Письма с фронта
Подъем из озера Ил-2. Летчик младший лейтенант В.И. Скопинцев, стрелок-радист краснофлотец В.Н. Гуменной
В последнее время поисковики часто обнаруживают отечественные самолеты и танки, которые были повреждены во время боев и долгие годы покоились на дне озер или в болотах. По идентификации двигателей, личных вещей летчиков и танкистов удается установить, кто же воевал на этой технике и погиб.
Отечественные штурмовики Ил-2 во время Великой Отечественной войны понесли значительные потери по сравнению с другими самолетами. Объясняется это тем, что по тактике применения им приходилось атаковать фашистов на малых высотах. По этим самолетам фашисты стреляли даже из пистолетов, а в двигательных отсеках отдельных машин техники находили иногда фуражки фашистских офицеров, которые засасывались при крутых пикированиях. За период 1941-1945 годов было выпущено 34943 этих прекрасных самолетов, сформировано более 350 полков, потери составили 23600 машин.
По статистике считалось, что одна безвозвратная потеря штурмовика Ил-2 приходилась на 35 самолетов-вылетов. Потери летчиков этих легендарных машин за период Великой Отечественной войны превысили 7500 человек. Ил-2 был не только «летающим танком», но и «betonbamber», как окрестили его фашисты за высокую живучесть.
Поисковики, обнаруживая боевые машины времен Великой Отечественной войны, стараются не только поднять их, но и после идентификации через ведомства Минобороны РФ направить родственникам письма и личные вещи членов экипажа. Среди населения России эти вести уже получили свое название «Письма с фронта». Часто получают их очень дальние родственники членов экипажей боевых машин, время берет свое – близкие родственники тоже уходят из жизни. Но это всегда является знаковым событием для друзей и близких, такие письма хранят, показывают знакомым, ими гордятся.
Младший лейтенант В.И. Скопинцев и стрелок-радист краснофлотец В.Н. Гуменной
А теперь представим себе, что такое письмо в настоящее время пришло бы в дом одного из жителей Украины. Совсем недавно я опубликовал в «ВО» очерк «Цена предательства или некомпетентности», в котором постарался вскрыть причины произошедшей трагедии в этой бывшей нашей республике. В подчинении ГУ Минрадиопрома СССР, которым я руководил, на Украине находилось более 10 предприятий. На них трудилось 95 тысяч специалистов. В настоящее время эти предприятия прекратили свое существование. По имеющимся сведениям, оборонные предприятия других 8 оборонных министерств на Украине практически свернули свою работу. Не представляли себе Горбачев и Алкаш «Всея Руси», что они разрушали не только страну, но и превратили население Украины «как минимум, 95% ее жителей в бытовых идиотов» («ВО» от 24.04.2016 «Про самую лучшую в мире страну, занимательную механику и хвост минтая» и врагов России.
Как же Ил-2 младшего лейтенанта В.И. Скопинцева оказался на дне озера Кривое? Двум эскадрильям 46 авиаполка Северного флота 25 ноября 1943 года с сопровождением истребителей была поставлена задача: «атаковать финский аэродром Луостари, где размещались авиационные подразделения 5-го Воздушного флота Люфтваффе (эскадра «Айсмеер»), которые вели бои в небе над Мурманском».
Вид аэродрома Луостари 1943 года
В результате выполнения задания были уничтожены более 10 фашистских самолетов, 6 зенитных точек, 13 истребителей. Но Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом, получил повреждение. До аэродрома Ваенги В.И. Скопинцев дотянуть не смог и посадил поврежденный штурмовик на лед озера Кривое. Вытащив раненого стрелка-радиста, младший лейтенант более 3-х километров нес его на плечах к своим. После госпиталя они воевали вместе до конца войны.
Поисковики в 2012 году обнаружили в озере Кривом Ил-2. Когда идентифицировали номера на этой машине, установили членов экипажа. К моменту подъема Ил-2 с семнадцатиметровой глубины в Мурманскую область пригласили Елену Викторовну Скопинцеву – дочь летчика В.И. Скопинцева. И вот самолет показался из воды. Е.В. Скопинцева закрыла глаза платком и мысленно представила, что ее отец поднимается из кабины пилота. С каждым днем ряды ветеранов сокращаются. И нам остается только вспоминать ушедших, а также гордиться их подвигами во время Великой Отечественной войны.
По роду своей деятельности мне пришлось участвовать в создании аэродромов в нашей стране и в странах Варшавского договора. В настоящее время в России имеется более тысячи аэродромов с посадочными площадками. В частности, в Мурманской области: Рогачево, Мурманск, Кировск-Апатиты, Мончегорск, Оленья, Североморск-1, Североморск-2, Североморск-3, Каневка, Краснощелье, Ловозеро, Сосновка, Тетрино, Умба, Чаваньга, Чапома, Алакуртти, Африканда, Губа Грязная, Качаловка, Килпьявр, Кировск, Кошка-Явр, Луостари (здесь начинал свою службу космонавт Ю.А. Гагарин, и этот аэродром отошел к СССР в 1945 году), Талый ручей, Умбозеро, Хариусный, Арктика (пос. Роста), Арктика (пос. Молочный), Белое море, Ваенги, Западная Лица, Кильдин, Тайбола, Ковдор, Поной, Пумманки (Защищал соединения наших торпедных катеров. Я об этом в «ВО» публиковал очерк «Первая атака»), Сальмиярви, Териберка, Ура-Губа, Шонгуй. В США более 15 тысяч аэродромов, в Бразилии более 4-х тысяч, в КНР к 2030 году численность аэродромов превысит 2 тысячи.
Переживая вместе с Е.В. Скопинцевой момент подъема Ил-2 из озера Кривое и разделяя ее чувства, я вспомнил, как меня встречала моя дочь после полетов в начале 60-х годов. В НИИ-33 была своя летная эскадрилья. Мне зимой 1964 года в качестве второго пилота ЛИ-2 приходилось отрабатывать систему автоматической посадки. Домой я возвращался в летном меховом костюме и в унтах. Дочь их называла сапоги-собаки и всегда обнимала их. Трогательно это сейчас вспоминать.
Информация