Десантный плавающий бронетранспортер LVTP7 / AAV7A1 (США)
Из-за специфики своей работы некоторые виды вооруженных сил нуждаются в специальной технике, отличающейся от других существующих образцов. В частности, морская пехота для высадки на берег нуждается в специализированных амфибийных бронемашинах. Одним из самых известных образцов такой техники, эксплуатируемых в настоящее время, является американская десантная машина AAV7A1. Эта техника состоит на вооружении уже более 40 лет и пока сохраняет свое место в КМП США. Кроме того, подобные машины активно используются некоторыми зарубежными армиями.
Разработка перспективной амфибийной десантной машины началась в конце шестидесятых годов. В это время Корпус морской пехоты продолжал использовать десантные плавающие бронетранспортеры LVTP5, которые уже не в полной мере отвечали существующим требованиям. Для замены устаревающей техники было решено разработать новый образец аналогичного назначения, но с повышенными характеристиками. Несколько компаний оборонной промышленности представили Пентагону свои версии проекта. Среди разработчиков присутствовала компания FMC Corporation, проект которой вскоре получил одобрение.
Модернизация первой половины восьмидесятых годов внесла некоторые изменения в конструкцию отдельных агрегатов машины, однако часть идей и решений осталась без доработок. Как следствие, удалось сохранить высокую унификацию, что упростило производство новой техники и модернизацию имеющихся в строю машин. Несмотря на схожесть конструкции, бронетехника двух типов имеет некоторые отличия, позволяющие определять конкретную модель с первого взгляда. Так, лобовая часть LVTP7 имела два характерных круглых углубления для установки светотехнического оборудования, тогда как на AAV7 фары помещены в прямоугольных выемках. Кроме того, более новая машина получила волноотражающий щиток, шарнирно закрепленный на нижнем лобовом листе.
Еще в первом проекте LVTP7 была предложена конструкция броневого корпуса, в дальнейшем не претерпевавшая серьезных изменений, хотя и использовались некоторые доработки. Бронекорпус машин изготавливался из алюминиевых листов различной толщины. В лобовой части машины присутствовали листы толщиной до 45 мм, в составе бортов и кормы – 30 или 35 мм. При разработке бронекорпуса учитывалась необходимость преодоления водных преград вплавь с полезной нагрузкой на борту, из-за чего появилась достаточно крупная конструкция с приемлемым запасом плавучести, имеющая узнаваемую форму.
LVTP7 на воде. Фото Militaryfactory.com
Бронетранспортер LVTP7 / AAV7 имеет клиновидную лобовую часть корпуса с крупным наклонным нижним листом, улучшающим характеристики на воде. Передняя половина верхней части корпуса сохраняет большую ширину, что связано с установкой люков и башни, а кормовая имеет наклоненные внутрь верхние листы бортов. Кормовой лист устанавливается с небольшим наклоном назад. Компоновка корпуса была определена в соответствии с различными требованиями к машине. В передней части, со сдвигом к правому борту, помещается моторно-трансмиссионное отделение, слева от которого находится отделение управления с местами для водителя и командира. За ними помещен обитаемый отсек с рабочим местом стрелка и десантным отделением для солдат или грузов.
Самый первый вариант десантного бронетранспортера оснащался дизельным двигателем Cummins VT400. В проекте AAV7A1 его заменили изделием Cummins VTA-525 мощностью 400 л.с. В последних вариантах модернизации используется 525-сильный дизель VTAC 525 903. Применяется трансмиссия HS-400-3A1 от компании FMC. C помощью последней осуществляется передача крутящего момента на ведущие колеса переднего расположения.
Ходовая часть строится на основе шести опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными пружинами на каждом борту. Передняя и задняя пары катков дополнительно оснащаются гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса помещены ведущие колеса, в корме – направляющие. Между третьим и четвертым опорными катками располагается поддерживающий ролик. В ходе поздних модернизаций подвеска машины подвергалась некоторым доработкам, однако общие принципы оставались прежними.
