Десантный плавающий бронетранспортер LVTP7 / AAV7A1 (США)

Из-за специфики своей работы некоторые виды вооруженных сил нуждаются в специальной технике, отличающейся от других существующих образцов. В частности, морская пехота для высадки на берег нуждается в специализированных амфибийных бронемашинах. Одним из самых известных образцов такой техники, эксплуатируемых в настоящее время, является американская десантная машина AAV7A1. Эта техника состоит на вооружении уже более 40 лет и пока сохраняет свое место в КМП США. Кроме того, подобные машины активно используются некоторыми зарубежными армиями.

Разработка перспективной амфибийной десантной машины началась в конце шестидесятых годов. В это время Корпус морской пехоты продолжал использовать десантные плавающие бронетранспортеры LVTP5, которые уже не в полной мере отвечали существующим требованиям. Для замены устаревающей техники было решено разработать новый образец аналогичного назначения, но с повышенными характеристиками. Несколько компаний оборонной промышленности представили Пентагону свои версии проекта. Среди разработчиков присутствовала компания FMC Corporation, проект которой вскоре получил одобрение.


LVTP7 выходит на берег. Фото Militaryfactory.com


Модернизация первой половины восьмидесятых годов внесла некоторые изменения в конструкцию отдельных агрегатов машины, однако часть идей и решений осталась без доработок. Как следствие, удалось сохранить высокую унификацию, что упростило производство новой техники и модернизацию имеющихся в строю машин. Несмотря на схожесть конструкции, бронетехника двух типов имеет некоторые отличия, позволяющие определять конкретную модель с первого взгляда. Так, лобовая часть LVTP7 имела два характерных круглых углубления для установки светотехнического оборудования, тогда как на AAV7 фары помещены в прямоугольных выемках. Кроме того, более новая машина получила волноотражающий щиток, шарнирно закрепленный на нижнем лобовом листе.

Еще в первом проекте LVTP7 была предложена конструкция броневого корпуса, в дальнейшем не претерпевавшая серьезных изменений, хотя и использовались некоторые доработки. Бронекорпус машин изготавливался из алюминиевых листов различной толщины. В лобовой части машины присутствовали листы толщиной до 45 мм, в составе бортов и кормы – 30 или 35 мм. При разработке бронекорпуса учитывалась необходимость преодоления водных преград вплавь с полезной нагрузкой на борту, из-за чего появилась достаточно крупная конструкция с приемлемым запасом плавучести, имеющая узнаваемую форму.


LVTP7 на воде. Фото Militaryfactory.com


Бронетранспортер LVTP7 / AAV7 имеет клиновидную лобовую часть корпуса с крупным наклонным нижним листом, улучшающим характеристики на воде. Передняя половина верхней части корпуса сохраняет большую ширину, что связано с установкой люков и башни, а кормовая имеет наклоненные внутрь верхние листы бортов. Кормовой лист устанавливается с небольшим наклоном назад. Компоновка корпуса была определена в соответствии с различными требованиями к машине. В передней части, со сдвигом к правому борту, помещается моторно-трансмиссионное отделение, слева от которого находится отделение управления с местами для водителя и командира. За ними помещен обитаемый отсек с рабочим местом стрелка и десантным отделением для солдат или грузов.

Самый первый вариант десантного бронетранспортера оснащался дизельным двигателем Cummins VT400. В проекте AAV7A1 его заменили изделием Cummins VTA-525 мощностью 400 л.с. В последних вариантах модернизации используется 525-сильный дизель VTAC 525 903. Применяется трансмиссия HS-400-3A1 от компании FMC. C помощью последней осуществляется передача крутящего момента на ведущие колеса переднего расположения.

Ходовая часть строится на основе шести опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными пружинами на каждом борту. Передняя и задняя пары катков дополнительно оснащаются гидравлическими амортизаторами. В передней части корпуса помещены ведущие колеса, в корме – направляющие. Между третьим и четвертым опорными катками располагается поддерживающий ролик. В ходе поздних модернизаций подвеска машины подвергалась некоторым доработкам, однако общие принципы оставались прежними.


