Дело Котоку. Как японских анархистов обвинили в покушении на императора
К началу ХХ века Япония, единственная из азиатских стран, превратилась в сильную империалистическую державу, способную соперничать за сферы влияния с крупными европейскими государствами. Бурному развитию экономики способствовало расширение контактов прежде практически закрытой на протяжении столетий Японии с европейскими странами. Но вместе с новыми технологиями, европейскими военными, техническими и естественнонаучными знаниями, в Японию проникали и революционные идеи. Уже в конце XIX века в стране появились первые кружки и группы сторонников социалистических идей.
Примечательно, что решающее влияние на них оказывали даже не столько европейские революционеры, сколько опыт народников соседней Российской империи. Тем более, что и у России, и у Японии в начале ХХ века были общие проблемы — хотя обе страны развивались в научно-техническом и промышленном отношениях, укреплялась их обороноспособность и росло политическое влияние в мире, во внутренней политике сохранялась практически неограниченная власть монархов, феодальные привилегии, запрет основных политических свобод.
— основатели японской социалистической партии в 1901 году
Умеренное крыло японских социалистов рассчитывало произвести изменения, прежде всего, в характере трудовых отношений — добиться снижения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы рабочим и т.п. Сделать это умеренные социалисты рассчитывали посредством легальной политической борьбы. Более радикальная часть социалистов ориентировалась на анархизм. В начале ХХ века анархистские идеи в Японии даже превосходили марксизм по популярности. Это можно было объяснить не только влиянием русских народников, но и тем, что анархистское учение, особенно взгляды Петра Кропоткина, средние японцы принимали охотнее, чем марксистскую доктрину.
У истоков радикального крыла японского социализма стояли Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй. Катаяма Сэн (1859-1933), которого на самом деле звали Сугаторо Ябуки, родился в крестьянской семье в селении Куменан, а в семнадцатилетнем возрасте уехал в Токио, где устроился работать наборщиком. Во время жизни и работы в Токио Катаяма близко подружился с Ивасаки Сейкити — отпрыском богатого японского семейства, племянником одного из создателей известнейшего концерна «Мицубиси». Ивасаки Сейкити как раз собирался ехать на учебу в США, чем не преминул воспользоваться и Катаяма Сэн. Он тоже отправился «покорять Америку». Путешествие, надо сказать, было удачным. В США Катаяма учился в знаменитом Йельском университете. Западный мир оказал на молодого японца столь сильное влияние, что он принял христианство. Затем Катаяма увлекся социалистическими идеями. В 1896 году, почти в сорокалетнем возрасте, Катаяма вернулся в Японию. Здесь как раз набирали силу социалистические кружки и группы. Катаяма примкнул к японскому социалистическому движению и сделал множество полезных дел, к примеру — стал одним из основателей Союза металлистов — первого японского рабочего профсоюза.
Другой важнейшей фигурой в становлении японского революционного социалистического движения был Дэндзиро Котоку. Как раз с именем Котоку и было связано развитие японского анархизма, но об этом — позже. Дэндзиро Котоку, более известный под псевдонимом «Сюсюй», родился 5 ноября 1871 года в городке Накамура в префектуре Коти. В биографии Катаямы и Котоку много общего — как и старший товарищ, Котоку в юношеском возрасте переехал из провинции в Токио. Здесь молодой человек устроился работать журналистом. Блестящие способности позволили ему, выходцу из провинции, быстро добиться успеха на журналистском поприще. Уже в 1898 году, спустя пять лет после начала журналистской деятельности, Котоку стал колумнистом популярнейшей в Токио газеты «Каждоутренние новости». В это же время он заинтересовался и социалистическими идеями. Прежде симпатизировавший либералам Котоку счел, что социализм — более справедливый и приемлемый путь для японского общества.
