Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

16
Понятно, что менять доспехи было бы куда дороже, чем сменить верхнюю одежду. Так что вряд ли стоит удивляться тому, что рыцари очень часто надевали на них одежду. Причем делали они это и во времена, когда «белые доспехи» еще существовали и когда именно они стали главным защитным снаряжением рыцаря.


Битва при Куртре 1302 г. Миниатюра из «Хроники Франции Сен-Дени». Британская Библиотека. Как это можно видеть, сражающиеся уже не носят длинных сюрко, но поверх доспехов у всех надето что-то вроде куртки с рукавами, причем куртки явно стеганой. Полы не достигают колен.

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть третья)

А это рисунок известного современного британского художника Грэхема Тюрнера. На нем рыцарь в сюрко 1290 года. Но тогда получается, что к моменту битвы при Куртре, которая произошла всего 12 лет спустя, «рыцарская мода» успела сильно измениться.

Но если мы для сравнения отмотаем «ленту истории» не вперед, а назад, в 1210 год, то опять-таки сможем увидеть, что собственно доспехи явно усовершенствовались, а вот сюрко и его покрой изменились не слишком сильно. Впрочем, одеяние 1290 года стало значительно более нарядным, что тоже несомненно.


Рыцарь 1210 г. Грэхэм Тюрнер.

В кинофильме «Черная стрела», где дело происходит во время войны Алой и Белой розы, люди сэра Дэниэла одеты в «куртки» гербовых цветов их сеньора, но что там под ними не видно. Кино – есть кино. Но несомненно, что существовала мода как на одежду, которую нужно было носить поверх доспехов, так мода на то, чтобы ее не… носить. Однако «голые» латы так же, как мы об этом уже узнали из двух предыдущих материалов, довольно часто закрывали одеждой. Так что, глядя на какие-то доспехи в музеях, сохранившиеся с тех пор, мы порой даже не подозреваем, что смотрим не совсем на то, что видели соратники и враги их владельца!


Тевтонский рыцарь 1410 г. Грэхэм Тюрнер. Обращает на себя внимание наносник бреташ (1), крепившийся к шлему и к бармице. По идее, он защищал нос от соприкосновения с «большим шлемом», а когда шлем снимался,… просто защищал нос, не мешая, однако, смотреть по сторонам.

Кстати говоря, и сама мода иметь на одежде гербовые изображения никуда не ушла и после того, как то же сюрко, например, вышло из моды. Вроде бы все уже видели эффигию «Черного Принца» в его знаменитом джупоне с вышитыми на нем геральдическими лилиями и леопардами. Но была масса рыцарей и в Англии, и на «Континенте», которые носили такие же! Опять-таки, когда около 1410 года появились «белые доспехи» налатную одежду продолжали носить.


«Грювальдская битва». Иллюстрация Ричарда Хука. А теперь вспомним, какой это год и посмотрим на одежду всадников. В «голых доспехах» не выступает ни один. Причем это не фантазия художника. Есть миниатюры того времени, этот рисунок подтверждающие.

Но вот прошло 100 лет, и что мы знаем об этом времени уже совершенно точно? Ну, например, что солдаты, в 1513 году отправленные из города Кентербери (Англия) служить на кораблях, поверх доспехов имели одежду, на груди и на спине у которой было вышито изображение корнуэлльской клуши. В 1522 году «военные люди» из Шрусбери несли на одежде эмблему – голову леопарда, а всадники из города Ковентри в 1542 году, посланные на шотландскую границу – почему-то вышитого на куртке слона. Понятно, что это были не рыцари, но что касается латников, одетых в доспехи, подобные рыцарским, то такие одежды в XVI веке для них были уже нормой.

Своего рода «униформой» стала не только одежда, но и элементы защитного вооружения, например, шлемы, которые стали производить в больших количествах и совершенно одинаковыми на вид. Одним из них стал, например, очень удобный для массовой фабрикации шлем барбют, что появился еще в конце XIV в. в Италии. Внешне он был очень похож на «коринфский шлем» классической Греции и имел такую же Т-образную прорезь на лицевой части для дыхания и обзора. Такие шлемы очень подошли пехотинцам и стрелкам, но применялись также и рыцарями. Например, им укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Широко они распространились также в Венеции, где их носили и арбалетчики, и тяжеловооруженные венецианские пехотинцы, о чем рассказывается в книге Д. Николя «Венецианская империя. 1200 – 1670», которую он написал в соавторстве с художником и историком К. Ротеро.


