Система ПВО Северной Америки (часть 4)
Штаб Командования 1-й Воздушной Армии (First Air Forcе - AF 1), являющегося частью Авиационного боевого командования со штабом в Лэнгли (Air Combat Command), находится на авиабазе Тиндалл во Флориде (601-й Центр воздушно- космических операций). В распоряжении Командования 1-й Воздушной Армии, чья зона ответственности ПВО простирается над континентальной частью США, Американскими Виргинскими островами и Пуэрто-Рико, имеется 8 истребительных авиаполков и авиакрыльев. Защита воздушного пространства континентальной части США в основном возложена на истребители Национальной Гвардии, в постоянной боевой готовности на аэродромах находятся дежурные пары и звенья. Например, прикрытие столицы США осуществляется истребителями F-16C/D 121-й эскадрильи из состава 113-го авиакрыла с авиабазы Эндрюс в 24 км на юго-восток от центра Вашингтона.
Модернизированный истребитель F-16ADF
Модернизированные для использования в частях ПВО ВВС Национальной гвардии «Файтинг Фалконы» ранних серий получили обозначение F-16ADF. Доработка БРЭО истребителей в первую очередь коснулась модернизации радиолокатора AN/APG-66 в части обнаружения целей с малой отражающей поверхностью и обеспечения подсветки целей для наведения на них ракет AIM-7 Sparrow. Кроме того, на самолёты по левому борту устанавливался мощный прожектор для визуального опознавания перехватываемых самолётов в тёмное время суток.
Менее многочисленные тяжелые истребители F-15C/D также проходили модернизацию. Самолёты оснастили современными многофункциональными индикаторами и системой автоматизированного обмена информацией. Это даёт возможность пилотам «Иглов» эффективно взаимодействовать с наземными командными пунктами, самолетами ДРЛО, а также между собой.
F-35А« Lightning II»
Модернизированные F-16 и F-15 предполагается сохранить на вооружении до 2025 года, после чего они будут заменены истребителями 5-го поколения F-35А« Lightning II», которые уже начали поступать на вооружение. Это решение в США вызывает критику, так как «Лайтнинг» при гораздо большей стоимости в варианте перехватчика ПВО по ряду характеристик не имеет преимуществ над истребителями 4-го поколения. Впрочем, это не означает, что защиту воздушного пространства США осуществляют только истребители, построенные более 20 лет назад. Например, на вооружении 325-го истребительного авиаполка ВВС США, дислоцированного на авиабазе Тиндалл, состоят истребители 5-го поколения F-22A Raptor, которые также привлекаются к выполнению задач ПВО.
В настоящее время F-22A – это самый совершенный американский перехватчик. Истребитель F-22A способен совершать длительные полёты на сверхзвуковой скорости (1960 км/ч) без использования форсажа. Его БРЛС AN/APG-77 с АФАР имеет инструментальную дальность около 500 км, дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 1 м² составляет 200 км. В истребительном варианте «Раптор» вооружён 20-миллиметровой шестиствольной пушкой M61A2 Vulcan и УР «воздух-воздух»: 6 AIM-120C AMRAAM и 2 AIM-9M Sidewinder. Боевой радиус в варианте перехватчика с использованием крейсерского сверхзвукового режима составляет 760 км.
На его сооружение было потрачено более $ 51 млн. Считается, что комплекс «Железная гора» должен уцелеть при наземном ядерном взрыве мощностью 4 Мт. Однако в конце 2006 года подземный комплекс законсервировали, и руководство канадским сегментом NORAD перенесли на поверхность.
Руководство действиями канадских перехватчиков CF-18 после закрытия командного пункта в Норт – Бей осуществляется с авиабазы в Виннипеге. Всего в Королевских ВВС Канады (RCAF) в трёх авиакрыльях формально числится более 70 истребителей CF-18, но реально в воздух поднимаются не больше 58 самолётов.
В 1977 году канадское правительство объявило о начале конкурса на новый истребитель RCAF для замены: CF-104 Starfighter и CF-101 Voodoo. Помимо F-18 в конкурсе участвовали F-14 Tomcat , F-15 Eagle , Panavia Tornado, Mirage 2000, F-16 Fighting Falcon. В финал вышли американские F-16 и F-18. В 1979 году в конкурсе состоялся неожиданный поворот - Канада начала переговоры о возможности приобретения иранских истребителей F-14А с дальнобойными ракетами AIM-54A Phoenix. Самолеты были новые, но из-за отсутствия запчастей летали мало, поэтому канадцы надеялись приобрести их по сниженной цене. Но переговоры были прерваны в 1980 году, когда стало известно об участии канадской разведки в спасении американских дипломатов захваченных при штурме посольства в Тегеране.
