Катастрофа МиГ-29КР. Вопросы о техническом факторе





В начале этого года на сайте Минобороны было опубликовано интервью, точнее, часть доклада начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина. Доклад был посвящен именно готовности краснодарского тренажера НИТКА.

«Строительство трамплина и разгонного участка закончено, они готовы к сдаче в эксплуатацию. На сегодня готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае… Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года».

А 6 сентября 2016 года информагентства распространили более подробные пояснения Кожина:

«Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Сопоставив два этих заявления, можно сделать следующий вывод: комплекс в Ейске не готов.

В то же время о состоянии крымского комплекса особой информации тоже нет. Комплекс работает, тренировки идут. Точка.

Вообще, создается впечатление, что наше Минобороны оказалось в крайне неприятной ситуации. О том, насколько все «прекрасно» с крымской инфраструктурой, мы все наслышаны. Возможно, к НИТКА в Саки это тоже относится в полной мере. Значит, пришлось латать-ремонтировать. А на комплекс в Ейске чего-то не хватило. Возможно, денег.

Возможно, что полный цикл испытаний МиГ-29КР/КУБР к началу похода не прошли. Именно полный, поскольку думаю, понятно, что работа в условиях наземного аэродрома отличается от работы на палубе авианосца.

Конечно, летчики 100-го ОКИАП начали такие тренировки уже по выходу. Однако в авиационных кругах считают: если бы комплекс НИТКА в Саках, вернувшийся в Россию вместе с Крымом, не был обделен должным вниманием, подготовку строевых летчиков 100-го ОКИАП к полетам на МиГ-29 с палубы наземного «авианосца» можно было бы начать еще год назад.

Между тем, по официальным данным, на комплексе НИТКА в Саках прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР/КУБР всего семь летчиков из состава 100-го ОКИАП. О том, сколько было «обкатано» самолетов, данных вообще нет.

Резюме: катастрофа в Средиземном море вполне могла быть вызвана недостаточной работой с самолетами в период подготовки.

Отсюда напрашивается вывод, что, если мы хотим иметь полноценную авиагруппу из новых МиГ-29КР, то комплексу в Ейске надо уделить намного больше внимания, чем есть на самом деле.