Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть четвертая)

24
Три предыдущих материала вызвали ряд вопросов, на которые отчасти сделана попытка ответить здесь. Многих интересовала причина перемен. Мол, чего этим рыцарям не хватало? Однако очевидно, что и «белые», и «цветные» доспехи из цельнокованых пластин, и конская броня появились именно потому, что могли защитить и самого всадника, и также его коня от усовершенствовавшегося метательного оружия, роль которого постоянно росла. Например, в 1465 году во время битвы при Монтлери 38400 стрел было выпущено всего лишь за один день! За один! Осада Вилли продолжалась меньше месяца, и за это время было израсходовано 10200 стрел и еще 1500 арбалетных болтов, тогда как во время осады Динанта, продолжавшейся неделю, армия бургундцев выпустила по противнику 27840 стрел, и вдобавок 1780 болтов, что говорит о впечатляющих масштабах их применения и о хорошо отработанном процессе их производства, принявшем просто промышленные масштабы! Дэвид Николь писал, в частности, что для выпуска 100000 арбалетных стрел требовалось десять сухих березовых стволов и около 250 кг железа. И ведь их надо было срубить, доставить, распилить, отковать для них наконечники и… надергать перьев из гусей!

Доспехи «белые» и доспехи цветные… (часть четвертая)

Даже у ландскнехтов можно было встретить кирасы, покрытые реалистически выполненной гравировкой. Доспехи ландскнехта ок. 1510 – 1520 гг. Мастер Кольман Хельмшмидт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Но если данные о количествах израсходованных стрел сегодня хорошо известны, то вот вопрос о времени начала применения очень мощных арбалетов со стальным луком (в свою очередь ставших ответом на «белые доспехи») все еще остается спорным, хотя предполагается, они могли быть использованы в боях уже в 1370 году. Лук из стали сделал арбалет компактнее, и дал возможность уменьшить длину натяжения тетивы всего лишь до 10 – 15 см. Тем не менее заряжать его, как и прежде, было делом медленным, да еще и конструкция его усложнилась. Раннее стремя, «козья нога», ручной блок с натяжным крюком и двойной заводной рукояткой – все это было проще, чем так называемая «вертушка» или «нюрнбергский вороток». Так что очевидно, что практически вслед за «белыми» доспехами, а затем и «цветными» тут же появилось и более мощное дальнобойное оружие. И само декорирование лишь подчеркивало высокое качество самих доспехов – мол, они не только внешне эффектны, но и хорошо защищают. Хотя были уже и сугубо парадные латы, исключительно для красоты.


Кайма кирасы ландскнехта из Метрополитен-музея

Чтобы стрелять по гладким металлическим доспехам, нужны были и новые наконечники для стрел. Так, наконечники, имеющие листовидную форму, вполне отвечавшие своему предназначению в ХII веке и даже в середине ХIII века, использовали теперь разве что только на охоте. Только на кораблях стрелки все еще использовали луновидные лезвия, но только из-за того, что они позволяли перерубать на кораблях снасти. В ХIV – ХV вв. главным стал шилообразный наконечник, дополненный тремя-четырьмя лопастями, способный пробивать металлические доспехи. Английский историк Майкл Николас о них писал, что они специально не закреплялись прочно на древке стрелы и, попав в цель, обычно оставались в ране. Он ссылается на данные современных экспериментов, которые подтвердили, что эффект от попадания таких стрел на расстоянии прямого выстрела был весьма значительным. Но при стрельбе на большом расстоянии стрелы падали на всадников сверху и под углом, поэтому рыцарю стоило лишь немного наклонить торс вперед, чтобы они просто отскакивали и от его шлема, и от наплечников доспехов. Другое дело, что при таком «дожде из стрел» уязвимыми оказывались голова, шея и круп коня, вот почему их тоже стали защищать броней из пластин.


