных испытаний. И теперь, по словам того же Матвеева, "специалисты спасательного отряда Управления поисковых и аварийно-спасательных работ совместно с представителями ЦКБ "Лазурит" провели скоростные и маневренные испытания, а также спуски аппарата на дно Балтийского моря".



Как уверяют разработчики, "Бестер-1" может погружаться на глубину до 700 метров, оснащен новейшими системами управления и принципиально новыми движительно-рулевыми комплексами, системами наведения, посадки и крепления к аварийной субмарине. Благодаря новой камере стыковки к аварийному выходу субмарины "Бестер-1" позволяет эвакуировать людей при крене подлодки до 45 градусов, тогда как предыдущие аппараты могут оказывать помощь экипажу только при крене не более 15 градусов. По сведениям "РГ", в испытаниях "Бестера-1", связанных с отработкой практических задач спасения, была задействована дизель-электрическая подводная лодка типа "Варшавянка".

Принципиальное отличие нынешнего этапа испытаний "Игоря Белоусова" в том, что оно предусматривает участие водолазов-глубоководников, прошедших специальную подготовку. И тут я снова обращаюсь за комментариями к Александру Делянову.

- Наши обязательства перед заказчиком, а это Военно-морской флот, условно разделены на три этапа. Изготовление и поставка оборудования ГВК на борт судна или на завод - это первый. Второй - шеф-монтаж, пуско-наладочные, регулировочные работы. А третий этап - как раз то, что происходит сейчас: испытание комплекса и передача его заказчику. В рамках третьего этапа, о чем почти не говорят, была проведена и проводится сейчас подготовка личного состава. Как представители поставщика, несущие гарантийные обязательства, мы не можем не заботиться о том, чтобы этим уникальным комплексом управляли люди подготовленные.

По словам Делянова, готовятся две взаимодействующих между собой группы. Первая - технические специалисты на борту судна, которые должны знать общие правила эксплуатации и обслуживания ГВК-450. Вторая группа - это водолазы-глубоководники, которые в этом комплексе потом будут жить и выполнять подводные работы. Сейчас в России нет своей базы для такой профессиональной подготовки. После тщательного анализа существующих предложений был выбран специализированный центр на острове Тасмания в Австралии.

Одновременно с этим главком ВМФ издал приказ о формировании экипажа для судна "Игорь Белоусов" и установленного на нем ГВК. На период испытаний и опытовой эксплуатации сюда же прикомандирована группа специалистов военно-морского флота, включая офицеров Научно-исследовательского института спасательных и подводно-технических работ, а также водолазов 328-го аварийно-спасательного отряда специального назначения.



Всего в этой группе 39 человек, двадцать из них - водолазной специальности. Эти двадцать человек, пояснил Делянов, были разделены на две группы - 12 и 8, и прошли обучение на базе Международного центра подводной подготовки в Тасмании. Первые двенадцать вернулись в Россию еще в конце августа, сдали строгий экзамен в ЦВКК - особой водолазной комиссии, после чего приказом главнокомандующего ВМФ были допущены к водолазным спускам и к самостоятельным заведываниям на борту "Игоря Белоусова".

Именно они сейчас и тестируют в Балтийском море глубоководный комплекс вместе с самим кораблем и вспомогательными устройствами.

Без грифа "секретно"

Какие задачи решает ГВК-450 на судне "Игорь Белоусов"?


Основных задач две, и они тесно связаны между собой. Во-первых, это обеспечение работы 12 водолазов сменами по три человека на глубинах до 450 метров по шесть часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией.



Во-вторых, реабилитация подводников, эвакуированных с аварийной лодки спасательным аппаратом "Бестер-1" или (в зависимости от глубины и других обстоятельств) вышедших из подводного объекта на поверхность иным способом (во всплывающей спасательной камере, свободным всплытием, внутри водолазного колокола).

По тем или иным причинам давление воздуха в отсеках аварийной лодки может подниматься, и выходящие (поднятые) на поверхность члены экипажа нуждаются в декомпрессии так же, как и водолазы. При выходе из затонувшего объекта методом свободного всплытия велика вероятность получить баротравму, которую также необходимо лечить в барокамере.

