Танк Гроте – «результат политики и жертва технологий»
Пожалуй, нигде идеология не имела такого влияния на процессы создания бронетанкового вооружения, как в СССР. Причем, все, в общем-то, было хорошо до «черного четверга» 24 октября 1929 года. Именно этот день считается днем начала мирового экономического кризиса. Правда, имел еще место краткосрочный подъем цен 25 октября, но затем падение приняло катастрофический характер в «Черный понедельник» (28 октября), а затем и «Черный вторник» (29 октября). День 29 октября 1929 года считается днем краха Уолл-стрита. Весь год экономика США постепенно рушилась, пока в конце 1930 года вкладчики не начали в массовом количестве изымать свои деньги из банков, что привело еще и к банкротству банков, и дикому сжатию денежной массы. Вторая банковская паника наступила весной 1931 года…
Танк ТГ. Фото 1940 года.
Ну а как на все это прореагировали в СССР? Уже 27 декабря 1929 года Сталин в своем выступлении на конференции марксистов-аграриев призвал начать переход к политике сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидировать кулачество как класс. А уже 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского уехала за границу «покупать танки». Одновременно начались и переговоры в Германии с целью пригласить на работу в СССР знающих специалистов-проектировщиков БТТ.
Связь между всеми этими событиями налицо. До этого на Западе имел место спад революционной волны, а в США так и вовсе заговорили о «периоде просперити», потерпели поражения революции в Германии и Венгрии, и теперь о мировой революции писала разве что газета «Правда», да мечтал Макар Нагульнов в шолоховской «Поднятой целине». И тут вдруг кризис, а в то время даже ребенок и тот знал, что вслед за кризисом приходят революции.
Танк ТГ на испытаниях в 1931 году.
И было вроде бы очевидно, что они вот-вот и придут, пролетариат западных стран поднимется на борьбу, попросит нас о помощи, и вот тогда-то мы и протянем ему… нет, не руку помощи, а железный бронированный кулак, который должен будет смести с лица земли всю недобитую еще буржуазию. Но… как раз с кулаком-то и были большие проблемы. Не было в СССР тогда танков, годных, во-первых, к массовому производству, а во-вторых, превосходящих по своим ТТХ танки наших западных вероятных противников, то есть танки Польши, Франции и Англии.
Танк ТГ. Вид спереди.
И вот тогда-то Халепский и поехал на Запад все это искать, но вдобавок из Германии в марте 1930 года в СССР приехал еще и конструктор Эдвард Гроте, которому уже в апреле дали задание спроектировать танк массой 18-20 тонн, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч и броней толщиной 20-мм. Вооружение танка предполагалось для того времени очень мощным: два орудия калибром 76 и 37-мм и вдобавок пять пулеметов. Все остальные характеристики танка были оставлены на усмотрение конструктора. Контроль за работой группы Гроте осуществлял Технический отдел ОГПУ - то есть организация более чем серьезная. Тем временем комиссия Халепского времени даром не теряла и уже тоже в марте 1930 года приобрела в Англии 15 танков «Виккерс» Мk.II, танкетки «Карден-Лойд» Мk.VI и еще танк «Виккерс 6-тонный», причем последний был куплен вместе с лицензией на его производство. Ну, а месяц спустя у Уолтера Кристи в США купили два его танка Т.3, правда без башен и полагающегося ему вооружения.
Танк ТГ. Вид сзади.
Для разработки опытного образца на Ленинградском заводе «Большевик» создали конструкторское бюро АВО-5, где, кроме самого Гроте, работали и молодые советские специалисты, например, Н.В. Барыков, ставший его заместителем с нашей стороны, а затем и одним из известных создателей отечественной бронетанковой техники.
