Динамитный крейсер USS Vesuvius (США)
С 1883 года американский артиллерист лейтенант Эдмунд Луи Грей Залински занимался тематикой динамитных орудий. В течение нескольких следующих лет Залински и его коллеги создали несколько вариантов артиллерийских систем нового класса. В середине десятилетия ему удалось заинтересовать потенциального заказчика в лице военно-морских сил Соединенных Штатов. Вскоре последовали заказы на вооружение новых типов, предназначавшееся для использования на практике. Самым смелым проектом этого рода стало строительство «динамитного крейсера» USS Vesuvius.
Динамитные пушки, изобретенные Дэвидом М. Мэффордом и усовершенствованные Э. Залински, имели ряд характерных плюсов. Такое оружие отличалось повышенным могуществом снарядов, обусловленным использованием зарядов из динамита, не требовало использования метательных зарядов, а также не создавало вспышки и шума при стрельбе. Присутствовали некоторые заметные недостатки, в первую очередь, ограниченная дальность стрельбы, ограниченная сфера применения и т.д., однако их посчитали приемлемой платой за существующие преимущества.
Динамитный крейсер USS Vesuvius простаивал без дела до 1904 года. В дальнейшем было решено перестроить экспериментальный боевой корабль в опытовое судно, предназначенное для испытания новых систем вооружения. В соответствии с обновленным проектом, крейсер должен был лишиться динамитных пушек и получить торпедные аппараты. В ходе переоборудования корабль остался без уникального орудийного отсека с пневматическими орудиями, на месте которого установили набор из четырех торпедных аппаратов. Имелись три системы калибра 18 дюймов (457 мм) и один 21-дюймовый (533 мм). 21 июня 1905 года модернизированный корабль передали заказчику, и вскоре он отправился на торпедную станцию в г. Ньюпорт.
На новом месте службы бывший динамитный крейсер активно использовался при проверке перспективного торпедного вооружения, стреляя по различным целям. Первый период подобной эксплуатации продолжался до ноября 1907 когда, когда корабль вновь отправили на ремонт. В феврале 1910 года «Везувий» вернулся в Ньюпорт. Тем не менее, теперь кораблю не нашлось дела, из-за чего в дальнейшем он в основном простаивал у причала, изредка выходя на морские полигоны. В мае 1915 года очередные испытания завершились аварией. Опытная торпеда, выполняя циркуляцию, ударила собственный носитель и проделала отверстие в борту. Слаженные действия экипажа позволили кораблю не затонуть и вернуться в порт.
После аварии корабль восстановили, но эксплуатация в качестве опытового судна фактически прекратилась. До 1921 года USS Vesuvius простаивал без дела и без каких-либо перспектив. Наконец, 21 октября 1921 года командование выпустило приказ о списании бывшего динамитного крейсера. В апреле следующего года уникальный корабль продали на слом. На этом история интереснейшего проекта завершилась окончательно.
В ходе испытаний и эксплуатации было установлено, что динамитный крейсер оригинального проекта имеет как преимущества, так и недостатки. Главным преимуществом было использование снарядов высокого могущества с крупным и тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Кроме того, малая шумность орудий позволяла вести обстрел береговых целей с минимальным риском ответного удара. На этом преимущества заканчивались. Прочие особенности корабля следует считать недостатками, более или менее серьезными.
Испытания и служба показали, что конструкция корабля оставляет желать лучшего. Так, ослабленный силовой набор в центральной части корпуса рядом с котлами, подвергал корабль и экипаж большим рискам. Малая ширина корпуса и близкое расположение гребных винтов затрудняли маневрирование. Мореходность оказалась недостаточной. Во время одного из походов «Везувий» столкнулся с серьезным волнением, из-за которого началась бортовая качка амплитудой около 40° с 12 завалами на борт в минуту. Недостаточная прочность и другие проблемы конструкции приводили к тому, что экипаж неоднократно отмечал угрожающие потрескивания и другие звуки, свидетельствующие о наличии значительных нагрузок на силовой набор.
