Освоение Арктики: «Севморпуть» возвращается

27


Советский Союз активно осваивал Арктику, строил в северных владениях аэродромы и военные городки, но та эпоха давно ушла. Ввиду окончания холодной войны бóльшая часть инфраструктуры была заброшена, оставив по себе лишь экологическое загрязнение в виде, например, пресловутых бочек из-под солярки. В наши дни пришло понимание того, что арктический регион обладает слишком большой стратегической важностью, чтобы Россия могла себе позволить сэкономить на военном присутствии.


Боевой трилистник
Самый северный форпост России имеет весьма футуристический вид. Военная база «Арктический трилистник» находится в ведении Северного флота и является объектом замкнутого цикла. Здесь 150 военнослужащих смогут провести два года в полностью автономном режиме.

Пограничники в зимнем саду

В 2005 году начались работы по модернизации погранзаставы «Нагурское», расположенной на острове Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа) неподалеку от Шпицбергена. К 2008 году здесь появился новый городок замкнутого цикла. Под «замкнутым циклом» в данном случае подразумевается формирование комплекса таким образом, что переход между всеми его объектами — жилыми, социальными, служебными, инфраструктурными — может быть осуществлен по обогреваемым галереям, без выхода наружу. Таким образом, выбираться на арктический мороз и в объятия вьюги высоких широт пограничникам приходится только во время выполнения патрулирования. Пожалуй, впервые на арктическом объекте был создан уровень комфорта, о котором пограничники СССР не могли мечтать и в самых сладких снах: просторные обогреваемые помещения, удобные жилища, спортзал, зимний сад. В таком же духе развивались в дальнейшем и другие подобные проекты: максимальные удобства и комфорт должны были компенсировать физиологические и психологические тяготы несения службы в условиях, где как дома чувствуют себя разве что белые медведи.


Оборона в снегах
Здесь, на Земле Александры, размещены объекты ПВО Северного флота. Антенны локаторов смотрят в сторону полюса. Задача восстановления непрерывного радиолокационного поля вдоль северных рубежей страны — одна из первейших.

Арктический щит

В феврале 2013 года президентом России была утверждена Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Существенную часть этого документа составляют планы расширения военного присутствия России в Арктике. От Земли Александры в западных арктических владениях России до мыса Шмидта и острова Врангеля на востоке предполагается восстановить и расширить сеть военных опорных пунктов, в задачи которых будет включена охрана государственной границы, разведывательные мероприятия, обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны с созданием сплошного радиолокационного поля, поддержание аэродромной инфраструктуры для военно-транспортной и боевой авиации, поддержка действий Северного флота ВМФ РФ. С момента принятия стратегии работы по обеспечению обороны в Арктике резко активизировались, особенно в области строительства. Сегодня на острове Котельный (Новосибирские острова) построен жилой городок замкнутого цикла «Северный клевер», рассчитанный на проживание более 250 военнослужащих. На Земле Александры возводится административно-жилищный комплекс «Арктический трилистник» площадью более 14 000 м2 на 150 человек. Этот объект будет функционировать в интересах Северного флота. Аналогичные стройки ведутся на мысе Шмидта и острове Врангеля. К 2016−2017 годам должна быть закончена реконструкция шести арктических аэродромов.

О технологии строительства в высоких широтах мы поговорили с главным инженером Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Исламом Пирахмаевым. «Если не учитывать присутствие воздуха и воды, то в остальном арктическое строительство мало чем отличается от строительства на Марсе, — говорит Ислам Пирахмаев. — Именно поэтому, прежде чем мы начнем что-то строить, нам необходимо продумать размещение в ледяной пустыне строительных бригад и обеспечить завоз практически всего, что нужно для стройки».


Мысли о будущем
Пока одни арктические объекты строятся, другие находятся на стадии проектирования. Здесь проект перспективного военного городка из блоков октагоновой формы, далее — блок в разрезе.


Все везем с собой

Самое главное — это транспорт, решающую роль в котором играют морские суда, но также большое значение имеет транспорт воздушный и автомобильный.

Крупнотоннажные грузы доставляются к арктическим островам в период открытой и ледовой навигации — в последнем случае требуется ледокольное сопровождение. Поскольку основные производственные мощности в России сосредоточены в западной части страны, целесообразно использовать глубоководные порты севера европейской России. Их три, однако с учетом того, что Мурманск работает в основном на западные направления, основные грузы для строительства завозятся автотранспортом в два других порта — Архангельск и Кандалакшу. Суда отправляются в путь в июле, когда вода в Северном Ледовитом океане по максимуму освобождается ото льда и доступен для плавания, например, пролив Вилькицкого, дающий доступ из Карского моря в море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, омывающее северный берег Чукотки.

