Проект многоцелевого истребителя Ki-98
Ki-98 — проект многоцелевого истребителя японской компании Mansyu. Работа над созданием данного самолета началась по заказу Главного командования армейской авиации Японии. Ki-98 должен был стать первым многоцелевым ударным самолетом японской авиации. Машина отличалась оригинальной конструкцией и дизайном, это был одноместный низкоплан двухбалочной схемы с толкающим винтом. Такая же схема использовалась шведскими конструкторами при создании ударного истребителя Saab J21, который в отличие от японской разработки, выпускался серийно. Прототип Ki-98 должен был быть готов к лету 1945 года, но поражение Японии в войне помешало этим планам.
Поиск перспективных конструкций новых боевых самолетов с целью дальнейшей замены устаревающего авиационного парка, который находился в эксплуатации, начался в Японии в конце 1942 года. Особое место уделялось созданию высотного истребителя-перехватчика и тяжелого истребителя-штурмовика. Компаниям Nakajima и Tachikawa было предложено создать истребитель-перехватчик, их разработки трансформировались в проекты Ki-87 и Кi-94 соответственно. Одновременно с этим военных привлек проект многоцелевого истребителя Kawasaki Ki-102, при этом предложенный проект не рассматривался, как неоспоримый победитель. Конкуренцию компании Kawasaki должна была составить небольшая авиастроительная компания Manshukoku Hikoki Seizo K.K., более известная как Manshu, из марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-го.
Основной завод компании Manshu находился в Харбине, столице Маньчжоу-го. Компания Manshu была основана лишь в 1938 году и являлась дочерней компанией Nakajima Hikoki K.K. В Харбине по лицензии выпускался известный истребитель Ki-27, а позднее и Ki-84 разработки Nakajima. Имелись здесь и свои собственные разработки, в частности выпускаемый серийно учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки Ki-79, который был создан на базе истребителя Ki-27. К работе над перспективным многоцелевым истребителем в Харбине привлекли свои лучшие кадры.
Весной 1944 года Главное командование армейской авиации Японии поручило руководству Manshu адаптировать самолет Кi-98 к роли высотного истребителя. Из-за этого конструкторы компании из Харбина вынуждены были менять конструкцию своего самолета под новые требования военных, что еще сильнее затормозило общий ход работ. Одним из самых важных изменений стала необходимость использования авиационного двигателя с турбонагнетателем, в результате Ha-211-III должен был заменить двигатель Mitsubishi Ha-211 Ru, обладавший большими размерами.
Mitsubishi Ha-211 Ru — это высотный вариант двигателя, оснащенный турбокомпрессором. Двигатель весил чуть менее тонны и по отношению единицы мощности к единице массы должен был стать самым эффективным в мире на тот момент времени. Однако в погоне за минимизацией габаритов и массы двигателя Ha-211 конструкторы компании Mitsubishi допустили ошибку в теплосъеме цилиндров. Два ряда цилиндров были слишком сильно зажаты, как следствие, двигатель постоянно перегревался. Он повторил судьбу советского авиационного двигателя М-71. До конца Второй мировой войны добиться стабильной работы этого двигателя японским инженерам так и не удалось.
Новый двигатель был больше планируемого изначально Ha-211-III, поэтому конструкторам пришлось расширить и удлинить фюзеляж Кi-98. Так как был использован новый винт большего диаметра, пришлось разнести подальше друг от друга и хвостовые балки. Как следствие были переработаны и крылья самолета. Наконец, планер истребителя был усилен в связи с возросшей массой конструкции. Другое изменение предусматривало облегчение процесса покидания самолета летчиком при возникновении аварийных ситуаций. Было решено отказаться от покидания самолета через отсек носовой стойки шасси. При этом в конструкцию самолета были включены взрывные болты, предназначенные для аварийного отстрела лопастей винта, а также хвостового оперения. Благодаря этому летчик мог покинуть самолет в экстремальной ситуации традиционным способом через откидной фонарь кабины. Вооружение самолета было решено оставить неизменным, так как оно отвечало задачам борьбы с американскими бомбардировщиками, которые он должен был перехватывать.
Переработанный проект многоцелевого истребителя был готов к октябрю 1944 года. После этого начался новый этап макетирования перепроектированного фюзеляжа самолета. По планам самолет должен был быть готов и начать программу летных испытаний в начале 1945 года, однако они были похоронены бомбардировками Харбина, которые американцы провели 7 декабря 1944 года. По этой причине работы по постройке Кi-98 удалось возобновить лишь в середине января 1945 года. Несмотря на все попытки ускорить темп работ, догнать планируемые даты уже не удалось.
К августу 1945 года были готовы фюзеляж, хвостовые балки и крыло самолета, они были готовы к сборке. Но 8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии, а на следующий день советские войска вступили на территорию государства Маньчжоу-го. Маньчжурская императорская и японская Квантунская армии были не в состоянии противостоять советским войскам и остановить их продвижение. По этой причине в компании Manshu решили уничтожить все макеты, оснастку, инструменты, незавершенный истребитель Ki-98, а также техническую документацию по проекту, чтобы все это не попало в руки советских специалистов.
Летно-технические характеристики Ki-98 (проектные):
Габаритные размеры: длина — 11,39 м, высота — 4,29 м, размах крыла — 11,24 м, площадь крыла — 23,99 м2.
Масса пустого — 2880 кг.
Нормальная взлетная масса — 3500 кг.
Силовая установка — двигатель Mitsubishi Ha-211 Ru мощностью 2200 л.с.
Максимальная скорость полета — 731 км/ч.
Крейсерская скорость — 654 км/ч.
Практическая дальность — 1000 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Вооружение — 1х37-мм пушка Ho-204 и 2х20-мм пушки Ho-5.
