Бронзовый век на острове Кипр или "во всем виноваты мигранты"! (часть 5)
...Разве вы не спрашивали у путешественников...
(Книга Иова 21:29)
(Книга Иова 21:29)
Мы что-то давно не рассматривали события эпохи бронзового века. Причем остановились мы как раз на том времени, когда медь понемногу стала заменяться на бронзу, то есть сплавами меди с различными другими металлами. Но что все-таки послужило причиной того, что энеолит на Кипре, кстати, вполне устраивавший его обитателей, сменился там уже настоящим бронзовым веком? А причина очень простая. Во всем опять-таки виноваты мигранты из Анатолии, около 2400 г. до н. э. прибывшие, то есть приплывшие по морю с континента и заложившие основу археологической культуры Филия – наиболее ранней культуры бронзового века на острове. Памятники данной культуры обнаружены на его территории почти повсеместно. Причем переселенцы уже совершенно точно знали, что им нужно здесь искать, и уже вскоре расселились, прежде всего, в местах залегания медных руд и, прежде всего, на возвышенности Троодос. Дома новых жителей острова стали прямоугольными, они стали использовать плуг и ткацкий станок, в хозяйстве у них появился крупный рогатый скот, то есть с собой на остров они еще и привезли скотину, а также ослов. Эти переселенцы знали приемы изготовления бронзы и умели сплавлять ее с другими металлами. Этот период бронзового века на земле Кипра ученые считают ранним, но вслед за ним наступил и средний бронзовый век, также оставивший после себя памятники и продолжавшийся с 1900 по 1600 г. до н. э.
Бронзовые доспехи V-IV вв. до н.э. Понятно, что на Кипре эпохи ранней бронзы доспехи были немного другими, но факт самого широкого использования бронзовых доспехов в районе Средиземноморья на протяжении примерно тысячелетия – неоспоримый факт. Данные доспехи были представлены на одном из европейских аукционов древностей. Стартовая цена 84000 евро.
Средний бронзовый век на Кипре представлял собой относительно короткий период, а его начало было отмечено мирным развитием. Археологические раскопки в разных местах острова показали, что в прямоугольных домах того периода было множество комнат, а улицы в поселках обеспечивали свободное передвижение людей. Однако уже в конце среднего бронзового века на Кипре началось сооружение крепостей, что самым наглядным образом говорит о том, что тогдашним его обитателям было и что защищать, и от кого обороняться. Сам Кипр в то время назывался Аласия – название, известное нам по египетским, хеттским, ассирийским и угаритским документам.
Кнемиды из фракийского погребения на территории современной Болгарии.
Первые археологические раскопки в Энкоми сотрудниками Британского музея были произведены еще в 1896 году, и они нашли кузницу с большим запасом бронзы, оказавшуюся погребенной в результате одной из геологических катастроф, случившейся на острове в ХII веке до н.э. Было найдено и множество захоронений, которые содержали изумительные по своей красоте изделия ювелиров и большое количество предметов повседневного обихода людей, живших в бронзовом веке, которые сегодня экспонируются среди прочих сокровищ Британского музея. Однако британские археологи так и не сообразили, что погребения эти лежат под домами города, так что сам город нашли уже позднее в ходе раскопок, проводившихся уже французской экспедицией в 1930 году. Археологические раскопки продолжались здесь до 1974 года, когда район Энкоми стал недоступен для исследователей из-за оккупации острова турецкими войсками.
Левая кнемида VI в. до н.э. из коллекции музея Уолтерса.
Тем не менее, британской археологической экспедицией было найдено большое количество артефактов, наглядно демонстрирующих влияние близлежащих стран на цивилизацию древнего Кипра, и, разумеется, это влияние, прежде всего, оказала на него минойская или крито-микенская цивилизация. Как иначе объяснить найденные изящные керамические сосуды, расписанные характерными для критского искусства «морскими» сюжетами с изображением рыб, дельфинов и водорослей?
Кратер с изображением осьминога из Энкоми. Керамика. XIV век до н.э.
Одним из часто встречающихся мотивов в вазовой росписи являлось изображение осьминога, чьи щупальца оплетали округлую поверхность сосуда. Некоторые из найденных здесь образцов керамики получили даже собственные имена, например, «Кратер Зевса». На котором древний мастер изобразил известный эпизод из «Илиады» Гомера (либо похожий сюжет), в котором бог Зевс держит в руках весы судьбы перед воинами, готовящимися отправиться на битву. Второй мотив, который в вазописи Энкоми использовался также очень часто, это изображение быка, являвшегося для критян объектом почитания и также символизировавшего Зевса, отца царя Миноса и основателя самой критской цивилизации. И почему было так, понятно – ведь на острове было множество колоний, основанных выходцами с острова Крит, да и сама торговля с критянами находилась в это время в расцвете.