— Котоку Дэндзиро (Сюсюй)
21 апреля 1901 года Катаяма Сэн, Котоку Сюсюй и еще несколько японских социалистов встретились с целью создания Социал-демократической партии — «Сякай минсюто». Несмотря на название, программа партии серьезно отличалась от европейских или российских социал-демократических организаций марксистского толка. Японские социал-демократы видели своими главными целями: 1) установление братства и мира людей вне зависимости от расовой принадлежности, 2) установление всеобщего мира и полное уничтожение всех вооружений, 3) окончательную ликвидацию классового общества и эксплуатации, 4) обобществление земли и капиталов, 5) обобществление транспорта и путей сообщений, 6) равное распределение богатств между людьми, 7) предоставление всем жителям Японии равных политических прав, 8) бесплатное и всеобщее образование для народа. Это были стратегические цели партии. Тактическая программа, более приближенная к реальности, включала 38 пунктов. Социал-демократы требовали от императора распустить палату пэров, ввести всеобщее избирательное право, сократить вооружения и прекратить наращивать армию, сократить продолжительность рабочего дня и сделать воскресенье выходным днем, запретить ночные работы для девушек, запретить детский труд, сделать обучение в школе бесплатным, обеспечить права профсоюзов. Ознакомившись с программой партии, представители властей потребовали исключить из нее три пункта — о роспуске палаты пэров, о всеобщих выборах и о сокращении вооружений. Лидеры социал-демократов ответили отказом, в ответ на который 20 мая 1901 г. правительство запретило деятельность партии и распорядилось изъять тиражи тех газет, в которых были опубликованы манифест и другие партийные документы.
Гнев японского правительства не был случайностью. В 1901 году Япония, превратившаяся в агрессивную империалистическую державу, уже планировала в перспективе вооруженную конфронтацию с Российской империей — за влияние на Дальнем Востоке. Наличие антивоенной политической партии явно не входило в планы японской элиты того времени. Тем временем, Котоку и некоторые другие японские социалисты постепенно сдвигались на все более радикальные позиции. Если Катаяма Сэн уехал на три года в США, и во время эмиграции сосредоточил свои усилия на работе в качестве члена Социалистического Интернационала, то Котоку остался в Японии. Несмотря на ужесточение внутренней политики и нарастание агрессивной риторики во внешней политике Японии, Котоку продолжал активно выступать против милитаризации страны, критиковал власти за подготовку войны с Россией. Его ближайшим соратником стал Сакаи Тосихико (1870-1933) — тоже журналист, сотрудничавший в газете «Каждоутренние новости». Вместе с Сакаи Тосихико Котоку в ноябре 1903 года начал выпуск откровенно антивоенного издания — «Общенародной газеты» («Хэймин симбун»). Это издание выходило до января 1905 года — то есть, застало начало Русско-японской войны. Авторы издания не стеснялись открыто выступать против войны с Российской империей, критиковали репрессивную политику властей. В 1904 г. Котоку Сюсюй и Сакаи Тосихико перевели на японский язык «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
В конце концов, в феврале 1905 года Котоку Сюсюй был арестован за антивоенную пропаганду и приговорен к 5 месяцам тюремного заключения. Сто пятьдесят дней, проведенных Котоку в тюрьме, коренным образом повлияли на его мировоззрение. Сам Котоку впоследствии говорил, что сел в тюрьму марксистом, а вышел — анархистом. На дальнейшую радикализацию его взглядов повлияла книга Петра Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские», прочитанная им во время заключения. Освободившись в июле 1905 года, Котоку принял решение временно покинуть Японию. Он отправился в США, где к этому времени находился и его давний товарищ по созданию японской социалистической партии Катаяма Сэн. В США Котоку приступил к более обстоятельному изучению анархистской теории и практики. Он познакомился с деятельностью синдикалистских групп, вошедших затем в знаменитый профсоюз «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). Кроме того, находясь в США, Котоку имел больше возможностей знакомиться и с деятельностью русских революционеров. Особые симпатии Котоку, как и некоторых других японских политэмигрантов — социалистов, вызывала русская Партия социалистов — революционеров. В конце концов, 1 июня 1906 года 50 японских эмигрантов собрались в г. Окланд в Калифорнии и основали Социал-революционную партию. Эта организация выпускала журнал «Революция», а также многочисленные листовки, в которых японские эсеры призывали к вооруженной борьбе против императорского режима.
