Подводные лодки противовоздушной обороны U-Flak (Германия)
Активность немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны вынуждала страны антигитлеровской коалиции организовывать патрулирование важных районов с использованием противолодочных кораблей и самолетов. Усиление противолодочной группировки, в свою очередь, приводило к необходимости создания новых средств защиты субмарин от обнаружения и нападения. Предлагались и прорабатывались различные идеи и решения, позволявшие повысить скрытность подлодки или улучшить ее огневые характеристики. Одна из самых интересных идей в области защиты подводных лодок была реализована в рамках программы U-Flak.
Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны изначально получали зенитное вооружение для борьбы с авиацией противника, но возможности этих систем далеко не всегда были достаточными. Наличие немногочисленных малокалиберных пушек могло успокоить экипаж, однако на эффективное противодействие самолетам противника надеяться не приходилось. Со временем была предложена простая и логичная идея: оснащать подводные лодки усиленным зенитным вооружением. В отличие от других субмарин, подобная техника переставала быть сравнительно легкой целью для вражеских самолетов. Кроме того, она могла осуществлять противовоздушную оборону определенных акваторий, таких как районы заправки подлодок.
Часть узлов и агрегатов, таких как гидрофоны, якорь с соответствующими устройствами, спасательные плоты и т.д. находились внутри надстройки, ограждения рубки и других деталей, установленных на прочном корпусе. Перед рубкой и позади нее предлагалось устанавливать герметичные цилиндрические пеналы, предназначенные для транспортировки двух торпед дополнительного боекомплекта.
Подлодки типа VII оснащались дизельными двигателями Germaniawerft F46 или MAN M6V 40/46. Начиная с модификации «B», двигатели имели мощность по 700 л.с. При движении в надводном положении дизели соединялись с валами двух гребных винтов. Для подводного движения использовались два электродвигателя мощностью по 375 л.с. Электрические двигатели соединялись с аккумуляторной батареей из 124 элементов. Батарея разделялась на две часть, помещенные под настилами второго и четвертого отсеков. Максимальная скорость подлодок достигала 17,4 узла, дальность плавания – до 9700 морских миль при использовании дизелей или 80-130 миль на электродвигателях, в зависимости от скорости.
В исходном проекте подлодки типа VII-C оснащались рубкой сложной формы, образованной носовым обтекаемым агрегатом и низкой кормовой частью с площадкой для размещения некоторых вооружений. При разработке проекта U-Flak было установлено, что сохранение существующей рубки не позволит оснастить лодку всем требуемым вооружением. Результатом этого стала разработка новой конструкции, предлагаемой для установки на прочный корпус и надстройку. Основной идеей этой части проекта было увеличение размеров рубки с образованием новых площадок, пригодных для установки вооружения.
Новая рубка была максимально унифицирована с существующей. Фактически были разработаны лишь несколько новых деталей, которые позволяли «превратить» существующую конструкцию в новую, имеющую необходимые параметры и габариты. Существующая рубка стала центральной частью новой. Она сохранила трубчатый носовой агрегат изогнутой формы, отличающийся сравнительно большой высотой. Позади него имелась конструкция с разваленными в стороны бортами, на верхней части которой находились две площадки. В исходном проекте на них находилась часть вооружения.
Ремонт подлодки U-256, которой предстояло стать первым представителем класса U-Flak, продолжался до весны 1943 года. Вскоре была завершена разработка проекта, после чего субмарина прошла требуемое переоборудование. В мае 43-го лодку выпустили на испытания. 16 августа освоившая новую роль субмарина была возвращена в строй. В дальнейшем ремонт и модернизацию по новому проекту прошли подлодки U-441, U-621 и U-951. Также началась подготовка к аналогичному переоснащению трех других лодок.
Следует отметить, что ремонт и модернизация, а также последующие испытания головной U-Flak заметно затянулись. Из-за этого работы по переделке второй подлодки начались еще до того, как U-256 смогла вновь выйти в море. В середине апреля 1943 года командование приняло решение начать доработку лодки U-441. Примечательно, что на этот раз планировалось использовать иной вариант проекта. С целью усиления огневой мощи субмарину следовало оснастить не только 20-мм пушками, но и одним орудием калибра 37 мм. В рамках обновления проекта планировалось дооснастить подлодку неуправляемыми реактивными снарядами калибра 86 мм. Такое оружие даже было доведено до испытаний, однако так и не вошло в комплекс вооружения U-441 по причине недостаточных характеристик.
