ВМФ России XXI века: перспективные корабли и вооружения

34
Конец 2015 - начало 2016 года ознаменовались небывалым количеством анонсов перспективных морских вооружений от представителей оборонно-промышленного комплекса и флотоводцев РФ. FlotProm собрал в одном материале все, что известно о планируемом облике российского Военно-морского флота образца XXI века.

Подводные лодки


Наиболее близким к реализации представляется проект неатомной подводной лодки с анаэробной силовой установкой, позволяющей существенно увеличить время пребывания корабля под водой. Разработкой воздухонезависимого двигателя в России занимается конструкторское бюро "Рубин", которое уже отчиталось об успешном проведении испытаний установки на береговом стенде. Морские испытания намечены на 2016 год, а проведение опытно-конструкторских работ по строительству подлодки, способной до 3 недель не подниматься к поверхности, на 2017 год. Общее количество перспективных подводных кораблей проекта "Калина" будет определено еще не принятой госпрограммой вооружений до 2025 года.

ВМФ России XXI века: перспективные корабли и вооружения

Спуск на воду дизель-электрической подводной лодки
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин


В атомном подводном кораблестроении в обозримой перспективе изменений ждать не приходится. До 2020 года северодвинская верфь "Севмаш" продолжит строительство многоцелевых АПЛ проекта "Ясень-М" и стратегических ракетоносцев "Борей-А". На фоне этого ВМФ только приступил к формированию тактико-технического задания на атомоход пятого поколения, который получит шифр "Хаски". О новой подлодке известно немного: она будет многоцелевой и получит гиперзвуковые противокорабельные ракеты. Кроме того, пятое поколение российских АПЛ может быть пополнено противолодочной субмариной-охотником. Согласно открытой документации на перевооружение производственных мощностей, строить подводные корабли пятого поколения планируется - как и современные атомоходы - на "Севмаше".


Севмаш, стапельный цех
Севмаш


Подлодки будущего планируется проектировать с учетом активного использования композитных материалов, способных снизить вибрации и шумовую заметность корабля. Речи об изготовлении композитных корпусов пока не идет - замена металла будет произведена при изготовлении наружных покрытий, рулей, стабилизаторов, винтов и других внешних элементов.

При разговоре о перспективах подводного флота немало внимания уделяется и снижению численности экипажа. На современных кораблях на борту находится порядка ста человек - в перспективе их количество предполагается снизить до 30-40 за счет внедрения средств автоматизации управления.


Спуск на воду ПЛ "Краснодар"
FlotProm


Отдельно стоящим представителем подводных сил ВМФ будущего является океанская многоцелевая система "Статус-6", информация о которой стала общеизвестна после президентского совещания в ноябре 2015 года. Ударной силой этой системы выступает самоходный подводный аппарат с дальностью в 10 тысяч километров и глубиной хода в километр, предназначенный для поражения береговой инфраструктуры противника. Им должны быть вооружены атомные подводные лодки проектов 09852 "Белгород" и 09851 "Хабаровск", первая из которых перестраивается в субмарину спецназначения из носителя крылатых ракет, а вторая строится с нуля. Оба корабля находятся на стапелях северодвинского "Севмаша".

Надводные корабли

Перспективы надводного флота России, по заявлениям осведомленных флотских чиновников, видятся менее амбициозными и направлены прежде всего на вывод ВМФ РФ в океанскую зону. Локомотивом этого процесса должны стать новые эсминцы проекта 23560 "Лидер", строительство серии которых будет включено в госпрограмму вооружений 2018-2025. В открытой печати публиковались только характеристики предэскизной модели корабля, разработанной Северным ПКБ. Предполагалось, что он станет носителем более 200 ракет различного назначения и получит корпус с водоизмещением в 18 тысяч тонн, что более чем в два раза превышает аналогичную характеристику советских эсминцев проекта 956 "Сарыч". Силовая установка корабля будет атомной.