Типичный рыцарь войны Алой и Белой розы. Большой бацинет с бувигером (подбородником) и «ожерельем» (1). Забрало с множеством отверстий для дыхания (2). Ожерелье Ланкастеров (3). Рыцарский пояс, украшенный драгоценными камнями, на котором висят меч и кинжал-рондель (4). Меч с надгробья Генриха V (5). Латная перчатка с пальцами (6). Шпора с колесиком звездочкой (7). Мода первой четверти XV века (8,9,10). Рис. Грэхэма Тюрнера.


Кираса от «белых доспехов» с копейным крюком («ланс-рест»). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Опыт Столетней войны показал, что коня невозможно заставить бежать на колья, за которыми имели обыкновение прятаться английские лучники, тогда как стрелы последних, хотя особого вреда всадникам и не причиняли, но наносили множественные и серьезные ранения их лошадям. Они падали, шарахались в разные стороны, упирались и не слушались всадников, просто обезумевали от боли и… разрушали плотные рыцарские построения, превращая их в совершенно неуправляемую свалку. Например, в битве при Креси раненые кони просто ложились на землю – вполне естественная реакция для истекающего кровью животного, которое не в силах больше бежать. Ну, а если строй конницы оказывался нарушен, а многие всадники спешены или вообще лежали на земле, то преимущество явным образом переходило к пехоте противника – более легкой и маневренной, которая именно в такой ситуации обладала перевесом над рыцарями!


Рыцарь 1525 г. Рисунок выполнен по реально существующему доспеху 1527 г., изготовленному, скорее всего, для Генриха VIII в Гринвиче. Шлем с фланцевым воротником, благодаря которому он поворачивается вместе с головой. Диск сзади, скорее всего, закрывал застежку ремня подбородника (1). Вид на доспех изнутри спереди (2). Типичный гринвичский полдрон из пластинок ламе, приклепанных к кожаным ремням, находящимся внутри (3). Деталь доспеха 1540 г.: грангарда – дополнительная пластина для левой стороны груди, пасгарда – для локтя и манифер – закрывающий предплечье и запястье. Соединение манифера и латной рукавицы закрыто диском (4). Турнирная рукавица «с запором», не позволявшая потерять оружие (5). Шлем армэ с забралом типа «воробьиный клюв» (6). Меч с кольцами для пальцев (7). Одежда этого времени: длинная рубаха и дублет со штанами, привязывающиеся к нему шнурками (8,9). Сабатон типа «медвежья лапа» (10). Рис. Грэхема Тюрнера.

Был задан и традиционный вопрос, «а откуда что узнали»? Так вот сегодня современные методы исследования позволяют нам выяснить не только то, как отделывали доспехи и какие применяли для этого технологии, но и пойти намного дальше, узнать особенности технологических приемов их выделки и, конечно, более точные датировки. Такую задачу поставили перед собой два британских историка Алан Вильямс и Энтони де Рейк, подготовившие очень интересное исследование: «Королевский Арсенал в Гринвиче 1515 – 1649: история его технологий», которое дополнило работу К. Блэра, написанную им ранее. На сегодня это единственная работа подобного уровня, основанная на изучении доспехов эпохи Ренессанса при помощи методов металлографического анализа. Всего было исследовано более 60 образцов доспехов, что открыло много новых и ранее неизвестных фактов относительно технологии их изготовления. В книге 180 черно-белых рисунков и фотографий, а также четыре цветные иллюстрации.


Доспехи ландскнехта ок. 1510 – 1520 гг. Мастер Кольман Хельмшмидт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Поразить рыцаря в «белых латах» можно было не только стрелой, но и мечом. Хорошо известно, что в 1300 – 1500 гг. у средневековых западноевропейских мечей поменялась не только форма клинка, но и рукояти и навершия. Рукояти, например, за время между 1410 и 1440 гг. приобрели, ставшую для них характерной, бутылочную форму, а навершия делались традиционной формы в виде двояковыпуклого диска. В то же время появились и новые, ранее не существовавшие виды наверший: «пробка от графина», «рыбий хвост», «груша» и т. д.