Почему для спасения с больших глубин нужны барокамеры?

Так устроен наш организм и таковы законы физики, что с увеличением глубины свободного погружения (а значит, и с ростом внешнего давления) в теле человека растворяется все больше инертных газов - азота и гелия.

На этот процесс влияет и общее время нахождения на глубине (под давлением). Однако зависимость от времени тут не линейная и в определенный момент происходит "насыщение" - инертные газы перестают растворяться в крови и тканях. Такое состояние у человека наступает примерно через 72 часа, хотя в зависимости от величины давления (глубины погружения), интенсивности физических нагрузок, температуры тела и других факторов этот момент может смещаться. Но базовый принцип остается: количество растворенных газов не возрастает, а значит, подготовленный водолазный специалист способен оставаться в таком состоянии продолжительное время и посменно работать.

Метод длительного пребывания под давлением - его называют еще методом "насыщенных" погружений - и реализован в ГВК-450 на спасательном судне "Игорь Белоусов". В режиме "насыщения" водолаз может работать на объекте ежедневно по нескольку часов в течение 3-4 недель, а проходить декомпрессию только один раз - по окончании работ.



Что такое кессонная болезнь и декомпрессия?

Образное выражение "кровь закипает", наверное, знает каждый, кто читал книги о подводниках, хотя бы раз смотрел фильм "72 метра" или сам увлекается дайвингом.

Если предельно упрощать, это такое патологическое состояние, когда в крови и тканях человека образуется множество газовых пузырьков, нарушающих нормальное кровообращение и травмирующих клетки тканей. Образование таких "пузырьков" - результат нахождения человека в условиях повышенного давления и неправильного (поспешного, неконтролируемого) выхода в условия с обычным атмосферным давлением.

А декомпрессия - это процедура научно обоснованного (постепенного или ступенчатого) снижения давления в водолазных барокамерах - для "рассыщения" (освобождения) тканей организма от инертных газов, чтобы не образовывались коварные пузырьки. Другими словами, декомпрессия нужна при подъеме водолаза или подводника с глубины, чтобы не возникало вреда их здоровью. На практике это выглядит так: с глубины 100 метров надо "выходить" около 4 суток, с 400 метров декомпрессия займет больше двух недель.

Для чего нужен водолазный колокол, когда есть аппарат "Бестер"?

"Бестер" - это своего рода спасательный "челнок", автономно управляемый его экипажем. За один рейс он может, как заявлено в ТТХ, эвакуировать с аварийной подлодки 22 человека и передать их в барокамеры "Игоря Белоусова" для декомпрессии (если требуется).

А водолазный колокол - неотъемлемая часть ГВК, можно сказать, еще одна, шестая, барокамера на "Игоре Белоусове". Но в отличие от четырех жилых и одной переходной, эта барокамера не стационарная, а мобильная. С ее помощью водолазов доставляют на нужную глубину. Перед тем, как войти в этот подводный лифт и задраить переходной шлюз, водолазы находятся строго определенное количество времени под расчетным давлением в жилых барокамерах - достигают уже упомянутого эффекта "насыщения", когда концентрация растворенных инертных газов в крови и тканях перестает увеличиваться.

Колокол имеет форму вертикального цилиндра и снабжен иллюминаторами. Внутри и снаружи размещено оборудование для обеспечения работы водолазов в воде: аппаратура связи и видеонаблюдения, щиты подачи дыхательной смеси водолазам и горячей воды для их обогрева, а также резервные системы электро- и газоснабжения.

Прибыв на рабочую глубину, водолазы открывают люк колокола, и двое из них выходят в воду. Третий остается внутри и следит за работающими в воде, поддерживает с ними связь и готов, при необходимости, прийти на помощь.



Водолаз, как и космонавт, находится в безопорной среде и полностью изолирован от окружающей среды. Дыхание под водой обеспечивает специальная двухшланговая система: по одному шлангу с судна подается свежая дыхательная смесь, по другому - откачивается на судно то, что водолаз выдыхает. После очистки от углекислого газа и обогащения кислородом эта смесь возвращается в систему и подается водолазу на вдох. По отдельному шлангу на глубину поступает горячая вода, которая обогревает тело водолаза.

