Проекты инженерных разведывательных катеров на воздушной подушке
В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2016» предприятия отечественной оборонной промышленности демонстрировали различные разработки того или иного назначения. Среди прочих экспонатов специалистам и посетителям выставки показали некоторые перспективные образцы техники для инженерных войск. Одним из самых интересных элементов этой части выставки стал новейший амфибийный инженерный разведывательный катер ИРК.
Проект перспективного амфибийного катера ИРК был разработан инженерами Центрального конструкторского бюро «Нептун» (г. Санкт-Петербург) в интересах инженерных войск вооруженных сил. Основной сферой деятельности этого конструкторского бюро является разработка катеров и легких судов различных классов, в том числе использующих воздушную подушку. За время своей работы ЦКБ «Нептун» предложило большое количество проектов гражданского и военного назначения. Теперь на основе накопленного опыта был разработан новый проект, целью которого является обновление парка техники инженерных войск.
В передней части рубки предусматриваются рабочие места двух членов экипажа. У левого борта размещается командирский пульт, у правого – пост управления. Управление движением катера предлагается осуществлять при помощи штурвала и набора рычагов, а для контроля за работой систем имеется жидкокристаллический дисплей. На месте командира располагается аналогичный экран с пультом управления. Также рядом с местами экипажа в рубке находятся несколько ящиков для хранения различного имущества.
Кормовая часть корпуса катера-амфибии ИРК отдается под размещение силовых агрегатов. Непосредственно на корпусе помещаются несколько прямоугольных кожухов, вмещающих некоторые элементы силовой установки. Перед ними помещаются цилиндрические отсеки, вероятно, вмещающие компрессоры для поддержания воздушной подушки. Для движения катер должен использовать единственный шестилопастной маршевый винт, помещенный в кормовой части и заключенный в кольцевом канале. Управление в движении предлагается осуществлять при помощи трех вертикальных и одного горизонтального руля, помещенных позади винта.
Представленный на недавней выставке образец катера ИРК получил достаточно простое вооружение, необходимое для самообороны. На крыше переднего отсека рубки была установлена несложная конструкция с креплениями для стрелкового оружия. Выставочный образец катера был вооружен ручным пулеметом РПК-74. Также возможно применение другого оружия схожего класса.
Для ведения инженерной разведки водоемов и берега катер нового типа должен использовать различное специальное оборудование. В частности, ИРК комплектуется современным гидроакустическим комплексом неуказанного типа, при помощи которого может осуществляться обследование состояния водоема, его дна, берегов и т.д. Также возможно использование перевозимого комплекса инженерной разведки, средств визуального наблюдения и другого оборудования, необходимого разведчикам инженерных войск для решения поставленных задач.
Рабочие места экипажа. Фото Vestnik-rm.ru
В рабочем положении, при наполненном ограждении и функционирующей воздушной подушке, катер нового типа имеет длину 7,8 м, ширину – 3,1 м. Высота катера с учетом воздушной подушки – около 3 м. При спущенной воздушной подушке общая высота сокращается до 2,5 м. Катер может брать на борт полезную нагрузку массой до 900 кг. Также имеется возможность перевозки пяти человек, включая экипаж. Используемые силовая установка и движитель могут разгонять катер до скорости 60 км/ч как на воде, так и на суше. Дальность хода – до 250 км. Имеется возможность непрерывной работы в течение двух суток.
Транспортировка инженерного разведывательного катера должна осуществляться при помощи грузового автомобиля КамАЗ-63501 или иной схожей машины, а также комплекта специальных систем в виде колесного полуприцепа и некоторого другого оснащения. Конструкция самого катера и средств транспортировки позволяет перевозить его по дорогам общего пользования без каких-либо особых мер.
В обновленном виде перспективный катер-амфибия ИРК может представлять большой интерес для инженерных войск. В ряде ситуаций, таких как подготовка переправ различных типов и т.д., инженерные войска нуждаются в данных о параметрах и состоянии водной преграды, а также о наличии подходов к ней, их расположении и других особенностях. В настоящее время разведка подобного рода осуществляется при помощи надувных моторных лодок и иной техники схожего типа. Легкие суда «традиционной» конструкции имеют определенные недостатки в виде возможности перемещения только по воде. В новом проекте ИРК эта проблема была решена при помощи использования воздушной подушки.
