Т-24 – танк, обогнавший свое время
История этого танка, которого вполне можно считать дедушкой Т-34, лично для меня началась очень давно. Еще будучи мальчишкой, я в журнале «Наука и жизнь» на маленьких картинках внизу страницы, выполненных в черно-белой графике, увидел два поразивших меня танка – Т-24 и ТГ. Затем такую же «подборку» я встретил в журнале «Юный техник», но ни в том, ни в другом журналах об этих танках не было ничего. Затем рисунок Т-24 с кратким текстом обнаружился в книге «Рыцари брони» Н. Ермоловича. А в 1980-ом я сделал свой первый танк – модель первого советского танка «Борец за свободу тов. Ленин», победившую на конкурсе игрушек Минлегпрома СССР. Затем последовала следующая серия: Т-27, Т-26, БТ-5, Т-35, ИС-2, также ставшая призером конкурса 1982 года. Но… хотелось сделать на конкурс модель неизвестного ранее танка, о котором мало кто знал и который, тем не менее, сыграл бы в истории развития отечественной БТТ определенную роль. И куда я только не обращался в поисках его чертежей, даже в знаменитую Ленинку – библиотеку им. Ленина в Москве, где, кстати, отыскал чертежи танкетки Т-27… в списке ДСП («сов.секретно»), и мне их так ведь и не дали… в 1988 году!
Т-24 на ходовых испытаниях без вооружения.
Но самое интересное отнюдь не в том, что танк «подоспел» к кризису 1929 года, а то, что разрабатывать его в СССР начали в 1927 году, когда никакими кризисами на Западе даже и не пахло, а царило там полное «просперити». И, тем не менее, у нас была начата работа над технически сложным «маневренным танком» с многоярусным вооружением. Опять же интересно, что такая конструкция имела как множество преимуществ, так и много недостатков. Преимуществом являлась возможность вести огонь сразу в нескольких направлениях одновременно, что и было потом доказано на американских танках М3 «Ли». А недостаток – тот же, что и у «Ли»: большая высота танка, а еще сложности с вращением верхней и нижней башен — поворот нижней сбивал наводку у верхней. Выпускать танк должен был Харьковский паровозостроительный завод.
Сначала сделали Т-12 (причем интересно, что на нем должны были стоять спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова под японский патрон). Танк испытали, затем его модернизировали, и именно так получился танк Т-24. А теперь давайте посмотрим, с каким иностранным танком 1927, 1928, 1929 года можно его сравнить? Нет таких! Его ровесник «Виккерс-медиум» имел двигатель спереди, непомерную высоту, одну пушку калибра 47-мм и один пулемет в башне, два по бортам, броню 16-8 мм и скорость 24 км/ч.
Средний танк Т-24: 1 - направляющее колесо, 2 - механизм натяжения гусениц. 3 — тележка подвески, 4 - ведущее колесо, 5 - глушитель, 6 - надгусеничная полка, 7 - люк главной башни, 8 - люк малой башни, 9 - броневые заслонки горловин топливных и масляных баков, 10 - крышки моторно-трансмиссионного отделения, 11 - трехстворчатый люк механика-водителя, 12 - буксирная серьга.
Т-24, ставший первым советским средним танком, запущенным в серийное производство, имел пушку калибра 45 мм и два пулемета ДТ в башне, и еще два пулемета в верхней башне и в лобовом листе корпуса. Толщина основной брони равнялась 20 мм. Скорость лишь на два километра меньше, чем у «англичанина».
Сборная модель из полистирола танка Т-24 в масштабе 1:35 фирмы Хобби Босс. Уважают наши машины за границей, а? Причем даже такие!
Экипаж Т-24 был продуман весьма рационально: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика. Бронирование было также рациональным – имело наклонное расположение броневых листов на корпусе спереди. Катки ходовой части имели резиновые бандажи, а упругими элементами подвески служили защищенные броневыми кожухами вертикальные спиральные пружины. Танк имел традиционный съемный «хвост», но в данном случае он его не портил. 8-цилиндровый авиационный мотор М-6 имел мощность 300 л.с., что для 18,5-тонного танка было вполне достаточно, поскольку удельная мощность у него получалась 16 л.с. на тонну веса. Но в ходе первых испытаний летом 1930 года танк подвела скверно сконструированная система охлаждения, из-за которой произошло даже возгорание двигателя.