Проработав необходимое время на глубине, водолазы возвращаются в колокол и под тем же давлением, под которым они работали на объекте, поднимаются на поверхность. Внутри судна колокол стыкуют с барокамерами, водолазы переходят в их жилые отсеки и, не проходя декомпрессии, отдыхают до следующего спуска, а их место в водолазном колоколе занимает другая смена.

В каких условиях живут водолазы на "Игоре Белоусове"?

Во время пребывания людей в барокамерах давление дыхательной смеси, ее состав, температуру и влажность поддерживает специальная система жизнеобеспечения. Управление многосложным хозяйством ГВК-450 производится с двух постов: один - для барокамер, другой - для манипуляций и контроля при водолазных спусках. Запас компонентов дыхательной смеси содержится в баллонах высокого давления.

В жилых барокамерах ГВК у каждого водолаза отдельная койка. Есть прикроватный светильник, полочка для книг и личных вещей, а еще наушники, чтобы послушать музыку. В санузлах - необходимые бытовые удобства, включая горячий душ. Предусмотрена и зона отдыха с телевизором и общим столом. Горячую пищу передают в барокамеру снаружи через специальный шлюз, через него же возвращается использованная посуда.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    1 ноября 2015 07:00
    В добрый путь! Главное, чтобы не повылезали косяки, что обнаружились потом на "Академике Трёшникове". А то у нас качество сильно упало.
    1. +2
      1 ноября 2015 13:20
      15 лет прошло...
      1. 0
        1 ноября 2015 15:39
        Да..., давно ждём (особенно подводники). "Семь футов под килем" - само собой ( к водолазам и "аппарату" не относиться. Им нормальной работы на "проектной" глубине, и... "чтобы количество всплытий равнялось числу погружений").
      2. Комментарий был удален.
    2. 0
      1 ноября 2015 22:00
      А подробнее - что с "Академиком Трёшниковым" получилось? Это ж одно из тех судов, что РАЭ обслуживает..
      1. +3
        2 ноября 2015 07:37
        А подробнее то, что финны предлагали за те немалые деньги, что в него вложены У НАС, построить два таких же, но У НИХ. Безо всяких Отпиленсков и Откатенбургов.
        А что же получилось в "Трёшниковым"? Косяков - тьма тьмущая. Навскидку:

        - Паровые трубы УЖЕ поставлены старые и ржавые (за такие то деньги!!!);
        - Система обогрева танков неправильно закольцована и потому слабо эффективна;
        - Система вентиляции и кондиционирования заданную температуру не поддерживает;
        - Ошибка в проектировании: судно изрядную часть времени ходит с небольшим креном;
        - Расположение всех расходных танков по одному борту способствует ненужному крену;
        - Малая производительность балластного насоса, как следствие долгие балластировки;
        - Некачественная сталь гребных винтов: во льдах гнутся при ударах об лёд;
        - Трудности при погрузке ввиду недостатка и нелогичного расположения рымов на палубе, больших подзоров трюмов (кран не достает), слишком высоких комингсов люков (более 2 м);
        - Неудачный дизайн кормы, ввиду чего судно нагребает лёд задним ходом, а не расталкивает его;
        - Вырез в корме под гидрологическое оборудование во время шторма неудачен: заливает водой палубу;
        - Малая пассажировместимость для членов РАЭ (у "Академика Фёдорова" в 2 раза больше);
        - Полное отсутствие шумоизоляции между большинством кают, переборки доходят только до ДЕКОРАТИВНОГО подволока, каюты в большинстве своем эргономически неудобные (на "Фёдорове" гораздо лучше);
        - Малая вместимость трюма для ГСМ (у "Фёдорова" в 3 раз больше);
        - Схема электродвижения уже поменяна, старая вышла из строя.

        И это только навскидку, самое, что как говорится, на глазу". Этим список не оканчивается... Почему привожу сравнение с "Академиком Фёдоровым"? Да потому, что это суда аналогичного назначения, водоизмещения и идеологии. Только "Фёдоров" построен финнами в далеком 1987-м, а по многим показателям дает фору "Трёшникову". Последний построен на замену "Фёдорову". Замена получилась не очень...

