Система ПВО Северной Америки (часть 2)


Схема применения беспилотного перехватчика CIM-10 Bomark


На начальном этапе проектирования рассматривался вариант, при котором беспилотный аппарат должен применять против вражеских самолётов ракеты «воздух-воздух», после чего совершать мягкую посадку с помощью парашютной спасательной системы. Однако из-за чрезмерной сложности и дороговизны от такого варианта отказались. После анализа всех возможностей решили создавать одноразовый перехватчик с мощной осколочной или ядерной боевой частью. По расчётам, ядерного взрыва мощностью около 10 кт было достаточно для уничтожения самолёта или крылатой ракеты при промахе самолёта-снаряда в 1000 м. В дальнейшем для увеличения вероятности поражения цели применялись ядерные боеголовки мощностью 0,1 — 0,5 Мт.

Запуск осуществлялся вертикально, при помощи стартового ускорителя, разгонявшего перехватчик до скорости 2М, при которой мог эффективно работать ПВРД. После чего на высоте около 10 км задействовались два собственных прямоточных воздушно-реактивных двигателя Marquardt RJ43-MA-3, работавших на низкооктановом бензине. Взлетев вертикально как ракета, самолёт-снаряд набирал крейсерскую высоту полета, затем разворачивался в сторону цели и переходил в горизонтальный полёт. К этому времени РЛС сопровождения системы при помощи бортового автоответчика брала перехватчик на автосопровождение. Система ПВО SAGE проводила обработку данных локаторов и по кабелям, проложенным под землей, и радиорелейным линиям передавала их на ретрансляционные станции, вблизи которых пролетал в этот момент самолёт-снаряд. В зависимости от маневров обстреливаемой цели траектория полета перехватчика на этом участке корректировалась. Автопилот получал данные об изменениях курса противника и координировал свой курс в соответствии с этим. При приближении к цели по команде с земли включалась головка самонаведения.


Испытательный пуск CIM-10 Bomark


Лётные испытания начались в 1952 году. Комплекс поступил на вооружение в 1957 году. Серийно «Бомарки» строились на предприятиях компании «Боинг» с 1957 по 1961 год. Всего изготовлено 269 самолётов-снарядов модификации «А» и 301 модификации «В». Большинство развёрнутых перехватчиков оснащались ядерными боевыми частями. Перехватчики вертикально запускались из блочных железобетонных укрытий, расположенных на хорошо защищенных базах, каждая из которых была оснащена большим количеством стартовых установок.



В 1955 году был принят план развёртывания системы «Бомарк». Предусматривалось развёртывание 52 баз со 160 пусковыми установками на каждой. Это должно было полностью защитить континентальную часть США от любого воздушного нападения. Помимо США велось строительство баз перехватчиков на территории Канады. Это объяснилось желанием американских военных как можно дальше отодвинуть рубеж перехвата от своих границ.


Станция подсвета воздушных целей AN/MPQ-46


Вскоре после принятия на вооружение в состав комплекса дополнительно была введена РЛС AN/MPQ-55, специально разработанная для обнаружения маловысотных целей. Радиолокаторы AN/MPQ-50 и AN/MPQ-55 оснащались системами синхронизации вращения антенн. Благодаря этому удалось ликвидировать непросматриваемые зоны вокруг позиции ЗРК.


Обзорная РЛС AN/MPQ-48


Для руководства действиями нескольких батарей ЗРК использовалась мобильная трёхкоординатная РЛС AN/TPS-43. Её поставки в войска начались в 1968 году. Транспортировка элементов станции осуществлялась двумя грузовиками М35. В благоприятных условиях станция могла обнаруживать высотные цели на дальности более 400 км.


РЛС AN/TPS-43


Предполагалось, что ЗРК «Хок» прикроют бреши между дальнобойными ЗРК «Найк-Геркулес» и исключат возможность прорыва бомбардировщиков к охраняемым объектам. Но к моменту достижения маловысотным комплексом требуемого уровня боеготовности стало ясно, что основную угрозу для объектов на территории США представляют не бомбардировщики, а межконтинентальные баллистические ракеты. Тем не менее, несколько батарей «Хок» было развёрнуто на побережье, так как американская разведка получила информацию о вводе в состав ВМФ СССР подводных лодок с крылатыми ракетами. В 60-е годы вероятность нанесения ими ядерных ударов по прибрежным районам США была высокой. В основном же «Хоки» разворачивались на передовых американских базах в Западной Европе и в Азии, в тех районах, куда могли долететь советские фронтовые бомбардировщики. С целью повышения мобильности часть модернизированных маловысотных ЗРК была переведена на самоходные шасси.



