Бой в Жёлтом море 28 июля 1904 г. Часть 5. Последние приготовления


Схема №4 к "Инструкции для похода и боя" С.О. Макарова

Инструкции С.О. Макарова разрешали броненосцам в определенных условиях покинуть линию: если, например, они подвергнутся атаке миноносцев, то следовало сосредоточить по ним огонь всех орудий, по шестидюймовки включительно, но если все-таки миноносцам удалось приблизиться к линии на 15 кбт, броненосец должен был, не дожидаясь сигнала адмирала, развернуться кормой к атакующим миноносцам и дать полный ход. В то же время С.О. Макаров считал сохранение строя весьма важным и требовал, чтобы по завершении событий, вызвавших его нарушение, броненосцы вновь образовали линию как можно быстрее. Адмирал определил порядок, в котором его броненосцы должны были следовать в строю, но если кильватерная линия по каким-то причинам оказывалась нарушенной, то командиры кораблей должны были как можно быстрее восстановить строй, хотя бы и оказавшись не на своем месте:

«Как только атака окончена, броненосцам и крейсерам надо сейчас же вступить в кильватер Командующему флотом, соблюдая порядок номеров лишь по возможности и стараясь скорее занять место в колонне».


Неоднозначной новацией С.О. Макарова стало сокращение интервалов в строю:

«Корабли в бою должны держаться на дистанции 2 кабельтова, считая в том числе и длину корабля. Держа корабли сжато, мы получаем возможность на каждые два неприятельских корабля иметь три свои и, таким образом, на каждом месте сражения быть сильнее его».


Что до крейсеров, то основной их задачей было поставить неприятеля «в два огня»:

«Имея в виду главную задачу крейсеров поставить неприятеля в два огня, начальник отряда должен зорко следить за ходом моих маневров и, когда случай представится благоприятным, он может изменить курс и прибавить ход; остальные крейсеры следуют за ним и в таком случае руководствуются его сигналами или действуют, уклоняясь несколько от строя, для выполнения главной задачи усилить огонь по атакованной части неприятельской эскадры. Отклонение, однако, не должно вести к полному расстройству порядка».


Кроме того, крейсера должны были защищать броненосцы от миноносных атак — в этом случае начальник отряда крейсеров также имел право действовать самостоятельно, не дожидаясь приказов командующего эскадрой. Что касается миноносцев, то они должны были держаться не далее, чем в 2 милях от собственных броненосцев, со стороны, противоположной неприятелю. Однако было особо оговорено право отрядов занимать удобную для атаки позицию без приказа. При этом командирам отрядов предписывалось внимательно наблюдать за ходом боя и, если представится удобный момент, атаковать японские броненосцы без приказа командующего. Разумеется, командующий и сам мог отправить миноносцы в атаку и в этом случае никакого промедления не допускалось. А кроме того:

«Минная атака неприятельская — прекрасный момент для наших миноносцев сделать контратаку, стреляя по неприятельским миноносцам и атакуя неприятельские корабли».


Представляет несомненный интерес распоряжение Степана Осиповича о торпедной стрельбе по площадям:

«Может случиться, что я приму бой на отступлении, тогда мы получим преимущества по отношению к минам, а потому надо приготовиться к стрельбе минами. В этих условиях надо считать, что стрельба идет по эскадре, а не по судну, а потому допустимо, установив на самую дальнюю дистанцию и уменьшенную скорость, стрелять, когда неприятельская колонна войдет в район действия мин, размер которого, в особенности по кормовым направлениям, при большом ходе противника может быть значителен».


И еще был в «Инструкции» Степана Осиповича пункт, ставший в известной мере пророческим:

«Сколь ни важно поставить свои суда в выгодные тактические условия против неприятеля, все же история морских войн доказывает нам, что успех боя зависит главнейшим образом от меткости артиллерийского огня. Меткий огонь есть не только верное средство нанести неприятелю поражение, но и лучшая защита от его огня».


В целом же можно констатировать, что какого-то документа, который можно было бы назвать планом решительного боя с объединенным флотом, у С.О. Макарова не имелось. Однако он в своей «Инструкции» достаточно ясно сформулировал основные принципы, которых собирался придерживаться в бою, роль и задачи броненосцев, крейсеров и миноносцев. В результате где бы ни был усмотрен противник, и как бы ни сложился бой, флагманы и командиры кораблей эскадры вполне понимали, к чему они должны были стремиться и чего ожидает от них командующий.



