Подводные лодки Монтуриоля и Пераля
Наверное, только современные дети – «поколение NEXT» - не читали роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой», а уж люди в возрасте читали его непременно. Причем в детстве меня, во-первых, поразила обложка этой книги, на которой был изображен веретенообразный подводный корабль, а во-вторых, само слово «лье». Звучит, не правда ли, как-то очень необычно и притягательно. Однако только потом, уже прочитав роман «Таинственный остров», мы узнаем тайну капитана Немо. Оказывается, что он был родом из Индии, являлся сыном раджи и люто ненавидел Англию, колонизировавшую его страну. Но, хочешь победить врага – узнай его тайны, и вот молодой принц Дакар едет в Англию получать образование, после чего возглавляет восстание сипаев, а потом создает корабль, на многие годы, а в чем-то и навсегда, по воле автора, обгоняющий науку и технику, доступную человечеству. То есть совершенный подводный корабль оказался творением мятежного индуса! Таков, как вы помните, сюжет романа…
Подводная лодка «Иктанео №1», хотя и новодел, но смотрится очень здорово.
Но вот вопрос, а известны ли в истории техники примеры, когда те же самые подводные лодки, опережающие свое время, создавали бы реальные люди, а не романтические герои на страницах книг? Да, оказывается, такие примеры известны, и как раз о двух таких подводных кораблях сегодня и пойдет наш рассказ.
«Рыба №1» и «Рыба №2»
Прежде всего, заметим, что до того, как Колумб открыл Америку, Испания была одним из самых развитых и процветающих государств Европы. Причем славилась и овцеводством, и своим вином, и прославленными толедскими клинками. Но, усевшись на «золотую иглу» в виде струящегося потока драгоценных металлов из Мексики, она «растеряла» всю свою экономику, и почему так случилось, понятно. Зачем производить что-то самим, когда это же самое ты можешь купить за золото в любом другом месте? Флот Испании после разгрома Армады год от года становился все слабее и слабее, и к середине 19 века ослабел так сильно, что на равных не мог противостоять ни Франции, ни уж, конечно, Англии. И как это бывает очень часто, в Испании появился человек, который решил компенсировать количество кораблей совершенно новым качеством и построить... подводный корабль, который сможет не опасаться ни французского, ни британского флотов! Звали его Нарцисо Монтуриоль, и вот он-то в 1858 году и сумел построить в Испании первую испанскую субмарину «Эль Иктинео» («Рыба»). Длина ее составляла свыше 7 м, а водоизмещение около 8 тонн. В порту Барселоны она совершила более полусотни погружений, временами опускаясь более чем на 20 м. При этом она избежала существенных аварий, что было большим достижением уже само по себе! Правда, оружие её было слишком примитивным: в носу… сверло, чтобы проделывать отверстия в корпусах неприятельских кораблей! Впрочем, Монтуриоль хотел поставить на своей «Рыбе» и пушку, которая могла стрелять под водой прямо в корпус вражеского корабля. Но обедневшее испанское государство денег на лодку не нашло, а деньги, данные спонсорами, быстро кончились.
Испытание подводной лодки Пераля в 1888 году.
Первая испанская торпедная…
Вторую оригинальную испанскую субмарину спустили на воду в городе Кадисе, и это была, как это удивительно не звучит – первая торпедная субмарина в мире! Её конструктором был Исаак Пераль-и-Кабальеро, который родился в Картахене в 1851 году в семействе кадрового военного. Закончив Морскую школу, он был произведен в офицеры, воевал на Кубе и на Филиппинах, и был за свою храбрость награжден медалями, ну а в 1884 году предложил «Проект торпедоносной субмарины», которую построили и спустили на воду в сентябре 1888 года.
Зато теперь подводная лодка Пераля «купается» в фонтане. Это ж надо было такое придумать?! На месте обтекателя торпедного аппарата памятная табличка. Хорошо виден носовой винт глубины, вращением которого осуществлялась дифферентовка лодки.
