Проект боевой машины Pedrail Landship (Великобритания)
В 1915 году в Великобритании стартовали два перспективных проекта боевых бронированных машин, в основе которых лежали схожие идеи. Авторы этих разработок планировали использовать оригинальные движители системы Pedrail, разработанные конструктором Брамой Джозефом Диплоком. Необычная ходовая часть позволяла повысить проходимость техники, что было важно для будущей эксплуатации в армии. Один из проектов перспективных бронемашин получил обозначение Big Wheel Landship и должен был оснащаться колесной ходовой частью. Машину Pedrail Landship, в свою очередь, планировалось поставить на гусеницы.
Известно, что разработка проекта Pedrail Landship стартовала в первых месяцах 1915 года. Тем не менее, идея, лежавшая в основе этого проекта, появилась раньше. Еще в конце 1914 года было высказано предложение о создании гусеничной бронемашины, способной перевозить солдат с оружием по полю боя. Задачей машины являлось преодоление различных препятствий, в том числе заграждений противника, и защита десанта от пуль и осколков. Усилиями разных специалистов эта концепция дорабатывалась и совершенствовалась. Итогом подобных предварительных работ стало начало нового полноценного проекта.
Первый вариант бронемашины Pedrail Landship, в дальнейшем получивший дополнительное обозначение Makr I, должен был выглядеть следующим образом. Предлагалось использовать броневой корпус большого удлинения с надстройкой-рубкой в центральной части его крыши. Конструкция корпуса была симметричной, передний и задний агрегаты имели одинаковую форму. Лоб и корма получило сравнительно сложные обводы с наклонным верхним листом и изогнутой нижней деталью. Последняя предназначалась для повышения проходимости по сложным трассам. Внутри корпуса планировалось разместить пост управления для водителя, две силовые установки, вооружение и места нескольких членов экипажа.
На ранних стадиях формирования облика бронемашину с ходовой частью типа Pedrail предлагалось оснащать одной гусеницей, проходящей почти по всей длине корпуса. Позже появилось предложение об использовании двух педрэйл-гусениц тандемного размещения. Таким образом, по одной тележке оригинальной конструкции следовало размещать в передней и задней половинах корпуса. Непосредственно над тележками размещались два блока, состоявших из собственного бензинового двигателя и механической трансмиссии, передающей крутящий момент на гусеницы. Часть конструкции силовой установки заимствовалась у одного из серийных тракторов.
Предварительный проект десантной бронемашины был подготовлен уже в конце марта 1915 года. Тем не менее, и его вскоре пришлось дорабатывать. В апреле полковник Кромптон отправился на Западный фронт для изучения реалий Первой мировой войны. На фронте выяснилось, что работа артиллерии оставляет на поле боя характерный «лунный пейзаж». Значительное число воронок от снарядов имело большие размеры, делавшие невозможным перемещение «Сухопутного корабля» в его существующем виде. Потребовались новые изменения проекта, направленные на значительное повышение проходимости.
Уже в апреле 1915 года началась работа над улучшенным вариантом машины Pedrail Landship, также известным под обозначением Mark II. В этом проекте был сохранен ряд узлов агрегатов, однако появились новые рама и корпус. Было решено разделить единый корпус на две симметричные секции с собственными рамами, двигателями и гусеничными тележками. Между собой корпуса соединялись шарниром с системами управления направлением движения. В отличие от первого проекта, шарнир допускал изменение взаимного положения секций в двух плоскостях, давая возможность движения по более сложным поверхностям. Платой за разделение корпуса стало сокращение полезных объемов. Pedrail Landship Mk.II мог перевозить только 55 солдат.
Изначально строить новую технику должна была компания Foden Ltd. Тем не менее, уже весной 1915 года контракт передали фирме Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Company. Новый подрядчик выполнил основную часть требуемых работ, после чего контракт вновь передали другому исполнителю. Окончательная достройка опытной машины Pedrail Landship велась на предприятии Stothert & Pitt Ltd. В роли субподрядчиков к проекту привлекли несколько других организаций. В частности, компания Rolls-Royce отвечала за поставку требуемых двигателей.
Опытный образец вышел на испытания в июле. От полноценной бронемашины последнего проекта прототип отличался значительно упрощенной конструкцией, основывавшейся на проекте Pedrail Landship Mk.I. Основой этой машины стала рама, выполненная из металлических профилей. В передней и задней частях рамы установили две гусеницы типа Pedrail. Тележки имели возможность поворота вокруг вертикальной оси, что использовалось для маневрирования. Для некоторого улучшения проходимости перед гусеницами и позади них появились два ролика. Непосредственно над тележками помещались два бензиновых двигателя Rolls-Royce мощностью 100 л.с. с механической трансмиссией. Пост управления с крупным рулевым колесом, контролирующим положение тележек, поместили в передней части рамы.
Изначально шасси использовалось в испытаниях в исходном виде. Позже опытную машину доработали. На шасси смонтировали легкий корпус со сравнительно высокими бортами и рамой для крепления тканевого тента. Внешне доработанный прототип походил на автобус бескапотной компоновки. Установка корпуса и тента в определенной мере упростила проведение испытаний, продолжавшихся до осени. Металл и ткань с определенной эффективностью защищали экипаж от осадков.
