Первые проекты техники на основе движителя типа Pedrail (Великобритания)

В начале прошлого века инженеры ведущих стран мира работали над созданием перспективных движителей для техники, способных повысить ее характеристики. Колеса показывали недостаточную проходимость на пересеченной местности, тогда как гусеницы, имея требуемые характеристики подвижности, были слишком сложны и ненадежны. Из-за этого регулярно появлялись и предлагались новые варианты движителя, способного решить все поставленные задачи. Одним из авторов оригинальных разработок стал британский изобретатель Брама Джозеф Диплок. На рубеже XIX и XX веков он предложил оригинальный движитель под названием Pedrail.

Одной из главных проблем колеса «традиционной» конструкции является малая площадь опоры, повышающая давление на грунт и снижающая проходимость. Изначальной целью проекта «педрэйл» было увеличение площади опоры при помощи некоторых технических средств. В дальнейшем Б.Дж. Диплок усовершенствовал свой движитель, добавив в его состав ряд новых агрегатов. Результатом этого стало появление нескольких версий ходовой части, пригодной для применения на технике различного назначения. Часть оригинальных идей была проверена на практике при помощи опытных образцов. Более того, после начала Первой мировой войны техника с ходовой частью Pedrail едва не дошла до эксплуатации в войсках.


Трактор с педрэйл-колесами преодолевает препятствие. Фото Cyberneticzoo.com


Основными элементами оригинального движителя были опоры-ноги и рельс, по которому они двигались. По этой причине проект получил название Pedrail – от латинского слова «нога» и английского «рельс». Под этим названием разработка получила широкую известность. Тем не менее, в патенте 1900 года изобретение обозначалось иначе и гораздо скромнее – Wheel («колесо»).

Уже в 1903 году конструктор начал проверку оригинального проекта на практике. Для продолжения работ была основана компания Pedrail Transport Company, сотрудники которой занялись сборкой необычных движителей. Вскоре появился первый прототип машины с ходовой частью, использующей устройства Pedrail. Первые эксперименты производились с использованием доработанных паровых тракторов существующих моделей. В течение нескольких следующих лет появились опытные образцы с одной или двумя осями, оснащенными системами Pedrail. Движитель конструкции Б.Дж. Диплока монтировался как на передний, так и на задний мост трактора, тогда как вторая ось сохраняла стандартные колеса. Кроме того, проводились проверки машин с полным набором «педрэйлов».


Наглядная демонстрация характеристик техники: трактор тянет за собой два прицепа с прицепами на борту. Фото Cyberneticzoo.com


Доработанные тракторы хорошо показали себя на различных трассах и местностях. От базовой версии техники с колесами, оснащенными простыми широкими ободами, они отличались улучшенной проходимостью на пересеченной местности. Также имелась возможность преодоления различных препятствий. В частности, сохранились фотографии, изображающие переезд через стопку досок одним из колес – второе при этом оставалось на земле.

Испытания опытных тракторов с движителем Pedrail показали все преимущества новой системы перед существующими разработками. От гусеницы новое «колесо» отличалось меньшей сложностью конструкции и большим ресурсом. В то же время, использование системы, похожей на колесо, все равно не позволяло добиться увеличения опорной поверхности, позволяющего конкурировать с гусеницей. От «традиционных» колес разработка Б.Дж. Диплока отличалась большей сложностью, однако давала более высокую проходимость. Таким образом, в ряде случаев «педрэйл» оказывался более эффективным движителем, хотя в других ситуациях следовало использовать именно существующие образцы.


Наезд на препятствие с другого ракурса. Фото Douglas-self.com


В конце первого десятилетия XX века Б.Дж. Диплок довел свой проект до стадии демонстрации прототипов потенциальному заказчику. В течение нескольких лет компания Pedrail Transport Company провела ряд показательных испытаний, целью которых была демонстрация возможностей техники. В ходе этих мероприятий тракторы с необычной ходовой частью двигались по трассам и бездорожью, преодолевали различные препятствия и т.д. Тем не менее, несмотря на успешное выполнение поставленных задач, прототипы не достигли ожидаемых успехов. Военные проявили интерес к оригинальной разработке, но не выразили желания получить технику с такими движителями.

Гусеница Pedrail

Движитель Pedrail, представлявший собой доработанное колесо, имел определенные преимущества перед существующими системами, однако присутствовали и некоторые недостатки. По этой причине автор проекта продолжил работать над дальнейшим развитием ходовой части для перспективной техники. Основной целью следующих работ было дальнейшее увеличение опорной поверхности. Для этого конструкцию «педрэйла» было предложено изменить с использованием наработок по гусеничным движителям.


