14 июля 1896 года на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль

10
Ровно 120 лет назад, 14 июля 1896 года, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый серийный российский автомобиль. Первый автомобиль отечественного производства с двигателем внутреннего сгорания был готов и прошел серию испытаний в мае 1896 года. В июле на выставке в Нижнем Новгороде он совершал демонстрационные поездки. Это был автомобиль Фрезе и Яковлева.

На волне стремительного индустриального подъема, который наблюдался в Российской империи со второй половины XIX века, появление отечественного автомобилестроении выглядит вполне органичным явлением. Пионерами данной отрасли в нашей стране стали отставной лейтенант императорского флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе, которые и сконструировали представленный в июле 1896 года широкой публике автомобиль. Именно они дали старт серийному производству автомобилей в России. Петербургская фабрика Фрезе стала первопроходцем в области серийного выпуска легковых и грузовых автомобилей. Только с 1901 по 1904 годы здесь было собрано более 100 автомобилей, в том числе оснащенных электроприводом. Также здесь прошли испытания троллейбуса и автопоезда с электротрансмиссией.

Создатели первого российского автомобиля

Петр Александрович Фрезе родился в Санкт-Петербурге в 1844 году. В родном городе он окончил горный институт, после чего оказался на известной экипажной фабрике К. Неллиса. Он практически сразу сумел проявить себя с лучшей стороны, достаточно быстро завоевав полное доверие хозяина предприятия. Дела данной компании в те годы шли в гору, и Неллис сделал талантливого молодого инженера своим компаньоном. При этом в 1873 году Петр Фрезе создал свою собственную каретную мастерскую, которая в 1876 году объединилась с фабрикой Неллиса, образовав новую компанию «Неллис и Фрезе». Еще через пять лет он становится единоличным собственником компании, которая была переименована в «Экипажную фабрику Фрезе и К°».

14 июля 1896 года на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль


Стоит отметить, что в те годы продукция российских экипажных заводов достаточно высоко ценилась во всем мире, о чем наглядно свидетельствует тот факт, что они получали достаточно много наград на международных выставках. Особым знаком качества может служить и то, что в начале XX века российскими кузовами оснащались автомобили легендарной сегодня немецкой автомобильной марки «Мерседес».

Евгений Александрович Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. До 1867 года обучался в Николаевском кавалерийском училище, а с 1867 года в Николаевских морских юнкерских классах. В 1875 году после окончания обучения был переведен во флот юнкером. Вершиной его флотской карьеры стало звание лейтенанта, которое он получил 1 января 1883 года. В том же году он был уволен в бессрочный отпуск, а годом позднее полностью ушел со службы «по домашним обстоятельствам». Покинув флотскую службу, Яковлев начал активно заниматься разработкой двигателей, приобретая патенты на их изготовление. Созданный им двигатель на жидком топливе даже заслужил одобрение со стороны знаменитого российского ученого Дмитрия Менделеева. Проекты Яковлева оказались достаточно прибыльными, со временем у него появились постоянные заказчики, поэтому в 1891 году он открыл Первый русский завод газовых и керосиновых двигателей.

Судьба своей невидимой рукой свела этих людей друг с другом, объединяющим элементом стала их любовь к автомобильной технике. Их личное знакомство произошло на выставке в Чикаго, оно предопределило дальнейшую судьбу их совместного детища. Стоит отметить, что двигатели конструкции Яковлева в те годы имели большое количество передовых конструктивных решений (съемную головку цилиндров, электрическое зажигание, смазку под давлением и т.д.). В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго они были отмечены премией. На этой же выставке был также впервые представлен один из первых в мире автомобилей серийного производства — немецкий «Бенц» модели «Вело». Данная машина привлекла к себе внимание Евгения Яковлева, а также Петра Фрезе. Именно тогда они решили создать подобный автомобиль, но уже в России.