За несколько десятилетий промышленность Соединенных Штатов успела построить более 1500 машин LVTP7 / AAV7A1 всех модификаций. Подавляющее большинство этой техники (свыше 1300 единиц) отправилось служить в Корпус морской пехоты США. Оставшиеся амфибии были проданы дружественным государствам. Так, Аргентине передали 21 машину LVTP7. В дальнейшем техника была модернизирована силами страны-эксплуатанта. Более полусотни машин нескольких модификаций заказали Бразилия и Тайвань. Меньшее количество техники было куплено Индонезией, Италией, Испанией, Таиландом и Венесуэлой. Также следует отметить бронетранспортеры KAAV7A1, эксплуатируемые Южной Кореей. Они были построены в рамках проекта модернизации базового AAV7A1 силами компаний BAE Systems и Samsung Techwin. В настоящее время южнокорейская армия имеет на вооружении более 160 подобных машин.
За четыре с лишним десятилетия службы бронетранспортеры AAV7A1 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первый случай боевого применения LVTP7 относится к началу апреля 1982 года, когда два десятка амфибий принимали участие в высадке аргентинских войск на Фолклендские острова. По имеющимся данным, эти силы не понесли никаких потерь и вернулись на материк до конца боевых действий. Вскоре некоторое количество LVTP7 американского КМП отправилось в Ливан для работы в составе международных миротворческих сил, продолжавшейся около двух лет. В октябре 1983 года бронемашины использовались в операции Urgent Fury, во время которой осуществляли высадку десанта на побережье Гренады.
По-настоящему серьезная и массовая эксплуатация амфибийных десантных машин в боевых условиях началась в 1991 году. Во время войны с Ираком американские морпехи самым активным образом использовали имеющуюся у них технику. В 1992-93 годах AAV7A1 вновь приняли участие в боях, на этот раз в Сомали, в составе коалиции UNITAF. Последним на данный момент крупным конфликтом с использованием десантных бронемашин стала война в Ираке 2003 года.
В конце восьмидесятых годов было решено создать дополнительное бронирование для существующих машин, необходимое для повышения живучести техники в боевых условиях. В 1993 году КМП получил первые комплекты EAAK (Enhanced Applique Armor Kits – «Набор улучшенной навесной брони»), включавшие набор дополнительных элементов защиты для установки на существующий бронекорпус. Элементы нового комплекта крепились на лобовом и бортовых листах, на крыше, а также на люках экипажа. В дальнейшем был созданы новые варианты навесного бронирования.
Следует отметить, что последнее вторжение в Ирак наглядно показало перспективы имеющейся техники. В ходе боев в различных районах страны было установлено, что характеристики AAV7A1 уже не в полной мере отвечают требованиям времени. По результатам нескольких сражений бронетранспортер подвергся резкой критикой, основным поводом для которой стал недостаточный уровень защиты. К примеру, особо подчеркивалось, что по этому параметру техника Корпуса морской пехоты заметно уступает боевым машинам пехоты M2 Bradley, состоящим на вооружении сухопутных войск. Имеющиеся недостатки привели к определенным потерям техники. Во время битвы за Насирию (23-29 марта 2003 г.) КМП потерял от огня противника восемь машин AAV7A1. Летом 2005 года одна из амфибий подорвалась на самодельном взрывном устройстве, в результате чего погибли 14 десантников. Имеющиеся средства дополнительной защиты позволяли повысить живучесть техники, однако в некоторых случаях их характеристик не хватало.
В двухтысячных годах промышленность США занималась проектом AAV RAM/RS (AAV Reliability, Availability, Maintainability/Rebuild to Standard), целью которого была переработка существующей конструкции с повышением основных характеристик. Так, исходная ходовая часть заменялась доработанными агрегатами, заимствованными у боевой машины пехоты «Брэдли». Кроме того, техника получала двигатель VTAC 525 903, благодаря которому значительно повышалась удельная мощность. Параллельно модернизировались некоторые другие бортовые системы. Предполагалось, что модернизация AAV RAM/RS позволит сохранять имеющуюся технику в войсках до появления полноценной замены в виде амфибии AAAV / EFV, которое планировалось на 2013 год. Тем не менее, перспективный проект в итоге был закрыт, из-за чего AAV7A1 RAM остались единственной техникой своего класса в КМП.