Суда, прибывающие на острова и труднодоступные материковые территории, выгружают на берег сначала краны и другую строительную технику. Все жидкости и наполнители, содержащиеся в механизмах этих машин, соответствуют арктическому классу и сохраняют работоспособность при температурах до -60°С. Дальше с корабля на сушу переносят элементы, из которых будут собраны постройки для военного городка. Следом — очередь за металлоконструкциями, трубами и другими элементами инженерных коммуникаций. Сейчас многие инфраструктурные элементы доставляют на стройплощадку в сборе, в высокой степени заводской готовности, что позволяет тратить минимум времени на монтаж. Очень важный момент — организация проживания строителей. Раньше стандартным временным жилищем в Арктике были вагончики, но в наше время сочли, что возить пустую кубатуру дорогостоящими полярными рейсами смысла нет. Строительные времянки собирают из щитовых конструкций, которые также прибывают судном. Поскольку сборка этих жилищ осуществляется в теплое время года, бригада сборщиков живет в палатках или в корабельных помещениях. Городок строителей площадью 800 м2 возводится за 10−12 дней.

Когда на площадку прибывает основная бригада строителей, ее задача — возвести и закрыть от стихии теплые контуры строящегося комплекса до наступления суровой полярной зимы с ветрами и снегопадами. Далее стройка либо консервируется до следующего сезона, либо в течение зимнего периода продолжаются отделочные работы, монтаж коммуникаций, но уже внутри, в тепле.

Энергообеспечение и отопление арктических городков осуществляется за счет дизельгенераторов. «Мы проводили эксперименты с «зеленой» генерацией, — рассказывает Ислам Пирахмаев, — но альтернативные источники энергии типа солнца или ветра обходятся слишком дорого. Зато у нас теперь нет никаких бочек с соляркой. Комплексы включают в себя резервуары для постоянного хранения топлива, и они периодически пополняются с помощью танкеров».



Город на линзе

Строительство в Арктике имеет множество инженерных особенностей. Сооружения приходится возводить на нестабильном рельефе, под которым — вечная мерзлота или даже «линза», то есть пласт льда, смешанного с грунтом. Это основание нельзя разрушить, иначе не устоят и сами конструкции. Все сооружения строятся на свайных фундаментах. Сваи — буронабивные. В пробуренную скважину опускают трубу, полость которой заливают бетоном. Сваи длинные — могут достигать 25 м. Сверху на сваях из металлических балок собирают ростверк, а на нем уже возводят здание. Все здания на вечной мерзлоте приподняты над грунтом. «В тундре все должно продуваться, — объясняет Ислам Пирахмаев. — Дома поднимаются над грунтом не только для того, чтобы не греть вечную мерзлоту, но и чтобы ветер выдувал из-под зданий снег, не давал ему налипать в виде комьев».

Здание, которое вырастет на ростверке, может быть нескольких типов. Например, блочно-модульное из готовых элементов с отделкой. Если возводится пролетное здание (большой площади, типа ангара), применяются металлические каркасы и покрытие из сэндвич-панелей. И наконец, одна из прогрессивных технологий — сборка сооружений из легких оцинкованных стальных профилей. Из них здание можно монтировать буквально вручную.

Освоение Арктики: «Севморпуть» возвращается

Снежный тигр
Российская оборонная промышленность работает над созданием боевой техники, рассчитанной на условия Заполярья. На фото: арктический вариант бронемобиля «Тигр». Также разрабатывается, например, полярный вариант транспортно-штурмового вертолета Ми-8 АМТШ-ВА.

Водоснабжение арктических городков происходит из трех источников. Можно забирать воду из открытых пресных водоемов (в теплое время года), можно плавить снег, пропуская затем эту дистиллированную воду через минерализатор, и, наконец, третий способ — опреснение морской воды. Канализационные стоки отправляются в очистные сооружения, которые на выходе дают воду стандарта питьевой. Ее можно слить в море без малейшего ущерба для окружающей среды.