— "Хэймин Симбун" ("Общенародная газета")
В 1906 году Котоку Сюсюй вернулся из США в Японию. К этому времени в социалистическом движении страны происходили интересные события. Катаяма Сэн подверг анархистов критике, но многие социал-демократы, включая способных публицистов, предпочли принять сторону Котоку и встали на анархистские позиции. В январе 1907 года социалисты смогли возобновить издание «Общенародной газеты», однако уже в июле того же года она вновь была закрыта. Вместо нее стали печатать две другие газеты — социал-демократическую газету «Социальные новости» и анархистскую «Газету обычных людей Осаки». Так окончательно произошел раскол между японскими марксистами и анархистами. Два отца-основателя радикального социалистического движения Японии — Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй — возглавили, соответственно, марксистское и анархистское движения.
К этому времени Котоку Сюсюй окончательно встал на анархо-коммунистические позиции, став последователем идей Петра Кропоткина. В то же время, если брать анархистское движение Японии в целом, то его идеология была весьма расплывчатой и эклектичной. Она включала в себя компоненты анархистского коммунизма в кропоткинской тенденции, синдикализма по образцу американских «Индустриальных рабочих мира» и даже русского революционного радикализма в духе эсеров. Кропоткинские идеи подкупали многих японцев именно апелляцией к крестьянской общине — в начале ХХ века Япония была еще преимущественно аграрной страной, а крестьяне составляли в ней большинство населения.
С другой стороны, набирал силу японский пролетариат, а среди него востребованными оказывались анархо-синдикалистские идеи, ориентировавшие на создание революционных профсоюзов и экономическую борьбу. В то же время, многим молодым японским революционерам импонировал пример русских эсеров, вставших на путь индивидуального террора. Им казалось, что радикальные акты в отношении императора или кого-либо из высшего эшелона власти могут повлиять на общественное сознание и привести к каким-то масштабным изменениям в жизни страны. При этом, сам Котоку Сюсюй выступал противником индивидуального террора.
Важную роль в популяризации анархистских и социалистических идей в Японии играла жена Котоку Канно Суга (1881-1911) — одна из основательниц японского женского движения. В то время положение женщины в Японии еще оставалось очень приниженным, поэтому участие женщин в политическом движении воспринималось неоднозначно. Тем более удивителен жизненный путь Канно Суга — девушки, родившейся в простой семье горного мастера в небольшом селении под Киото. Канно Суга считала своим идеалом русскую революционерку Софью Перовскую, которой старалась всемерно подражать. Она писала статьи в «Общенародную газету», а затем издавала свой журнал «Свободная мысль» («Дзию сисо»).
Весной 1910 года японские спецслужбы усилили репрессии против революционного движения. В июне 1910 года были арестованы сотни японских анархистов и социалистов. Двадцать шесть человек обвинили в подготовке к покушению на императора. Среди них были Котоку Сюсюй и его гражданская жена Канно Суга. Судебный процесс по «делу об оскорблении трона» было решено сделать закрытым. Суд проходил в декабре 1910 года. Все двадцать шесть обвиняемых были признаны виновными в подготовке покушения на императора, двадцать четыре обвиняемых приговорили к смертной казни. Однако, впоследствии двенадцати анархистам смертный приговор был изменен на пожизненное заключение, но двенадцать человек все же было решено казнить. К казни был приговорен и Котоку Сюсюй. Смертный приговор японским революционерам вызвал многочисленные протесты не только в Японии, но и во всем мире. Акции солидарности с арестованными анархистами проходили в европейских странах, в Соединенных Штатах. Тем не менее, японское правосудие осталось непреклонным. 24 января 1911 года приговоренные к смерти анархисты были повешены.
Трагический конец Дэндзиро Котоку (Сюсюя) и его единомышленников стал вполне закономерным результатом их активной и открытой борьбы против жесткого военизированного режима Японии. Пытаясь действовать с максимальной открытостью, Котоку и его товарищи не смогли просчитать возможных последствий, в том числе и жестоких репрессий со стороны властей. В этом плане в более выгодном положении оказались социал-демократы, которые, хотя и подверглись репрессиям, но все же смогли избежать смертных приговоров.