В середине 2013 года были утверждены планы, касающиеся дальнейшего будущего имеющейся техники. В соответствии с ними, в 2016 году должно было начаться обновление серийных строевых бронетранспортеров по новому проекту. Из 1064 бронемашин, имеющихся в войсках, порядка 40% должны будут пройти ремонт, восстановление и модернизацию. В первую очередь, доработки будут заключаться в установке дополнительного бронирования, являющегося дальнейшим развитием системы EAAK. Предлагается установка 49 керамических панелей баллистической защиты общим весом 4,5 т, а также 57-мм алюминиевой бронеплиты на днище. Внешние топливные баки должны получить дополнительную защиту, а в десантном отделении появятся кресла, поглощающие часть энергии взрыва. После их установки машина сможет перевозить 18 солдат с оружием.
Проектом модернизации также предлагается использование двигателя мощностью 675 л.с. и соответствующей трансмиссии. В составе ходовой часть появятся усиленные торсионы и новые дополнительные амортизаторы, из-за чего корпус станет выше на 76 мм. Запланирована модернизация водометных движителей, направленная на повышение маневренности. По результатам обновления силовой установки и ходовой части машина AAV7A1 должна улучшить показатели подвижности даже с учетом заметного роста боевой массы. Кроме того, значительно возрастет уровень баллистической и противоминной защиты.
По существующим расчетам, модернизация одного плавающего бронетранспортера обойдется военному ведомству в 1,62 млн долларов, однако в дальнейшем смета может быть пересмотрена. В 2016 году предполагается провести модернизацию нескольких машин, которым предстоит стать прототипами для испытаний. Проверки завершатся до конца года, после чего будет решаться вопрос о развертывании серийной модернизации. Полностью обновить 40% парка техники планируется к 2023 году.
Текущие планы Пентагона подразумевают модернизацию более 400 амфибийных бронемашин AAV7A1, тогда как оставшиеся 600 единиц техники останутся в текущем состоянии. Предполагается, что выполнение этих планов позволит сохранить десантный потенциал Корпуса морской пехоты на требуемом уровне, а также повысить безопасность экипажей и десанта в различных ситуациях. В таком виде техника будет эксплуатироваться, как минимум, до 2030 года. В конце двадцатых годов Соединенные Штаты планируют создать перспективное средство высадки морских десантов, которое в дальнейшем придет на смену существующей технике. Разработка последнего ведется в рамках программы Amphibious Combat Vehicle или AVC («Амфибийная боевая машина»).
Как следует из опубликованных данных, по мере строительства и поставок перспективной бронемашины AVC будет осуществляться постепенное списание бронетранспортеров AAV7A1, не прошедших модернизацию по новейшему проекту. В дальнейшем будет осуществлена замена техники, обновленной в 2017-23 годах. Ориентировочно к концу тридцатых последние AAV7A1 будут выведены из строя и отправлены на утилизацию. Их место займут новые AVC. Замена существующей техники вновь разрабатываемой позволит КМП получить новые бронемашины, изначально имеющиеся требуемые характеристики.
К настоящему времени одно из основных десантно-высадочных средств Корпуса морской пехоты США в виде бронетранспортера AAV7A1 сохраняет свое место в войсках и продолжает использоваться для перевозки и десантирования личного состава или грузов. Примечательно, что в следующем году исполняется 45 лет с начала эксплуатации этих бронемашин. В соответствии с текущими планами, последние машины этого типа, которым только предстоит пройти очередную модернизацию, будут списаны не ранее 2030-35 годов. Таким образом, десантная амфибийная машина LVTP7 / AAV7A1 в будущем получит все шансы стать одним из «рекордсменов» с точки зрения продолжительности службы.
