Мнение «Saab» о контрпрдуктивности stealth-авиации в условиях применения новых самолётов ДРЛО ошибочно
НЕМНОГО МИФОВ О РАДИОЛОКАЦИИ
Огромными разногласиями сопровождаются любые споры военных специалистов относительно эффективности использования малозаметных ЛА и СВН на современном театре военных действий, заполненном самыми разнообразными радиолокационными средствами, среди которых и авиационные комплексы ДРЛО, и наземные обзорные/многофункциональные РЛС ЗРК, и РЛК радиотехнических войск.
Но наибольшего количества мифов, конечно же, удостоились радары метрового диапазона, которые, по заявлениям некоторых «экспертов», способны обнаруживать малозаметную тактическую авиацию на удалении 100 и более километров. Что любопытно, данные сведения абсолютно не подкреплены никакими научными теориями радиолокационных систем, а объясняются лишь единственным случаем перехвата американского F-117A «Nighthawk» зенитной управляемой ракетой 5В27Д югославского ЗРК С-125 «Нева», дивизиону которого, по всей видимости, были приданы радиолокационные обнаружители метрового диапазона П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Но эти РЛС абсолютно не участвуют в процессе радиокомандного наведения ЗУР 5В27Д на цель, а лишь осуществляют обзор воздушного пространства и целеуказание для Х-диапазонной СНР-125, которая и участвует в точном наведении ракет на цель. Также предполагается, что наведение ракеты во время перехвата «Найтхока» могло производиться по данным тепловизионного прицельного комплекса фирмы «Phillips», который упоминался командиром 3-й батареи Злотаном Дани. Эта версия наиболее близка к действительности, ведь лётчик Дейл Зелко рассказывал, что самолёт был перехвачен сразу по вылету из нижней кромки плотной облачности: изначально самолёт сопровождали П-12/18 и СНР-125, целеуказание от которых принимал и тепловизионный комплекс.
Согласно же отчёту об уничтожении самолёта, составленному заместителем командира батареи подполковником Джордже Аничичем, F-117A впервые появился на индикаторах операторов «Невы» на удалении 23 км, что как раз соответствует дальности обнаружения цели с ЭПР около 0,1 м2 (F-117A) станцией СНР-125. Метровые же радары никаких «сверхспособностей» по обнаружению малоразмерных целей не показывают, так как волны метрового диапазона, аналогично дециметровым и сантиметровым, имеют равный коэффициент отражения от объектов, имеющих большие размеры, чем длина волны. Вспомните: выпущенные во время эксперимента из американского «Шаттла» сверхмалоразмерные шарики обнаруживались именно сантиметровым многофункциональным радиолокационным комплексом «Дон-2Н».
Но, помимо пустых споров обозревателей на тему возможностей различных частотных диапазонов военной радиолокации, о которых почти всё известно и логически ясно, уже даже представительства некоторых именитых компаний и корпораций начинают удивлять всяческими «перлами», касающимися возможного изменения в концепции военной техники нового поколения, ссылаясь на рекламу своих «сверхуникальных» проектов или программ.
РЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШВЕДСКОЙ КОНЦЕПЦИИ РАДИОЛОКАЦИОННОГО ДОЗОРА И НАВЕДЕНИЯ
Так, компания «Saab», работающая над проектом перспективного многоцелевого самолёта наблюдения/ДРЛО «GlobalEye AEW&C», поспешила заявить, что благодаря увеличенной дальности обнаружения его радиолокационного комплекса, новая оперативно-тактическая обстановка в воздухе приведёт к потере интереса в развитии технологии «стелс» у ведущих производителей тактической и стратегической боевой авиации. Заявление весьма смелое, но соответствует ли ему новый проект от «Saab»?
Первенцем среди опытных самолётов ДРЛОиУ для ВВС Швеции стал S-88, разработанный на базе американского SA.227AC «Metro III», находящегося в шведских ВВС в качестве пассажирского самолёта малой дальности для доставки небольших грузов спецназначения и размещения командного состава. На верхнюю внешнюю часть фюзеляжа на специальных опорах устанавливалась РЛС с 2-сторонней АФАР FSR-890 фирмы «Эрикссон». Неподвижный удлинённый обтекатель РЛС расположен вдоль фюзеляжа, что практически не увеличивает площадь миделевого сечения, а соответственно и аэродинамическое сопротивление значительно меньше, чем у самолётов ДРЛО со вращающимся обтекателем типа E-3C. РЛС FSR-890, по меркам технологий 1991 года, имела отличные ТТХ, позволяя обнаружить цель типа «F-16» на удалении до 300 км. Шведские ВВС ориентируются на концепцию базирования самолётов BAS 90, в соответствии с которой самолёты могут быть оперативно размещены на неподготовленных ВПП и площадках в самых различных и малоизвестных местах государства, что в условиях боевых действий с применением СКР может на длительное время сохранять дееспособной большую часть авиапарка ВВС. Изначально концепция BAS 90 подгонялась под тактику использования многоцелевых истребителей «Грипен», но некоторые её детали перекочевали и к разведывательной авиации, в частности, к самолётам ДРЛО, из-за чего все комплексы радиолокационного дозора воздушного базирования строятся на базе компактных самолётов-носителей типа SA.227AC «Metro III», EMB-145 или S-100B «Argus».
Последняя же разработка шведской «Saab» — самолёт наблюдения/ДРЛО, разрабатывающийся на базе канадского административного самолёта большой дальности Bombardier Global Express 6000. Машина создаётся по заказу ВВС ОАЭ, оформленному ещё в конце 2015-го года. Новый «стратосферный наблюдатель», несмотря на умеренные для самолётов РЛДН размеры, получит массу технологических наворотов и «преимуществ».
