Экспериментальный танк AMX-30 ACRA (Франция)
В середине шестидесятых годов прошлого века американская военная промышленность создала управляемую противотанковую ракету MGM-51 Shillelagh, предназначенную для запуска через ствол специального орудия-пусковой установки. Получив информацию об этой разработке, военные некоторых зарубежных стран заинтересовались оригинальными идеями, использованными в американском проекте. Стартовали несколько проектов разработки аналогичного вооружения. Так, французские специалисты занялись проектом под условным названием Anti-Char Rapide Autopropulsé, первым результатом которого стало появление экспериментального танка AMX-30 ACRA.
Программа Anti-Char Rapide Autopropulsé («Противотанковое самоходное скоростное [вооружение]») стартовала в 1961 году. Головным исполнителем работ было назначено конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (APX). Через десять лет после начала работ проект был передан компании Groupement Industriel des Armements Terrestres (GIAT, ныне Nexter). Целью работ было создание перспективной противотанковой управляемой ракеты, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки или иная техника. В связи с последними успехами американских оружейников требования к французскому проекту подразумевали создание ракеты, запускаемой через ствол соответствующего орудия.
Танк управлялся экипажем из четырех человек. В передней части корпуса со сдвигом влево располагался механик-водитель. В башне находились командир, наводчик и заряжающий. Орудие F1 не оснащалось автоматическими системами подачи боеприпасов, из-за чего досылание выстрелов в камору являлось задачей отдельного члена экипажа. Для доступа на свои места экипаж должен был использовать несколько люков в крыше корпуса и башни.
Проект AMX-30 ACRA подразумевал сохранение массы существующих агрегатов серийного танка, одновременно с этим предлагая использование некоторых новых деталей и устройств. Без каких-либо изменений оставались корпус, силовая установка и ходовая часть. Купол башни так же заимствовался из существующего проекта, но в связи с планируемым перевооружением он должен был получать ряд новых агрегатов. Как следствие, «ракетный» и обычный танки оказывались внешне похожими, но имели некоторые заметные отличия.
В ходе модернизации по новому проекту базовый танк лишился существующей орудийной установки, вместо которой следовало монтировать аналогичные агрегаты нового типа. Из башни изымалась существующая 105-мм пушка со спаренным пулеметом. Также удалялась имеющаяся маска орудия. На месте старого вооружения предлагалось монтировать орудие-пусковую установку нового типа с сопутствующими агрегатами, что привело к заметному изменению экстерьера машины.
К примеру, наличие более крупных противооткатных устройств и использование некоторого дополнительного оборудования привело к необходимости разработки новой маски иной формы. Перед лобовым листом башни теперь находился агрегат с расширяющейся задней частью и несколькими отверстиями в передней стенке: одно из них предназначалось для вывода орудийного ствола, другие – для аппаратуры управления ракетой. Объективы оптики закрывались подвижными крышками.
Снимок ракеты из документации по проекту. Фото Defense-and-freedom.blogspot.com.br
Главным оружием танка AMX-30 ACRA стало перспективное орудие-пусковая установка калибра 142 мм. Причины выбора такого необычного калибра достоверно неизвестны. При этом необходимо отметить, что 142-мм артиллерийская система присутствовала только в одном проекте французской бронетехники. Единственным носителем такого оружия была бронированная инженерная машина AMX-30 EBG, задачей которого был обстрел объектов противника специальными неуправляемыми реактивными снарядами. По-видимому, калибр 142 мм в то время был компромиссом между высокими характеристиками ракеты и возможностью ее изготовления с использованием существующих технологий.
Орудие нового типа получило нарезной ствол средней длины. Для компенсации увеличенного импульса отдачи ствол получил дульный тормоз характерной формы. Непосредственно на дульном срезе ствола помещались две широкие пластины, соединенные с вертикальной деталью с отверстием для прохода снаряда. Последняя также скреплялась со стволом при помощи небольших боковых горизонтальных пластин. Такой дульный тормоз должен был обеспечивать отвод пороховых газов назад и в стороны, снижая силу отдачи, воздействующей на танк.