При модернизации лодки U-441, подразумевающей использование нового оружия, было применено измененное размещение вооружений. Единственная 37-мм пушка должна была находиться на кормовой площадке, тогда как две других отдавались под монтаж счетверенных 20-мм установок. Предполагалось, что отказ от двух систем 2 cm Flakzwilling 38 с точки зрения огневой мощи будет полностью компенсирован новой пушкой увеличенного калибра.
В качестве основного «места службы» перспективных подлодок ПВО рассматривался Бискайский залив. Сравнительно малая удаленность позволяла Великобритании организовывать патрулирование залива силами морской авиации и флота. Из-за этого подлодки Германии рисковали быть обнаруженными и уничтоженными. Появление в районе субмарин с зенитным вооружением могло заметно изменить текущую ситуацию, дав подводным силам защиту от возможного нападения противолодочных самолетов.
Носовая счетверенная установка лодки U-441, вид спереди. Фото Uboat.net
Пока U-256 проходила испытания, U-441 (командир Гётц фон Хартман) вышла в первый для U-Flak боевой поход. 22 мая 1943 года эта лодка вышла из Бреста и направилась в Бискайский залив. Всего через два дня субмарина, находившаяся в надводном положении, была обнаружена британской летающей лодкой Short S.25 Sunderland, экипаж которой сразу предпринял попытку атаки. Мощное зенитное вооружение подлодки нанесли самолету серьезные повреждения, из-за которых он упал в море. Тем не менее, британцы успели сбросить глубинные бомбы, нанесшие подлодке серьезные повреждения. 26 мая первый поход U-Flak завершился возвращением на базу для ремонта.
В начале июля U-441 была восстановлена и вновь отправлена на боевое патрулирование. 12 июля она подверглась атаке трех самолетов Beaufighters. Автоматические пушки позволили отбиться от нападения, но экипаж потерял 10 человек убитыми и 13 ранеными. О продолжении патрулирования речи не шло. На следующий день субмарина вернулась в Брест.
По имеющимся данным, в ходе эксплуатации новой 37-мм автоматической пушки были выявлены серьезные недостатки такого оружия. Пушка не отличалась надежностью и неоднократно самопроизвольно прекращала огонь. Изучение этой проблемы показало, что разработчики орудия не учли основные особенности его эксплуатации. Пушка все время оставалась за пределами герметичного корпуса, из-за чего постоянно тем или иным образом соприкасалась с водой. При этом часть деталей была выполнена не из нержавеющей стали, что привело к сокращению ресурса. После переработки конструкции пушка стала работать без особых проблем.
В июне 1943 года началось переоборудование подлодки U-621. В последний день мая она подверглась нападению американского бомбардировщика B-24 Liberator, после чего нуждалась в ремонте. Восстановление конструкции, как и в случае с предыдущими лодками, было решено провести одновременно с переоборудованием. В конце августа U-621 отправилась в первый поход в роли U-Flak. В течение месяца экипаж следил за воздушной обстановкой в районе патрулирования, но так и не получил повода использовать новое вооружение.
В течение первых месяцев службы основной задачей подлодок противовоздушной обороны был поиск противолодочных самолетов в Бискайском заливе. В октябре 1943 года субмарины U-256 и частично модернизированная U-271 (по другим данным, полностью переоборудованная U-951) были отправлены в район Азорских островов. К северу от архипелага находилась точка для проведения заправки подлодок, несущих службу в Атлантическом океане. Лодки с 20-мм автоматическими пушками должны были защищать этот район от возможного нападения авиации противника. По имеющимся данным, 21 октября два американских самолета TBF Avenger атаковали U-271, в результате чего погиб один подводник. Ответным огнем один из бомбардировщиков был сбит.
Относительная успешность применения U-Flak привела к появлению планов о переоборудовании по новому проекту нескольких имеющихся субмарин. В обозримом будущем в состав Кригсмарине планировалось ввести дооснащенные артиллерией лодки U-211, U-263 и U-271. Тем не менее, эти идеи не были реализованы. Часть требуемого оружия успела получить только U-271, тогда как прочие в рамках программы перевооружения не продвинулись дальше ремонта и восстановления конструкции.