«Меч в полторы руки» 1400 г. Длина клинка 95.8 см. Общая длина 120 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Перекрестия стали тоньше, но длиннее, и получили характерный изгиб от рукояти в сторону клинка, хотя прямые перекрестия также использовались. У некоторых мечей в первой половине ХV века со стороны клинка у перекрестия появилось кольцо, в которое просовывался указательный палец. Затем к одному кольцу прибавили и второе, чтобы не думать, какой стороной браться за меч в горячке боя.

Мечи ХVI века, по мнению Э. Окшотта, следует подразделять на три основные вида. Первые – это колющие и также рубящие мечи, имеющие простую рукоять для одной руки, которые носились непосредственно на поясе. Затем следует назвать «мечи в полторы руки», известные также и как седельные, так как возили их у седла и, в последнюю очередь, это легендарные двуручные мечи, использовавшиеся отнюдь не рыцарями, а пехотой швейцарских конфедератов и германских ландскнехтов. Средний вес обычного меча в Х и ХV вв. достигал 1,3 кг; а в ХVI в. он уменьшился до 900 г. Зато мечи-бастарды (мечи «в полторы руки») могли иметь вес порядка 1,5 – 1,8 кг, а вот вес двуручных мечей редко превышал 3 кг. Последние достигли своего расцвета между 1500 – 1600 гг., но были именно пехотным оружием.


Меч типа XI по Э. Оакшотту. Типичный колюще-рубящий меч. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Меч XV века с рукоятью бутылочной формы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


Двуручный меч 1520 – 1530 гг. Длина клинка 132 см. Общая длина 180 см. Фигура германского ландскнехта 1510 – 1540 гг. Музей Берна. Швейцария.

Интересно, что, наблюдая за тем, как развивается огнестрельное оружие, некоторые люди оказались настолько изобретательными, что посчитали возможным объединить его даже с рыцарским мечом. В знаменитой коллекции Королевского Арсенала в Тауэре есть, например, седельный меч (или еще одно его название – эсток) с рукоятью, представляющую собой ружейный ствол. Навершие у нее снималось, а пороховой заряд внутри поджигался вручную с помощи фитиля через отверстие у рукояти, закрытое сдвижной крышкой. Трудно сказать, как этот меч мог быть использован в бою, и заказал ли его кому-то из оружейников сам Генрих VIII – как известно, большой любитель всяческих оружейных диковинок, или один из мастеров придумал «это» в угоду монарху, но само существование благородного меча, объединенного с «оружием дьявола», свидетельствует об изменении отношения к этой рыцарской святыни. Ведь даже сам Байяр, признанный за образец для средневекового рыцарства, приказывал вешать каждого, кто попадал к нему в руки с аркебузой в руках, а здесь в королевском Тауэре мы видим столь «нечестивое» оружие в арсенале у самого короля!


Св. Юстас с изображения на алтаре Альбрехта Дюрера, 1500 г. Перед нами типичный ландскнехт.

Кстати, именно в это же время доспехи конницы рейтаров стали окрашивать в черный цвет обыкновенной краской, которая в сочленениях стиралась до блеска. Даже воронить их уже не было ни сил, ни возможностей, да и зачем? Ведь время гордых рыцарей уходило в прошлое прямо на глазах у современников этого процесса.


Рейтарские латы конца XVI в. Музей Хиггинса. Вустер, штат Массачусетс, США.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    22 июля 2016 06:03
    Украшение боевых лат служило прежде всего для обозначения ранга владельца. Мужик в обильно золоченых латах в бархатном пурпурном плаще в страусовых перьях в шлеме -главнокомандующий или король. А в латах с редкой серебрянной насечкой- не более чем десятник.
  2. +1
    22 июля 2016 07:08
    Забрало с множеством отверстий для дыхания
    Да уж, дышать в бою в таком проблемно, требуется привычка. В маске для рукопашки или пейнтбола и то задыхаешься, а тут такие дырочки.
    1. +1
      22 июля 2016 16:05
      Ингвар

      В отрицательных вещах есть и положительные стороны. Зато купив такой доспех, поправиться боишся.
  3. +2
    22 июля 2016 07:21
    Св. Юстас с изображения на алтаре Альбрехта Дюрера, 1500 г. Перед нами типичный ландскнехт.

