Вспомогательный крейсер с динамитным орудием Nitcheroy (Бразилия/США)
Первой страной, принявшей на вооружение динамитные пушки, стали Соединенные Штаты. Почти одновременно с ними подобным вооружением обзавелся флот Бразилии. В 1893 году бразильский военно-морской флот получил вспомогательный крейсер Nitcheroy, на борту которого имелось всего одно динамитное орудие. Несмотря на малое количество оригинальных вооружений и недолгую службу, бразильский крейсер представляет большой интерес с технической и исторической точки зрения.
Единственный бразильский крейсер с динамитным вооружением стал частью экстренной программы кораблестроения, которая была ответом на восстание военно-морского флота, начавшегося в сентябре 1893 года. Первые годы Бразильской старой республики, преобразованной из Бразильской империи, проходили на фоне политического кризиса, который в итоге привел к началу восстания. 6 сентября командующий военно-морским флотом адмирал Кастодио де-Мелло назвал президента страны изменником конституции и отдал ряд приказов. Почти все корабли и суда флота, в том числе все современные, присоединились к восстанию и перешли под прямое командование адмирала, отказавшись подчиняться официальным властям.
Вспомогательный крейсер Nitcheroy на верфи. Фото Shipscribe.com
В распоряжении президента генерала Флориану Пейшоту были сухопутные войска, наземная инфраструктура и финансы. Тем не менее, противостоять взбунтовавшемуся флоту было попросту нечем: к восстанию не присоединились только несколько вспомогательных судов, не имевших вооружения и непригодных для участия в боях. Вскоре после начала восстания было принято решение о заказе новых кораблей, которым в ближайшем будущем следовало принять участие в подавлении бунта. Новые боевые единицы планировалось строить своими силами, а также заказывать за рубежом.
Представители президента Ф. Пейшоту в Нью-Йорке закупили несколько судов разных классов, а также подписали ряд контрактов на перестройку этой техники с целью ее превращения в боевые корабли. Новыми кораблями лоялистского флота Бразилии должны были стать прогулочные яхты Javelin и Feissen, которые планировалось перестроить в торпедные катера, а также торговые пароходы El Cid и Britannia, рассматривавшиеся в качестве будущих вспомогательных крейсеров.
Судно «Эль Сид» представляло собой сухогруз с возможностью перевозки некоторого количества пассажиров. Оно строилось на верфи Chesapeake Dry Dock & Construction Company (ныне Newport News Shipbuilding) по заказу перевозчика Morgan Line. Интересно, что это был лишь шестой заказ, выполненный недавно открытым судостроительным заводом. Строительство сухогруза завершилось в самом начале 1893 года. 24 августа судно, прошедшее все необходимые испытания, было передано заказчику для использования в перевозках.
Нос корабля, на переднем плане динамитная пушка. Фото Shipscribe.com
Проект, по которому строился пароход El Cid, а также его систершипы El Sud, El Norte и El Rio, имел любопытную особенность. В конструкции судна имелись некоторые элементы, позволявшие в кратчайшие сроки осуществить установку вооружения, сделав его боевым кораблем с достаточно высокой огневой мощью. Кроме того, применялись некоторые идеи и решения, направленные на повышение живучести. В основном они заимствовались у боевых кораблей того времени. Так, на верхней палубе предусматривалось место для установки орудия крупного калибра, корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, а угольные ямы располагались у бортов и закрывали машинное отделение. Кроме того, максимальная скорость «Эль Сида» достигала 17 узлов, что было достаточно много для торговых судов конца XIX века.
По-видимому, именно «двойное назначение» сухогруза заинтересовало заказчика в лице представителей бразильского правительства. Не тратя времени, бразильская делегация инициировала подписание контракта на передачу судна для перестройки. 26 октября El Cid официально сменило хозяина. По некоторым данным, переговоры по новому контракту велись в атмосфере крайней спешки и заказчики едва ли успели осмотреть приобретаемый сухогруз. На перестройку и модернизацию торгового судна понадобилось всего 24 дня. Уже 20 ноября перестроенное судно El Cid ушло из Нью-Йорка, взяв курс на Бразилию. Теперь это был не сухогруз, но вспомогательный крейсер Nitcheroy.
