Фальсификация боевых повреждений



Корабль переломился на две части и затонул.

Как мы видим своими глазами, это неправда. Эсминец получил повреждения, но не переломился и остался на плаву. После окончания стрельб эксперты ВМС имели достаточно времени, чтобы добраться до мишени и обследовать эсминец. Пожар, вызванный воспламенившимся топливом из баков ракеты, к тому времени уже был погашен.

…протаранила машинное отделение, задув форсунки котла.

Откуда стали известны подробности о форсунках котла, если, по словам того же автора, корабль после попадания ракеты переломился на две части и затонул?

Взаимоисключающие параграфы?

«Талос» попал не в район кормы, как указано в статье «Ракетный реванш», а практически в центральную часть корабля, в район дымовой трубы. Очевидно, автор не был знаком с этим фото, не вдавался в подробности и просто фантазировал.

Далее. Мы видим собственными глазами, что в качестве мишени был использован корабль класса DE (destroyer escort), т.е. эскортный миноносец времен Второй мировой войны (характерная компоновка, единственная дымовая труба). Здесь важны не тонкости классификации, а вполне очевидный факт. Эскортные миноносцы, априори, были слабее и меньше своих ровесников, относившихся к классу обычных эсминцев (DD).

В наши дни размеры эскортника способны вызвать лишь снисходительную усмешку. Те кораблики имели полное водоизмещение всего около 1,5 тыс. тонн. Это в семь раз меньше, чем у современных эсминцев. По сравнению с ними «эскортник» короче почти на 70 метров, а его ширина на миделе меньше в два раза.

Проблема «устаревшего эсминца», который был поставлен под удар, заключалась не в том, что он устаревший, а в том, что он был очень мал.


Эпические ракеты и радары подсветки цели SPG-49 зенитного комплекса «Талос», в сравнении с фигурками людей


Ущерб был бы еще больше, если бы боеголовка несла взрывчатку.

Только в том случае, если бы экипаж в суматохе боя успел отключить перед стартом неконтактный взрыватель. В противном случае зенитная ракета взорвется еще на подлете к кораблю, а поражающий элемент, в виде сложенного гармошкой стального прута, просвистит над мачтой и поцарапает палубу.

Единственное условие, ограничивающее возможности стрельбы ЗУР Talos по надводным целям: хотя бы часть металлической мачты должна торчать из-под радиогоризонта.

Не единственное.

Если экзотический «Талос» хотя бы имел контактный взрыватель, то большинство ЗРК такой возможности лишены в принципе.

1. Вероятность прямого попадания ЗУР в воздушную цель минимальна, кинетический перехват получил лишь ограниченное распространение в системах ПРО.

2. Ввиду вышесказанного контактный взрыватель бесполезен против воздушных целей и лишь усложняет и утяжеляет конструкцию ракет.

Автору не встречались упоминания о наличии контактных взрывателей на отечественных ракетах семейства С-300 (если это не так, прошу поправить), их нет на новой американской SM-6, как и на большинстве модификаций SM-2.

Англичане, проводившие стрельбы ЗРК «Си Дарт» по катерам типа «Брэйв», сразу отметили, что из-за невозможности подрыва БЧ ущерб наносится только кинетическим воздействием самой ЗУР, а также воспламенением её несгоревшего топлива.

В результате стрельба зенитными ракетами по надводным целям возможна (в ряде ситуаций — единственно возможна), но не всегда эффективна. Что касается мысли о необходимости наличия контактного взрывателя (зачем? авось сама взорвется при встрече с целью), то он не имеет смысла. Боевые ВВ слишком устойчивы к инициированию без детонатора, и если все было бы так просто, детонатор исчез бы как класс.

Эпилог

Сейчас обязательно появятся умники, которые станут утверждать, что суперракета «Гранит» (а куда же, без великого и ужасного) все равно потопит любой корабль НАТО.

Только речь шла совсем о другом.

Перед нами маленький, но совершенно лживый отрывок из статьи «Ракетный реванш». В котором преувеличивается мощь ракетного оружия, которое якобы способно топить корабли даже без наличия БЧ. При этом никто не обращает внимания на явные нестыковки в деле.

Для нанесения серьезных повреждений боевым кораблям одной кинетической энергии недостаточно. Даже у сверхзвукового «Талоса» (стартовая масса 3,5 т, масса второй ступени 1,5 т, скорость 2,5M), который превосходил в этом отношении многие современные ПКР, не хватило силёнок, чтобы потопить 1500-тонный миноносец.

Это кажется невероятным. Но факты — упрямая вещь.

Скорость и масса ракеты, какими бы высокими не были эти значения, обесцениваются ничтожной механической прочностью и «мягкостью» её конструкции.

Ракета с отключенной или отказавшей боевой частью представляет опасность лишь для кораблей, имеющих явные конструктивные просчеты и недостатки в своей конструкции. При обилии пожароопасных материалов, АМГ-сплавов и слабости средств борьбы за живучесть, усугубленных малыми размерами кораблей, сгоревших от неразорвавшихся ракет.