Во-первых, самолёт будет обладать громадным радиусом действия, в 5—6 тыс. км, максимальная скорость при этом составит 900 км/ч. Это позволит очень быстро добираться до ТВД и оперативно начинать дежурство. На удалении 4000 км от места взлёта этот самолёт сможет осуществлять дежурство на протяжении 8 часов на скорости 500 км/ч, что примерно в 2 раза выше, чем у E-3C; и всё это без дозаправки. Естественно, машина может быть оборудована заправочным узлом, что ещё увеличит дальность и время полёта.
Во-вторых, «GlobalEye AEW&C» (MSA, multirole surveillance aircraft, название концепции «Saab») способен вести дежурство на высоте до 15,5 км, что уже является важным достоинством среди самолётов данного типа, так как значительно увеличивается радиогоризонт как по воздушным, так и по радиоизлучающим наземным целям. Это позволяет держаться на более значительном от ТВД расстоянии.
В-третьих, новая многорежимная РЛС «Erieye ER» c АФАР имеет в 2 раза большую мощность излучения каждого ППМ антенной решётки, а также повышенную чувствительность их приёмного канала, что примерно на 80% увеличило дальность обнаружения типовых воздушных целей типа «истребитель» (около 780 км). Данная РЛС является усовершенствованной версией FSR-890 «Ericsson Erieye» и работает на частоте около 3,2 ГГц дециметрового S-диапазона, что говорит о технической возможности реализации режима целеуказания для ЗУР и ракет класса «воздух-воздух» с активными радиолокационными ГСН, запущенными с других воздушных, либо морских/наземных носителей. Стоит отметить, что «Erieye ER», благодаря S-диапазону, обладает лучшей точностью при определении координат цели в сравнении с такими неподвижными РЛК, как MESA (установлен на турецких самолётах ДРЛО Boeing 737AEW&C «Peace Eagle»). Разработанная в «Northrop Grumman» MESA функционирует в L-диапазоне на более низкой частоте (примерно 1,5 ГГц) с длинной волны 15-30 см, что сказывается на точности.
Есть у эриксоновского «Erieye ER» и недостаток: в передней полусфере (ППС) и задней полусфере (ЗПС) присутствуют 2 «слепые зоны» с пространственным углом 60 градусов, они не охватываются телесным углом антенных решёток. Но учитывая почти в 1,8 раза большую дальность обнаружения, этот недостаток может легко компенсироваться периодической плавной сменой курсового направления в пределах +/- 30 градусов. Но способен ли этот передовой самолёт ДРЛОи У привести к снижению интереса заказчиков к малозаметным истребителям и ВТО лишь благодаря высокой дальности обнаружения?
Представьте гипотетический театр военных действий, на котором применяется новый самолёт ДРЛО от «Saab» с радаром «Erieye ER», сверхманевренные многоцелевые тактические истребители Су-30СМ (как представители поколения 4++) и малозаметные Т-50 ПАК ФА. «Тридцатые», обвешанные различным ракетным высокоточным вооружением на внешних точках подвески, будут иметь ЭПР до 7-10 м2, а поэтому будут обнаруживаться «Erieye ER» на максимальных дальностях свыше 750 км. В этом случае комплекс РЭБ «Хибины» хоть и создаст серьёзнейшие проблемы с обнаружением для самолёта ДРЛО, основная задача, — скрытие факта своего присутствия в воздушном пространстве ТВД, выполнена не будет, потому-что будет запеленгован участок пространства, на котором находится источник постановки радиоэлектронных помех. Наземные, либо морские средства ПВО/ПРО будут незамедлительно оповещены ракетоопасном направлении. В итоге, могут успеть заранее развернуть многофункциональные РЛС ЗРК в этом направлении, что снизит время реакции и увеличит шансы на более успешное отражение удара.
Применение Т-50 ПАК-ФА будет проходить совершенно по иной тактике. Перспективный авиационный комплекс 5-го поколения, вне зависимости от номенклатуры вооружения во внутренних отсеках, имеет ЭПР в пределах 0,2 м2 (по официальным данным). Самолёт абсолютно не нуждается в применении комплекса РЭП до обнаружения радиолокационными средствами противника. РЛС «Erieye ER» сможет обнаружить Т-50 на дальности не более 200 — 250 км. Согласитесь, что 3-кратная разница в дальности обнаружения между машинами 4-го и 5-го поколений — огромное тактическое преимущество для последних. С дистанции 245 км ПАК-ФА может осуществлять запуск 4-маховой противорадиолокационных ракет Х-58УШКЭ, а с 285 км — тактических крылатых ракет большой дальности типа Х-59МК2, которые также имеют ярко выраженную стелс-конструкцию (квадратное сечение корпуса и обтекателя, применение композитов). Т-50 сможет с минимальных дистанций, незаметно для ДРЛО противника, осуществить запуск ВТО, о приближении которого станет известно лишь тогда, когда ракеты приблизятся на расстояние 100 — 150 км. При массированном использовании последних, противник не получит шансов на успешное отражение ракетного удара, поскольку подлётное время составит считанные минуты. С использованием авиации 4-гопоколения, это время может составить десятки минут.
Именно по этой причине все вышеупомянутые заявления «Saab» о бесперспективности малозаметной авиации — не более, чем непродуманный пиар-ход для рекламы нового самолёта ДРЛО, также известного как GlobalEye AEW&C.
Информация