Быстрому выполнению бразильского заказа поспособствовали основные особенности исходного проекта. В конструкции сухогрузов изначально предусматривалась возможность перевооружения, в том числе с монтажом носовой орудийной установки с пушками сравнительно большого калибра. Благодаря этому американским специалистам оставалось лишь установить требуемое вооружение на имеющиеся крепления, а также незначительно доработать конструкцию судна с целью монтажа некоторых новых агрегатов. Большая часть систем при этом могла оставаться без каких-либо изменений.
Не имея возможности ждать разработку нового вооружения в соответствии с собственными требованиями, бразильские власти заказали компании Pneumatic Dynamite Gun Company одну 15-дюймовую пушку образца 1890 года, также известную как Rapieff-Zalinski. Это оружие изначально создавалось для использования в составе береговых батарей и предлагалось американскому флоту. К 1893 году проект 15-дюймовой пушки дошел до выполнения предварительных работ и сборки требуемого оружия. Одну из новых пушек следовало передать на завод, осуществлявший перестройку судна «Эль Сид». Для упрощения и ускорения работ динамитное орудие для бразильского крейсера должно было иметь минимальные отличия от базовой версии для береговых батарей.
В носовой части палубы корабля-носителя проделали круглое отверстие для вывода орудийной установки. Лафет и некоторые другие агрегаты пушки предлагалось устанавливать на средней палубе, которая теперь стала батарейной. Из-за большой высоты лафета и орудия в целом ствол не должен был значительно подниматься над верхней палубой. Ниже средней палубы располагались трубопроводы и другие системы, необходимые для соединения артиллерийской части с пневматической. На нижней палубе, непосредственно под орудийной установкой, помещались газовые баллоны, компрессор и другие агрегаты пневматической системы.
За исключением переработки компоновки некоторых агрегатов, связанных с необходимостью монтажа на корабле, конструкция орудия Rapieff-Zalinski не претерпела значительных изменений. По-прежнему использовался лафет с U-образной системой для установки качающегося блока ствола. В составе лафета имелись приводы горизонтального и вертикального наведения, а также трубопровод для подачи сжатого воздуха к орудию. На левой стойке лафета имелись площадки для расчета. С помощью левой наводчик мог использовать органы управления, помещенные на боковой поверхности лафета. Органы управления состояли из нескольких рычагов и штурвалов для наведения и контроля за работой пневматики. Выстрел производился при помощи небольшого штурвала на верхней части ствола.
Орудие Rapieff-Zalinski в составе береговой батареи. Рисунок Weaponsandwarfare.com
Крейсер Nitcheroy получил ствольный блок орудия, разработанный ранее для береговых батарей. Использовался длинный гладкий ствол калибра 15 дюймов (381 мм), установленный на поддерживающей балке, предотвращающей его изгиб под собственным весом. На казенной части ствола имелся дополнительный кожух, используемый для подвода сжатого газа. Также использовался поршневой затвор, открываемый при зарядке орудия. Внутри кожуха казенника имелся набор клапанов для подачи сжатого газа, отвечавших за произведение выстрела. Клапаны управлялись штурвалом на рабочем месте наводчика.
Для дополнительной защиты орудия было предложено использовать два щитка, прикрывающие артиллеристов. Еще один дополнительный кожух прикрывал верхнюю часть казенника, оснащенную механизмами управления выстрелом.
В трюме крейсера находился компрессор на основе парового двигателя, задачей которого было создание рабочего давления в баллонах для сжатого газа. В нескольких баллонах создавалось давление на уровне 2000 фунтов на кв. дюйм (136 атмосфер). Трубопроводы соединялись с набором газовых редукторов, обеспечивавших правильный разгон снаряда. Предлагалось плавно менять скорость подачи сжатого воздуха в ствол, благодаря чему в полости позади снаряда поддерживалось постоянное давление в 1000 футов на кв. дюйм (68 атмосфер).
