«Кайтены». Провал проекта японских подводных камикадзе
Сегодня всем знакомы японские камикадзе, их образ сильно популяризирован, но одновременно и сильно искажен. Образ, который сформировался в головах людей, часто имеет мало общего с тем, кем они были на самом деле. Для абсолютного большинства камикадзе — это летчики, направляющие свои самолеты на вражеские корабли. Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. В конце войны в Японии реализовывали разные, даже иррациональные проекты, одним из таких были торпеды-кайтены. Находясь внутри стальной капсулы, управляемой торпеды, камикадзе должны были уничтожать врагов императора и Японии и в море, отдавая за это свою жизнь.
О феномене и идеологии камикадзе
Перед рассказом о живых торпедах, которые не так давно были показаны в американском фильме «Крейсер», рассказывающем о последнем походе крейсера «Индианаполис» и судьбе его команды, необходимо обсудить сам феномен камикадзе и их идеологию, историю формирования их школ.
Система образования в Японии в первой половине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем, направленных на формирование нужной идеологии. С самого раннего возраста японским детям внушали, что, умирая за своего императора, они поступают правильно, а их смерть будет благословенной. В результате такой обработки, начиная со школьной скамьи, молодые японцы вырастали с девизом «jusshi reisho» (пожертвуй жизнью).
Дополнительно государственная машина империи всячески пыталась скрыть любую информацию о поражениях японской армии и флота (даже самых незначительных). Машина пропаганды создавала фальшивое представление о возможностях страны и эффективно внушала малообразованным детям тот факт, что их смерть может стать шагом к тотальной победе Японии в войне. Уместно вспомнить и о знаменитом Кодексе Бусидо, который также сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские солдаты еще со времен самураев рассматривали смерть как часть жизни (в буквальном смысле). Они просто свыкались с мыслью о смерти, не испытывая страха перед ее приближением.
Провал проекта «Кайтенов»
Подводных камикадзе, которые должны были вести кайтены к цели, готовили в несколько этапов. На первом из них курсанты в течение трех месяцев проходили специальную подготовку на быстроходных катерах-брандерах. Основной целью этого этапа обучения было научить их управлять катером, пользуясь лишь магнитным компасом и перископом. Второй этап подготовки проходил на тренажерах, которые имитировали внутреннее устройство кайтенов. На тренажерах курсанты отрабатывали навыки и умения на ощупь находить любой из приборов и механизмов, расположенных в кабине, а также выполнять все действия по пути в заданный район и атаке на корабль, отрабатывая их до автоматизма. И лишь на третьем этапе обучения камикадзе выходили в море на настоящих кайтенах.
Первоначально японцы планировали использовать кайтены для атак на корабли противника, расположенные на стоянках в бухтах. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (обычно от 4 до 6 штук) обнаруживала суда противника, после чего выстраивала траекторию (лодка разворачивалась носом к цели), и капитан отдавала смертникам последний приказ. По узкой трубе они проникали в кабину управляемой торпеды, задраивали за собой люки и получали по рации последние распоряжения от капитана подлодки. После этого камикадзе запускали двигатель и самостоятельно двигались в сторону противника на глубине 4-6 метров. При этом они были практически абсолютно слепы, так как не видели, куда именно плывут. Пользоваться перископом им разрешалось не более 3-х секунд, так как это вело к риску обнаружения торпеды противником. После обнаружения торпеды она могла быть расстреляна из скорострельных автоматов или орудий противоминного калибра, имеющихся на атакуемой цели, даже не успев добраться до нее.
Впервые японцы использовали кайтены в ноябре 1944 года. Целью атаки была база американского флота на атолле Улити (Каролинские острова). В нападении должны были участвовать три японских подводных лодки, на которых находилось 12 кайтенов, но одна из них не дошла до места назначения. Лодка была обнаружена и атакована американскими эсминцами, которые потопили ее глубинными бомбами. В итоге ночью 20 ноября 1944 года базу атаковали лишь две подлодки. Из восьми оставшихся кайтенов удалось запустить только пять, остальные три пришлось утопить из-за возникших технических неполадок, предварительно сняв с них подготовленных камикадзе. Из пяти выпущенных кайтенов гарантировано поразил цель лишь один. Он врезался в эскадренный танкер «Миссиссинева» и потопил его. На борту танкера находился авиационный бензин. Взрыв был очень сильным, вместе с танкером погибли 50 американских матросов. С японских подлодок видели огромный столб огня и дыма, который поднялся в лагуне атолла, и слышали несколько мощных взрывов. Японское командование оценивало эту первую операцию с участием кайтенов, как успешную, японцы полагали, что им удалось потопить авианосец, хотя на самом деле цели достиг лишь один из пяти выпушенных кайтенов, а потопленным кораблем оказался танкер.