Новому танку, проектировавшемуся в качестве среднего или «мощного среднего танка», как его в то время часто именовали в документах, дали обозначение ТГ (Танк Гроте). Работы над танком шли под строгим надзором ОГПУ и считались совершенно секретными. 17–18 ноября 1930 года на завод приехал сам наркомвоенмора Ворошилов. В первую очередь, чтобы проверить, как идет работа с ТГ, тем более что Гроте в Советской России умудрился тяжело заболеть и получилось так, что вся тяжесть по доводке опытного образца упала на плечи советских инженеров.
Танк ТГ на испытаниях преодолевает подъем в 40 градусов. Осень 1931 г.
Тем не менее, танк был готов уже в апреле 1931 года, после чего сразу же были начаты его испытания. Было решено, что если они будут успешными, первую серию из 50-75 машин выпустить в том же году, а уже с 1932 года начать их массовое производство и произвести их не менее 2000!
Но что же получили советские военные специалисты после стольких хлопот и… выплаты немалой зарплаты иностранным техническим специалистам, которые, как известно, за дешево работать у нас не соглашались? А получили они средний танк необычной для тех лет компоновки и вдобавок с трехъярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения и, как и было указано – всего лишь противопульным бронированием.
Танк ТГ. Вид сбоку. Обратите внимание на опознавательные «звездочки». В первый и последний раз они были сначала наклепаны, а затем уже раскрашены.
Корпус, а также и башню танка сделали полностью сварными (причем сделано это было в СССР впервые в мире!). Танк имел носовую часть с броней, имевшей рациональные углы наклона, орудийную рубку обтекаемой формы и расположенную на ней полусферическую вращающуюся башню, увенчанную стробоскопом. По проекту эта самая рубка должна была также вращаться. То есть было бы правильнее говорить о том, что на танке должна была бы стоять башня с двухъярусным расположением вооружения в нижней и верхней башне с индивидуальным вращением, но случилось так, что погон нижней башни при монтаже деформировался, и пришлось делать первый образец с башней, приваренной к корпусу, и волей-неволей превратившейся в «рубку». Хотя в дальнейшем этот дефект хотели устранить, и сделать, как и планировалось, нижнюю башню вращающейся. Бронирование корпуса было трехслойным, а толщина брони доходила до 44 мм. На бортах броня имела толщину 24 мм, а у рубки и верхней башни равнялась 30 мм. Но самым, пожалуй, главным достоинством танка ТГ являлось совершенно беспрецедентное для того времени вооружение.
А вот здесь хорошо видно, что ствол орудия слишком короток, и на отделение управления, и расположенные здесь же фары будет воздействовать очень сильная дульная волна.
Трехъярусное вооружение танка по замыслу его создателей должно было, видимо, создавать высокую плотность огня во всех направлениях. Например, считалось, что танк мог встать поперек траншеи и прострелять ее пулеметным огнем с обоих бортов. Однако на практике все эти теоретические установки оказались малоприменимыми, а вот обеспечивавшие их технические решения сильно затрудняли исполнение танкистами более важных и реальных задач.
Зато создатели ТГ позаботились об установке на свой танк самых по тому времени современных приборов наблюдения. Так, для наведения пушек использовались прицелы, прикрытые купольными стробоскопами, имевшие по два вставленных один в другой цилиндра из броневой стали с щелями шириной 0,5 мм, которые вращались навстречу друг другу каждый своим электромотором со скоростью 400 – 500 об/мин. Похожие стробоскопы стояли и на крыше малой орудийной башни, и на месте механика водителя. Причем для наблюдения за местностью последний имел сразу три «окна» в лобовом листе корпуса, но при этом голова его находилась внутри стробоскопа, так что смотрел через них, будучи защищен его броней!
