Королевский "Дредноут": знаменитая история без единого выстрела

27
10 февраля. /ТАСС/. Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут”. К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота.

“Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.
Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан. Но Британия оказалась первой.

Королевский "Дредноут": знаменитая история без единого выстрела


Визитная карточка "Дредноута" - артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе.

Такое вооружение разительно отличало "Дредноут" от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра - обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством - до 12 и даже 16 - пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году - в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными "скорострелками".

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек - серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.


12-дюймовые орудия на HMS Dreadnought
© Library of Congress Bain collection


Авторство идеи

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая - всего три страницы - статья Куниберти "Идеальный боевой корабль для британского флота". В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких "идеальных кораблей" будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости - сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального "Дредноута" оказалось куда больше - порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с "Дредноутом", вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда "отец" "Дредноута" адмирал Джон "Джекки" Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.


Пушки на крыше башни. HMS Dreadnought, 1906 год
© US Library of Congress Bain collection

"Отец" "Дредноута"

Адмирал Фишер, продавливая проект "Дредноута" через британское Адмиралтейство, руководствовался не теоретическими, а практическими соображениями.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек - британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.


Рубка дредноута USS Техаs, США
© EPA/LARRY W. SMITH


В какой-то момент в качестве альтернативы будущему "Дредноуту" рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему "большие пушки".

Фишер настоял и на оснащении "Дредноута" новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла в час, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства "Дредноута" в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.


© H. M Stationery Office


Без единого выстрела

"Дредноут" был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Это не совсем корректно - традиционно время постройки отсчитывают от закладки до включения в боевой состав флота. "Дредноут" же вошел в строй 11 декабря 1906 года, через год и два месяца с начала строительства.

Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса - иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено - 3 тыс. рабочих буквально "горели" на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем "Дредноута" и его дальномеров - самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. "Дредноут" не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году - самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, - он был на ремонте.

Но даже будь "Дредноут" в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии - всего за несколько лет он безнадежно устарел. На смену ему и в Британии, и в Германии пришли более крупные, скоростные и мощные линкоры.

Так, представители типа "Куин Элизабет", вступившие в строй в 1914-1915 годах, несли уже орудия калибра 381 миллиметр. Масса снаряда этого калибра более чем вдвое превосходила вес снаряда "Дредноута", и стреляли эти пушки в полтора раза дальше.

Тем не менее "Дредноут" все-таки смог добиться победы над кораблем противника, в отличие от многих других представителей своего класса. Его жертвой стала немецкая подводная лодка. По иронии судьбы могучий дредноут уничтожил ее не огнем артиллерии и даже не торпедой - он просто-напросто протаранил субмарину, хотя именно "Дредноут" британские корабелы не стали оснащать специальным тараном.

Впрочем, потопленная "Дредноутом" подводная лодка была отнюдь не обычной, а ее капитан был прославленным морским волком. Но это уже совсем другая история.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    14 февраля 2016 07:38
    Было бы интересно послушать эту "другую историю", а за эту однозначно+!
  2. +52
    14 февраля 2016 07:41
    Тем не менее "Дредноут" все-таки смог добиться победы над кораблем противника, в отличие от многих других представителей своего класса. Его жертвой стала немецкая подводная лодка. По иронии судьбы могучий дредноут уничтожил ее не огнем артиллерии и даже не торпедой - он просто-напросто протаранил субмарину, хотя именно "Дредноут" британские корабелы не стали оснащать специальным тараном.