Орудие-пусковая установка новой модели предназначалась для использования перспективной управляемой ракеты типа ACRA и нового осколочно-фугасного снаряда. Атаковать бронетехнику противника предлагалось при помощи ракет, тогда как пехота и укрепления могли уничтожаться 142-мм активно-реактивным снарядом. Осколочно-фугасный выстрел представлял собой изделие общей длиной 90 см и массой 21 кг. На собственно снаряд приходилось 64 см длины и 15 кг веса при 2 кг взрывчатого вещества. Снаряд также имел аэродинамический стабилизатор с шестью плоскостями. Согласно расчетам, такой снаряд мог лететь на дальность до 8 км, однако недостаточная длина ствола не позволяла разогнать его до требуемых скоростей. Начальная скорость боеприпаса составляла всего 550 м/с. За счет применения собственного двигателя снаряд получил возможность разгона до 700 м/с.
Необходимо отметить, что оригинальный осколочно-фугасный снаряд являлся лишь дополнительным оружием перспективного танка: основным средством атаки целей должна была стать управляемая ракета Anti-Char Rapide Autopropulsé. К моменту начала работ по проекту ACRA французские специалисты успели получить некоторый опыт в деле создания компактных ракетных систем. Имеющиеся знания и наработки планировалось использовать в новейшем проекте.
В 1970 году организация APX, игравшая роль головного разработчика, при участии нескольких смежных предприятий выполнила переоборудование одного из серийных основных танков требуемой модели. Переданная для переделки бронемашина AMX-30 лишилась части агрегатов, вместо которых установили новые изделия. В таком виде танк, получивший дополнительное обозначение ACRA, вскоре вышел на полигонные испытания. По понятным причинам, в ходе проверок основное внимание уделялось боевым качествам техники. Параметры подвижности, по вполне понятным причинам, не слишком интересовали заказчика, из-за чего их определение не было основной задачей испытаний.
В ходе испытаний в условиях полигона опытный танк AMX-30 ACRA показал сохранение имевшихся характеристик подвижности. Отсутствие значительных изменений в массе и сохранение существующего двигателя позволило оставить подвижность на прежнем уровне.
Наибольший интерес представляли боевые качества обновленной машины. Опытный «ракетный танк» подтвердил возможность атаки различных целей при помощи активно-реактивного осколочно-фугасного снаряда или управляемой противотанковой ракеты. При использовании неуправляемого боеприпаса максимальная дальность выстрела достигала 8 км, ракета летела на 3,3 км, как и предполагалось при разработке проекта. Полет ракеты на максимальную дальность продолжался всего 7 секунд. Подготовленный экипаж мог сделать до четырех выстрелов в минуту. Были подтверждены характеристики могущества боеприпасов: фугасный снаряд успешно разрушал цели, а боевая часть ракеты пробивала весьма толстую броню.
Тем не менее, как всегда бывает при создании новых смелых проектов, не обошлось без проблем. В первую очередь, поводом для претензий стала высокая стоимость ракеты ACRA. Из-за усложнения работ одно изделие опытной партии, произведенное в начале семидесятых годов, стоило около 1 млн французских франков. Тем не менее, с таким минусом проекта до определенного времени мирились. В интересах программы испытаний в первой половине семидесятых было изготовлено около 500 ракет, почти все они были израсходованы.
Еще одной проблемой комплекса стала не самая удачная система управления. Лазер наведения ракеты предлагалось жестко монтировать на орудийной установке, что привело к неожиданным последствиям. Для поражения цели танк AMX-30 ACRA должен был остановиться, найти цель и навести на нее орудие, после чего отправить ракету в полет. До момента попадания ракеты в цель танк-носитель не имел возможности сдвинуться с места: в противном случае луч лазера отклонялся от цели, срывая атаку. Таким образом, во время атаки «ракетный танк» должен был оставаться на одном месте без движения в течение, как минимум, 5-10 с. Вряд ли следовало ожидать, что танки противника не воспользуются этим и не выстрелят по неподвижной бронемашине.
