Союзники или союзнички?


P-63 готовятся к отправке в СССР


Помимо основной партии Bell P-39 Aircobra, СССР было поставлено 2400 Bell P-63 Kingcobra – еще более грозных машин.
По условиям Ленд-лиза вся боевая техника после окончания войны должна была быть возвращена США или уничтожена на месте. Советский Союз, естественно, пренебрег этим пунктом договора, и самые современные истребители Ленд-лиза отправились служить в ПВО вплоть до появления реактивных Мигов. Благодаря носовой стойке шасси, как на Миг-15, Кингкобры с успехом использовались для подготовки пилотов до конца 50-х годов.

Бостон

Штурмовик A-20 Havoс (Бостон). 3125 поставленных машин. Первые A-20 появились на советско-германском фронте летом 1943 г. «Бостон» стал в нашей авиации поистине многоцелевым самолетом, выполнявшим функции дневного и ночного бомбардировщика, разведчика, торпедоносца и минного заградителя, тяжелого истребителя и даже транспортного самолета. Мало применялся он лишь в качестве штурмовика — по своему основному назначению!


Советские летчики принимают американский средний бомбардировщик Douglas A-20 Boston, передаваемый по ленд-лизу



Американский бомбардировщик отличался хорошей маневренностью и большим практическим потолком. Ему легко давались глубокие виражи, он свободно летал на одном моторе. Учитывая слабую подготовку летчиков, ускоренно выпущенных из училищ в годы войны, становились важны пилотажные качества самолета. Здесь «Бостон» был превосходен: прост и легок в управлении, послушен и устойчив на виражах. Взлет и посадка на нем выполнялись куда проще, чем на отечественном Пе-2.

Боевая ценность данного самолета была настолько велика, что, даже с появлением реактивной авиации, Северный Флот до 1956 года имел законсервированный комплект Бостонов.

Бесполезный хлам

Осенью 1944 года по специальной заявке в СССР начал получать P-47 Thunderbolt. Один из самых тяжеловооруженных истребителей того времени – 8 крупнокалиберных Браунингов и 1000 кг подвесного вооружения. Тандерболты с успехом эскортировали Летающие крепостей в небе над Германией (дальность полета с ПТБ – 2000 км), дрались с Фокке-Вулфами на предельных высотах и гонялись за немецкими танками (есть мнение, что именно реактивный снаряд с Тандерболта прикончил танк Михаэля Виттмана).



«Каталина» была хорошо знакома советским специалистам. Во-первых, до войны в СССР малой серией производился её лицензионный вариант - летающая лодка ГСТ. Во-вторых, английские «Каталины» с 1942 года регулярно появлялись на аэродромах Северного флота, решая разнообразные задачи, в том числе и в интересах советского командования. Так, например, в сентябре-октябре 1942 года девять «Каталин» из 210-й эскадрильи RAF действовали с наших северных аэродромов при проводке конвоя PQ-18.

После окончания войны ни одна машина не была возвращена в США. Так, на Северном флоте в сентябре 1945 г. сформировали 53-й отдельный разведывательный авиаполк, целиком укомплектованный «Каталинами», а на Балтийском годом позже — 69-й, вооруженный и чисто летающими лодками, и амфибиями. Разведывательные полки Черноморского и Тихоокеанского флотов также укомплектовывались, примерно в равной пропорции, самолетами PBN-1 и PBY-6A.

На несколько лет американская техника стала основой отечественной гидроавиации. Лишь с 1952 г. вначале на Северный, а затем и на другие флоты стали поступать новые отечественные летающие лодки Бе-6. Однако морские летчики с теплотой вспоминали о комфортабельности, надежности и высоком качестве изготовления американских гидросамолетов. Постепенно заменяемые на Бе-6, «Каталины» использовались морскими летчиками до конца 1955 г.

Укус Москита

Когда взошла звезда DeHavilland Mosquito, СССР проявил острый интерес к перспективному бомбардировщику. Английская сторона предоставила один экземпляр для ознакомления, Москит перегнали в Москву и разобрали до винтика. Вердикт экспертов был категоричен: производство Москита в СССР невозможно, а эксплуатация связана с большими техническими трудностями, ввиду отсутствия качественных расходных материалов и квалифицированных специалистов. Больше всего сомнений вызывали профессионально склеенная обшивка и высокое качество моторов Роллс-Ройс Мерлин.