По материалам сайтов:
http://marines.mil/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://militaryfactory.com/
http://military-today.com/
http://saper.etel.ru/
http://dogswar.ru/
http://fas.org/
http://defensenews.com/
http://marinecorpstimes.com/
Разработка перспективной амфибийной десантной машины началась в конце шестидесятых годов. В это время Корпус морской пехоты продолжал использовать десантные плавающие бронетранспортеры LVTP5, которые уже не в полной мере отвечали существующим требованиям. Для замены устаревающей техники было решено разработать новый образец аналогичного назначения, но с повышенными характеристиками. Несколько компаний оборонной промышленности представили Пентагону свои версии проекта. Среди разработчиков присутствовала компания FMC Corporation, проект которой вскоре получил одобрение.
Модернизация первой половины восьмидесятых годов внесла некоторые изменения в конструкцию отдельных агрегатов машины, однако часть идей и решений осталась без доработок. Как следствие, удалось сохранить высокую унификацию, что упростило производство новой техники и модернизацию имеющихся в строю машин. Несмотря на схожесть конструкции, бронетехника двух типов имеет некоторые отличия, позволяющие определять конкретную модель с первого взгляда. Так, лобовая часть LVTP7 имела два характерных круглых углубления для установки светотехнического оборудования, тогда как на AAV7 фары помещены в прямоугольных выемках. Кроме того, более новая машина получила волноотражающий щиток, шарнирно закрепленный на нижнем лобовом листе.
Еще в первом проекте LVTP7 была предложена конструкция броневого корпуса, в дальнейшем не претерпевавшая серьезных изменений, хотя и использовались некоторые доработки. Бронекорпус машин изготавливался из алюминиевых листов различной толщины. В лобовой части машины присутствовали листы толщиной до 45 мм, в составе бортов и кормы – 30 или 35 мм. При разработке бронекорпуса учитывалась необходимость преодоления водных преград вплавь с полезной нагрузкой на борту, из-за чего появилась достаточно крупная конструкция с приемлемым запасом плавучести, имеющая узнаваемую форму.
LVTP7 на воде. Фото Militaryfactory.com
Бронетранспортер LVTP7 / AAV7 имеет клиновидную лобовую часть корпуса с крупным наклонным нижним листом, улучшающим характеристики на воде. Передняя половина верхней части корпуса сохраняет большую ширину, что связано с установкой люков и башни, а кормовая имеет наклоненные внутрь верхние листы бортов. Кормовой лист устанавливается с небольшим наклоном назад. Компоновка корпуса была определена в соответствии с различными требованиями к машине. В передней части, со сдвигом к правому борту, помещается моторно-трансмиссионное отделение, слева от которого находится отделение управления с местами для водителя и командира. За ними помещен обитаемый отсек с рабочим местом стрелка и десантным отделением для солдат или грузов.
Самый первый вариант десантного бронетранспортера оснащался дизельным двигателем Cummins VT400. В проекте AAV7A1 его заменили изделием Cummins VTA-525 мощностью 400 л.с. В последних вариантах модернизации используется 525-сильный дизель VTAC 525 903. Применяется трансмиссия HS-400-3A1 от компании FMC. C помощью последней осуществляется передача крутящего момента на ведущие колеса переднего расположения.
Ходовая часть строится на основе шести опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными пружинами на каждом борту. Передняя и задняя пары катков дополнительно оснащаются гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса помещены ведущие колеса, в корме – направляющие. Между третьим и четвертым опорными катками располагается поддерживающий ролик. В ходе поздних модернизаций подвеска машины подвергалась некоторым доработкам, однако общие принципы оставались прежними.