Двигатель на танке тоже был не совсем обычным, причем его, так же, как и сам танк, разрабатывал Эдвард Гроте. Он отличался целым рядом специфических особенностей, в частности, имел необычную для того времени систему смазки и охлаждения, низкий уровень шума и (теоретически) обладал высокой надежностью при мощности в 250 л.с. Последний показатель для машины такого веса можно считать недостаточным, к тому же довести «до ума» двигатель Гроте так и не удалось, поэтому на опытный танк поставили авиационный мотор М-6 мощностью в 300 л. с. Но так как М-6 был несколько больше, чем двигатель Гроте, его пришлось поставить в корпусе открыто. Кстати, с этим двигателем этот танк опять же был очень близок к американскому М3 «Ли/Грант», мощность двигателя которого составляла 340 л.с. при весе в 27,9 т., тогда как ТГ весил 25, их показатели в этом плане были практически равны, хотя американская машина была младше нашей на целое десятилетие!
ТГ – хорошо видны углы наклона лобовой брони корпуса.
Трансмиссия танка включала в себя дисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, бортовые фрикционы, и однорядные бортовые редукторы. Коробка передач была сконструирована таким образом, что обеспечивала танку возможность движения с одинаковой скоростью как вперед, так и назад на четырех передачах, и плавное их переключение. В конструкции коробки передач применялись шестерни шевронного зацепления.
Органы управления танком тоже отличались от общепринятых: вместо двух рычагов конструктор поставил на него рукоятку авиационного типа. То есть, чтобы повернуть танк влево-вправо, нужно было ее в нужную сторону отклонить. Причем передача усилий была не механической, а посредством пневматических приводов, что очень облегчало водителю управление столь тяжелой машиной.
Внутри гусеничной ленты на танке располагались пять катков большого диаметра с полупневматическими шинами «Эластик», пружинной подвеской и пневматическими амортизаторами, четыре ролика, поддерживающих гусеницу, ленивец спереди и ведущее колесо сзади. Все это в совокупности обеспечивало танку Гроте очень мягкий и плавный ход.
Тормоза на танке тоже были пневматические, причем они стояли не только на ведущих колесах, но и на всех опорных катках. Считалось, что в случае обрыва гусеницы, это даст возможность мгновенно затормозить танк, и он не успеет развернуться бортом к противнику.
Поскольку в этом танке оригинальным было практически все, то и гусеницы на него поставили также не совсем обычного типа. У танка Гроте они состояли из двух роликовых цепей, между которыми закреплялись штампованные траки. Такая конструкция повышала прочность гусеницы на разрыв, однако и починить ее в полевых условиях было намного сложнее, нежели обычную.
Забираться в танк было, конечно, не слишком удобно!
Неоднократно отмечалось, что ТГ благодаря своей ходовой части на ровной и плотной поверхности можно было свободно перекатывать усилиями всего лишь нескольких человек, в то время как с танками других типов такое было ну просто невозможно. Для связи на танк должна была устанавливаться радиостанции германского образца.
В экипаже танка насчитывалось пять человек: командир (он же наводчик 37-мм орудия), водитель, пулеметчик (который должен был обслуживать его многочисленные пулеметы), командир 76,2-мм орудия и заряжающий. Но одного пулеметчика конструкторам показалось мало и в одном из вариантов своего проекта они добавили в рубку с пушкой еще одного, хотя там и без того было очень тесно. Испытания танка проходили с 27 июня по 1 октября 1931 года, и вот что в ходе их выяснилось.
Запланированную скорость движения в 34 км/ч достигнуть удалось. Танк неплохо управлялся и имел достаточную проходимость. Трансмиссия ТГ на шевронных шестернях показала себя прочной и надежной, а пневматические приводы сделали управление танком непривычно легким, хотя из-за плохого качества резины они постоянно выходили из строя.
В то же время оказалось, что орудийная рубка была слишком тесной для 76,2-мм орудия и трех пулеметов, стрелять их которых при одновременной стрельбе из пушки было просто невозможно. Один единый картер КПП и бортовых фрикционов затруднял доступ к ним при ремонте, а еще он перегревался при движении. Тормоза работали опять-таки не слишком удовлетворительно из-за плохой герметичности уплотнений, а у гусеницы обнаружилась плохая проходимость на мягком грунте из-за незначительной высоты грунтозацепов.