    Причем жертвой "Дредноута" стала не абы какая субмарина, а подводная лодка U-29 под командой Отто Веддигена - злого гения "Гранд Флита", того самого капитана, который 22 сентября 1914 года, командуя подводной лодкой U-9, потопил три британских броненосных крейсера: "Хог", "Абукир" и "Кресси", а 15 октября 1914 года, командуя той же лодкой, потопил большой бронепалубный крейсер "Хок". Вот так линейный корабль - основоположник класса кораблей имени себя самого (все линейные корабли такого типа носили общее название "дредноутов", а после постройки таких же кораблей, но с более тяжелой артиллерией главного калибра - "сверхдредноутов") потопил самым древним оружием военного флота - тараном немецкого командира-подводника Отто Веддигена, ставшего одним из злейших врагов Королевского Флота. Причем надо сказать, что в тот день 26 марта 1915 года Отто Веддиген имел все шансы вновь отличиться - он встретил мечту командира подводника - главные силы британского Гранд флита - 3 эскадры линейных кораблей, вышедших на учения - 24 корабля-дредноута и сверхдредноута шли подивизионно в составе 6 параллельных колонн по 4 линкора. И Веддиген оставался незамеченным британцами вплоть до того момента, когда атаковал линкор "Нептун", но промахнулся - торпеда прошла за кормой, в момент атаки перископ U-29 увидели с линкора "Мальборо" - флагманского корабля адмирала Джеллико, на мачтах которого сразу же подняли сигнал "Вижу подводную лодку". Во главе крайней левой колонны британских кораблей шел "Дредноут", командир которого - капитан 1 го ранга Олдерсон, не размышляя ни секунды пошел полным ходом прямо на перископ субмарины, которая не успела нырнуть. С U-29 никто не спасся. О. Веддигена погубило то, что он слишком долго держал поднятым перископ при тихом море.
    Честь имею.
    1. +6
      14 февраля 2016 09:34
      Это был явно не его день ))
      1. +6
        14 февраля 2016 11:01
        Не растерялся Олдерсон, красавчик, честь ему и хвала.
    2. +7
      14 февраля 2016 18:16
      Отто лоханулся,видимо он действовал раньше безнаказанно и потерял страх.За это поплатился весь экипаж.
  3. +5
    14 февраля 2016 07:42
    Но даже будь "Дредноут" в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии - всего за несколько лет он безнадежно устарел.....Да уж..удивительно, короткая жизнь корабля...Спасибо..
    1. +5
      14 февраля 2016 19:28
      Самый красивы вид британских кораблей - их вид на дне. Ничего прекраснее нет.
  4. +12
    14 февраля 2016 07:55
    Главной жертвой "Дредноута" стали все додредноуты и додредноутные морские бюджеты ведущих стран.
  5. +7
    14 февраля 2016 10:46
    Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

    В журнале "Техника-молодёжи", читал о проекте В. Степанова, который, в некотором роде предвосхитил идеи Куниберти, правда по технологиям того времени. К сожалению, Степанов, будучи командиром минзага "Енисей", погиб вместе с ним, осуществляя минную постановку под Порт-Артуром.
  6. +2
    14 февраля 2016 10:50
    Нашёл эту статью.
  7. +4
    14 февраля 2016 10:51
    Продолжение
  8. +8
    14 февраля 2016 11:49
    Узел в час - это не скрость, а ускорение. lol Зачем делать такие глупые ошибки?
    1. 0
      14 февраля 2016 13:48
      Цитата: e_krendel
      Узел в час - это не скрость, а ускорение. lol Зачем делать такие глупые ошибки?

      ну да узел - 1 морская миля в час, узел в час увеличение скорости на указанное количество узлов, в данном случае на один...
  9. +12
    14 февраля 2016 13:10
    История появления Дредноута - кошмар всех
    военных кораблестроителей и адмиралов мира:
    "а вдруг мы заказываем и строим корабли, которые вдруг - в один момент -
    безнадежно устареют?"

    В ВМС вкладывают гигантские деньги, а поколения сменяются внезапно...
    И п... , ни денег, ни толку никакого - ржавеют бесполезные железяки у пирсов. belay
    1. +2
      14 февраля 2016 16:25
      Напоминает "достижение паритета во всем" в 50-80хх годах
  10. +2
    14 февраля 2016 14:40
    Цитата: kvs207
    Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

    В журнале "Техника-молодёжи", читал о проекте В. Степанова, который, в некотором роде предвосхитил идеи Куниберти, правда по технологиям того времени. К сожалению, Степанов, будучи командиром минзага "Енисей", погиб вместе с ним, осуществляя минную постановку под Порт-Артуром.


    Совершено верно. Концепция "нового броненосца" принадлежит именно Куниберти, но итальянцы далее собстеного носа не зрели.
    Что до "дредноутов", то лучшие в этом классе корабли были построены ИМЕЕНО В РОССИИ - линкоры типа "Севастополь" и "Императрица Мария". Любой из них превосходил любой дредноут периода 1 мировой войны других стран по совокупности характеристик. Орудия, установленные на наших линкорах, вообще были шедеврами артиллерии того времени по дальности, точности и бронепробиваемости. Непревзойденными по боевым характеристикам эти орудия оставались вплоть до 1934 года.
    1. +5
      14 февраля 2016 14:56
      Цитата: Лiцьвiн
      ИМЕЕНО В РОССИИ - линкоры типа "Севастополь" и "Императрица Мария". Любой из них превосходил любой дредноут периода 1 мировой войны других стран по совокупности характеристик.

      Так на вскидку--Куин Элизабет?всего кстати на год младше)))
      1. +5
        15 февраля 2016 13:32
        Причем здесь на год младше? Все эти так называемые "дредноуты" или "сверхдредноуты" - корабли одного временного интервала - "условно" Первой мировой войны. Следующее поколение линкоров - это линкоры, построеныне в 30-40 годах совершенно на другой технологической базе и обладавшие совершенно другими боевыми характеристиками. Что тоже спорить будете? Думаю что нет. Что тогда минусуете, Карс. Вы наверное тоже из тех кто море видел в фильмах и на флоте даже срочную не служил, а пытаетесь учить?