Для использования с 15-дюймовой пушкой Rapieff-Zalinski предлагались снаряды нескольких типов. Они имели обтекаемый корпус с хвостовой частью, оснащенной стабилизатором. Внутри корпуса помещался заряд из гремучего студня того или иного веса. Общая масса предложенных снарядов находилась в пределах от 50 (22,7 кг) до 1000 фунтов (454 кг). Тип снаряда влиял как на мощность заряда, так и на дальность стрельбы. Наиболее легкие снаряды могли отправляться на дальность до 5-7 км.
Четыре корабля были сданы в конце сентября. К этому времени США и Испания уже успели заключить перемирие. Боевые действия официально были остановлены 12 августа, т.е. за полтора месяца до завершения перестройки четырех кораблей. Стороны не нарушили условия перемирия, благодаря чему к концу года появился полноценный мирный договор, окончательно остановивший войну. Корабли, проходившие доработку специально для войны с испанцами, остались не у дел.
Летом 1899 года крейсер USS Buffalo совершил плавание в Манилу, после чего вернулся в Соединенные Штаты. Вскоре после этого корабль вновь отправили на ремонт и перестройку. В начале апреля следующего года он вернулся в строй в качестве учебного судна для подготовки экипажей. За следующие пять лет подобной службы «Буффало» выполнил четыре похода к берегам Филиппинских островов. Из одного из подобных плаваний судно возвращалось через Индийский и Атлантический океан, совершив кругосветку.
В 1905 году началось строительство верфи Mare Island Navy Yard, к которой приписали судно USS Buffalo. Теперь пароход должен был решать транспортные задачи разного рода. В первую очередь, оно перевозило различные изделия и материалы, используемые на стройке. Кроме того, с его помощью сменные экипажи кораблей добирались до удаленных баз на Тихом океане. В 1914 году судно участвовало в экспедиции к берегам Аляски, целью которой было развертывание новых радиостанций. Часть этих объектов в дальнейшем проработала до начала шестидесятых годов.
USS Buffalo во время службы в Европе, 12 ноября 1918 г. Фото Laststandonzombieisland.com
В годы Первой мировой войны USS Buffalo оставалось транспортным судном, обеспечивая работу других кораблей и их экипажей. В 1917 году экипажу судна пришлось решать интересную транспортную задачу: ему следовало прибыть к берегам России, где недавно произошла революция, и обеспечить эвакуацию американской дипломатической миссии. Вскоре после этого судно прошло новую модернизацию и стало обеспечивать работу боевых кораблей. До 1919 года «Буффало» служило у берегов Европы, после чего поступил приказ о переводе на Тихий океан.
15 ноября 1922 года устаревший морально и физически пароход вывели из эксплуатации. В течение нескольких следующих лет он служил плавучей казармой и более не выходил в море. 27 мая 1927 года судно окончательно списали. Через несколько месяцев оно отправилось в свое последнее плавание к месту разделки на металл. К этому времени USS Buffalo оставался единственным представителем своей серии: три других корабля были списаны и утилизированы к 1922 году.
Вспомогательный крейсер военно-морского флота Бразилии Nitcheroy стал вторым и последним в мире надводным кораблем-носителем динамитных пушек. Этот крейсер строился в условиях нехватки боевых кораблей, из-за чего главными требованиями к нему были дешевизна и скорость строительства. В дальнейшем корабль лишь единожды смог принять участие в бою, после чего лишился вооружения и получил новые роли. Поле недолгой службы в качестве боевого корабля Nitcheroy / Buffalo стал вспомогательным судном, и в итоге закончил свою карьеру ничем не примечательной плавучей казармой. В 1921 году ВМС США списали и утилизировали бывший динамитный крейсер USS Vesuvius, с 1904 года служивший в качестве опытового судна. В 22-м та же судьба постигла и USS Buffalo. На этом история крейсеров с динамитным вооружением закончилась. Последние достижения в области пороховой артиллерии не оставляли шансов динамитным орудиям.
