Шляпка, зонтик и лошадиный хвост - знамена самураев!
Народ Японии на всем протяжении своей истории придавал очень большое и значение отличительным знакам. Что они из себя представляли во времена существования древнеяпонского государства, точно не известно. Сведения о них стали более-менее полными, лишь когда японское общество окончательно оформилось и стало носить иерархический характер.
Тогда система чиновничьих рангов (основу взяли в Китае) разделила все властвующее сословие на 12 ступеней (или рангов). Каждому рангу полагалось носить платье строго определенного цвета, что было своего рода символом (а вернее, стандартом) каждого чиновничьего сословия. И так до конца XIX в. - цвет «деловой» одежды у японцев указывал на принадлежность к тому или иному рангу.
Воинам (иначе их называли самураи, или буси) вначале не нашлось места в сформировавшейся системе рангов. До XII в. они были откровенно презираемы высшими чиновниками (за что, впрочем, последние жестоко поплатились впоследствии).
Доспехи знатного самурая с моном на груди.
Вверху знамен изображался герб рода (камон или просто мон). Предположительно моны появились около 1100 г. и имели хождение в основном среди придворной аристократии. Происхождение первых монов относят к временам родоплеменных тотемов, а изображения их носили тогда растительно-животный характер. К примеру, бабочка была гербом Тайра.
Однообразие значков претерпело изменения после военных действий японцев против монголов, дважды пытавшихся завоевать острова в XIII в. Получив определенный урок в ведении боя с монголами, японцы стали отдавать предпочтение сражениям пешим строем, используя в качестве вооружения длинные копья и деревянные щиты татэ.
Назначением татэ была лишь защита стрелков. Копейщики и меченосцы переносных щитов уже не использовали. Так вот, на белых щитах тогда изображался родовой герб, и одна или несколько полос, идущих поперек. Такое сочетание мона и полос (своего рода опознавательного знака воинского подразделения) было свойственно для остальных знаков отличия в японской армии. Их можно было видеть на наплечных и нашлемных флажках, заспинных знаменах.
Еще для отличительных знаков использовали особые пологи – дзинмаку, которыми огораживали ставку полководца. Изначально их использовали как занавески, изолирующие части дома друг от друга.
С XIV в. дзинмаку стали использовать в своем обиходе и воины. Дзинмаку изготавливались из полос материи, как правило, их было 5 штук. В высоту такие дзинмаку достигали 2-2,5 м. Полосы до конца не сшивали, оставляя часть полотна несшитым. Полотно пропускало воздух, а если поднимался сильный ветер, не надувалось наподобие паруса. А еще через них было весьма удобно наблюдать за тем, что происходило снаружи. В основном дзинмаку были белыми, с черным родовым гербом в центре полотна на средней полосе. К XVI в. дзинмаку стали цветными, присутствие нескольких цветов на полотнище не возбранялось. На разноцветных дзинмаку гербы были белого, желтого цвета, или их не было вовсе, что давало возможность лицезревшим полотнище попытаться угадать хозяина по цветовому совмещению.
Почти в одно время появились персональные знаки различия на доспехах. Во времена Гэмпэй самураи Минамото и Тайра порой привязывали на свои доспехи ленточки определенного цвета, которые были определенными для каждого клана. В XIV в. такие ленточки видоизменились в содэ-дзируси – нарукавные флажки и каса-дзируси – нашлемные флажки.
Нобори Такеда Сингена. Рис. А.Шепса
Токугава Иэясу имел белый хата-дзируси, унаследованный от отца, с девизом буддийской секты "Чистой земли" – "Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю".
А у Исида Мицунари иероглифы на белом нобори складывались в девиз, означавший «Великая, огромная, десятитысятитысячная удача". Интересно, что они были составлены в виде кроссворда и вместе с тем являлись гербом владельца, что было уникальным случаем, потому как иероглифы применялись в гербах очень редко и только в комбинации с каким-либо рисунком.
Уникальная надпись была на знамени Бан Наоюки. Надпись на его белом нобори гласила: "Хандан Уэмон", обозначавшая "Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения". Тогда все известные гвардии делились на правую и левую. Видимо, или сам Наоюки, а может, кто-то из его предков имел честь служить в дворцовой гвардии и носить титул, именовавшийся подобным образом.
На этой гравюре Утагава Куниёси хорошо видно, как сасимоно крепилось на наспинной секции японского доспеха.