При раскопках были найдены и такие изделия, как скарабеи, изготовленные из золота кольца и ожерелья, которые могли быть либо привезены из Египта, либо изготовлены здесь местными мастерами по имеющимся у них египетским образцам. Очень интересны бронзовые статуэтки различных божеств, в которых можно проследить влияния как восточных, так и местных средиземноморских культов. Например, бронзовая статуя «Рогатого бога» – высотой 35 см, обнаруженная в одном из святилищ Энкоми, явно несет на себе следы хеттского влияния и, скорее всего, являлась предметом культа.
Святилище в Энкоми состояло из трех помещений: зала, в котором находился жертвенный алтарь, и двух небольших внутренних комнат. У алтаря во время раскопок нашли множество черепов крупного рогатого скота – быков и также оленей, ритуальные сосуды для возлияний, а вот бронзовая фигура «Рогатого бога» была в одной из его внутренних комнат. Существует предположение, что это статуя бога изобилия и покровителя рогатого скота, который идентифицируется с позднейшим Аполлоном.
Статуя «Бог металла». Бронза. XII век до н.э. Высота 35 см. Раскопки 1963 года. Археологический музей в Никосии.
В другом святилище археологи обнаружили бронзовую статуэтку, получившую название «Бог металла». «Бог» представлен вооруженным копьем и щитом, на голове у него шлем с рогами, а сам он стоит на основании, имеющим форму таланта (прямоугольного слитка меди, похожего на растянутую бычью шкуру). Похожая женская статуэтка (на основании также в форме медного слитка), сделанная на Кипре в ту же эпоху, находится сегодня в музее в Оксфорде. И наличие столь явного композиционного сходства дало повод исследователям увидеть в этих двух скульптурах… супружескую пару – бога-кузнеца Гефеста и богиню Афродиту – изображающих в столь символической форме богатство медных рудников острова Кипр.
Здесь же археологи нашли и 12-сантиметровую бронзовую статуэтку бога Ваала, которая раньше была вся целиком покрыта тонкими листами золота, сохранившимися сейчас только лишь на лице и на груди. Это показывает, что население Энкоми не было этнически однородным, и что здесь поклонялись также и различным восточным божествам. Поскольку Ваала почитали как в Сирии и Палестине, так и в Угарите, Финикии, Ханаане и Карфагене, а также в Вавилоне, можно считать, что здесь могли жить мигранты из всех этих городов и земель. Причем Ваал также изображался в виде воина, державшего в руке копье (так же, как и вышеупомянутый «Бог металла»), и как человека в шлеме с рогами («Рогатый бог») или же в виде все того же быка.
Такой вот медный котел, в котором можно было приготовить еду сразу на много человек в Древнем мире, был большой ценностью. Археологический музей г. Анапа.
Интересно, что одним из основных сюжетов практически всех библейских текстов является борьба именно с культом этого божества, хотя о нем самом и связанных с его почитанием ритуалах до наших дней не дошло практически никаких сведений, кроме указаний на большую пышность всех церемоний, заканчивавшихся человеческими жертвоприношениями. Однако сам факт столь продолжительной и непримиримой борьбы против культа Ваала во всех его проявлениях говорит лишь о его широком распространении на территории всей Малой Азии; и более того, что в своей первоначальной форме это был один из важных элементов верований за более чем тысячелетнюю эпоху развития народов Средиземноморья, ассимилировавших не только выходцев из Азии, но также и их религию.
Бронзовые топоры Средиземноморья были обычно невелики по размерам и скорее напоминали индейские томагавки XIX в. Археологический музей г. Анапа.
Ну, а в конце эпохи поздней бронзы город Энкоми начал постепенно приходить в упадок, и потерял свое былое значение. Свою роль в этом печальном событии сначала сыграли люди – «народы моря», совершавшие свои разорительные набеги по всему побережью Средиземного моря около 1200 года до н.э. Тем не менее, Энкоми просуществовал еще целое столетие, пока его не разрушило сильное землетрясение, после которого город был оставлен его жителями уже окончательно.
Люди всегда стремились жить красиво, поэтому и старались украшать свои жилища. Например, такой вот неброской напольной мозаикой, которую сегодня можно увидеть перед археологическим музеем в городе Ларнаке на Кипре.
Ну, а вывод? Вывод такой: уже тогда сюда с континента приплывали переселенцы, принадлежавшие к разным культурам. Их целью был металл, и здесь на месте они осваивали его добычу и переработку. То есть, хотя тогда еще не было письменности, обмен информацией между удаленными друг от друга народами имел место, был хорошо налажен, и никакие культурные, этнические либо религиозные барьеры ему не мешали! Хотя войны и набеги в то время также происходили практически постоянно…
Предыдущие материалы:
1. От камня до металла: древние города (часть 1)
2. Первые металлические изделия и древние города: Чатал-Хююк – «город под колпаком» (часть 2)
3. «Настоящий медный век» или от старой парадигмы к новой (часть 3)
4. Древний металл и корабли (часть 4)
Автор: kalibr