Итальянский барбют XV в., обтянутый тканью и с чеканными украшениями. Интересно, так был обтянут только он сам, или же и какие-то детали доспехов в комплекте с ним тоже были обтянуты? Лондон. Аукцион Кристи.

Итальянские доспехи, как считают британские историки Д. Эдж и Д. Паддок, стали популярны в Англии во время войны Алой и Белой роз, что началась практически сразу после завершения Столетней войны. Пользоваться французскими доспехами было моветон, ну а итальянскими в самый раз. Но и английские оружейники – по своему происхождению главным образом итальянцы – добавили в них множество элементов характерных для германских доспехов. Так, например, «сердцевидные» отводы у наколенников справа и слева у них были намного меньше, чем на латах, привезенных непосредственно из Италии.


Рыцарь конца XV в. в черных вороненых латах итальянского образца. Шлем армэ (1), салад (2), барбют (4). Вот так «раскрывался» армэ для удобства одевания на голову. Типичный для того времени колющий меч (5). Бригандина (6). Сабатоны – рыцарская обувь (7). Различные виды поддоспешной одежды (8). Рис. Грэхэма Тюрнера.

Но итальянские мастера работали и в других странах Европы, не только в Англии. Многие уехали в Тур, Лион и Бордо, а в Испании работали в Бургосе и Севилье, где смешивались традиции арабской школы с европейской, тем более что многие из испанских оружейников принадлежали к морискам – крещеным маврам. Например, в Испании долго делали пластинчатую броню по типу бригандины. Испанские мастера создали шлем кабассет, ставший популярным и в Европе. Достижения одних мастеров в то время довольно быстро становились объектом подражания других, которые без стыда ставили на свои изделия клейма более известных оружейников, и, соответственно, так и возникало понятие моды и… «массовой культуры». В данном случае рыцарской!


Типичный вамбрас (защита руки) с кутюром – налокотником, изготовленный из «белого металла». Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Например, наряду с общей тенденцией к совершенствованию доспехов, особенно быстро изменялась защита для рук. Рукавицы и перчатки из кольчуги стали делать из металлических пластин с гибкими сочленениями, что облегчило работу с оружием, а защищенность повысило. Появились перчатки с отдельными пластинками для каждого пальца, сплошной пластиной, защищавшей всю кисть и отдельным сочлененным прикрытием на большой палец, а еще перчатки смешанного типа. Интересно, что тенденция – больше деталей – дороже доспех не просматривается! Например, у доспеха испанского короля Фердинанда Арагонского (Фердинанда Католика), конца XV в. (в настоящее время его можно увидеть в Вене) именно такие латные рукавицы очень простого устройства.


Итальянские доспехи 1450 г. Шлем армэ в разобранном виде (1). У забрала вынимались шпильки на петлях, и оно снималось. Бевор или бувигер (подбородник) мог быть надет и поверх забрала и оплечий, и удерживаться сзади ремешка – все лишний слой железа! Для большей гибкости полдрон (наплечник) мог иметь приклепанные к нему пластины, заходившие одна на другую как черепица (4). Левый наплечник в итальянских доспехах всегда был больше правого (5). Чтобы, Боже упаси, в доспехах нигде не было открытых мест, на тех же вамбрасах использовались металлические пластинки «ламе» (6). Левый налокотник всегда был больше правого (7). Латная рукавица (8) обычно имела одну большую пластину, которая закрывала все пальцы. На правой пластин было две для большей гибкости. Кюис (9) или набедренник имел ряд деталей из кожи с отверстиями для ремешков, чтобы соединить его с дублетом. Грив (поножа) также имела ряды пластинок ламе и закреплялась на ноге крючками и ремешками. Итальянский салад 1450 г. (10). Итальянский салад с тканевой обтяжкой 1480 г. (11). Рис. Грэхэма Тюрнера.

Д. Николь в своей статье «Фердинанд Католик» в журнале «Милитари иллюстрейтд», опубликованной в 1992 году, отмечал это обстоятельство и писал, что, видимо, если сам король захотел иметь такие вот «рукавицы», нет оснований думать, что какие-то из латных перчаток тогда были совершеннее прочих. То есть совершеннее они были на наш взгляд. А тогдашние рыцари считали так, как… считали!


Латная рукавица с кольчужной основой. Лондон. Аукцион Кристи.

В последние годы ХV века совершенствованием рыцарского вооружения озаботился император Максимилиан I (1493 – 1519), создавший в итоге латы с желобками на поверхности, названных «максимилиановскими». Они использовались и в следующем – XVI веке, но никогда не были рыцарской «униформой» из-за своей баснословной дороговизны.