Модель одного из вариантов проекта эсминца "Лидер"
militaryrussia.ru


Атомное сердца "Лидера" планируется унифицировать с силовой установкой другой перспективной российской разработки - авианосца "Шторм". При его строительстве планируется совместить две школы создания кораблей подобного класса - отечественную и западную. К примеру, подъем в воздух авиакрыла будет обеспечиваться как взлетной полосой с трамплинами, так и электромагнитной катапультой. Это позволит сохранить баланс между необходимостью обеспечить взлетную скорость тяжелым самолетам, таким как борты ДРЛОиУ (дальнего радиолокационного обнаружений и управления), и темпом покидания палубы авиакрылом. Поместить на борт авианосца планируется не менее 80 самолетов и вертолетов. Закладку нового корабля предполагается осуществить не ранее 2025 года на "Севмаше" - единственном российском предприятии, способном строить морскую технику длиной около 300 метров.


Проект авианосца 23000 "Шторм"
Российская газета


Третьим кораблем будущего в ВМФ России должен стать вертолетоносец отечественного производства, даже начало проектирования которого повлекло за собой волну рассуждений о скорой замене санкционных "Мистралей". На прошедших летом 2015 года военных выставках специалисты Невского ПКБ показали свой макет корабля подобного класса "Прибой", а на соседнем стенде ученые Крыловского центра продемонстрировали всем желающим макет вертолетоносца "Лавина". Тем не менее, в ВМФ дали однозначный ответ - раньше 2017 года задача по его строительству верфям ставится не будет.


Экспортная версия универсального десантного корабля "Прибой"
Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Северин

Отдельного внимания в контексте надводного кораблестроения заслуживает заявление главы "Объединенной судостроительной корпорации" Алексея Рахманова о внедрении при проектировании новых образцов морской техники системы электродвижения. Сейчас она используется преимущественно на судах вспомогательного флота и ледоколах, однако в перспективе должна быть введена на всех боевых кораблях. Ее принцип базируется на вращении гребного винта электродвигателями, энергию для которых будет вырабатывать главная силовая установка. Это допускает более свободную компоновку корабля в плане расположения последней и существенно повышает маневренность корабля.
Вооружения

Как ни странно, в контексте морских вооружений наиболее близок к реализации проект не наступательного, но оборонительного оружия. Речь идет об антиторпедах для подводных лодок, которые позволят российским субмаринам получить преимущество в дуэльных ситуациях. Сегодня система "Пакет-НК" создана только в варианте для надводных кораблей, однако гендиректор "Адмиралтейских верфей" анонсировал появление антиторпед и на строящихся предприятием дизель-электрических подлодках.


Пуск торпеды МПТ-П комплекса "Пакет"
Центральный Военно-Морской Портал, Георгий Томин


Следующим пунктом обновления арсенала ВМФ должна стать модернизированная версия баллистической ракеты "Булава", над которой работают специалисты Морского института теплотехники. Необходимость обновления основного оружия подводных стратегов обусловлена тем, что "появляются принципиально новые проектные и конструкторские решения, смысл которых - повысить эффективность применения оружия". Помимо прочего, планируется, что новая "Булава" станет менее дорогой.

Развитие ожидает и комплекс крылатых ракет "Калибр", возможности которых были продемонстрированы миру во время российской операции в Сирии. Согласно последним заявлениям командования ВМФ, они будут установлены на многоцелевые атомные подлодки проекта 971.


Залп "Калибром"

Другие перспективные крылатые ракеты, получившие название "Циркон", будут не столь многофункциональны, как "Калибры". Этот комплекс должен прийти на смену советским ракетам "Гранит" и будет предназначен исключительно для противокорабельных целей. Основное преимущество "Циркона" будет состоять в возможности полета на гиперзвуковой скорости в 5-6 Мах (число Маха обозначает скорость звука - ред.). Ими будут вооружены перспективные АПЛ 5-го поколения "Хаски", эсминцы "Лидер" и модернизируемые атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан". Испытания "Циркона" в России уже начались, однако сроки постановки ракет на вооружение пока не назывались.