4 октября 1931 года распоряжением правительства СССР создали специальную комиссию, которая должна была самым внимательным образом изучить новый танк и данные его испытаний и решить его судьбу. И комиссия все это сделала и решила, что танк ТГ на вооружение быть принят не может, а может считаться лишь чисто опытным танком и не более.
В итоге АВО-5 немедленно расформировали, а германских инженеров с Гроте во главе в августе 1933 года отправили назад в Германию. Были предприняты попытки на основе полученных наработок создать более приемлемые для отечественной промышленности танки, но из этой затеи тоже ничего не вышло. Уж очень невысоким в то время был технологический уровень советской промышленности.
Что случилось с самим танком ТГ, неизвестно. Судя по фотографиям в 1940 году, он еще существовал в металле, но Великой Отечественной войны не пережил, а скорее, был отправлен на переплавку.
Английские танк «Черчилль-I» Mk IV в 1942 году в одном из учебных подразделений на территории Англии. ТГ он превосходил только своим бронированием…
Ну, а теперь давайте немного пофантазируем и представим себе, что было бы, если бы создатели ТГ несколько «поубавили прыти» и конструировали свою машину «стоя на земле, а не паря в облаках». Ну, скажем, избавились бы от пневмоприводов, поставили обычные рычаги, не создавали бы новый мотор, а делали бы танк под М-6 сразу, ну и, конечно, убрали бы из рубки все «максимы», а ствол орудия удлинили хотя бы на 30 см (кстати, это повысило бы его бронебойные качества) с тем, чтобы смотровые окна водителя не находились под дульным срезом ствола и дульным тормозом.
Тогда у них мог бы вполне получиться танк «своего времени», и опережавший тогдашний уровень танкостроения не настолько уж и радикально. Его вполне можно было бы выпускать малой серией, и… кто знает, как это повлияло бы на общий уровень развития отечественной БТТ. Есть, кстати, целый ряд альтернативных проектов «более совершенного ТГ», которые могли бы, скажем, быть выполнены уже в Германии. Например, это могли быть танки с верхней башней от Т-III и 75-мм германским танковым орудием в рубке, причем с последующей его заменой на длинноствольное орудие с высокой пробивной силой снаряда. Однако и немцы ничего этого делать тоже не стали, и наш ТГ, так и остался «сам по себе», единственным и неповторимым «супертанком» начала 30-х годов!
Танк ТГ. Фото 1940 года.
Ну а как на все это прореагировали в СССР? Уже 27 декабря 1929 года Сталин в своем выступлении на конференции марксистов-аграриев призвал начать переход к политике сплошной коллективизации сельского хозяйства и ликвидировать кулачество как класс. А уже 30 декабря 1929 года комиссия И. Халепского уехала за границу «покупать танки». Одновременно начались и переговоры в Германии с целью пригласить на работу в СССР знающих специалистов-проектировщиков БТТ.
Связь между всеми этими событиями налицо. До этого на Западе имел место спад революционной волны, а в США так и вовсе заговорили о «периоде просперити», потерпели поражения революции в Германии и Венгрии, и теперь о мировой революции писала разве что газета «Правда», да мечтал Макар Нагульнов в шолоховской «Поднятой целине». И тут вдруг кризис, а в то время даже ребенок и тот знал, что вслед за кризисом приходят революции.
Танк ТГ на испытаниях в 1931 году.
И было вроде бы очевидно, что они вот-вот и придут, пролетариат западных стран поднимется на борьбу, попросит нас о помощи, и вот тогда-то мы и протянем ему… нет, не руку помощи, а железный бронированный кулак, который должен будет смести с лица земли всю недобитую еще буржуазию. Но… как раз с кулаком-то и были большие проблемы. Не было в СССР тогда танков, годных, во-первых, к массовому производству, а во-вторых, превосходящих по своим ТТХ танки наших западных вероятных противников, то есть танки Польши, Франции и Англии.
Танк ТГ. Вид спереди.