Разведывательный катер на воздушной подушке, в отличие от другой техники, имеет возможность перемещения по водоемам вне зависимости от времени года и метеоусловий. Благодаря этому разведчики получают возможность буквально лететь над водой или надо льдом. Кроме того, появляется возможность выхода на некрутой берег для обследования его состояния и поиска возможных подходов к водной преграде. Также высокие ходовые характеристики перспективного катера могут использоваться в транспортных целях, например, для высадки группы инженеров-разведчиков на нужном участке, расположенном на некотором удалении от береговой линии. Не исключается и решение иных задач транспортного характера.
Возможный облик будущей модели инженерного разведывательного катера. Рисунок Portal.rusarmyexpo.ru
За счет сохранения габаритов и веса катера в приемлемых пределах эксплуатант подобной техники получает возможность быстрой и не связанной с какими-либо проблемами переброски ИРК в нужный район, где он самостоятельно может приступать к решению поставленных задач. С точки зрения габаритов перспективный катер-амфибия почти не отличается от другой техники аналогичного назначения, используемой инженерными войсками.
С весны прошлого года ЦКБ «Нептун» успело представить на выставках два прототипа перспективного инженерного разведывательного катера. Как показывает внешний вид двух выставочных образцов, в 2015-16 годах конструкторы-судостроители самым серьезным образом доработали исходную конструкцию, результатом чего стало появление катера ИРК с обновленным обликом и, возможно, повышенными характеристиками. В будущем развитие существующего проекта может продолжиться. Так, в контексте тематики катеров-амфибий для инженерных войск уже фигурируют рисунки, изображающие подобную технику пока не существующих типов. Вполне возможно, что дальнейшее развитие уже разработанных проектов приведет к появлению новых версий разведывательных катеров на воздушной подушке.
Точные перспективы двух проектов инженерного разведывательного катера, разработанных ЦКБ «Нептун» и представленных на нескольких выставках последнего времени, пока неизвестны. В существующем виде эта техника представляет определенный интерес с технической и эксплуатационной точки зрения. Принятие катера ИРК на вооружение позволит повысить эффективность инженерной разведки в сравнении с работами, осуществляющимися при помощи состоящих на вооружении образцов техники. Тем не менее, пока информация об интересе, проявляемом военным ведомством к проекту ИРК, отсутствует. Точно так же нельзя говорить и о реальных перспективах разработки. Возможно, она будет принята на вооружение и поставлена в серию, однако даже примерные сроки этого еще не определены.
По материалам сайтов:
http://neptun-ckb.ru/
http://vestnik-rm.ru/
https://portal.rusarmyexpo.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://sdelanounas.ru/
Проект перспективного амфибийного катера ИРК был разработан инженерами Центрального конструкторского бюро «Нептун» (г. Санкт-Петербург) в интересах инженерных войск вооруженных сил. Основной сферой деятельности этого конструкторского бюро является разработка катеров и легких судов различных классов, в том числе использующих воздушную подушку. За время своей работы ЦКБ «Нептун» предложило большое количество проектов гражданского и военного назначения. Теперь на основе накопленного опыта был разработан новый проект, целью которого является обновление парка техники инженерных войск.
В передней части рубки предусматриваются рабочие места двух членов экипажа. У левого борта размещается командирский пульт, у правого – пост управления. Управление движением катера предлагается осуществлять при помощи штурвала и набора рычагов, а для контроля за работой систем имеется жидкокристаллический дисплей. На месте командира располагается аналогичный экран с пультом управления. Также рядом с местами экипажа в рубке находятся несколько ящиков для хранения различного имущества.
Кормовая часть корпуса катера-амфибии ИРК отдается под размещение силовых агрегатов. Непосредственно на корпусе помещаются несколько прямоугольных кожухов, вмещающих некоторые элементы силовой установки. Перед ними помещаются цилиндрические отсеки, вероятно, вмещающие компрессоры для поддержания воздушной подушки. Для движения катер должен использовать единственный шестилопастной маршевый винт, помещенный в кормовой части и заключенный в кольцевом канале. Управление в движении предлагается осуществлять при помощи трех вертикальных и одного горизонтального руля, помещенных позади винта.
Представленный на недавней выставке образец катера ИРК получил достаточно простое вооружение, необходимое для самообороны. На крыше переднего отсека рубки была установлена несложная конструкция с креплениями для стрелкового оружия. Выставочный образец катера был вооружен ручным пулеметом РПК-74. Также возможно применение другого оружия схожего класса.
Для ведения инженерной разведки водоемов и берега катер нового типа должен использовать различное специальное оборудование. В частности, ИРК комплектуется современным гидроакустическим комплексом неуказанного типа, при помощи которого может осуществляться обследование состояния водоема, его дна, берегов и т.д. Также возможно использование перевозимого комплекса инженерной разведки, средств визуального наблюдения и другого оборудования, необходимого разведчикам инженерных войск для решения поставленных задач.