Возможно, работы по проекту ACRA могли продолжаться и дальше, но к началу 1975 года даже самые ярые сторонники этой разработки потеряли всякие надежды на успешное завершение программы, некогда считавшейся многообещающей и перспективной. К этому времени Франция и ФРГ совместными усилиями завершили разработку перспективного противотанкового ракетного комплекса HOT, пригодного для монтажа на различных самоходных шасси. По своим характеристикам новый комплекс должен был превосходить испытываемую систему ACRA, из-за чего стали понятны реальные перспективы последней.
По причине дальнейшего развития ракетного вооружения проект ACRA лишился будущего. Последние испытательные пуски таких ракет из орудий танка AMX-30 ACRA и самоходок AMX-10M ACRA состоялись в конце 1974 года. После этого все работы по программе были прекращены ввиду отсутствия перспектив. Предприятия, участвовавшие в проекте Anti-Char Rapide Autopropulsé, занялись новыми актуальными разработками.
Единственный построенный экспериментальный «ракетный танк» AMX-30 ACRA более не был нужен. Его решили не перестраивать по исходному проекту с возвращением штатного вооружения. В течение некоторого времени прототип оставался у предприятия-изготовителя, после чего был передан музею бронетехники в г. Сомюр. Прототип оставался в «запасниках» музея, как минимум, до 1997 года. Немногочисленные известные фотографии машины, сделанные в прошлом, показывают, что она находится не в самом лучшем состоянии. Возможно, в будущем уникальный образец бронетехники пройдет реставрацию и пополнит постоянную экспозицию музея, но сейчас он находится на одной из площадок хранения.
Как выяснилось в будущем, проект Anti-Char Rapide Autopropulsé / ACRA был первой и последней попыткой французской промышленности разработать противотанковую ракету, запускаемую через ствол специального танкового орудия. В дальнейшем развитие танковых пушек и противотанковых ракет шло параллельно и не пересекалось в каких-либо проектах. Как следствие, современные французские танки AMX-56 Leclerc могут использовать только 120-мм снаряды различных типов, но не имеют возможности применения управляемых ракет. Носителями противотанковых ракетных комплексов стали бронемашины иных типов.
По материалам сайтов:
http://chars-francais.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-and-freedom.blogspot.com.br/
Программа Anti-Char Rapide Autopropulsé («Противотанковое самоходное скоростное [вооружение]») стартовала в 1961 году. Головным исполнителем работ было назначено конструкторское бюро Atelier de construction de Puteaux (APX). Через десять лет после начала работ проект был передан компании Groupement Industriel des Armements Terrestres (GIAT, ныне Nexter). Целью работ было создание перспективной противотанковой управляемой ракеты, носителем которой могли бы стать существующие и перспективные танки или иная техника. В связи с последними успехами американских оружейников требования к французскому проекту подразумевали создание ракеты, запускаемой через ствол соответствующего орудия.
Танк управлялся экипажем из четырех человек. В передней части корпуса со сдвигом влево располагался механик-водитель. В башне находились командир, наводчик и заряжающий. Орудие F1 не оснащалось автоматическими системами подачи боеприпасов, из-за чего досылание выстрелов в камору являлось задачей отдельного члена экипажа. Для доступа на свои места экипаж должен был использовать несколько люков в крыше корпуса и башни.
Проект AMX-30 ACRA подразумевал сохранение массы существующих агрегатов серийного танка, одновременно с этим предлагая использование некоторых новых деталей и устройств. Без каких-либо изменений оставались корпус, силовая установка и ходовая часть. Купол башни так же заимствовался из существующего проекта, но в связи с планируемым перевооружением он должен был получать ряд новых агрегатов. Как следствие, «ракетный» и обычный танки оказывались внешне похожими, но имели некоторые заметные отличия.
В ходе модернизации по новому проекту базовый танк лишился существующей орудийной установки, вместо которой следовало монтировать аналогичные агрегаты нового типа. Из башни изымалась существующая 105-мм пушка со спаренным пулеметом. Также удалялась имеющаяся маска орудия. На месте старого вооружения предлагалось монтировать орудие-пусковую установку нового типа с сопутствующими агрегатами, что привело к заметному изменению экстерьера машины.