Что во всем этом на взгляд европейца было ужасно? Да то, что, какая бы то ни было система опознавания при помощи различных знаков внутри клана полностью отсутствовала, и вдобавок их было очень много! Например, у Койдэ Ёситика, сражавшийся в битве за Осаку за Токугава, был белый нобори с черным иероглифом КО в черном круге, но штандартом был золотой крест с причудливыми окончаниями, а вот его самураи носили сасимоно в виде шеста с пятью двойными золотыми флажками! Тодзаво Масамори, также сторонник Токугава, имел сасимоно гонцов в виде красного диска на синем поле и с плюмажем из черного меха, а вот сасимоно самураев и асигару такое же, но меньших размеров и без плюмажа. Затем у него был штандарт в виде флага с таким же изображением и такого же цвета, который был привешен на перекладине под золотыми оленьими рогами. Большой штандарт у него напротив – имел вид шеста с тремя золотыми зонтами один над другим и черным плюмажом из перьев, а вот нобори у него было в черно-белую поперечную полоску.
Опознавательные знаки японских самураев. Старинная ксилография.
Клан Цугару, находившийся на севере Японии, имел ума-дзируси в виде объемного сякудзё – посоха с погремушкой буддийского монаха, причем такой размера, что носить ее приходилось троим асигару: один нес его на спине, а два других растягивали его на шнурах, чтобы он не очень раскачивался. На красных сасимона самураев изображалась золотая свастика, а на белых нобори – две красных свастики. Малый штандарт был белый с золотым кругом посредине, а вот помощники штандартоносца с сякудзё – сразу два простых красных флажка!
Но всех переплюнул вроде бы некий Инаба, умерший в 1628 г., имевший сасимоно асигару в виде тройного (!) флажка с тремя белыми кругами на синем фоне, затем сасимоно гонцов – белый иероглиф на синем фоне, затем сасимоно самураев – из пяти золотых перьев на шесте, затем большой штандарт – золотой мешок для еды, малый штандарт – пест-толкушка для риса, и, наконец, нобори – белый круг на синем поле (один), то есть шесть разных опознавательных знаков! И все это надо было запомнить и во всем этот разбираться, чтобы вовремя определить кто перед тобой – друзья или враги!
Нобори из кинофильма "Семь самураев" – шесть значков – шесть самураев, один значок – крестьянский сын и внизу иероглиф обозначающий деревню.
Очевидно, что как в вооружении, так и во всевозможных средствах идентификации японские воины отличались незаурядностью. А некоторые знаки отличия самураев вообще не имеют аналогов в мире.
Тогда система чиновничьих рангов (основу взяли в Китае) разделила все властвующее сословие на 12 ступеней (или рангов). Каждому рангу полагалось носить платье строго определенного цвета, что было своего рода символом (а вернее, стандартом) каждого чиновничьего сословия. И так до конца XIX в. - цвет «деловой» одежды у японцев указывал на принадлежность к тому или иному рангу.
Воинам (иначе их называли самураи, или буси) вначале не нашлось места в сформировавшейся системе рангов. До XII в. они были откровенно презираемы высшими чиновниками (за что, впрочем, последние жестоко поплатились впоследствии).
Доспехи знатного самурая с моном на груди.
Вверху знамен изображался герб рода (камон или просто мон). Предположительно моны появились около 1100 г. и имели хождение в основном среди придворной аристократии. Происхождение первых монов относят к временам родоплеменных тотемов, а изображения их носили тогда растительно-животный характер. К примеру, бабочка была гербом Тайра.
Однообразие значков претерпело изменения после военных действий японцев против монголов, дважды пытавшихся завоевать острова в XIII в. Получив определенный урок в ведении боя с монголами, японцы стали отдавать предпочтение сражениям пешим строем, используя в качестве вооружения длинные копья и деревянные щиты татэ.
Назначением татэ была лишь защита стрелков. Копейщики и меченосцы переносных щитов уже не использовали. Так вот, на белых щитах тогда изображался родовой герб, и одна или несколько полос, идущих поперек. Такое сочетание мона и полос (своего рода опознавательного знака воинского подразделения) было свойственно для остальных знаков отличия в японской армии. Их можно было видеть на наплечных и нашлемных флажках, заспинных знаменах.
Еще для отличительных знаков использовали особые пологи – дзинмаку, которыми огораживали ставку полководца. Изначально их использовали как занавески, изолирующие части дома друг от друга.