«Дело об оскорблении трона», а именно под этим названием вошел в историю процесс над двадцатью шестью японскими анархистами, нанесло серьезнейший удар по развитию революционного движения в стране. Во-первых, помимо двадцати шести обвиняемых, в Японии были арестованы, правда по другим обвинениям, сотни других революционеров, разгромлены революционные организации и типографии. Во-вторых, были казнены самые активные революционеры, включая Котоку Сюсюя и Канно Суга. Остававшиеся на свободе анархисты и социалисты были вынуждены или затаиться, или вообще покинуть страну. От последствий «дела об оскорблении трона» японское революционное движение оправлялось около десятилетия. Тем не менее, в 1920-е годы японским анархистам удалось не только возродить движение, но и значительно превзойти своих идейных предшественников, достигнув колоссального влияния на японский рабочий класс.
Примечательно, что решающее влияние на них оказывали даже не столько европейские революционеры, сколько опыт народников соседней Российской империи. Тем более, что и у России, и у Японии в начале ХХ века были общие проблемы — хотя обе страны развивались в научно-техническом и промышленном отношениях, укреплялась их обороноспособность и росло политическое влияние в мире, во внутренней политике сохранялась практически неограниченная власть монархов, феодальные привилегии, запрет основных политических свобод.
Умеренное крыло японских социалистов рассчитывало произвести изменения, прежде всего, в характере трудовых отношений — добиться снижения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы рабочим и т.п. Сделать это умеренные социалисты рассчитывали посредством легальной политической борьбы. Более радикальная часть социалистов ориентировалась на анархизм. В начале ХХ века анархистские идеи в Японии даже превосходили марксизм по популярности. Это можно было объяснить не только влиянием русских народников, но и тем, что анархистское учение, особенно взгляды Петра Кропоткина, средние японцы принимали охотнее, чем марксистскую доктрину.
У истоков радикального крыла японского социализма стояли Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй. Катаяма Сэн (1859-1933), которого на самом деле звали Сугаторо Ябуки, родился в крестьянской семье в селении Куменан, а в семнадцатилетнем возрасте уехал в Токио, где устроился работать наборщиком. Во время жизни и работы в Токио Катаяма близко подружился с Ивасаки Сейкити — отпрыском богатого японского семейства, племянником одного из создателей известнейшего концерна «Мицубиси». Ивасаки Сейкити как раз собирался ехать на учебу в США, чем не преминул воспользоваться и Катаяма Сэн. Он тоже отправился «покорять Америку». Путешествие, надо сказать, было удачным. В США Катаяма учился в знаменитом Йельском университете. Западный мир оказал на молодого японца столь сильное влияние, что он принял христианство. Затем Катаяма увлекся социалистическими идеями. В 1896 году, почти в сорокалетнем возрасте, Катаяма вернулся в Японию. Здесь как раз набирали силу социалистические кружки и группы. Катаяма примкнул к японскому социалистическому движению и сделал множество полезных дел, к примеру — стал одним из основателей Союза металлистов — первого японского рабочего профсоюза.
Другой важнейшей фигурой в становлении японского революционного социалистического движения был Дэндзиро Котоку. Как раз с именем Котоку и было связано развитие японского анархизма, но об этом — позже. Дэндзиро Котоку, более известный под псевдонимом «Сюсюй», родился 5 ноября 1871 года в городке Накамура в префектуре Коти. В биографии Катаямы и Котоку много общего — как и старший товарищ, Котоку в юношеском возрасте переехал из провинции в Токио. Здесь молодой человек устроился работать журналистом. Блестящие способности позволили ему, выходцу из провинции, быстро добиться успеха на журналистском поприще. Уже в 1898 году, спустя пять лет после начала журналистской деятельности, Котоку стал колумнистом популярнейшей в Токио газеты «Каждоутренние новости». В это же время он заинтересовался и социалистическими идеями. Прежде симпатизировавший либералам Котоку счел, что социализм — более справедливый и приемлемый путь для японского общества.