Имелись заметные недостатки эксплуатационного характера. К примеру, неудачная компоновка машинного отделения мешала экипажу правильным образом управлять техникой. Кроме того, до определенного времени рубка не имела дверей для выхода на палубу, из-за чего членам экипажа приходилось спускаться в трюм и только после этого выходить наружу.

Изображение крейсера USS Vesuvius на открытке начала XX века, посвященной ВМС США. Рисунок Hamptonroadsnavalmuseum.blogspot.ru
Имея преимущества перед другими кораблями в огневой мощи и могуществе снарядов, USS Vesuvius проигрывал по другим параметрам. Так, дальность стрельбы не превышала 3,7 км, а стрельба могла вестись только по целям непосредственно перед кораблем. Как следствие, возможность атаки движущихся целей отсутствовала. Не получив серьезного оружия с возможностью наводки в широких секторах, «Везувий» оказывался беззащитным при отходе и маневрировании. Таким образом, корабль далеко не всегда имел возможность реализовать свои немногочисленные преимущества.
Специфическое сочетание положительных и отрицательных особенностей в итоге сказалось на судьбе корабля. Многочисленные недостатки не позволяли продолжать эксплуатацию USS Vesuvius в исходном качестве динамитного крейсера / канонерской лодки. В то же время, не желая терять уже построенный корабль, командование решило переделать его для использования в новой роли. Как следствие, в исходном виде корабль прослужил только 14 лет, а опытовым судном он являлся в течение 17 лет. Такие сроки службы, среди прочего, можно трактовать как одно из главных доказательств в пользу неудачности оригинального проекта.
Динамитный крейсер USS Vesuvius стал первым и последним представителем своего класса. Другие эксперименты в области динамитных пушек не пошли дальше дооснащения кораблей одной пушкой на «традиционных» системах наведения. Тем не менее, и эти разработки не получили широкого распространения в силу характерного соотношения плюсов и минусов. Как следствие, оригинальный динамитный крейсер так и не получил сопоставимых аналогов, оставшись уникальным образцом.
По материалам сайтов:
http://douglas-self.com/
http://spanamwar.com/
http://navsource.org/
http://hazegray.org/
http://hamptonroadsnavalmuseum.blogspot.ru/
Динамитные пушки, изобретенные Дэвидом М. Мэффордом и усовершенствованные Э. Залински, имели ряд характерных плюсов. Такое оружие отличалось повышенным могуществом снарядов, обусловленным использованием зарядов из динамита, не требовало использования метательных зарядов, а также не создавало вспышки и шума при стрельбе. Присутствовали некоторые заметные недостатки, в первую очередь, ограниченная дальность стрельбы, ограниченная сфера применения и т.д., однако их посчитали приемлемой платой за существующие преимущества.
Динамитный крейсер USS Vesuvius простаивал без дела до 1904 года. В дальнейшем было решено перестроить экспериментальный боевой корабль в опытовое судно, предназначенное для испытания новых систем вооружения. В соответствии с обновленным проектом, крейсер должен был лишиться динамитных пушек и получить торпедные аппараты. В ходе переоборудования корабль остался без уникального орудийного отсека с пневматическими орудиями, на месте которого установили набор из четырех торпедных аппаратов. Имелись три системы калибра 18 дюймов (457 мм) и один 21-дюймовый (533 мм). 21 июня 1905 года модернизированный корабль передали заказчику, и вскоре он отправился на торпедную станцию в г. Ньюпорт.
На новом месте службы бывший динамитный крейсер активно использовался при проверке перспективного торпедного вооружения, стреляя по различным целям. Первый период подобной эксплуатации продолжался до ноября 1907 когда, когда корабль вновь отправили на ремонт. В феврале 1910 года «Везувий» вернулся в Ньюпорт. Тем не менее, теперь кораблю не нашлось дела, из-за чего в дальнейшем он в основном простаивал у причала, изредка выходя на морские полигоны. В мае 1915 года очередные испытания завершились аварией. Опытная торпеда, выполняя циркуляцию, ударила собственный носитель и проделала отверстие в борту. Слаженные действия экипажа позволили кораблю не затонуть и вернуться в порт.