Преодоление препятствий. Бортовой тент поднят. Фото McTodd69 / Photobucket.com
В ходе проверок опытной машины было установлено, что существующее шасси имеет возможность развивать скорость до 15 миль в час (около 24 км/ч) и преодолевать некоторые препятствия. Тем не менее, использование жесткой рамы с двумя тележками серьезно ограничивало подвижность на сложных ландшафтах. Сочлененная архитектура, по-видимому, позволяла улучшить параметры проходимости.
Испытания первого и последнего прототипа завершились осенью 1915 года. Машина показала свои плюсы и минусы, позволив определить реальные перспективы проекта. Опытный образец с ходовой частью на основе педрэйл-гусениц показал неплохой потенциал, однако ряд его характерных черт самым серьезным образом ограничивал реальные возможности. Вероятно, строительство нового прототипа сочлененной схемы позволяло решить часть имеющихся проблем, однако к испытаниям привлекалось только одно шасси, основывавшееся на ранней версии проекта. Строительство второго прототипа иной конструкции не планировалось.
К моменту начала испытаний опытной машины Pedrail Landship британская промышленность успела создать несколько других проектов перспективной бронетехники. В частности, в начале осени командованию продемонстрировали опытный образец техники проекта Little Willie, считающийся первым работоспособным прототипом танка. Инженерам удалось найти идеи и решения, способные привести к решению поставленных задач. Как следствие, дальнейшее развитие прочих проектов теперь не имело смысла.
Успех альтернативных разработок привел к остановке работ по проекту Pedrail Landship. Специалисты промышленности и армии завершили испытания единственного прототипа, в ходе которых собрали весь объем необходимых сведений. После этого никаких других работ не велось ввиду отсутствия реальных перспектив.
После завершения испытаний единственный прототип передали в Бовингтон, где он хранился в течение некоторого времени. В 1923 году более не нужную машину отправили на разборку. На этом история проекта Pedrail Landship завершилась. К моменту утилизации единственного прототипа оригинальной машины британская армия успела получить значительное число серийных танков нескольких моделей. Альтернативные проекты сначала показали свой потенциал на полигонах, а затем подтвердили характеристики на полях сражений Первой мировой войны. Машина на педрэйл-гусеницах не смогла конкурировать с ними уже на стадии проверок, из-за чего осталась в единственном экземпляре. В дальнейшем британские инженеры снова пробовали применить оригинальный движитель в новых проектах, но теперь речь шла о разработках гражданского назначения. В области боевой техники предполагалось использовать иные технологии и решения.
По материалам:
http://bath-at-work.org.uk/
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://tanks.net/
Fletcher D. The British Tanks 1915-19. The Crowood Press, 2001
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
Известно, что разработка проекта Pedrail Landship стартовала в первых месяцах 1915 года. Тем не менее, идея, лежавшая в основе этого проекта, появилась раньше. Еще в конце 1914 года было высказано предложение о создании гусеничной бронемашины, способной перевозить солдат с оружием по полю боя. Задачей машины являлось преодоление различных препятствий, в том числе заграждений противника, и защита десанта от пуль и осколков. Усилиями разных специалистов эта концепция дорабатывалась и совершенствовалась. Итогом подобных предварительных работ стало начало нового полноценного проекта.
Первый вариант бронемашины Pedrail Landship, в дальнейшем получивший дополнительное обозначение Makr I, должен был выглядеть следующим образом. Предлагалось использовать броневой корпус большого удлинения с надстройкой-рубкой в центральной части его крыши. Конструкция корпуса была симметричной, передний и задний агрегаты имели одинаковую форму. Лоб и корма получило сравнительно сложные обводы с наклонным верхним листом и изогнутой нижней деталью. Последняя предназначалась для повышения проходимости по сложным трассам. Внутри корпуса планировалось разместить пост управления для водителя, две силовые установки, вооружение и места нескольких членов экипажа.
На ранних стадиях формирования облика бронемашину с ходовой частью типа Pedrail предлагалось оснащать одной гусеницей, проходящей почти по всей длине корпуса. Позже появилось предложение об использовании двух педрэйл-гусениц тандемного размещения. Таким образом, по одной тележке оригинальной конструкции следовало размещать в передней и задней половинах корпуса. Непосредственно над тележками размещались два блока, состоявших из собственного бензинового двигателя и механической трансмиссии, передающей крутящий момент на гусеницы. Часть конструкции силовой установки заимствовалась у одного из серийных тракторов.
Предварительный проект десантной бронемашины был подготовлен уже в конце марта 1915 года. Тем не менее, и его вскоре пришлось дорабатывать. В апреле полковник Кромптон отправился на Западный фронт для изучения реалий Первой мировой войны. На фронте выяснилось, что работа артиллерии оставляет на поле боя характерный «лунный пейзаж». Значительное число воронок от снарядов имело большие размеры, делавшие невозможным перемещение «Сухопутного корабля» в его существующем виде. Потребовались новые изменения проекта, направленные на значительное повышение проходимости.