Более-менее успешно кайтены удавалось использовать только в начале. По итогам завершения морских сражений официальная японская пропаганда заявляла о 32 потопленных с их помощью американских кораблях, включая линкоры, авианосцы, эскадренные миноносцы и грузовые суда. Однако эти цифры были очень сильно преувеличены. Американский флот на Тихом океане к моменту завершения войны очень сильно нарастил боевую мощь, и камикадзе было все труднее поражать цели. К тому же крупные боевые корабли в бухтах надежно охранялись, подобраться к ним было трудно даже, находясь на глубине 6 метров. А атаковать разбросанные в море корабли кайтены были не в состоянии, долгих заплывов они просто не выдерживали.
Разработка кайтенов была отчаянным шагом, на который в Японии пошли после поражения у атолла Мидуэй. Управляемые торпеды были кризисным решением, на него императорский флот возлагал большие надежды, которые так и не оправдались. Со своей основной задачей — гарантированным уничтожением американских кораблей они не справились, эффективность кайтенов была низкой. Нелепая попытка иррационального использования имеющегося человеческого ресурса в итоге закончилась полным провалом проекта.
Стоит отметить, что созданные на скорую руку управляемые торпеды были очень несовершенной техникой. Очень часто они давали сбои и ломались. Многие камикадзе просто не доплывали до намеченных целей, задохнувшись от недостатка кислорода, а торпеды просто тонули. Даже установленные на кайтенах таймеры-взрыватели далеко не всегда приводили к гибели вражеских кораблей, так как часто кайтены взрывались, еще не доплыв до цели. Также долгие и частые походы японских подводных лодок с кайтенами на борту приводили к тому, что их тонкий корпус (толщина не более 6 мм) ржавел и становился непригодным для использования на глубине. Ржавчина могла стать причиной того, что давление просто расплющивало проржавевший корпус, и камикадзе погибал бесславно.
В самом конце войны в рамках оборонительных мероприятий против возможного вторжения американской армии в Японию было подготовлено 100 кайтенов и 400 сверхмалых субмарин, которые предназначались для действий с береговых баз против американского флота. С этой же целью в секретных местах вдоль побережья, а также в гаванях южной части страны японцы развернули 1000 небольших катеров, которые несли на себе заряд взрывчатки массой 550 кг. Все эти силы так и не были использованы, вторжения на Японские острова не произошло. Бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки американскими атомными бомбами и разгром советскими войсками Квантунской армии привели к тотальному поражению Японии в войне. Изменить это не могли ни летчики-камикадзе, ни кайтены, которые оставили свой след в истории, никак не изменив ход конфликта.
Источники информации:
http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/166467-kayten
http://war-only.com/kajteny-yaponskie-podvodnye-kamikadze.html
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Японская_человеко-торпеда_Кайтэн
О феномене и идеологии камикадзе
Перед рассказом о живых торпедах, которые не так давно были показаны в американском фильме «Крейсер», рассказывающем о последнем походе крейсера «Индианаполис» и судьбе его команды, необходимо обсудить сам феномен камикадзе и их идеологию, историю формирования их школ.
Система образования в Японии в первой половине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем, направленных на формирование нужной идеологии. С самого раннего возраста японским детям внушали, что, умирая за своего императора, они поступают правильно, а их смерть будет благословенной. В результате такой обработки, начиная со школьной скамьи, молодые японцы вырастали с девизом «jusshi reisho» (пожертвуй жизнью).
Дополнительно государственная машина империи всячески пыталась скрыть любую информацию о поражениях японской армии и флота (даже самых незначительных). Машина пропаганды создавала фальшивое представление о возможностях страны и эффективно внушала малообразованным детям тот факт, что их смерть может стать шагом к тотальной победе Японии в войне. Уместно вспомнить и о знаменитом Кодексе Бусидо, который также сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские солдаты еще со времен самураев рассматривали смерть как часть жизни (в буквальном смысле). Они просто свыкались с мыслью о смерти, не испытывая страха перед ее приближением.
Провал проекта «Кайтенов»
Подводных камикадзе, которые должны были вести кайтены к цели, готовили в несколько этапов. На первом из них курсанты в течение трех месяцев проходили специальную подготовку на быстроходных катерах-брандерах. Основной целью этого этапа обучения было научить их управлять катером, пользуясь лишь магнитным компасом и перископом. Второй этап подготовки проходил на тренажерах, которые имитировали внутреннее устройство кайтенов. На тренажерах курсанты отрабатывали навыки и умения на ощупь находить любой из приборов и механизмов, расположенных в кабине, а также выполнять все действия по пути в заданный район и атаке на корабль, отрабатывая их до автоматизма. И лишь на третьем этапе обучения камикадзе выходили в море на настоящих кайтенах.