Одним из самых свежих и интригующих заявлений стало упоминание заместителем главкома ВМФ Виктором Бурсуком технологий, с помощью которых в будущем подлодки смогут наносить удары по космическим объектам. Никаких подробностей вице-адмирал журналистам разглашать не стал, однако подчеркнул, что они явятся одним из приоритетных направлений развития морских вооружений.
34 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    27 марта 2016 06:44
    Другие перспективные крылатые ракеты, получившие название "Циркон", будут не столь многофункциональны, как "Калибры"
    мне кажется автор не понимает, что в семейство Калибр входят разные типы ракет, каждая имеет свою узкую специализацию
    Следующим пунктом обновления арсенала ВМФ должна стать модернизированная версия баллистической ракеты "Булава", над которой работают специалисты Морского института теплотехники
    немного поправлю автора - Булава разработана в Московском институте теплотехники.
    1. +3
      27 марта 2016 18:37
      А лодка "Краснодар" очевидно старый проект-я так подумал оттого,что винт не скрыт.
      1. 0
        30 марта 2016 10:34
        Хороший вопрос
      2. -1
        30 марта 2016 10:34
        Хороший вопрос
  2. 0
    27 марта 2016 06:57
    Хорошие перспективы. Ждемс.
    1. +7
      27 марта 2016 07:54
      У моря погоды? "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Пока это только слова и проекты, которые при нашей власти могут никогда не оказаться действительностью. Об этом косвенно свидетельствуют манипуляции с цифрами в количестве сданных флоту кораблей...
    2. +1
      27 марта 2016 10:46
      Работать надо, ждать до смерти будешь.
  3. +1
    27 марта 2016 07:08
    Статья для жёлтой прессы: ... слухи, сплетни, интриги...
  4. +7
    27 марта 2016 07:32
    Если с лодками понятно,то корабли видимо лет на 5 от указаного срока будут приходить,уж слишком долго их сейчас строят даже пр.11356 и тот на 2 года задержали(про вторую тройку вообще молчу),турбины с Николаева нужно было быстрее забирать,а не ждать пока эти недоумки приостановят поставки.
    1. -6
      27 марта 2016 10:47
      пр. 11356 устарел на стапеле.
    2. +1
      30 марта 2016 10:36
      Да не забирать а свои давно надо было делать, кооперация со всяким сбродом это бомба замедленного действия, эти саложеры еще и слили все амерам
    3. 0
      30 марта 2016 10:36
      Да не забирать а свои давно надо было делать, кооперация со всяким сбродом это бомба замедленного действия, эти саложеры еще и слили все амерам
  5. +3
    27 марта 2016 07:33
    Время внесет сои коррективы на эти планы. Хотелось, чтобы в лучшую сторону, но всё будет упираться в финансы.
    1. +2
      27 марта 2016 10:58
      У нас кадров не хватает. Ты умеешь корабли строить?
  6. +5
    27 марта 2016 07:55
    Цитата: МорякЧФ
    турбины с Николаева нужно было быстрее забирать,а не ждать пока эти недоумки приостановят поставки.

    К сожалению, так. Траханая интеграция привела нас к потерям, порой мало совместимым с жизнью отдельных отраслей работающих на ВПК. Николаев, Харьков это лишь капля в луже слез.
  7. +8
    27 марта 2016 08:08
    Статья обзорная, так сказать "на сегодняшний день". Компиляция того, о чем говорилось в прессе.
    А в названии стоит слово "перспективные"...
    Не сказано о НАПЛ "Калина", развитии не Г/А средств обнаружения подводных лодок, торпедном оружии, подводных морских комплексах МБР...подводных флаерах и т.п.
    Но статья "легенькая", не особо загружающая сознание и напрягающая память, одним словом -- "воскресная". Поставил "+".
  8. -5
    27 марта 2016 08:49
    Не совсем понятно назначение эсминца в современных условиях. Большая и дорогая цель? Ударные функции и противолодочные, как мне кажется, проще переложить на ПЛ. А с функцией ПВО справиться и корвет или фрегат, если его под это дело заточить. но это имхо дилетанта :-)
    1. 0
      27 марта 2016 09:24
      Можно хоть до "посинения" умничать на "просторах" интернета" занимаясь сочинение мало конструктивных комментов к предложенным стиатьям по теме... Само собой - будут и "бумаги", и "овраги" тоже...,однако(моё мнение) - главное уже происходит: меняеться "тренд", мы возвращаемся в Океан в новом качестве.
      1. +3
        27 марта 2016 10:22
        На подводных лодках мы конечно возвращаемся в океан, а всего остального ещё лет 15 - 20 ждать.
        1. 0
          27 марта 2016 10:56
          На ПЛ в океане без авиационного прикрытия ещё опыт Второй мировой войны показал, что свои задачи на подлодке ты скорее всего провалишь, даже на атомной.
      2. -2
        27 марта 2016 10:53
        Пока не заложен ни один океанский корабль, без авианосца 100 тыс. тонн водоизмещения с АЭУ и катапультами в океане делать нечего. Только закрытые моря.
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      27 марта 2016 09:28
      Цитата: tchoni
      Большая и дорогая цель?