        Плюсы "Трёшникова": хорошая маневренность, а также отличная ледовая проходимость передним ходом.
  2. +7
    1 ноября 2015 07:48
    Нужный корабль-семь футов под килемю
  3. +1
    1 ноября 2015 08:08
    Славное подспорье военным морякам. Появилась реальная надежда на спасение в случае аварии.
  4. +2
    1 ноября 2015 09:00
    Очень хорошая новость !!!
    Побыстрей бы понастроили этих судов, для всех флотов.
    Меня только вот что смущает, << способного разместить до 60 спасенных подводников >>. Экипаж современной ПЛ более 100человек. А как же остальные подводники ? Ведь декомпрессия 2 недели.
    Или 2-3 судна спасателя будут работать или прости меня Господи, считают что не весь экипаж в случае аварии останется в живых или ...
    1. +1
      1 ноября 2015 12:47
      надеюсь аварии требующие применения подобных судов не будут частыми. 2-3 судна вполне и справятся, даже с учётом их перехода. Не забывайте об интервале выхода людей, там спецтаблицы есть - массово места не займут.
  5. +4
    1 ноября 2015 10:00
    Нужны как воздух!
    Для этого нужна Государственная программа. Если мы перевооружаем флот, тогда он должен быть оснащён, в том числе, самыми передовыми средствами обеспечения и спасения.
    Средства должны базироваться на быстроходных и устойчивых кораблях (катамаранах), способных работать при сильном волнении, при любых подводных течениях.
    Спасение должно быть комплексным. Разведка и подготовительные работы должны проводиться с гидросамолётов и вертолётов, иначе - вся работа коту под хвост.
    Всё оборудование должно быть отечественного производства, основанное на технологиях будущего.
    Только при соблюдении этих условий можно будет говорить, что у флота есть служба спасения.
    И, пожалуйста, не доверяйте это дело Рогозину.
  6. +2
    1 ноября 2015 10:30
    Цитата: unsermann
    В добрый путь! Главное, чтобы не повылезали косяки, что обнаружились потом на "Академике Трёшникове". А то у нас качество сильно упало.