В боекомплект орудия входило 89 выстрелов, включая бронебойные, осколочные снаряды и даже… картечь. Вот только хотя сам танк был готов к 1930 году, пушки Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого ездили только с пулеметным вооружением.
Танк Т-24, использовавшийся в качестве мишени для артиллерии.
Т-24 на ходовых испытаниях без вооружения.
Но самое интересное отнюдь не в том, что танк «подоспел» к кризису 1929 года, а то, что разрабатывать его в СССР начали в 1927 году, когда никакими кризисами на Западе даже и не пахло, а царило там полное «просперити». И, тем не менее, у нас была начата работа над технически сложным «маневренным танком» с многоярусным вооружением. Опять же интересно, что такая конструкция имела как множество преимуществ, так и много недостатков. Преимуществом являлась возможность вести огонь сразу в нескольких направлениях одновременно, что и было потом доказано на американских танках М3 «Ли». А недостаток – тот же, что и у «Ли»: большая высота танка, а еще сложности с вращением верхней и нижней башен — поворот нижней сбивал наводку у верхней. Выпускать танк должен был Харьковский паровозостроительный завод.
Сначала сделали Т-12 (причем интересно, что на нем должны были стоять спаренные 6,5-мм пулеметы Федорова под японский патрон). Танк испытали, затем его модернизировали, и именно так получился танк Т-24. А теперь давайте посмотрим, с каким иностранным танком 1927, 1928, 1929 года можно его сравнить? Нет таких! Его ровесник «Виккерс-медиум» имел двигатель спереди, непомерную высоту, одну пушку калибра 47-мм и один пулемет в башне, два по бортам, броню 16-8 мм и скорость 24 км/ч.
Средний танк Т-24: 1 - направляющее колесо, 2 - механизм натяжения гусениц. 3 — тележка подвески, 4 - ведущее колесо, 5 - глушитель, 6 - надгусеничная полка, 7 - люк главной башни, 8 - люк малой башни, 9 - броневые заслонки горловин топливных и масляных баков, 10 - крышки моторно-трансмиссионного отделения, 11 - трехстворчатый люк механика-водителя, 12 - буксирная серьга.
Т-24, ставший первым советским средним танком, запущенным в серийное производство, имел пушку калибра 45 мм и два пулемета ДТ в башне, и еще два пулемета в верхней башне и в лобовом листе корпуса. Толщина основной брони равнялась 20 мм. Скорость лишь на два километра меньше, чем у «англичанина».
Сборная модель из полистирола танка Т-24 в масштабе 1:35 фирмы Хобби Босс. Уважают наши машины за границей, а? Причем даже такие!
Экипаж Т-24 был продуман весьма рационально: командир, наводчик, механик-водитель и два пулеметчика. Бронирование было также рациональным – имело наклонное расположение броневых листов на корпусе спереди. Катки ходовой части имели резиновые бандажи, а упругими элементами подвески служили защищенные броневыми кожухами вертикальные спиральные пружины. Танк имел традиционный съемный «хвост», но в данном случае он его не портил. 8-цилиндровый авиационный мотор М-6 имел мощность 300 л.с., что для 18,5-тонного танка было вполне достаточно, поскольку удельная мощность у него получалась 16 л.с. на тонну веса. Но в ходе первых испытаний летом 1930 года танк подвела скверно сконструированная система охлаждения, из-за которой произошло даже возгорание двигателя.
В боекомплект орудия входило 89 выстрелов, включая бронебойные, осколочные снаряды и даже… картечь. Вот только хотя сам танк был готов к 1930 году, пушки Т-24 получили лишь в 1932 году, а до этого ездили только с пулеметным вооружением.
Танк Т-24, использовавшийся в качестве мишени для артиллерии.
Автор: kalibr