      ... с большей, чем у корветов и фрегатов автономностью.
      1. 0
        27 марта 2016 14:35
        Автономность это отдельная тема. Можно и небольшой корабль сделать довольно автономным, Так крейсера типа "москва" эсминцы 956 проекта имеют автономность в 30 суток. Петр великий - в 60. АПЛ в полгода. Арли берк около 30 суток. Что не мешает амерам пользовать их по всему миру.
        Хотя, возможно, в ваших словах и есть доля истины. Однако, определяющим моментом автономности, как мне кажется, выступает ЯЭУ.
        1. +1
          30 марта 2016 10:39
          ЯЭУ сыт не будешь
        2. 0
          30 марта 2016 10:39
          ЯЭУ сыт не будешь
    4. +6
      27 марта 2016 19:33
      Для ПВО нормального нужен нормальный радар, для нормального радара нужны мощная энергетика и объемы для размещения радара, дальних ракет и пр., и тд, и тп.
      Дальше, вложив кучу денег в оборудование, не иметь радиус действия от 6000 миль - странно.
      А в результате получается эсминец от 9000-12000 т.
      Причем у всех без исключения.
      1. 0
        28 марта 2016 06:46
        для нормального размещения ЗРК типа "форт" фрегата водоизмещением в 4000 - 5000 тонн заглаза, если не перегружать его другим видами вооружений. Организовать нормальное РЛ поле с ранним обнаружением низковысотных РЛ целей без самолета(вертолета) ДЛРО не получится (мешает горизонт. Именно поэтому один из вариантов "Лиьера" имеет радарные установки уставленные одна над другой, что эйфелева башнЯ). Так что, скажем, сняв с фрегата ударное вооружение (вместе с системами наведения и целеуазания), бесполезную (по сути) АУ (если на берегу есть пушки, то посылать в зону их действия и для их прдавлеия корабль стоимостью в 10-15 милиардов невыгодно, а в случае отсутствич пушек на берегу - незачем). Сократив функции ГАС до противоторпедной самообороны и поменяв вертолет с ударного на ДЛРО, вполне можно обеспечить создание довольно мощного и автономного фрегата ПВО
    5. 0
      27 марта 2016 20:16
      А стоимость ПЛ сопоставима с эсминцами ?
      1. +1
        28 марта 2016 07:00
        Лодка проекта "Борей" стоит около 800 млн.$ Схожий по водоизмещению с "Лидером" американский проект атомного крейсера УРО начала восьмидесятых оценивался в 1.4-1.7 ярда $. Схожий по водоизмещению и нескромный по амбициям "Зимволт" (то же атомный) мало мало по цене до авианосца типа "нимец" не дотягивает 8 ярдов против 10. Фрегат неатомный современный стоит от11 до 15 ярдов, но рублей, что по современному курсу что то около 180 до 250 млн$
      2. +1
        30 марта 2016 10:37
        В нашей стране это некорректный вопрос. По факту АПЛ есть разные и стоят по 2 млрд долларов а можно и дешевле а исминцы дешевле должны быть априори.
      3. 0
        30 марта 2016 10:37
        В нашей стране это некорректный вопрос. По факту АПЛ есть разные и стоят по 2 млрд долларов а можно и дешевле а исминцы дешевле должны быть априори.
  9. 0
    27 марта 2016 10:45
    Фрегаты я могу понять, подлодки тоже, а вот какие задачи будут у атомной коробочки весом 16т тонн? И авианосца в 100т тонн вдогонку. Из последних разбомбленных стран начиная с Югославии, хоть одна была побеждена только палубными самолетами, да фик с ним, когда хотя бы 50% целей было уничтожено палубной авиацией? Не прощее понастроить Бореев и Ясеней, плюс средства прикрывающие их развертывание? Или в планах у России появилось желание побомбить Соломоновы острова?
  10. Комментарий был удален.
  11. +1
    27 марта 2016 17:08
    На современных кораблях на борту находится порядка ста человек - в перспективе их количество предполагается снизить до 30-40 за счет внедрения средств автоматизации управления