Целая «зенитная батарея» на борту подводной лодки являлась весьма хорошим аргументом в деле борьбы с противолодочной авиацией противника. В то же время, потенциал такого оружия был весьма ограничен. Противник быстро нашел способы противодействия U-Flak. В случае подозрения на обнаружение подобной подлодки летчикам следовало выполнять атаку с применением реактивных снарядов, дальность пуска которых превышала эффективную дальность стрельбы 20-мм пушек. Кроме того, развитие техники и появление радиолокационных систем позволяло проводить атаки в темное время суток, когда расчеты орудий, располагающие только оптическими системами наведения, почти ничем не могли ответить.
Неоднозначные результаты боевого применения и неопределенное будущее привели к тому, что к концу 1943 года немецкое командование стало сомневаться в целесообразности продолжения выпуска субмарин с развитым зенитным вооружением. В существующей ситуации куда более эффективными средствами защиты от противолодочной обороны являлись скрытность и грамотное построение атаки. «Активные» средства защиты посчитали нецелесообразными и бесперспективными. Из-за этого переделка существующих подлодок по проекту U-Flak прекратилась.
В ноябре 1943 года было принято решение об обратной переделке подлодок ПВО по исходным проектам. С перестроенных U-Flak удалялось дополнительное вооружение и демонтировались новые агрегаты рубки. После этого лодки вновь могли использоваться в изначальной роли. Экипажам снова следовало вести патрулирование в заданных районах, искать корабли и суда противника, а затем атаковать их при помощи торпед. Борьба с самолетами теперь рассматривалась только в качестве метода самозащиты в определенных ситуациях.
Согласно немецким данным, с мая по декабрь 1943 года четыре достроенные подлодки U-Flak только шесть раз выходили в море. Три похода совершила U-441, первой вошедшая в строй, а три других лодки успели выйти на маршруты патрулирования лишь по одному разу. Результаты такой эксплуатации оказались под стать интенсивности. За все время удалось обстрелять лишь несколько самолетов противника. Из них только два были сбиты. Учитывая численные показатели противолодочной авиации антигитлеровской коалиции, можно утверждать, что U-Flak не оказали никакого влияния на ее работу.
Отсутствие реальных результатов эксплуатации привело к закономерному итогу. Всего через несколько месяцев после введения в строй подлодки ПВО U-Flak было решено переделать по исходным проектам. В дальнейшем немецкие специалисты занимались созданием новых зенитных систем для подводного флота, однако теперь подобные разработки рассматривались исключительно в качестве дополнительного вооружения на случай неожиданной встречи с авиацией противника.
По материалам сайтов:
http://uboat.net/
http://uboataces.com/
http://u-boote.fr/
http://ww2f.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны изначально получали зенитное вооружение для борьбы с авиацией противника, но возможности этих систем далеко не всегда были достаточными. Наличие немногочисленных малокалиберных пушек могло успокоить экипаж, однако на эффективное противодействие самолетам противника надеяться не приходилось. Со временем была предложена простая и логичная идея: оснащать подводные лодки усиленным зенитным вооружением. В отличие от других субмарин, подобная техника переставала быть сравнительно легкой целью для вражеских самолетов. Кроме того, она могла осуществлять противовоздушную оборону определенных акваторий, таких как районы заправки подлодок.
Часть узлов и агрегатов, таких как гидрофоны, якорь с соответствующими устройствами, спасательные плоты и т.д. находились внутри надстройки, ограждения рубки и других деталей, установленных на прочном корпусе. Перед рубкой и позади нее предлагалось устанавливать герметичные цилиндрические пеналы, предназначенные для транспортировки двух торпед дополнительного боекомплекта.
Подлодки типа VII оснащались дизельными двигателями Germaniawerft F46 или MAN M6V 40/46. Начиная с модификации «B», двигатели имели мощность по 700 л.с. При движении в надводном положении дизели соединялись с валами двух гребных винтов. Для подводного движения использовались два электродвигателя мощностью по 375 л.с. Электрические двигатели соединялись с аккумуляторной батареей из 124 элементов. Батарея разделялась на две часть, помещенные под настилами второго и четвертого отсеков. Максимальная скорость подлодок достигала 17,4 узла, дальность плавания – до 9700 морских миль при использовании дизелей или 80-130 миль на электродвигателях, в зависимости от скорости.
В исходном проекте подлодки типа VII-C оснащались рубкой сложной формы, образованной носовым обтекаемым агрегатом и низкой кормовой частью с площадкой для размещения некоторых вооружений. При разработке проекта U-Flak было установлено, что сохранение существующей рубки не позволит оснастить лодку всем требуемым вооружением. Результатом этого стала разработка новой конструкции, предлагаемой для установки на прочный корпус и надстройку. Основной идеей этой части проекта было увеличение размеров рубки с образованием новых площадок, пригодных для установки вооружения.