Практически сразу после создания ЗРК «Хок» велись исследования по повышению его надёжности и боевых характеристик. Уже в 1964 году стартовали работы по проекту Improved Hawk или I- Hawk («Улучшенный Хок»). После принятия на вооружение модификации MIM-23B с новой ракетой и цифровой системой обработки радиолокационной информации, дальность поражения воздушных целей увеличилась до 40 км, высотный диапазон обстреливаемых целей составил 0,03-18 км. Первые Improved Hawk поступили в войска в начале 70-х. При этом большая часть американских ЗРК MIM-23А доведена до уровня MIM-23B. В дальнейшем комплексы «Хок» неоднократно модернизировались с целью повышения надёжности, помехозащищённости и увеличения вероятности поражения целей. В американских вооруженных силах «Хоки» намного пережили дальнобойные «Найк-Геркулес». Последние ЗРК MIM-14 Nike-Hercules списали в конце 80-х. а использование зенитных комплексов MIM-23 Improved Hawk продолжалось до 2002 года.

В вооруженных силах США борьба с самолётами тактической (фронтовой) авиации противника традиционно в основном возлагалась на истребители. Тем не менее работы по созданию зенитных систем для непосредственного прикрытия от авиаударов собственных передовых подразделений велись. С 1943 года до середины 60-х основу ПВО армейских подразделений от батальона и выше составляли весьма удачные 12,7-мм счетверённые пулемётные установки с электрическими приводами наведения Maxson Mount и 40-мм зенитные автоматы Bofors L60. В послевоенное время на вооружении зенитных подразделений танковых дивизий появились ЗСУ М19 и М42, вооруженные 40-мм спарками.


75-мм зенитная установка М51


На момент принятия на вооружение установка M51 не имела себе равных по дальности, скорострельности и точности ведения огня. В то же время она была очень дорогой и требовала высокой квалификации расчётов. В конце 50-х зенитные орудия потеснили ЗРК, и служба 75-мм зениток в американской армии оказалась не долгой. Уже в 1959 году все батальоны, вооруженные 75-мм орудиями, расформировали или перевооружили зенитными ракетами. Как это водится, не нужное американской армии оружие передали союзникам.

В 60-80-е годы Армия США неоднократно объявляла конкурсы на создание зенитно-артиллерийских и зенитно-ракетных комплексов, предназначенных для защиты подразделений на марше и поле боя. Однако до стадии серийного производства во второй половине 60-х удалось довести лишь буксируемую 20-мм зенитную установку M167, ЗСУ М163 и ЗРК ближней зоны MIM-72 Chaparral.


ЗСУ М163


В ЗУ М167 и ЗСУ М163 используется одинаковая 20-мм артустановка с электрическим приводом, созданная на базе авиационной пушки М61 Vulcan. В качестве шасси для ЗСУ служит гусеничный бронетранспортёр М113.

В мобильном ЗРК «Чапаррел» применялась ракета MIM-72, созданная на базе авиационной УР ближнего боя AIM-9 Sidewinder. Четыре зенитные ракеты с ТГС устанавливались на вращающейся пусковой установке, смонтированной на гусеничном шасси. Восемь запасных ЗУР входили в состав запасного боекомплекта.


ЗРК MIM-72 Chaparral


Собственных радиолокационных средств обнаружения ЗРК «Чапаррел» не имел и получал целеуказание по радиосети от РЛС AN/MPQ- 32 или AN/MPQ-49 с дальностью обнаружения цели около 20 км, или от наблюдателей. Наведение комплекса осуществлялось вручную оператором, визуально отслеживающим цель. Дальность пуска в условиях хорошей видимости по цели, летящей с умеренной дозвуковой скоростью, могла достигать 8000 метров, высота поражения 50-3000 метров. Недостатком ЗРК «Чапаррел» являлось то, что он мог в основном обстреливать реактивные самолёты вдогон.