Интересно, что никакого плана сражения 28 июля (также, как и, впоследствии, Цусимского) не имелось и у Хэйхатиро Того. Японский командующий ограничился инструкциями сходного назначения, что и С.О. Макаров. Конечно, они имели существенные различия: например, С.О. Макаров не считал возможным разрывать строй броненосцев, иначе как в особых ситуациях и предполагал, что ставить неприятеля в два огня следует двумя отдельными колоннами, одна из которых образована броненосцами, а вторая — крейсерами эскадры. Хэйхатиро Того допускал разделение 1-го боевого отряда на две группы по три корабля в каждой с той же целью (если бой ведет только 1-ый боевой отряд без крейсеров Камимуры). Но по сути инструкции командующего Объединенным флотом были сходны с макаровскими — и те, и другие не являлись планом сражения, но давали общее представление и о целях отрядов и принципы, которых командиры и флагманы должны были придерживаться в бою. Никаких более конкретных планов ни русский, ни японский командующие не составляли.

А что В.К. Витгефт? Он утвердил «Инструкцию для похода и боя» с некоторыми изменениями. Одно из них было, безусловно, логичным: он отказался от сокращенных интервалов в строю между броненосцами и это было правильным решением, потому что для несплаванных кораблей такой порядок содержал опасность наваливания на следующий в строю корабль, если тот вдруг уменьшит скорость в результате выполнения какого-либо маневра, либо от боевых повреждений. Второе нововведение выглядит весьма сомнительно: крейсерам эскадры было подтверждено, что их главная задача заключается во взятии неприятеля «в два огня», но при этом им запрещалось выходить на нестреляющий борт вражеской линии. Делалось это, с тем чтобы не давать противнику возможности вводить в действие орудия со второго борта: ведь так бы получалось, что русские броненосцы и крейсера, ведя бой на один борт, задействуют только часть своей артиллерии, а японцы — все орудия с обоих бортов. Теоретически подобное рассуждение может быть и верно, но практически — нет, так как даже наиболее эффективный прием броненосных флотов — «crossing T» или «палочка над Т», теоретически позволял «угодившему под палочку» флоту вести бой на оба борта и соответственно с приказом В.К. Витгефта был для крейсеров недопустим.

В пользу решения В.К. Витгефта можно отметить, что от вражеских артиллеристов следовало бы ожидать сосредоточения огня на головном корабле самостоятельно маневрирующего отряда крейсеров. До недавнего времени крейсера Порт-Артура возглавлял броненосный «Баян», способный выдержать такой огонь, потому что тяжелые 305-мм орудия японских броненосцев были бы связаны боем с главными силами русской эскадры, а от скорострельных пушек неприятеля «Баян» был весьма неплохо защищен. Однако 14 июля 1904 г. единственный броненосный крейсер эскадры подорвался на мине и не мог участвовать в бою, вести крейсера должен был бронепалубный «Аскольд», для которого японские 6-дм снаряды оказались бы куда опаснее, чем для «Баяна». К сожалению, предположить, что В.К. Витгефт сознательно ограничил свободу действий крейсеров, понимая, насколько сильно уменьшились их возможности с выходом из строя единственного броненосного крейсера эскадры, нельзя, поскольку указанные дополнения к «Инструкции» С.О. Макарова были им даны еще 6 июня, задолго до выхода «Баяна» из строя.


Броненосный крейсер "Баян"

Также Вильгельм Карлович внес и другие изменения, но все они, по большому счету, малозначимы и не касались основных принципов действия эскадры, установленных С.О. Макаровым. Таким образом, нельзя упрекать временно и.д. командующего эскадрой Тихого океана в том, что он не дал своим подчиненным плана боя: русские командиры были снабжены ничуть не менее, и даже более подробными инструкциями, нежели их японские «коллеги». Но возникла проблема психологического характера, которую Вильгельм Карлович не видел или же не считал нужным решить.

Дело в том, что «Инструкции» С.О. Макарова предполагали наступательную тактику, давая флагманам достаточно свободы и прав принятия самостоятельных решений. Подобный подход был совершенно понятен офицерам, пока флотом командовал сам Степан Осипович, не просто допускавший, но требовавший от подчиненных разумной инициативы. В то же время стиль руководства наместника Алексеева и самого В.К. Витгефта требовал лишь послушания и строгого исполнения данных начальством приказов, инициатива подавлялась извечным «беречь и не рисковать». А потому просто сослаться на «Инструкцию» С.О. Макарова было для В.К. Витгефта недостаточно, ему следовало все же согласиться на предложение своих офицеров и объяснить, чего он ожидает от них в бою. В.К. Витгефт этого не сделал, отчего мы можем предположить, что командиры оказались в некотором замешательстве.