Дебют автомобиля

Дебют первого российского автомобиля и его первый публичный показ пришлись на июль 1896 года. Автомобиль был продемонстрирован на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проводилась в нижегородском районе Кунавино. В дореволюционную эпоху это была самая крупная в стране выставочная площадка, на которой демонстрировались лучшие отечественные достижения в области промышленности. Финансирование выставки занимался лично император. Среди множества замечательных и интересных экспонатов на выставке не затерялась и совместная разработка Фрезе и Яковлева.



Лично осматривая представленные на выставке новинки, российский император Николай II побывал в отделе экипажного дела, где и был расположен русский «бензиномотор», названный так местной газетой «Нижегородский листок». И хотя особой реакции со стороны представителя монаршего дома на автомобиль не последовало, он лично осмотрел автомобиль в действии, а авторы первого серийного автомобиля всячески продолжали рекламировать свое совместное детище в дальнейшем.

Описание автомобиля Фрезе-Яковлева

Внешне представленный на выставке в Нижнем Новгороде автомобиль, как и многие иностранные аналоги того периода, достаточно сильно походил на легкий конный экипаж. В его чертах можно было при желании рассмотреть пролетку. Прообразом автомобиля стал немецкий «Бенц Вело», который и вдохновил создателей. Вес разработанной ими модели составляла приблизительно 300 кг.

Сердцем автомобиля был одноцилиндровый четырехтактный двигатель, который был расположен в задней части кузова и развивал мощность до 2 л.с. Такой небольшой мотор позволял автомобилю развивать скорость до 20 км/ч. Специально для охлаждения двигателя на автомобиле была реализована испарительная система, в которой использовалась вода, а роль теплообменников выполняли латунные баки, размещенные вдоль бортов в задней части корпуса. В совокупности данные баки вмещали до 30 литров жидкости. Во время движения вода периодически закипала, а пар, направляясь в конденсатор, возвращался назад в жидкое состояние.



В автомобиле использовалось электрическое зажигание, которое было выполнено в виде батареи и индукционной катушки. За приготовление топливной смеси отвечал простейший испарительный карбюратор. Который представлял собой емкость, заполненную бензином, во время работы двигателя бензин нагревался отработавшими газами и испарялся, соединяясь с воздухом. При помощи специального смесителя можно было легко изменить состав смеси. Но ее количественной регулировки предусмотрено не было.

Коробка передач автомобиля была аналогична той, что использовалась на автомобиле Бенца, но кожаные ремни на русском автомобиле были заменены на более надежные, выполненные из многослойной прорезиненной ткани. Ременная трансмиссия обеспечивала две передачи: вперед и холостого хода. Управление процессом переключения передач осуществлялось при помощи рычажков, находящихся сбоку от руля. На автомобиле было два тормоза. Основной из них был ножным и действовал непосредственно на ведущий вал коробки передач. Второй тормоз был ручным, он прижимал резиновые бруски к цельным шинам задних колес автомобиля.

Дополнял простую конструкцию автомобиля двухместный деревянный кузов типа фаэтон, обладавший складным кожаным верхом. Кузов автомобиля был сочленен с рессорной подвеской, которая работала по принципу фрикционного гашения колебаний. Рессоры состояли из достаточно большого числа листов, которые, взаимодействуя между собой, гасили резкие колебания и толчки во время движения автомобиля. Использование данной конструкции не требовало установки амортизаторов, но заставляло поворачиваться рессоры в такт с колесами, вращение которых обеспечивали специальные металлические втулки. Колеса автомобиля были достаточно громоздкими (передние колеса меньше задних) и, как и их спицы, были изготовлены из дерева. Колеса были покрыты цельными резиновыми шинами. Производство дутых шин в России на тот момент еще отсутствовало.