Опытный образец педрэйл-гусеницы. На заднем плане - один из тракторов-прототипов с колесной ходовой частью. Фото Practicalmachinist.com


Основой транспортной тележки была гусеничная платформа достаточно простой конструкции. Ее главным элементом была рама, профиль которой повторял очертания прототипа образца 1911 года. При этом в составе рамы имелось два изогнутых рельса для роликов гусеницы. По рельсам должны были двигаться ролики, установленные на звеньях цепи. Последние через один комплектовались опорными платформами. Характерной чертой тележки 1915 года было оснащение двух гусениц общими платформами. Таким образом, две цепи с собственными направляющими рельсами фактически являлись частью единственной гусеницы. Это не позволяло управлять движением цепей раздельно, но давало максимально возможные размеры опорной поверхности.

К бокам рамы тележки присоединили кронштейны для монтажа кузова. Перевозить грузы предлагалось на длинной платформе с откидными бортами. Также на кузове должны были размещаться устройства для взаимодействия с буксиром.

В начале 1915 года опытную тележку на гусеничном ходу показали руководителям страны. В ходе этой демонстрации в кузове изделия находились камни общим весом около 500 кг. Среди представителей руководства страны, которым показали новую разработку, был первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Чиновник вызвался лично проверить транспортное средство. Несмотря на полтонны камней, У. Черчилль смог самостоятельно сдвинуть тележку с места и немного прокатить ее по лужайке.


Грузовая тележка образца 1915 г. Фото Practicalmachinist.com


Также в начале 1915 года специалистами компании Pedrail Transport Company был создан образец военной техники на шасси собственной разработки. На тележке с одной гусеницей, оснащенной широкими опорными устройствами, предлагалось монтировать раму с креплениями для броневого щита. Таким образом, над центральной частью тележки находился многоугольный щит, за которым предусматривалась пара балок с ручками для перемещения. Предполагалось, что солдаты смогут толкать перед собой щит на гусеничном шасси, защищая себя и товарищей от вражеского огня.

Проект подвижного щита был доведен до стадии строительства макетного образца. Это изделие проверили на полигоне и показали представителям военного ведомства. Отзывы военных не были положительными, из-за чего интересное предложение не привело даже к строительству полноценного прототипа со щитом из броневой стали.

Демонстрация оригинального движителя представителям командования положительным образом сказалась на дальнейшей судьбе проекта, поскольку теперь появилась возможность получить поддержку государства. Кроме того, разработкой заинтересовались специалисты военного ведомства, которые могли помочь компании Pedrail Transport Company в деле создания новых проектов. Следует отметить, что конструкторы военного ведомства заинтересовались обеими разработками Б.Дж. Диплока. Вскоре появились первые предложения, касавшиеся создания полноценной военной техники с движителями типа Pedrail.




Иллюстрации к рассказу Г. Уэллса "Сухопутные броненосцы". Рисунки On-island.net


Интересно, что проект Pedrail оставил свой след не только в истории техники. Еще в 1903 году, когда Б.Дж. Диплок и его коллеги работали над созданием опытной техники, их разработка стала «персонажем» литературного произведения. Необычным боевым машинам с пушечно-пулеметным вооружением, мощным бронированием и нестандартной ходовой частью был посвящен рассказ Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы». Всего за пару часов 14 единиц бронетехники сумели разбить целую армию противника. Главный герой, военный корреспондент, во время боя успел рассмотреть ходовую часть вражеской техники и вспомнить ее создателя. «Сухопутный броненосец» противника имел десять колес системы «педрэйл» с индивидуальной подвеской и собственным приводом на каждом. Высокая подвижность и боевые качества позволили экипажам бронемашин в кратчайшие сроки определить исход всей войны.

Проект Брамы Джозефа Диплока позволил решить некоторые проблемы существующих движителей и в некоторой мере поспособствовал дальнейшему развитию техники различного назначения. Первыми результатами оригинального проекта стали несколько прототипов на основе существующих тракторов, а также легкая техника разного назначения. В дальнейшем на основе наработок по теме Pedrail британскими конструкторами были созданы новые проекты техники. Уже в 1915 году разработку инженера-энтузиаста попытались адаптировать к применению в армии. Следующие проекты, основывавшиеся на изобретении Б.Дж. Диплока, достойны отдельного рассмотрения.


По материалам:
http://douglas-self.com/
http://practicalmachinist.com/
http://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://query.nytimes.com/
http://cyberneticzoo.com/
http://google.com/patents/US658004
http://google.com/patents/US1014132
Queer, Quaint, and Curious; The Perambulating Pedrail // The New York Times, Febrary 7, 1904.
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.