    Насколько я знаю ландскнехт - пехотинец. Зачем пехотинцу - шпоры? Или шпора, вторую трудно разглядеть, хотя вроде крепление имеется.
    1. +4
      22 июля 2016 08:46
      Цитата: igordok
      Насколько я знаю ландскнехт - пехотинец.

      В принципе верно - ландскнехт пехотинец. Но не всегда. У ландскнехтов были и "офицеры" капитаны, лейтенанты, может, редко, фельдфебели, вот эти деятели навряд ли на марше ходили пешком. Да и держатель полкового патента полковник-дворянин то же вряд ли свои ноги утруждал. Были еще у Карла VI стрелки-шотландцы, по сути те же ландскнехты, так те вообще обладали дворянским правом, со всеми вытекающими.
    2. 0
      22 июля 2016 08:52
      Я читал что они наемниками были.
      1. +5
        22 июля 2016 13:00
        Цитата: Игорь39
        Я читал что они наемниками были.


        Верно.
        Изначально - немецкие наемники. Немецкое пушечное мясо активно торговалось во все времена.
        Во главе - капитан, который собирал роту - "компанию" company. Он же договаривался с нанимателем и заключал договор - кондотту. Отсюда - кондотьеры. Численность - до нескольких тысяч. Поэтому для управления имелось обычно два лейтенанта - заместителя. Ну и командиры подразделений - фельдфебели и сержанты всякие.
        Характерная защита - доспех 3/4. Хотя он более характерен для "железнобоких" Кромвеля.
        Капитан ведал и казной. Двойное жалование получали стоящие в первом ряду как премию за более частые ранения и увечья. А также воины вне строя с двуручниками - они впереди строя своим оружием должнны расстроить порядки вражеской пехоты, а потом уже ретироваться за копья компаньенов. Ну, кому повезло.
        Ландскнехты были ответом на успехи швейцарской пехоты и друг друга они ненавидели, при встрече не раскланивались, в плен друг друга не брали.

        На самом деле фото доспеха ландснехта с двуручником крайне сомнителено т.к. это явно кавалерийский доспех - с открытым гульфиком для посадки в седло. Гульфик ландскнехты бронировали дополнительно, пихая туда и кошельки с монетами. И сверху железная "юбка". А на фото товарищ с двуручником рискует получить любым камешком по колокольчикам и сойти с подмостков театра военных действий.

        В статье упоминается стальной лук у арбалетов. Не устану напоминать, что сталь в приемлимых количествах появилась только в начале 19в. А в промышленных количествах - во второй половине 19в. после 1864г. с получением Бессемеровской стали.
        Так что забудьте о стальных доспехах, стальных листах и прочая. Маскмимум - нож-"кладенец" с острым чудо-лезвием.
        1. +1
          22 июля 2016 16:09
          Костоправ

          Фехтование двуручным мечем требует хорошей подвижности. Возможно поэтому юбка имеет вырез.
      2. +2
        22 июля 2016 13:26
        Цитата: Игорь39
        Я читал что они наемниками были.