К примеру, наличие более крупных противооткатных устройств и использование некоторого дополнительного оборудования привело к необходимости разработки новой маски иной формы. Перед лобовым листом башни теперь находился агрегат с расширяющейся задней частью и несколькими отверстиями в передней стенке: одно из них предназначалось для вывода орудийного ствола, другие – для аппаратуры управления ракетой. Объективы оптики закрывались подвижными крышками.
Снимок ракеты из документации по проекту. Фото Defense-and-freedom.blogspot.com.br
Главным оружием танка AMX-30 ACRA стало перспективное орудие-пусковая установка калибра 142 мм. Причины выбора такого необычного калибра достоверно неизвестны. При этом необходимо отметить, что 142-мм артиллерийская система присутствовала только в одном проекте французской бронетехники. Единственным носителем такого оружия была бронированная инженерная машина AMX-30 EBG, задачей которого был обстрел объектов противника специальными неуправляемыми реактивными снарядами. По-видимому, калибр 142 мм в то время был компромиссом между высокими характеристиками ракеты и возможностью ее изготовления с использованием существующих технологий.
Орудие нового типа получило нарезной ствол средней длины. Для компенсации увеличенного импульса отдачи ствол получил дульный тормоз характерной формы. Непосредственно на дульном срезе ствола помещались две широкие пластины, соединенные с вертикальной деталью с отверстием для прохода снаряда. Последняя также скреплялась со стволом при помощи небольших боковых горизонтальных пластин. Такой дульный тормоз должен был обеспечивать отвод пороховых газов назад и в стороны, снижая силу отдачи, воздействующей на танк.
Орудие-пусковая установка новой модели предназначалась для использования перспективной управляемой ракеты типа ACRA и нового осколочно-фугасного снаряда. Атаковать бронетехнику противника предлагалось при помощи ракет, тогда как пехота и укрепления могли уничтожаться 142-мм активно-реактивным снарядом. Осколочно-фугасный выстрел представлял собой изделие общей длиной 90 см и массой 21 кг. На собственно снаряд приходилось 64 см длины и 15 кг веса при 2 кг взрывчатого вещества. Снаряд также имел аэродинамический стабилизатор с шестью плоскостями. Согласно расчетам, такой снаряд мог лететь на дальность до 8 км, однако недостаточная длина ствола не позволяла разогнать его до требуемых скоростей. Начальная скорость боеприпаса составляла всего 550 м/с. За счет применения собственного двигателя снаряд получил возможность разгона до 700 м/с.
Необходимо отметить, что оригинальный осколочно-фугасный снаряд являлся лишь дополнительным оружием перспективного танка: основным средством атаки целей должна была стать управляемая ракета Anti-Char Rapide Autopropulsé. К моменту начала работ по проекту ACRA французские специалисты успели получить некоторый опыт в деле создания компактных ракетных систем. Имеющиеся знания и наработки планировалось использовать в новейшем проекте.
В 1970 году организация APX, игравшая роль головного разработчика, при участии нескольких смежных предприятий выполнила переоборудование одного из серийных основных танков требуемой модели. Переданная для переделки бронемашина AMX-30 лишилась части агрегатов, вместо которых установили новые изделия. В таком виде танк, получивший дополнительное обозначение ACRA, вскоре вышел на полигонные испытания. По понятным причинам, в ходе проверок основное внимание уделялось боевым качествам техники. Параметры подвижности, по вполне понятным причинам, не слишком интересовали заказчика, из-за чего их определение не было основной задачей испытаний.
В ходе испытаний в условиях полигона опытный танк AMX-30 ACRA показал сохранение имевшихся характеристик подвижности. Отсутствие значительных изменений в массе и сохранение существующего двигателя позволило оставить подвижность на прежнем уровне.