Амфибия LVTP7 вооруженных сил Аргентины. Фото Wikimedia Commons


За несколько десятилетий промышленность Соединенных Штатов успела построить более 1500 машин LVTP7 / AAV7A1 всех модификаций. Подавляющее большинство этой техники (свыше 1300 единиц) отправилось служить в Корпус морской пехоты США. Оставшиеся амфибии были проданы дружественным государствам. Так, Аргентине передали 21 машину LVTP7. В дальнейшем техника была модернизирована силами страны-эксплуатанта. Более полусотни машин нескольких модификаций заказали Бразилия и Тайвань. Меньшее количество техники было куплено Индонезией, Италией, Испанией, Таиландом и Венесуэлой. Также следует отметить бронетранспортеры KAAV7A1, эксплуатируемые Южной Кореей. Они были построены в рамках проекта модернизации базового AAV7A1 силами компаний BAE Systems и Samsung Techwin. В настоящее время южнокорейская армия имеет на вооружении более 160 подобных машин.

За четыре с лишним десятилетия службы бронетранспортеры AAV7A1 успели принять участие в нескольких вооруженных конфликтах. Первый случай боевого применения LVTP7 относится к началу апреля 1982 года, когда два десятка амфибий принимали участие в высадке аргентинских войск на Фолклендские острова. По имеющимся данным, эти силы не понесли никаких потерь и вернулись на материк до конца боевых действий. Вскоре некоторое количество LVTP7 американского КМП отправилось в Ливан для работы в составе международных миротворческих сил, продолжавшейся около двух лет. В октябре 1983 года бронемашины использовались в операции Urgent Fury, во время которой осуществляли высадку десанта на побережье Гренады.

По-настоящему серьезная и массовая эксплуатация амфибийных десантных машин в боевых условиях началась в 1991 году. Во время войны с Ираком американские морпехи самым активным образом использовали имеющуюся у них технику. В 1992-93 годах AAV7A1 вновь приняли участие в боях, на этот раз в Сомали, в составе коалиции UNITAF. Последним на данный момент крупным конфликтом с использованием десантных бронемашин стала война в Ираке 2003 года.


Итальянские AAV7A1 на учениях. Фото Wikimedia Commons


В конце восьмидесятых годов было решено создать дополнительное бронирование для существующих машин, необходимое для повышения живучести техники в боевых условиях. В 1993 году КМП получил первые комплекты EAAK (Enhanced Applique Armor Kits – «Набор улучшенной навесной брони»), включавшие набор дополнительных элементов защиты для установки на существующий бронекорпус. Элементы нового комплекта крепились на лобовом и бортовых листах, на крыше, а также на люках экипажа. В дальнейшем был созданы новые варианты навесного бронирования.

Следует отметить, что последнее вторжение в Ирак наглядно показало перспективы имеющейся техники. В ходе боев в различных районах страны было установлено, что характеристики AAV7A1 уже не в полной мере отвечают требованиям времени. По результатам нескольких сражений бронетранспортер подвергся резкой критикой, основным поводом для которой стал недостаточный уровень защиты. К примеру, особо подчеркивалось, что по этому параметру техника Корпуса морской пехоты заметно уступает боевым машинам пехоты M2 Bradley, состоящим на вооружении сухопутных войск. Имеющиеся недостатки привели к определенным потерям техники. Во время битвы за Насирию (23-29 марта 2003 г.) КМП потерял от огня противника восемь машин AAV7A1. Летом 2005 года одна из амфибий подорвалась на самодельном взрывном устройстве, в результате чего погибли 14 десантников. Имеющиеся средства дополнительной защиты позволяли повысить живучесть техники, однако в некоторых случаях их характеристик не хватало.

В двухтысячных годах промышленность США занималась проектом AAV RAM/RS (AAV Reliability, Availability, Maintainability/Rebuild to Standard), целью которого была переработка существующей конструкции с повышением основных характеристик. Так, исходная ходовая часть заменялась доработанными агрегатами, заимствованными у боевой машины пехоты «Брэдли». Кроме того, техника получала двигатель VTAC 525 903, благодаря которому значительно повышалась удельная мощность. Параллельно модернизировались некоторые другие бортовые системы. Предполагалось, что модернизация AAV RAM/RS позволит сохранять имеющуюся технику в войсках до появления полноценной замены в виде амфибии AAAV / EFV, которое планировалось на 2013 год. Тем не менее, перспективный проект в итоге был закрыт, из-за чего AAV7A1 RAM остались единственной техникой своего класса в КМП.