По материалам:
http://douglas-self.com/
http://shipscribe.com/
https://laststandonzombieisland.com/
http://navweaps.com/
http://modelist-konstruktor.com/
Tucker S. The Encyclopedia of the Spanish-American and Philippine-American Wars: A Political, Social, and Military History, Vol. 1. ABC-CLIO, 2009
Единственный бразильский крейсер с динамитным вооружением стал частью экстренной программы кораблестроения, которая была ответом на восстание военно-морского флота, начавшегося в сентябре 1893 года. Первые годы Бразильской старой республики, преобразованной из Бразильской империи, проходили на фоне политического кризиса, который в итоге привел к началу восстания. 6 сентября командующий военно-морским флотом адмирал Кастодио де-Мелло назвал президента страны изменником конституции и отдал ряд приказов. Почти все корабли и суда флота, в том числе все современные, присоединились к восстанию и перешли под прямое командование адмирала, отказавшись подчиняться официальным властям.
Вспомогательный крейсер Nitcheroy на верфи. Фото Shipscribe.com
В распоряжении президента генерала Флориану Пейшоту были сухопутные войска, наземная инфраструктура и финансы. Тем не менее, противостоять взбунтовавшемуся флоту было попросту нечем: к восстанию не присоединились только несколько вспомогательных судов, не имевших вооружения и непригодных для участия в боях. Вскоре после начала восстания было принято решение о заказе новых кораблей, которым в ближайшем будущем следовало принять участие в подавлении бунта. Новые боевые единицы планировалось строить своими силами, а также заказывать за рубежом.
Представители президента Ф. Пейшоту в Нью-Йорке закупили несколько судов разных классов, а также подписали ряд контрактов на перестройку этой техники с целью ее превращения в боевые корабли. Новыми кораблями лоялистского флота Бразилии должны были стать прогулочные яхты Javelin и Feissen, которые планировалось перестроить в торпедные катера, а также торговые пароходы El Cid и Britannia, рассматривавшиеся в качестве будущих вспомогательных крейсеров.
Судно «Эль Сид» представляло собой сухогруз с возможностью перевозки некоторого количества пассажиров. Оно строилось на верфи Chesapeake Dry Dock & Construction Company (ныне Newport News Shipbuilding) по заказу перевозчика Morgan Line. Интересно, что это был лишь шестой заказ, выполненный недавно открытым судостроительным заводом. Строительство сухогруза завершилось в самом начале 1893 года. 24 августа судно, прошедшее все необходимые испытания, было передано заказчику для использования в перевозках.
Нос корабля, на переднем плане динамитная пушка. Фото Shipscribe.com
Проект, по которому строился пароход El Cid, а также его систершипы El Sud, El Norte и El Rio, имел любопытную особенность. В конструкции судна имелись некоторые элементы, позволявшие в кратчайшие сроки осуществить установку вооружения, сделав его боевым кораблем с достаточно высокой огневой мощью. Кроме того, применялись некоторые идеи и решения, направленные на повышение живучести. В основном они заимствовались у боевых кораблей того времени. Так, на верхней палубе предусматривалось место для установки орудия крупного калибра, корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, а угольные ямы располагались у бортов и закрывали машинное отделение. Кроме того, максимальная скорость «Эль Сида» достигала 17 узлов, что было достаточно много для торговых судов конца XIX века.
По-видимому, именно «двойное назначение» сухогруза заинтересовало заказчика в лице представителей бразильского правительства. Не тратя времени, бразильская делегация инициировала подписание контракта на передачу судна для перестройки. 26 октября El Cid официально сменило хозяина. По некоторым данным, переговоры по новому контракту велись в атмосфере крайней спешки и заказчики едва ли успели осмотреть приобретаемый сухогруз. На перестройку и модернизацию торгового судна понадобилось всего 24 дня. Уже 20 ноября перестроенное судно El Cid ушло из Нью-Йорка, взяв курс на Бразилию. Теперь это был не сухогруз, но вспомогательный крейсер Nitcheroy.