        Ну и для других "теоретических (книжных) моряков" - дистанция стрельбы для артиллериии на флоте (по крайней мере в царском, советском и российском) всегда мерялась в КАБЕЛЬТОВЫХ - это округленно 185 метров, а не в КИЛОМЕТРАХ и не МИЛЯХ. На гладкоствольных литых орудиях времен Ушакова и Нахимова "дальность" "отливалась" или "гравировалась" на казенной части ствола рядом "калибром" (весом ядра) и весом самого орудия (в пудах). На нарезных орудиях поздних эпох дальность "выбивалась" на казеннике орудия или указывалась вместе с другими параметрами орудия на приклепанной к казеннику табличке.
    2. +2
      15 февраля 2016 11:57
      Орудия- да, лучшие в 12-дюймовом классе на тот момент.
      Корабли же по совокупности характеристик...Среди одноклассников (с 11-12 дюймовой артиллерией)- вполне на уровне. Но так же, как и одноклассники, стремительно устарели к 1916-1917 годам.
      И еще одна беда: слишком долго строились.
    3. 0
      16 февраля 2016 10:18
      Орудия действительно были уникальными, но тактика "лома" против эскадр дредноутов в виде 380-мм орудий, всё же во время 1-й Мировой превалировала по эффективности. С точки зрения стрельбы по остальным кораблям (крейсерам) и берегу конфигурация из 305-мм орудий была однозначно лучше.
  11. +5
    14 февраля 2016 16:05
    Цитата: Kars
    Так на вскидку--Куин Элизабет?всего кстати на год младше)))

    Если буквально, то "Куин Элизабет", равно как и "Айрон Дьюки" - сверхдредноуты winked
    1. +1
      14 февраля 2016 17:29
      Цитата: kvs207
      Если буквально, то "Куин Элизабет", равно как и "Айрон Дьюки" - сверхдредноуты

      Если буквально севастополь вошел в строй в 1914 и если он не вписался в категорию сверхдредноутов это ведь его проблема?Да и ведь дан временной период

      Цитата: Лiцьвiн
      превосходил любой дредноут периода 1 мировой войны

      написали бы постройки до 1910 г включительно вопрос бы не возникло.
  12. +6
    14 февраля 2016 16:16
    британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

    автор - ну что за глупости???
    Марк 10 - 305мм орудия Дредноута имели дальность стрельбы 22.5км!
  13. +1
    14 февраля 2016 16:24
    километры на мили в статье исправьте, пожалуйста :)
  14. +1
    14 февраля 2016 22:53
    Цитата: Bersaglieri
    километры на мили в статье исправьте, пожалуйста :)

    Все равно нестыковочка, 22,5 км никак не получается
    1. 0
      15 февраля 2016 11:58
      55-60 кбт- дистанции стрельб, на которых попадали. В 1905-1010 гг.
  15. +5
    17 февраля 2016 22:57
    Максимальные дальности стрельбы для самых современных орудий времён русско-японской войны составляли для главного калибра 305 мм - 70 - 80 кб, для среднего калибра 152 мм - 50 - 55 кб. Фактически же бои велись на дистанциях, не превышавших 50 кб.
    У "Дредноута" максимальная дальность стрельбы ГК составляла 81 кб (15 км) и с 1918 г. новыми снарядами 93 кб (17,2 км).
  16. +1
    4 апреля 2016 06:57
    Цитата: kvs207
    Цитата: Kars
    Так на вскидку--Куин Элизабет?всего кстати на год младше)))

    Если буквально, то "Куин Элизабет", равно как и "Айрон Дьюки" - сверхдредноуты winked

    Куин Элизабет относится уже к кораблям "постдредноутского" типа.
    То есть, Арон Дюк и Куин Элизабет - это уже разные корабли. Вот Ремилес, Ривендж и прочие - это действительно супердредноуты.
    При этом британцы умудрились сначала заложить серию Куин Элизабетов постдредноутского типа, а вслед за ней заложили серию Ремилесов дредноутского типа.

    Такой же форель отмочили и в России:
    балтийские Севастополи с их скоростью больше 24 узла - постдредноуты, правда со странным для своих лет ГК;
    а черноморские Императоры-Императрицы - откат назад к дредноутского с 22-23 узла...
    Правда на Чёрном море для линкоров другие задачи стояли нежели у балтийских линкоров...
  17. +1
    4 апреля 2016 07:06
    Цитата: db1967
    британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

    автор - ну что за глупости???
    Марк 10 - 305мм орудия Дредноута имели дальность стрельбы 22.5км!

    Если даже Дредноут и мог забросить снаряд на 22 мили, то это не значит что в бою он мог вести действенный огонь с такой дистанции.
    Например бронебойный снаряд на таких расстояниях мог только краску на броне оцарапать...
    Да и прицеливание на таких расстояниях давало большую погрешность.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»