Летуны верят в силу небес. И, конечно, в посадочный трос


Погром на палубе «Нимица». Приземлившийся самолет занесло, и он задел стоявший на палубе вертолёт. Жертвами огня стали 14 человек, десять штурмовиков, три истребителя-перехватчика, самолет ПЛО и сами виновники катастрофы.

Не стоит все сводить к прочности троса. Аэрофинишер — не просто веревка поперек палубы. Это целая система компенсаторов, позволяющих тросу постепенно разматываться, плавно поглощая энергию рывка от зацепившегося самолёта (20 тонн на скорости 240 км/ч). Достаточно одного неисправного клапана — и заевший трос лопнет, он не рассчитан на подобные динамические нагрузки. И упаси вас в тот момент стоять рядом с ним. Известно, что обрывки троса способны рассечь даже крылья припаркованной авиатехники.


Обрыв троса на американском авианосце. Мясорубка на 1:05


Если кто-то считает, что автор излишне предвзят и зря сомневается в лётных навыках героев, то пусть найдет другое объяснения обилию авианосных катастроф.

Первый истребитель произвел посадку без замечаний. Второй МиГ-29КР зацепился за второй трос аэрофинишера, порвал его, и в конечном итоге зацепился только за четвертый трос. Порванный второй трос запутался за третий и тем самым сделал невозможным использование его при посадке самолета. Некоторое время посадка самолетов на авианосец была в принципе невыполнимой.

Однако это не мешает «диванным экспертам» мечтать о сотнях боевых вылетов и «работающей как часы» системе воздушных патрулей, непрерывно дежурящих в воздухе на протяжении всего похода авианосца.

Юмор здесь неуместен. Все на полном серьёзе. Если заставить «палубников» летать в авральном режиме, то они запутаются в тросах и потеряют добрую половину авиакрыла. Те, кто сумеет выжить в этом аду, лишившись возможности летать с корабля, отправятся на береговой аэродром. Так же, как сделали немногочисленные самолеты «Кузнецова», перелетев от греха подальше на а/б Хмеймим (по данным западных информационных агентств, утверждающих, что самолеты «Кузнецова» «гостят» на берегу на ротационной основе, ибо постоянно летать с палубы неоправданно рискованно и накладно).

Но как же герои прошлого? Почему во времена ВМВ авианосцам удавалось поднимать в воздух целые воздушные армии (налет на Перл-Харбор — 350 палубных самолетов!). Без приводных радиосистем и оптических систем помощи при посадке, которыми располагают современные летчики.

Самолёты той эпохи имели вдвое меньшую посадочную скорость и в шесть раз меньшую массу[/b]. Т.е. им приходилось гасить в 24 меньшую энергию. Вот потому и взлетали-садились без особых проблем.



Размеры полетных палуб авианосцев с тех пор заметно не увеличились. Для сравнения: палуба японского АВ «Сёкаку» имела длину 242 метра — против 306 метров у «Адмирала Кузнецова». При тех колоссальных различиях в скорости, массе и габаритах садящихся самолетов!

В результате современная палубная авиация превратилась в смертельно опасный цирк. Неоправданный риск при колоссальных затратах и сомнительных боевых возможностях. Слишком низка надежность у такой системы, чтобы полагаться на неё в бою. Здесь как бы самим не запутаться в тросах...

Факт #1

Уже говорилось не раз, что в эпоху, когда авиалайнеры за считанные часы перелетают океан, надобность в дополнительном аэродроме посреди океана отсутствует.

То, что казалось важным в эпоху тихоходной поршневой авиации, сейчас утратило всякий смысл.

При околозвуковых крейсерских скоростях и боевом радиусе современных истребителей, становится возможным нанесение ударов и дежурство в воздухе над практически любым выбранным районом морей и океанов.

Современные технологии дозаправки в полёте позволяют продержаться в воздухе предельно долгое время. И только не надо заливать про усталость пилотов.

Афганистан, 2001 год. Средняя продолжительность вылетов F/A-18 с авианосцев в Аравийском море составляла 13 часов. Многоцелевые истребители часами «висели» над горами, ожидая запрос на огневую поддержку. Что бы изменилось, если вместо гор под крылом у них был океан?

Еще пример? Во время бомбардировок Югославии продолжительность вылетов турецких F-16 составляла 9 часов — и это для легких фронтовых истребителей! Так работает вся современная авиация: удары наносятся из положения «дежурство в воздухе», что вынуждает самолеты долгими часами висеть над районом боевых действий. Который находится за тысячи километров от их родного аэродрома.

Расстояние — не проблема. На помощь всегда придет воздушный танкер.

Это мы вспоминали о боевых истребителях, у которых экипаж 1-2 чел. и всегда ограниченный запас горючего. А что творят остальные — разведчики, АВАКСы, самолеты РЭБ и ELINT на базе пассажирских «Боингов». Они не боятся никаких расстояний.

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-3 «Сентри» имеет продолжительность полета без дозаправки 11 часов. Да он за это время долетит на другой конец Земли!

На подходе время беспилотников. Вахта морского беспилотного разведчика MC-4Q «Тритон» длится более 30 часов! Для чего ему корёжиться, пытаясь сесть на качающуюся палубу корабля?! 23 000 километров — за свою смену он перелетит океан несколько раз туда и обратно.

Факт #2

Всякий раз, когда приходится воевать на чужих берегах, где-то поблизости обнаруживается аэродром. Как только встал вопрос о Сирии — сразу появился Хмеймим.


Несмотря на недобрые шутки моряков (женщины хорошо летают только на помеле) и немедленное увольнение второй женщины-пилота из ВМС, катастрофы продолжались. На фотографии обломки поднятого из воды F-14, управлявшегося лицом мужского пола (2004 год).