    Вопрос численности экипажа обсуждался ещё четверть века назад, после гибели Плавника. Разговор был о том, что водоизмещение кораблей выросло на порядок и больше, автоматизация высокая, а численность экипажей, как на лодках ВОВ.
    И как быть (тьфу, тьфу) в аварийной ситуации? Корабль большой, людей мало. При пожаре Факел в автомате будет бороться? Так после Нерпы никто на это не пойдёт.
    А с водой тоже автоматика будет бороться? Задачи ПАЗ как начнут бороться, так все аварии и победят :о)
    В аппаратной выгородке, починять реактор, терминатор-2 как раз будет, шварц не справится.
    1. +1
      27 марта 2016 17:21
      На Нерпе систему пожаротушения включил один из членов экипажа.
  12. +4
    27 марта 2016 21:28
    Все последние статьи и эта не исключение, содержат материал о проектах "глобальных" кораблей. Между тем, большую часть корабельного состава представляют корабли малого и среднего водоизмещения, которые являются незаменимыми "пахарями" моря. О них ничего не сообщается.Что и как с развитием тральных сил, кораблей ОВРа, ближней операционной зоны, плавучего тыла? Развитие корабельного оружия, о них вообще почти ничего, зачем было в заголовок ставить? И вообще, для каких целей в структуре наших ВС видится наш флот? С чего, собственно говоря, и надо начинать. Статье однозначно "неуд"
  13. -1
    28 марта 2016 07:49
    А "Рубин" опять уже отчитался, что все в шоколаде! В который-то раз?! Лучше сделали, испытали, освоили, а потом докладывали. Фантазер у них Генеральный!!!
  14. 0
    28 марта 2016 09:40
    подлодки смогут наносить удары по космическим объектам
    Вот это действительно прорыв! Подводные лодки ВМФ выполняющие задачи ВКС, круто однако. Эсминцы с Орланами тоже отлично, давно пора!
    Вопрос по авианосцам - господа стратеги, наверное, планируют ввод военно морских баз РФ по всему миру и посчитали стоимость которую собираются вытащить из кармана налогоплательщика... Допускаю, что я не в достаточной степени оптимист, или тупо не владею информацией об изменении акцентов в военном планировании... круто, только со знаком минус!
    1. +1
      30 марта 2016 10:40
      А при чем тут базы, и давно ли авианосцам с ЯЭУ нужны базы везде,, автономность есть у них все таки
    2. 0
      30 марта 2016 10:40
      А при чем тут базы, и давно ли авианосцам с ЯЭУ нужны базы везде,, автономность есть у них все таки
  15. 0
    28 марта 2016 15:36
    Модели, модели, модели - стопятьдесятмиллионов разных сказочных моделей...
  16. 0
    26 апреля 2021 22:30
    Хороший материал, мало раскрыт вопрос применяемых энергетических установок и пропульсивных комплексов. Сейчас в РФ большая проблема с развитием судового двигателястроения. Недавно нашел хороший материал про звездообразные судовые дизеля, все очень доходчиво объясняют, кому интересно посмотрите https://www.youtube.com/channel/UCnphoza8PGRWgIO4qPgUTwQХороший материал, мало раскрыт вопрос применяемых энергетических установок и пропульсивных комплексов. Сейчас в РФ большая проблема с развитием судового двигателестроения. Недавно нашел хороший материал про звездообразные судовые дизеля, все очень доходчиво объясняют, кому интересно посмотрите
    https://www.youtube.com/channel/UCnphoza8PGRWgIO4qPgUTwQ