Одна из бронемашин, потерянных во время битвы при Насирии, март 2003 г.. Фото USMC


В середине 2013 года были утверждены планы, касающиеся дальнейшего будущего имеющейся техники. В соответствии с ними, в 2016 году должно было начаться обновление серийных строевых бронетранспортеров по новому проекту. Из 1064 бронемашин, имеющихся в войсках, порядка 40% должны будут пройти ремонт, восстановление и модернизацию. В первую очередь, доработки будут заключаться в установке дополнительного бронирования, являющегося дальнейшим развитием системы EAAK. Предлагается установка 49 керамических панелей баллистической защиты общим весом 4,5 т, а также 57-мм алюминиевой бронеплиты на днище. Внешние топливные баки должны получить дополнительную защиту, а в десантном отделении появятся кресла, поглощающие часть энергии взрыва. После их установки машина сможет перевозить 18 солдат с оружием.

Проектом модернизации также предлагается использование двигателя мощностью 675 л.с. и соответствующей трансмиссии. В составе ходовой часть появятся усиленные торсионы и новые дополнительные амортизаторы, из-за чего корпус станет выше на 76 мм. Запланирована модернизация водометных движителей, направленная на повышение маневренности. По результатам обновления силовой установки и ходовой части машина AAV7A1 должна улучшить показатели подвижности даже с учетом заметного роста боевой массы. Кроме того, значительно возрастет уровень баллистической и противоминной защиты.

По существующим расчетам, модернизация одного плавающего бронетранспортера обойдется военному ведомству в 1,62 млн долларов, однако в дальнейшем смета может быть пересмотрена. В 2016 году предполагается провести модернизацию нескольких машин, которым предстоит стать прототипами для испытаний. Проверки завершатся до конца года, после чего будет решаться вопрос о развертывании серийной модернизации. Полностью обновить 40% парка техники планируется к 2023 году.


Ремонтная машина AAVR7A1 выходит из трюма десантного корабля. Фото US Navy


Текущие планы Пентагона подразумевают модернизацию более 400 амфибийных бронемашин AAV7A1, тогда как оставшиеся 600 единиц техники останутся в текущем состоянии. Предполагается, что выполнение этих планов позволит сохранить десантный потенциал Корпуса морской пехоты на требуемом уровне, а также повысить безопасность экипажей и десанта в различных ситуациях. В таком виде техника будет эксплуатироваться, как минимум, до 2030 года. В конце двадцатых годов Соединенные Штаты планируют создать перспективное средство высадки морских десантов, которое в дальнейшем придет на смену существующей технике. Разработка последнего ведется в рамках программы Amphibious Combat Vehicle или AVC («Амфибийная боевая машина»).

Как следует из опубликованных данных, по мере строительства и поставок перспективной бронемашины AVC будет осуществляться постепенное списание бронетранспортеров AAV7A1, не прошедших модернизацию по новейшему проекту. В дальнейшем будет осуществлена замена техники, обновленной в 2017-23 годах. Ориентировочно к концу тридцатых последние AAV7A1 будут выведены из строя и отправлены на утилизацию. Их место займут новые AVC. Замена существующей техники вновь разрабатываемой позволит КМП получить новые бронемашины, изначально имеющиеся требуемые характеристики.

К настоящему времени одно из основных десантно-высадочных средств Корпуса морской пехоты США в виде бронетранспортера AAV7A1 сохраняет свое место в войсках и продолжает использоваться для перевозки и десантирования личного состава или грузов. Примечательно, что в следующем году исполняется 45 лет с начала эксплуатации этих бронемашин. В соответствии с текущими планами, последние машины этого типа, которым только предстоит пройти очередную модернизацию, будут списаны не ранее 2030-35 годов. Таким образом, десантная амфибийная машина LVTP7 / AAV7A1 в будущем получит все шансы стать одним из «рекордсменов» с точки зрения продолжительности службы.


По материалам сайтов:
http://marines.mil/
http://globalsecurity.org/
http://armyrecognition.com/
http://militaryfactory.com/
http://military-today.com/
http://saper.etel.ru/
http://dogswar.ru/
http://fas.org/
http://defensenews.com/
http://marinecorpstimes.com/
Автор: Glenn Witcher