Экспериментальный самолет РК / ЛИГ-7
Современные самолеты имеют развитую механизацию крыла, позволяющую изменять профиль плоскости и соответствующим образом влиять на характер ее обтекания, получая требуемые характеристики. Тем не менее, до определенного времени авиационная техника не имела подобного оснащения, а конструкторы не располагали требуемыми знаниями и опытом для его создания. Из-за этого в прошлом появлялись оригинальные способы влияния на характеристики крыла путем изменения его геометрических параметров. Разработка техники с изменяемой формой крыла началась в нашей стране в тридцатых годах прошлого века. Одним из первых результатов этих работ стал экспериментальный самолет РК или ЛИГ-7.
В середине тридцатых годов конструктор Георгий Иванович Бакшаев предложил оригинальный способ повышения некоторых летных характеристик авиационной техники. По его задумке, самолет следовало оснащать крылом особой конструкции, использующим дополнительные раздвижные секции. Путем вывода или уборки таких секций можно было изменять размеры и профиль крыла, соответствующим образом влияя на его характеристики. Инженер разработал как принцип работы оригинальных механизмов, так и их конструкцию. Реализовать и проверить необычное предложение предлагалось в рамках специального экспериментального проекта.
Сведения о дальнейшей судьбе опытного самолета РК / ЛИГ-7 отсутствуют. В ходе испытаний прототип смог подтвердить возможности и перспективы оригинальной конструкции крыла, но его дальнейшее существование попросту не имело смысла. После испытаний 1937 года какие-либо упоминания об этой машине отсутствуют. Вероятнее всего, после завершения программы летных испытаний уникальный самолет разобрали на запчасти. К примеру, авиационный двигатель М-11, сохраняющий, как минимум, часть своего ресурса, все еще мог быть использован для оснащения иной техники. Также опытный самолет мог стать «донором» некоторых других запчастей. Так или иначе, в итоге самолет с крылом изменяемой площади не сохранился.
После завершения испытаний первого опытного самолета Г.И. Бакшаев и его коллеги продолжили работу над оригинальной конструкцией крыла, но теперь речь шла о поиске сфер практического применения такой техники. Достаточно быстро было установлено, что гражданская авиация не нуждается в крыле с подвижными секциями. Специалисты сочли, что прирост характеристик не может полностью оправдать усложнение производства и эксплуатации. Одновременно с этим характерные особенности такой плоскости могли быть полезными для боевых самолетов. Используя крыло увеличенной площади, перспективный истребитель или бомбардировщик мог осуществлять взлет с аэродромов уменьшенных размеров, убирать более не нужные секции и развивать высокую скорость, необходимую для решения поставленных боевых задач. Возвращение дополнительных устройств в рабочее положение, в свою очередь, позволяло снизить скорость до приемлемых значений и выполнить посадку после возвращения из вылета.
Уже в 1938 году советские конструкторы начали работу над новой версией самолета с крылом конструкции Г.И. Бакшаева. Вскоре был создан проект под названием РК-И. Согласно предварительным расчетам, новый вариант необычного крыла с подвижными секциями должен был позволить самолету достичь скорости 800 км/ч при приемлемых взлетно-посадочных характеристиках.
По материалам:
http://airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
http://sovplane.ru/
http://aviahistory.ucoz.ru/
http://dmitray.narod.ru/
http://ursa-tm.ru/
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. 2-е издание, исправленное. М.: «Машиностроение», 1988
В середине тридцатых годов конструктор Георгий Иванович Бакшаев предложил оригинальный способ повышения некоторых летных характеристик авиационной техники. По его задумке, самолет следовало оснащать крылом особой конструкции, использующим дополнительные раздвижные секции. Путем вывода или уборки таких секций можно было изменять размеры и профиль крыла, соответствующим образом влияя на его характеристики. Инженер разработал как принцип работы оригинальных механизмов, так и их конструкцию. Реализовать и проверить необычное предложение предлагалось в рамках специального экспериментального проекта.
Сведения о дальнейшей судьбе опытного самолета РК / ЛИГ-7 отсутствуют. В ходе испытаний прототип смог подтвердить возможности и перспективы оригинальной конструкции крыла, но его дальнейшее существование попросту не имело смысла. После испытаний 1937 года какие-либо упоминания об этой машине отсутствуют. Вероятнее всего, после завершения программы летных испытаний уникальный самолет разобрали на запчасти. К примеру, авиационный двигатель М-11, сохраняющий, как минимум, часть своего ресурса, все еще мог быть использован для оснащения иной техники. Также опытный самолет мог стать «донором» некоторых других запчастей. Так или иначе, в итоге самолет с крылом изменяемой площади не сохранился.
После завершения испытаний первого опытного самолета Г.И. Бакшаев и его коллеги продолжили работу над оригинальной конструкцией крыла, но теперь речь шла о поиске сфер практического применения такой техники. Достаточно быстро было установлено, что гражданская авиация не нуждается в крыле с подвижными секциями. Специалисты сочли, что прирост характеристик не может полностью оправдать усложнение производства и эксплуатации. Одновременно с этим характерные особенности такой плоскости могли быть полезными для боевых самолетов. Используя крыло увеличенной площади, перспективный истребитель или бомбардировщик мог осуществлять взлет с аэродромов уменьшенных размеров, убирать более не нужные секции и развивать высокую скорость, необходимую для решения поставленных боевых задач. Возвращение дополнительных устройств в рабочее положение, в свою очередь, позволяло снизить скорость до приемлемых значений и выполнить посадку после возвращения из вылета.
Уже в 1938 году советские конструкторы начали работу над новой версией самолета с крылом конструкции Г.И. Бакшаева. Вскоре был создан проект под названием РК-И. Согласно предварительным расчетам, новый вариант необычного крыла с подвижными секциями должен был позволить самолету достичь скорости 800 км/ч при приемлемых взлетно-посадочных характеристиках.
По материалам:
http://airwar.ru/
http://aviadejavu.ru/
http://sovplane.ru/
http://aviahistory.ucoz.ru/
http://dmitray.narod.ru/
http://ursa-tm.ru/
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. 2-е издание, исправленное. М.: «Машиностроение», 1988
Автор: Glenn Witcher