Отдельная проблема — трубы для водопровода и канализации. Использовать металл — большой риск, так как при сильных морозах такую трубу может разорвать. На полярных объектах отдают предпочтение полипропиленовым трубам с греющим кабелем, выполняющим роль ТЭНа. Канал с таким кабелем идет вдоль трубы, а вся эта конструкция укутана слоем пенополиуретана. Такая труба может пропускать жидкость при самом лютом морозе, но даже если кабель временно перестанет греть, трубу не разорвет замерзшей водой, а просто слегка раздует. Когда нагрев восстановится и лед растает, труба вернется к обычному сечению. Еще одно важное преимущество таких труб — их можно перевозить в барабанах, в смотанном виде, что позволяет экономить место на корабле или в трюме грузового самолета.


Городок зенитчиков
Здесь: эскизный проект размещения зенитно-ракетного дивизиона бригады нового облика. Далее: проект арктического комплекса для размещения 300 военнослужащих.


Бочки — долой!

Программа военного освоения Арктики тесно связана с задачами сохранения экологической чистоты этого уникального региона. Строительство новых городков и баз сопровождается очисткой территорий от останков старых зданий, неработающей техники, а также от бочек из-под топлива и прочего мусора. Во вновь построенных городках мусор сортируется по видам (бумага, органические отходы, пластик), а потом вывозится судами на материк для переработки. Наименее опасные виды мусора сжигаются на месте в инсинераторах. Таким образом, можно надеяться, что новые объекты на полярных территориях не только дадут военным небывалые доселе технические возможности и комфорт, но и позволят избежать в будущем тех экологических проблем, которые создали на нашем Севере предыдущие этапы его освоения.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    6 марта 2016 07:16
    Развитие северного морского пути имеет для России стратегическое значение.
    Это связано, прежде всего, с его максимальной удалённостью от наших "партнёров", а значит и с его максимальной защищённостью в случае возникновения вооруженных конфликтов, учитывая размер территории нашей родины.
    Если же предсказание о глобальном потеплении оправдается, то этот путь окажется ещё и экономически выгодным для международных коммерческих перевозок.
    1. +3
      6 марта 2016 07:30
      [/center]
      Цитата: Pvi1206
      , с его максимальной удалённостью от наших "партнёров"

      Возможно вы имели ввиду максимальной приближенности? Через "речку")) США и Канада ...
      И насколько они прикрыты ПВО и ПРО уж очень компактная цель, одной КР хватит на каждый объект в случае прорыва ..
      1. +4
        6 марта 2016 09:58
        Ну не сразу всё будет..Я надеюсь что и прикроют в случае чего..Хотя при нападении их задача -успеть прокричать и предупредить-враг идет..
        Цитата: afdjhbn67
        [/center]
        Цитата: Pvi1206
        , с его максимальной удалённостью от наших "партнёров"

        Возможно вы имели ввиду максимальной приближенности? Через "речку")) США и Канада ...
        И насколько они прикрыты ПВО и ПРО уж очень компактная цель, одной КР хватит на каждый объект в случае прорыва ..
        1. -2
          6 марта 2016 12:43
          Цитата: dmi.pris
          Ну не сразу всё будет.

          Вот только граждане не разу не понятно за что минусы ??? что в этом комме?? совсем в атаке офанарели? Урякалы тупорогие
          1. +3
            6 марта 2016 13:23
            Ну минус не я Вам ставил..Кстати я очень критично отношусь ко всем тн урякалам.А на минусы вообще не обращаю внимания.Люди должны думать анализировать ситуацию,а не быть подобно некоему гражданину с ником CONDOR,коему не понравилось моё высказывание по поводу экономической политике президента,и давшего мне совет ходить на митинги в поддержку гаранта..Я что совсем отупел что ли..За двести верст бросив работу и семью...ах да..там же зарабатывают..
            Цитата: afdjhbn67
            Цитата: dmi.pris
            Ну не сразу всё будет.

            Вот только граждане не разу не понятно за что минусы ??? что в этом комме?? совсем в атаке офанарели? Урякалы тупорогие
            1. +2
              6 марта 2016 13:55
              Цитата: dmi.pris
              Ну минус не я Вам ставил..

              Меньше всего на Вас подумал, это тоже отголоски моих прошлых коммов, скорее всего и урякалы везде видят , что с их точки зрения пишу только "гадости", не пишу пердоган, америкосы,не кидаюсь на голубой флаг итд )))
              В данном случае задело отсутствие логики и мотивации..
              1. 0
                6 марта 2016 16:52
                Плюньте на этих недоумков.Логикой там и не пахнет.Мне тут один написал мол типа что это за район Краснодарского края с таким флагом..Ну вот вешают мне такую тряпку..
                Цитата: afdjhbn67
                Цитата: dmi.pris
                Ну минус не я Вам ставил..