Экипаж — 1 человек.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/aww2/ki98.html
http://alternathistory.com/istrebitel-shturmovik-98-manshu-mansyu-ki-98-yaponiya
http://airspot.ru/catalogue/item/mansyu-ki-98
Поиск перспективных конструкций новых боевых самолетов с целью дальнейшей замены устаревающего авиационного парка, который находился в эксплуатации, начался в Японии в конце 1942 года. Особое место уделялось созданию высотного истребителя-перехватчика и тяжелого истребителя-штурмовика. Компаниям Nakajima и Tachikawa было предложено создать истребитель-перехватчик, их разработки трансформировались в проекты Ki-87 и Кi-94 соответственно. Одновременно с этим военных привлек проект многоцелевого истребителя Kawasaki Ki-102, при этом предложенный проект не рассматривался, как неоспоримый победитель. Конкуренцию компании Kawasaki должна была составить небольшая авиастроительная компания Manshukoku Hikoki Seizo K.K., более известная как Manshu, из марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-го.
Основной завод компании Manshu находился в Харбине, столице Маньчжоу-го. Компания Manshu была основана лишь в 1938 году и являлась дочерней компанией Nakajima Hikoki K.K. В Харбине по лицензии выпускался известный истребитель Ki-27, а позднее и Ki-84 разработки Nakajima. Имелись здесь и свои собственные разработки, в частности выпускаемый серийно учебно-тренировочный самолет повышенной летной подготовки Ki-79, который был создан на базе истребителя Ki-27. К работе над перспективным многоцелевым истребителем в Харбине привлекли свои лучшие кадры.
Весной 1944 года Главное командование армейской авиации Японии поручило руководству Manshu адаптировать самолет Кi-98 к роли высотного истребителя. Из-за этого конструкторы компании из Харбина вынуждены были менять конструкцию своего самолета под новые требования военных, что еще сильнее затормозило общий ход работ. Одним из самых важных изменений стала необходимость использования авиационного двигателя с турбонагнетателем, в результате Ha-211-III должен был заменить двигатель Mitsubishi Ha-211 Ru, обладавший большими размерами.
Mitsubishi Ha-211 Ru — это высотный вариант двигателя, оснащенный турбокомпрессором. Двигатель весил чуть менее тонны и по отношению единицы мощности к единице массы должен был стать самым эффективным в мире на тот момент времени. Однако в погоне за минимизацией габаритов и массы двигателя Ha-211 конструкторы компании Mitsubishi допустили ошибку в теплосъеме цилиндров. Два ряда цилиндров были слишком сильно зажаты, как следствие, двигатель постоянно перегревался. Он повторил судьбу советского авиационного двигателя М-71. До конца Второй мировой войны добиться стабильной работы этого двигателя японским инженерам так и не удалось.
Новый двигатель был больше планируемого изначально Ha-211-III, поэтому конструкторам пришлось расширить и удлинить фюзеляж Кi-98. Так как был использован новый винт большего диаметра, пришлось разнести подальше друг от друга и хвостовые балки. Как следствие были переработаны и крылья самолета. Наконец, планер истребителя был усилен в связи с возросшей массой конструкции. Другое изменение предусматривало облегчение процесса покидания самолета летчиком при возникновении аварийных ситуаций. Было решено отказаться от покидания самолета через отсек носовой стойки шасси. При этом в конструкцию самолета были включены взрывные болты, предназначенные для аварийного отстрела лопастей винта, а также хвостового оперения. Благодаря этому летчик мог покинуть самолет в экстремальной ситуации традиционным способом через откидной фонарь кабины. Вооружение самолета было решено оставить неизменным, так как оно отвечало задачам борьбы с американскими бомбардировщиками, которые он должен был перехватывать.
Переработанный проект многоцелевого истребителя был готов к октябрю 1944 года. После этого начался новый этап макетирования перепроектированного фюзеляжа самолета. По планам самолет должен был быть готов и начать программу летных испытаний в начале 1945 года, однако они были похоронены бомбардировками Харбина, которые американцы провели 7 декабря 1944 года. По этой причине работы по постройке Кi-98 удалось возобновить лишь в середине января 1945 года. Несмотря на все попытки ускорить темп работ, догнать планируемые даты уже не удалось.
К августу 1945 года были готовы фюзеляж, хвостовые балки и крыло самолета, они были готовы к сборке. Но 8 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии, а на следующий день советские войска вступили на территорию государства Маньчжоу-го. Маньчжурская императорская и японская Квантунская армии были не в состоянии противостоять советским войскам и остановить их продвижение. По этой причине в компании Manshu решили уничтожить все макеты, оснастку, инструменты, незавершенный истребитель Ki-98, а также техническую документацию по проекту, чтобы все это не попало в руки советских специалистов.
Летно-технические характеристики Ki-98 (проектные):
Габаритные размеры: длина — 11,39 м, высота — 4,29 м, размах крыла — 11,24 м, площадь крыла — 23,99 м2.
Масса пустого — 2880 кг.
Нормальная взлетная масса — 3500 кг.
Силовая установка — двигатель Mitsubishi Ha-211 Ru мощностью 2200 л.с.
Максимальная скорость полета — 731 км/ч.
Крейсерская скорость — 654 км/ч.
Практическая дальность — 1000 км.
Практический потолок — 12 000 м.
Вооружение — 1х37-мм пушка Ho-204 и 2х20-мм пушки Ho-5.
Экипаж — 1 человек.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/aww2/ki98.html
http://alternathistory.com/istrebitel-shturmovik-98-manshu-mansyu-ki-98-yaponiya
http://airspot.ru/catalogue/item/mansyu-ki-98
Автор: ZloyStrelok