Стоит отметить, что Фрезе и Яковлев достаточно талантливо смогли воплотить в жизнь многие идеи, которые применялись в мировом автомобилестроении конца XIX века. В этом плане их разработка не была какой-то уникальной или эксклюзивной. В то же время идея превратить представленный экземпляр в массовый коммерческий серийный автомобиль выглядела на тот момент времени очень интересно. До сих пор нет информации о том, что именно произошло с представленным на выставке в Нижнем Новгороде образцом. Возможно, он был просто уничтожен самими изобретателями. По сохранившимся фотографиям данного автомобиля, к его вековому юбилею, который отмечался в 1996 году, была создана его точная копия — репликар. Автомобиль был воссоздан в научно-техническом центре российской газеты «Авторевю» при непосредственной помощи главного редактора издания М. И. Подорожанского.

После безвременного ухода из жизни Евгения Яковлева в 1898 году его компаньоны приняли решение перепрофилировать завод, отказавшись от производства двигателей внутреннего сгорания. Это вынудило Петра Фрезе искать способы собственного выпуска моторов. В итоге он вынужден был заключить договор с французской фирмой «Де ДионБутон», с которой тесно сотрудничал вплоть до 1910 года. В этом году он продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу, после чего постепенно отошел от дел. Скончался Фрезе в 1918 году в родном для него Петербурге.

Спустя один год после первой демонстрации на выставке в Нижнем Новгороде в Российской империи стартовали продажи представленного автомобиля, однако сколько именно экземпляров машины Фрезе-Яковлева было выпущено и продано неизвестно. По некоторым данным, ценник на автомобиль Фрезе-Яковлева начинался с отметки в 1500 рублей. Это было наполовину дешевле стоимости автомобиля Бенца и примерно в 30 раз дороже стоимости обычной лошади.



Характеристики автомобиля Фрезе и Яковлева:

Тип кузова — фаэтон (двухместный).
Колесная формула — 4х2 (заднеприводный).
Габаритные размеры: длина — 2450 мм, ширина — 1590 мм, высота — 1500 мм (со сложенным тентом).
Колея задняя — 1250 мм.
Колея передняя — 1200 мм.
Масса — 300 кг.
Силовая установка — одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 2 л.с.
Максимальная скорость — до 20 км/ч.

Источники информации:
http://rufact.org/wiki/Автомобиль%20Фрезе%20и%20Яковлева
http://visualhistory.livejournal.com/441450.html
http://www.calend.ru/event/2373
По материалам из открытых источников
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    14 июля 2016 06:49
    А в 1899 году, поехал первый русский электромобиль созданный инженером Ипполитом Романовым. Автомобиль был достаточно комфортабелен, а его двигатель по мощности превышал мощность существовавших в то время бензиновых аналогов.
    (фото кликнуть)
  2. +3
    14 июля 2016 06:56
    В 1900 году, Романов создает первый русский электрический "автобус" - электромнибус. hi
    (фото кликнуть)
  3. +2
    14 июля 2016 08:22
    Спасибо автору за эту статью.Могу подсказать ещё один источник информации.Это Л.М.Шугуров.3-х-томник "Автомобили СССР и России."Очень подробное и красочное издание.Правда у меня подарочное издание к 100-летию русского автомобиля.Не хочу мешать автору,но тема эта неисчерпаемая и можно написать очень много по истории именно дореволюционного автомобиля.Леснеры,Руссо-Балты ещё требуют своего освещения в истории Российского автомобилестроения.То что известно,это крохи истории.А история кузовостроения? Это вообще "Терра инкогнита".В царской России была традиция закупать шасси автомобилей за рубежом,а потом заказывать кузова русским мастерам.
    1. 0
      14 июля 2016 10:08
      Цитата: амурец
      Руссо-Балты ещё требуют своего освещения в истории Российского автомобилестроения.

      Увы, как бы не пыжились поклонники "Руссо-Балтов", но по своей сути эти автомобили являются "цельнотянутыми" бельгийскими "Фондю". Была такая автомобильная фирма. По настоящему русскими следует считать автомобили Пузырёва. Конструктивно они были вполне самостоятельны и интересны. Между прочим, именно Пузырёв изобрёл и запатентовал кулачковое сцепление. Но, как это часто бывает в России, дело талантливого человека стало жертвой недобросовестной конкуренции. Завод был сожжён завистливыми соперниками, а денег на восстановление найти не удалось.
      1. +2
        14 июля 2016 16:09
        Цитата: Верден
        Увы, как бы не пыжились поклонники "Руссо-Балтов", но по своей сути эти автомобили являются "цельнотянутыми" бельгийскими "Фондю".