Уже в апреле 1915 года началась работа над улучшенным вариантом машины Pedrail Landship, также известным под обозначением Mark II. В этом проекте был сохранен ряд узлов агрегатов, однако появились новые рама и корпус. Было решено разделить единый корпус на две симметричные секции с собственными рамами, двигателями и гусеничными тележками. Между собой корпуса соединялись шарниром с системами управления направлением движения. В отличие от первого проекта, шарнир допускал изменение взаимного положения секций в двух плоскостях, давая возможность движения по более сложным поверхностям. Платой за разделение корпуса стало сокращение полезных объемов. Pedrail Landship Mk.II мог перевозить только 55 солдат.
Изначально строить новую технику должна была компания Foden Ltd. Тем не менее, уже весной 1915 года контракт передали фирме Metropolitan Carrige, Wagon & Finance Company. Новый подрядчик выполнил основную часть требуемых работ, после чего контракт вновь передали другому исполнителю. Окончательная достройка опытной машины Pedrail Landship велась на предприятии Stothert & Pitt Ltd. В роли субподрядчиков к проекту привлекли несколько других организаций. В частности, компания Rolls-Royce отвечала за поставку требуемых двигателей.
Опытный образец вышел на испытания в июле. От полноценной бронемашины последнего проекта прототип отличался значительно упрощенной конструкцией, основывавшейся на проекте Pedrail Landship Mk.I. Основой этой машины стала рама, выполненная из металлических профилей. В передней и задней частях рамы установили две гусеницы типа Pedrail. Тележки имели возможность поворота вокруг вертикальной оси, что использовалось для маневрирования. Для некоторого улучшения проходимости перед гусеницами и позади них появились два ролика. Непосредственно над тележками помещались два бензиновых двигателя Rolls-Royce мощностью 100 л.с. с механической трансмиссией. Пост управления с крупным рулевым колесом, контролирующим положение тележек, поместили в передней части рамы.
Изначально шасси использовалось в испытаниях в исходном виде. Позже опытную машину доработали. На шасси смонтировали легкий корпус со сравнительно высокими бортами и рамой для крепления тканевого тента. Внешне доработанный прототип походил на автобус бескапотной компоновки. Установка корпуса и тента в определенной мере упростила проведение испытаний, продолжавшихся до осени. Металл и ткань с определенной эффективностью защищали экипаж от осадков.
Преодоление препятствий. Бортовой тент поднят. Фото McTodd69 / Photobucket.com
В ходе проверок опытной машины было установлено, что существующее шасси имеет возможность развивать скорость до 15 миль в час (около 24 км/ч) и преодолевать некоторые препятствия. Тем не менее, использование жесткой рамы с двумя тележками серьезно ограничивало подвижность на сложных ландшафтах. Сочлененная архитектура, по-видимому, позволяла улучшить параметры проходимости.
Испытания первого и последнего прототипа завершились осенью 1915 года. Машина показала свои плюсы и минусы, позволив определить реальные перспективы проекта. Опытный образец с ходовой частью на основе педрэйл-гусениц показал неплохой потенциал, однако ряд его характерных черт самым серьезным образом ограничивал реальные возможности. Вероятно, строительство нового прототипа сочлененной схемы позволяло решить часть имеющихся проблем, однако к испытаниям привлекалось только одно шасси, основывавшееся на ранней версии проекта. Строительство второго прототипа иной конструкции не планировалось.
К моменту начала испытаний опытной машины Pedrail Landship британская промышленность успела создать несколько других проектов перспективной бронетехники. В частности, в начале осени командованию продемонстрировали опытный образец техники проекта Little Willie, считающийся первым работоспособным прототипом танка. Инженерам удалось найти идеи и решения, способные привести к решению поставленных задач. Как следствие, дальнейшее развитие прочих проектов теперь не имело смысла.
Успех альтернативных разработок привел к остановке работ по проекту Pedrail Landship. Специалисты промышленности и армии завершили испытания единственного прототипа, в ходе которых собрали весь объем необходимых сведений. После этого никаких других работ не велось ввиду отсутствия реальных перспектив.
После завершения испытаний единственный прототип передали в Бовингтон, где он хранился в течение некоторого времени. В 1923 году более не нужную машину отправили на разборку. На этом история проекта Pedrail Landship завершилась. К моменту утилизации единственного прототипа оригинальной машины британская армия успела получить значительное число серийных танков нескольких моделей. Альтернативные проекты сначала показали свой потенциал на полигонах, а затем подтвердили характеристики на полях сражений Первой мировой войны. Машина на педрэйл-гусеницах не смогла конкурировать с ними уже на стадии проверок, из-за чего осталась в единственном экземпляре. В дальнейшем британские инженеры снова пробовали применить оригинальный движитель в новых проектах, но теперь речь шла о разработках гражданского назначения. В области боевой техники предполагалось использовать иные технологии и решения.
По материалам:
http://bath-at-work.org.uk/
http://aviarmor.net/
http://landships.activeboard.com/
http://tanks.net/
Fletcher D. The British Tanks 1915-19. The Crowood Press, 2001
Федосеев С. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010.
Автор: Glenn Witcher