                Меньше всего на Вас подумал, это тоже отголоски моих прошлых коммов, скорее всего и урякалы везде видят , что с их точки зрения пишу только "гадости", не пишу пердоган, америкосы,не кидаюсь на голубой флаг итд )))
                В данном случае задело отсутствие логики и мотивации..
        2. +2
          6 марта 2016 18:22
          Я в академии этот район изучил вдоль и поперёк.ПВО там строилась так:С Новой земли на перехват в район ЗФИ вылетали МИГ31. Они работали по носителям. Затем по КР работала авиация Архангельской армии,потом ЗРВ и Т. Д. И Т. П.
    2. +19
      6 марта 2016 09:43
      А ведь не соврали в названии статьи! Действительно он возвращается! В советский арктический лихтеровоз вдохнули «вторую жизнь».

      «28 ноября в 21.30 свершилось событие, в которое еще пару лет назад трудно было поверить — "Севморпуть" своим ходом покинул порт Мурманск», — написал в своем блоге капитан атомного ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов.

      Автор поздравил всех причастных с этим событием.

      Известно, что несколько лет назад судно чуть не пошло под нож, однако в конце 2013 года вышел приказ госкорпорации «Росатом» о восстановление атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть».

      Как сообщалось ранее, задачи перед лихтеровозом будут стоять разные, в том числе и по линии Минобороны РФ — это обеспечение развертывания присутствия военных группировок в Арктике, восстановление инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.
      1. +2
        6 марта 2016 11:08
        Про лихтеровоз пропустил. Спасибо за сообщение. Это отличная новость. А то все резать и резать.
    3. +1
      6 марта 2016 18:15
      А как же Гренландское воздушно-космическое направление?Согласен,тактическая авиация там не полетит,но стратегическая авиация США вполне.....
    4. 0
      6 марта 2016 21:43
      Здесь 150 военнослужащих смогут провести два года в полностью автономном режиме.

      Вот туда бы уехать и жить одному, вдалеке ото всех!
      1. 0
        7 марта 2016 00:05
        Также разрабатывается, например, полярный вариант транспортно-штурмового вертолета Ми-8 АМТШ-ВА

        У "восьмёрки" после каждой модификации названия всё длинней и длинней! Нельзя было арктический вариант собственным именем назвать? no
  2. Комментарий был удален.
  3. +2
    6 марта 2016 07:27
    Наконец-то! Хотел бы вспомнить, что Северный морской путь был открыт русскими путешественниками в 18 веке. В 20 веке в СССР его активно использовали. Северный морской путь - реальная конкуренция всяким Суэцким каналам!
    1. +3
      6 марта 2016 07:56
      Ну возросшая активность Кремля на севере не только с СМП связана, но главным образом в связи с необходимостью защиты газовых месторождений арктического шельфа. Американцы и всякие канадцы имеют наглость оспорить принадлежность этих районов. И вообще нам надо благодарить природу за имеющиеся на севере месторождения углеводородов. Если бы не они, то Кремль вряд ли когда озаботился охраной северных районов страны. Вполне можно было бы ожидать "ошибочных" заходов целых натовских рот скажем в Норильск или даже Сургут.
      1. +4
        6 марта 2016 11:01
        ДВС на карту посмотри где Норильск а где Сургут.
        И вообще прямые бое столкновения,пехоты в тех условиях
        по моему возможны только кратковременные
        для захвата тёплых баз.
        При темп под -50 с лёгким тягуном в поле долго не выживешь.
        А насчёт Сургута, в 70-е у моего одноклассника не было родственников на большой земле
        Так он на лето к отцу в Сургут ездил , на юг.
      2. 0
        6 марта 2016 18:10
        =ДВС" Вполне можно было бы ожидать "ошибочных" заходов целых натовских рот скажем в Норильск или даже Сургут."
        Ага... и даже в Ваш Томск.)))
  4. +9
    6 марта 2016 09:31
    "На фото: арктический вариант бронемобиля «Тигр»."

    На фото ТРЭКОЛ 39294. yes
  5. 0
    6 марта 2016 12:16
    Могут когда захотят. Лихтеровоз "Севморпуть" тому подтверждение...Не все же на иголки резать...Автору спасибо.+++ hi
  6. +1
    6 марта 2016 15:05
    Уж до неприличия политкорректно. Один пассаж, только чего стоит..."...Ввиду окончания холодной войны бóльшая часть инфраструктуры была заброшена,..."