Быстрому выполнению бразильского заказа поспособствовали основные особенности исходного проекта. В конструкции сухогрузов изначально предусматривалась возможность перевооружения, в том числе с монтажом носовой орудийной установки с пушками сравнительно большого калибра. Благодаря этому американским специалистам оставалось лишь установить требуемое вооружение на имеющиеся крепления, а также незначительно доработать конструкцию судна с целью монтажа некоторых новых агрегатов. Большая часть систем при этом могла оставаться без каких-либо изменений.
Не имея возможности ждать разработку нового вооружения в соответствии с собственными требованиями, бразильские власти заказали компании Pneumatic Dynamite Gun Company одну 15-дюймовую пушку образца 1890 года, также известную как Rapieff-Zalinski. Это оружие изначально создавалось для использования в составе береговых батарей и предлагалось американскому флоту. К 1893 году проект 15-дюймовой пушки дошел до выполнения предварительных работ и сборки требуемого оружия. Одну из новых пушек следовало передать на завод, осуществлявший перестройку судна «Эль Сид». Для упрощения и ускорения работ динамитное орудие для бразильского крейсера должно было иметь минимальные отличия от базовой версии для береговых батарей.
В носовой части палубы корабля-носителя проделали круглое отверстие для вывода орудийной установки. Лафет и некоторые другие агрегаты пушки предлагалось устанавливать на средней палубе, которая теперь стала батарейной. Из-за большой высоты лафета и орудия в целом ствол не должен был значительно подниматься над верхней палубой. Ниже средней палубы располагались трубопроводы и другие системы, необходимые для соединения артиллерийской части с пневматической. На нижней палубе, непосредственно под орудийной установкой, помещались газовые баллоны, компрессор и другие агрегаты пневматической системы.
За исключением переработки компоновки некоторых агрегатов, связанных с необходимостью монтажа на корабле, конструкция орудия Rapieff-Zalinski не претерпела значительных изменений. По-прежнему использовался лафет с U-образной системой для установки качающегося блока ствола. В составе лафета имелись приводы горизонтального и вертикального наведения, а также трубопровод для подачи сжатого воздуха к орудию. На левой стойке лафета имелись площадки для расчета. С помощью левой наводчик мог использовать органы управления, помещенные на боковой поверхности лафета. Органы управления состояли из нескольких рычагов и штурвалов для наведения и контроля за работой пневматики. Выстрел производился при помощи небольшого штурвала на верхней части ствола.
Орудие Rapieff-Zalinski в составе береговой батареи. Рисунок Weaponsandwarfare.com
Крейсер Nitcheroy получил ствольный блок орудия, разработанный ранее для береговых батарей. Использовался длинный гладкий ствол калибра 15 дюймов (381 мм), установленный на поддерживающей балке, предотвращающей его изгиб под собственным весом. На казенной части ствола имелся дополнительный кожух, используемый для подвода сжатого газа. Также использовался поршневой затвор, открываемый при зарядке орудия. Внутри кожуха казенника имелся набор клапанов для подачи сжатого газа, отвечавших за произведение выстрела. Клапаны управлялись штурвалом на рабочем месте наводчика.
Для дополнительной защиты орудия было предложено использовать два щитка, прикрывающие артиллеристов. Еще один дополнительный кожух прикрывал верхнюю часть казенника, оснащенную механизмами управления выстрелом.
В трюме крейсера находился компрессор на основе парового двигателя, задачей которого было создание рабочего давления в баллонах для сжатого газа. В нескольких баллонах создавалось давление на уровне 2000 фунтов на кв. дюйм (136 атмосфер). Трубопроводы соединялись с набором газовых редукторов, обеспечивавших правильный разгон снаряда. Предлагалось плавно менять скорость подачи сжатого воздуха в ствол, благодаря чему в полости позади снаряда поддерживалось постоянное давление в 1000 футов на кв. дюйм (68 атмосфер).
Для использования с 15-дюймовой пушкой Rapieff-Zalinski предлагались снаряды нескольких типов. Они имели обтекаемый корпус с хвостовой частью, оснащенной стабилизатором. Внутри корпуса помещался заряд из гремучего студня того или иного веса. Общая масса предложенных снарядов находилась в пределах от 50 (22,7 кг) до 1000 фунтов (454 кг). Тип снаряда влиял как на мощность заряда, так и на дальность стрельбы. Наиболее легкие снаряды могли отправляться на дальность до 5-7 км.