И вот тогда-то Халепский и поехал на Запад все это искать, но вдобавок из Германии в марте 1930 года в СССР приехал еще и конструктор Эдвард Гроте, которому уже в апреле дали задание спроектировать танк массой 18-20 тонн, обладающий скоростью хода 35-40 км/ч и броней толщиной 20-мм. Вооружение танка предполагалось для того времени очень мощным: два орудия калибром 76 и 37-мм и вдобавок пять пулеметов. Все остальные характеристики танка были оставлены на усмотрение конструктора. Контроль за работой группы Гроте осуществлял Технический отдел ОГПУ - то есть организация более чем серьезная. Тем временем комиссия Халепского времени даром не теряла и уже тоже в марте 1930 года приобрела в Англии 15 танков «Виккерс» Мk.II, танкетки «Карден-Лойд» Мk.VI и еще танк «Виккерс 6-тонный», причем последний был куплен вместе с лицензией на его производство. Ну, а месяц спустя у Уолтера Кристи в США купили два его танка Т.3, правда без башен и полагающегося ему вооружения.
Танк ТГ. Вид сзади.
Для разработки опытного образца на Ленинградском заводе «Большевик» создали конструкторское бюро АВО-5, где, кроме самого Гроте, работали и молодые советские специалисты, например, Н.В. Барыков, ставший его заместителем с нашей стороны, а затем и одним из известных создателей отечественной бронетанковой техники.
Новому танку, проектировавшемуся в качестве среднего или «мощного среднего танка», как его в то время часто именовали в документах, дали обозначение ТГ (Танк Гроте). Работы над танком шли под строгим надзором ОГПУ и считались совершенно секретными. 17–18 ноября 1930 года на завод приехал сам наркомвоенмора Ворошилов. В первую очередь, чтобы проверить, как идет работа с ТГ, тем более что Гроте в Советской России умудрился тяжело заболеть и получилось так, что вся тяжесть по доводке опытного образца упала на плечи советских инженеров.
Танк ТГ на испытаниях преодолевает подъем в 40 градусов. Осень 1931 г.
Тем не менее, танк был готов уже в апреле 1931 года, после чего сразу же были начаты его испытания. Было решено, что если они будут успешными, первую серию из 50-75 машин выпустить в том же году, а уже с 1932 года начать их массовое производство и произвести их не менее 2000!
Но что же получили советские военные специалисты после стольких хлопот и… выплаты немалой зарплаты иностранным техническим специалистам, которые, как известно, за дешево работать у нас не соглашались? А получили они средний танк необычной для тех лет компоновки и вдобавок с трехъярусным расположением пушечно-пулеметного вооружения и, как и было указано – всего лишь противопульным бронированием.
Танк ТГ. Вид сбоку. Обратите внимание на опознавательные «звездочки». В первый и последний раз они были сначала наклепаны, а затем уже раскрашены.
Корпус, а также и башню танка сделали полностью сварными (причем сделано это было в СССР впервые в мире!). Танк имел носовую часть с броней, имевшей рациональные углы наклона, орудийную рубку обтекаемой формы и расположенную на ней полусферическую вращающуюся башню, увенчанную стробоскопом. По проекту эта самая рубка должна была также вращаться. То есть было бы правильнее говорить о том, что на танке должна была бы стоять башня с двухъярусным расположением вооружения в нижней и верхней башне с индивидуальным вращением, но случилось так, что погон нижней башни при монтаже деформировался, и пришлось делать первый образец с башней, приваренной к корпусу, и волей-неволей превратившейся в «рубку». Хотя в дальнейшем этот дефект хотели устранить, и сделать, как и планировалось, нижнюю башню вращающейся. Бронирование корпуса было трехслойным, а толщина брони доходила до 44 мм. На бортах броня имела толщину 24 мм, а у рубки и верхней башни равнялась 30 мм. Но самым, пожалуй, главным достоинством танка ТГ являлось совершенно беспрецедентное для того времени вооружение.
А вот здесь хорошо видно, что ствол орудия слишком короток, и на отделение управления, и расположенные здесь же фары будет воздействовать очень сильная дульная волна.