Первоначально японцы планировали использовать кайтены для атак на корабли противника, расположенные на стоянках в бухтах. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (обычно от 4 до 6 штук) обнаруживала суда противника, после чего выстраивала траекторию (лодка разворачивалась носом к цели), и капитан отдавала смертникам последний приказ. По узкой трубе они проникали в кабину управляемой торпеды, задраивали за собой люки и получали по рации последние распоряжения от капитана подлодки. После этого камикадзе запускали двигатель и самостоятельно двигались в сторону противника на глубине 4-6 метров. При этом они были практически абсолютно слепы, так как не видели, куда именно плывут. Пользоваться перископом им разрешалось не более 3-х секунд, так как это вело к риску обнаружения торпеды противником. После обнаружения торпеды она могла быть расстреляна из скорострельных автоматов или орудий противоминного калибра, имеющихся на атакуемой цели, даже не успев добраться до нее.
Впервые японцы использовали кайтены в ноябре 1944 года. Целью атаки была база американского флота на атолле Улити (Каролинские острова). В нападении должны были участвовать три японских подводных лодки, на которых находилось 12 кайтенов, но одна из них не дошла до места назначения. Лодка была обнаружена и атакована американскими эсминцами, которые потопили ее глубинными бомбами. В итоге ночью 20 ноября 1944 года базу атаковали лишь две подлодки. Из восьми оставшихся кайтенов удалось запустить только пять, остальные три пришлось утопить из-за возникших технических неполадок, предварительно сняв с них подготовленных камикадзе. Из пяти выпущенных кайтенов гарантировано поразил цель лишь один. Он врезался в эскадренный танкер «Миссиссинева» и потопил его. На борту танкера находился авиационный бензин. Взрыв был очень сильным, вместе с танкером погибли 50 американских матросов. С японских подлодок видели огромный столб огня и дыма, который поднялся в лагуне атолла, и слышали несколько мощных взрывов. Японское командование оценивало эту первую операцию с участием кайтенов, как успешную, японцы полагали, что им удалось потопить авианосец, хотя на самом деле цели достиг лишь один из пяти выпушенных кайтенов, а потопленным кораблем оказался танкер.
Более-менее успешно кайтены удавалось использовать только в начале. По итогам завершения морских сражений официальная японская пропаганда заявляла о 32 потопленных с их помощью американских кораблях, включая линкоры, авианосцы, эскадренные миноносцы и грузовые суда. Однако эти цифры были очень сильно преувеличены. Американский флот на Тихом океане к моменту завершения войны очень сильно нарастил боевую мощь, и камикадзе было все труднее поражать цели. К тому же крупные боевые корабли в бухтах надежно охранялись, подобраться к ним было трудно даже, находясь на глубине 6 метров. А атаковать разбросанные в море корабли кайтены были не в состоянии, долгих заплывов они просто не выдерживали.
Разработка кайтенов была отчаянным шагом, на который в Японии пошли после поражения у атолла Мидуэй. Управляемые торпеды были кризисным решением, на него императорский флот возлагал большие надежды, которые так и не оправдались. Со своей основной задачей — гарантированным уничтожением американских кораблей они не справились, эффективность кайтенов была низкой. Нелепая попытка иррационального использования имеющегося человеческого ресурса в итоге закончилась полным провалом проекта.
Стоит отметить, что созданные на скорую руку управляемые торпеды были очень несовершенной техникой. Очень часто они давали сбои и ломались. Многие камикадзе просто не доплывали до намеченных целей, задохнувшись от недостатка кислорода, а торпеды просто тонули. Даже установленные на кайтенах таймеры-взрыватели далеко не всегда приводили к гибели вражеских кораблей, так как часто кайтены взрывались, еще не доплыв до цели. Также долгие и частые походы японских подводных лодок с кайтенами на борту приводили к тому, что их тонкий корпус (толщина не более 6 мм) ржавел и становился непригодным для использования на глубине. Ржавчина могла стать причиной того, что давление просто расплющивало проржавевший корпус, и камикадзе погибал бесславно.
В самом конце войны в рамках оборонительных мероприятий против возможного вторжения американской армии в Японию было подготовлено 100 кайтенов и 400 сверхмалых субмарин, которые предназначались для действий с береговых баз против американского флота. С этой же целью в секретных местах вдоль побережья, а также в гаванях южной части страны японцы развернули 1000 небольших катеров, которые несли на себе заряд взрывчатки массой 550 кг. Все эти силы так и не были использованы, вторжения на Японские острова не произошло. Бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки американскими атомными бомбами и разгром советскими войсками Квантунской армии привели к тотальному поражению Японии в войне. Изменить это не могли ни летчики-камикадзе, ни кайтены, которые оставили свой след в истории, никак не изменив ход конфликта.
Источники информации:
http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/166467-kayten
http://war-only.com/kajteny-yaponskie-podvodnye-kamikadze.html
http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Японская_человеко-торпеда_Кайтэн
Автор: ZloyStrelok