Проект противотанковой САУ с безоткатными орудиями Л. Зерби (США)
В межвоенный период наблюдалось самое активное развитие бронетанковой техники, спровоцировавшее разработку новых противотанковых систем. После начала Второй мировой войны подобные тенденции сохранились, приведя к появлению новых видов бронетехники и средств ее поражения. Часть проектов имела весьма необычный результат. Так, в 1942 году американский полковник Ли Ф. Дж. Зерби разработал оригинальный проект противотанковой самоходки на базе серийного джипа. Помимо необычной базы эта машина должна была использовать не самое привычное оружие и нестандартные методы боевой работы. Некоторые особенности проекта привели к тому, что боевая машина получила условное название «торпедоносец».
В начале сороковых годов прошлого века полковник Ли Ф. Дж. Зерби был офицером одной из частей химической службы армии США и занимался соответствующими вопросами. В свободное от службы время офицер предпринял попытку анализа боевых действий в Европе, по результатам которой сделал некоторые выводы и даже разработал свой собственный проект перспективной военной техники. В июне 1941 года полковник сформировал основные идеи, а также выступил с докладом на одной из конференций. Представители командования заинтересовались оригинальным предложением и посоветовали продолжать его развитие.
Тем не менее, никто не стал заниматься улучшением проекта. Изучавшие материалы Л. Зерби специалисты указали, что предложенный «торпедоносец» в существующем виде не может быть эффективным средством борьбы с танками противника. Основная претензия при этом касалась отсутствия систем наведения. Вскоре Л.Ф.Дж. Зерби получил соответствующий ответ на свое письмо. Армия не нуждалась в его разработке. Полковник продолжил работу в химической службе и, насколько известно, более не занимался тематикой противотанковых средств.
Проект противотанкового «торпедоносца» с безоткатными орудиями, построенного на базе автомобильного шасси, представляет большой интерес с точки зрения истории техники. Причем интересен он, в первую очередь, в качестве любопытного исторического курьеза. Идеи полковника Зерби оказались настолько оригинальными и смелыми, что даже вышли за пределы возможностей реального применения на практике. Кроме того, об этом проекте вряд ли можно сказать, что он имел как положительные черты, так и недостатки. За исключением мобильности и простоты эксплуатации колесного шасси, все основные особенности «торпедоносца» Зерби могут считаться недостатками, в том числе способными привести к фатальным последствиям для техники и ее экипажа.
В основе проекта лежала вполне понятное и логичное желание повысить мобильность противотанковой артиллерии. С большими оговорками, эта задача была решена. Тем не менее, этим все успехи проекта и ограничились. Для повышения мобильности было предложено использовать безоткатную пушку с фугасным снарядом, а также максимально облегченное шасси с минимально возможным силуэтом. Естественно, при выполнении таких требований в проекте просто не осталось места для систем наведения и сколь-нибудь достаточной защиты экипажа. Наконец, подвело и основное вооружение, которое могло показать приемлемую точность попаданий только на дистанциях менее 100 ярдов, а уничтожать бронированные цели предлагалось при помощи фугасных снарядов с зарядом порядка 4,5 кг тротила. Бронебойные боеприпасы, что интересно, не разрабатывались.
Из-за всех этих проблем «10 тысяч боевых машин в лесах и укрытиях» вряд ли могли бы отбить атаку танков противника. Отсутствие защиты приводило к чрезвычайному риску для экипажа и основных агрегатов, из-за чего вывести «торпедоносец» из боя мог бы не только танк, но и сопровождающие его стрелки-пехотинцы. Дымовая завеса и пулемет не позволили бы снизить риски до приемлемого уровня.
Учитывая немногочисленные плюсы и множественные минусы проекта, не стоит удивляться решению американского военного ведомства. Специалисты отметили принципиально неустранимые недостатки проекта Л. Зерби, в итоге ставшие решающими. В существующем виде «торпедоносец» не представлял никакого интереса для армии, а его доработку с ликвидацией основных проблем посчитали нецелесообразной. Проект был закрыт за ненадобностью. В дальнейшем конструкторы из США вернулись к работе над противотанковыми САУ с безоткатным оружием, однако в новых проектах использовались более совершенные компоненты и иные принципы боевого применения.