Новая рубка была максимально унифицирована с существующей. Фактически были разработаны лишь несколько новых деталей, которые позволяли «превратить» существующую конструкцию в новую, имеющую необходимые параметры и габариты. Существующая рубка стала центральной частью новой. Она сохранила трубчатый носовой агрегат изогнутой формы, отличающийся сравнительно большой высотой. Позади него имелась конструкция с разваленными в стороны бортами, на верхней части которой находились две площадки. В исходном проекте на них находилась часть вооружения.
Ремонт подлодки U-256, которой предстояло стать первым представителем класса U-Flak, продолжался до весны 1943 года. Вскоре была завершена разработка проекта, после чего субмарина прошла требуемое переоборудование. В мае 43-го лодку выпустили на испытания. 16 августа освоившая новую роль субмарина была возвращена в строй. В дальнейшем ремонт и модернизацию по новому проекту прошли подлодки U-441, U-621 и U-951. Также началась подготовка к аналогичному переоснащению трех других лодок.
Следует отметить, что ремонт и модернизация, а также последующие испытания головной U-Flak заметно затянулись. Из-за этого работы по переделке второй подлодки начались еще до того, как U-256 смогла вновь выйти в море. В середине апреля 1943 года командование приняло решение начать доработку лодки U-441. Примечательно, что на этот раз планировалось использовать иной вариант проекта. С целью усиления огневой мощи субмарину следовало оснастить не только 20-мм пушками, но и одним орудием калибра 37 мм. В рамках обновления проекта планировалось дооснастить подлодку неуправляемыми реактивными снарядами калибра 86 мм. Такое оружие даже было доведено до испытаний, однако так и не вошло в комплекс вооружения U-441 по причине недостаточных характеристик.
При модернизации лодки U-441, подразумевающей использование нового оружия, было применено измененное размещение вооружений. Единственная 37-мм пушка должна была находиться на кормовой площадке, тогда как две других отдавались под монтаж счетверенных 20-мм установок. Предполагалось, что отказ от двух систем 2 cm Flakzwilling 38 с точки зрения огневой мощи будет полностью компенсирован новой пушкой увеличенного калибра.
В качестве основного «места службы» перспективных подлодок ПВО рассматривался Бискайский залив. Сравнительно малая удаленность позволяла Великобритании организовывать патрулирование залива силами морской авиации и флота. Из-за этого подлодки Германии рисковали быть обнаруженными и уничтоженными. Появление в районе субмарин с зенитным вооружением могло заметно изменить текущую ситуацию, дав подводным силам защиту от возможного нападения противолодочных самолетов.
Носовая счетверенная установка лодки U-441, вид спереди. Фото Uboat.net
Пока U-256 проходила испытания, U-441 (командир Гётц фон Хартман) вышла в первый для U-Flak боевой поход. 22 мая 1943 года эта лодка вышла из Бреста и направилась в Бискайский залив. Всего через два дня субмарина, находившаяся в надводном положении, была обнаружена британской летающей лодкой Short S.25 Sunderland, экипаж которой сразу предпринял попытку атаки. Мощное зенитное вооружение подлодки нанесли самолету серьезные повреждения, из-за которых он упал в море. Тем не менее, британцы успели сбросить глубинные бомбы, нанесшие подлодке серьезные повреждения. 26 мая первый поход U-Flak завершился возвращением на базу для ремонта.
В начале июля U-441 была восстановлена и вновь отправлена на боевое патрулирование. 12 июля она подверглась атаке трех самолетов Beaufighters. Автоматические пушки позволили отбиться от нападения, но экипаж потерял 10 человек убитыми и 13 ранеными. О продолжении патрулирования речи не шло. На следующий день субмарина вернулась в Брест.
По имеющимся данным, в ходе эксплуатации новой 37-мм автоматической пушки были выявлены серьезные недостатки такого оружия. Пушка не отличалась надежностью и неоднократно самопроизвольно прекращала огонь. Изучение этой проблемы показало, что разработчики орудия не учли основные особенности его эксплуатации. Пушка все время оставалась за пределами герметичного корпуса, из-за чего постоянно тем или иным образом соприкасалась с водой. При этом часть деталей была выполнена не из нержавеющей стали, что привело к сокращению ресурса. После переработки конструкции пушка стала работать без особых проблем.