С XIV в. дзинмаку стали использовать в своем обиходе и воины. Дзинмаку изготавливались из полос материи, как правило, их было 5 штук. В высоту такие дзинмаку достигали 2-2,5 м. Полосы до конца не сшивали, оставляя часть полотна несшитым. Полотно пропускало воздух, а если поднимался сильный ветер, не надувалось наподобие паруса. А еще через них было весьма удобно наблюдать за тем, что происходило снаружи. В основном дзинмаку были белыми, с черным родовым гербом в центре полотна на средней полосе. К XVI в. дзинмаку стали цветными, присутствие нескольких цветов на полотнище не возбранялось. На разноцветных дзинмаку гербы были белого, желтого цвета, или их не было вовсе, что давало возможность лицезревшим полотнище попытаться угадать хозяина по цветовому совмещению.
Почти в одно время появились персональные знаки различия на доспехах. Во времена Гэмпэй самураи Минамото и Тайра порой привязывали на свои доспехи ленточки определенного цвета, которые были определенными для каждого клана. В XIV в. такие ленточки видоизменились в содэ-дзируси – нарукавные флажки и каса-дзируси – нашлемные флажки.
Нобори Такеда Сингена. Рис. А.Шепса
Токугава Иэясу имел белый хата-дзируси, унаследованный от отца, с девизом буддийской секты "Чистой земли" – "Отвлекаясь от земной юдоли, радостно вступаем на праведный путь, ведущий в Чистую Землю".
А у Исида Мицунари иероглифы на белом нобори складывались в девиз, означавший «Великая, огромная, десятитысятитысячная удача". Интересно, что они были составлены в виде кроссворда и вместе с тем являлись гербом владельца, что было уникальным случаем, потому как иероглифы применялись в гербах очень редко и только в комбинации с каким-либо рисунком.
Уникальная надпись была на знамени Бан Наоюки. Надпись на его белом нобори гласила: "Хандан Уэмон", обозначавшая "Правая дворцовая гвардия. Отряд сопровождения". Тогда все известные гвардии делились на правую и левую. Видимо, или сам Наоюки, а может, кто-то из его предков имел честь служить в дворцовой гвардии и носить титул, именовавшийся подобным образом.
На этой гравюре Утагава Куниёси хорошо видно, как сасимоно крепилось на наспинной секции японского доспеха.
Что во всем этом на взгляд европейца было ужасно? Да то, что, какая бы то ни было система опознавания при помощи различных знаков внутри клана полностью отсутствовала, и вдобавок их было очень много! Например, у Койдэ Ёситика, сражавшийся в битве за Осаку за Токугава, был белый нобори с черным иероглифом КО в черном круге, но штандартом был золотой крест с причудливыми окончаниями, а вот его самураи носили сасимоно в виде шеста с пятью двойными золотыми флажками! Тодзаво Масамори, также сторонник Токугава, имел сасимоно гонцов в виде красного диска на синем поле и с плюмажем из черного меха, а вот сасимоно самураев и асигару такое же, но меньших размеров и без плюмажа. Затем у него был штандарт в виде флага с таким же изображением и такого же цвета, который был привешен на перекладине под золотыми оленьими рогами. Большой штандарт у него напротив – имел вид шеста с тремя золотыми зонтами один над другим и черным плюмажом из перьев, а вот нобори у него было в черно-белую поперечную полоску.
Опознавательные знаки японских самураев. Старинная ксилография.
Клан Цугару, находившийся на севере Японии, имел ума-дзируси в виде объемного сякудзё – посоха с погремушкой буддийского монаха, причем такой размера, что носить ее приходилось троим асигару: один нес его на спине, а два других растягивали его на шнурах, чтобы он не очень раскачивался. На красных сасимона самураев изображалась золотая свастика, а на белых нобори – две красных свастики. Малый штандарт был белый с золотым кругом посредине, а вот помощники штандартоносца с сякудзё – сразу два простых красных флажка!
Но всех переплюнул вроде бы некий Инаба, умерший в 1628 г., имевший сасимоно асигару в виде тройного (!) флажка с тремя белыми кругами на синем фоне, затем сасимоно гонцов – белый иероглиф на синем фоне, затем сасимоно самураев – из пяти золотых перьев на шесте, затем большой штандарт – золотой мешок для еды, малый штандарт – пест-толкушка для риса, и, наконец, нобори – белый круг на синем поле (один), то есть шесть разных опознавательных знаков! И все это надо было запомнить и во всем этот разбираться, чтобы вовремя определить кто перед тобой – друзья или враги!
Нобори из кинофильма "Семь самураев" – шесть значков – шесть самураев, один значок – крестьянский сын и внизу иероглиф обозначающий деревню.
Очевидно, что как в вооружении, так и во всевозможных средствах идентификации японские воины отличались незаурядностью. А некоторые знаки отличия самураев вообще не имеют аналогов в мире.
Автор: kalibr