Однако, если В.К. Витгефт проигнорировал пожелания своих флагманов в части обсуждения тактики, то задача прорыва им была поставлена настолько четко и ясно, насколько это было вообще возможно:

«Кто может, тот и прорвется, — говорил адмирал, — никого не ждать, даже не спасать, не задерживаясь из-за этого; в случае невозможности продолжать путь, выкидываться на берег и по возможности спасать команды, а судно топить и взрывать; если же не представится возможности продолжать путь, а представится возможным дойти до нейтрального порта, то заходить в нейтральный порт, даже если бы пришлось разоружиться, но никоим образом в Артур не возвращаться, и только совершенно подбитый под Порт-Артуром корабль, безусловно не могущий следовать далее, волей-неволей возвращается в Артур».


Исключение, как уже говорилось выше, делалось только для поврежденного 120-мм снарядом «Ретвизана».

Всего В.К. Витгефт вывел на прорыв 18 боевых кораблей, перечисленных в таблице ниже.



Одно 305-мм орудие в броненосца «Севастополь» было повреждено и совершенно не могло действовать, еще одно такое же орудие носовой башни «Ретвизана» не могло стрелять на дальние дистанции. Кроме этого, на броненосцах не хватало четырех 152-мм орудий: двух — на «Ретвизане», по одному на «Победе» и «Пересвете». Предположительно, это почти не сказалось на мощи бортового залп отряда, поскольку скорее всего, на обоих броненосцах-крейсерах не стали устанавливать погонные орудия, почти бесполезные в линейном бою. Если данное предположение верно, то отсутствие 4 шестидюймовок привело к ослаблению бортового огня всего на одно такое орудие. В источниках отмечается сильная усталость экипажа «Победы», которому пришлось устанавливать 7 шестидюймовых орудий, при том что установка окончательно закончена не была (к трем орудиям не успели подогнать щиты).

Всего с эскадрой вышло на прорыв 8 миноносцев 1-го отряда. Остальные корабли этого отряда выйти в море не могли: «Бдительный» — из-за неисправности в котлах, «Боевой» был подорван торпедой с японского минного катера, и хотя умудрился дойти из бухты Тахэ до гавани Порт-Артура, но отремонтирован так и не был до самого падения крепости. Миноносцы второго отряда находились в настолько плохом техническом состоянии, что на прорыв идти не могли.

Вышедшим в море русским кораблям японцы могли противопоставить 4 боевых отряда, включавшие в себя 4 эскадренных броненосца, 4 броненосных крейсера, броненосец береговой обороны («Чин-Иен»), 10 бронепалубных крейсеров, 18 истребителей и 31 миноносец. Основой боевой силой, конечно, являлся 1-ый боевой отряд, состав которого представлен ниже:



Кроме этого, Хэйхатиро Того располагал двумя крейсерскими отрядами. 3-ий боевой отряд под командованием вице-адмирала С. Дева включал в себя броненосный крейсер «Якумо» и бронепалубные крейсера «Касаги», «Читозе» и «Такасаго» — пожалуй, лучшие бронепалубные крейсера японского флота. 6-ой боевой отряд под флагом контр-адмирала М. Того состоял из бронепалубных крейсеров «Акаси», «Сума» и «Акицусима» — эти корабли были совсем небольшими крейсерами неудачной постройки. Кроме того, имелся 5-ый боевой отряд, которым командовал контр-адмирал Х. Ямада в составе броненосца береговой обороны «Чин-Иен» и бронепалубных крейсеров «Хасидате» и «Мацусима». Это были старые корабли имевшие ограниченную боеспособность в морском бою и больше подходящие для бомбардировки побережья. Вне отрядов находились броненосный крейсер «Асама» и бронепалубные крейсера «Идзуми» и «Ицукусима».

Подобное распределение кораблей по отрядам выглядит не слишком разумно — иногда приходится читать о том, что Х. Того следовало объединить свои наиболее современные броненосные корабли в один кулак — в этом случае он получил бы ощутимое превосходство в огневой мощи над отрядом броненосцев В.К. Витгефта. Но дело заключалось в том, что японский командующий никак не мог знать заранее дату выхода русской эскадры на прорыв. Соответственно, Х. Того расположил свои корабли наилучшим, пожалуй, образом, для решения своих задач — наблюдения за Порт-Артуром и прикрытия Бицзыво и Дальнего.


Расположение японских отрядов на утро 28 июля 1904 г.

Выход из Порт-Артура патрулировали многочисленные отряды истребителей и миноносцев, к югу и примерно в 15 милях от Порт-Артура находились «собачки» вице-адмирала С. Дева, усиленные «Якумо». Броненосные крейсера «Ниссин» и «Касуга» располагались на юго-востоке от Порт-Артура и вне пределов визуальной видимости.