После аварии корабль восстановили, но эксплуатация в качестве опытового судна фактически прекратилась. До 1921 года USS Vesuvius простаивал без дела и без каких-либо перспектив. Наконец, 21 октября 1921 года командование выпустило приказ о списании бывшего динамитного крейсера. В апреле следующего года уникальный корабль продали на слом. На этом история интереснейшего проекта завершилась окончательно.
В ходе испытаний и эксплуатации было установлено, что динамитный крейсер оригинального проекта имеет как преимущества, так и недостатки. Главным преимуществом было использование снарядов высокого могущества с крупным и тяжелым зарядом взрывчатого вещества. Кроме того, малая шумность орудий позволяла вести обстрел береговых целей с минимальным риском ответного удара. На этом преимущества заканчивались. Прочие особенности корабля следует считать недостатками, более или менее серьезными.
Испытания и служба показали, что конструкция корабля оставляет желать лучшего. Так, ослабленный силовой набор в центральной части корпуса рядом с котлами, подвергал корабль и экипаж большим рискам. Малая ширина корпуса и близкое расположение гребных винтов затрудняли маневрирование. Мореходность оказалась недостаточной. Во время одного из походов «Везувий» столкнулся с серьезным волнением, из-за которого началась бортовая качка амплитудой около 40° с 12 завалами на борт в минуту. Недостаточная прочность и другие проблемы конструкции приводили к тому, что экипаж неоднократно отмечал угрожающие потрескивания и другие звуки, свидетельствующие о наличии значительных нагрузок на силовой набор.
Имелись заметные недостатки эксплуатационного характера. К примеру, неудачная компоновка машинного отделения мешала экипажу правильным образом управлять техникой. Кроме того, до определенного времени рубка не имела дверей для выхода на палубу, из-за чего членам экипажа приходилось спускаться в трюм и только после этого выходить наружу.
Изображение крейсера USS Vesuvius на открытке начала XX века, посвященной ВМС США. Рисунок Hamptonroadsnavalmuseum.blogspot.ru
Имея преимущества перед другими кораблями в огневой мощи и могуществе снарядов, USS Vesuvius проигрывал по другим параметрам. Так, дальность стрельбы не превышала 3,7 км, а стрельба могла вестись только по целям непосредственно перед кораблем. Как следствие, возможность атаки движущихся целей отсутствовала. Не получив серьезного оружия с возможностью наводки в широких секторах, «Везувий» оказывался беззащитным при отходе и маневрировании. Таким образом, корабль далеко не всегда имел возможность реализовать свои немногочисленные преимущества.
Специфическое сочетание положительных и отрицательных особенностей в итоге сказалось на судьбе корабля. Многочисленные недостатки не позволяли продолжать эксплуатацию USS Vesuvius в исходном качестве динамитного крейсера / канонерской лодки. В то же время, не желая терять уже построенный корабль, командование решило переделать его для использования в новой роли. Как следствие, в исходном виде корабль прослужил только 14 лет, а опытовым судном он являлся в течение 17 лет. Такие сроки службы, среди прочего, можно трактовать как одно из главных доказательств в пользу неудачности оригинального проекта.
Динамитный крейсер USS Vesuvius стал первым и последним представителем своего класса. Другие эксперименты в области динамитных пушек не пошли дальше дооснащения кораблей одной пушкой на «традиционных» системах наведения. Тем не менее, и эти разработки не получили широкого распространения в силу характерного соотношения плюсов и минусов. Как следствие, оригинальный динамитный крейсер так и не получил сопоставимых аналогов, оставшись уникальным образцом.
По материалам сайтов:
http://douglas-self.com/
http://spanamwar.com/
http://navsource.org/
http://hazegray.org/
http://hamptonroadsnavalmuseum.blogspot.ru/
Автор: Glenn Witcher