        Заслуга Руссо-Балта в том,что они сумели организовать достаточно массовое производство.Это фактически был первый автозавод России.Заводы в Москве,Ярославле,Рыбинске,Одессе тоже строились под иностранные машины. Пузырёв был талантливый конструктор,но не забывайте что рядом с ним работал не менее талантливый конструктор Д.Д.Бондарев,впоследствии первый директор АМО.Были другой талантливый конструктор Б.Г.Луцкой или Луцкий.В разных изданиях пишется по разному и ему,также как Пузырёву не дали толком работать в России.
        http://www.inventor.perm.ru/persons/inventor_lutskiy.htm
        http://forum.benzua.com/viewtopic.php?p=11361305
        http://diss.seluk.ru/m-psihologiya/1074086-3-kafedra-gumanitarnih-socialnih-disc
        iplin-loginova-istoriya-avtomobilizacii-uchebnoe-posobie-utverzhdeno-uchebno-met
        odicheskim-sovetom.php
        1. 0
          14 июля 2016 18:28
          Цитата: амурец
          Заслуга Руссо-Балта в том,что они сумели организовать достаточно массовое производство.

          О том, что Руссо-Балты были самыми массовыми автомобилями, выпускаемыми под Российской маркой, никто не спорит. Вопрос в том, насколько эти машины были русскими по начинке. А по большому счёту, история дореволюционного автомобилестроения в нашей стране, это история энтузиастов, которым не давали работать завистники и нечистоплотные конкуренты.
  4. 0
    14 июля 2016 10:32
    Жаль что тема отечественных двигателей была закрыта после смерти Яковлева .
    1. +2
      14 июля 2016 15:52
      Цитата: Kenneth
      Жаль что тема отечественных двигателей была закрыта после смерти Яковлева


      Вообще то первый карбюраторный двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе изобрел Огнислав Костович - серб, в 20-летнем возрасте перебравшийся в Россию (где и прожил всю жизнь) еще в конце 70-гг 19 века! Это был не только первый карбюраторный движок на жидком топливе, но и первый МНОГОЦИЛИНДРОВЫЙ (оппозитный!)двигатель. А 14 мая 1888 года Костович обратился в российский Департамент торговли и мануфактур с прошением выдать ему привилегию на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами» т.е. МНОГОТОПЛИВНЫЙ!!! Изобретение свое, кстати запатентовал а Англии и Штатах...
      Интересно, почему об этом ТАМ забыли???
      1. Комментарий был удален.
      2. +1
        14 июля 2016 16:49
        Цитата: venik
        МНОГОТОПЛИВНЫЙ!!! Изобретение свое, кстати запатентовал а Англии и Штатах...
        Интересно, почему об этом ТАМ забыли???

        Да потому что любой патент имеет срок действия.Это ссылка на работы Костовича.
        http://www.great-country.ru/content/sov_nauka/mi_first/mi_0021.php
  5. -1
    14 июля 2016 14:34
    Термин "автомобиль" следует рассматривать как некорректный. Речь идёт о, выпускаемом и используемым массово, механическом колёсном транспортном средстве,использующим определённую инфраструктуру, и предназначенном для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования.
    Теоретические принципы автомобиля и прототипы самодвижущихся повозок созданы в Европе. Как "продукт" автомобиль создан в США, потому что массовый потребитель этого продукта был только в США.
    В настоящее время автомобиль - это комплекс. Комплексы создаются для достижения заданной эффективности.
    Понятие "русский автомобиль" некорректно.
    "Советский автомобиль" - это автомобиль, выпускаемый достаточно крупными сериями, предназначенный для перевозки живой силы и грузов в суровых климатических и природных условиях (условиях бездорожья).