        Это да. Но не просто неорганизованной толпой голодранцев, а четко структурированным сообществом со своими уставами и табелями о рангах. Так что бы создать пеший полк наемников необходимо было обзавестись специальным патентом,который мог приобрести каждый богатый дворянин и даже, очень редко,обеспеченный простолюдин.
        А дальше имея на руках патент,его владелец сразу же приравнивался к полковнику и по закону имел долю в награбленной добыче.Полковнику необходимо было приблизить к себе несколько преданных людей,которые получали звание капитанов.Эти люди занимались наймом новых солдат для отряда.У капитанов имелись точные указания,сколько людей набирать в роту,какое жалование им выплачивать.Они так же могли назначать лейтенантов и фельдфебелей и т.д. и т.п.
        Такой отряд приносил не плохой денежный доход своему командиру и политические дивиденды императору. Для чего собственно Максимилиан I это все и закрутил.
  4. +1
    22 июля 2016 07:50
    Рейтарские латы конца XVI в. Музей Хиггинса. Вустер, штат Массачусетс, США.Меч XV века с рукоятью бутылочной формы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк..и т.д.трофеи американских солдат периода второй мировой войны..?..А.Дюрер - бесподобен...В детстве собирал марки...были серии , картины из различных мировых художественных галерей..Был и Дюрер...Спасибо,Вячеслав..очень интересно..
  5. +1
    22 июля 2016 08:09
    Смею предположить что украшение доспехов - это влияние Ренессанса. Европа пережила чуму в 15 веке. А затем начались буржуазные революции в Нидерландах и Фландрии, плюс изматывающая 30-я война. Начали зарождаться массовые армии. А там где массовость, там искусством украшения оружия и доспехов пришлось жертвовать (т.к это сложно и дорого, а пуле аркебузы всё равно какие доспехи пробить) уступая место практичности и дешевизне изготовления. Ведь чем "наряднее" на поле боя выглядит рыцарь тем он больше привлекает к себе внимание со стороны стрелков, и соответственно долго носить богато украшенные доспехи у него не получится :) Хотя наверняка встречались особо упрямые "экземпляры".
  6. +1
    22 июля 2016 10:07
    Спасибо за прекрасный труд! Возможно, и было бы неплохо, сделать обзоры крупнейших коллекций европейских средневековых защитных комплексов Лувра, Тауэра, Эрмитажа, Ла-Валлеты и др.?
  7. 0
    22 июля 2016 10:15
    Св. Юстас с изображения на алтаре Альбрехта Дюрера, 1500 г. Перед нами типичный ландскнехт.