Несмотря на подобные выводы, Советский Союз заказал аж 1500 Москитов. Заказ был аннулирован, взамен СССР получил Спитфайры – англичане решили, что Советскому Союзу истребитель нужнее бомбардировщика.

Яблоко раздора

Поставки истребителя Р-51 Mustang по «Ленд-лизу» явно не входили в американские планы. Выдающийся самолет своего времени составлял основу истребительного парка ВВС США. Естественно, Америка не хотела с кем-либо делиться этими машинами. Исключение составляли лишь Royal Air Force – самые верные союзники Америки, англосаксы по крови. Всего за годы массового производства с 1940 по 1950 год было произведено 8000 «Мустангов» – количество, достаточное только для обеспечения нужд ВВС США.

Объективно, у СССР не было потребности в Мустангах, для этого самолета не было подходящих задач на Восточном фронте. Бои велись на малых и средних высотах, где отлично справлялись Эйркобры. Тем не менее советской миссии удалось получить 10 машин для ознакомления. Все «Мустанги» отправились в ЦАГИ для подробного изучения.

Мелочь

Также поставки по Ленд-лизу включали:

- 4400 Томахоков, Киттихоков и Харрикейнов (суммарно)
- 1300 «Спитфайров»
- 870 фронтовых бомбардировщиков B-25 Mitchell
- 700 C-47 «Skytrain» (самый распространенный транспортный самолет антигитлеровской коалиции)
- учебно-боевые AT-6 «Texan», транспортные A.W.41 Albemarle, бомбардировщики Handley Page HP.52 Hampden в количествах, недостойных упоминания

Халява

Некоторое количество авиатехники было получено СССР в обход договора о Ленд-лизе. Согласно действовавшему в то время советско-японскому соглашению о нейтралитете, все поврежденные американские бомбардировщики, садившиеся на территории Дальнего Востока, были интернированы. Эта практика относилась ко всем американским самолетам, начиная с В-25 Э.Йорка из группы Дулиттла, севшего на аэродром Унаши в апреле 1942-го. Таким путем в руки советских летчиков впоследствии попало значительное количество В-25 и В-24 из которых была сформирована 128-я смешанная авиадивизия.

Экипажи самолетов помещали в специальный сборный лагерь в Средней Азии. Хотя за лагерем наблюдали представители японского посольства, американским летчикам периодически устраивали "побег" и они объявлялись на базах США в Иране.

Бензиновая арифметика

Одним из наиболее узких мест советской экономики перед войной было производство авиационного бензина. Так, в 1941 г. накануне войны потребность по авиационному бензину Б-78 была удовлетворена всего на 4%. В 1941 г. в СССР было произведено 1269 тыс. т, в 1942 — 912, в 1943 — 1007, в 1944 — 1334 и в 1945г. — 1017 тыс. т.

Всего за годы войны в США по Ленд-лизу было поставлено 628,4 тыс. т авиационного бензина и 732,3 тыс. т. бензинов светлых фракций. Помимо этого, с Абаданского нефтеперерабатывающего завода Великобритания поставила в СССР 14,7 тыс. т авиационного бензина и 902,1 тыс. т бензинов светлых фракций (эти поставки были компенсированы Великобритании США). К этому необходимо также добавить 573 тыс. т авиационного бензина, поставленного в СССР с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме все это дает 2850,5 тыс. коротких тонн авиабензина и светлых бензиновых фракций, полученных СССР из США, Великобритании и Канады, что равно 2586 тыс. метрических тонн.

Более 97% импортного бензина имело октановое число 99 и выше, тогда как в СССР в огромном дефиците, как мы уже видели, был даже бензин Б-78. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа. Поэтому фактически поставленный по ленд-лизу авиабензин был включен в советское производство авиабензина и составил, следовательно (вместе со светлыми бензиновыми фракциями), 51,5% от советского производства 1941-1945 гг. Если же вычесть из итога советское производство авиабензина за первую половину 1941 г., оценив его примерно в половину от годового производства, то доля поставок по ленд-лизу поднимется до 57,8% .