21 апреля 1901 года Катаяма Сэн, Котоку Сюсюй и еще несколько японских социалистов встретились с целью создания Социал-демократической партии — «Сякай минсюто». Несмотря на название, программа партии серьезно отличалась от европейских или российских социал-демократических организаций марксистского толка. Японские социал-демократы видели своими главными целями: 1) установление братства и мира людей вне зависимости от расовой принадлежности, 2) установление всеобщего мира и полное уничтожение всех вооружений, 3) окончательную ликвидацию классового общества и эксплуатации, 4) обобществление земли и капиталов, 5) обобществление транспорта и путей сообщений, 6) равное распределение богатств между людьми, 7) предоставление всем жителям Японии равных политических прав, 8) бесплатное и всеобщее образование для народа. Это были стратегические цели партии. Тактическая программа, более приближенная к реальности, включала 38 пунктов. Социал-демократы требовали от императора распустить палату пэров, ввести всеобщее избирательное право, сократить вооружения и прекратить наращивать армию, сократить продолжительность рабочего дня и сделать воскресенье выходным днем, запретить ночные работы для девушек, запретить детский труд, сделать обучение в школе бесплатным, обеспечить права профсоюзов. Ознакомившись с программой партии, представители властей потребовали исключить из нее три пункта — о роспуске палаты пэров, о всеобщих выборах и о сокращении вооружений. Лидеры социал-демократов ответили отказом, в ответ на который 20 мая 1901 г. правительство запретило деятельность партии и распорядилось изъять тиражи тех газет, в которых были опубликованы манифест и другие партийные документы.
Гнев японского правительства не был случайностью. В 1901 году Япония, превратившаяся в агрессивную империалистическую державу, уже планировала в перспективе вооруженную конфронтацию с Российской империей — за влияние на Дальнем Востоке. Наличие антивоенной политической партии явно не входило в планы японской элиты того времени. Тем временем, Котоку и некоторые другие японские социалисты постепенно сдвигались на все более радикальные позиции. Если Катаяма Сэн уехал на три года в США, и во время эмиграции сосредоточил свои усилия на работе в качестве члена Социалистического Интернационала, то Котоку остался в Японии. Несмотря на ужесточение внутренней политики и нарастание агрессивной риторики во внешней политике Японии, Котоку продолжал активно выступать против милитаризации страны, критиковал власти за подготовку войны с Россией.
В конце концов, в феврале 1905 года Котоку Сюсюй был арестован за антивоенную пропаганду и приговорен к 5 месяцам тюремного заключения. Сто пятьдесят дней, проведенных Котоку в тюрьме, коренным образом повлияли на его мировоззрение. Сам Котоку впоследствии говорил, что сел в тюрьму марксистом, а вышел — анархистом. На дальнейшую радикализацию его взглядов повлияла книга Петра Кропоткина «Поля, фабрики и мастерские», прочитанная им во время заключения. Освободившись в июле 1905 года, Котоку принял решение временно покинуть Японию. Он отправился в США, где к этому времени находился и его давний товарищ по созданию японской социалистической партии Катаяма Сэн. В США Котоку приступил к более обстоятельному изучению анархистской теории и практики. Он познакомился с деятельностью синдикалистских групп, вошедших затем в знаменитый профсоюз «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ). Кроме того, находясь в США, Котоку имел больше возможностей знакомиться и с деятельностью русских революционеров. Особые симпатии Котоку, как и некоторых других японских политэмигрантов — социалистов, вызывала русская Партия социалистов — революционеров. В конце концов, 1 июня 1906 года 50 японских эмигрантов собрались в г. Окланд в Калифорнии и основали Социал-революционную партию. Эта организация выпускала журнал «Революция», а также многочисленные листовки, в которых японские эсеры призывали к вооруженной борьбе против императорского режима.
В 1906 году Котоку Сюсюй вернулся из США в Японию. К этому времени в социалистическом движении страны происходили интересные события. Катаяма Сэн подверг анархистов критике, но многие социал-демократы, включая способных публицистов, предпочли принять сторону Котоку и встали на анархистские позиции. В январе 1907 года социалисты смогли возобновить издание «Общенародной газеты», однако уже в июле того же года она вновь была закрыта. Вместо нее стали печатать две другие газеты — социал-демократическую газету «Социальные новости» и анархистскую «Газету обычных людей Осаки». Так окончательно произошел раскол между японскими марксистами и анархистами. Два отца-основателя радикального социалистического движения Японии — Катаяма Сэн и Котоку Сюсюй — возглавили, соответственно, марксистское и анархистское движения.