За несколько десятилетий промышленность Соединенных Штатов успела построить более 1500 машин LVTP7 / AAV7A1 всех модификаций. Подавляющее большинство этой техники (свыше 1300 единиц) отправилось служить в Корпус морской пехоты США. Оставшиеся амфибии были проданы дружественным государствам. Так, Аргентине передали 21 машину LVTP7. В дальнейшем техника была модернизирована силами страны-эксплуатанта. Более полусотни машин нескольких модификаций заказали Бразилия и Тайвань. Меньшее количество техники было куплено Индонезией, Италией, Испанией, Таиландом и Венесуэлой. Также следует отметить бронетранспортеры KAAV7A1, эксплуатируемые Южной Кореей. Они были построены в рамках проекта модернизации базового AAV7A1 силами компаний BAE Systems и Samsung Techwin. В настоящее время южнокорейская армия имеет на вооружении более 160 подобных машин.
За четыре с лишним десятилетия службы бронетранспортеры AAV7A1 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первый случай боевого применения LVTP7 относится к началу апреля 1982 года, когда два десятка амфибий принимали участие в высадке аргентинских войск на Фолклендские острова. По имеющимся данным, эти силы не понесли никаких потерь и вернулись на материк до конца боевых действий. Вскоре некоторое количество LVTP7 американского КМП отправилось в Ливан для работы в составе международных миротворческих сил, продолжавшейся около двух лет. В октябре 1983 года бронемашины использовались в операции Urgent Fury, во время которой осуществляли высадку десанта на побережье Гренады.
По-настоящему серьезная и массовая эксплуатация амфибийных десантных машин в боевых условиях началась в 1991 году. Во время войны с Ираком американские морпехи самым активным образом использовали имеющуюся у них технику. В 1992-93 годах AAV7A1 вновь приняли участие в боях, на этот раз в Сомали, в составе коалиции UNITAF. Последним на данный момент крупным конфликтом с использованием десантных бронемашин стала война в Ираке 2003 года.
В конце восьмидесятых годов было решено создать дополнительное бронирование для существующих машин, необходимое для повышения живучести техники в боевых условиях. В 1993 году КМП получил первые комплекты EAAK (Enhanced Applique Armor Kits – «Набор улучшенной навесной брони»), включавшие набор дополнительных элементов защиты для установки на существующий бронекорпус. Элементы нового комплекта крепились на лобовом и бортовых листах, на крыше, а также на люках экипажа. В дальнейшем был созданы новые варианты навесного бронирования.
Следует отметить, что последнее вторжение в Ирак наглядно показало перспективы имеющейся техники. В ходе боев в различных районах страны было установлено, что характеристики AAV7A1 уже не в полной мере отвечают требованиям времени. По результатам нескольких сражений бронетранспортер подвергся резкой критикой, основным поводом для которой стал недостаточный уровень защиты. К примеру, особо подчеркивалось, что по этому параметру техника Корпуса морской пехоты заметно уступает боевым машинам пехоты M2 Bradley, состоящим на вооружении сухопутных войск. Имеющиеся недостатки привели к определенным потерям техники. Во время битвы за Насирию (23-29 марта 2003 г.) КМП потерял от огня противника восемь машин AAV7A1. Летом 2005 года одна из амфибий подорвалась на самодельном взрывном устройстве, в результате чего погибли 14 десантников. Имеющиеся средства дополнительной защиты позволяли повысить живучесть техники, однако в некоторых случаях их характеристик не хватало.
В двухтысячных годах промышленность США занималась проектом AAV RAM/RS (AAV Reliability, Availability, Maintainability/Rebuild to Standard), целью которого была переработка существующей конструкции с повышением основных характеристик. Так, исходная ходовая часть заменялась доработанными агрегатами, заимствованными у боевой машины пехоты «Брэдли». Кроме того, техника получала двигатель VTAC 525 903, благодаря которому значительно повышалась удельная мощность. Параллельно модернизировались некоторые другие бортовые системы. Предполагалось, что модернизация AAV RAM/RS позволит сохранять имеющуюся технику в войсках до появления полноценной замены в виде амфибии AAAV / EFV, которое планировалось на 2013 год. Тем не менее, перспективный проект в итоге был закрыт, из-за чего AAV7A1 RAM остались единственной техникой своего класса в КМП.