Рабочие места экипажа. Фото Vestnik-rm.ru
В рабочем положении, при наполненном ограждении и функционирующей воздушной подушке, катер нового типа имеет длину 7,8 м, ширину – 3,1 м. Высота катера с учетом воздушной подушки – около 3 м. При спущенной воздушной подушке общая высота сокращается до 2,5 м. Катер может брать на борт полезную нагрузку массой до 900 кг. Также имеется возможность перевозки пяти человек, включая экипаж. Используемые силовая установка и движитель могут разгонять катер до скорости 60 км/ч как на воде, так и на суше. Дальность хода – до 250 км. Имеется возможность непрерывной работы в течение двух суток.
Транспортировка инженерного разведывательного катера должна осуществляться при помощи грузового автомобиля КамАЗ-63501 или иной схожей машины, а также комплекта специальных систем в виде колесного полуприцепа и некоторого другого оснащения. Конструкция самого катера и средств транспортировки позволяет перевозить его по дорогам общего пользования без каких-либо особых мер.
В обновленном виде перспективный катер-амфибия ИРК может представлять большой интерес для инженерных войск. В ряде ситуаций, таких как подготовка переправ различных типов и т.д., инженерные войска нуждаются в данных о параметрах и состоянии водной преграды, а также о наличии подходов к ней, их расположении и других особенностях. В настоящее время разведка подобного рода осуществляется при помощи надувных моторных лодок и иной техники схожего типа. Легкие суда «традиционной» конструкции имеют определенные недостатки в виде возможности перемещения только по воде. В новом проекте ИРК эта проблема была решена при помощи использования воздушной подушки.
Разведывательный катер на воздушной подушке, в отличие от другой техники, имеет возможность перемещения по водоемам вне зависимости от времени года и метеоусловий. Благодаря этому разведчики получают возможность буквально лететь над водой или надо льдом. Кроме того, появляется возможность выхода на некрутой берег для обследования его состояния и поиска возможных подходов к водной преграде. Также высокие ходовые характеристики перспективного катера могут использоваться в транспортных целях, например, для высадки группы инженеров-разведчиков на нужном участке, расположенном на некотором удалении от береговой линии. Не исключается и решение иных задач транспортного характера.
Возможный облик будущей модели инженерного разведывательного катера. Рисунок Portal.rusarmyexpo.ru
За счет сохранения габаритов и веса катера в приемлемых пределах эксплуатант подобной техники получает возможность быстрой и не связанной с какими-либо проблемами переброски ИРК в нужный район, где он самостоятельно может приступать к решению поставленных задач. С точки зрения габаритов перспективный катер-амфибия почти не отличается от другой техники аналогичного назначения, используемой инженерными войсками.
С весны прошлого года ЦКБ «Нептун» успело представить на выставках два прототипа перспективного инженерного разведывательного катера. Как показывает внешний вид двух выставочных образцов, в 2015-16 годах конструкторы-судостроители самым серьезным образом доработали исходную конструкцию, результатом чего стало появление катера ИРК с обновленным обликом и, возможно, повышенными характеристиками. В будущем развитие существующего проекта может продолжиться. Так, в контексте тематики катеров-амфибий для инженерных войск уже фигурируют рисунки, изображающие подобную технику пока не существующих типов. Вполне возможно, что дальнейшее развитие уже разработанных проектов приведет к появлению новых версий разведывательных катеров на воздушной подушке.
Точные перспективы двух проектов инженерного разведывательного катера, разработанных ЦКБ «Нептун» и представленных на нескольких выставках последнего времени, пока неизвестны. В существующем виде эта техника представляет определенный интерес с технической и эксплуатационной точки зрения. Принятие катера ИРК на вооружение позволит повысить эффективность инженерной разведки в сравнении с работами, осуществляющимися при помощи состоящих на вооружении образцов техники. Тем не менее, пока информация об интересе, проявляемом военным ведомством к проекту ИРК, отсутствует. Точно так же нельзя говорить и о реальных перспективах разработки. Возможно, она будет принята на вооружение и поставлена в серию, однако даже примерные сроки этого еще не определены.
По материалам сайтов:
http://neptun-ckb.ru/
http://vestnik-rm.ru/
https://portal.rusarmyexpo.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://sdelanounas.ru/
Автор: Glenn Witcher