Трехъярусное вооружение танка по замыслу его создателей должно было, видимо, создавать высокую плотность огня во всех направлениях. Например, считалось, что танк мог встать поперек траншеи и прострелять ее пулеметным огнем с обоих бортов. Однако на практике все эти теоретические установки оказались малоприменимыми, а вот обеспечивавшие их технические решения сильно затрудняли исполнение танкистами более важных и реальных задач.
Зато создатели ТГ позаботились об установке на свой танк самых по тому времени современных приборов наблюдения. Так, для наведения пушек использовались прицелы, прикрытые купольными стробоскопами, имевшие по два вставленных один в другой цилиндра из броневой стали с щелями шириной 0,5 мм, которые вращались навстречу друг другу каждый своим электромотором со скоростью 400 – 500 об/мин. Похожие стробоскопы стояли и на крыше малой орудийной башни, и на месте механика водителя. Причем для наблюдения за местностью последний имел сразу три «окна» в лобовом листе корпуса, но при этом голова его находилась внутри стробоскопа, так что смотрел через них, будучи защищен его броней!
Двигатель на танке тоже был не совсем обычным, причем его, так же, как и сам танк, разрабатывал Эдвард Гроте. Он отличался целым рядом специфических особенностей, в частности, имел необычную для того времени систему смазки и охлаждения, низкий уровень шума и (теоретически) обладал высокой надежностью при мощности в 250 л.с. Последний показатель для машины такого веса можно считать недостаточным, к тому же довести «до ума» двигатель Гроте так и не удалось, поэтому на опытный танк поставили авиационный мотор М-6 мощностью в 300 л. с. Но так как М-6 был несколько больше, чем двигатель Гроте, его пришлось поставить в корпусе открыто. Кстати, с этим двигателем этот танк опять же был очень близок к американскому М3 «Ли/Грант», мощность двигателя которого составляла 340 л.с. при весе в 27,9 т., тогда как ТГ весил 25, их показатели в этом плане были практически равны, хотя американская машина была младше нашей на целое десятилетие!
ТГ – хорошо видны углы наклона лобовой брони корпуса.
Трансмиссия танка включала в себя дисковый главный фрикцион сухого трения, коробку передач, бортовые фрикционы, и однорядные бортовые редукторы. Коробка передач была сконструирована таким образом, что обеспечивала танку возможность движения с одинаковой скоростью как вперед, так и назад на четырех передачах, и плавное их переключение. В конструкции коробки передач применялись шестерни шевронного зацепления.
Органы управления танком тоже отличались от общепринятых: вместо двух рычагов конструктор поставил на него рукоятку авиационного типа. То есть, чтобы повернуть танк влево-вправо, нужно было ее в нужную сторону отклонить. Причем передача усилий была не механической, а посредством пневматических приводов, что очень облегчало водителю управление столь тяжелой машиной.
Внутри гусеничной ленты на танке располагались пять катков большого диаметра с полупневматическими шинами «Эластик», пружинной подвеской и пневматическими амортизаторами, четыре ролика, поддерживающих гусеницу, ленивец спереди и ведущее колесо сзади. Все это в совокупности обеспечивало танку Гроте очень мягкий и плавный ход.
Тормоза на танке тоже были пневматические, причем они стояли не только на ведущих колесах, но и на всех опорных катках. Считалось, что в случае обрыва гусеницы, это даст возможность мгновенно затормозить танк, и он не успеет развернуться бортом к противнику.
Поскольку в этом танке оригинальным было практически все, то и гусеницы на него поставили также не совсем обычного типа. У танка Гроте они состояли из двух роликовых цепей, между которыми закреплялись штампованные траки. Такая конструкция повышала прочность гусеницы на разрыв, однако и починить ее в полевых условиях было намного сложнее, нежели обычную.
Забираться в танк было, конечно, не слишком удобно!