Водоизмещение ее составляло 85 тонн в подводном положении, хотя более трети этой массы занимала большая аккумуляторная батарея, состоявшая из более чем 600 (!) 50-килограммовых кислотно-свинцовых «банок». Причем зарядить батарею можно было только лишь на базе, и нужно было на это больше суток! Два электромотора по 30 л.с. вращали каждый свой винт, что давало скорость в 7,5 узлов на поверхности воды и лишь 3,5 узла на глубине. Впрочем, главный недостаток субмарины был связан не с низкой скоростью, а с тем, что ее дальность плавания составляла всего лишь 40 миль.
Это фото дает представление о размерах этого судна, и видно, что оно совсем не маленькое.
Но… «не бывает пророка в своём отечестве». Морское министерство от лодки Пераля отказалось, хотя она благополучно прошла все надлежащие испытания. В конце 1890 года в порту Кадиса её разоружили, и оставили... ржаветь до 1929 года, когда её отбуксировали в Картахену. Хотя, почему так, понятно: «игрушка» бедной Испании оказалась просто не по карману. Зато её создатель сильно обиделся, ушел в политику, и, сделавшись депутатом парламента, разругался со всеми, кто занимался морской политикой страны. Понятно, что «техника» тут и вовсе перестала иметь значение, а осталось столкновение амбиций. В 1895 году Пераль уехал в Берлин прооперировать прогрессирующий рак, но из-за неудачного лечения у него начался менингит, от которого он, в конце концов, и умер.
Монета на память
Зато потом его субмарину отреставрировали и поставили напротив здания базы подводных лодок в порту Картахены, потом переставили поближе к морю на площадь, а с 1992 года она красуется уже на главной набережной этого города – бульваре Альфонсо XII. А к 125-летию спуска на воду лодки Пераля Королевский монетный двор Испании выпустил даже специальную серебряную монету. На аверсе монеты отчеканен портрет короля Испании Хуана Карлоса I, текст «JUAN CARLOS I REY DE ESPANA» и год эмиссии – «2013».
Аверс.
Портрет Исаака Пераля отчеканен на реверсе, а внизу, на фоне стилизованного изображения морских волн, помещена подводная лодка, носящая его имя. Номинал монеты «10 EURO». Справа от портрета помещено имя изобретателя «ISAAC PERAL» в две строки, а слева еще и знак испанского Королевского монетного двора – буква «М» под короной.
Реверс.
Подводная лодка «Иктанео №1», хотя и новодел, но смотрится очень здорово.
Но вот вопрос, а известны ли в истории техники примеры, когда те же самые подводные лодки, опережающие свое время, создавали бы реальные люди, а не романтические герои на страницах книг? Да, оказывается, такие примеры известны, и как раз о двух таких подводных кораблях сегодня и пойдет наш рассказ.
«Рыба №1» и «Рыба №2»
Прежде всего, заметим, что до того, как Колумб открыл Америку, Испания была одним из самых развитых и процветающих государств Европы. Причем славилась и овцеводством, и своим вином, и прославленными толедскими клинками. Но, усевшись на «золотую иглу» в виде струящегося потока драгоценных металлов из Мексики, она «растеряла» всю свою экономику, и почему так случилось, понятно. Зачем производить что-то самим, когда это же самое ты можешь купить за золото в любом другом месте? Флот Испании после разгрома Армады год от года становился все слабее и слабее, и к середине 19 века ослабел так сильно, что на равных не мог противостоять ни Франции, ни уж, конечно, Англии. И как это бывает очень часто, в Испании появился человек, который решил компенсировать количество кораблей совершенно новым качеством и построить... подводный корабль, который сможет не опасаться ни французского, ни британского флотов! Звали его Нарцисо Монтуриоль, и вот он-то в 1858 году и сумел построить в Испании первую испанскую субмарину «Эль Иктинео» («Рыба»). Длина ее составляла свыше 7 м, а водоизмещение около 8 тонн. В порту Барселоны она совершила более полусотни погружений, временами опускаясь более чем на 20 м. При этом она избежала существенных аварий, что было большим достижением уже само по себе! Правда, оружие её было слишком примитивным: в носу… сверло, чтобы проделывать отверстия в корпусах неприятельских кораблей! Впрочем, Монтуриоль хотел поставить на своей «Рыбе» и пушку, которая могла стрелять под водой прямо в корпус вражеского корабля. Но обедневшее испанское государство денег на лодку не нашло, а деньги, данные спонсорами, быстро кончились.