    Так судя по фотографиям некоторое оборудования выпуска 60-70х годов(
  7. +2
    1 ноября 2015 13:22
    То, что "Алагёз" вспомнили - хорошо. А однотипные с ним "Эльбрус" и "Аюдаг"? А "Рудницкий", "Титов", "Козьмин", "Саяны" проекта 536?
  8. 0
    1 ноября 2015 13:30
    Удачи во всех делах! Храни вас Бог! Давно пора модернизировать спасателей по "последнему писку" техники.
  9. +1
    1 ноября 2015 13:48
    Корабль отличный, к сожалению концепция несколько устаревшая. Оперативно спасти кого либо он сможет только находясь не далеко от места происшествия. Это возможно при его участии в обеспечении учений. Едва ли он будет тусовать вблизи ПЛ находящихся на боевом дежурстве. Сейчас за рубежом разрабатывают авиатранспортабельные небольшие автономные спасательные аппараты. Мобильность и оперативность спасательного комплекса увеличиваются в десятки, если не в сотни, раз.
    1. 0
      1 ноября 2015 18:12
      Ну это тоже приоритет сомнительный - насколько я слышал они расчитаны на небольшие глубины и соответственно небольшое количество подводников. Опять же если непогода - как они будут работать? Белоусов же полноценный корабль. Наиболее перспективным является оснащение подлодок спасательными капсулами. То есть спасение утопающих дело рук самих утопающих. При всем при этом, даже иностранные специалисты считают наше корабль нужным и полезным.hi
    2. 0
      1 ноября 2015 22:17
      Смысл?
      Что Вы в этом случае предлагаете:
      Спас 100 человек экипажа атомарины, которая уже отстрелялась, угробив 300.000.000 человек, в том числе и 10.000 своих. Самой атомарине возвращаться некуда, ибо ответным ударом еще 500.000.000 человек уничтожено, включая точки базирования, персонал баз и всю начинку этих баз с боезапасом и прочими "пряниками"..
      И вот вопрос: нафига в этом случае "новейшая" концепция (и спецкорабль для этого) спасения экипажа указанной атомарины, если не в концепции ПОДГОТОВКИ к боевой службе?!
      В БОЕВОЙ обстановке - нафиг не надо! Данный корабль нужен для обеспечения ПОВСЕДНЕВНОЙ деятельности ФЛОТА!!
  10. 0
    1 ноября 2015 16:56
    Хочется надеяться что трагедия Курска больше не повторится!Пусть как можно меньше работы будет для этого корабля!
  11. +3
    1 ноября 2015 17:23
    "о к назначенному сроку обязательства исполнены не были, и с согласия Минобороны России было принято альтернативное предложение: о поставке требуемого ГВК на основе серийного оборудования известной шотландской фирмы." - к вопросу импортозамещения...
    То есть вместо того, что бы все таки создать свою технологию, которую далее можно использовать и снижать ее себестоимость, предпочли купить дешевле иностранный комплекс, но без разработки собственных ноу хау.
    Вместо своей технологии получили штучный товар на импортных технологиях...
    Не радостно...
  12. 0
    1 ноября 2015 17:34
    "По отдельному шлангу на глубину поступает горячая вода, которая обогревает тело водолаза. " - но ведь еще в ГВК 200 (советский глубоководный костюм для 200 метров), к тому моменту, как горячая вода доходила к водолазу с судна, она в значительной степени остывала... Кроме того, знакомые специалисты, отмечали, что такой обогрев неравномерен - в точке поступления жарко, а к за время циркуляции по телу, вода совсем остывает. По этому частенько предпочитали работать без обогрева водой, по старинке одевая на себя много теплой одежды, как выразился в шутку один водолаз "в шубе ныряли".
    Правда, если вода будет поступать именно с колокола, а не с судна она видимо не успеет остыть....
    Но не все работы совершаются с колокола...
  13. -1
    1 ноября 2015 17:56
    Я не специалист в этом деле,но прекрасно понимаю что спасательные суда нужны как воздух ! У меня возник вопрос: каково давление воздуха в лодке погружённой на глубину,если в лодке такое давление воздуха как на суше,так зачем барокамеры при спасении если спасательные средства стыкуются герметично.А вот для строительно-монтажных работ на больших глубинах,ну и конечно для спасения таких судов видимо нужно поболее.
    1. 0
      1 ноября 2015 22:09
      Если лодка аварийная, то с давлением внутри её могут случиться всякие проблеммы. Аварийное повышение давления, либо стравливание сжатого воздуха в отсеки для компенсации вдыхаемого воздуха, как делали подводники в ВОВ... Всяко может быть.
  14. 0
    1 ноября 2015 21:57
    Чтобы этот корабль занимался только учениями!
  15. +1
    2 ноября 2015 02:15
    Хорошо бы и корабли-и подводные и надводные, и самолеты проектировались бы с большой возможностью спасения при несчастных случаях.Только это дорого, и случаи такие случаются редко. Но регулярно. Не буду сегодня эту тему ворошить.Все таки дата скорбная.
  16. 0
    2 ноября 2015 17:18
    1. У нас в принципе порочная концепция спасения ПЛ (и,кстати "копья" ломаются публично - например жеская дискуссия между "Малахитом" и 40 НИИ в "Судостроении").
    2. Реальная обстановка по спасателю наиболее достоверно описана у Милашиной.
    3. Подводникам нужно ДРУГОЕ, а не эта хрень
  17. +1
    3 ноября 2015 14:52
    это из-за него мерикосы нервничали? laughing
    1. -1
      3 ноября 2015 17:25
      нет, разумеется
  18. 0
    3 ноября 2015 17:52
    Поверьте. При серьезной аварии, спасать с ПЛ будет некого. А при несерьезной, специальное судно не требуется. Подводники, поправьте.
  19. 0
    9 ноября 2015 15:19
    Был, хороший спасатель, с хорошим оборудованием, только уж больно тесно в нем и оборудование в основном из-за "бугра", опять же регламент техники могут проводить, в основном судостроители и смежники, ЗИПа маловато для водолазного оборудования. Ну да в ходе эксплуатации все доведется до ума.