В процессе проведения конкурса французская компания Dassault отказалась от дальнейшего участия по политическим мотивам, а F-14, F-15 и Tornado были отвергнуты из-за высокой стоимости. Канадские военно-воздушные силы в итоге предпочли двухдвигательный истребитель, кроме того, F-18А по сравнению с F-16А имел более совершенный радар. В 1980 году «Хорнет» корпорации «Макдоннел-Дуглас» был официально объявлен победителем.
После незначительных доработок F/A-18 Hornet производства McDonnell Douglas был принят на вооружение канадских ВВС под названием CF-188. Но подобное название употребляется только в официальных военных документах, обычно используют заводское обозначение - CF-18 Hornet. Эксплуатация CF-18 Hornet в RCAF началась в 1983 году. Всего с 1982 по 1988 год Канада приобрела 138 самолетов: 98 одноместных CF-18А и 40 двухместных CF-18В. Стоимость приобретения CF-18 значительно превысила первоначальный бюджет и составила $4 млрд в ценах середины 80-х годов.
Пуск УР AIM-7 Sparrow с борта CF-18А
CF-18 Hornet стал первым истребителем в RCAF, способным помимо УР ближнего боя нести ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow. После модернизации самолёт получил УР AIM-120 AMRAAM.
Канадские CF-18А/В незначительно отличались от американских F/A-18А/В. На канадских истребителях устанавливалась собственная инерциальная навигационная система и иное световое оборудование. F/A-18 изначально создавался как палубный самолет. На CF-18 тоже сохранились посадочный тормозной крюк, усиленное шасси и складываемые крылья. Это обусловлено тем, что канадским «Шершням» приходится действовать с аэродромов, расположенных в полярных районах, имеющих небольшую протяженность, с ВПП зачастую покрытым льдом. После 2001 года оставшиеся в строю истребители CF-18 проходили поэтапную модернизацию. Самолёты получили новое связное и навигационное оборудование, более совершенные БРЛС и БРЭО.
Спутниковый снимок Google earth: истребители CF-18 на аэродроме Баготвилль
Канадские CF-18 на ротационной основе размещаются в разных уголках страны, на передовых авиационных базах Comox (Британская Колумбия), Gander (Ньюфаундленд), Greenwood (Новая Шотландия), Trenton (Онтарио) и на аэродромах в полярных районах Канады. CF-18 является одним из ключевых элементов канадского сектора NORAD.
Только с 2001 по 2010 год CF-18 около трех тысяч раз вылетали на перехват подозрительных воздушных судов. Канадские «Шершни» обеспечивали безопасность воздушного пространства во время 28-го саммита «Большой восьмерки», который проходил в округе Кейнанаскис 26-27 июня 2002 года. А в ноябре 2007 года они были срочно переброшены на Аляску для обеспечения противовоздушной обороны этого северного американского штата, в связи с двухнедельным запретом на полеты F-15С/D пока не были установлены причины катастрофы американского истребителя F-15С.
В ближайшее десятилетие CF-18 в ВВС Канады должны быть заменены CF-35. Этот истребитель будет отличаться от американского F-35A наличием тормозного парашюта, необходимого для посадки на обледенелых ВПП, и системой дозаправки, аналогичной той, которая установлена на F-35B/C — с помощью шланга, а не штанги, принятой в ВВС США.
Обнаружение воздушных целей и наведение истребителей Королевских ВВС Канады осуществляется на основании данных, получаемых четырьмя десятками РЛС AN / FPS-117 AN и / TPS-70 с дальностью обнаружения до 450 км. В рамках модернизации средств обнаружения воздушных целей предусмотрено приобретение новых американских радаров - AN / TPS-78 и TPS-703. В настоящее время ведутся переговоры о льготных поставках нового радиолокационного оборудования, так как канадский сегмент NORAD в значительной мере обеспечивает безопасность США.
Продолжение следует...
По материалам:
https://www.airforce.com/
http://www.globalsecurity.org/military/agency/usaf/acc.htm
http://www.casr.ca/doc-loi-tactical-control-radar.htm
http://www.rcaf-arc.forces.gc.ca/en/article-template-standard.page?doc=virtual-museum-exhibit-about-daily-life-at-canadian-radar-stations/im7ansaq
http://pentagonus.ru/publ/privjaznye_aehrostaty_i_ikh_primenenie/18-1-0-1313
http://www.bobfletcherinvestigations.com/underground-hideouts.html
Автор: Bongo