Наибольший интерес представляли боевые качества обновленной машины. Опытный «ракетный танк» подтвердил возможность атаки различных целей при помощи активно-реактивного осколочно-фугасного снаряда или управляемой противотанковой ракеты. При использовании неуправляемого боеприпаса максимальная дальность выстрела достигала 8 км, ракета летела на 3,3 км, как и предполагалось при разработке проекта. Полет ракеты на максимальную дальность продолжался всего 7 секунд. Подготовленный экипаж мог сделать до четырех выстрелов в минуту. Были подтверждены характеристики могущества боеприпасов: фугасный снаряд успешно разрушал цели, а боевая часть ракеты пробивала весьма толстую броню.
Тем не менее, как всегда бывает при создании новых смелых проектов, не обошлось без проблем. В первую очередь, поводом для претензий стала высокая стоимость ракеты ACRA. Из-за усложнения работ одно изделие опытной партии, произведенное в начале семидесятых годов, стоило около 1 млн французских франков. Тем не менее, с таким минусом проекта до определенного времени мирились. В интересах программы испытаний в первой половине семидесятых было изготовлено около 500 ракет, почти все они были израсходованы.
Еще одной проблемой комплекса стала не самая удачная система управления. Лазер наведения ракеты предлагалось жестко монтировать на орудийной установке, что привело к неожиданным последствиям. Для поражения цели танк AMX-30 ACRA должен был остановиться, найти цель и навести на нее орудие, после чего отправить ракету в полет. До момента попадания ракеты в цель танк-носитель не имел возможности сдвинуться с места: в противном случае луч лазера отклонялся от цели, срывая атаку. Таким образом, во время атаки «ракетный танк» должен был оставаться на одном месте без движения в течение, как минимум, 5-10 с. Вряд ли следовало ожидать, что танки противника не воспользуются этим и не выстрелят по неподвижной бронемашине.
Возможно, работы по проекту ACRA могли продолжаться и дальше, но к началу 1975 года даже самые ярые сторонники этой разработки потеряли всякие надежды на успешное завершение программы, некогда считавшейся многообещающей и перспективной. К этому времени Франция и ФРГ совместными усилиями завершили разработку перспективного противотанкового ракетного комплекса HOT, пригодного для монтажа на различных самоходных шасси. По своим характеристикам новый комплекс должен был превосходить испытываемую систему ACRA, из-за чего стали понятны реальные перспективы последней.
По причине дальнейшего развития ракетного вооружения проект ACRA лишился будущего. Последние испытательные пуски таких ракет из орудий танка AMX-30 ACRA и самоходок AMX-10M ACRA состоялись в конце 1974 года. После этого все работы по программе были прекращены ввиду отсутствия перспектив. Предприятия, участвовавшие в проекте Anti-Char Rapide Autopropulsé, занялись новыми актуальными разработками.
Единственный построенный экспериментальный «ракетный танк» AMX-30 ACRA более не был нужен. Его решили не перестраивать по исходному проекту с возвращением штатного вооружения. В течение некоторого времени прототип оставался у предприятия-изготовителя, после чего был передан музею бронетехники в г. Сомюр. Прототип оставался в «запасниках» музея, как минимум, до 1997 года. Немногочисленные известные фотографии машины, сделанные в прошлом, показывают, что она находится не в самом лучшем состоянии. Возможно, в будущем уникальный образец бронетехники пройдет реставрацию и пополнит постоянную экспозицию музея, но сейчас он находится на одной из площадок хранения.
Как выяснилось в будущем, проект Anti-Char Rapide Autopropulsé / ACRA был первой и последней попыткой французской промышленности разработать противотанковую ракету, запускаемую через ствол специального танкового орудия. В дальнейшем развитие танковых пушек и противотанковых ракет шло параллельно и не пересекалось в каких-либо проектах. Как следствие, современные французские танки AMX-56 Leclerc могут использовать только 120-мм снаряды различных типов, но не имеют возможности применения управляемых ракет. Носителями противотанковых ракетных комплексов стали бронемашины иных типов.
По материалам сайтов:
http://chars-francais.net/
http://tanks-encyclopedia.com/
http://secretprojects.co.uk/
http://strangernn.livejournal.com/
http://defense-and-freedom.blogspot.com.br/
Автор: Glenn Witcher