В июне 1943 года началось переоборудование подлодки U-621. В последний день мая она подверглась нападению американского бомбардировщика B-24 Liberator, после чего нуждалась в ремонте. Восстановление конструкции, как и в случае с предыдущими лодками, было решено провести одновременно с переоборудованием. В конце августа U-621 отправилась в первый поход в роли U-Flak. В течение месяца экипаж следил за воздушной обстановкой в районе патрулирования, но так и не получил повода использовать новое вооружение.
В течение первых месяцев службы основной задачей подлодок противовоздушной обороны был поиск противолодочных самолетов в Бискайском заливе. В октябре 1943 года субмарины U-256 и частично модернизированная U-271 (по другим данным, полностью переоборудованная U-951) были отправлены в район Азорских островов. К северу от архипелага находилась точка для проведения заправки подлодок, несущих службу в Атлантическом океане. Лодки с 20-мм автоматическими пушками должны были защищать этот район от возможного нападения авиации противника. По имеющимся данным, 21 октября два американских самолета TBF Avenger атаковали U-271, в результате чего погиб один подводник. Ответным огнем один из бомбардировщиков был сбит.
Относительная успешность применения U-Flak привела к появлению планов о переоборудовании по новому проекту нескольких имеющихся субмарин. В обозримом будущем в состав Кригсмарине планировалось ввести дооснащенные артиллерией лодки U-211, U-263 и U-271. Тем не менее, эти идеи не были реализованы. Часть требуемого оружия успела получить только U-271, тогда как прочие в рамках программы перевооружения не продвинулись дальше ремонта и восстановления конструкции.
Целая «зенитная батарея» на борту подводной лодки являлась весьма хорошим аргументом в деле борьбы с противолодочной авиацией противника. В то же время, потенциал такого оружия был весьма ограничен. Противник быстро нашел способы противодействия U-Flak. В случае подозрения на обнаружение подобной подлодки летчикам следовало выполнять атаку с применением реактивных снарядов, дальность пуска которых превышала эффективную дальность стрельбы 20-мм пушек. Кроме того, развитие техники и появление радиолокационных систем позволяло проводить атаки в темное время суток, когда расчеты орудий, располагающие только оптическими системами наведения, почти ничем не могли ответить.
Неоднозначные результаты боевого применения и неопределенное будущее привели к тому, что к концу 1943 года немецкое командование стало сомневаться в целесообразности продолжения выпуска субмарин с развитым зенитным вооружением. В существующей ситуации куда более эффективными средствами защиты от противолодочной обороны являлись скрытность и грамотное построение атаки. «Активные» средства защиты посчитали нецелесообразными и бесперспективными. Из-за этого переделка существующих подлодок по проекту U-Flak прекратилась.
В ноябре 1943 года было принято решение об обратной переделке подлодок ПВО по исходным проектам. С перестроенных U-Flak удалялось дополнительное вооружение и демонтировались новые агрегаты рубки. После этого лодки вновь могли использоваться в изначальной роли. Экипажам снова следовало вести патрулирование в заданных районах, искать корабли и суда противника, а затем атаковать их при помощи торпед. Борьба с самолетами теперь рассматривалась только в качестве метода самозащиты в определенных ситуациях.
Согласно немецким данным, с мая по декабрь 1943 года четыре достроенные подлодки U-Flak только шесть раз выходили в море. Три похода совершила U-441, первой вошедшая в строй, а три других лодки успели выйти на маршруты патрулирования лишь по одному разу. Результаты такой эксплуатации оказались под стать интенсивности. За все время удалось обстрелять лишь несколько самолетов противника. Из них только два были сбиты. Учитывая численные показатели противолодочной авиации антигитлеровской коалиции, можно утверждать, что U-Flak не оказали никакого влияния на ее работу.
Отсутствие реальных результатов эксплуатации привело к закономерному итогу. Всего через несколько месяцев после введения в строй подлодки ПВО U-Flak было решено переделать по исходным проектам. В дальнейшем немецкие специалисты занимались созданием новых зенитных систем для подводного флота, однако теперь подобные разработки рассматривались исключительно в качестве дополнительного вооружения на случай неожиданной встречи с авиацией противника.
По материалам сайтов:
http://uboat.net/
http://uboataces.com/
http://u-boote.fr/
http://ww2f.com/
http://strangernn.livejournal.com/
Автор: Glenn Witcher