Испытание подводной лодки Пераля в 1888 году.
Первая испанская торпедная…
Вторую оригинальную испанскую субмарину спустили на воду в городе Кадисе, и это была, как это удивительно не звучит – первая торпедная субмарина в мире! Её конструктором был Исаак Пераль-и-Кабальеро, который родился в Картахене в 1851 году в семействе кадрового военного. Закончив Морскую школу, он был произведен в офицеры, воевал на Кубе и на Филиппинах, и был за свою храбрость награжден медалями, ну а в 1884 году предложил «Проект торпедоносной субмарины», которую построили и спустили на воду в сентябре 1888 года.
Зато теперь подводная лодка Пераля «купается» в фонтане. Это ж надо было такое придумать?! На месте обтекателя торпедного аппарата памятная табличка. Хорошо виден носовой винт глубины, вращением которого осуществлялась дифферентовка лодки.
Водоизмещение ее составляло 85 тонн в подводном положении, хотя более трети этой массы занимала большая аккумуляторная батарея, состоявшая из более чем 600 (!) 50-килограммовых кислотно-свинцовых «банок». Причем зарядить батарею можно было только лишь на базе, и нужно было на это больше суток! Два электромотора по 30 л.с. вращали каждый свой винт, что давало скорость в 7,5 узлов на поверхности воды и лишь 3,5 узла на глубине. Впрочем, главный недостаток субмарины был связан не с низкой скоростью, а с тем, что ее дальность плавания составляла всего лишь 40 миль.
Это фото дает представление о размерах этого судна, и видно, что оно совсем не маленькое.
Но… «не бывает пророка в своём отечестве». Морское министерство от лодки Пераля отказалось, хотя она благополучно прошла все надлежащие испытания. В конце 1890 года в порту Кадиса её разоружили, и оставили... ржаветь до 1929 года, когда её отбуксировали в Картахену. Хотя, почему так, понятно: «игрушка» бедной Испании оказалась просто не по карману. Зато её создатель сильно обиделся, ушел в политику, и, сделавшись депутатом парламента, разругался со всеми, кто занимался морской политикой страны. Понятно, что «техника» тут и вовсе перестала иметь значение, а осталось столкновение амбиций. В 1895 году Пераль уехал в Берлин прооперировать прогрессирующий рак, но из-за неудачного лечения у него начался менингит, от которого он, в конце концов, и умер.
Монета на память
Зато потом его субмарину отреставрировали и поставили напротив здания базы подводных лодок в порту Картахены, потом переставили поближе к морю на площадь, а с 1992 года она красуется уже на главной набережной этого города – бульваре Альфонсо XII. А к 125-летию спуска на воду лодки Пераля Королевский монетный двор Испании выпустил даже специальную серебряную монету. На аверсе монеты отчеканен портрет короля Испании Хуана Карлоса I, текст «JUAN CARLOS I REY DE ESPANA» и год эмиссии – «2013».
Аверс.
Портрет Исаака Пераля отчеканен на реверсе, а внизу, на фоне стилизованного изображения морских волн, помещена подводная лодка, носящая его имя. Номинал монеты «10 EURO». Справа от портрета помещено имя изобретателя «ISAAC PERAL» в две строки, а слева еще и знак испанского Королевского монетного двора – буква «М» под короной.
Реверс.
Автор: kalibr