ЗРК «Чапаррел» в Армии США США организационно сводились совместно с ЗСУ «Вулкан». Зенитный дивизион «Чапаррел-Вулкан» состоял из четырех батарей, две батареи с «Чапаррел» (по 12 машин ), а две другие – с ЗСУ М163 (по 12 машин). Буксируемый вариант М167 в основном использовался аэромобильными, воздушно-штурмовыми дивизиями и КМП США. На каждой зенитной батарее имелось до трёх РЛС обнаружения низколетящих воздушных целей. Обычно комплект оборудования РЛС транспортировался в прицепах джипами. Но в случае необходимости всё оборудование станции могли переносить семь военнослужащих. Время развёртывания - 30 мин.

Общее руководство силами ПВО дивизии осуществлялось на основе данных, получаемых с мобильных радиолокаторов AN/TPS-50 с дальностью действия 90— 100 км. В начале 70-х в войска получили усовершенствованный вариант этой станции — AN/TPS-54, на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости. РЛС AN/TPS-54 имела дальность действия 180 км и аппаратуру опознавания «свой-чужой».

Для обеспечения ПВО подразделений батальонного звена в 1968 году на вооружение поступил ПЗРК FIM-43 Redeye. Ракета этого переносного комплекса оснащалась ТГС и, так же как и ЗУР MIM-72, могла обстреливать воздушные цели в основном вдогон. Максимальная дальность поражения ПЗРК «Ред Ай» составляла 4500 метров. Вероятность поражения по опыту реальных боевых действий – 0,1…0,2.

Противовоздушная оборона сухопутных подразделений Армии США всегда строилась по остаточному принципу. Как и в прошлом, в настоящее время она носит декоративный характер. Крайне сомнительно, что ударам современных средств воздушного нападения смогут препятствовать зенитные подразделения, вооруженные ПЗРК FIM-92 Stinger и мобильными ЗРК ближней зоны M1097 Avenger.

ПЗРК «Стингер» принят на вооружение в 1981 году. В настоящее время на ракете FIM-92G используется глубокоохлаждаемая двухдиапазонная помехозащищённая розеточная ГСН, работающая в УФ и ИК диапазонах. Комплекс в боевом положении весит 15,7 кг, стартовая масса ракеты – 10,1 кг. По американским данным, наклонная дальность поражения наиболее современного варианта «Стингера» достигает 5500 метров, и 3800 метров по высоте. В отличие от ПЗРК первого поколения «Стингер» может поражать цели на встречных курсах и вдогон.


ЗРК M1097 Avenger


Ракеты «Стингер» используются в ЗРК M1097 Avenger. Базой для «Эвенджера» служит универсальное армейское шасси HMMWV. На «Хаммере» установлены два ТПК по 4 ракеты FIM-92, оптоэлектронный прицел, поисковый тепловизор, лазерный дальномер, устройство опознавания "свой-чужой", средства связи с блоком засекречивания переговоров и зенитный пулемёт калибра 12,7-мм. В центре платформы размещена кабина оператора с прозрачным защитным экраном, через который ведётся наблюдение и поиск целей. На этот экран проецируется маркер точки прицеливания. Положение маркера соответствует направлению поворота ГСН ракеты, а его вид информирует оператора о захвате цели, выбранной для обстрела. Возможна боевая работа с выносного пульта дистанционного управления и в движении на скорости до 35 км/ч. В дополнение к восьми боеготовым ЗУР, находящимся в ТПК, имеются восемь ракет в боеукладке.



Конечно, размещение восьми боеготовых ракет FIM-92 на шасси повышенной проходимости и наличие оптоэлектронных прицельных систем и средств связи существенно увеличило боевые возможности по сравнению с ПЗРК. Однако дальность и высота поражения целей остались прежними. По современным меркам дальности пуска 5500 метров недостаточно даже для эффективного противодействия современным ударным вертолётам с дальнобойными ПТРК.

Американские вооруженные силы, обладающие самым многочисленным, да и, наверное, самым современным парком истребителей, традиционно полагаются на завоевание превосходства в воздухе. Однако такой подход, работающий при защите своей территории, и при столкновении с многократно более слабым противником в будущем может очень дорого обойтись. В случае столкновения с сильным противником, имеющим современные ВВС, при отсутствии возможности по тем иди иным причинам прикрыть свои войска истребительной авиацией, малочисленность зенитных комплексов в сухопутных подразделениях и малая дальность пуска неизбежно приведут к большим потерям.

Продолжение следует…

По материалам:
https://fas.org/nuke/guide/usa/airdef/searching_the_skies.htm
http://footage.framepool.com/en/shot/587862425-boeing-cim-10-bomarc-anfsq-7-sage-semi-automatic-ground-environment-surface-to-air-missile