В середине 2013 года были утверждены планы, касающиеся дальнейшего будущего имеющейся техники. В соответствии с ними, в 2016 году должно было начаться обновление серийных строевых бронетранспортеров по новому проекту. Из 1064 бронемашин, имеющихся в войсках, порядка 40% должны будут пройти ремонт, восстановление и модернизацию. В первую очередь, доработки будут заключаться в установке дополнительного бронирования, являющегося дальнейшим развитием системы EAAK. Предлагается установка 49 керамических панелей баллистической защиты общим весом 4,5 т, а также 57-мм алюминиевой бронеплиты на днище. Внешние топливные баки должны получить дополнительную защиту, а в десантном отделении появятся кресла, поглощающие часть энергии взрыва. После их установки машина сможет перевозить 18 солдат с оружием.
Проектом модернизации также предлагается использование двигателя мощностью 675 л.с. и соответствующей трансмиссии. В составе ходовой часть появятся усиленные торсионы и новые дополнительные амортизаторы, из-за чего корпус станет выше на 76 мм. Запланирована модернизация водометных движителей, направленная на повышение маневренности. По результатам обновления силовой установки и ходовой части машина AAV7A1 должна улучшить показатели подвижности даже с учетом заметного роста боевой массы. Кроме того, значительно возрастет уровень баллистической и противоминной защиты.
По существующим расчетам, модернизация одного плавающего бронетранспортера обойдется военному ведомству в 1,62 млн долларов, однако в дальнейшем смета может быть пересмотрена. В 2016 году предполагается провести модернизацию нескольких машин, которым предстоит стать прототипами для испытаний. Проверки завершатся до конца года, после чего будет решаться вопрос о развертывании серийной модернизации. Полностью обновить 40% парка техники планируется к 2023 году.
Текущие планы Пентагона подразумевают модернизацию более 400 амфибийных бронемашин AAV7A1, тогда как оставшиеся 600 единиц техники останутся в текущем состоянии. Предполагается, что выполнение этих планов позволит сохранить десантный потенциал Корпуса морской пехоты на требуемом уровне, а также повысить безопасность экипажей и десанта в различных ситуациях. В таком виде техника будет эксплуатироваться, как минимум, до 2030 года. В конце двадцатых годов Соединенные Штаты планируют создать перспективное средство высадки морских десантов, которое в дальнейшем придет на смену существующей технике. Разработка последнего ведется в рамках программы Amphibious Combat Vehicle или AVC («Амфибийная боевая машина»).
Как следует из опубликованных данных, по мере строительства и поставок перспективной бронемашины AVC будет осуществляться постепенное списание бронетранспортеров AAV7A1, не прошедших модернизацию по новейшему проекту. В дальнейшем будет осуществлена замена техники, обновленной в 2017-23 годах. Ориентировочно к концу тридцатых последние AAV7A1 будут выведены из строя и отправлены на утилизацию. Их место займут новые AVC. Замена существующей техники вновь разрабатываемой позволит КМП получить новые бронемашины, изначально имеющиеся требуемые характеристики.
К настоящему времени одно из основных десантно-высадочных средств Корпуса морской пехоты США в виде бронетранспортера AAV7A1 сохраняет свое место в войсках и продолжает использоваться для перевозки и десантирования личного состава или грузов. Примечательно, что в следующем году исполняется 45 лет с начала эксплуатации этих бронемашин. В соответствии с текущими планами, последние машины этого типа, которым только предстоит пройти очередную модернизацию, будут списаны не ранее 2030-35 годов. Таким образом, десантная амфибийная машина LVTP7 / AAV7A1 в будущем получит все шансы стать одним из «рекордсменов» с точки зрения продолжительности службы.
По материалам сайтов:
http://marines.mil/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://militaryfactory.com/
http://military-today.com/
http://saper.etel.ru/
http://dogswar.ru/
http://fas.org/
http://defensenews.com/
http://marinecorpstimes.com/
Автор: Glenn Witcher