К этому времени Котоку Сюсюй окончательно встал на анархо-коммунистические позиции, став последователем идей Петра Кропоткина. В то же время, если брать анархистское движение Японии в целом, то его идеология была весьма расплывчатой и эклектичной. Она включала в себя компоненты анархистского коммунизма в кропоткинской тенденции, синдикализма по образцу американских «Индустриальных рабочих мира» и даже русского революционного радикализма в духе эсеров. Кропоткинские идеи подкупали многих японцев именно апелляцией к крестьянской общине — в начале ХХ века Япония была еще преимущественно аграрной страной, а крестьяне составляли в ней большинство населения.
С другой стороны, набирал силу японский пролетариат, а среди него востребованными оказывались анархо-синдикалистские идеи, ориентировавшие на создание революционных профсоюзов и экономическую борьбу. В то же время, многим молодым японским революционерам импонировал пример русских эсеров, вставших на путь индивидуального террора. Им казалось, что радикальные акты в отношении императора или кого-либо из высшего эшелона власти могут повлиять на общественное сознание и привести к каким-то масштабным изменениям в жизни страны. При этом, сам Котоку Сюсюй выступал противником индивидуального террора.
Важную роль в популяризации анархистских и социалистических идей в Японии играла жена Котоку Канно Суга (1881-1911) — одна из основательниц японского женского движения. В то время положение женщины в Японии еще оставалось очень приниженным, поэтому участие женщин в политическом движении воспринималось неоднозначно. Тем более удивителен жизненный путь Канно Суга — девушки, родившейся в простой семье горного мастера в небольшом селении под Киото. Канно Суга считала своим идеалом русскую революционерку Софью Перовскую, которой старалась всемерно подражать. Она писала статьи в «Общенародную газету», а затем издавала свой журнал «Свободная мысль» («Дзию сисо»).
Весной 1910 года японские спецслужбы усилили репрессии против революционного движения. В июне 1910 года были арестованы сотни японских анархистов и социалистов. Двадцать шесть человек обвинили в подготовке к покушению на императора. Среди них были Котоку Сюсюй и его гражданская жена Канно Суга. Судебный процесс по «делу об оскорблении трона» было решено сделать закрытым. Суд проходил в декабре 1910 года. Все двадцать шесть обвиняемых были признаны виновными в подготовке покушения на императора, двадцать четыре обвиняемых приговорили к смертной казни. Однако, впоследствии двенадцати анархистам смертный приговор был изменен на пожизненное заключение, но двенадцать человек все же было решено казнить. К казни был приговорен и Котоку Сюсюй. Смертный приговор японским революционерам вызвал многочисленные протесты не только в Японии, но и во всем мире. Акции солидарности с арестованными анархистами проходили в европейских странах, в Соединенных Штатах. Тем не менее, японское правосудие осталось непреклонным. 24 января 1911 года приговоренные к смерти анархисты были повешены.
Трагический конец Дэндзиро Котоку (Сюсюя) и его единомышленников стал вполне закономерным результатом их активной и открытой борьбы против жесткого военизированного режима Японии. Пытаясь действовать с максимальной открытостью, Котоку и его товарищи не смогли просчитать возможных последствий, в том числе и жестоких репрессий со стороны властей. В этом плане в более выгодном положении оказались социал-демократы, которые, хотя и подверглись репрессиям, но все же смогли избежать смертных приговоров.
«Дело об оскорблении трона», а именно под этим названием вошел в историю процесс над двадцатью шестью японскими анархистами, нанесло серьезнейший удар по развитию революционного движения в стране. Во-первых, помимо двадцати шести обвиняемых, в Японии были арестованы, правда по другим обвинениям, сотни других революционеров, разгромлены революционные организации и типографии. Во-вторых, были казнены самые активные революционеры, включая Котоку Сюсюя и Канно Суга. Остававшиеся на свободе анархисты и социалисты были вынуждены или затаиться, или вообще покинуть страну. От последствий «дела об оскорблении трона» японское революционное движение оправлялось около десятилетия. Тем не менее, в 1920-е годы японским анархистам удалось не только возродить движение, но и значительно превзойти своих идейных предшественников, достигнув колоссального влияния на японский рабочий класс.
Автор: ilyaros