    В виду не окончания холодной войны, а предательства горбачёво-ельцинской клики! Ради собственной выгоды предавшей и продавшей Великое Государство! К огромному сожалению при попустительстве и молчаливом соглашении всего народа...
  7. -7
    6 марта 2016 15:10
    Я отношусь к освоению военными Арктики скептически.
    Затраты огромны, а польза сомнительна.
    Никакой враг не сможет атаковать северное побережье - ни у кого просто нет
    для этого технических средств.
    У России есть гораздо более актуальные, потенциально
    опасные напрвления: Дальний Восток, украинская граница, Кавказ, Средняя Азия.
    Укреплять Арктику, значит НЕ делать благоустроенные военные городки и укомплектованные
    современные базы и склады на этих направлениях.
    1. +1
      6 марта 2016 15:53
      Так основной упор на аэродромы подскока , радары и обозначение присутствия .
      Захватить то там , чисто теоретически , можно много что , но вот с какой целью ...
      Давеча наткнулся на интересный репортаж - Мыс Шмидта - http://front.photo/northern_cape
    2. 0
      6 марта 2016 18:32
      Не согласен.Существует Гренландское воздушно-космическое направление, с которого стратегическая авиация США планирует наносить удары в направлении:ЗФИ-Архангельск (Мурманск)-объекты Центрального промышленно -экономического района.
  8. 0
    6 марта 2016 16:04
    Строить надо с особой осторожностью и расчетом. Сейчас потепление идет; каждый год теплее предыдущего. Мерзлота будет отступать; уже отступает. Там, где оттаивало на полметра летом, теперь - больше уже. Чтобы вновь построенное через пять лет не выперло из грунта.

    Кстати, бочки - не самое страшное. Благодаря деятельности оси зла Горбачев-Ельцин, все побережье было усеяно радиоизотопными сердечниками от РИТЭГов. Металл-то голодный народец расхитил, а сердечники - разбросал. Сколько при этом народа пострадало - неизвестно. Сейчас, слава Богу, говорят, очистили побережье.
  9. 0
    6 марта 2016 17:48
    Особенно порадовала подпись под фото"антенны локаторов смотрят в сторону полюса". Они их хоть видели?
  10. +1
    6 марта 2016 19:39
    Особенно рад за лихтеровоз "СЕВМОРПУТЬ"!
    Присутствовал при подготовке и выходе его из Керчи. Да,да из Керчи! Умели там строить.
  11. 0
    6 марта 2016 19:56
    Коллеги разъясните мне. При себестоимости нефти 40-50 дол, закрываются сланцевики, у нас буровые на морских платформах нерентабельны. Зачем при таких ценах добывать нефть в Арктике? Ну не будет уже нефть по 100-120 дол. Северный морской путь? Что то никто не ломится воспользоваться. Есть другие варианты проще и дешевле. Освоение Арктики в целях обороны страны? Тогда да.
    1. +1
      6 марта 2016 20:51
      Нефть вполне может быть и по 150 и 200 баксов. Не сейчас , но через несколько лет. Но ведь и программа Арктического строительства займет уйму времени - так что еще не поздно.
  12. -2
    6 марта 2016 21:10
    Цитата: SlavaP
    Нефть вполне может быть и по 150 и 200 баксов.

    Запасов нефти на сегодня в хранилищах хватит на несколько лет, это если сейчас остановить всю нефтедобычу. Такое впечатление, что наше руководство стремится выкачать все и продать по любой цене. winked Может они знают что то, чего не знаем мы? hi
  13. +1
    7 марта 2016 06:09
    Кроме сиюминутной выгоды бывает ещё и долгосрочная перспектива. Рассуждать о "выгодно- невыгодно" в данный момент не приходится. Арктика -это как морозилка заполненная запасами. Если дети не умеют разморозить и обед приготовить из 4-ж блюд + компот, то не значит, что морозилка не выгодна. Плохая привычка просто фастфуд заморский жевать.
    Стратегические и оборонные дела требуют немалых вложений средств и ресурсов. Те, кто не развивал свои Армию, Авиацию и Флот, целуют матрасовку и на коленях сабельки заморским господам дарят. Промайданившиеся америкаснамцы например.
  14. -1
    7 марта 2016 08:29
    Аргументы подкрепленные минусами, выглядят весомее laughing

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»