По материалам сайтов:
http://worldoftanks.com/
http://ancestry.ca/
http://strangernn.livejournal.com/
В начале сороковых годов прошлого века полковник Ли Ф. Дж. Зерби был офицером одной из частей химической службы армии США и занимался соответствующими вопросами. В свободное от службы время офицер предпринял попытку анализа боевых действий в Европе, по результатам которой сделал некоторые выводы и даже разработал свой собственный проект перспективной военной техники. В июне 1941 года полковник сформировал основные идеи, а также выступил с докладом на одной из конференций. Представители командования заинтересовались оригинальным предложением и посоветовали продолжать его развитие.
Тем не менее, никто не стал заниматься улучшением проекта. Изучавшие материалы Л. Зерби специалисты указали, что предложенный «торпедоносец» в существующем виде не может быть эффективным средством борьбы с танками противника. Основная претензия при этом касалась отсутствия систем наведения. Вскоре Л.Ф.Дж. Зерби получил соответствующий ответ на свое письмо. Армия не нуждалась в его разработке. Полковник продолжил работу в химической службе и, насколько известно, более не занимался тематикой противотанковых средств.
Проект противотанкового «торпедоносца» с безоткатными орудиями, построенного на базе автомобильного шасси, представляет большой интерес с точки зрения истории техники. Причем интересен он, в первую очередь, в качестве любопытного исторического курьеза. Идеи полковника Зерби оказались настолько оригинальными и смелыми, что даже вышли за пределы возможностей реального применения на практике. Кроме того, об этом проекте вряд ли можно сказать, что он имел как положительные черты, так и недостатки. За исключением мобильности и простоты эксплуатации колесного шасси, все основные особенности «торпедоносца» Зерби могут считаться недостатками, в том числе способными привести к фатальным последствиям для техники и ее экипажа.
В основе проекта лежала вполне понятное и логичное желание повысить мобильность противотанковой артиллерии. С большими оговорками, эта задача была решена. Тем не менее, этим все успехи проекта и ограничились. Для повышения мобильности было предложено использовать безоткатную пушку с фугасным снарядом, а также максимально облегченное шасси с минимально возможным силуэтом. Естественно, при выполнении таких требований в проекте просто не осталось места для систем наведения и сколь-нибудь достаточной защиты экипажа. Наконец, подвело и основное вооружение, которое могло показать приемлемую точность попаданий только на дистанциях менее 100 ярдов, а уничтожать бронированные цели предлагалось при помощи фугасных снарядов с зарядом порядка 4,5 кг тротила. Бронебойные боеприпасы, что интересно, не разрабатывались.
Из-за всех этих проблем «10 тысяч боевых машин в лесах и укрытиях» вряд ли могли бы отбить атаку танков противника. Отсутствие защиты приводило к чрезвычайному риску для экипажа и основных агрегатов, из-за чего вывести «торпедоносец» из боя мог бы не только танк, но и сопровождающие его стрелки-пехотинцы. Дымовая завеса и пулемет не позволили бы снизить риски до приемлемого уровня.
Учитывая немногочисленные плюсы и множественные минусы проекта, не стоит удивляться решению американского военного ведомства. Специалисты отметили принципиально неустранимые недостатки проекта Л. Зерби, в итоге ставшие решающими. В существующем виде «торпедоносец» не представлял никакого интереса для армии, а его доработку с ликвидацией основных проблем посчитали нецелесообразной. Проект был закрыт за ненадобностью. В дальнейшем конструкторы из США вернулись к работе над противотанковыми САУ с безоткатным оружием, однако в новых проектах использовались более совершенные компоненты и иные принципы боевого применения.
По материалам сайтов:
http://worldoftanks.com/
http://ancestry.ca/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher