По следам выставки Eurosatory 2016: тенденции развития бронетехники. Часть 3


Бронемашина PARS 8х8 во время испытаний в пустыне. Разработанная и производимая турецкой компанией FNSS она стала основой для малазийской БМП 8х8

Если не брать во внимание разработчиков проекта, Германию и Нидерланды, то в декабре 2015 года на машину Boxer 8x8 был получен первый экспортный заказ. Стартовым зарубежным заказчиком стала Литва, которая выбрала машину консорциума ARTEC и начала процесс закупок через организацию сотрудничества по вопросам вооружения OCCAR. В общей сложности литовская армия получит 84 боевых машин пехоты, оборудованных башней UT 30 Mk2 от Elbit Systems, вооруженной 30-мм пушкой и ракетами Spike, а также 4 машины в варианте командного пункта. Поставки машин, предназначенных для бригады «Стальной волк», должны пройти с середины 2017 года по конец 2019 года. Решение не стало сюрпризом, ведь между Германией и Литвой в военной сфере имеются тесные связи, а выбор машины Boxer позволяет иметь высокий уровень унифицированности.

Решение Литвы было принято за неделю до подписания немецкого контракта на вторую партию из 131 машины Boxer. Тем самым, количество у Германии достигнет 403 машины; в свою очередь Нидерланды заказали 200 машин Boxer. Вторая партия будет целиком состоять из машин новейшей конфигурации, разработанной Artec. Поставки пройдут с конца 2016 года по 2020 год.


Санитарный вариант Boxer 8x8, разработанный консорциумом ARTEC (образован компаниями KMW и Rheinmetall), недавно получил свой первый экспортный контракт



ARMA 8x8 в конфигурации машины РХБ-разведки. Турецкая компания Otokar ожидает новую заявку от турецкой армии на специализированные колесные машины

Между тем, компания FNSS постоянно совершенствует свои колесные машины конфигураций 6x6 и 8x8 и в настоящее время разрабатывает новое поколение PARS, получившее обозначение PARS 3. В этом проекте FNSS хочет повысить боевую эффективность машины за счет повышения уровня баллистической защиты, увеличения полезного внутреннего объема и полезной грузоподъемности, снижения требований к обслуживанию, лучшей ситуационной осведомленности при сохранении превосходных ходовых характеристик. На данный момент в проекте PARS 3 использованы самые современные технологии, в том числе и для модификации его силового блока и передачи, что позволило получить более прочную конструкцию, адаптируемую под широкий диапазон вариантов без изменения базовых систем машины. Благодаря своей новой подвеске и компонентам силовой передачи бронеавтомобиль PARS 3 будет иметь более высокий уровень защиты, вмещать больше человек без изменения физических признаков заметности. Поскольку PARS 3 построена на модульном принципе, то может адаптироваться под различные задачи, включая транспортер личного состава, минометную установку, разведывательный и командирский варианты. Ее система изменения дорожного просвета и гибкая система управления обеспечат маневренность, присущую семейству PARS. Как и у других членов семейства PARS, двигатель в машине PARS 3 расположен позади командира и водителя, что позволило разместить их в ряд и тем самым повысить уровень владения обстановкой, не в последнюю очередь за счет перископического поля зрения, составляющего более 180°. Что касается компании Otokar, то она активно продвигает свои машины Arma 6x6 и 8x8, не забывая разрабатывать новые конфигурации. Последней разработкой здесь стала машина радиационной, химической и биологической разведки Arma 8x8 CBRN. Все компании ожидают опубликования турецкой армией заявки на специализированную машину, которой предусматривается поставка 472 машин в 4 вариантах.

В настоящее время на вооружении сингапурской армии состоит бронемашина Terrex 8x8, и, тем не менее, на выставке DSEI 2015 компания ST Kinetics представила новый вариант этой машины Terrex 2. Боевая масса новой машины значительно выросла, с 24 до 30 тонн, что говорит о лучшей защите и большей грузоподъемности, возросшей до 9 тонн. Для того чтобы справиться со столь значительным повышением массы, прежний двигатель Caterpillar C9 мощностью 450 л.с. был заменен двигателем Caterpillar C9.3 мощностью 525 л.с., соединенным с коробкой передач Allison 4500SP. Защита от подрывов на минах и СВУ повышена за счет конструкции двойного V-образного корпуса, нижний (наружный) корпус также защищает приводы. Ширина значительно увеличилась, с 2,97 до 3,6 метра, как и высота, с 2,46 до 2,8 метра. Увеличение объема объясняется требованиями к плавучести; для Terrex 2 использован опыт разработки модификации Terrex, которая соответствует требованиям корпуса морской пехоты США. По этой заявке STK объединилась с американской компанией SAIC, и эта команда стала одной из двух, отобранных для программы ACV1.1 корпуса морской пехоты. Машина Terrex 2 оборудована двумя гребными винтами с гидравлическим приводом с независимой системой регулирования тяги, что позволило достичь максимальной скорости 6 узлов, обеспечить безопасное движение при высоте волн до 1,25 метра и десантирование на берег при высоте берегового прибоя до 1,8 метра. Пассажировместимость составляет три члена экипажа и 11 десантников. Кроме заявки США Terrex 2 предложена Австралии для ее программы Land 400 Phase 2; кроме того, компания STK изучает другие потенциальные рынки.

Недавно министерство обороны Израиля представило прототип нового бронетранспортера Eitan в конфигурации 8x8, который должен заменить гусеничные БТР М113, состоящие на вооружении израильской армии. По словам израильских официальных лиц, он будет гораздо легче бронетранспортера Namer, базирующегося на шасси танка Merkava, хотя и должен остаться в тяжелом сегменте колесных машин 8x8, поскольку 35 тонн, по всей видимости, являются целевой массой этой машины. В этом случае можно говорить о приоритете систем защиты, а это не новое направление для Израиля, учитывая его богатый опыт локальных боевых операций. Это модульное бронирование, противоминная защита днища, активный комплекс защиты Trophy, а также различные системы жизнеобеспечения. Дата поступления на вооружение намечена примерно на 2022 год.


Модель Terrex 2 представляет собой эволюционное развитие предыдущего варианта Terrex, состоящего на вооружении Сингапура. Вместе с SAIC сингапурская STK была отобрана для программы ACV 1.1 американского корпуса морской пехоты

Недавний заказ 20 бронетранспортеров БТР-82A 8x8 вооруженными силами России показывает с одной стороны, что сочетание колесных и гусеничных машин сохранится в будущем, но также рождает смутные сомнения касательно проекта Бумеранг 8x8, первые машины которого были впервые представлены 9 мая 2015 года на Параде Победы. Хотя доступно не так уж много информации, но по внешнему виду новый колесный БМП/БТР очень сильно напоминает западные машины такого же класса, например VBCI от Nexter и VBM Freccia от CIO. Основное отличие состоит в том, что Бумеранг является плавающей машиной и, как следствие, водоотражательный щиток установлен на лобовом листе, а два гребных винта в корме. Трудно оценить ее боевую массу, но она не должна превышать 30 тонн. В варианте БМП она оборудована дистанционно управляемым модулем Эпоха (Бумеранг-БМ), вооруженным 30-мм пушкой 2A42 и ракетами Корнет, тогда как вариант БТР оборудован ДУБМ с 12.7-мм пулеметом. До девяти десантников могут разместиться в заднем отделении, кормовая аппарель имеет механический привод, большая же дверь позволяет покидать и садиться в машину, не используя аппарель. Водитель сидит впереди слева, справа от него двигатель, что значительно отличает новую машину от традиционной компоновки прежних моделей российских БТР, у которых двигатель расположен сзади. Что касается прогнозов продаж, то здесь необходимо взглянуть на то количество БТРов российской армии, которые нуждаются в замене.

Множество стран, имеющие потребность в колесных боевых машинах, решили разработать свои собственные платформы; иногда полностью своими силами, а иногда в сотрудничестве с известными зарубежными производителями. Малайзия как раз работает по второй схеме, там местная компания DRB-HICOM Defence Technologies, лучше известная как Deftech, производит бронемашины AV8, базирующиеся на шасси Pars 8x8 турецкой компании FNSS. Работает в кооперации с зарубежным партнером и эмиратская компания Emirates Defense Technology, которая на выставке IDEX 2015 представила БМП Enigma 8x8, разработанную на базе шасси ирландской компании Timoney. Это шасси имеет все управляемые колеса и двигатель Caterpillar C13 мощностью 711 л.с., расположенный впереди справа и соединенный с автоматической трансмиссией Caterpillar CX31. Машина с установленной башней «Бахча» от БМП-3 имеет боевую массу 28 тонн. Заявленные уровни защиты по стандарту НАТО STANAG 4569 соответствуют Уровню 4 (баллистическая) и Уровню 4a/b (противоминная). Машина плавающая, на воде движется за счет двух кормовых гребных винтов. Была представлена также модель этой машины в конфигурации самоходной артиллерийской установки с установленной гаубицей M777 компании BAE Systems. Покупка ОАЭ машин AMV у финской Patria поставила крест на этом проекте.

Индия также рассматривает возможность закупки машины местной разработки. Индийская компания Tata Motors показала в 2014 году свой проект Kestrel, разработанный в сотрудничестве с Организацией оборонных исследований и разработок, который был еще раз показан в 2016 году, но уже с другой башней. Первоначально на машине Kestrel была установлена башня Kongsberg MCT-30R, тогда как два года спустя на этой колесной платформе была установлена башня от БМП-2. Максимальная боевая масса бронемашины составляет 26 тонн, более легкие конфигурации предлагаются в зависимости от комплекта бронирования, базовый же вариант с уровнем защиты 1 по стандарту STANAG 4569 имеет массу 22,5 тонны. В начале 2016 года индийская компания Tata Motors подписала по этой машине соглашение с Bharat Forge и американской General Dynamics Land Systems (GDLS). Как будет развиваться программа по перспективной боевой машине пехоты Future Infantry Combat Vehicle, время покажет, особенно с учетом тех задержек, которые уже случались. Индийская армия имеет потребность примерно в 2600 колесных машинах.



Новая колесная машина Бумеранг может заменить в российской армии БТР-82

Продолжение следует...

Статьи из этой серии:
По следам выставки Eurosatory 2016: тенденции развития бронетехники. Часть 1
По следам выставки Eurosatory 2016: тенденции развития бронетехники. Часть 2
Автор: Alex Alexeev