    Благородное, мужественное, умное лицо ...сразу хочется сказать; немец и аристократ...
    Доспехи турнирные в стиле ландскнехт, по моему... панцирь с крюком для копья, копье со своеобразной рукояткой, меч ближе к полуторному для всадников, одна шпора - для турнира...
    Кое что отсутствует, но человек может позировать без шлема, защиты рук и бедер...
  8. 0
    22 июля 2016 11:51
    а вот вес двуручных мечей редко превышал 3 к
    Чушь собачья! У моего приятеля мама - доктор исторических наук. И однажды мы с другом заезжали к ней в запасники Исторического музея. В комнате, где мы оказались, на полу, аккуратно завёрнутый, лежал двуручный меч. И я, человек далеко не слабый ( в молодости греблей занимался ) попытался его поднять. Должен констатировать, что по моим, пусть и субъективным ощущениям, оружие весило не менее 20 кг. Более того, если внимательно изучить источники, то становится понятно, что именно на большом весе двуручного меча строилась техника владения им. Оружие разгоняли до необходимой скорости, а далее все движения строились на том, чтобы эту скорость поддерживать. С тем, что показывают в большинстве фильмов, эта техника имеет мало общего. Три кило - это больше похоже на вес обычного меча. Вообще, качественная сталь, обладающая хорошими прочностными и режущими характеристиками, весит много. И просто хороший разделочный нож весит не меньше полкило.Более килограмма весят обоюдоострые боевые шпаги.
    1. +2
      22 июля 2016 13:37
      Цитата: Верден
      Должен констатировать, что по моим, пусть и субъективным ощущениям, оружие весило не менее 20 кг.
      Ваши ощущения Вас обманывают. Вес двуручника редко переваливал за 3 кг. И это есть исторический факт.
      Цитата: Верден
      Более того, если внимательно изучить источники, то становится понятно, что именно на большом весе двуручного меча строилась техника владения им. Оружие разгоняли до необходимой скорости, а далее все движения строились на том, чтобы эту скорость поддерживать.
      Сколько лично Вы как человек
      Цитата: Верден
      далеко не слабый ( в молодости греблей занимался )
      сможете поддерживать скорость 20 кг. железяки? Сомневаюсь что долго...
      Техника работы с двуручником строится на принципах рычага (помните большое плечо-малое плечо) вот отчего такие неимоверно длинные рукояти и тупой (подчас завернутый в кожу) клинок на первой четверти.
      1. -1
        23 июля 2016 20:39
        Цитата: отто меер
        Ваши ощущения Вас обманывают. Вес двуручника редко переваливал за 3 кг. И это есть исторический факт.
        Вы напрасно верите мнению дутых "специалистов". Я сам интересуюсь холодным оружием и разных глупостей на эту тему начитался более, чем достаточно. Даже если отбросить в сторону мои ощущения и оставить голые факты, получится следующее:
        Удельный вес стали - 7,7 - 7,9 грамма на кубический сантиметр.Если вы посчитаете, пусть и приблизительно, размер только клинка меча, чьё изображение представлено в статье - 132 см длина, около 10 см ширина и около 1 см - толщина лезвия, то получите 1320 кубических сантиметров. Умножим на 7,8 - удельный вес стали среднего качества - и получим 10,296 кг. И это только клинок. А ведь суммарная длина меча - 180 см, а рукоять двуручника специально утяжеляли, чтобы сохранить баланс. Так что как раз в пределах 15 - 20 кг результат и выходит. Так что "исторический факт" и не факт вовсе.
        Техника работы с двуручником строится на принципах рычага (помните большое плечо-малое плечо) вот отчего такие неимоверно длинные рукояти и тупой (подчас завернутый в кожу) клинок на первой четверти.
        Видел я такую технику. Её демонстрируют любители средневековых сражений на различных фестивалях. И, приходится констатировать, что о подлинной технике владения двуручным мечом эти люди имеют примерно такое же представление, как балерины - о технике метания молота. Владея такой "техникой", вы не то что человека, а толстый канат перерубить не сможете. А ведь основная задача воина, вооружённого двуручным мечом - это создание брешей в построении копейщиков. Мечом перерубали древки копий, которые часто упрочнялись металлическими накладками. У крестовины многие мечи тупые, поскольку при правильном хвате один или несколько пальцев (это зависит от размеров оружия) заходят за крестовину. И да, в некоторых случаях двуручник брали второй рукой перед крестовиной. Длинные рукояти сделаны для того, чтобы мечник мог перехватывать уже раскрученный меч и менять траекторию его движения.
        Сколько лично Вы как человек... сможете поддерживать скорость 20 кг. железяки? Сомневаюсь что долго...
        Так потому так и ценились мастера двуручного меча и один такой воин мог получать столько же, сколько рота ландскнехтов.
        1. +2
          23 июля 2016 23:27
          Цитата: Верден
          Даже если отбросить в сторону мои ощущения и оставить голые факты, получится следующее:
          Удельный вес стали - 7,7 - 7,9 грамма на кубический сантиметр.Если вы посчитаете, пусть и приблизительно, размер только клинка меча, чьё изображение представлено в статье - 132 см длина, около 10 см ширина и около 1 см - толщина лезвия, то получите 1320 кубических сантиметров.

          Где тут у вас факты, кроме длины лезвия 132 см? Средняя ширина клинка на фото - три пальца руки. Это сантиметров шесть. Даже если принять максимальную толщину лезвия за 1 см у рукояти, то чтобы получить среднюю толщину, учитывая, что толщина уменьшается от рукояти к острию и от оси к кромкам, надо разделить 1 см на 4. Получим 0,25 см. Тогда объем клинка 198 куб. см Х 7,8 г/куб.см = 1544,4 грамма. С рукоятью как раз 3 кг будет.
          1. 0
            24 июля 2016 11:29
            Цитата: ботан.su
            С рукоятью как раз 3 кг будет.