Совершенно гладкий армэ. Франция, начало XVI в. Вес 2950 г. Очень функционально и красиво. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

И хотя эти доспехи считаются одними из самых совершенных, оплачивалось это совершенство слишком дорогой ценой, поскольку они были очень нетехнологичны, а потому и очень дороги.


Бахтерец. Польша, ок. 1560 г. Национальный музей в Кракове.

Интересно, что когда в XV веке появилась еще и цельнокованая броня из больших металлических пластин для лошадей, то она также оказалась прямым развитием той же бригандины, но только лишь конской, аналогичной доспехам турецких сипахи. Так, в 1445 году герцог Бургундии Филипп Добрый заказал себе конский доспех, указав: «сделать по типу бригандины». Но прогресс вооружения шел в те годы так стремительно, что уже в 1450 году мастером Пьером Инносензо да Фаерно из Милана был изготовлен вполне совершенный доспех для коня, состоявший целиком из больших цельнокованых металлических пластин, защищавших его со всех сторон, кроме разве что ног. Это один из наиболее ранних доспехов такого типа, дошедший до наших дней, и, судя по тому, как он сделан, технология его изготовления к этому времени была полностью отработана!

(Продолжение следует)
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    19 июля 2016 04:59
    Вячеслав!Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.Из этого можно сделать вывод,что гравюры изготовлены в более поздний период,чем обозначено.Просматриваются доспехи изготовленные штамповкой,эти то же из позднего периода.Что бы не повторять неточности,желательно консультироваться с работами Игоря Грека.И ещё,до английского языка в ходу была латынь.
    1. 0
      19 июля 2016 06:29
      Знать до совсем недавнего времени говорила на норманнско-французском.
    2. +5
      19 июля 2016 13:29
      Цитата: РПК
      Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.
      ??? не выносите людям мозг. Римляне вторглись в Англию в 54-55 году д.н.э. и описывали колесницы кельтов, кто же был в них запряжен?
      Цитата: РПК
      И ещё,до английского языка в ходу была латынь.
      Латынь, а так же греческий язык, был в ходу у римлян-оккупантов, у местных (говорящих в основном на гэльских наречиях) латынь не прижилась. Развитие латыни в Англии началось с приходом христианства, а тогда английский (как чудовищная смесь германских языков уголков, саксов, ютов плюс местная мешанина) уже был.
      Цитата: Simpsonian
      Знать до совсем недавнего времени говорила на норманнско-французском.
      Да и сейчас знать говорит с чудовищным старо-французским акцентом. Показывают свою избранность.
    3. +2
      19 июля 2016 19:58
      Цитата: РПК
      Лошади появились в Англии раньше остальных стран,но никак не ранее 17 века.

      Ух тыж что! belay
      Я думаю, Вы ошибаетесь. Если вы сегодня съездите в какую-нибудь европейскую страну и прогуляетесь там, то вы не увидите ни одной лошади. А что из этого следует? Правильно! Что лошадей изначально в Европе никогда не было, либо были в очень ограниченном количестве!
      Цитата: РПК
      Просматриваются доспехи изготовленные штамповкой

      Это еще что! Если вы внимательно посмотрите на 3 картинку, то увидите на ней Гитлера в танковом шлеме. Но он как известно, воевал в 1МВ. Соответсвенно, все эти доспехи это экзоскелеты пехотинцев начала 20-ого века, помогавшие им рубиться с танками в рукопашную. Но технологии после войны утеряны, а историки нам врут!
      Цитата: РПК
      до английского языка в ходу была латынь.

      На самом деле, это один и тот же язык, а латынь придумали в 20-м веке, чтобы скрыть поражение английского Рима от Славянского Севера в ядерной войне 17-ого века.
      (ну это когда Сфинксу ракетой снесло нос)
      P.S. Не просить, не отсыпаю.
      1. 0
        20 июля 2016 23:55
        Не просить, не отсыпаю.
        Жадина-говядина!
  2. +2
    19 июля 2016 07:52
    Спасибо,Вячеслав..Иллюстрации великолепны..Ждем продолжения..
  3. +3
    19 июля 2016 08:48
    Вчера столкнулся с таким видом доспехов(шлем). Необычно выглядит рогатый шлем короля Генриха VIII, 1514 год.
    1. -1
      19 июля 2016 17:07
      Куда там японцам с их масками
      Такой очкозавр.
    2. +1
      19 июля 2016 17:34
      Цитата: grey smeet
      Необычно выглядит рогатый шлем короля Генриха VIII, 1514 год.