Четыре корабля были сданы в конце сентября. К этому времени США и Испания уже успели заключить перемирие. Боевые действия официально были остановлены 12 августа, т.е. за полтора месяца до завершения перестройки четырех кораблей. Стороны не нарушили условия перемирия, благодаря чему к концу года появился полноценный мирный договор, окончательно остановивший войну. Корабли, проходившие доработку специально для войны с испанцами, остались не у дел.
Летом 1899 года крейсер USS Buffalo совершил плавание в Манилу, после чего вернулся в Соединенные Штаты. Вскоре после этого корабль вновь отправили на ремонт и перестройку. В начале апреля следующего года он вернулся в строй в качестве учебного судна для подготовки экипажей. За следующие пять лет подобной службы «Буффало» выполнил четыре похода к берегам Филиппинских островов. Из одного из подобных плаваний судно возвращалось через Индийский и Атлантический океан, совершив кругосветку.
В 1905 году началось строительство верфи Mare Island Navy Yard, к которой приписали судно USS Buffalo. Теперь пароход должен был решать транспортные задачи разного рода. В первую очередь, оно перевозило различные изделия и материалы, используемые на стройке. Кроме того, с его помощью сменные экипажи кораблей добирались до удаленных баз на Тихом океане. В 1914 году судно участвовало в экспедиции к берегам Аляски, целью которой было развертывание новых радиостанций. Часть этих объектов в дальнейшем проработала до начала шестидесятых годов.
USS Buffalo во время службы в Европе, 12 ноября 1918 г. Фото Laststandonzombieisland.com
В годы Первой мировой войны USS Buffalo оставалось транспортным судном, обеспечивая работу других кораблей и их экипажей. В 1917 году экипажу судна пришлось решать интересную транспортную задачу: ему следовало прибыть к берегам России, где недавно произошла революция, и обеспечить эвакуацию американской дипломатической миссии. Вскоре после этого судно прошло новую модернизацию и стало обеспечивать работу боевых кораблей. До 1919 года «Буффало» служило у берегов Европы, после чего поступил приказ о переводе на Тихий океан.
15 ноября 1922 года устаревший морально и физически пароход вывели из эксплуатации. В течение нескольких следующих лет он служил плавучей казармой и более не выходил в море. 27 мая 1927 года судно окончательно списали. Через несколько месяцев оно отправилось в свое последнее плавание к месту разделки на металл. К этому времени USS Buffalo оставался единственным представителем своей серии: три других корабля были списаны и утилизированы к 1922 году.
Вспомогательный крейсер военно-морского флота Бразилии Nitcheroy стал вторым и последним в мире надводным кораблем-носителем динамитных пушек. Этот крейсер строился в условиях нехватки боевых кораблей, из-за чего главными требованиями к нему были дешевизна и скорость строительства. В дальнейшем корабль лишь единожды смог принять участие в бою, после чего лишился вооружения и получил новые роли. Поле недолгой службы в качестве боевого корабля Nitcheroy / Buffalo стал вспомогательным судном, и в итоге закончил свою карьеру ничем не примечательной плавучей казармой. В 1921 году ВМС США списали и утилизировали бывший динамитный крейсер USS Vesuvius, с 1904 года служивший в качестве опытового судна. В 22-м та же судьба постигла и USS Buffalo. На этом история крейсеров с динамитным вооружением закончилась. Последние достижения в области пороховой артиллерии не оставляли шансов динамитным орудиям.
По материалам:
http://douglas-self.com/
http://shipscribe.com/
https://laststandonzombieisland.com/
http://navweaps.com/
http://modelist-konstruktor.com/
Tucker S. The Encyclopedia of the Spanish-American and Philippine-American Wars: A Political, Social, and Military History, Vol. 1. ABC-CLIO, 2009
Автор: Glenn Witcher