            Вы сильно занижаете размеры двуручного меча. Ширина лезвия в 3 пальца - это даже не меч, а боевая шпага. При этом,у основания рукояти толщина лезвия настоящего двуручного меча (а не современных поделок) достигает 4, а иногда даже 5 см.
            1. +3
              24 июля 2016 13:21
              Цитата: Верден
              Вы сильно занижаете размеры двуручного меча. Ширина лезвия в 3 пальца - это даже не меч, а боевая шпага.

              На картинке и меч и пальцы хорошо видны.

              Цитата: Верден
              При этом,у основания рукояти толщина лезвия настоящего двуручного меча (а не современных поделок) достигает 4, а иногда даже 5 см.

              Возможно и так. Хотя это явный перерасход дефицитной стали.
              1. -1
                24 июля 2016 13:41
                Цитата: ботан.su
                Возможно и так. Хотя это явный перерасход дефицитной стали.

                Будет желание, посетите какой-нибудь медиевальный клуб и попробуйте взять в руки даже современную поделку. Вы сразу поймёте, что тремя килограммами там и не пахнет. hi А насчёт перерасхода стали... Ведь это оружие, от которого зависела жизнь его владельца. Можно было и раскошелиться. При этом не стоит отбрасывать и тот момент, что в расчётах я взял за основу плотность обычной стали, литой. А клинки мечей уплотнялись ковкой, так что удельный вес стали у них выше.
  9. +1
    22 июля 2016 11:54
    Спасибо за статью!Очень интересно!Но заметьте-здоровые были мужики.Мало того что таскать,так еще и воевать нужно было в этом металлоломе good
  10. 0
    22 июля 2016 12:13
    Цитата: Altor86
    Но заметьте-здоровые были мужики.

    Александр Невский - подтверждённый факт - мечом разваливал всадника в доспехах до седла. Был такой норматив у русских князей - лепили чучело их смолы и соломы, напяливали на него кольчугу и... А рост Александра Ярославовича был совсем не такой, как у исполнившего его роль в кино актёра Николая Черкасова. Всего-то 164 см.
    1. +3
      22 июля 2016 13:44
      Цитата: Верден
      Александр Невский - подтверждённый факт - мечом разваливал всадника в доспехах до седла.
      А еще и это чистая правда, Невский мог одним взглядом прожечь десяток псов-рыцарей, а так же обладал способность к левитации. smile Простите великодушно! Но правда - улыбнуло!
      Цитата: Верден
      Был такой норматив у русских князей
      А за выполнение норматива значек ГТО давали? Вот откуда ноги то у ГТО растут! Еще раз прошу прощения! Без обид. drinks
      1. 0
        29 июля 2016 22:03
        Цитата: отто меер
        Цитата: Верден
        Александр Невский - подтверждённый факт - мечом разваливал всадника в доспехах до седла. А еще и это чистая правда, Невский мог одним взглядом прожечь десяток псов-рыцарей, а так же обладал способность к левитации. Простите великодушно! Но правда - улыбнуло!

        Ну скажем так- уральские казаки(100% подтверждено-музейщик знакомый) в ПМВ на скаку разрубали пехотинца практически от плеча до таза вдоль позвоночника(не переходя его),при косом ударе(с переходом позвоночника)-ниже линии сосков разруб не проходил.Шашка при любом раскладах весит намного легче двуручника,правда тут надо заметить что к весу присоединялся частично вес человека.Руку отрубали даже пешие казаки при столкновении с пехотой.
  11. 0
    22 июля 2016 16:20
    Надо сказать, что многие исторические романы или скажем новомодные альтернативные истории достаточно подробно описывали жизнь ландскнехтов.

    Прочел у автора, профессионального историка, и сравнил с книгами. Отметил для себя.

    А вот чеканка на доспехах вызывает удивление. Уж очень правильно и красиво все линии. Ведь права на ошибку не дано. Тут резинкой или наждачной бумагой не затрешь.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»