      Если рога закреплены жёстко, то такой шлем мог быть только парадным. Даже не очень сильный удар по такому украшению - и прощай шейные позвонки.
  4. -11
    19 июля 2016 11:37
    Вся эта рыцарская чушь меня не впечатляет. Такой бред и очевидность подделок. Недавно читал , что где то толи в Гейропе, толи в ПСША историю рыцарства стали учить по сериалу Игра престолов. Ну-ну. Я начинаю презирать историков. Им самим не стыдно врать? Не сомневаюсь , что некоторые фанатики верят самим себе. Но тут , как сказал один человек,проведя аналогию( он имел ввиду немного другое) - **Политики врут журналистам и сами верят своей лжи , читая её в газетах.**
    1. +1
      19 июля 2016 11:57
      Ну если такого великого мыслителя так ты не впечатлило то наверное действительно чушь. Иди посмотри варкрафт точно впечатлишься , тебе по уму фильм, а главное все исторично.
      Ну а автору как обычно спасибо за замечательный обзор.
      1. 0
        19 июля 2016 15:03
        Не знаю про что ты, но про ум ты точно подметил.Ты даже не понял смысл мною написаного. Так что историчный вы наш действительно наберитесь ка такта, кстати один из показателей ума. А этот фильмец посмотрю как - нибудь, но только как произведение художников - анималистов,не более.Как то вступал в спор с историками, фанатики они везде фанатики.Ну автор пускай дальше фантазирует, он за это деньги получает.
        1. +1
          19 июля 2016 15:46
          Историки значит фанатики а ты владеешь истиной. Отлично . А если по конкретнее что в данной статье тебе кажется полной чудью . Подделки это конечно плохо , да только не много ли подделок по разным музеям хранится. Да и письменные источники есть и так сказать рисованные. Вкупе картина развития рыцарского вооружения выстраивается. А вот идея целенаправленной фальсификации всего и вся кажется полной дурью. Хотя я не спорю кое что может быть и фальсификаторы и реконструкцией но таки копией бывших ранее образцов.
          1. -1
            19 июля 2016 18:05
            На истину не претендую. Но картинки по которым всё это изучается, а также якобы подлинные тексты и сами доспехи слишком часто являются , мягко говоря , фальсификатом , разного времени изготовления. Но вот сможешь показать как их эти самые доспехи (древние) одевают? Вот что то мне подсказывает, что если оденешь, то вряд ли, то двигаться точно не сможешь. Реконструкторов не брать в расчёт, это вообще вне всякой критики. А вот русский доспех я видел и он одевается и носится. Я всё это веду к одной мысли-как бы не искали истину историки, искатели истины и т.д. всё что они накопают будет лишь результатом их фантазий. Это очевидный факт.Как говориться без обид.
            1. 0
              19 июля 2016 21:22
              Ну не претендуешь и правильно. А ты извиняюсь кто чтобы рассуждать о фальшивках. Эксперт ? Или может ты каких признанных экспертов приведешь. Или список фальшивок хотя бы. А может ты побывал хотя бы в половине европейских музеев или в замках где выставлены фамильные образцы. Или ты просто балабол. А если что-то там подсказывает то ты почеши. Реконструкторы это люди которые , которые воспроизводят исторические вещи как есть, а если доспехи то по известным образцам. И если они в этих доспехах двигаются то значит можно. Японские кстати одевать и двигаться не легче. Кстати я видал бои в европейских доспехах - рядом стоял. И ничего - так двигались - залюбуешься. А русский доспех - это кстати что. Одно слово - русский доспех говорит о твоем безмерном невежестве. Короче фантазер и незнайка это ты. Ничего личного, просто таковым ты себя показал.
              1. -2
                20 июля 2016 17:08
                Ржу не могу. Может я там чегото и не знаю. Но одно точно , что большинство якобы очень древних доспехов , картинок просто физически до нас не могли дожить. Вы можете сочинять всё что угодно. Но это факт. Так что дальше пилите гири.
  5. 0
    19 июля 2016 17:30
    Интересно, что когда в XV веке появилась еще и цельнокованая броня из больших металлических пластин для лошадей, то она также оказалась прямым развитием той же бригандины
    Не очень понятно. Бригантиной, или бригантиной, называли корсаж, образованный из закреплённых на одежде из материи или кожи металлических блях различной конструкции, снаружи так же покрытый тканью. Поэтому, не очень понятно, какое отношение такой доспех имеет к цельнокованой броне.
  6. 0
    9 августа 2016 16:06
    про щиты отдельно если можно!