Неоднократно отмечалось, что ТГ благодаря своей ходовой части на ровной и плотной поверхности можно было свободно перекатывать усилиями всего лишь нескольких человек, в то время как с танками других типов такое было ну просто невозможно. Для связи на танк должна была устанавливаться радиостанции германского образца.
В экипаже танка насчитывалось пять человек: командир (он же наводчик 37-мм орудия), водитель, пулеметчик (который должен был обслуживать его многочисленные пулеметы), командир 76,2-мм орудия и заряжающий. Но одного пулеметчика конструкторам показалось мало и в одном из вариантов своего проекта они добавили в рубку с пушкой еще одного, хотя там и без того было очень тесно. Испытания танка проходили с 27 июня по 1 октября 1931 года, и вот что в ходе их выяснилось.
Запланированную скорость движения в 34 км/ч достигнуть удалось. Танк неплохо управлялся и имел достаточную проходимость. Трансмиссия ТГ на шевронных шестернях показала себя прочной и надежной, а пневматические приводы сделали управление танком непривычно легким, хотя из-за плохого качества резины они постоянно выходили из строя.
В то же время оказалось, что орудийная рубка была слишком тесной для 76,2-мм орудия и трех пулеметов, стрелять их которых при одновременной стрельбе из пушки было просто невозможно. Один единый картер КПП и бортовых фрикционов затруднял доступ к ним при ремонте, а еще он перегревался при движении. Тормоза работали опять-таки не слишком удовлетворительно из-за плохой герметичности уплотнений, а у гусеницы обнаружилась плохая проходимость на мягком грунте из-за незначительной высоты грунтозацепов.
4 октября 1931 года распоряжением правительства СССР создали специальную комиссию, которая должна была самым внимательным образом изучить новый танк и данные его испытаний и решить его судьбу. И комиссия все это сделала и решила, что танк ТГ на вооружение быть принят не может, а может считаться лишь чисто опытным танком и не более.
В итоге АВО-5 немедленно расформировали, а германских инженеров с Гроте во главе в августе 1933 года отправили назад в Германию. Были предприняты попытки на основе полученных наработок создать более приемлемые для отечественной промышленности танки, но из этой затеи тоже ничего не вышло. Уж очень невысоким в то время был технологический уровень советской промышленности.
Что случилось с самим танком ТГ, неизвестно. Судя по фотографиям в 1940 году, он еще существовал в металле, но Великой Отечественной войны не пережил, а скорее, был отправлен на переплавку.
Английские танк «Черчилль-I» Mk IV в 1942 году в одном из учебных подразделений на территории Англии. ТГ он превосходил только своим бронированием…
Ну, а теперь давайте немного пофантазируем и представим себе, что было бы, если бы создатели ТГ несколько «поубавили прыти» и конструировали свою машину «стоя на земле, а не паря в облаках». Ну, скажем, избавились бы от пневмоприводов, поставили обычные рычаги, не создавали бы новый мотор, а делали бы танк под М-6 сразу, ну и, конечно, убрали бы из рубки все «максимы», а ствол орудия удлинили хотя бы на 30 см (кстати, это повысило бы его бронебойные качества) с тем, чтобы смотровые окна водителя не находились под дульным срезом ствола и дульным тормозом.
Тогда у них мог бы вполне получиться танк «своего времени», и опережавший тогдашний уровень танкостроения не настолько уж и радикально. Его вполне можно было бы выпускать малой серией, и… кто знает, как это повлияло бы на общий уровень развития отечественной БТТ. Есть, кстати, целый ряд альтернативных проектов «более совершенного ТГ», которые могли бы, скажем, быть выполнены уже в Германии. Например, это могли быть танки с верхней башней от Т-III и 75-мм германским танковым орудием в рубке, причем с последующей его заменой на длинноствольное орудие с высокой пробивной силой снаряда. Однако и немцы ничего этого делать тоже не стали, и наш ТГ, так и остался «сам по себе», единственным и неповторимым «супертанком» начала 30-х годов!
Автор: kalibr