Русский крейсерский отряд даже с выходом из строя «Баяна» представлял собой достаточно грозную силу и способен был (по крайней мере — теоретически) не только отогнать миноносцы от Артура, но и успешно сражаться с «собачками» — бронепалубными «Такасаго», «Читосе» и «Касаги» и если не победить, то хотя бы отогнать их. Но с «добавкой» в виде «Якумо» японцы становились очевидно сильнее артурских крейсеров. Точно также и «Ниссин» с «Касугой» были крейсерам Н.К. Рейценштейна не по зубам. Следовательно, у В.К. Витгефта совершенно не было возможности отогнать японские дозоры и вывести свои броненосцы в море незаметно для японцев: впрочем, даже если бы что-то вдруг пошло не по плану, оставался еще 6-ой отряд из трех крейсеров у скалы Энкоунтер.

Основные силы Х. Того располагались у острова Роунд, откуда они могли одинаково быстро перехватить русскую эскадру, следуй она на прорыв во Владивосток или же к Дальнему или Бицзыво. Если бы крейсера или миноносцы рискнули бы сделать вылазку из Порт-Артура в Бицзыво, они бы встретились со старыми бронепалубными крейсерами, миноносцами и «Чин-Иеном» в районе Дальнего и бухты Талиенван. И во всяком случае само Бицзыво и острова Эллиота, где у японцев была развернута временная база, прикрывали «Асама», «Идзуми» и «Ицукусима», способные как минимум связать боем русский крейсерский отряд до подхода подкреплений.

Таким образом, Х. Того блестяще решил задачу блокирования русской эскадры, обеспечив многослойное прикрытие всего того, что он должен был защищать. Но ценой этого стала известная раздробленность его сил: при выходе В.К. Витгефта в море и «Якумо» и «Асама» оказались слишком далеко от главных сил японцев. Только «Ниссин» и «Касуга» расположены были так, что могли без проблем соединиться с броненосцами Х.Того, с тем чтобы 1-ый боевой отряд мог сражаться в полном составе.

Владивостокским крейсерам все же удалось оттянуть на себя часть японского флота: основные силы 2-го боевого отряда вице-адмирала Х. Камимуры (4 броненосных крейсера) и три бронепалубных крейсера 4-го боевого отряда располагались на острове Цусима, откуда они могли в течении двух суток присоединиться к главным силам, или же выдвинуться в сторону Владивостока на перехват «России», «Рюрика» и «Громобоя».

В 4.30 утра 28 июля 1904 г. русские корабли начали разводить пары. Тралящий караван под прикрытием 1-го отряда миноносцев вышел на внешний рейд и в 5.30 начал его очистку от мин, примерно в это же время к миноносцам присоединились «Новик» и «Аскольд».

В 05.50 командам дали завтрак. На внешний рейд вышел отряд канонерок контр-адмирала М.Ф. Лощинского, следом за ними в 06.00 вышел первый броненосец — «Цесаревич» в сопровождении миноносцев 2-го отряда «Скорый» и «Статный». При этом радиостанция броненосца пыталась подавить японские переговоры. В 08.30 снялся с якоря и двинулся на внешний рейд последний из идущих на прорыв кораблей — бронепалубный крейсер «Диана».

К этому времени выход русской эскадры давно уже не был для японцев секретом — им все рассказал густой дым, валивший из русских труб, когда броненосцы и крейсера разводили пары на внутреннем рейде. А потому не приходится удивляться тому, что еще до выхода эскадры на внешний рейд за ее действиями наблюдали «Мацусима», «Хасидате», «Ниссин», «Кассуга» а также 4 канонерские лодки и многочисленные миноносцы. Проблем с беспроволочным телеграфом у японцев не было.

Около 08.45 на броненосце «Цесаревич» поднят сигнал: «Сняться с якоря и занять свое место в строю», а когда корабль начал сниматься с якоря: «Приготовиться к бою». Примерно в 08.50 корабли выстроились в кильватерную колонну и со скоростью 3-5 уз двинулись за тралящим караваном.

Обычно выход с внешнего рейда осуществлялся так: к югу и востоку от внешнего рейда располагались минные поля, но между ними существовал небольшой проход. Следуя на юго-восток, корабли следовали этим проходом между минных полей и поворачивали затем к востоку, но в этот раз контр-адмирал В.К. Витгефт, совершенно здраво опасаясь каких-либо японских «сюрпризов» на обычном маршруте, повел свою эскадру по-другому. Вместо того чтобы, пройдя между затопленными японскими брандерами, провести эскадру прямо меж минных полей и повернуть затем вправо (к востоку), В.К. Витгефт сразу же за брандерами повернул влево и пошел сквозь собственное минное заграждение — там русские корабли не ходили и, соответственно, не было оснований ждать японских мин. Это, безусловно, было правильным решением.

Эскадра двигалась за тралящим караваном вдоль Тигрового полуострова к мысу Ляотешань. В 09.00 «Цесаревич» поднял сигнал:

«Флот извещается, что государь император приказал идти во Владивосток».


Продолжение следует…